Журнал
«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2016 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2016 год

 

 



2016 год

№1 2016 год
 

№2 2016 год
 

№3 2016 год
 

№4 2016 год
 

№5 2016 год
 

№6 2016 год
 

№7 2016 год
 

№8 2016 год
 

№9 2016 год
 

№10 2016 год
 

№11 2016 год
 

№12 2016 год
 




65-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
С. 4–9.

Репортаж о заседании, на котором было доложено о выполнении решений 64-го заседания Совета, подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2016 г. и рассмотрены другие актуальные вопросы взаимодействия железнодорожных администраций и организаций перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении. Рассказано об изменениях и дополнениях в действующие нормативные документы Совета за прошедший период.

Ключевые слова: международное сообщение; СНГ; железнодорожные администрации стран СНГ; техническое регулирование; цифровые технологии.

Цель – гарантированная безопасность движения
С. 10–13.

Приведена информация о мероприятиях, посвященных безопасности движения поездов: первом Всероссийском слете общественных инспекторов по безопасности движения, на котором дана оценка работы общественных инспекторов по безопасности движения, отмечена их роль в профилактической работе, и XVII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», где были рассмотрены вопросы менеджмента и культуры безопасности, внедрения корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. Охарактеризовано состояние безопасности движения в холдинге «РЖД» в 2016 г., проанализированы причины различного рода нарушений.

Ключевые слова: безопасность перевозочного процесса; клиентоориентированность; транспортные происшествия; общественный инспектор по безопасности движения; система менеджмента безопасности; сертификация.

БЕЛОУСОВ М.В., начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания
Забота о клиенте – главная задача
С. 14–17.

Рассказано о работе Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ДТЦФТО) по развитию клиентского сервиса в рамках реализации политики клиентоориентированности ОАО «РЖД». Освещены вопросы взаимодействия с грузовладельцами, разработки новых комплексных услуг и продуктов, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для грузоотправителей, привлечение дополнительных объемов грузов на железную дорогу. В частности, рассказано о таких услугах ДТЦФТО, как разработка схем погрузки грузов, не предусмотренных техническими условиями, услуга по разработке и согласованию с владельцем инфраструктуры инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, организация перевозок по специализированному расписанию ускоренных рефрижераторных поездов в рамках оказания услуги «Грузовой экспресс».

Ключевые слова: ДТЦФТО; комплексные транспортные услуги; схемы погрузки грузов; клиентоориентированность; конкурентоспособность железнодорожного транспорта; перевозки по специализированному расписанию; формирование рефрижераторных поездов.

СОЛОМЕИНА О.А., начальник Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
Продвижение комплексных услуг ОАО «РЖД» – ключевой фактор успешной работы
С. 18–21. 5 рис.

Освещен опыт Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (СТЦФТО) по повышению доступности существующего портфеля услуг, продвижению новых продуктов, укреплению клиентоориентированности как ключевого фактора успеха и конкурентоспособности на транспортном рынке. Рассказано, в частности, о разработке оптимальных логистических схем для перераспределения грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный, схемах долгосрочных отношений с основными партнерами через институт персональных менеджеров по работе с клиентами, о предоставлении вагонов АО «ФГК» и других собственников по агентской схеме.

Ключевые слова: СТЦФТО; комплексные транспортные услуги; клиентоориентированность; конкурентоспособность железнодорожного транспорта; перераспределение грузопотоков; вагоны АО «ФГК»; агентская схема предоставления подвижного состава.

Год пассажира: предварительные итоги
С. 24–27.

Освещены предварительные итоги объявленного ОАО «РЖД» Года пассажира, которые были подведены на прошедших в Общественной палате Российской Федерации слушаниях. Наряду с тем, что удалось переломить тенденцию снижения объемов железнодорожных пассажирских перевозок, отмечен ряд важных проблем, актуальных как для дальнего, так и пригородного сообщения, и прежде всего – ситуация с пассажирским подвижным составом. Освещена работа по совершенствованию обслуживания пассажиров в поездах, на вокзалах и платформах, предложению пассажирам новых услуг, обеспечению безопасности перевозок.

Ключевые слова: пассажирский транспорт; качество транспортного обслуживания; новые транспортные продукты; «Дневной экспресс»; программа «РЖД Бонус».

АБРАМОВ А.А., начальник отделения «Эксплуатация железных дорог» ОАО «НИИАС», кандидат технических наук
ПОДОРОЖКИНА А.В., начальник отдела ОАО «НИИАС», кандидат технических наук
Новые научные подходы к организации эксплуатационной работы
С. 30–35. 10 рис.

Приведены показатели использования вагонов рабочего парка, динамика распределения долей времени нахождения грузового вагона в движении и его простоя на технических и промежуточных станциях, динамика изменения маршрутной скорости грузового вагона. Дан анализ проблем разработки графика движения поездов, изложены направления их решения. В частности, выражено сомнение в целесообразности повышения скоростей движения грузовых поездов, объясняемой некоторыми исследователями необходимостью роста наличной пропускной способности желез железнодорожных участков за счет сокращения межпоездных интервалов. Отмечена необходимость новых научных подходов к организации эксплуатационной работы, и прежде всего к методам расчетов в системе организации вагонопотоков, правилам разработки и построения графиков движения поездов, пересмотру системы показателей эффективности.

Ключевые слова: использование вагонов рабочего парка; график движения поездов; простой вагонов; скорость движения грузовых поездов; распределение времени хода грузовых поездов.

ABRAMOV A.A., head of «Railways Operation» Department, JSC NIIAS, Ph.D. (technology)
PODOROZHKINA A.V., head of division, JSC NIIAS, Ph.D. (technology)
The new scientific approaches to arrangement of railways operation
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine) 2016, № 12, pp. 30–35. 10 fig.

The article looks into the ways of improving the calculation methodology in the carflow management system in the context of ongoing reforms of railway industry, aspects of margins specified for the development of train schedules and their connection with schedule robustness.

Keywords: carflow management; train marshalling plan; train schedule; schedule margins and robustness.

Литература

1. Абрамов А.А., Голигузова А.Л. Ходовая скорость движения грузовых поездов по условию энергосбережения. Железнодорожный транспорт, № 5, 2011, с. 28–31.
2. Абрамов А.А., Голигузова А.Л. Энергооптимальный график движения грузовых поездов на однопутных участках. Железнодорожный транспорт, № 9, 2011, с. 53–56.

МАЛИКОВ О.Б., профессор кафедры «Логистика и коммерческая работа» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, доктор технических наук
Прямой вариант или грузовой терминал?
С. 36–39.

В мультимодальных перевозках при передаче грузопотоков с железнодорожного на морской транспорт традиционно стараются обеспечить прямую перевалку грузов. Однако научный анализ показывает, что такой вариант почти никогда невозможно осуществить без повышенных простоев транспортных средств железнодорожного и морского транспорта. В статье показано, как, используя теорию деловой логистики, обеспечить наиболее эффективную передачу грузопотоков через грузовые терминалы, что позволит решить проблему «брошенных» поездов на припортовых железных дорогах.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; морской транспорт;морской порт; мультимодальная перевозка; деловая логистика; грузовой терминал; перегрузка.

MALIKOV O.B., professor of the «Logistics and commercial activity» Department of the St.-Petersburg state University of railway engineering named after emperor Alexander I, D.Sc. (technology)
Direct route or freight terminal?
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine) 2016, № 12, pp. 36–39

In the multimodal haulage cargoes transfer from railway to marine transport usually is attempted to fulfill as cross-docking. This operation however almost never can be fulfilled without great demurrage of rolling stock and cargo ships. The method using theory of Business Logistics is displayed in the article, that provides the «leaving trains» problem solution at the by-port railways.

Keywords: railway transport; marine transport; marine port; multimodal haulage; business logistics; cargo terminal; cargo transfer.

Литература

1. Маликов О.Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок - М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2014. – 536 с.
2. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2005. – 648с.
3. Маликов О.Б. Контейнерные терминалы: устройство, оборудование, проектирование, исследования. – Саарбрюкен, Германия, Lambert Academic Publishing, 2014. – 257 с.
4. Маликов О.Б., Малкович А.Р. Склады промышленных предприятий: Справочник./ Под ред. д.т.н. О.Б.Маликова.- Л.: Машиностроение, 1989. – 672 с.
5. Маликов О.Б. Проектирование автоматизированных складов штучных грузов.- Л.: Машиностроение, 1981. – 241 с.
6. Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью /под ред. С.Ю..Елисеева, В.М.Николашина, А.С.Синицыной. - М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2013. – 428 с.
7. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. – М.: Стандарты, 2011. – 30с.

ГУРКИН М.Ю., главный инженер станции Орехово-Зуево Московской дирекции управления движением
Продолжая традиции. Из опыта станции Орехово-Зуево. С. 40–42.

Освещена история одной из крупнейших в России и Европе сортировочной станции Орехово-Зуево. Одной из первых на сети станция была оборудована комплексной системой автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП). Важным событием стало внедрение на станции системы распознавания номеров вагонов (КАУ-В), обеспечивающей автоматическое списывание и фиксацию номеров вагонов. Многое на станции изменилось и в организации планирования поездообразования. После модернизации станция стала площадкой для разработки и внедрения прогрессивных технологий переработки и пропуска вагонопотоков.

Ключевые слова: сортировочная станция; автоматизация сортировочной работы; КСАУ СП; КАУ-В; планирование поездообразования.

По пути интеллектуализации и цифровизации железнодорожного транспорта
С. 43–45.

Репортаж о проходившей на базе Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» V научно-технической конференция «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование» («ИСУЖТ-2016»), на которой были определены стратегические направления разработок и внедрения цифровых технологий, интеллектуальных систем управления, сделаны доклады об интеллектуальной системе управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте, о развитии систем управления и безопасности движения поездов, об этапах развития технологий автоматизации управления сортировочными процессами и пр.

Ключевые слова: ИСУЖТ; интеллектуальные системы управления; цифровые технологии; математическое моделирование.

«Интернет+транспорт»
С. 46.

Репортаж о Международной конференции и выставке «Интернет+Транспорт», посвященных вопросам интеграции интернет-технологий в транспортную отрасль.

Ключевые слова: цифровая железная дорога; интеллектуальные системы управления; интернет-технологии; уберизация логистики.

II Конгресс строителей железных дорог
С. 47.

Рассказано о работе форума, на котором произошло обсуждение актуальных проблем и тенденций развития железнодорожного строительства, реализуемых и планируемых проектов развития и модернизации сети железных дорог, вопросы внедрения инновационных технологий, совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли, подготовки кадров.

Ключевые слова: железнодорожное строительство; модернизации сети железных дорог.

ЗАХАРОВ С.М., доктор технических наук, профессор
Выдающийся ученый в области трибологического материаловедения. К 100-летию со дня рождения Н.А. Буше
С. 50–52.

Рассказано о жизненном пути заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора, лауреата Государственной премии и международной Золотой медали в области трибологии Николая Александровича Буше: об этапах его становления как ученого, о направлениях работ лаборатории цветных металлов и научной школе трибологического материаловедения, которую он создал, его научно-общественной деятельности.

Ключевые слова: трибология; Н.А. Буше; трибологическое материаловедение; лаборатория цветных металлов.

СУХОВ А.В., заведующий отделением «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук
Материаловеды – железнодорожному транспорту
С. 53–56. 3 рис.

Представлена ретроспектива создания и развития отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Рассмотрены основные направления научно-исследовательской деятельности ученых-металловедов ВНИИЖТ в разные годы. Показаны ключевые этапы развития и внедрения разработок в области рельсового производства, вагонных и локомотивных колес. Изложены основные научные положения, легшие в основу развития технологии производства этой продукции. Представлена информация о последних разработках и перспективных направлениях дальнейшего повышения надежности и ресурса рельсов и колес. Рассмотрен широкий круг задач, решаемых учеными отделения, включая вопросы стандартизации, неразрушающего контроля и тестирования лакокрасочных покрытий и гидроизоляции.

Ключевые слова: ученые ВНИИЖТ, рельсы, колеса, вагонное литье, металловедение, термическая обработка, стандарты, лакокрасочные покрытия, неразрушающий контроль.

SUKHOV A.V., head of the «Transport Materials Science» department of the JSC VNIIZHT, Ph.D. (technology)
Contribution of JSC VNIIZHT materials scientists to railway transport
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine) 2016, № 12, pp. 53–56. 3 fig.

The article represents retrospective of establishment and development of the JSC VNIIZHT department «Transport Materials Science». Core directions of research activities of JSC VNIIZHT metal scientists in various years are considered. Key stages of elaboration and implementation of developments in the field of rail production, car and locomotive wheels are distinguished. Fundamental scientific principles that provided the basis of production technology development were explicated. The article contains information on recent developments and perspective directions of further enhancement of reliability and durability of rails and wheels. A wide range of issues addressed by the scientists of the department is reviewed, including standardization issues, non-destructive control, testing of paint coating and membrane waterproofing.

Keywords: scientists of JSC «VNIIZHT»; rails; wheels; car casting; materials science; heat treatment; standards; paint coating; non-destructive control.

Литература

1. Щапов Н.П. Новые течения в области термической обработки рельсов. – «Железнодорожное дело», 1931, № 5, с.10 – 12.
2. Термически упрочненные рельсы. Под ред. А.Ф.Золотарского, Транспорт, М.: 1976, 264 с.
3. Шур Е.А. Структура и контактно-усталостная прочность стали. Металловедение и термическая обработка металлов, 1978, № 9, с. 37–43.
4. Цуканов П.П. Повреждения и одиночное изъятие рельсов Р43, Р50 и Р65. В кн.: Повреждение рельсов тяжелых типов. (Труды ВНИИЖТ), М.: Трансжелдориздат, 1958, вып.154, с. 195–229.
5. Скаков А.И. Качество железнодорожных рельсов. Металлургиздат, М.: 1955, 367 с.
6. Авторское свидетельство №361218 «Рельсовая сталь». Бюллетень изобретений и открытий, №1, 1973, с.65. Авторы Раузин Я.Р., Великанов А.В., Шур Е.А., Рабинович Д.М., Маслов А.М.
7. Баулин И.С., Дьяконов В.Н., Ускова О.Н., Шур Е.А., Великанов А.В., Конюхов А.Д., Афанасьев Л.У., Орлова Г.М. «Причины образования контактно-усталостных повреждений головок рельсов», Путь и путевое хозяйство, 1962, № 1, с. 14–16.
8. Шур Е.А., Борц А.И., Абдурашитов А.Ю. и др. Эволюция повреждаемости рельсов дефектами контактной усталости. Вестник ВНИИЖТ, №3, 2015, с. 3–9.
9. Шур Е.А., Борц А.И., Хлыст С.В. и др. Перспективная технология производства рельсов для высокоскоростного и тяжеловесного движения. Вестник ВНИИЖТ, № 6, 2013, с. 14–20.

БРЮНЧУКОВ Г.И., заведующий лабораторией «Прокатные стали для подвижного состава» отделения «Транспортное материаловедение», АО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук
РОНЖИНА Ю.В., кандидат технических наук
РАЗУМОВ А.С., кандидат технических наук
Влияние микроструктуры на контактно-усталостную стойкость колесных сталей
С. 57–58.

В статье рассмотрено влияние различных типов микроструктур, которые образуются в ободьях цельнокатаных железнодорожных колес при термической обработке, на стойкость колес к контактно-усталостным выщербинам. Данные повреждения существенно влияют на межремонтный и общий ресурс колес в эксплуатации. По результатам испытаний установлено, что тонкодисперсные микроструктуры типа мартенсита отпуска, нижнего бейнита, троостосорбита имеют как минимум 30 %-ное преимущество по контактно-усталостной выносливости по сравнению со структурами типа верхнего бейнита и перлита с ферритом. Таким образом, для повышения ресурса колес необходимо стремиться к формированию указанных структур в ободьях колес при их изготовлении.

Ключевые слова: цельнокатаные колеса; выщербины; ресурс колес; контактно-усталостная выносливость; тип микроструктуры.

BRIUNCHUKOV G.I., head of the «Rolled Irons» laboratory of the «Transport Materials Science» department of the JSC VNIIZHT, Ph.D. (technology)
RONZHINA Yu.V., Ph.D.
RAZUMOV A.S., Ph.D.
The influence of microstructure on the contact fatigue resistance of wheel steels
Zheleznodorozhny transport (The Railway Transport Magazine) 2016, № 11, pp. 57–58

The article considers the influence of different types of microstructures that are formed in rims of solid-rolled railway wheels during heat treatment on resistance of the wheels to the contact-fatigue spalling. These damages significantly affect the overhaul and general service life of the wheels. The results of tests it is established that finely dispersed microstructures such as tempering martensite, lower bainite, troostosorbit have at least a 30% advantage over the contact-fatigue endurance compared with structures such as upper bainite and pearlite with ferrite. Thus, to increase the service life should be sought in the formation of finely dispersed microstructures in wheel rims during manufacture.

Keywords: solid wheels; spalling; service life of the wheels; contact-fatigue endurance; type of microstructure.

Литература

1. Школьник Л.М., Фофанова А.В., Марков Д.П. Эксплуатационная стойкость колес из углеродистой и ванадиевой стали в пассажирских поездах // Вестник ВНИИЖТ. № 5. 1991. С. 32–36.
2. Ларин Т.В. Исследование механизма износа, усталостного выкрашивания, образования выщербин и наволакивания на поверхности катания цельнокатаных колес / Труды ЦНИИ МПС. Вып. 571. 1977. С. 51–68.
3. Джонсон К. Механика контактного взаимодействия. М.: Наука, 1995. 215 с.
4. Черменский О.Н. Влияние основных факторов на контактную долговечность: тезисы докладов на II Международном симпозиуме по трибофатике. М., 1996. С. 74–75.
5. Ларин Т.В., Девяткин В.П. Контактная прочность машиностроительных материалов. М., 1964. С. 147–151.
6. Бычкова Н.Я. Сопротивление контактной усталости и износостойкость рельсовой стали: Дисс. канд. тех. наук. М.: ВНИИЖТ, 1985.
7. ГОСТ-Р 50-54-30-87 «Расчеты и испытания на прочность. Методы испытаний на контактную усталость. Рекомендации».

КОЛЕСНИКОВ В.И., президент Ростовского государственного университета путей сообщения, академик РАН
От фундаментальных исследований к инновационным технологиям
С. 59–61.

Рассказано о деятельности научной школы РГУПС, которая проводит широкие междисциплинарные исследования по проблемам трибологии на железнодорожном транспорте, в частности о разработке мероприятий повышения износостойкости колеса в системе «колесо - тормозная колодка», мероприятиях по снижению степени наводороживания металлического контртела в металлополимерном трибоконтакте, разработке оборудования для упрочнения и восстановления тяжелонагруженных узлов тягового подвижного состава.

Ключевые слова: РГУПС; трибология; композиционные полимерные материалы; износостойкость колеса; наводороживание; износостойкие композиционные материалы.

ЗАЙЦЕВ А.А.,
О современной стадии развития магнитолевитационного транспорта
С. 62–64.

Обобщены результаты проведенных в ПГУПСе фундаментальных исследований по направлению «Транспортные системы на магнитном подвесе». Новые знания, добытые в ходе этих работ, позволили определить сферы применения транспорта на магнитном подвесе. Теоретические изыскания подтверждены сконструированной демонстрационной грузовой магнитолевитационной транспортной платформой (ГМЛТП), способной левитировать с груженым контейнером. В конструкцию ГМЛТП встроен линейный синхронный двигатель, обеспечивающий перемещение платформы. Рассмотрены технические решения для протяженных транспортных коридоров, которые смогут соединить Восток (Азиатско-Тихоокеанский регион) и Запад (страны Европейского союза), Север и Юг (страны Балтийского и Северного морей – страны Каспийского и Черного морей) высокоскоростным наземным транспортным коридором по территории России.

Ключевые слова: магнитная левитация; полюс магнитной левитации; линейный синхронный тяговый двигатель; грузовая магнитолевитационная транспортная платформа; транспортный коридор.

Из выступлений молодых ученых
С. 65–66.

Опубликованы выдержки из докладов аспирантов и сотрудников ПГУПС на 23-й Международной конференции Maglev 2016, дающие представление о направлении исследований молодых научных работников в области высокоскоростного наземного транспорта. Это использование магнитолевитационной технологии для скоростных грузовых магистральных линий; создание автономной компьютерной интеллектуальной системы, способной выполнять функции механического запорного пломбировочного устройства (ИЭЗПУ); применение сверхпроводниковых материалов в магнитолевитационных системах.

Ключевые слова: ученые ПГУПС; новые транспортные системы; магнитная левитация; скоростной транспорт; сверхпроводниковые материалы; механическое запорное пломбировочное устройство.

КИМ К.К., заведующий кафедрой «Теоретические основы электротехники»
Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), профессор, доктор технических наук
Российский вариант вакуумной транспортной системы

Изложены технические вопросы создания и работоспособности системы вакуумного транспорта (создание технического вакуума, конструкция капсулы и пр. - предложен вариант с размещением статора снаружи стенки трубы) в сравнении с магнитным подвесом, рассмотрена целесообразность создания и эксплуатации такой системы.

Ключевые слова: новые транспортные системы; вакуумный транспорт; магнитная левитация; скоростной транспорт.

КИСЕЛЁВ И.П., инженер путей сообщения, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)
КИТУНИН А.А., инженер путей сообщения, менеджер международной компании
«Цзюньчэн Маои» (Гонконг)
Кадровая составляющая китайского высокоскоростного прорыва
С. 69–77.

Статья продолжает тему подготовки персонала для высокоскоростного железнодорожного движения. Представлена графическая модель механизма формирования необходимых знаний, умений и навыков у выпускников транспортных вузов. Освещены вопросы обновления материально-технической базы вузов железнодорожного профиля в КНР, описана оснащенность этих учебных заведений. Отмечена высокая роль международной составляющей в современной концепции подготовки кадров в китайских транспортных вузах, в частности взаимодействия с российскими транспортными вузами.

Ключевые слова: подготовка персонала; железнодорожное профессиональное образование; тренажеры для машинистов; модели участков высокоскоростной железной дороги; железнодорожный транспорт Китая.

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования