«Железнодорожный транспорт»
№ 4 2014 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2014 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2015 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 

№ 7 2014 год
 

№ 8 2014 год
 

№ 9 2014 год
 

№ 10 2014 год
 

№ 11 2014 год
 


№ 12 2014 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Безопасность движения

маркированный список

Совершенствовать технологическую дисциплину и управление качеством работы.
Шайдуллин Ш.Н.
стр. 4

Приоритеты

маркированный список

День межгосударственных стандартов
стр. 10

Эксплуатационная работа

маркированный список

Новые подходы к управлению перевозочным процессом.
Фролов В.Ф.
стр. 14

маркированный список

О натяжении проволочных растяжек.
Упырь Р.Ю.,
Тимофеева М.В.,
Родионов Е.Д.
стр. 19

Экологический вестник

маркированный список

Экологическая политика компании - охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
Гапанович В.А.
стр. 20

маркированный список

Охрана окружающей среды. Итоги 2013 г.
стр. 25

маркированный список

Примеры инновационных решений. Склад топлива на станции Алтайская
стр. 28

Пульс сети
стр. 31

Техническая политика

маркированный список

Реализуя программу инновационного развития
стр. 32

маркированный список

Техническое задание на разработку продукции - ключевой фактор создания инновационной техники.
Корчагин А.Д.
стр. 36

маркированный список

Октябрьский центр метрологии.
Танаев В.Ф.
стр. 38

Специальный проект
Бережливое производство

маркированный список

По графику как по нотам.
Морозова Г.А.
стр. 42

маркированный список

Сокращен простой транзитного вагона с переработкой.
Кетуров П.А.
стр. 47

маркированный список

Экономия электроэнергии при отоплении модульных постов КТСМ.
Попов С.А.,
Крыжановский Н.Н.
стр. 51

Инфраструктура

маркированный список

Имитационная экспертиза проектов развития транспортной инфраструктуры.
Мишарин А.С.,
Козлов П.А.
стр. 52

маркированный список

Путь и повышенные осевые нагрузки вагонов.
Певзнер В.О.,
Белоцветова О.Ю.,
Петропавловская И.Б.,
Громова Т.И.,
Третьяков В.В.,
Третьяков И.В.
стр. 55

маркированный список

Региональная технология лубрикации.
Большаков А.Н.
стр. 59

Новости от поставщиков
стр. 63

Подвижной состав

маркированный список

Опыт сервисного обслуживания локомотивов.
Киселёв В.И.,
Лакин И.И.
стр. 64

Пассажирский комплекс

маркированный список

Деятельность ОАО «ФПК» на международных площадках.
Никитин О.А.
стр. 68

Высокоскоростное движение

маркированный список

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство.
Киселёв И.П.
стр. 71

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки: фото И.В. Умнова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за март 2014 года. Подробнее...
 

Безопасность движения

Правление ОАО «РЖД» на внеочередном заседании рассмотрело положение дел с обеспечением безопасности движения поездов, проведя предметный разбор крушения грузового поезда на перегоне Хребет - Уржумка Южно-Уральской железной дороги и других происшествий, допущенных в текущем году на Куйбышевской, Дальневосточной, Свердловской, Горьковской дорогах. Открывая заседание, президент компании В.И. Якунин напомнил, что обеспечение безопасности движения - главный приоритет для компании. Однако, несмотря на проводимую работу и, казалось бы, в целом благополучную статистику по снижению аварийности, острота проблемы не снижается. «В повседневной работе всегда существует человеческий фактор, который мешает видеть суть проблемы, эффективно пользоваться упреждающей диагностикой состояния элементов инфраструктуры, тягового подвижного состава, вагонов, систем СЦБ и связи», - подчеркнул глава ОАО «РЖД». По его словам, пока еще нет и устройств, которые полностью защитили бы от сбоев техники. Поэтому особое значение должно придаваться ответственному выполнению руководителями всех рангов своих обязанностей, в том числе и по воспитанию подчиненных и контролю за поручениями. По результатам разбора намечены и будут еще дополнительно разработаны технические, технологические, организационно-правовые и экономические мероприятия, направленные на недопущение опасных событий. Редакция намерена подробно познакомить с ними читателей журнала. Начинается серия публикаций по этой злободневной теме с выступления вице-президента ОАО «РЖД», начальника Департамента безопасности движения Ш.Н. Шайдуллина на заседании Правления.


Совершенствовать технологическую дисциплину и управление качеством работы
Ш.Н. Шайдуллин

Целевые показатели безопасности движения на 2014 г., утвержденные на итоговом заседании Правления компании в декабре прошлого года, за первые два месяца в целом по ОАО «РЖД» достигнуты. Установленное задание не выполнено в Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Дирекции тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, а также на Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Куйбышевской, Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. Кроме этого, за два месяца текущего года удалось уменьшить число случаев нарушения безопасности движения по сравнению с предшествующим годом. Так, на инфраструктуре ОАО «РЖД» динамика снижения составляет 9,4% (1308/1443), по холдингу - 30,5% (684/984), по ответственности - 33,2% (498/745). Однако в границах Южно-Уральской и Красноярской железных дорог, а также в Управлении электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры количество нарушений возросло. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Приоритеты

День межгосударственных стандартов

В феврале в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» прошел международный форум «День межгосударственных стандартов, применяемых на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ». В его работе приняли участие президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович, представители железнодорожных администраций стран СНГ, Министерства транспорта РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Росстандарта, некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), ОАО «НИИАС», ОАО «ВНИИЖТ» и др. Открывая ткрывая работу форума, В.И. Якунин отметил, что на всем «пространстве 1520» в настоящее время завершены процессы законодательного оформления новых принципов в сфере технического регулирования, утверждены основные технические регламенты, предназначенные для обеспечения безопасности людей и окружающей среды, разработан комплекс национальных стандартов для их применения на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» занимает передовые позиции в деле разработки стандартов, рассчитывая благодаря их широкому применению и совершенствованию получать от промышленности качественную технику, избавиться от контрафакта, расширять круг добросовестных поставщиков. «Наши технические стандарты - это та основа, которая позволяет нормативно поставить заслон контрафакту и браку», - подчеркнул глава ОАО «РЖД». Он также отметил, что внимание к вопросам стандартизации железнодорожного транспорта в последние годы усиливает все признанные мировые структуры. Так, в декабре 2012 г. в рамках Международного союза железных дорог была создана платформа стандартизации, главной целью которой является разработка Международных железнодорожных стандартов (IRS, International Railway Standards), призванных способствовать применению прогрессивных нормативов безопасности, интероперабельности и логистики. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа

Новые подходы к управлению перевозочным процессом
В.Ф. Фролов

Обслуживаемый Восточно-Сибирской железной дорогой полигон включает в себя Иркутскую область, Забайкальский край, Бурятию и частично Якутию. Эксплуатационная длина дороги превышает
3,8 тыс. км, развернутая длина главных путей - 6,2 тыс. км. Основные грузы: уголь, нефтяные грузы, лес, руда, цветные металлы, минеральное сырье. Дорога обслуживает свыше 3 тыс. предприятий и организаций территориально-промышленного комплекса Восточной Сибири и Забайкалья. Восточно-Сибирская магистраль исторически является связующим звеном между Западом и Востоком страны и опытным полигоном для практической реализации передовых современных технологий, направленных на максимальное повышение эффективности использования ресурсов и удовлетворение запросов потребителей услуг ОАО «РЖД». Так, на дороге был создан один из первых Единый диспетчерский центр управления перевозками, осуществлен переход на безотделенченскую структуру управления всей производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Активно внедряются современные информационные технологии, осуществлена централизация управления финансами и материально-техническими ресурсами, обеспечивающая их эффективность и прозрачность. Все это позволило улучшить взаимодействие с клиентами и независимыми перевозчиками. В результате совершенствования структуры управления на дороге производительность труда повысилась на 20%, производительность локомотива увеличилась на 36%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


О натяжении проволочных растяжек
Р.Ю. Упырь, М.В. Тимофеева, Е.Д. Родионов

При организации перевозки груза на открытом подвижном составе сохранность перевозимого груза в решающей степени зависит от его правильного размещения и закрепления. Одной из причин возникновения несохранной перевозки можно считать расслабление проволочных растяжек или их обрыв. При этом ослабление или обрыв крепежных элементов могут произойти, помимо прочего, из-за недостаточного или избыточного предварительного усилия в проволочных растяжках. Пределы начального натяжения проволочных растяжек и рекомендуемые значения точно не определены, хотя эти параметры должны быть определяющими при закреплении груза растяжками. Экспериментальные данные показывают, что при формировании растяжек предварительное натяжение должно находиться в пределах 15-30 кН. Между тем способ и методика определения предварительного натяжения проволочных растяжек пока отсутствуют. Существует несколько способов измерения усилия в проволочной растяжке (как тросовой модели): по растягивающему усилию в растяжке, когда в разрыв растяжки устанавливается тензометрический датчик; по растягивающему усилию, когда на растяжку накладывается рессорный блок, который является упругим элементом, воспринимающим усилия. Однако по соображениям безопасности движения эти способы измерения усилий неприемлемы, поскольку не позволяют обеспечить целостность конструкции элементов крепления и нарушают их геометрию. Поскольку проволочная растяжка представляет собой упругий пространственный криволинейный стрежень, для определения предварительного натяжения можно использовать датчик натяжения троса. Так как значения диаметра проволочных растяжек и допускаемых усилий зависят от числа и диаметра нитей, можно использовать датчики различных модификаций в зависимости от толщины тросовой части проволочной растяжки. Располагать датчики предварительного натяжения в зависимости от положения проволочной растяжки и геометрии погрузки возможно как выше, так и ниже места скрутки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Экологический вестник

Железнодорожный транспорт, как известно, признан в мире одним из наиболее экологичных видов транспорта. Так, он значительно отличается от других видов сообщения по удельному потреблению энергетических ресурсов - при их одинаковом расходе железными дорогами выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в 2-3 раза выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Неоспоримая государственная важность ОАО «РЖД», обусловленная его экономическим масштабом, географическим охватом деятельности, предполагает совершенно особую степень социальной ответственности компании. Именно поэтому холдинг был и остается ведущей компанией в создании условий для улучшения качества жизни людей в регионах тяготения железнодорожного транспорта, в охране окружающей среды. Придавая большое значение популяризации этого важного аспекта деятельности ОАО «РЖД», редакция журнала открывает новый раздел «Экологический вестник». В нем будут публиковаться материалы, посвященные опыту рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработке и совершенствованию корпоративной нормативно-методической базы в области природоохранной деятельности, многим другим актуальным проблемам сохранения и совершенствования природной среды. Открывает новый раздел интервью со старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем по вопросам экологической политики компании.


Экологическая политика компании - охрана окружающей среды и рациональное природопользование

Уважаемый Валентин Александрович, как известно, 2013 г. был объявлен в стране и ОАО «РЖД» Годом охраны окружающей среды. Но еще до его наступления компания была отмечена дипломом «Лидер природоохранной деятельности в России - 2012» и национальной экологической премией, учрежденной Росприроднадзором и Международным общественным фондом в номинации «Инновационные экоэффективные технологии». Это свидетельствует о том, что природоохранная деятельность в ОАО «РЖД» - целенаправленная системная работа, постоянный приоритет. Добавлю, что и в прошедшем году по итогам конкурса, состоявшегося в рамках VII Всероссийской экологической конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики», наша компания снова завоевала звание «Лидер природоохранной деятельности в России - 2013». И такая стабильность в общественном признании обусловлена именно системным подходом. Природоохранная деятельность ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов международного, федерального, регионального, отраслевого и корпоративного уровня в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Для обеспечения экологической безопасности в компании в 2008 г. принята и реализуется Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Ее реализация во многом позволила соответствовать требованиям Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и утвержденной правительством Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Российской Федерации до 2020 года. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Охрана окружающей среды. Итоги 2013 г.

Сегодня ОАО «РЖД» является одним из основных перевозчиков грузов и пассажиров в стране, при этом его доля в загрязнении окружающей среды России по выбросам вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов производства и потребления составляет менее 1%. В отношении экологической безопасности компания руководствуется принципом «не навреди природе» и реализует меры, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды, внедряет экологически безопасные и эффективные технологии. Эта работа проводится на основании Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Контрольные ориентиры Стратегии - снижение нагрузки от всех видов хозяйственной деятельности компании на окружающую среду к 2030 г. в 2 раза, причем преимущество отдается так называемым «зеленым инновационным технологиям». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Примеры инновационных решений.
Склад топлива на станции Алтайская

Серьезную экологическую опасность представляют разливы нефтепродуктов. ОАО «РЖД», являющееся крупным потребителем топлива и горюче-смазочных материалов, постоянно держит в зоне внимания проблемы профилактики аварий на топливных складах, совершенствует технологии хранения и перекачки топлива. Введенный в эксплуатацию в сентябре 2013 г. комплекс сооружений топливного склада на станции Алтайская Западно-Сибирской железной дороги соответствует всем требованиям нормативных документов, регламентирующих средства измерения, противопожарные мероприятия, предупреждение аварийных разливов нефтепродуктов, экологическую и санитарную безопасность, организацию охраны труда. Для контроля за состоянием воздуха смонтирована специальная измерительная аппаратура, включающая в себя информационно-измерительные системы, информационно-вычислительные комплексы, а также некоторые отдельные приборы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за март 2014 года. Подробнее...
 

Техническая политика

Реализуя программу инновационного развития

В конце февраля состоялись первые в этом году заседания Совета главных инженеров ОАО «РЖД» и его президиума, на которых были рассмотрены актуальные вопросы инновационного развития компании, реализации единой технической политики в холдинге, результаты инженерной деятельности в 2013 г., ключевые задачи нынешнего года. Г лавной темой заседания президиума Совета главных инженеров стало взаимодействие ОАО «РЖД» и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Открывая заседание, старший вице-президент компании В.А. Гапанович, отметил, что ОАО «Российские железные дороги» выстраивает свою политику инновационного развития на основе системного подхода, максимально используя имеющиеся научные и финансовые ресурсы. Основные направления научно-технического развития на среднесрочный период определены в Стратегии (Белая книга ОАО «РЖД») и Программе инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. Создана нормативная база в области инновационной деятельности, охватывающая ее основные аспекты. Реализация научно-технической политики компании осуществляется в тесном взаимодействии с научными институтами железнодорожного транспорта, Российской академии наук, государственными корпорациями и лучшими разработчиками и производителями железнодорожной техники. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Техническое задание на разработку продукции - ключевой фактор создания инновационной техники
А.Д. Корчагин

Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) по заказам ОАО «РЖД» является важнейшим направлением инновационного развития компании. Основным и наиболее значимым документом при этом является техническое задание (далее - ТЗ). Оно включается как приложение в договор между заказчиком и исполнителем и является его основой: определяет порядок и условия работ, их цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения. Практически только с помощью ТЗ заказчик может сформулировать и предъявить исполнителю свои требования. В настоящее время значение ТЗ при разработке и создании научно-технической продукции существенно возрастает. В соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» введена конкурсная система закупок НИОКР. Это означает, что исполнители большинства работ, предусмотренных планом научно-технического развития (НТР) ОАО «РЖД», будут определяться по конкурсу. Для конкурсного отбора наиболее высокопрофессиональных и квалифицированных исполнителей разработаны и утверждены типовые формы конкурсной документации. При этом предусмотрено, что все основные требования к технической сущности новой продукции должны быть сосредоточены именно в ТЗ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Октябрьский центр метрологии
В.Ф. Танаев

В ходе реформирования железнодорожного транспорта была создана вертикально интегрированная компания холдингового типа, отвечающая рыночным условиям хозяйствования, в которой выделенные по видам бизнеса структуры прочно объединены корпоративным управлением и корпоративными сервисами. К числу таких корпоративных сервисов относится и метрологическое обеспечение компании. Цель создания корпоративного метрологического сервиса - неукоснительное соблюдение единства физических единиц, точности и достоверности измерений в технологических процессах. Метрология интернациональна, что является основой для плодотворного международного сотрудничества, гармонизации требований к измерениям и повышению скоростей движения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Специальный проект.
Бережливое производство

В декабре 2013 г. были подведены итоги конкурса «На приз журнала «Железнодорожный транспорт» в области бережливого производства», озвученные на общесетевой видеоконференции (см. «Железнодорожный транспорт» №1 за 2014 г.). В соответствии с рекомендацией конкурсной комиссии журнал знакомит читателей с опытом лауреатов конкурса: рабочей группы межфункциональных проектов улучшений Октябрьской дирекции управления движением (1-е место в номинации «Востребованность»); главного инженера железнодорожной станции Кочетовка Юго-Восточной дирекции управления движением П.А. Кетурова (1-е место в номинации «Активная позиция»); коллектива Сургутской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Свердловской дирекции инфраструктуры (2-е место в номинации «Востребованность»).

По графику как по нотам
Г.А. Морозова

График движения поездов может стать законом только тогда, когда он совмещается с технологией работы участков и станций. Это доказали в центре управления перевозками Октябрьской железной дороги. В 2013 г. работники Октябрьской дирекции управления движением и Октябрьской дирекции тяги реализовали несколько технологических проектов, в результате чего повысился уровень выполнения графика, увеличилась участковая скорость, а главное - была оптимизирована потребность в локомотивах и локомотивных бригадах. Работа по оптимизации перевозок началась с проекта «Организация работы участков Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский - Кириши - Будогощь, Волховстрой - Кириши - Будогощь по единой взаимоувязанной технологии». Годовой экономический эффект от его реализации составил более 53 млн. руб. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Сокращен простой транзитного вагона с переработкой
П.А. Кетуров

Железнодорожная станция Кочетовка согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 24. 01. 2012 № 102р «О расширении полигона внедрения проекта «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в 2012 году» была определена пилотным линейным подразделением по Юго-Восточной дирекции управления движением в вопросах внедрения бережливого производства. Станция Кочетовка I является одной из крупнейших сортировочных станций на сети дорог России. Она имеет две сортировочные системы с последовательно расположенными парками прибытия, накопления и отправления. Поезда без переработки принимаются в транзитные парки. По специализации обработки вагонопотоков станция разделяется главными путями на две системы: северную (нечетную) и южную (четную). Внедрение технологий бережливого производства на станции началось с образования оперативной рабочей группы под руководством главного инженера станции. В состав группы вошли опытные работники. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Экономия электроэнергии при отоплении модульных постов КTCM
С.А. Попов, Н.Н. Крыжановский

Разработанные коллективом Сургутской дистанции сигнализации, централизации и блокировки технологические решения с использованием инструментов бережливого производства получили широкое распространение на объектах хозяйства автоматики и телемеханики Свердловской дирекции инфраструктуры. Среди наиболее востребованных оказался проект, обеспечивающий экономию электроэнергии, расходуемой на отопление модульных постов КТСМ. При работе над указанным проектом рабочая группа, в которую вошли руководители и специалисты ШЧ-20, проанализировала условия эксплуатации модульного поста КТСМ «Н» (нечетного направления) станции Сургут. Отопительный сезон на территории Сургутского региона длится с сентября по май. Средняя температура наружного воздуха в отопительный период составляет -22 °С. Для отопления внутреннего помещения модульного поста применяются две электропечки с регулятором мощностью 1 и 1,5 кВт. За отопительный сезон 2011/2012 г. расход электроэнергии на модульном посту составил 4614 кВт, из них на долю электроотопления пришлось около 3500 кВт, или почти 76% общего расхода. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Инфраструктура

Имитационная экспертиза проектов развития транспортной инфраструктуры
А.С. Мишарин, П.А. Козлов

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года ставится задача интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Актуальность этой проблемы в рыночной экономике обусловлена тем, что транспортные потоки стали многоструйными и к разным струям могут предъявляться различные требования по пропуску, причем размер переработки на один и тот же размер потока значительно увеличился. Это требует резервов пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций. В настоящее время технологическая оценка проектных решений по наращиванию пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций продолжает основываться на существенно устаревшей Инструкции по проектированию станций и узлов 1978 г., в формулах которой при определении перерабатывающей способности взаимодействие многоструйного потока и сложной структуры учитывается некоторым коэффициентом ?. На него взваливается совершено непосильная ноша: оценивать влияние внутрисуточной неравномерности движения грузовых поездов, разной продолжительности выполнения одних и тех же операций с конкретными составами, неравномерности поездообразования, возникновения отказов технических устройств и действия других объективных факторов на обеспечение устойчивой работы станции с высокой эксплуатационной надежностью. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Путь и повышенные осевые нагрузки вагонов
В.О. Певзнер, О.Ю. Белоцветова,
И.Б. ПетропавловскаЯ, Т.И. Громова,
В.В. Третьяков, И.В. Третьяков

Повысит ь провозную способность железных дорог, как известно, можно двумя путями - за счет роста скоростей движения или увеличения грузоподъемности грузовых вагонов и соответственно их осевых нагрузок. Однако недостаточное развитие инфраструктуры на основных направлениях и ограничение инвестиционной возможности по развитию сети требуют применения специальных технических решений. В лаборатории «Взаимоувязанные нормативы устройства и содержания пути и подвижного состава, оптимизации скоростей движения» отделения «Комплексные исследования по взаимодействию пути и подвижного состава» ОАО «ВНИИЖТ» были просчитаны варианты влияния осевых нагрузок грузовых вагонов на верхнее строение пути и земляное полотно, результаты которых приводятся в данной статье. В отечественной практике решения по увеличению грузоподъемности вагонов, как известно, применялись неоднократно. Начиная с 1970 г. осевая нагрузка вагонов поэтапно возрастала с 20,5 до 22,5 тс, а в период 1985-1990 гг. проводился эксперимент с повышением осевой нагрузки до 25,75 тс. С учетом полученных результатов в 1990 г. осевая нагрузка на сети была установлена на уровне 23,25 тс. Аналогичная картина имела место и с повышением осевой нагрузки локомотивов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Региональная технология лубрикации
А.Н. Большаков

Восточный полигон сети (Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская и Красноярская железные дороги) по профилю пути и количеству кривых отнесен к дорогам I группы, т.е. имеющим предрасположенность к повышенному износу элементов системы колесо - рельс. С учетом климатических особенностей (суточный перепад температур более 30 °С, вечная мерзлота и т.д.) и грузонапряженности он является одним из самых сложных на сети. Эти особенности, безусловно, определяют высокую степень чувствительности к любого рода отклонениям как в содержании пути и подвижного состава, так и в реализации профилактической работы по системе колесо - рельс. Именно поэтому вопросы изменения традиционной модели лубрикации в данном регионе стали предметом пристального внимания специалистов дорог, отраслевой науки и руководства ОАО «РЖД». Одной из наиболее эффективных технологий лубрикации была признана работа вагонов-рельсосмазывателей. Первые такие вагоны в составах пассажирских поездов начали использовать на дороге в 2001 г. Это были вагоны-рельсосмазыватели разработки конструкторского бюро дороги. Все бортовые технические средства лубрикации по мере приобретения опыта совершенствовались, что позволяло повышать эффективность их работы и увеличивать плечи обслуживания. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за март 2014 года. Подробнее…
 

Подвижной состав

Опыт сервисного обслуживания локомотивов
В.И. Киселёв, И.И. Лакин

В рамках реформы железнодорожного транспорта происходит постепенный переход от традиционной формы технического обслуживания и ремонта локомотивов к сервисной. Одним из лидеров сервисного обслуживания локомотивов в нашей стране является компания ООО «ТМХ-Сервис». В2013 г. в подразделениях ООО «ТМХ-Сервис» на базе ремонтных локомотивных депо были созданы и успешно функционируют 24 группы диагностики, в задачи которых входит обработка данных бортовых микропроцессорных систем управления (МСУ) локомотивов с целью выявления и устранения предотказных состояний и предупреждения нарушений режимов эксплуатации. В 2014 г. планируется создание таких групп диагностики еще в 35 подразделениях. Отрабатывается также технология диагностирования по данным бортовых микропроцессорных систем с использованием стационарных автоматизированных рабочих мест (АРМ МСУ). Кроме того, совместно с ООО «АВП Технология» создается единая информационно-управляющая система мониторинга технического состояния локомотивов (ЕСМТ). В настоящее время успешно завершен первый этап создания автоматизированной системы управления надежностью локомотивов (АСУНТ). В ходе реализации второго этапа предполагается использовать опыт одного из лидеров в области мониторинга состояния локомотивов - компании GE Transportation (США). Центр мониторинга технического состояния локомотивов этой компании - Remote Monitoring and Diagnostics Service Center (далее центр) - существует с 1998 г. и находится на территории завода - производителя локомотивов GE в городе Эри, штат Пенсильвания, США. Основной результат работы Центра - высокая надежность локомотивов. В среднем на каждый локомотив приходится два отказа в год при среднем пробеге 180 тыс. км. В АСУНТ создание аналогичного ситуационного центра пока не запланировано, так как нет возможности получать информацию с локомотивов в режиме онлайн и нет отработанных механизмов принятия решений. Более актуальная задача - создание групп диагностики в депо. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Пассажирский комплекс

Деятельность ОАО «ФПК» на международных площадках
О.А. Никитин

Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») на международном транспортном рынке позиционирует себя как надежного, высокотехнологичного и экономически эффективного партнера. Деятельность компании по развитию международных перевозок в 2013 г. была направлена на решение таких задач, как повышение комфорта пассажиров за счет сокращения времени нахождения в пути, использование нового подвижного состава для международных перевозок, улучшение технического состояния эксплуатируемого парка вагонов габарита РИЦ, расширение спектра предоставляемых услуг, повышение доступности услуг на основе расширения сети продаж и применения различных маркетинговых инициатив, распространение географии международного сообщения. Укреплению позиций компании на рынке международных перевозок способствовало активное ее участие в деятельности международных профессиональных железнодорожных организаций. Так, в 2013 г. членами Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) ОАО «ФПК» присвоен статус наблюдателя, который позволяет компании выступать в качестве модератора проработки отдельных тем, участвовать во всех совещаниях рабочих органов, проводить на базе ОАО «ФПК» заседания руководящих органов ОСЖД, а также иметь своего постоянного представителя в Комитете ОСЖД в Варшаве. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Высокоскоростное движение

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство
И.П. Киселёв

Задача массового привлечения пассажиров на ВСМ во многом решается размещением станций и вокзалов ВСМ в центральной (исторической) части города. Именно это обеспечивает сокращение общего времени пребывания пассажиров в пути. Все построенные к настоящему времени ВСМ в Японии, Франции, Германии, Италии, Испании, КНР, Великобритании и ряде других стран введены в центры городов и используют комплексно перестроенные, реконструированные или возведенные заново вокзалы. Особенности архитектурных и инженерных решений вокзалов ВСМ невозможно рассматривать без определения различий в концепциях проектирования самих высокоскоростных линий. В мировой практике можно условно выделить три концептуальные модели. Первая из них принята в Японии и Испании. Здесь колея ВСМ отличается от колеи остальной железнодорожной сети страны (железные дороги Японии имеют узкую колею 1067 мм, а б?льшая часть железных дорог Испании - широкую 1668 мм), вследствие чего поезда ВСМ не могут выходить на пути основной железнодорожной сети. Это обстоятельство заставляет строить для ВСМ отдельные пассажирские станции или подводить дополнительные пути колеи, принятой на ВСМ, к перронам существующих вокзалов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за март 2014 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования