«Железнодорожный транспорт»
№ 8 2014 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 8 2014 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2015 год
 

Архив
 


2014 год
 


№ 1 2014 год
 

№ 2 2014 год


№ 3 2014 год
 

№ 4 2014 год
 

№ 5 2014 год
 

№ 6 2014 год
 

№ 7 2014 год
 

№ 8 2014 год
 

№ 9 2014 год
 

№ 10 2014 год
 

№ 11 2014 год
 


№ 12 2014 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Актуальная тема
БАМ обретает второе дыхание

маркированный список

Праздничные мероприятия в Тынде
стр. 5

маркированный список

Международная конференция по развитию Байкало-Амурской магистрали
стр. 9

Эксплуатационная работа
Центры управления тяговыми ресурсами

маркированный список

Северный полигон.
Баженов А.А.
стр. 12

маркированный список

Волжский полигон.
Фомин Г.А.
стр. 15

Пульс сети
стр. 21

Экологический вестник

маркированный список

Энергоэффективность - путь к снижению затрат и к экологической безопасности.
Гапанович В.А.
стр. 22

маркированный список

Активнее выполнять программу энергосбережения.
стр. 26

маркированный список

Внедрение светодиодной техники.
стр. 28

маркированный список

Учет потребления топливно-энергетических ресурсов.
Дудкин В.Ф.
стр. 30

маркированный список

Развитие методологии расчета систем тягового электроснабжения.
Андреев В.В.,
Гречишников В.А.,
Король Ю.Н.,
Шевлюгин М.В.
стр. 32

маркированный список

Графовый подход к расчету системы тягового электроснабжения.
Троян Н.Н.,
Шаламай И.В.
стр. 35

маркированный список

Энергоэффективные разработки.
Тихонов Д.А.,
Абрамов О.В.,
Волковский Д.В.
стр. 36

маркированный список

«Зеленая пятница»: автоматизация учета работ.
Коноплин А.В.
стр. 38

маркированный список

Центр охраны окружающей среды.
Опыт Западно-Сибирской железной дороги.
стр. 40

Специальный проект
Инновационное развитие компании: вклад новаторов

маркированный список

Рационализаторская деятельность в ОАО «РЖД».
Добрынин О.В.
стр. 43

маркированный список

«Идея ОАО «РЖД» - 2014».
Представляем победителей смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений
стр. 48

Охрана труда

маркированный список

Электробезопасность в ОАО «РЖД»
стр. 56

Новости от поставщиков
стр. 60

Высокоскоростное движение

маркированный список

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство.
Киселёв И.П.
стр. 62

Страницы истории

маркированный список

Локомотивы железных дорог Монголии.
Чуров В.Е.
стр. 70

маркированный список

Форменная одежда как элемент корпоративной культуры.
Сердюк В.А.
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото М.Е. Хохрякова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июль 2014 года. Подробнее...
 

Актуальная тема
БАМ обретает второе дыхание

В этом году отмечается 40-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали - одного из самых масштабных проектов своего времени. Грандиозная стройка, в которой участвовала вся страна, стала символом трудового подъема и героизма, патриотизма и романтики. В суровом климате, в безлюдной труднопроходимой местности было проложено более 5 тыс. км главных и станционных путей, возведено свыше 4200 искусственных сооружений, построены города и поселки. БАМ создал условия для освоения богатейших территорий Сибири и Дальнего Востока России, наращивания транзитного потенциала отечественной транспортной системы. К сожалению, по политическим и экономическим причинам магистраль долгие годы не была в должной мере задействована, работала далеко не в полную силу. Однако времена изменились, и сегодня БАМ возрождается, обретает второе дыхание. Более того, потребности страны, территорий, грузовладельцев в перевозках уже превышают его возможности, и в рамках крупнейшего инвестиционного проекта по модернизации и развитию Восточного полигона железных дорог России начата работа по наращиванию провозной и пропускной способности Байкало-Амурской магистрали, усилению ее инфраструктуры. Есть уверенность, что у БАМ а отличные перспективы!

Праздничные мероприятия в Тынде

Главные праздничные мероприятия, посвященные 40-летию легендарной магистрали, знаменательной дате, прошли в Тынде. На торжества в столицу БАМа прибыли многочисленные гости - ветераны строительства и освоения магистрали, коллеги-железнодорожники из многих регионов страны, руководители Министерства транспорта, других федеральных органов власти, Амурской области и Хабаровского края, ОАО «РЖД», представители деловых кругов, научных организаций и учебных вузов. На привокзальной площади состоялся многолюдный митинг. Его открыл глава ОАО «РЖД» В.И. Якунин, огласивший приветствие президента страны В.В. Путина в честь 40-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В своем выступлении В.И. Якунин, в частности, сказал: «Мы празднуем юбилей проекта, который привлек тысячи молодых энтузиастов, готовых многим пожертвовать ради реализации великой задачи развития нашей страны. Они и сегодня присутствуют среди нас, являя пример самоотверженного труда и мужества. Сегодня уже ни у кого нет сомнения в правильности решения о строительстве БАМа. Если бы эта магистраль не была построена, то освоить стремительно растущие грузопотоки было бы невозможно...» Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Международная конференция по развитию Байкало-Амурской магистрали

В Москве в Президент-отеле прошла Международная конференция «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока», организованная Министерством транспорта РФ и ООО «Бизнес-Диалог» при поддержке ОАО «РЖД».Участники частники конференции - представители федеральных и региональных органов власти, бизнес-структур, российских и международных машиностроительных и транспортных компаний, научного сообщества - обсудили перспективы развития восточных регионов России и вытекающие из этого задачи по освоению перевозок грузов с соответствующим увеличением провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Были рассмотрены также потребности и проекты развития железнодорожной инфраструктуры региона, возможности и эффективность применения лучших отечественных и зарубежных практик и компетенций при их реализации. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа

Опубликованные в предыдущих номерах журнала статьи об основных принципах формирования и функционирования новой структуры управления работой локомотивных парков в рамках полигонных технологий - центров управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), опыте реализации новой системы управления тягой на Южном, Восточном и Урало-Сибирском полигонах вызвали большой интерес читательской аудитории. Продолжая публикации по этой актуальной теме, предлагаем вниманию читателей выступления начальников ЦУТРов на Северном и Волжском полигонах.

Северный полигон

В декабре 2012 г. на Северной железной дороге был создан Центр управления тяговыми ресурсами Северного полигона (ЦУТР СП), объединивший специалистов хозяйств управления движением, тяги, подразделений по ремонту тягового подвижного состава. Его основными задачами были определены: организация и управление работой и регулирование парка локомотивов и локомотивных бригад в границах Северного полигона для обеспечения заданных объемов перевозок и эффективного использования пропускных способностей инфраструктуры, производственных мощностей ремонтных депо и пунктов технического обслуживания локомотивов; координация и оперативное руководство локомотивными диспетчерами региональных дирекций управления движением, тяги, по ремонту тягового подвижного состава в целях эффективного использования тяговых ресурсов в грузовом движении и организации труда и отдыха локомотивных бригад; организация и координация разработки единого технологического процесса работы локомотивов и локомотивных бригад грузового движения полигона; совершенствование существующих технологий эксплуатационной работы с учетом оптимизации использования локомотивных парков и организации работы локомотивных бригад, участков тягового обслуживания, перерабатывающей способности сортировочных станций, припортовых и междорожных стыковых пунктов, директивного плана-графика предоставления «окон» для ремонта инфраструктуры. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Волжский полигон

Идея создания Центра управления тяговыми ресурсами на Волжском полигоне возникла еще в 2005 г., когда магистральные электровозы Куйбышевской железной дороги стали выходить за ее границы: сначала - на Московскую дорогу - до станции Рыбное, а затем на Южно-Уральскую - до станции Челябинск-Главный. В результате расширения полигона обслуживания локомотивов и локомотивных бригад сократился простой поездов на стыковых пунктах Потьма, Кропачево, снизились затраты рабочего времени, связанные со сменой тяги, увеличился пробег локомотивов и др. Вместе с тем наряду с положительным опытом применения полигонной технологии возникли и проблемы, наиболее острые из которых, - распределение корпоративного парка локомотивов между тремя железными дорогами и своевременное обеспечение необходимым количеством локомотивов станций зарождения поездопотока, в первую очередь Челябинск-Главный и Дема. С учетом преобладания нечетного потока возникла необходимость своевременной пересылки локомотивов в четном направлении с конечных станций Рыбное, Пенза III, Сызрань I. На этих станциях осуществляется смена локомотивов у нечетных поездов, из-за непарности движения поездов накапливаются локомотивы, которые необходимо перемещать на станции зарождения потока. Регулирование количества локомотивов на перечисленных станциях - часть технологического процесса полигона. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июль 2014 года. Подробнее...
 

Экологический вестник

Этот выпуск Экологического вестника посвящен в основном энергосбережению как крупному резерву снижения эксплуатационных затрат и себестоимости основной деятельности ОАО «РЖД» и одновременно как важному аспекту природоохранной политики компании. Известно, что энергосберегающие технологии являются одним из краеугольных камней инновационной деятельности холдинга, поскольку одним из важнейших критериев оценки технологической и экономической устойчивости компании служит уровень ее энергоэффективности. Сразу же после образования компании, 10 лет назад, была принята Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2030 года. Действует и дает результаты Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Об основных направлениях деятельности компании в сфере энергосбережения, достигнутых результатах и планах на ближайшую перспективу в интервью журналу рассказывает старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович.

Энергоэффективность - путь к снижению затрат и к экологической безопасности
Гапанович В.А.

ОАО «РЖД» является крупнейшим в России монопотребителем топливно-энергетических ресурсов, в том числе и электроэнергии. Сейчас оно потребляет около 5% общего объема электроэнергии, производимой в стране. В абсолютных показателях компания в 2013 г. на собственные нужды израсходовала более 46 млрд. кВт?ч электрической энергии. Основной потребитель - тяга поездов, на ее долю приходится почти 86,5% потребленной электроэнергии. Можно без преувеличения сказать, что каждый процент сокращения этих многомиллиардных энергозатрат - задача государственной важности. С целью определения основных направлений энергетической политики холдинга «РЖД» и была принята Энергетическая стратегия. Она нацелена на рост энергоэффективности во всех сферах деятельности холдинга «РЖД», и в первую очередь в области железнодорожных перевозок. При этом необходимо добиться полного и надежного энергетического обеспечения перевозочного процесса, снизить риски при кризисных ситуациях в энергообеспечении железнодорожного транспорта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Активнее выполнять программу энергосбережения

На заседании Центральной комиссии ОАО «РЖД» по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности были рассмотрены вопросы выполнения филиалами компании Программы энергосбережения. Во вступительном слове председатель Центральной комиссии, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович отметил, что анализ производственных показателей работы за первое полугодие 2014 г. свидетельствует о правильности реализуемой в компании политики, направленной на повышение энергетической эффективности и снижение непроизводительных расходов филиалов во всех видах деятельности. Режим жесткого нормирования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и контроль выполнения целевых показателей их экономии, установленных для всех структурных подразделений филиалов, позволили снизить потребление топливно-энергетических ресурсов как на тягу поездов, так и на нетяговые нужды. Экономия средств компании в первом полугодии 2014 г. только от снижения расходов ТЭР во всех видах деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года оценивается в 4,6 млрд. руб., в том числе за счет снижения удельных энергозатрат на тягу поездов - 2,1 млрд. руб. Потребление ТЭР по компании снижено на 6 тыс. т условного топлива к аналогичному периоду прошлого года при увеличении объема перевозочной работы на 4,7%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Внедрение светодиодной техники

ОАО «РЖД», приняв одним из первых в стране в 2008 г. Программу внедрения светодиодов, продемонстрировало реальные действия по энергосбережению на основе комплексного внедрения высоких технологий. В качестве приоритетных векторов Программы определены инновационные проекты, внедрение которых способно принести отрасли заметный экономический эффект. Это светодиодное освещение подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» светодиодными источниками света, малообслуживаемые светосигнальные системы (светофоры и др.), оптические информационные каналы на основе инфракрасных светодиодных технологий, солнечные энергоэлементы. В2010 г. была образована рабочая группа по внедрению светодиодной техники в ОАО «РЖД», в рамках которой обсуждались и принимались технические решения по светодиодной тематике. Принятые решения впоследствии утверждались заказчиками в качестве технических заданий при проведении открытых конкурсов на внедрение светодиодных систем освещения. В 2010-2013 гг. ОАО «НИИАС» и ОАО «ВНИИЖТ» провели экспертизы проектных решений (светотехнических расчетов) и фактическую приемку работ, участвуя в натурных испытаниях систем. С 2010 г. ОАО «НИИАС» ведет работу, направленную на совершенствование нормативной базы внедрения светодиодной техники. В рамках реализации мероприятия «Внедрение мачтовых светофорных головок со светодиодными модулями» в 2010 г. институт разработал три методики, совершенствующие нормативную базу применения светодиодных разработок в светосигнальной технике. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Учет потребления топливно-энергетических ресурсов
Дудкин В.Ф.

В ОАО «РЖД» большое значение придается организации учета потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в стационарной энергетике на базе современных информационных технологий. Начиная с 2007 г. во всех регионах железных дорог планомерно внедряется автоматизированная система комплексного учета топливно-энергетических ресурсов железных дорог (АСКУ ТЭР). Ее основная цель - поддержка механизма управленческого учета средствами измерения, анализа и контроля потребления топливно-энергетических ресурсов. Система ведет автоматизированный приборный учет ТЭР, собирает данные с новых и существующих приборов учета, в автоматическом режиме предоставляет данные для коммерческих или других расчетов. Она также формирует данные для планирования потребления ТЭР и определения балансов расхода. При внедрении АСКУ ТЭР в состав системы включаются коммерческие узлы учета для возможности расчетов с энергопоставщиками и узлы технического учета, позволяющие сводить баланс потребления котельно-печного топлива и выработки тепла. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Развитие методологии расчета систем тягового электроснабжения
Андреев В.В., Гречишников В.А., Король Ю.Н., Шевлюгин М.В.

Многолетние исследования в области расчетов систем тягового электроснабжения (СТЭ) на кафедре «Электроэнергетика транспорта» МИИТа выявили необходимость развития методологии этих расчетов в направлении применения и развития имитационного моделирования. Совершенствование «традиционной» модели может носить только «косметический» характер. Цель предложений - разработать модель нового поколения, позволяющую решать задачи оценки потенциала энергоэффективности систем тягового электроснабжения, исследования работы системы тягового электроснабжения. Применительно к расчетам системы тягового электроснабжения под имитационной моделью следует понимать воспроизведение поведения системы тягового электроснабжения во времени на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами. Детализация схемы замещения СТЭ зависит от вида расчетов и может быть различной, однако условие перемещающейся тяговой нагрузки неизменно. Первые работы по созданию моделей систем тягового электроснабжения были выполнены на кафедрах «Энергоснабжение электрических железных дорог» МИИТа и ВЗИИТа в середине 1960-х годов. В дальнейшем модели СТЭ получили широкое распространение практически во всех подразделениях учебных и научных институтов. При помощи предложенной модели было решено множество задач, связанных с научными исследованиями, проектированием и эксплуатацией СТЭ железных дорог, в том числе при организации движения тяжеловесных поездов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Графовый подход к расчету системы тягового электроснабжения
Троян Н.Н., Шаламай И.В.

Показатели энергетической эффективности хозяйства электроснабжения ОАО «РЖД», а также потенциал энергосбережения можно оценить с помощью имитационного моделирования системы тягового электроснабжения (СТЭ). Существенную сложность для моделирования системы тягового электроснабжения представляют большие разветвленные полигоны электрифицированных железных дорог со сложноразветвленной электрической схемой замещения. При моделировании таких сложных конфигураций СТЭ стоит задача учесть распределение грузопотока при его разветвлении, а также корректно учесть питание участков подстанциями при питании одной подстанцией нескольких направлений и распределение электроэнергии между всеми тяговыми подстанциями по линиям системы внешнего электроснабжения. Проблему моделирования СТЭ больших разветвленных полигонов электрифицированных железных дорог как единого целого наиболее целесообразно решать с помощью создания объектно-ориентированной графовой модели. Сами объекты СТЭ в такой модели представляются в виде относительного списка ветвей. Каждая ветвь графа схемы замещения СТЭ соответствует конкретному силовому элементу объекта СТЭ и имеет параметры, необходимые при моделировании работы СТЭ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Энергоэффективные разработки
Тихонов Д.А., Абрамов О.В., Волковский Д.В.

Несколько лет назад специалистами компании «АВП Технология» была разработана и создана усовершенствованная система автоведения для пассажирских поездов дальнего следования (УСАВП-П). Сегодня ею оснащены практически все пассажирские электровозы. Практика показала, что этот комплекс, предназначенный для автоматизированного управления локомотивом на основе расчета оптимального режима движения в реальном масштабе времени, помог локомотивным бригадам в кратчайшие сроки добиться экономии электроэнергии в размере не менее 10%. В 2009 г. руководство ОАО «РЖД» приняло решение использовать системы автоведения и для оптимизации действующих расписаний пассажирских экспрессов, чтобы существенно снизить расходы энергии на тягу поездов. В настоящее время абсолютное большинство пассажирских поездов на участках с электротягой следуют по энергооптимальным расписаниям. Поскольку системами автоведения наряду с электровозами стали оснащать тепловозы, появилась потребность в разработке энергооптимальных графиков и для пассажирских поездов на тепловозной тяге, позволяющих экономить значительные количества дизельного топлива. Первым участком, на котором был внедрен такой график, стал маршрут с тепловозной тягой от Ожерелья до Ельца. Благодаря внедрению новых технологий каждый тепловоз способен экономить ежемесячно в среднем 5% топлива. Переведены на энергооптимальные расписания пассажирские поезда, ведомые тепловозами, на Северной железной дороге, в том числе на маршруте от Череповца до Воркуты длиной 1500 км, который является одним из самых протяженных участков тепловозной тяги в нашей стране. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


«Зеленая пятница»: автоматизация учета работ
Коноплин А.В.

На железных дорогах и предприятиях холдинга уже стало привычным проходящее в последнюю пятницу каждого месяца мероприятие, получившее название «Зеленая пятница». Это акция, ставящая целью минимизацию вредного воздействия деятельности ОАО «РЖД» на окружающую среду. В ходе акции реализуются различные природоохранные мероприятия, в том числе направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов. Положительный опыт проведения «Зеленой пятницы» накоплен на Юго-Восточной железной дороге. На Юго-Восточной железной дороге «Зеленая пятница» проводится с июня 2013 г. С начала ее проведения по март 2014 г. удалось снизить потребление электроэнергии на 73,6 тыс. кВт?ч, дизельного топлива - на 88,1 т. При этом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сокращены на 7,1 т. За этот период высажено 90 деревьев и кустарников, озеленено 1472 м2 территории структурных подразделений, вывезено почти 180 т отходов. Общий экономический эффект составил почти 1,7 млн. руб. Для проведения акции в каждом структурном подразделении дороги назначены ответственные лица, разработаны мероприятия и заведены журналы, в которых ежемесячно фиксируются итоги. Однако итоги проведенных во втором полугодии 2013 г. акций «Зеленая пятница» показали, что при обработке результатов очень велико влияние человеческого фактора. Это негативно сказывается на сроках подведения итогов, тем более что в подведении итогов участвуют работники как структурных подразделений, так и служб и дирекций. Это увеличивает время обработки информации. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Центр охраны окружающей среды. Опыт Западно-Сибирской железной дороги

На Западно-Сибирской железной дороге большое внимание уделяется повышению эффективности природоохранной работы, совершенствованию экологической безопасности деятельности предприятий дороги, предотвращению непроизводительных финансовых затрат. Важным шагом в этом направлении стало создание в 1996 г. структуры управления природоохранной деятельностью, обеспечивающей выполнение экологического законодательства РФ. Ядром этой системы является Центр охраны окружающей среды. На сегодняшний день штат Центра полностью укомплектован и составляет 62 человека. В его состав входят четыре региональных сектора, курирующих все области, входящие в регион обслуживания дороги: Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую, Томскую и Алтайский край. В штате Центра четыре экологические лаборатории - Омская, Кузбасская, Алтайская, производственно-экологическая и экологический вагон-лаборатория. Все лаборатории аттестованы и ежегодно подтверждают в органах Госстандарта России техническую компетентность в выполнении количественных химических анализов, регулярно расширяют область аккредитации определяемых ингредиентов. Они оснащены разнообразным оборудованием и приборами, работают по поставленным методикам, что позволяет проводить широкий спектр количественных химических анализов загрязняющих веществ на различных объектах окружающей среды по 130 параметрам. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Специальный проект
Инновационное развитие компании: вклад новаторов

В канун Дня железнодорожника на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке в рамках празднования 180-летия российского паровоза состоялось награждение победителей уже традиционного для компании смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» - 2014». чествование новаторов состоялось в день, когда все вспоминали создателей первого отечественного паровоза, выдающихся русских умельцев, механиков-самородков отца и сына Черепановых. И это было, безусловно, глубоко символично. Просматривалась многолетняя преемственность творческой мысли, целеустремленности, технической сметки и изобретательности. Открывая мероприятие, старший вице-президент ОАО «РЖД», председатель конкурсной комиссии В.А. Гапанович отметил, что в современных условиях, чтобы выдержать конкуренцию на рынке транспортных услуг, компании необходимо постоянно наращивать темпы разработки и внедрения передовых технических решений. При этом изобретательство и рационализация являются неиссякаемым источником нестандартных технических решений и идей, открывающих новые перспективы для развития железнодорожного транспорта.

Рационализаторская деятельность в ОАО «РЖД»
Добрынин О.В.

Сегодня на многих российских предприятиях, в организациях и учреждениях успешно организовано рационализаторское движение. ОАО «РЖД» занимает в нем ведущие позиции: свыше 30 тыс. работников компании активно участвуют в рационализаторском движении, из них более 4 тыс. - молодые работники в возрасте до 30 лет. Год от года число рационализаторов остается стабильно высоким. Так, в прошлом году по сравнению с 2012 г. их количество увеличилось на 5%. Число молодых специалистов, подавших рационализаторские предложения, за тот же период возросло на 12%. Как продукт человеческого интеллекта рационализаторское предложение является самой распространенной формой технического творчества. Выявление и правильное оформление рационализаторских предложений в ОАО «РЖД» позволяют не только обеспечить приоритет, моральное и материальное поощрение рационализаторов, но и свидетельствуют о хорошей организации работы компании, о наличии в ее структурных подразделениях творческой атмосферы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

«Идея ОАО «РЖД» - 2014».
Представляем победителей смотра-конкурса изобретений и рационализаторских предложений

В этом году в конкурсе приняли участие представители практически всех департаментов, дирекций и железных дорог, было представлено 549 рационализаторских предложений и изобретений. Из них экспертными комиссиями департаментов ОАО «РЖД» были рекомендованы к рассмотрению Конкурсной комиссией 83. Призовые места были присуждены 52 техническим решениям, 31 - удостоено поощрительных премий. Номинация «Лучшее техническое, технологическое решение, направленное на охрану труда и снижение производственного травматизма». Первое место получила разработка «Автоматическая система предупреждения о сходе снежных лавин на железнодорожный путь», представленная технологами Высокогорненской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Я.В. Ковалевой и Д.М. Ковалевым. Принцип оповещения о возможном сходе лавины состоит в том, что датчики наклона, установленные на лавиноопасных участках, при движении снежных масс подают сигнал на диспетчерские пульты станций и на проблесковые маячки на путях для предупреждения машинистов о необходимости применения торможения. Системы позволят на железных дорогах, имеющих лавиноопасные и скально-обвальные участки, повысить безопасность движения поездов, сохранить жизнь и здоровье работников и оперативно принимать меры по устранению завалов на путях. Получен патент на полезную модель. Применение системы на Высокогорненской дистанции пути позволило снять круглосуточные дежурные посты на лавиноопасных участках и отменить дополнительные обходы. Годовой экономический эффект превысил 2 млн. руб. Второе место присуждено рационализаторскому предложению работников ремонтно-ревизионного участка Сальской дистанции электроснабжения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Е.В. Якомышина, С.П. Новака и А.В. Пилюгина «Модернизация блокировки безопасности заземляющей штанги для контактной сети». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Безопасность труда

Электробезопасность в ОАО «РЖД»

Железнодорожный транспорт является одной из наиболее энергоемких отраслей России, потребляя электрическую энергию как на тягу поездов, так и на нужды стационарной энергетики. Эксплуатация контактной сети и других устройств и элементов системы энергоснабжения, огромного числа различного электрооборудования на предприятиях компании, безусловно, сопряжена с повышенным риском для персонала. Поэтому обеспечение электробезопасности является одним из важнейших направлений проводимой в ОАО «РЖД» профилактической работы по охране труда, совершенствованию нормативной базы, повышению требовательности и усилению персональной ответственности работников за создание нормальных условий при производстве работ. В2013 г. в соответствии с «Перспективной комплексной программой по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2013-2015 гг.» на предупреждение электротравматизма было израсходовано 646,3 млн. руб. Однако при общем снижении уровня производственного травматизма в инфраструктурных подразделениях компании показатели производственного электротравматизма свидетельствуют о недостаточности принимаемых профилактических мер по обеспечению электробезопасности работающих. В 2013 г. в результате поражения электротоком было травмировано 18 человек, из них 8 со смертельным исходом. Среди погибших от воздействия электротока работники дистанций электроснабжения Северо-Кавказской, Московской, Забайкальской, Южно-Уральской и Северной дирекций инфраструктуры а также вагонного депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Наибольшее количество работников было травмировано в Центральной дирекции инфраструктуры - 12 человек, в том числе 8 человек со смертельным исходом, из них в хозяйстве электрификации и электроснабжения - 11 человек, в том числе 7 с летальным исходом. По одному человеку травмировано в дирекциях тяги, управления движением, моторвагонного подвижного состава, Трансэнерго и Центральной станции связи. Электротравмы допущены на Московской, Южно-Уральской, Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Октябрьской, Северной и Свердловской железных дорогах. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за июль 2014 года. Подробнее…
 

Высокоскоростное движение

Вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей: традиции и новаторство
Киселёв И.П.

Окончание. Начало см. «Железнодорожный транспорт», №№ 3, 4, 6, 2014.
В 1963 г. в Нью-Йорке без какого-либо обсуждения с общественностью буквально за несколько дней был снесен построенный в 1905-1910 гг. вокзал Пенсильванской железной дороги, являвшийся одной из достопримечательностей Манхэттена. Резкое уменьшение пассажиропотока сделало для железнодорожной компании очень обременительным содержание вокзала - величественного сооружения, украшенного помпезными колоннами и стилизованного под термы Каракаллы (Антониановые термы), считавшиеся одним из чудес Древнего Рима. Городской квартал на месте снесенного вокзала был застроен безликими офисными зданиями. Вскоре под бывшим вокзалом была восстановлена подземная станция, на которой помимо пригородных поездов стали останавливаться скоростные поезда направления Нью-Йорк - Филадельфия - Вашингтон. Сегодня эта станция обслуживает поезда Acela первого и пока единственного в США высокоскоростного маршрута между указанными городами. Снос вокзала Песильванской железной дороги, или, как его именовали, Пенн Стейшн (Penn Station), вызвал большой политический скандал. Под давлением общественности администрация Нью-Йорка и федеральные власти страны признали уничтожение Пенн Стейшн ошибкой. Как считают историки, этот негативный общественный резонанс во многом способствовал тому, что был сохранен вокзал Гранд Централ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Страницы истории

Локомотивы железных дорог Монголии
Чуров В.Е.

В этом году в Монголии прошли торжественные мероприятия, посвященные 65-летию Улан-Баторской железной дороги. Дорога ритмично работает в настоящем, уверенно смотрит в будущее, бережно хранит память о прошлом. Ее история запечатлена в старых фотографиях, картинах, почтовых марках, натурных музейных экспонатах. Автору статьи - видному государственному деятелю - довелось увидеть их во время пребывания в Монголии. Уверены, что читателям будут интересны впечатления известного человека, который, вне всякого сомнения, неравнодушен к истории стальных магистралей. В столице Монголии Улан-Баторе есть музей истории железнодорожной техники. Его официальное название на русский дословно переводится так: Музей подвижного состава Улан-Баторской железной дороги. За невысокой аккуратной оградкой линейка старых паровозов и тепловозов. Денег за вход не берут. Строительство на территории Монголии первой железной дороги - 43-километровой узкоколейки, соединившей Улан-Батор с угольными копями Налайха, началось после обмена письмами 5 и 6 ноября 1937 г. между уполномоченным правительством СССР полпредом Сергеем Наумовичем Мироновым (Мироном Иосифовичем Королем) и председателем правительства Монголии Анандыном Амаром. Дорога с шириной колеи 750 мм была построена организациями Народного комиссариата путей сообщения СССР за счет долгосрочного кредита. На стройку набирали монгольских рабочих и использовали местные строительные материалы. Паровозы и вагоны доставляли из Советского Союза. В музее на постаменте стоит один из первых поступивших на дорогу локомотивов - паровоз серии 159 № 469 с осевой формулой 0-4-0. Согласно литой табличке на сухопарнике - массивном колпаке над котлом сразу за трубой, - паровоз был изготовлен в 1937 г. на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

 


Форменная одежда как элемент корпоративной культуры
Сердюк В.А.

Железнодорожной форменной одежде, несмотря на ее кажущуюся малозначимость, современные исследователи уделяют внимание не меньше, чем остальным компонентам корпоративной культуры. Разработка и внедрение внешних атрибутов является средством консолидации персонала, мерой, направленной на достижение «корпоративного единства». Не следует забывать, что форменное обмундирование играет позитивную роль в создании привлекательного имиджа организации, повышении престижа работы в ней, самоуважения и гордости служащего за свою профессию. В настоящей статье рассматриваются этапы развития железнодорожного форменного обмундирования и значение его с точки зрения формирования корпоративной культуры на железных дорогах России в конце XIX - начале XX века. Проводимое сегодня реформирование железнодорожного транспорта в плане формирования корпоративной культуры ОАО «Российские железные дороги» предусматривает использование новой форменной одежды. При этом предполагается отказ от военизированности, которая исторически прослеживалась во многих поколениях форменной одежды железнодорожников, и подчеркивается преемственность исторических традиций и базовых качеств российских железнодорожников. Действительно, сохранявшиеся долгое время военно-стратегические приоритеты государства по отношению к железным дорогам получили свое выражение, в частности, и в форменной одежде железнодорожников. Точкой отсчета принято считать 1809 г., когда в Санкт-Петербурге был учрежден Институт корпуса инженеров путей сообщения, готовивший инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения. Принятая в нем форма кадетов вплоть до 1864 г. соответствовала военной, поскольку служба в Министерстве путей сообщения (МПС) считалась наиболее близкой по своему характеру к службе в армии. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июль 2014 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования