«Железнодорожный транспорт»
№ 6 2014 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 2014 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2015 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 

№ 7 2014 год
 

№ 8 2014 год
 

№ 9 2014 год
 

№ 10 2014 год
 

№ 11 2014 год
 


№ 12 2014 год
 

Коротко о важном
стр. 2

На магистралях Содружества

маркированный список

60-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 4

Пассажирский комплекс

маркированный список

Начались массовые летние перевозки пассажиров.
Верховых Г.В.
стр. 10

Эксплуатационная работа
Полигонные технологии

маркированный список

Реализация полигонной технологии с использованием АПК «Эльбрус».
Кирякин В.Ю.,
Ляшко О.В.,
Анфиногенов А.Ю.,
Новгородцева А.В.
стр. 18

маркированный список

Управление тяговыми ресурсами на Восточном полигоне.
Баранов А.Л.
стр. 25

маркированный список

Управление тяговыми ресурсами на Урало-Сибирском полигоне.
Богач В.Н.
стр. 32

Пульс сети
стр. 37

Конференции и выставки

маркированный список

«ТрансРоссия-2014»
стр. 38

маркированный список

«Точные измерения - основа качества и безопасности»
стр. 58

Станция

маркированный список

На основе новой техники и инновационных технологий.
Сибилев А.А.
стр. 40

Инфраструктура

маркированный список

Развитие Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Заиченко М.М.
стр. 46

Экономика

маркированный список

Долгосрочные изменения веса и скорости грузовых поездов и их экономическое значение.
Мачерет Д.А.
стр. 53

Новости от поставщиков
стр. 56

Высокоскоростное движение

маркированный список

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство.
Киселёв И.П.
стр. 61

Логистика

маркированный список

Интеллектуальная логистика реального времени.
Кузнецов Н.А.,
Матюхин В.Г.,
Скобелев П.О.
стр. 69

Страницы истории

маркированный список

Железные дороги России в период Первой мировой войны.
Левин Д.Ю.
стр. 72

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за май 2014 года. Подробнее...
 

На магистралях Содружества

60-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

В столице Республики Казахстан г. Астане состоялось 60-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог в 2013 г. и I квартале текущего года, обсужден широкий круг вопросов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» в современных условиях. Вел заседание председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В работе Совета приняли участие премьер-министр Республики Казахстан К.К. Масимов и министр транспорта и коммуникаций Ж.М. Касым бек .Премьер-министр Казахстана огласил приветствие Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева участникам 60-го заседания Совета. В нем, в частности, отмечено, что благодаря работе Совета по железнодорожному транспорту удалось обеспечить фундамент для развития интеграционных связей стран в регионе. «Располагаясь между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом, мы имеем естественное конкурентное преимущество в качестве геоэкономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. В условиях глобализации транспортно-логистический комплекс должен стать драйвером экономического роста региона и его интеграции в мировую транспортную инфраструктуру», - подчеркнуто в приветствии. Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, открывая заседание, также отметил возрастающее значение сотрудничества в рамках «пространства 1520», которое многократно усиливает потенциал отдельно взятой железной дороги, возможности развития инфраструктуры и влияния на экономику в целом. На нынешнем этапе речь идет о единой системе управления движением поездов на всей сети, о единых нормативных, технологических и технических принципах построения современных железных дорог. Ярким примером продолжения интеграционной взаимовыгодной деятельности является решение о создании Объединенной транспортно-логистической компании. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Пассажирский комплекс

С 1 июня 2014 г. на сети железных дорог ОАО «РЖД» действует новый график движения поездов на 2014/2015 г. При формировании графика особое внимание было уделено его соответствию реальным потребностям в перевозках пассажиров и грузов. Прогнозируемый пассажирооборот на текущий год составляет 129,9 млрд. пассажиро-км, что на 8% ниже уровня прошлого года. Чтобы удовлетворить такой пассажиропоток, общие размеры движения пассажирских поездов составят 663 пары в 474 различных сообщениях. Из них 560 пар пассажирских поездов (84,4%) назначает ОАО ОАО ОАО «РЖД РЖД », в том числе 526 пар - ОАО «ФПК», 93 пары - железнодорожные администрации других государств СНГ и дальнего зарубежья, а также 10 пар находятся на совместном обслуживании с железнодорожными администрациями стран СНГ и дальнего зарубежья. Об особенностях нынешнего летнего пассажирского сезона, ходе подготовки к нему редакция попросила рассказать начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Г.В. Верховых.

Начались массовые летние перевозки пассажиров
Верховых Г.В.

Новый график движения предусматривает ускорение 364 пассажирских поездов, в результате чего среднесетевая маршрутная скорость поездов, формируемых всеми перевозчиками и железнодорожными администрациями, в пределах российских железных дорог составляет 125,56 км/ч для скоростных поездов (в 2013/2014 г. - 135,17 км/ч), 57,1 км/ч для скорых поездов (57,61 км/ч) и 46,6 км/ч для пассажирских поездов (47 км/ч). Одна из основных особенностей нового графика - увеличение числа скоростных поездов «Ласточка». Они начнут курсировать в сообщениях Москва - Курск, Москва - Смоленск, Санкт-Петербург - Петрозаводск. Увеличится и количество поездов в сообщении Москва - Нижний Новгород. Открыты новые постоянные маршруты из Санкт-Петербурга в курортные зоны Ейск и Сухум. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа
Полигонные технологии

Журнал продолжает публикацию материалов по переходу на полигонные технологии эксплуатационной работы. В этом номере рассматриваются вопросы внедрения на грузонапряженных направлениях сквозных прогнозных энергооптимальных графиков движения поездов, формируемых с помощью аппаратно-программного комплекса «Эльбрус», а также опыт управления тяговыми ресурсами на Урало-Сибирском и Восточном полигонах. В последующих номерах планируется осветить проблемы автоматизации оперативного анализа поездной работы и показать опыт управления тяговыми ресурсами на Северном и Волжском полигонах.

Реализация полигонной технологии с использованием АПК «Эльбрус»
Кирякин В.Ю., Ляшко О.В., АнфиногеновА.Ю., Новгородцева А.В.

Перспективным направлением развития ОАО «РЖД» в области управления движением поездов в настоящее время является внедрение полигонной технологии планирования и управления поездной работой. Основное звено ее реализации - график движения, адаптированный под текущие параметры поездопотока и действующие условия пропуска поездов и увязанный по междорожным стыкам. Расписание движения грузовых поездов определяется нормативным графиком движения поездов (НГДП), который ежегодно разрабатывается технологами региональных дирекций управления движением. Для повышения качества планирования поездной работы необходимо проводить актуализацию нормативного графика. В этих целях проводится его корректировка с учетом планируемых «окон» для проведения летних путевых работ и актуального расписания движения пассажирских и пригородных поездов. При реализации полигонной технологии корректировка нормативного графика проводится с учетом заданных параметров по междорожным стыкам. В ОАО «ВНИИЖТ» с 2009 г. ведется работа по созданию имитационной модели, позволяющей автоматизировать формирование графика движения поездов под заданные условия пропуска поездопотока. В результате разработан аппаратно-программный комплекс (АПК) «Эльбрус», который ввели в постоянную эксплуатацию на опытном полигоне Исилькуль - Челябинск в 2011 г. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Управление тяговыми ресурсами на Восточном полигоне
Баранов А.Л.

Азиатско-Тихоокеанский регион становится одним из ведущих торговых партнеров нашей страны. В связи с этим объемы перевозок экспортных грузов через порты и пограничные переходы Дальнего Востока уверенно растут. Соответственно увеличивается грузооборот на Восточном полигоне сети ОАО «РЖД». Его среднесуточное значение в 2013 г. составило почти 3 млрд. т•км брутто, и в начале 2014 г. не произошло, как прежде, резкого спада объемов перевозок. Это обусловило высокую загруженность локомотивного парка: в январе 2014 г. в оперативный резерв Центральной дирекции управления движением было отставлено в среднем 78 локомотивов в сутки, тогда как годом раньше - до 204 локомотивов. ОАО «РЖД» уделяет большое внимание обновлению парка локомотивов на Восточном полигоне. Так, в соответствии с инвестиционной программой 2013 г. сюда было поставлено 117 электровозов серии 3ЭС5К, из них 95 - на Забайкальскую железную дорогу в локомотивное депо Амурское (Магдагачи) и 22 - на Восточно-Сибирскую дорогу в депо Вихоревка. Также на Восточный полигон поступило 40 электровозов серии 2ЭС5К (15 электровозов на Забайкальскую и 25 - на Дальневосточную дорогу). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Управление тяговыми ресурсами на Урало-Сибирском полигоне
Богач В.Н.

В современных условиях работы требуются новые подходы к управлению тяговыми ресурсами в границах нескольких железных дорог. Это прежде всего переход на обслуживание грузовых перевозок объединенным (корпоративным) парком локомотивов. Принадлежность локомотива определенной железной дороге постепенно отошла на второй план. На железных дорогах и в центральном аппарате ОАО «РЖД» сформировались принципы распределения и регулирования корпоративного парка локомотивов между дорогами. Изменились и технические условия эксплуатации тяговых средств. Магистральные локомотивы стали обращаться на достаточно протяженных полигонах. Появилось понятие полигона, как участка обращения локомотивов объединенного парка в границах нескольких железных дорог. Протяженность некоторых полигонов составляет более 1000 км. При эксплуатации локомотивов на удлиненных полигонах увеличились протяженности их рейсов и среднесуточные пробеги. Применение принципа «один локомотив - один поезд на полигоне» позволило снизить количество эксплуатируемых локомотивов за счет сокращения числа случаев смены локомотивов на станциях внутри полигона. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за май 2014 года. Подробнее...
 

Конференции и выставки

«ТрансРоссия-2014»

В конце апреля 2014 г. в Москве на территории Международного выставочного центра «Крокус Экспо» прошла 19-я Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия». В выставке приняли участие более 500 российских и зарубежных компаний из 29 стран, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД Логистика», транспортная группа FESCO, группа компаний «Рэйл Гарант», группа компаний «Евросиб», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «Объединенная Вагонная Компания», ООО «УВЗ Логистик»,Interrail Logistics GMBH, ЗАО «Интертранс». Экспозиции участников из девяти стран - Белоруссии, Бельгии, Германии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Финляндии и Эстонии - были представлены в составе национальных групп. В рамках выставки состоялась Международная конференция по грузоперевозкам, транспорту и логистике. На торжественной церемонии открытия выставки и конференции заместитель министра транспорта Российской Федерации Н.А. Асаул констатировал, что проведение подобных мероприятий стало доброй традицией, насчитывающей уже почти два десятка лет. Он дал интересную трактовку названия выставки, заявив, что его можно интерпретировать как «Трансформируем Россию». Тем самым заместитель министра подчеркнул ведущую роль транспорта в реформировании экономики страны. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


«Точные измерения - основа качества и безопасности»

В мае в Москве во Всероссийском выставочном центре прошел 10-й международный инновационный форум «Точные измерения - основа качества и безопасности». На форуме представители научно-технического сообщества, власти и бизнеса знакомились с достижениями мирового приборостроения, обсуждали актуальные проблемы, стоящие перед российской промышленностью, а также вопросы обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг и их продвижения на мировой рынок путем внедрения современных измерительных технологий и стандартов. Врамках рамках форума состоялись специализированные выставки: средств измерений, испытательного оборудования и метрологического обеспечения - MetrolExpo, средств неразрушающего контроля и диагностики - Control&Diagnostic, учета энергоресурсов - ResMetering, лабораторного оборудования - LabEquipment, автоматизированных средств управления технологическими процессами (АСУ ТП) - AutomaticSystem. В этом году в выставках приняли участие более 350 компаний из 12 стран мира. Одну из крупнейших экспозиций продемонстрировали на выставке Российские железные дороги. Сегодня ОАО «РЖД» уделяет самое пристальное внимание совершенствованию метрологического обеспечения предприятий отрасли, рассматривая его в качестве одного из важнейших условий стабильной эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, а также высокого качества технологических процессов обслуживания и ремонта технических средств. Создана и успешно функционирует разветвленная метрологическая служба, включающая в себя головную, базовые структуры и центры метрологии железных дорог и призванная проводить качественное метрологическое обслуживание всех подразделений компании. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Станция

На основе новой техники и информационных технологий
Сибилев А.А.

В 2014 г. Инская - одна из самых крупных сортировочных станций России - отмечает свое 80-летие. Станция, только в 2001 г. получившая статус сортировочной станции сетевого значения, является ведущей не только на Западно-Сибирской дороге, но и на сети ОАО «РЖД». Среднесуточный вагонооборот станции составляет более 21 тыс. вагонов, на сортировочных горках ежесуточно перерабатывается почти 8 тыс. вагонов, формируется 96 поездов четного и нечетного направлений на 39 назначений, девять из которых являются сетевыми. От ритмичной работы станции во многом зависит организация пропуска вагонопотоков на всем Транссибирском направлении сети. История Инского узла началась в 1928 г., когда было принято решение о строительстве сортировочной станции на магистрали, призванной стать связующим звеном между Кузнецким угольным бассейном, Уралом и Средней Азией. В 1931 г. станция уже приняла первые рабочие пригородные поезда, а еще через три года отсюда на Кузбасс отправился первый грузовой поезд с уральской рудой. В 1933 г. станция получила название «Эйхе», но уже в 1938 г. приказом наркома путей сообщения СССР переименована в станцию Инская. Первоначально станция располагала лишь одной немеханизированной нечетной горкой и 19 сортировочными путями. Но уже в 1936 г. была построена четная сортировочная система, в которую вместе с новой механизированной горкой входили парк приема и отправления. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Инфраструктура

Редакция журнала продолжает знакомить читателей с материалами, посвященными реализации разработанной ОАО «РЖД» и одобренной правительством России программы развития Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, 40-летие с начала строительства которой празднуется в 2014 г. В публикуемой в этом номере статье начальника Дальневосточной железной дороги М.М. Заиченко рассматриваются первоочередные мероприятия по модернизации инфраструктуры магистрали, усилению подходов к дальневосточным морским портам и пограничным переходам в целях улучшения транспортного обслуживания экономики региона и наращивания перевозок экспортно-импортных грузов в сообщениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Развитие Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей
Заиченко М.М.

Эксплуатационная деятельность Дальневосточной железной дороги строится преимущественно на зарождении и погашении экспортно-импортных грузопотоков. В этой связи на дороге приоритетное внимание уделяется развитию международных транспортных коридоров, усилению железнодорожных сообщений с тихоокеанскими морскими портами и пограничных переходов с Китаем и Северной Кореей. В рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. в развитие Дальневосточной железной дороги за последние годы инвестировано 155,7 млрд. руб., что позволило освоить грузоперевозки с ростом к 2008 г. (принятому в Стратегии за базовый период) более чем в 1,5 раза (на 51,2%). Наибольшее увеличение грузооборота достигнуто на подходах к Ванино-Советскогаванскому транспортно-промышленному узлу, где дорога работает в зоне высоких технологических нагрузок. Здесь грузооборот вырос в 1,7 раза против уровня 2008 г. (рис. 1). Такого роста нет ни на одном транспортном направлении. Причем если на сети железных дорог темпы роста перевозочной работы соответствуют консервативному сценарию развития, то на Дальневосточной железной дороге они носят опережающий характер, превышающий оптимистичный вариант развития холдинга в 5,5 раза (51,2% роста грузооборота против 9,3%, запланированных к 2015 г.). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Экономика

Долгосрочные изменения веса и скорости грузовых поездов и их экономическое значение
Мачерет Д.А.

История развития железнодорожного транспорта неразрывно связана с поиском путей и решением задач по повышению веса и скорости движения поездов. Во-первых, потому, что сочетание веса и скорости движения поездов определяет провозную способность железнодорожных магистралей, а значит объем предложения услуг по перевозке грузов. Во-вторых, вес и скорость поездов определяют производительность локомотивов - наиболее сложных и капиталоемких технических средств железнодорожного транспорта. Соответственно, эти показатели значимо воздействуют и на производительность труда локомотивных бригад, а это самая квалифицированная и высокооплачиваемая рабочая профессия в отрасли. Тем самым вес и скорость движения поездов существенно влияют на ценовые параметры предложения железнодорожных грузовых перевозок. В-третьих, скорость движения поездов тесно коррелируется со скоростью доставки грузов - одним из важнейших параметров качества грузовых перевозок. Таким образом, вес и скорость грузовых поездов имеют ключевое значение для формирования объемных, стоимостных и качественных параметров предложения грузовых железнодорожных перевозок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за май 2014 года. Подробнее…
 

Высокоскоростное движение

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство
Киселёв И.П.

Обостряющаяся конкуренция с авиационным и автомобильным транспортом и ухудшающееся финансовое положение большинства железнодорожных компаний в технически развитых странах в 50-е - 60-е годы ХХ в. побудили их начать диверсификацию своей деятельности, в частности расширить платные услуги, предоставляемые на пассажирских станциях и вокзалах. В дополнение к традиционным подразделениям (билетным и багажным кассам, залам ожидания, почтово-телеграфным отделениям, буфетам и ресторанам) на больших вокзалах стали организовывать торговые зоны с разнообразными магазинами вместо прежних киосков. В состав складывающихся транспортно-коммерческих центров начали включать гостиницы, офисы туристических агентств, банков, а позже (впервые это было сделано в Японии) - выставочные галереи, концертные залы. Прообразами подобных центров стали крупные вокзалы, в частности Орсе в Париже, Гранд Централ и Пенсильванский в Нью-Йорке. Преобразование железнодорожных вокзалов в транспортно-коммерческие центры ускорилось с созданием высокоскоростных железнодорожных магистралей, уровень сервиса которых изначально ориентировался на стандарты, заданные лучшими авиакомпаниями мира. Формирование первых транспортно-коммерческих центров на железных дорогах связывают со строительством в Японии высокоскоростных магистралей «Токайдо» и «Санъё» в 60-е - 70-е годы прошлого столетия. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Логистика

Интеллектуальная логистика реального времени
Кузнецов Н.А., Матюхин В.Г., Скобелев П.О.

Современный рынок характеризуется двумя внешне противоречивыми тенденциями: высокой динамикой и непредсказуемостью спроса конечных потребителей, с одной стороны, и необходимостью повышать эффективность использования производственных ресурсов - с другой. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кому удается наиболее полно удовлетворить потребности конечных клиентов без нарушения технологических процессов в цепочке создания ценности. При этом необходимо повышать скорость принятия и реализации управленческих решений с учетом растущего числа взаимосвязанных и зачастую противоречивых факторов. Изменения запросов потребителей следует оценивать на технологическую осуществимость и принимать в темпе, соответствующем скорости протекания технологических процессов производства товаров или оказания услуг. Впосле осле днее время за рубежом появился специальный новый термин «экономика реального времени», подчеркивающий важность оперативного принятия решений и взаимодействия потребителей и поставщиков продукции и услуг, необходимость принятия решения по каждой потребности заказчика именно в момент ее возникновения. Например, формирование сводного заказа при определенных условиях может рассматриваться как большое благо, но в другой ситуации, при других условиях ведет к недопустимой задержке заказов, запоздалому и неэффективному планированию ресурсов для их выполнения. Экономика реального времени доказывает свою эффективность во всем мире. Так, при сборке автомобилей без ущерба для технологии и стоимости производства некоторые корректировки спецификации удается принимать от заказчика, даже когда автомобиль уже находится на конвейере окончательной сборки, т.е. за несколько часов до его отгрузки. Естественно, это немыслимо без глубокой интеграции автоматизированных информационно-управляющих систем в технологические процессы. Существенный эффект от перехода к экономике реального времени достигается в транспортно-логистическом бизнесе, когда случайный характер поступления заказов от клиентов приводит к необходимости регулярного оперативного перепланирования расписания перевозок. Важный положительный эффект перехода на логистику реального времени заключается в оперативном решении проблем распределения транспортных средств в ответ на задержки при выполнении операций погрузки-выгрузки, в связи с отказом клиента от заказа и др. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Страницы истории

Железные дороги России в период Первой мировой войны
Левин Д.Ю.

В нынешнем году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, совершенное в г. Сараево (Босния) 28 июня 1914 г. конспиративной группой «Молодая Босния». Оно было использовано Австро-Венгрией как предлог для объявления войны Сербии. В ответ Россия начала мобилизацию. 19 июля Германия объявила войну России, что, в свою очередь, побудило союзницу России Францию приступить к мобилизации. 21 июля Германия объявила войну Франции, а на следующий день войну Германии объявила Великобритания.
Первая мировая война (1914-1918 гг.) явилась для своего времени небывалым по размаху и ожесточенности военным противоборством, в которое оказались вовлечены десятки государств с населением, превышавшим 1,5 млрд. человек. Начавшаяся между восемью государствами Европы - Германией, Австро-Венгрией и противостоявшими им Великобританией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногорией, она со временем охватила 38 государств, из которых 34 участвовали в ней на стороне Антанты. Это была война двух коалиций капиталистических держав, вызванная обострением противоречий между ними в ходе борьбы за передел мира, колоний, сфер влияния и приложения капитала. Успешное ведение войны обусловлено не только численностью и боевым духом армии, но и уровнем экономики страны, развитостью ее транспортной системы, прежде всего железнодорожной. Предлагаем вниманию читателей статью, в которой анализируется состояние железнодорожного транспорта России перед Первой мировой войной и во время нее. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за май 2014 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования