«Железнодорожный транспорт»
9 2008 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год

На участке Москва - Пушкино начали курсировать «Спутники» На Южно-Уральской железной дороге был введен в эксплуатацию ускоренный поезд с локомотивом ЭП1

Содержание и аннотация журнала


Назад
 

Технические средства

маркированный список Гапанович В.А.
Обеспечивать надежную работу технических средств
стр. 2
маркированный список Розенберг Е.Н.,
Розенберг И.Н.,
Замышляев А.М.,
Прошин Г.Б.

Система КАСАНТ: задачи, возможности, перспективы развития
стр. 6

Коротко о важном
стр. 10

Безопасность движения

маркированный список Волков А.Н.
Повышать уровень обеспечения безопасности движения
стр. 11
маркированный список Качур В.И.,
Урсов С.Н.,
Андреев В.В.

Система контроля контактной сети для дистанций электроснабжения
стр. 16

Эксплуатационная работа

маркированный список Совершенствование эксплуатационной работы на Московской железной дороге
стр. 18
маркированный список Выступление А.Ю.Миронова на выездном заседании секции НТС ОАО «РЖД»
стр.19
маркированный список Филатов И.Н.,
Зубков В.Н.,
Мусиенко Н.Н.

Планирование и организация перевозочного процесса на полигоне дороги
стр. 24
маркированный список Грошев Г.М.,
Малкаев А.В.

О надежности функционирования АРМа диспетчера
стр. 31

Пульс сети
стр. 35

Экономика

маркированный список Мачерет Д.А.,
Чернигина И.А.

Стратегическое управление срочностью доставки грузов
стр. 36
маркированный список Головаш А.Н.,
Куршакова Н.Б.

Экономическое управление научно-исследовательской деятельностью
стр. 39

Транспортная логистика

маркированный список Развитие логистики контейнерных и контрейлерных перевозок в международных

сообщениях. По материалам Международной научно-практической конференции
стр. 42

В совете главных инженеров ОАО «РЖД»

маркированный список Гончаров В.В.
Реализуя программу инновационного развития
стр. 46

Ресурсосбережение

маркированный список Школьников Е.Н.
Политика ОАО «РЖД» в области горюче-смазочных материалов
стр. 48
маркированный список Митусова Т.Н.
Требования к качеству новых дизельных топлив
стр. 50
маркированный список Рыжов В.А., Ткачев В.Т.
Моторные масла для современных тепловозных дизелей
стр. 51
маркированный список Масла «ЛУКОЙЛ»
стр. 54
маркированный список Меджибовский А.С.
Саморегулирующаяся система смазки двигателей внутреннего сгорания
стр. 55

Кадры

маркированный список Верескун В.Д.,
Постников П.М.,
Мишин Ю.Д.

ВУЗ и инновационное мышление инженера
стр. 57
маркированный список Чубарова В.В.
Юбилей знатного машиниста
стр. 62

Охрана труда

маркированный список Зачиняев А.Г.
Аттестация рабочих мест
стр. 65
маркированный список Ложкин Ю.П.
Термостойкие средства индивидуальной защиты
стр. 67

Конференции, совещания, выставки

маркированный список Корендясева Г.А.
Технические библиотеки и их роль на железных дорогах
стр. 69
маркированный список Гольтяева О.Н.
Стремимся всегда быть полезными
стр. 72

За рубежом

маркированный список Лувишис А.Л.
Электровозный парк Франции
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

Технические средства

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годНадежность технических средств в эксплуатации - одно из важнейших условий эффективной, безопасной работы железнодорожного транспорта, предоставления качественных транспортных услуг в период роста объемов перевозок и повышения конкуренции на транспортном рынке. Обеспечить безопасность технических средств призваны вырабатываемые ОАО «РЖД» новые подходы к решению этой всегда актуальной и сложной задачи, базирующиеся на современных информационных технологиях и инновационных научно-технических разработках. Об этих подходах, о создании и внедрении комплексной автоматизированной системы учета, контроля, устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАСАНТ) рассказывается в статьях старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича и специалистов Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС»).


Обеспечивать надежную работу технических средств
Гапанович В.А.

Структурное реформирование ОАО «РЖД», выделение дирекций в пассажирском, вагонном и путевом комплексах, последующее образование на их основе дочерних и зависимых обществ требуют четких механизмов распределения финансовых ресурсов внутри создаваемого холдинга. При этом должна распределяться и ответственность за качество выполнения каждого из элементов перевозочного процесса, которые обеспечивают своей деятельностью соответствующие и эксплуатирующие ремонтные подразделения. Устойчивая работа технических средств является залогом безусловного выполнения обязательств, взятых компанией по обеспечению перевозок, и возникающие отказы технических средств не должны негативно сказываться на общем производственном процессе железнодорожного транспорта. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Система КАСАНТ: задачи, возможности, перспективы развития
Розенберг Е.Н., Розенберг И.Н., Замышляев А.М., Прошин Г.Б.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годОАО «РЖД» позиционируется как вертикально-интегрированная компания холдингового типа, обеспечивающая эффективное предоставление качественных транспортных услуг на российском и международном рынках. Достижение этих целей невозможно без обеспечения высокого уровня безопасности и надежности перевозочного процесса, являющегося гарантией сохранения устойчивых конкурентных преимуществ. Развитие бизнеса ОАО «РЖД» и рост объемов грузовых перевозок требуют повышения скоростей движения, что невозможно без обеспечения устойчивой работы технических средств. Ситуация усложняется существующим уровнем износа материальной базы, недостатками правового регулирования и отсутствием объективной информации о текущем состоянии объектов инфраструктуры и подвижного состава. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год
Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за август 2008 года. Подробнее…
 

Безопасность движения

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВ Петербурге в июле 2008 г. состоялось сетевое совещание по безопасности движения. В его работе приняли участие заместители начальников железных дорог - главные ревизоры по безопасности движения поездов, представители Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, научных и конструкторских организаций.
Были рассмотрены состояние безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД» в 2007 г. и в первом полугодии текущего года, пути повышения уровня обеспечения безопасности движения на железных дорогах и совершенствования организационной структуры системы управления безопасностью движения в условиях реформирования компании. Обсуждались реализация плана функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности движения и надежности перевозочного процесса в ОАО «РЖД», проблемы совершенствования организации контроля обеспечения безопасности движения, а также ход реализации соглашения по взаимодействию в вопросах обеспечения безопасности движения между ОАО «РЖД» и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
На совещании с докладом выступил начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» А.Н. Волков. Предлагаем журнальный вариант этого выступления.


Повышать уровень обеспечения безопасности движения
Волков А.Н.

В период масштабного реформирования железнодорожного транспорта, наращивания объемов перевозок, повышения качества перевозки пассажиров и безопасность движения должна обеспечиваться на более высоком уровне. За четыре года деятельности ОАО «РЖД» в реализацию Программы повышения безопасности движения инвестировано свыше 21 млрд. руб. За обеспечение безаварийной работы за этот период было поощрено 640 тыс. работников компании.
В прошлом году относительное число случаев брака в работе на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы снижено на 12%, 24 отделения железных дорог обеспечили работу без крушений, аварий, сходов и столкновений поездов, уходов подвижного состава, проездов запрещающих сигналов. Однако при сокращении общего числа случаев брака возросло число крушений, особых случаев брака, в том числе сходов поездов. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Система контроля контактной сети для дистанций электроснабжения
Качур В.И., Урсов С.Н., Андреев В.В.

Обычно контроль состояния контактной сети на железнодорожном транспорте осуществляется вагонами-лабораториями. Однако есть задачи, для решения которых использование вагонов-лабораторий нецелесообразно. В частности, это - контроль контактной сети на станционных и боковых путях. Традиционно для этих целей применяют съемные вышки, что сопряжено с большими затратами ручноготруда.
НПЦ ИНФОТРАНС в 1999 г. по заказу Куйбышевской железной дороги разработал альтернативную конструкцию - бортовую систему контроля контактной сети БСК КС. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Эксплуатационная работа

Совершенствование эксплуатационной работы на Московской железной дороге

В августе 2008 г. в управлении Московской железной дороги состоялось выездное заседание секции «Совершенствование перевозочного процесса» Научно-технического совета ОАО «РЖД», на котором были рассмотрены вопросы улучшения эксплуатационной деятельности и оптимизации управления местной работой на столичной магистрали. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Выступление А.Ю. Миронова на выездном заседании секции НТС ОАО «РЖД»

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВыступая на открытии заседания со вступительным словом, первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов подчеркнул, что Московская железная дорога занимает одно из ведущих мест в транспортной системе России, выполняет 50% всех пригородных перевозок компании, 25% перевозок пассажиров в поездах дальнего следования и около 70% общей погрузки на сети железных дорог. Это представляет особую важность для понимания роли магистрали в обеспечении перевозок в целом по сети и формирования соответствующей программы действий на перспективу. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Планирование и организация перевозочного процесса на полигоне дороги
Филатов И.Н., Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н.

В системе оперативного управления эксплуатационной работой одним из важнейших звеньев являются дорожные диспетчерские центры, осуществляющие непосредственное руководство процессами перевозок. В номере 7 журнала за этот год был показан опыт организации производственной деятельности диспетчерского центра Восточно-Сибирской железной дороги. В предлагаемой вниманию читателей статье рассматриваются основные принципы совершенствования оперативного планирования и организации поездной и грузовой работы на дорожном и линейном уровнях, реализуемые в диспетчерском центре управления перевозками Северо-Кавказской дороги. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


О надежности функционирования АРМа диспетчера
Грошев Г.М., Малкаев А.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВнедрение микропроцессорных систем диспетчерского контроля и управления движением поездов на участках и в узлах и информационно-справочных систем позволяет реализовать современную технологию работы диспетчерского персонала на автоматизированных рабочих местах (АРМ) в дорожных центрах управления перевозками (ДЦУП). Исследования показывают, что полноценная автоматизация позволяет не только в 1,5-2 раза снизить загрузку поездного диспетчера, но и существенно поднять оперативность и качество диспетчерской регулировочной деятельности.
В ДЦУПе Октябрьской железной дороги, как и в диспетчерских центрах других дорог сети, основу автоматизации управления в режиме реального времени составляют автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) и система автоматизированного ведения графика исполненного движения поездов ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за август 2008 года. Подробнее...
 

Экономика

Стратегическое управление срочностью доставки грузов
Мачерет Д.А., Чернигина И.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годСрочность доставки грузов - комплексный показатель качества транспортного обслуживания, отражающий как степень быстроты доставки, так и степень ее надежности (гарантированности доставки к заданному сроку). Он характеризуется определенными параметрами, среди которых следует выделить два основных - скорость доставки и долю грузов, доставленных в установленный срок.
Эти показатели определяются в расчете как на 1 т, так и на 1 отправку, причем разница между этими видами измерения довольно значительная. Так, в 2007 г. средняя скорость доставки 1 т груза на сети железных дорог страны составила 333 км/сут, а 1 отправки - 284 км/сут. В установленный срок было доставлено 91% тонн, но лишь 88,8% отправок. Такие статистические различия объясняются большим разбросом массы отправок - от 20 кг у мелких до нескольких тысяч тонн у маршрутных. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Экономическое управление научно-исследовательской деятельностью
Головаш А.Н., Куршакова Н.Б.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годРеализация Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. предполагает активное развитие отечественного научно-производственного комплекса на основе формирования долгосрочного заказа на инновационную технику и технологии, столь необходимые в период технического перевооружения и развития железнодорожной отрасли. Научно-исследовательские институты, имеющие статус дочерних обществ ОАО «РЖД», безусловно, необходимо рассматривать как часть научно-производственного комплекса и эффективно использовать их потенциал для достижения намеченных целей. Этому будет способствовать решение ряда проблем, важных для научно-исследовательских подразделений. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Транспортная логистика

Развитие логистики контейнерных и контрейлерных перевозок в международных сообщениях. По материалам Международной научно-практической конференции

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВ конце 2008 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие логистики контейнерных и контрейлерных перевозок в международных сообщениях». В ее работе приняли участие руководители и специалисты Министерства транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», правительства РФ, представители органов государственной власти, иностранных компаний, транспортных ассоциаций, гильдий и союзов, перевозчики, операторы, экспедиторы, грузовладельцы, представители финансовых деловых кругов, университетов, академической и отраслевой науки. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

В совете главных инженеров ОАО «РЖД»

Реализуя программу инновационного развития
Гончаров В.В.

Закончилось техническое перевооружение вагоноремонтного депо Магнитогорск, одного из самых крупных на Южно-Уральской магистрали. В середине июля там была запущена высокомеханизированная линия по ремонту тележек грузовых вагонов, что позволит значительно повысить производительность предприятия. Значимость введенного в эксплуатацию после реконструкции депо была подчеркнута участием в мероприятиях президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, начальника Южно-Уральской дороги В.И. Молдавера, специалистов департаментов и руководителей служб ОАО «РЖД» и железных дорог. Руководители ОАО «РЖД» и Челябинской области вручили ценные подарки наиболее отличившимся работникам.
После торжественных церемоний в депо под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича прошло выездное заседание Совета главных инженеров компании, на котором был рассмотрен широкий круг вопросов внедрения на железнодорожном транспорте новой техники и перспективных технологий. Подробнее...
 

Ресурсосбережение

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годЖелезнодорожный транспорт - один из крупнейших потребителей горюче-смазочных материалов (ГСМ), которые широко применяются в железнодорожной технике, подвижном составе, элементах инфраструктуры. Качество этих материалов, их соответствие жестким требованиям современной эксплуатации в значительной мере определяют эффективность, надежность и долговечность работы технических средств. Поэтому сегодня актуальны вопросы создания и освоения производства для железнодорожного транспорта ГСМ нового поколения, их унификации, разработки соответствующей нормативной базы, сертификации продукции, рационального использования горюче-смазочных материалов и др.
Предлагаем вниманию читателей подборку статей по этой важной злободневной тематике, подготовленную по материалам проведенного под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича специального совещания в Центре инновационного развития ОАО «РЖД».
 


Политика ОАО «РЖД» в области горюче-смазочных материалов
Школьников Е.Н.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годГодовой расход дизельного топлива в ОАО «РЖД» составляет более 3 млн. т, что соответствует 11% общей потребности внутреннего рынка России. В компании применяется свыше 100 наименований смазочных масел и смазок с годовым объемом их потребления около 140 тыс. т. Из них 58,5% приходится на моторные масла; 26,5% составляют прочие смазочные масла (осевое, индустриальное, компрессорное масло и др.); 7,6% приходится на редукторные смазки; 4,4% - на буксовые смазки; 2,3% - на смазки для лубрикации зоны контакта колесо - рельс; 0,7% - на смазочные материалы зарубежного производства. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Требования к качеству новых дизельных топлив
Митусова Т.Н.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годГлавным нормативным документом, по которому в настоящее время вырабатывается дизельное топливо, является ГОСТ 305. По нему изготавливают летнее, зимнее и арктические виды топлива. Объем производства летнего дизельного топлива составляет 85%, зимнего - 14%, арктического - 1%.
Основная масса дизельного топлива, вырабатываемого в Российской Федерации, - это дизельное топливо с содержанием серы до 0,2%. Производство дизельного топлива с содержанием серы до 0,5% сокращается, и увеличивается выработка низкосернистого топлива. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Моторные масла для современных тепловозных дизелей
Рыжов В.А., Ткачев В.Т.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годЭксплуатационный расход масла, как известно, складывается из двух основных составляющих: на доливы (его принято связывать с угаром масла) и на замены в связи с потерей его служебных свойств. И если на двухтактных дизелях в общем эксплуатационном расходе преобладает первая составляющая (более 90%), то в четырехтактных обе составляющие соизмеримы. Более того, в начале их эксплуатации, когда они еще не изношены, вторая составляющая может превышать первую. Поэтому проблема уменьшения эксплуатационного расхода масла на современных четырехтактных дизелях должна решаться комплексно. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Масла «ЛУКОЙЛ»

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годРоссийские железные дороги и лидер российского рынка смазочных материалов - компания «ЛУКОЙЛ» начинают новый этап сотрудничества в одном из наиболее важных секторов железнодорожного транспорта. Речь идет о «сердце» тепловоза, его дизеле, а именно - об использовании для его бесперебойной работы современных высококачественных моторных масел. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Саморегулирующаяся система смазки двигателей внутреннего сгорания
Меджибовский А.С.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВ процессе работы моторных масел в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) происходит постепенное накопление механических примесей, сажи, продуктов термоокислительных процессов (асфальтенов, карбенов, карбоидов), что приводит к снижению качества масла, повышенному износу двигателя, росту кислотности и отрицательно сказывается на надежности работы техники.
Важным направлением восстановления и поддержания свойств масел в процессе эксплуатации является удаление продуктов износа и окисления, т.е. фильтрация масла. Для этого применяются перегородчатые (со сменными элементами) и центробежные фильтры, качество фильтрации которых зависит от напряженности центробежного поля ротора или частоты его вращения: чем выше скорость вращения, тем выше качество очистки. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Кадры

ВУЗ и инновационное мышление инженера
Верескун В.Д., Постников П.М., Мишин Ю.Д.

Инженер - выдающийся продукт исторического развития. Инженерное дело возникло закономерно и развивалось, отражая конкретные этапы социального прогресса. Основная функция инженерного сообщества - соединить производство с научными знаниями, воплотив последние в технические средства и технологические процессы.
Во второй половине ХХ века стало ясно: оснащенность инженера научными знаниями - это лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. В наше время оно требует соответствующей надстройки в виде специфического отношения к знаниям. Подробнее...
 


Юбилей знатного машиниста
Чубарова В.В.

8 августа 2008 г. единственному на сети железных дорог России дважды Герою Социалистического Труда Виктору Фадеевичу Соколову исполнилось 80 лет. Эту дату знатный машинист отметил в локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская, которому отдал 44 года своей жизни. Подробнее...
 

Охрана труда

Аттестация рабочих мест
Зачиняев А.Г.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годВ 2007 г. в ОАО «РЖД» закончился второй пятилетний цикл аттестации рабочих мест по условиям труда. За это время аттестация проведена на 520 тыс. рабочих местах (1,3 млн. работающих). Если сравнить масштабы аттестации в ОАО «РЖД» и других отраслях экономики России, то наша компания значительно опережает многие другие как по объемам работ, так и по методическим подходам и уровню требований к организациям-исполнителям.
По данным национального доклада «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 г.», аттестация рабочих мест в стране проведена в среднем только на трети всех рабочих мест, тогда как на железнодорожном транспорте постоянно проводится с 1997 г. и в текущем году начинается ее уже третий пятилетний цикл. Все измерения и исследования выполняются в соответствии с методиками, утвержденными федеральными органами. Подробнее...
 


Термостойкие средства индивидуальной защиты
Ложкин Ю.П.

Электрический ток является фактором риска травмирования персонала, эксплуатирующего электрооборудование на подстанциях, контактной сети и воздушных линиях электропередачи, при проведении ремонтов, наладок и переключений. Поэтому в ОАО «РЖД» уделяется большое внимание применению в компании средств защиты от электротравматизма самого высокого уровня. В настоящее время в статистике производственного травматизма электротравмы составляют до 6% всех несчастных случаев. При этом каждый второй случай поражения электрическим током заканчивается смертельным исходом. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Конференции, совещания, выставки

Технические библиотеки и их роль на железных дорогах
Корендясева Г.А.

В преддверии празднования общероссийского Дня библиотек 20-22 мая 2008 г. в Ростове-на-Дону на базе ДНТБ была проведена школа передового опыта «Компьютеризация библиотечных и информационных технологий в технических библиотеках ОАО «РЖД». Создание сводного электронного каталога». На сетевой школе были рассмотрены основные статистические показатели библиотечной деятельности с целью приведения их в соответствие с действующими требованиями и нормами. Были также определены основные пути развития технических библиотек железнодорожного транспорта. Подробнее...
 


Стремимся всегда быть полезными
Гольтяева О.Н.

Техническая библиотека станции Новороссийск - одна из лучших на Северо-Кавказской железной дороге. Основана она была в 1903 г. в паровозном депо, ее фонд тогда составлял всего лишь несколько десятков книг, и обслуживала она в основном руководящий состав железнодорожной станции. С 1921 г. техническая библиотека стала открытой для всех. «…Рабочий класс жаждал знаний, а общедоступные знания были возможны только через библиотеки», - вспоминал один из первых ее библиотекарей. Подробнее...
 

За рубежом

Электровозный парк Франции
Лувишис А.Л.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 годЖелезные дороги Франции внесли значительный вклад в развитие электровозостроения, первые в массовом порядке внедрили прогрессивную тягу на переменном токе 25 кВ, 50 Гц. В течение длительного времени ни одна из железных дорог мира не могла улучшить мировой рекорд скорости (331 км/ч), установленный электровозом ВВ 9004 в 1955 г. Всемирно известны успехи Национального общества железных дорог Франции в развитии высокоскоростного движения. Полностью статья доступна только в Полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2008 год
На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за август 2008 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробно о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования