Журнал
«Железнодорожный транспорт»
№ 02 2016 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 02 2016 год

 

 



2016 год

№1 2016 год
 

№2 2016 год
 

№3 2016 год
 

№4 2016 год
 

№5 2016 год
 

№6 2016 год
 

№7 2016 год
 

№8 2016 год
 

№9 2016 год
 

№10 2016 год
 

№11 2016 год
 

№12 2016 год
 




КРАСНОЩЁК А.А., первый вице-президент ОАО «РЖД»
Совершенствовать технологии перевозок, внедрять высокодоходные услуги
С. 5–10. 11 рис.

Проанализированы результаты перевозочной работы в 2015 г. Приведены показатели, характеризующие результаты работы компании в 2015 г. в условиях спада промышленного производства, в частности данные об объеме перевозок, выполнении расписания пассажирских поездов, показатели, характеризующие качество обслуживания клиентов. Определены ключевые задачи 2016 г., в частности новый подход к организации перевозочного процесса на основе полигонных технологий, развитие Восточного полигона, дальнейшее совершенствование коммерческой работы, развитие инфраструктуры. Установлены экономические ориентиры на 2016 г. Освещены основные направления развития и совершенствования перевозочной деятельности.

Ключевые слова: качество перевозочного процесса; объем перевозок; планирование грузовых перевозок; АС «Модель».

ШАЙДУЛЛИН Ш.Н., вице-президент ОАО «РЖД», начальник Департамента безопасности движения
Безопасность движения
С. 11–13. 3 рис.

Охарактеризовано состояние безопасности движения в холдинге «РЖД» в 2015 г., проанализированы причины различного рода нарушений, а также основные риски на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2015 г. Приведены стратегические задачи ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности перевозочного процесса. Определены приоритетные задачи в области обеспечения безопасности движения на 2016 г.

Ключевые слова: безопасность и надежность перевозочного процесса; менеджмент безопасности движения; транспортные происшествия; риски опасного события на инфраструктуре ОАО «РЖД».

МИШАРИН А.С., первый вице-президент ОАО «РЖД»
Перспективы развития сети
С. 14–17. 3 рис.

Освещены вопросы развития скоростного движения в России: практическая реализация пилотного проекта ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань, внедрение нового скоростного инновационного подвижного состава. Приведены данные увеличения маршрутной скорости скоростных поездов в графике 2015/2016 гг. Изложены задачи на 2016 г. Рассмотрены вопросы изменения классификации и специализации железнодорожных линий как один из важных инструментов повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Ключевые слова: пассажирские перевозки; скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение; ВСМ Москва – Казань; маршрутная скорость; классификация и специализация железнодорожных линий.

ГАПАНОВИЧ В.А., старший вице-президент ОАО «РЖД»
Инновационное развитие компании
С. 18–21. 7 рис.

Приведены результаты реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД», инновационных проектов в области энерго- и ресурсосбережения, энергосберегающей и природоохранной деятельности ОАО «РЖД» в 2015 г. Представлена комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 г., в которой запланирована реализация всего спектра инноваций: технологических, продуктовых и процессных, организационных и маркетинговых. Приведены инновационные решения в области внедрения высокоточных координатных технологий, модернизации пути и сортировочных станций. Затронуты вопросы импортозамещения. Представлены задачи на 2016 г.

Ключевые слова: инновации; научно-техническая политика РЖД; высокоточные координатные технологии; сортировочная система станции Лужская; полигонные технологии.

ТОНИ О.В., вице-президент ОАО «РЖД»
Строительство и модернизация объектов инфраструктуры
С. 22–26. 7 рис.

Изложены итоги работы строительного комплекса ОАО «РЖД» в ходе выполнения проектов развития Усть-Лужского железнодорожного узла, Восточного полигона сети, Московского железнодорожного узла, железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Приведены основные направления развития железнодорожной инфраструктуры в 2016 г. Освещены вопросы нового принципа ценообразования в строительстве.

Ключевые слова: железнодорожное строительство; железнодорожная инфраструктура; Усть-Лужский железнодорожный узел; реконструкция Малого кольца; ценообразование в строительстве.

ИВАНОВ П.А., вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением
Слагаемые повышения эффективности организации перевозок
С. 26–28. 6 рис.

Приведены данные выполнения основных показателей организации перевозочного процесса на сети железных дорог, распределения грузооборота по железнодорожным линиям сети. Изложены пути повышения эффективности перевозочного процесса: переход от региональных принципов управления к планированию и организации движения поездов на полигонах сети, полигонная модель управления локомотивами, организация ремонтно-путевых работ на закрытых перегонах и пр. Рассказано о задачах и путях реализации пилотного проекта внедрения новых технологий на дорогах Восточного полигона.

Ключевые слова: грузооборот; полигонные технологии; полигонная модель управления локомотивами; параллельный график; повышение скорости перевозок; Восточный полигон.

АКУЛОВ М.П., вице-президент ОАО «РЖД»
Пассажирский комплекс
С. 29–31. 4 рис.

Подведены итоги работы пассажирского комплекса в 2015 г., приведены показатели его работы. Отмечено изменение структуры пассажирооборота в дальнем следовании. Затронуты вопросы качества обслуживания пассажиров, обеспечения проведения ЧМ-2018 по футболу, организации пригородных перевозок. Приведены задачи на 2016 г., главная из которых – стабилизация доли железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок, а также основные направления деятельности компании в Год пассажира.

Ключевые слова: пассажирские перевозки; качество обслуживания пассажиров; двухэтажные вагоны; Год пассажира.

ВЕРХОВЫХ Г.В., вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции инфраструктуры
Задачи инфраструктурного блока
С. 32–34. 3 рис.

Подведены итоги работы инфраструктурного блока в 2015 г., в частности по сокращению инфраструктурных ограничений для дальнейшего развития тяжеловесного движения, укладке бесстыкового пути в кривых малого радиуса, реконструкции (модернизации) участков инфраструктуры со скоростным движением, ремонту пути в режиме закрытых перегонов и пр. Поставлены задачи на 2016 г., среди которых обеспечение экономии ресурсов за счет увеличения межремонтного срока службы пути, снижение потребности в капитальном ремонте и затрат на текущее содержание пути, дальнейшее внедрение комплексной системы диагностики и мониторинга, применение новых технических решений и высокоспроизводительных машин и механизмов. Предложены новые схемы ремонта инфраструктуры с дифференциацией затрат на реконструкцию пути с учетом специализации железнодорожных линий.

Ключевые слова: Центральная дирекция инфраструктуры; автоматизированная система мониторинга состояния бесстыкового пути; тяжеловесное движение; ремонтные схемы для железнодорожных участков; межремонтные сроки; специализация железнодорожных линий.

ЛАПИДУС Б.М., председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД»
Концентрация усилий научного комплекса
С. 35–37. 5 рис.

Освещены миссия и стратегические цели холдинга «РЖД», требующие активной научной поддержки. Приведены ключевые направления научных разработок и основные задачи, самой актуальной из которых является оптимизация затрат. Рассмотрены проблемы воздействия на путь тяжеловесных поездов, дано обоснование необходимости проведения комплексной научной работы для внедрения технологии вождения соединенных грузовых поездов. Намечены перспективные задачи научного комплекса, в том числе и на отдаленную перспективу: изучение возможностей создания высокоскоростного сообщения с использованием вакуумно-левитационного поезда.

Ключевые слова: оптимизация затрат на железнодорожные перевозки; вождение соединенных грузовых поездов; высокоскоростное сообщение; вакуумно-левитационный поезд.

LAPIDUS B.M., Russian Railways Joint Scientific Council Chairman, D.Sc (economy), professor
Accumulate power of scientific complex.
Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2016, № 2, pp. 35–37. 5 Fig.

Mission and strategic objectives of the "Russian Railways" holding company call for an active scientific support. Among key directions of scientific developments and challenges, the most pressing is cost optimization. Considered are the problems of heavy trains impact on the track, justified the need for complex R&D to implement the joint freight trains driving. Perspective tasks of the science sector, including for the long term: exploration opportunities to create high-speed communications using vacuum-levitation trains.

Keywords: cost optimization for railway transportation; driving United of freight trains; high speed transport; vacuum-levitation train.

ШАХАНОВ Д.С., вице-президент ОАО «РЖД»
Управление человеческими ресурсами в ОАО «РЖД»
С. 38–42. 6 рис.

Дан кадровый портрет ОАО «РЖД». Освещен ход реализации целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД». Изложены основные положения системы единых корпоративных требований (ЕКТ) к персоналу ОАО «РЖД» и корпоративной системы оплаты труда. Рассказано о пилотном проекте по формированию Общего центра кадрового обслуживания. Уделено внимание вопросам развития корпоративной культуры ОАО «РЖД».

Ключевые слова: единые корпоративные требования (ЕКТ); профессиональный стандарт; Корпоративный университет ОАО «РЖД»; корпоративная культура; «Молодежь ОАО «РЖД».

ФРОЛОВ В.Ф., начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
ХОМЕНКО А.П., ректор Иркутского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор
Комплексная полигонная технология эксплуатационной работы
С. 43–46. 6 рис.

Освещены вопросы внедрения и развития комплексных полигонных технологий управления эксплуатационной работой. Приведены структура оперативного управления полигоном и основные задачи центра оперативного управления процессами полигона. Подробно рассмотрены эти вопросы применительно к Восточному полигону. Предложена технологическая структура Восточного полигона, которая позволит обеспечить оперативное взаимодействие между центром управления тяговыми ресурсами, эксплуатационной работой, инфраструктурой, транспортной логистикой и отделом анализа.

Ключевые слова: центр оперативного управления процессами полигона(ЦОУПП); сквозные полигонные технологии; Восточный полигон.

FROLOV V.F., head of East Siberian Railways – Territorial branch of JSC "Russian Railways"
KHOMENKO A.P., Irkutsk State University for Railway Engineering cancellor, D.Sc. (technology), professor
Integrated technology for operational work at big regional ranges.
Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2016, № 2, pp. 43–46. 6 Fig.

Implementation and development of complex management technologies for operational work at big regional ranges are discussed. The structure of the operational management of the big regional range and the main tasks of the operational control center are described with reference to the Eastern range.

Keywords: operational control center processes for the big regional range; end-to-end control; East regional range.

Литература

1. Власенский, А.А. Повышение эффективности полигонных технологий управления тяговыми ресурсами / А.А. Власенский, Е.А. Сотников // Железнодорожный транспорт. – 2015. – № 8. С. 4-7.
2. Фролов, В.Ф. Новые подходы к управлению перевозочным процессом в условиях динамичного изменения внешней среды / В.Ф. Фролов // Железнодорожный транспорт. – 2014. – №4. С. 14-18.
3. Каргапольцев, С.К. Алгоритмическое обеспечение оценки целевых показателей перевозочного процесса / В.Ф. Фролов, С.К. Каргапольцев, В.А. Начигин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2013. – №4. С. 152-156.
4. Фролов, В.Ф. Системный подход к обеспечению безопасности перевозочного процесса Восточно-Сибирской железной дороги / В.Ф. Фролов, А.П. Хоменко // Материалы 4-й всероссийской НПК с международным участием «Транспортная инфраструктура Сибирского региона». Иркутск: – 2013, том 1. С. 4-15.
5. Начигин, В.А. Исследование перевозочного процесса железнодорожным транспортом в условиях неопределенности / В.Ф. Фролов, В.А. Начигин, Ю.М. Краковский // Труды ХV111 Байкальской всероссийской конференции «Информационные и математические технологии в науке и управлении». Иркутск: – 2013, том 1. С. 31-35.
6. Фролов, В.Ф. Процедура выбора предпочтительного сценария развития перевозочного процесса / В.Ф. Фролов, В.А. Начигин // Известия Трансиба. – 2014. – №1. С. 109-115.
7. Краковский, Ю.М. Формализация селективной технологии содержания инфраструктуры и страховой фонд / Ю.М. Краковский, А.В. Начигин // Мир Транспорта. – 2015. – №1. С. 94-99.

КОТЕНКО А.Г., заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой (УЭР)» Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС), доктор технических наук
МАГОМЕДОВ М.М., начальник станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Октябрьской дирекции управления движением
ГРОШЕВ Г.М., профессор кафедры «УЭР» ПГУПСа, доктор технических наук
СУГОРОВСКИЙ А.В., ассистент кафедры
Диспетчерское регулирование на сортировочной станции
С. 47–54. 8 рис.

Рассказано о работе станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, являющейся полигоном внедрения новейших технических систем и технологических решений. Представлены выработанные на станции и оперативно применяемые приемы, направленные на повышение эффективности работы сортировочных станций. Представлены основные направления проекта ее реконструкции. Рассмотрены вопросы рационализации работы с угловым вагонопотоком, использования путей станционных парков не по специализации, чередования подвода транзитных и разборочных поездов

Ключевые слова: Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский; автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов (АСКИН); информационная система автоматизированного управления работой сортировочной станции (ИТАУР).

KOTENKO A.G., head of "Management of operational work"(UER) Department of the Petersburg State University for Railway Engineering (PGUPS), D.SC (technology)
MAGOMEDOV M.M., the chief of St.-Petersburg-Sortirovochny-Moskovsky railway station, the October Directorate for traffic management
GROSHEV G. M., Professor of the UER Department of PGUPS, D.SC (technology)
SUVOROVSKIY A.V., assistant of the UER Department
Supervisory regulation in the rail yard
Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2016, № 2, pp. 47–54. 8 Fig.

The activity of St.-Petersburg-Sortirovochny-Moskovsky station is described. This station is the proving ground for the latest technical systems and technological solutions. Presented are developed at the station techniques aimed to improve the efficiency of marshalling yards.

Keywords: St.-Petersburg-Sortirovochny-Moskovsky railway station; automated control system of car numbers (ASKIN); information system for automatic control of marshalling yard operation(ITAUR).

ФИЛИПЧЕНКО С.А., начальник Управления анализа и статистики ОАО «РЖД»
ЛЕДЯЕВА Н.В., начальник отдела статистики подвижного состава Управления
КУРЕНКОВ П.В., заместитель директора Института управления и информационных технологий по научной работе Московского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук, профессор
Современная технология учета и мониторинга парка грузовых вагонов
С. 58–63. 3 рис.

Представлены системы учета и мониторинга грузовых железнодорожных вагонов различных собственников. Описана автоматизированная система учета и мониторинга вагонного парка, изложен алгоритм мониторинга парка грузовых вагонов (АМПГВ). Приведены порядок формирования номерного среза наличия грузовых вагонов на сети, необходимые меры при расхождениях материалов переписи вагонов.

Ключевые слова: автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП); перепись вагонов; вагонная модель железнодорожной администрации (ВМЖА); алгоритм мониторинга парка грузовых вагонов (АМПГВ).

ПАНОВА Ю.Н., доцент кафедры «Логистика и коммерческая работа» ФГБО УВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», кандидат технических наук
ХИЛМОЛА О.-П., профессор Лаппеенрантского технологического университета, отделение в г. Коувола
Потенциал Российских железных дорог на Евразийском пространстве
С. 64–66. 3 рис.

Рассмотрены вопросы создания экономических блоков и союзов на евразийском пространстве, составляющих потенциальную грузовую базу для транзитных перевозок через Россию. Повышение доли транзитных перевозок через территорию России неизбежно потребует обеспечения высокого уровня качества экспортных транспортных услуг и дальнейшей минимизации затрат на логистику. Освещен зарубежный опыт «терминального» бизнеса, который является прибыльным при «экспорте» логистических услуг судоходным компаниям, обеспечивающим наибольший объем перевозок в сообщении между Азией и Европой.

Ключевые слова: транзитные перевозки; международные цепи поставок грузов; экспорт транспортно-логистических услуг; «сухие» порты.

Литература

1. Inracen.org (2014). International Trade Center http://www.intracen.org/ Accessed 11.04.14.
2. Перепелица, O. В борьбе за китайский транзит [Текст] //РЖД-Партнер, 6. – 2013. – С. 26–27.
3. Троекурова, И.С. Расширение внешнеэкономических связей России в интеграционном пространстве Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра экон. наук :08.00.14 / И. С. Троекурова. - М., 2009. - 54 с.
4. Rantasila, K. (2013).Measuring logistics costs –Designing a generic model for assessing macro logistics costs in a global context with empirical evidence from the manufacturing and trading industries, Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy, Turku, Finland, 2013, 294.
5. RZD-partner.com (2014a). Chinese Railcars Are Passing By. The RZD-Partner International, Issue №4 (40) 2014.
http://www.rzd-partner.com/publications/rzd-partner-int/4--40/?page=2 Accessed 25.11.2014.
6. RZD-partner.com (2014b). Will Pure Water Clear the Baltic Sea of Cargo? The RZD-Partner International, Issue №4 (40) 2014.
http://www.rzd-partner.com/publications/rzd-partner-int/4--40/?page=2 Accessed 25.11.2014.
7. Hilmola, O-P. (2011) Rail Baltica Influence Area: State of Operating Environment, Research report 236, Lappeenranta University of Technology, Finland, 131.
8. Ivanova,O., Toikka, T. & Hilmola, O.-P. (2006). Eurasian Container Transportation Market: Current Status and Future Development Trends with Consideration of Different
Transportation Modes, Lappeenranta University of Technology, Finland, 82.
9. Hilmola, O.-P. (2014). Container Transportation System, Visiting lecture, 11.02.2014, Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia.
10. Worldcargonews.com (2014). Tapping into the Latin dream http://www.worldcargonews.com/htm/nf20140403.922826.htm Accessed 20.08.14.
11. Finnports.ru (2014). Finnish Port Association http://www.finnports.com/eng/statistics/?stats=yearly&T=4&year=2013 Accessed 15.08.14.
12. Елисеев, С.Ю. Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью [Текст]: Учебное пособие для специалистов/ С.Ю. Елисеев, В.М. Николашин, А.С. Синицына// М: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2013 – 428 с.
13. Резер, С.М., Кузин, В.В. Анализ состояния взаимодействия портов и железных дорог [Текст] / С. М. Резер, В. В. Кузин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2011. - N 7. - С. 3-7
14. Hamalainen, E. and Korovyakovsky, E. (2007). Survey of the Logistic Factors in the TSR-Railway Operation ‘What TSR-Station Masters Think about the Trans-Siberian?’, University of Applied Sciences publications, Kouvola, Finland, 40.
15. Все грузы России/ ЗАО «Морцентр-ТЭК»// Морские порты. – 2006. – № 5 (57). – С. 54-71.
16. Все грузы России/ ЗАО «Морцентр-ТЭК»// Морские порты. – 2008. – № 6 (70). – С. 54-71.
17. Все грузы России/ ЗАО «Морцентр-ТЭК»// Морские порты. – 2009. – № 1(72). – С. 55-77.
18. Все грузы России/ ЗАО «Морцентр-ТЭК»// Морские порты. – 2011. – № 1 (92). – С. 78-80.
19. Все грузы России/ ЗАО «Морцентр-ТЭК»// Морские порты. – 2014. – № 1 (122). – С. 68-75.
20. Все грузы России/ЗАО «Морцентр-ТЭК» // Морские порты. – 2012. –№ 1(102) . – С.85 - 95.
21. Все грузы России/ЗАО «Морцентр-ТЭК» // Морские порты. – 2013. – № 7(108) . – С.70 - 75.
22. Roso, V. (2009). The Dry Port Concept, Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy: Chalmers University of Technology, Goteborg, Sweden, 184 pp.
23. Roso, V., Woxenius, J., & Olandersson, G. (2006). Organization of Swedish dry port terminals. Chalmers University of Technology, Goteborg, Sweden, 47.
24. Port of Gothenburg (2014). Volumes and freight flow in the Port of Gothenburg. http://www.portofgothenburg.com/About-the-port/Volumes-and-freight-flow-/ Accessed 09.02.14.
25. Monios, J., & Lambert, B. (2013). The Heartland Intermodal Corridor: public private partnerships and the transformation of institutional settings. Journal of Transport Geography, 27, 36–45.

КОНЮХОВ А.Д., главный научный сотрудник отделения «Транспортное материаловедение» АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»), доктор технических наук
ДРИЦ А.М., директор по развитию и новым технологиям Самарского металлургического завода (ЗАО «Алкоа СМЗ»)
Кузова грузовых вагонов из алюминиевых сплавов
С. 67–69. 3 рис.

Описаны преимущества алюминиевых сплавов в качестве конструкционного материала для кузовов пассажирских и грузовых вагонов, даны сравнительные характеристики грузовых полувагонов для перевозки угля в России и США, технические характеристики отечественных кузовов грузовых вагонов с применением алюминиевых сплавов. Приведены два варианта стимулирования покупки инновационных вагонов, обозначены пути решения проблемы оптимизации конструкции вагонов, являющейся первоочередной задачей отечественного вагоностроения.

Ключевые слова: вагоностроение; алюминиевые сплавы; инновационный вагон; полувагоны для перевозки угля; грузовые вагоны-хопперы.

КИЛИН П.И., кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность» Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС )
МАЛЫШЕВА С.В., старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность»
Надежность работы дефлекторов
С. 70–71. 2 рис.

Представлена конструкция дефлектора УрГУПСа, позволяющего предотвратить конденсацию влаги и последующее обледенение как внутри шахты (дефлектора), так и снаружи, в том числе и на кровле здания.

Ключевые слова: предотвращение обледенения; дефлектора УрГУПСа.

СЕРДИНОВ С.М., начальник Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС
Ведущее звено реконструкции железнодорожного транспорта
С. 74–77. 1 рис.

Статья открывает серию публикаций, посвященных 190-летию журнала «Железнодорожный транспорт». Она была опубликована в июньском номере журнала за 1976 г. В ней освещены вопросы электрификации железных дорог, имевшей беспрецедентное значение для коренного технического перевооружения и повышения эффективности железнодорожного транспорта. Приведена схема электрифицированных железных дорог на 1 января 1976 г.

Ключевые слова: история железнодорожного транспорта; генеральный план электрификации железных дорог; электрическая тяга.

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования