«Железнодорожный транспорт»
№ 10 2008 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год

Новый учебный год в высших и средних специальных заведений, готовящих кадры для железнодорожной отрасли Второй Всероссийский слет юных железнодорожников Презентация высокоскоростного поезда Vеlаro RUS

Содержание и аннотация журнала


Назад
 

Реформа отрасли: третий этап

маркированный список Акулов М.П.
Федеральная пассажирская компания - дочернее общество ОАО «РЖД»
стр. 2
маркированный список Шатаев В.Н.
Развитие доходного потенциала пассажирских перевозок
стр. 7
маркированный список Абрамов С.Б.
О концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов
стр. 10
маркированный список Открытие обновленного Курского вокзала столицы
стр. 16

Коротко о важном
стр. 18

Инновационные технологии

маркированный список Космос - железнодорожному транспорту
стр. 19
маркированный список Гапанович В.А.
Спутниковые технологии в реализации Стратегии-2030
стр. 21
маркированный список Шилов А.Е.
Космические технологии в народном хозяйстве
стр. 24
маркированный список Ададуров С.Е.
Инновации в управлении перевозочным процессом
стр. 26
маркированный список Духин С.В.,
Железнов М.М.,
Матвеев С.И.,
Манойло Д.С.

Единое геоинформационное пространство железных дорог
стр. 28
маркированный список Сазонов Н.В., Иванов М.Т.,
Бройде В.М., Клепач А.П.

Контроль работы тяжелой ремонтной техники
стр. 31
маркированный список Финк Ю.М.
Космические технологии для пассажирских поездов
стр. 33
маркированный список Зорин В.И.
Координатный контроль местоположения для локомотивных приборов безопасности
стр. 35
маркированный список Самратов У.Д.
Высокоточная координатная система для высокоскоростной магистрали
стр. 37
маркированный список Тимофеев А.А.
Информационно-навигационное обеспечение железнодорожного транспорта
стр. 38
маркированный список Суворов А.В.,
Бугаевский Ю.Л.,
Попов О.Ю.

Инфраструктура пространственных данных железных дорог
стр. 40

Трибуна начальника отделения

маркированный список Горлаков Е.И.
В условиях разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности
стр. 42

Пульс сети
стр. 44

Технические средства

маркированный список Осяев А.Т.
Интерактивная электронная документация
стр. 45
маркированный список Бороненко Ю.П.,
Орлова А.М.

Тележки с повышенной осевой нагрузкой
стр. 50
маркированный список Цыбульский В.С.,
Астраханцев Л.А.,
Рябченок Н.Л.,
Алексеева Т.Л.,
Михальчук Н.Л.,
Тихомиров В.А.,
Климов С.А.

Электронные преобразователи
стр. 54
маркированный список Макиенко В.М.,
Баранов Е.М.,
Строителев Д.В.,
Романов И.О.

Новый модификатор материала тормозных вагонных колодок
стр. 55

Безопасность движения

маркированный список Шаманов В.И.,
Шевердин И.Н.,
Солдатенков Е.Г.,
Трофимов Ю.А.,
Пультяков А.В.

Долговечность электроизолирующих свойств элементов скреплений железобетонных шпал
стр. 56
маркированный список Щеглов П.П.,
Жолобов В.И.,
Шубина Т.И.

Об учете опасных факторов при перекрытии сортировочной станции для городской застройки
стр. 59

Менеджмент качества

маркированный список Мухачев В.А.,
Шадрин А.П.

Оценка эффективности управления в системе менеджмента качества
стр. 61

Экономика

маркированный список Шатилов С.В.
Участие Российских железных дорог в реализации транзитного потенциала страны
стр. 63

Из истории железных дорог

маркированный список Харланович И.В.
Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию
стр. 66

Охрана труда

маркированный список Рогова Т.Н.
Устройства местной вытяжной вентиляции
стр. 73

За рубежом

маркированный список Лувишис А.Л.
Электровозный парк Японии
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

Реформа отрасли: третий этап

Федеральная пассажирская компания - дочернее общество ОАО «РЖД»
Акулов М.П.

Правление ОАО «РЖД» рассмотрело и в целом одобрило проекты Концепции создания пассажирской компании - дочернего общества ОАО «РЖД» по предоставлению услуг пассажирских перевозок в дальнем следовании и Концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015г. Обе концепции, как отметил на заседании Правления президент компании В.И. Якунин, нацелены на повышение эффективности пассажирского комплекса в целом, на улучшение обслуживания пассажиров, достижение мирового уровня качества предоставляемых услуг. О подходах, на которых базируются концепции, особенностях предстоящих преобразований, основных направлениях развития Федеральной пассажирской компании и железнодорожных вокзалов, программах практической реализации намеченных планов идет речь в специальной тематической подборке этого номера. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Развитие доходного потенциала пассажирских перевозок
Шатаев В.Н.

Создание Федеральной пассажирской компании призвано повысить уровень комфорта и сервиса для пассажиров, способствовать привлечению инвестиций в пассажирское хозяйство, повышению эффективности бизнеса и совершенствованию системы государственного субсидирования перевозок. Это тем более актуально, что существующая бизнес-модель дальних пассажирских перевозок характеризуется нарастающей убыточностью, недостаточным использованием маркетинговых подходов и опережающим ростом затрат. Воспроизведение этой модели в работе пассажирской компании в условиях нарастания конкурентных угроз, критического уровня износа основных фондов и нерешенных вопросов в сфере государственного регулирования может поставить под угрозу работу Федеральной пассажирской компании как национального перевозчика, резко сократить ее долю на рынке транспортных услуг. При разработке Концепции создания пассажирской компании - дочернего общества ОАО «РЖД» по предоставлению услуг пассажирских перевозок в дальнем следовании были рассмотрены два возможных сценария развития компании: базовый, предусматривающий сохранение существующих тенденций, и прогрессивный, прогнозирующий существенное увеличение рентабельности и возможное достижение операционной безубыточности (без учета необходимых инвестиций). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


О концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов
Абрамов С.Б.

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 г. разработана в соответствии со Стратегической программой развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 г., а также Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., которые определили задачи, напрямую связанные с улучшением деятельности вокзального комплекса. Это приведение качества и уровня обеспечения безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического «прорывного» развития железнодорожного транспорта, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта и создание благоприятных условий для участия предпринимательского сообщества, региональных и муниципальных органов власти в решении социально значимых задач. Проект Концепции соответствует неоднократно обозначенным руководством страны направлениям развития железнодорожной инфраструктуры как основы для развития экономики по инновационному пути. В частности, в начале этого года при рассмотрении на расширенном заседании Госсовета РФ Стратегии развития России до 2020 года В.В. Путин в своем выступлении выделил строительство новых и модернизацию действующих вокзалов как одно из важных направлений формирования национальной инновационной системы для решения задачи радикального повышения эффективности экономики. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Открытие обновленного Курского вокзала столицы

В середине сентября в Москве прошла презентация Курского вокзала после его реконструкции и модернизации. В торжественной церемонии приняли участие мэр столицы Ю.М. Лужков, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, представители законодательной и исполнительной власти, Федеральной пассажирской дирекции и Дирекции железнодорожных вокзалов, Московской железной дороги и др. Как отметил в своем выступлении В.И. Якунин, за достаточно короткий срок на Курском вокзале внедрены новейшие технологии, в том числе новая информационная система, единая и понятная всем система навигации, современные средства безопасности. Созданы новые зоны торговли, есть детский игровой центр, бизнес-центр, установлены удобные лифты и эскалаторы. Значительно расширен сервис, предоставляемый вокзалом. К примеру, теперь здесь можно заказать гостиницу, осуществить денежный перевод в любую точку мира. Подробнее…
 


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2008 года. Подробнее…
 

Инновационные технологии

Космос - железнодорожному транспорту

В последние годы космические технологии все быстрее и активнее входят в повседневную жизнь - и в быту, и на производстве, и на транспорте. Пожалуй, первой сферой применения таких технологий на железных дорогах стала спутниковая связь. Задолго до строительства цифровой волоконно-оптической линии связи магистральная связь на многих участках сети железных дорог организовывалась с использованием спутниковых каналов. По мере развития систем позиционирования они также стали находить применение в отрасли, прежде всего в «святая святых» железнодорожного транспорта - в безопасности движения. Более 10 лет назад приборы спутниковой навигации стали устанавливать в Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ. Оно оснащено навигационным приемником и специально разработанным энергонезависимым устройством для хранения электронной карты участков пути, содержащей данные о географических и железнодорожных координатах, объектах пути, их длине и другие служебные данные. Вся подборка…
 


Спутниковые технологии в реализации Стратегии-2030
Гапанович В.А.

ОАО «РЖД» входит в число признанных лидеров использования широкого спектра спутниковых технологий в повседневной деятельности железных дорог. На вопросы редакции о накопленном опыте, планах и проектах в этой области отвечает старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Космические технологии в народном хозяйстве
Шилов А.Е.

К числу важнейших государственных приоритетов в Российской Федерации, определяющих высокие темпы роста экономики страны и повышения уровня национальной безопасности, относится космическая деятельность, реализуемая на основе современных высокотехнологичных космических средств. Внедрение ее результатов в различные отрасли экономики в настоящее время является насущной потребностью, способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности, обусловливает значительное сокращение финансовых ресурсов и сроков решения актуальных народнохозяйственных проблем. Космическая деятельность развивается во многих направлениях. Она используется для мониторинга окружающей среды и околоземного пространства, контроля чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследования природных ресурсов Земли. Стало привычным обеспечение спутниковой связи и телевещания на всей территории страны. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инновации в управлении перевозочным процессом
Ададуров С.Е.

Современный этап реформирования железнодорожного транспорта страны характеризуется глубокими изменениями, затронувшими как собственно железнодорожную отрасль, так и грузообразующую среду. Внутри железнодорожного комплекса развивается конкурентный сектор. Участники рынка транспортных услуг взаимодействуют между собой, но каждый из них стремится оптимизировать свои собственные финансово-экономические результаты. Грузовладельцам они предлагают перевозочные схемы, имеющие разную надежность обеспечения порожними вагонами и разную надежность доставки грузов. В объемах перевозок преобладает доля грузопотоков, образуемых предприятиями в составе крупных вертикально интегрированных компаний и финансово-промышленных групп. Такие мощные структуры охватывают не только добывающие и обрабатывающие производства, но и центры дистрибуции и сбыта. Поэтому для них железнодорожная перевозка по сети ОАО «РЖД» становится, по сути, частью внутренней технологии. Значение ее цены и качества существенно возрастает. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Единое геоинформационное пространство железных дорог
Духин С.В., Железнов М.М., Матвеев С.И., Манойло Д.С.

Коренная модернизация железнодорожного транспорта на основе прорывных инновационных технологий предусматривает широкое использование геоинформационных технологий, основанных на применении спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС, GPS и методов дистанционного аэрокосмического зондирования Земли (ДЗЗ). На их основе предстоит сформировать единое геоинформационное пространство железнодорожного транспорта России. Базой для его создания служит отраслевая геоинформационная система (ГИС). Это информационно-управляющая система, призванная решать задачи всех комплексов информационных технологий, в особенности управления инфраструктурой и управления движением поездов. Геометрическую основу геоинформационного пространства составят координатные модели железнодорожных путей, представляющие собой материальные носители координатной информации. Эти модели могут быть созданы в короткие сроки с помощью интегрированных путеизмерительных комплексов типа ЦНИИ-4 и КВЛ-П, оснащенных спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС/GPS и специализированным программным обеспечением, разработанным объединенным научно-исследовательским и испытательным центром «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта» (МИИТ-НИИАС). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Контроль работы тяжелой ремонтной техники
Сазонов Н.В., Иванов М.Т., Бройде В.М., Клепач А.П.

Одним из наиболее актуальных направлений практического применения спутниковых технологий в ОАО «РЖД» в настоящее время становится использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS и средств подвижной цифровой связи для мониторинга дислокации и контроля продвижения восстановительных поездов и работы тяжелой ремонтной техники в периоды технологических «окон». При развертывании работ в этом направлении ставилась задача создать эффективную технологию планирования, мониторинга и анализа работы специальной техники при производстве работ по ремонту инфраструктуры железных дорог с использованием спутниковых и геоинформационных технологий в увязке со специализированными автоматизированными системами ГИС РЖД, АСУ-П и др. Основная цель заключалась в достижении качественно более высокого уровня контроля соблюдения технологических регламентов, а также снижении влияния человеческого фактора при получении объективной информации о ходе проведения работ, параметрах движения используемой техники, оперативном анализе возникающих нештатных ситуаций и принятии решений по их преодолению. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Космические технологии для пассажирских поездов
Финк Ю.М.

Спутниковые технологии находят все более широкое распространение в системах мониторинга технического состояния и местоположения подвижного состава. Уже несколько десятков поездов оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в том числе фирменные поезда «Россия», обращающиеся на самом протяженном маршруте Москва - Владивосток. Сотрудничество компании «Дженерал Телеком» с железнодорожным транспортом началось в 1997 г., когда мы оборудовали вагон начальника Московской железной дороги, поставив туда станцию спутниковой связи Инмарсат. Это была одна из первых модификаций станций, низкоскоростная, но она обеспечивала голосовой канал, факс, передачу данных. Конечно, тогда основными востребованными сервисами были голосовая связь и факс. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Координатный контроль местоположения для локомотивных приборов безопасности
Зорин В.И.

Для эффективного функционирования систем управления и обеспечения безопасности движения поездов на перегонах и станциях в поездном и маневровом режимах станционным, путевым и локомотивным устройствам системы необходима информация о местоположении каждого поезда, в том числе координаты его головного и хвостового вагонов, а также координаты каждой другой подвижной единицы железной дороги. Эта информация в первую очередь необходима для обеспечения безопасного интервала между попутно следующими поездами, а также для реализации максимальной пропускной способности железных дорог или максимальной скорости движения поездов. Она нужна также для исключения проезда светофоров с запрещающими сигналами и контроля границ мест ограничения скорости движения поездов. Первым техническим средством определения местоположения поездов стали рельсовые цепи. Принцип их построения заключается в том, что железнодорожный путь разделяется на отдельные электрически изолированные участки, свободность (отсутствие шунтирования колесными парами поезда) и занятость (наличие шунтирования колесными парами поезда) однозначно определяют местоположение поезда. Одновременно с этим рельсовые цепи контролируют отсутствие изломов рельсов и металлических предметов на рельсовом пути, которые могут быть препятствием для движения поездов. В течение всего времени применения рельсовые цепи непрерывно совершенствовались, более совершенными становились сигналы контроля рельсовых цепей. С помощью рельсовых цепей сейчас не только определяется местоположение поездов, но и передаются на локомотив сигналы автоматической локомотивной сигнализации о показаниях впередистоящих напольных светофоров. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Высокоточная координатная система для высокоскоростной магистрали
Самратов У.Д.

Научно-технический совет ОАО «РЖД» одобрил «новгородский» вариант строительства трассы высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Утверждены основные параметры проектирования ВСМ: время хода 2,5 ч, максимальная скорость движения до 400 км/ч, ширина колеи 1520 мм, непогашенное ускорение 0,48 м/с? и др. Также принято решение о необходимости создания высокоточной координатной системы (ВКС) для проектирования, строительства и эксплуатации будущей магистрали. В соответствии с этим решением в ОАО «НИИАС» разработана концепция ВКС, на базе которой будет разработан комплект нормативно-технической документации, регламентирующей технический облик, состав и функции координатной системы пилотной высокоскоростной дороги, этапы создания, опытной эксплуатации и сдачи в постоянную эксплуатацию. В соответствии с требованиями стандартов комплекта ГОСТ 34 на автоматизированные системы специалистами, принимавшими участие в подготовке концепции, был проведен анализ инфраструктуры пространственных объектов (ИПД) ВСМ. Были проанализированы также требования к координатному обеспечению ИПД, действующие технические требования «Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане». Рассмотрен отечественный (НИОКР-19.73.00: «Пилотный проект по определению области применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте на опытном участке Москва - Клин») и зарубежный опыт (проект GEORAIL) координатного обеспечения железнодорожного транспорта с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Информационно-навигационное обеспечение железнодорожного транспорта
Тимофеев А.А.

ФГУП «Институт точной механики и вычислительной техники имени С.А. Лебедева Российской академии наук» выполняет опытно-конструкторскую работу (ОКР) по теме «Разработка системы мониторинга и информационно-навигационного обеспечения движения железнодорожного транспорта». ОКР выполняется по заказу Федерального агентства по промышленности в рамках второй подпрограммы федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Эскизно-технический проект системы и ее базового комплекта оборудования в составе абонентского терминала (АТ), устанавливаемого на железнодорожном транспортном средстве, и базовой станции (БС), размещаемой на объектах железнодорожной станционной инфраструктуры, принят с положительными выводами. В заключении комиссии отмечено, что оснащение подвижного состава и станционных объектов Российских железных дорог разрабатываемым оборудованием позволит повысить степень автоматизации процессов управления, безопасность движения, точность навигационных измерений и контроля состояния железнодорожных путей, а также создать предпосылки для оснащения всей инфраструктуры железных дорог высокоэффективными системами и комплексами навигационного и информационного обеспечения управления движением, технологических процессов эксплуатации оборудования и технических средств, контроля целостности и перемещения грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инфраструктура пространственных данных железных дорог
Суворов А.В., Бугаевский Ю.Л., Попов О.Ю.

Одна из важнейших проблем проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожных магистралей заключается в сборе и накоплении информации о положении железнодорожных путей и объектов транспортной инфраструктуры. Своевременное и эффективное обеспечение данными и информацией о состоянии пути необходимо для обеспечения безопасности движения, увеличения скоростей перевозок и грузонапряженности железных дорог. Для решения этой проблемы требуются интеграция больших объемов пространственных данных, качественный анализ с использованием различных средств и моделей, эффективные методы представления результатов. Добиться этого можно только на основе использования новых информационных технологий, позволяющих объединить на функциональном уровне базы данных, модели и методы расчетов, стандарты и руководства, системные и прикладные программы в виде интегрированной информационной среды. С их помощью может быть получена комплексная информация, необходимая для полноценного обеспечения всех стадий жизненного цикла железнодорожной магистрали, начиная с проектных работ, строительства, и заканчивая эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Трибуна начальника отделения

В условиях разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности
Горлаков Е.И.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годВ состав Краснодарского отделения сегодня входят 158 станций, из них пять припортовых (Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ) и две пограничные станции. На станции Кавказ, кроме того, расположен железнодорожный паромный комплекс по передаче вагонов в Грузию, Украину и в перспективе в Варну. Отделение выполняет 90% работы по развозу местного груза, и только 10% приходится на пропуск транзитного вагонопотока. Для оптимизации структуры управления перевозочным процессом в настоящее время в составе отделения работают структурные подразделения железнодорожных станций, в оперативном подчинении которых находятся линейные железнодорожные станции, увязанные в единую технологическую цепочку по обеспечению развоза местного груза. Это позволяет планировать и своевременно развозить местный груз на линейные станции маневровыми локомотивами с учетом работы получателей и отправителей груза, дальности расположения линейных станций и объема выполняемой работы, а также координировать работу линейных станций по ведению технической документации, строительных и ремонтных работ и др. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за сентябрь 2008 года. Подробнее...
 

Технические средства

Интерактивная электронная документация
Осяев А.Т.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годИнтерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР) - структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенных для предоставления в интерактивном режиме справочной, описательной и руководящей информации о ремонтных процессах, связанных с конкретным изделием. ИЭТР используется для информационной поддержки эксплуатации и ремонта изделий, а также для подготовки и обучения специалистов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Тележки с повышенной осевой нагрузкой
Бороненко Ю.П., Орлова А.М.

Уже более 50 лет грузовые вагоны эксплуатируются на тележках 18-100, которые были спроектированы под осевую нагрузку 22,5 т. За это время осевая нагрузка без внесения каких-либо серьезных изменений в конструкцию тележки была увеличена до 23,5 т. В 1999 г. начата программа по созданию подвижного состава нового поколения, которая предусматривала создание тележек и вагонов повышенной грузоподъемности с осевой нагрузкой 25 т для скоростей движения до 120 км/ч и с осевой нагрузкой 30 т для скоростей движения до 90 км/ч. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Электронные преобразователи
Цыбульский В.С., Астраханцев Л.А., Рябченок Н.Л., Алексеева Т.Л.,
Михальчук Н.Л., Тихомиров В.А., Климов С.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годВысокое качество выполнения технологических процессов и сбережение энергетических, материальных и трудовых ресурсов можно обеспечить за счет использования полупроводниковых преобразователей. Преобразователи для наиболее энергоемких электротермических технологий обеспечивают до 20-40% экономии электроэнергии. Учеными Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) на основе закона сохранения электромагнитной энергии разработана теория энергетических процессов в электрических цепях с полупроводниковыми приборами, которая позволила исключить противоречия в энергетической оценке преобразовательной техники. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новый модификатор материала тормозных вагонных колодок
Макиенко В.М., Баранов Е.М., Строителев Д.В., Романов И.О.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годВ современной практике производства литых тормозных вагонных колодок ковкий чугун из-за резкого удорожания заменен серым. Однако свойства серого чугуна резко уступают свойствам ковкого. Поэтому при литье в кокиль к химическому составу, структуре и механическим свойствам серого чугуна, из которого изготавливают колодки, предъявляются достаточно жесткие требования. В частности, металлическая основа такого чугуна должна быть почти полностью перлитная (не менее 96%). Это достигается путем ограничения содержания углерода, кремния и марганца в узких пределах. Технология ваграночной плавки чугунов позволяет выдержать эти пределы с большим трудом при условии полноценного снабжения предприятия литейным и передельным чугунами. Чугунный лом, приходящий на предприятия, содержит повышенное количество кремния. В результате его переплава с добавкой стального лома и ферросилиция при заливке в разогретый кокиль вместо перлитной металлической основы получается перлитно-ферритная матрица (до 30% феррита). Все это резко снижает эксплуатационные свойства: предел прочности на сжатие, стрелу прогиба, износостойкость, твердость. Положение усугубляется сильным разогревом массивного чугунного кокиля при многократных заливках. Реализуется тяжелый термический узел металлической литейной формы, что влечет за собой интенсификацию ликвационного процесса, с резким ростом доли феррита в структуре. В результате участились случаи повышенного износа и поломок колодок до момента достижения регламентируемой остаточной толщины изношенной колодки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Безопасность движения

Долговечность электроизолирующих свойств элементов скреплений железобетонных шпал
Шаманов В.И., Шевердин И.Н., Солдатенков Е.Г.,
Трофимов Ю.А., Пультяков А.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годОтказы рельсовых цепей из-за пониженного электрического сопротивления железобетонных шпал происходят регулярно. На Транссибирской магистрали, например, в 2005 г. были зафиксированы массовые отказы тональных и кодовых рельсовых цепей на перегонах с железобетонными шпалами. Удельное сопротивление изоляции рельсовых линий при этом уменьшалось до 0,04-0,17 Ом·км при допускаемом нижнем пределе 1,0 Ом·км для кодовых рельсовых цепей и не ниже 0,25 Ом·км для коротких тональных рельсовых цепей. Такие отказы рельсовых цепей привели к задержкам в движении поездов и ухудшению условий их безопасности. Восстановление нормальной работоспособности линий потребовало использования пожарных поездов, путевых машин и больших трудозатрат. Например, на Свердловской железной дороге к этим работам привлекали до 200 и более человек. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Об учете опасных факторов при перекрытии сортировочной станции для городской застройки
Щеглов П.П., Жолобов В.И., Шубина Т.И.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годВ целях получения дополнительных площадей для городской застройки в настоящее время разрабатываются проекты возведения перекрытий над участками существующих железных дорог и сортировочными станциями. Так, по заданию правительства Москвы прорабатываются инженерные решения по перекрытию станции Москва-Киевская Сортировочная. Ширина перекрытия - 300 м, длина - 2000 м. С боковых сторон перекрытие будет огорожено стенами. Кроме этого, рассматривается аналогичный вариант в отношении блок-поста Кутузово. Ориентировочная ширина перекрытия - 25 м, длина - 200 м. С боковых сторон перекрытие будет закрыто. Но не приведет ли перекрытие станций большой площади при авариях с вагонами, перевозящими опасные грузы, к возникновению чрезвычайных ситуаций; каковы возможные радиусы распространения взрывоопасных и токсичных паро-воздушных смесей; как быстро будет проявляться действие опасных факторов пожара (опасная температура, токсичные продукты горения, задымление)? Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Менеджмент качества


Оценка эффективности управления в системе менеджмента качества
Мухачев В.А., Шадрин А.П.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годПроцесс достижения целей организации путем планирования, мобилизации, руководства людьми и эффективного использования ресурсов характеризуется менеджментом. Как правило, в менеджменте рассматривают множество показателей, но их суть сводится к технико-экономической оценке деятельности организации. В дополнение к этому необходимо не просто анализировать надежность работы каждого отдельного сотрудника, так как расчеты по надежности с увеличением количества людей, работающих в организации, сильно усложняются, что особенно актуально для больших структурных подразделений железной дороги. Важно в то же время определить надежность и эффективность руководства организацией для объективной оценки работы ее менеджмента в целом. При этом сложность вычислений значительно снижается, так как количество элементов, используемых в анализе надежности, незначительно и получаемая системная оценка может быть использована высшим руководством при определении необходимых действий по улучшению функционирования менеджмента качества. Также очевидна взаимосвязь надежности менеджмента со стандартами по системе менеджмента качества ИСО серии 9000, так как наибольший эффект этот инструментарий принесет при интеграции в систему менеджмента качества организации. Надежность менеджмента как свойство выполнять заданные функции при сохранении присущих ему характеристик определяет стабильность качества менеджмента организации (сохранение свойств и высоких показателей в течение заданного интервала времени). К показателям стабильности менеджмента относятся достижение поставленных целей организации, сохранение во времени предназначения организации, единство структуры и т.д. Надежность менеджмента является комплексным свойством, которое независимо от назначения организации и условия его применения заключено в сочетании показателей безотказности, долговечности, взаимозаменяемости и устойчивости. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Экономика

Участие Российских железных дорог в реализации транзитного потенциала страны
Шатилов С.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годДальнейшая интеграция российской экономики в мировое хозяйство все в большей степени зависит от соответствия транспортного комплекса страны международным требованиям. Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные финансовые и товарные потоки в ближайшие 10-20 лет будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток, а главными трансконтинентальными направлениями международных перевозок грузов будут восток - запад и север - юг. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Из истории железных дорог

Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию
Харланович И.В.

К середине XIX века железнодорожная сеть России постепенно расширялась. Меры, предпринятые по инициативе министров финансов М.Х. Рейтерна и путей сообщения П.П. Мельникова, принесли заметные плоды: к началу 1870-х годов рельсовыми путями центр страны был уже связан с портами Балтийского и Черного морей, с северными и черноземными губерниями, а общая протяженность действующих линий составила более 10 тыс. верст. Но Урал, где в 1860 г. производили 71% чугуна всей России, 78% железа и 89% меди, все еще оставался не подключенным к железнодорожной сети. Это была одна из главных причин кризиса уральской горнозаводской промышленности, чья продукция из-за высоких транспортных расходов не выдерживала конкуренции. Все это вело к невосполнимым потерям для экономики России, вынужденной ввозить из-за рубежа продукцию, которую можно было производить у себя в избытке и по более низким ценам. Вот почему в феврале 1870 г. Комитет железных дорог России согласился с предложением министра путей сообщения (этот пост занимал уже граф В.А. Бобринский, незадолго до того принявший дела у П.П. Мельникова) о строительстве Уральской железной дороги и постановил признать ее «совершенно необходимой и включить в число дорог самонужнейших». Подробнее…
 

Охрана труда

Устройства местной вытяжной вентиляции
Рогова Т.Н.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годКачество воздушной среды в производственных помещениях оказывает большое влияние на условия труда, поэтому на предприятиях железных дорог в последнее время мероприятиям по улучшению вентиляции стало уделяться значительное внимание. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили разработать ряд рациональных конструкций локализующих устройств (приточно-вытяжные устройства, или вытяжные зонты, кабинные укрытия, или вытяжные шкафы), на которые получены патенты. Рассмотрим некоторые из них. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

За рубежом

Электровозный парк Японии
Лувишис А.Л.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 годУспехи железных дорог Японии в пассажирских перевозках широко известны. Отметим некоторые из них. По пути, который проезжает 1 пассажир по железной дороге за год (1900 км), железные дороги Японии занимают первое место в мире, а по объему пассажирских перевозок по железной дороге (245,96 млрд. пассажиро-км за год) третье место вслед за Китаем и Индией. В 1964 г. железные дороги Японии ввели в эксплуатацию первый в мире высокоскоростной поезд. Сегодня в Японии насчитывается более 400 высокоскоростных поездов. В 2007 г. железные дороги Японии ввели в эксплуатацию гибридный поезд Kiha E200. Комбинированная энергетическая установка поезда состоит из дизеля и литиево-ионной аккумуляторной батареи. Энергия рекуперативного торможения накапливается в аккумуляторной батарее и используется в режиме тяги. По сравнению с традиционными дизельными поездами энергетическая установка поезда потребляет меньше топлива и выделяет меньше вредных веществ в окружающую среду. Успехи железных дорог Японии в грузовых перевозках менее впечатляющи. По объему грузовых перевозок (22,63 млрд. т.км) железные дороги Японии занимали в 2005 г. 17-е место среди железных дорог мира. За период с 1987 по 2006 г. общий объем перевозимых грузов снизился с 5627 до 3661 млн. т. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2008 год
На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за сентябрь 2008 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования