«Железнодорожный транспорт»
№ 7 2014 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2014 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2015 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 

№ 7 2014 год
 

№ 8 2014 год
 

№ 9 2014 год
 

№ 10 2014 год
 

№ 11 2014 год
 


№ 12 2014 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Конференции и выставки

маркированный список

«Стратегическое партнерство 1520»
стр. 4

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список

Повышать качество управления и ответственность
стр. 7

маркированный список

Извлечь уроки.
Шайдуллин Ш.Н.
стр. 8

Эксплуатационная работа
Технологический аудит производственной деятельности ОАО «РЖД»

маркированный список

Формирование системы технологического аудита.
Кобзев С.А.
стр. 13

маркированный список

Технологический аудит при организации движения грузовых поездов по расписанию.
Васин Е.Н.
стр. 20

маркированный список

Развитие системы технологической координации.
Пястолов В.Г.
стр. 24

маркированный список

Повышение качества взаимодействия участников единого сетевого технологического процесса.
Чернов С.С.
стр. 25

маркированный список

Картирование как инструмент технологического аудита.
Заиченко Ю.В.
стр. 28

Пульс сети
стр. 31

Пассажирский комплекс.
Новости
стр. 32

Социальная и кадровая политика
В авангарде отечественного здравоохранения

маркированный список

На страже здоровья и профессионального долголетия железнодорожников.
Атьков О.Ю.
стр. 36

маркированный список

Актуальные аспекты медицинского обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Плохов В.Н.
стр. 39

маркированный список

Управление здоровьем работников локомотивных бригад в единой профилактической среде.
Зальцман А.Г.
стр. 45

маркированный список

Инновационные телемедицинские технологии.
Столяр В.Л.
стр. 50

На магистралях Содружества

маркированный список

Новые технологии по ускорению транзита.
Войтехович И.А.,
Раровский П.Е.
стр. 52

Новости от поставщиков
стр. 56

Подвижной состав

маркированный список

Модель оценки коэффициента готовности локомотива.
Скребков А.В.,
Ламкин А.Г.
стр. 58

Страницы истории
Первому российскому паровозу - 180 лет

маркированный список

Первый российский паровоз и его творцы.
Выпов И.Г.
стр. 62

маркированный список

Из истории мирового паровозостроения
стр. 64

маркированный список

О паровозах литературной строкой...
стр. 69

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото В.В. Белова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2014 года. Подробнее...
 

Конференции и выставки

«Стратегическое партнерство 1520»
Начало на стр. 2 обложки.

Работу форума открыло пленарное заседание «Закон Ома для транзитных коридоров: как повысить проводимость и снизить сопротивление». Несмотря на некоторую метафоричность названия темы, оно полностью отражает положение дел и задачи в сфере транзитных перевозок - увеличить транзитные потоки можно за счет уменьшения сопротивления в виде таможенных, административных и других барьеров. И, как отмечалось на заседании, наращивать их с учетом темпов развития евроазиатских экономических связей необходимо в ускоренном порядке. При этом, как подчеркнул в своем выступлении президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, мировой экономике необходимы проекты, которые были бы не только ориентированы на улучшение статистических показателей, а приводили бы к улучшению жизни людей. Одним из таких проектов может стать «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE», предполагающий не только увеличение перевозок между Европой и Азией, но и создание новых городов, поселков, производств, научной и образовательной инфраструктуры. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

В Правлении ОАО «РЖД»

В мае текущего года на перегоне Нара - Бекасово Московской железной дороги произошло тяжелое крушение, повлекшее человеческие жертвы. В результате выброса пути сошли с рельсов 15 вагонов грузового поезда, один из них вышел за габарит соседнего пути, по которому к месту схода приближался пассажирский поезд Москва - Кишинев. Несмотря на примененное машинистом пассажирского поезда экстренное торможение, столкновения избежать не удалось. Итог: шесть человек погибли, 17 госпитализированы, повреждены 350 м пути, подвижной состав. Таких поражений железнодорожный транспорт не испытывал уже давно. Разбор этого происшествия стал предметом специального расширенного заседания Правления ОАО «РЖД», на которое были приглашены руководители департаментов компании, начальники железных дорог, главные ревизоры по безопасности движения, начальники дорожных дирекций инфраструктуры, представители РОСПРОФЖЕЛа.


Повышать качество управления и ответственность

Открывая заседание Правления, президент компании В.И. Якунин напомнил, что с момента создания компании допущено 37 сходов подвижного состава по причине потери устойчивости пути, в том числе 27 случаев на бесстыковом и 10 - на звеньевом пути. При этом 10 сходов произошли в пассажирских поездах. Казалось бы, после двух аварий - на Забайкальской железной дороге в 2012 г. и Северо-Кавказской в 2013 г., когда тоже из-за нарушений содержания бесстыкового пути произошли сходы в пассажирских поездах, причем вагоны даже переворачивались набок (по счастью, в обоих случаях обошлось без жертв), - руководители и все работники путевого хозяйства должны были сделать серьезные выводы. К сожалению, выводы сделаны не были. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Извлечь уроки
Шайдуллин Ш.Н.

Крушение поездов, произошедшее 20 мая на перегоне Нара - Бекасово I Московской железной дороги по причине выброса пути, высветило системные упущения в профилактической работе по предупреждению аварийности в хозяйстве пути. Помимо объективных трудностей, имеющих место в инфраструктурном комплексе, существенное негативное воздействие на безопасность движения оказывают недостаток профессиональной подготовки руководителей инфраструктуры, отсутствие системности в их работе, безынициативность и порой прямая недисциплинированность. Это подтвердила и контрольная проверка аппарата Центральной дирекции инфраструктуры и ее территориальных подразделений. Она показала недостаточную эффективность использования методик и инструментов внедрения в технологические процессы элементов Системы менеджмента безопасности движения, низкую результативность проводимых внутренних технических аудитов по определению первопричин возникновения факторов риска нарушений безопасности движения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа
Технологический аудит производственной деятельности
ОАО «РЖД»

Создание в ходе проведения структурных преобразований в холдинге «РЖД» вертикально интегрированных дирекций, наделение железных дорог функциями региональных центров корпоративного управления, переход на полигонные технологии управления перевозками требуют применения новых подходов к организации производственных процессов, управлению их эффективностью. Одним из направлений совершенствования механизмов управления ОАО «РЖД» определено применение процессного подхода. Для повышения эффективности управления актуальное значение имеет грамотная организация и правильное исполнение технологических процессов в производственных видах деятельности компании. Инструментом, позволяющим оценить эффективность реализуемых технологических процессов и их соответствие установленным корпоративным требованиям, типовым нормам и заданиям, а также выявить резервы в основных видах производственной деятельности, является технологический аудит. Решение Координационного совета начальников железных дорог от 18 октября 2013 г. о разработке Концепции системы технологического аудита производственной деятельности ОАО «РЖД» нашло отражение в утвержденной президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным Программе организационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 г. №1067р от 30.04.2014 г. Предварительно задачи формирования в компании системы технологического аудита были рассмотрены на состоявшемся на Северной и Октябрьской магистралях под председательством первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова сетевом совещании первых заместителей начальников железных дорог, руководителей и специалистов департаментов и дирекций компании. В публикуемой в этом номере подборке материалов, подготовленной на основе выступлений, прозвучавших в ходе совещания, рассмотрены основополагающие принципы системы технологического аудита и опыт применения отдельных ее методов на Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Октябрьской и Южно-Уральской железных дорогах.


Формирование системы технологического аудита
Кобзев С.А.

Для принятия комплексных решений по всем базовым элементам организации эксплуатационной работы в настоящее время определены и действуют система принятия управленческих решений (модели процессов), распорядительные и регламентирующие документы, система информационного обеспечения, а также системы формирования и управления бюджетными показателями, мониторинга результатов деятельности и др. В ОАО «РЖД» сформирована вертикаль технологической координации в виде технологических служб во главе с Центром по технологической координации. Введена и успешно работает система внутреннего обмена услугами в форме соглашений и наряд-заказов между дирекциями. Значительный опыт в развитии интеграционных процессов между дирекциями накоплен на железных дорогах. Сегодня практически невозможно представить работу по координации на региональном уровне без региональных оперативных комиссий и комитетов, оперативных рабочих групп, а также узловых рабочих групп. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Технологический аудит при организации движения грузовых поездов по расписанию
Васин Е.Н.

Решение о разработке Концепции системы технологического аудита производственной деятельности ОАО «РЖД» ознаменовало начало перехода к координации работы филиалов на новой системной основе с интеграцией наработанных механизмов взаимодействия и процессным подходом к совершенствованию технологий. На полигоне Юго-Восточной железной дороги, как и на ряде других железных дорог, наработан и применяется на практике опыт использования методологии технологического аудита при организации и проведении работы по повышению надежности и эффективности производственных процессов, в первую очередь в перевозочной деятельности. Для этого на дороге была создана рабочая группа под председательством первого заместителя начальника дороги по рассмотрению возможности внедрения создаваемой Концепции системы технологического аудита. В состав рабочей группы входят руководители служб Регионального центра корпоративного управления (ТС, НТП, НКИ, НЭФ) и региональных дирекций функциональных филиалов (Д, Т, ТР, ТЦФТО, ДИ и др.). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Развитие системы технологической координации
Пястолов В.Г.

В ходе реформирования ОАО «РЖД» построена матричная структура управления, в связи с чем возникла острая потребность в регламентации горизонтальных связей дирекций и регулировании их взаимоотношений. Поэтому для оперативного управления работой на дорогах были созданы технологические службы под функциональным руководством Центра по технологической координации. К настоящему времени на Северо-Кавказской железной дороге накоплен достаточный опыт в сфере проектного управления. Практически завершено формирование нормативной базы в виде регламентов взаимодействия дирекций производственного и сбытового блоков. На сегодняшний день на дороге действуют 89 регламентов взаимодействия. Кроме того, создана отлаженная система корпоративной и технологической координации. Так, работает оперативный штаб, который по своей сути является мощным инструментом оперативной координации вертикально интегрированных структур производственного блока как на региональном, так и на линейном уровне. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Повышение качества взаимодействия участников единого сетевого технологического процесса
Чернов С.С.

В процессе реформирования железнодорожного транспорта было сформировано более 1800 компаний-собственников, создано 142 дочерних и зависимых общества ОАО «РЖД». В рамках организационного развития компании образованы 48 филиалов ОАО «РЖД», в том числе 16 дирекций. Взаимодействие этих структур регулирует Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП), а также отраслевые нормативно-правовые акты. В то же время непостоянство конъюнктуры рынка транспортных услуг требует своевременной адаптации производства к внешним вызовам. В этой связи вертикально интегрированные структуры при осуществлении хозяйственной деятельности вносят изменения в операционную деятельность, проводят политику совершенствования и реинжиниринга производственных процессов и технологий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Картирование как инструмент технологического аудита
Заиченко Ю.В.

Октябрьская железная дорога имеет более чем четырехлетний опыт успешной реализации системы бережливого производства. Как новый инструмент бережливого производства на железной дороге в настоящее время применяется технология картирования основных производственных процессов. Главные задачи картирования - это отработка методологии картирования направления, поиск и устранение непроизводительных затрат, картирование процесса планирования и управления, а также процессов обмена информацией. Результатом картирования является карта потока создания ценности - простая и наглядная графическая схема, изображающая основные процессы и взаимосвязь материальных и информационных потоков по созданию конечного продукта и/или услуги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июнь 2014 года. Подробнее...
 


Пассажирский комплекс. Новости

Обзор наиболее значимых событий пассажирского комплекса ОАО «РЖД» за июнь 2014 года.  Подробнее…
 

Социальная и кадровая политика
В авангарде отечественного здравоохранения

Железнодорожный транспорт страны обладает уникальной системой здравоохранения, широкой и разветвленной сетью медицинских учреждений. Практически именно с железнодорожной медицины началось гражданское здравоохранение в России, когда в апреле 1844 г. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель распорядился устроить 10 временных лазаретов для оказания медицинской помощи строителям железной дороги Москва - Санкт-Петербург. 14 декабря 1844 г. император Николай I утвердил порядок предоставления прав службы врачам лазаретов. В 1854 г. на Николаевской железной дороге создается полноценная врачебная служба, на линии появились фельдшерские пункты, а на станции Бологое открылась первая железнодорожная больница.
В Москве состоялась научно-практическая конференция «Производственная медицина. XXI век. Современные аспекты», приуроченная к 170-летию железнодорожной медицины. В ней наряду с железнодорожными медиками приняли участие представители врачебных служб ряда других отраслей промышленности: черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, авиационного транспорта. Открывая конференцию, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин напомнил, что работа компании связана не только с выполнением профессиональных функций по безусловной своевременной и безопасной доставке грузов и пассажиров, но и с огромным комплексом социальных задач. Социальные инвестиции являются важнейшим элементом формирования мотивации железнодорожников к дисциплинированному, внимательному и безопасному труду.


На страже здоровья и профессионального долголетия железнодорожников
Атьков О.Ю.

В последнее время в нашей стране и в мире нарастает интерес к производственной медицине. Такое внимание обусловлено тем, что труднодоступных регионах, недостаточны. В создавшихся условиях системный подход к развитию производственной медицины, в том числе цеховой врачебной службы, научно-практические разработки соответствующего объема и уровня в сфере высоких медицинских технологий позволили бы внести достойный вклад в решение поставленных задач. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Актуальные аспекты медицинского обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте
Плохов В.Н.

История железнодорожной медицины насчитывает уже 170 лет. Задачи железнодорожной медицины очень многогранны, но одним из основных ее разделов было и остается медицинское обеспечение безопасности движения поездов. Оно ставит целью сохранение жизни людей, грузов, подвижного состава, обеспечение бесперебойности движения, снижение экономических потерь компании посредством «страховки» звена «человек» технологической цепочки, непосредственно осуществляющей движение поездов. читается, что более половины всех аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте обусловлено человеческим фактором. В ряде случаев это связано с потерей машинистом способности управлять поездом из-за утомления, засыпания и нарушений в состоянии здоровья. В ОАО «РЖД» работает 123 тыс. членов локомотивных бригад, из которых 68,9 тыс. человек - машинисты. Ежесуточно на сети дорог обращается около 10 тыс. поездов. В состав локомотивного комплекса входят 148 эксплуатационных и 112 ремонтных депо. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Управление здоровьем работников локомотивных бригад в единой профилактической среде
Зальцман А.Г.

В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется профилактике хронических неинфекционных заболеваний, и именно в России создана концепция единой профилактической среды. Она была одобрена широкой международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием Первой глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных завоеваний. Проблема предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), сахарного диабета и других хронических неинфекционных заболеваний у работников железнодорожного транспорта в свете обеспечения безопасности движения регулярно обсуждается на медицинских советах и научно-практических конференциях Департамента здравоохранения ОАО «РЖД». Формирование единой профилактической среды для продления профессионального долголетия работников, включающей преемственность профилактических мероприятий на рабочем месте и на всех этапах оказания медицинской помощи, актуально и для нашей больницы. Данные исследований показывают, что около 50% смертей от ССЗ происходит в трудоспособном возрасте. Поэтому рабочие места, позволяющие охватить до 54% популяции, - это идеальная организационная модель для проведения профилактических мероприятий. В последние годы крупные корпорации занимают активную позицию в формировании и продвижении приоритетов здорового образа жизни, сокращении профессиональной заболеваемости, развитии кадрового потенциала. Ярким примером тому служит Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года, т.е. есть решение руководства компании, и наша задача - создать реальную, работающую модель единой профилактической среды. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Инновационные телемедицинские технологии
Столяр В.Л.

Система здравоохранения ОАО «РЖД» располагает телемедицинской сетью из 178 стационарных, мобильных и переносных телемедицинских комплексов. Ежедневно наши телемедицинские центры используются для проведения дистанционного интерактивного телеобучения врачей, видеоконсилиумов. Сегодня это наиболее эффективно работающая от Калининграда до Сахалина телемедицинская сеть в стране. Много лет мы готовим кадры для телемедицинских центров в рамках ежегодных международных школ телемедицины не только для себя, но и для муниципального и ведомственного здравоохранения и для стран СНГ. Активно развивается международное сотрудничество в области телемедицины с ведущими клиниками и университетами Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Ряд наших собственных разработок в области телемедицинских технологий высоко оценен в стране и за рубежом. Это телемедицинские купе в составе передвижных консультативно-диагностических центров (ПКДЦ), мобильные телемедицинские комплексы для восстановительных поездов, уникальные системы обучения хирургов с передачей объемного стереоскопического изображения операционного поля и др. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

На магистралях Содружества

Новые технологии по ускорению транзита
Войтехович И.А., Раровский П.Е.

Для Белорусской железной дороги с учетом географического положения Республики Беларусь и пересечения в регионе общеевропейских транспортных коридоров №2 и №9 (рис. 1) одной из приоритетных задач является повышение эффективности пропуска транзита и наращивание пропускной способности инфраструктуры. В связи с этим большое внимание уделяется ликвидации дублирующих технологических операций, в системе общеевропейской транспортной сетиповышению эффективности использования тягового подвижного состава, совершенствованию системы технического обслуживания вагонов и др. К числу перспективных методов отнесена, в частности, технология удлиненных гарантийных участков качественного технического обслуживания грузовых поездов. Эту технологию изначально планировалось использовать только в динамично развивающихся контейнерных перевозках, однако в процессе разработки стало ясно, что с определенными усовершенствованиями ее можно распространить на все грузовое движение. При этом положение железной дороги, а также лучевое расположение технических станций «от центра» позволяет превратить весь полигон в «удлиненный гарантийный участок». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за июнь 2014 года. Подробнее…
 

Подвижной состав

Модель оценки коэффициента готовности локомотива
Скребков А.В., Ламкин А.Г.

В целях снижения издержек по обслуживанию тягового подвижного состава и повышения эффективности его использования на всем протяжении жизненного цикла в 2001 г. решением Коллегии МПС России была утверждена Комплексная программа реорганизации и развития отечественного локомотивостроения, организации ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава. Она предусматривала специализацию локомотивных депо по видам работы (выделение ремонтных и эксплуатационных депо) и создание вертикали управления ремонтным комплексом. Организационные мероприятия, проведенные ОАО «РЖД» в рамках реформирования локомотивного хозяйства, позволили создать на базе 10 локомотиворемонтных заводов ОАО «Желдорреммаш» и разделить функции эксплуатации и ремонта локомотивов между Дирекцией тяги (ЦТ) и Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава (ЦТР). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Страницы истории
Первому российскому паровозу - 180 лет

Отмечаемый в нынешнем году юбилей российского паровоза - прекрасный повод сказать добрые слова об этом многолетнем добросовестном труженике стальных магистралей, вспомнить славные страницы его истории, отдать дань уважения его создателям. Этому и посвящена настоящая подборка. Открывает ее ранее уже публиковавшаяся в журнале (см. №3 за 2004 г.) статья о виновниках торжества - уральских механиках-самородках Ефиме Алексеевиче и Мироне Ефимовиче Черепановых, благодаря которым Россия стала второй страной в мире, где начали строить свои паровозы. В подборку включен также материал об английских пионерах паровозостроения Ричарде Тревитике и Джордже Стефенсоне. Их локомотивы были созданы двумя-тремя десятками лет ранее паровоза Черепановых, что, однако, не отнимает у российских мастеров титула первопроходцев. Уместно вспомнить слова самого Джорджа Стефенсона: «Паровоз есть изобретение не одного человека, а целого поколения инженеров и механиков». Завершают подборку цитаты из художественных произведений, позволяющие взглянуть на паровозы глазами литераторов.


Первый российский паровоз и его творцы
Выпов И.Г.

В феврале 1834 г. на Нижне-Тагильском горном заводе раздался первый свисток первого в Российской империи паровоза. Этот сигнал возвестил начало новой эры в горнометаллургической промышленности и рельсовом транспорте. Творцами первого российского паровоза, называвшегося первоначально «сухопутный пароход», «паровая телега», «пароходный делижанец», «пароходка», были знаменитые уральские механики, умельцы и изобретатели Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803-1849). За талант, одаренность, разнообразную изобретательскую деятельность историки российского горнорудного дела по праву относят их к разряду выдающихся механиков-самородков того времени. Семья Черепановых происходила из «работных» людей Нижнетагильских заводов. Были они крепостными. Ефим Алексеевич не кончал какого-либо учебного заведения, но всю жизнь упорно занимался самообразованием и оказался вполне подготовленным к решению сложных технических задач. Много лет плодотворно занимался различными механическими постройками, устройством плотин, водяных колес, мельниц, лесопилок, насосов и водоотливных машин, внес немало улучшений в доменное, прокатное и медеплавильное производство. Стремясь к совершенствованию заводской техники, Ефим Алексеевич вместе с сыном Мироном создал при Выйском заводе специальное «механическое заведение», где изготовлялись различные станки, механизмы и машинные детали для нужд всех девяти демидовских уральских заводов и других предприятий Урала. Любознательность Черепановых, широта их кругозора, интерес ко всем техническим новинкам были широко известны. Огромный труд и творческую энергию Черепановы вложили в создание паровых двигателей различной мощности и назначения, облегчающих ручной труд и повышающих эффективность производства. Ефим Алексеевич, занимая должность механика (а затем главного механика) Демидовских заводов, пришел к выводу, что применявшиеся в то время водяные (колесные), конные и просто ручные приводы в силу своей малой мощности не отвечают интересам бурно развивающегося горнометаллургического производства на Урале - требуются более производительные и сильные паровые («огневые») машины. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Из истории мирового паровозостроения

В этом году с паровой тягой связаны еще две юбилейные даты. 210 лет назад, в 1804 г., Ричард Тревитик построил первый в истории паровоз, а 200 лет назад свой первый паровой локомотив спроектировал и изготовил Джордж Стефенсон. На страницах журнала - основные вехи биографии двух выдающихся английских изобретателей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


О паровозах литературной строкой...

Видный специалист-железнодорожник В.А. Раков, широко известный как автор книг о развитии отечественных локомотивов начиная с периода постройки первой железной дороги в России, писал: «Сыграв исключительную роль в экономическом развитии страны, справившись с перевозками в тяжелые годы Гражданской и Великой Отечественной войн, выполнив большую перевозочную работу в первое послевоенное десятилетие (1946-1955 гг.), паровоз уступил свое место более совершенным тяговым средствам… оставив неизгладимый след в истории железнодорожного транспорта нашего Отечества». Можно лишь добавить, что паровозы, возраст которых составляет уже более двух веков (если вести счет от самых первых образцов), оставили неизгладимый след и в памяти многих и многих поколений. Те, кому довелось видеть паровозы в регулярной эксплуатации, наверняка согласятся, что они оказывали на окружающих куда более сильное эмоциональное воздействие, чем производят нынешние локомотивы. Да, современные тепловозы и электровозы в большинстве своем и быстрее, и мощнее, но они лишь машины, тогда как работающие паровозы для многих были сродни живым существам. Отсюда и такая любовь к ним, такой благоговейный трепет, особенно у старых машинистов, несмотря на их нелегкий и порой опасный труд. В подтверждение сказанного обратимся к художественной литературе. Предлагаем вниманию читателей связанные с паровозами отрывки из произведений отечественных писателей разных лет, а также выдержку из статьи в журнале «Железнодорожное дело», которая, на наш взгляд, написана столь ярко, что вполне подпадает под определение «художественная проза». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июнь 2014 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования