«Железнодорожный транспорт»
№ 1 2009 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 год

Состоялась презентация первого высокоскоростного поезда «Сапсан» Общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники»

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список Доклад президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина на расширенном итоговом заседании Правления ОАО «РЖД»
стр. 2

На магистралях содружества

маркированный список 49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества
стр. 12

Коротко о важном
стр. 18

Реформа отрасли: третий этап

маркированный список Иванов О.Б.
Формирование единой риск-ориентированной системы внутреннего аудита и контроля в холдинге «РЖД»
стр.19
маркированный список Вишняков В.Ф.
ГВЦ ОАО «РЖД» в структуре информационного обеспечения холдинга
стр. 27

Пульс сети
стр. 30

Конференции, совещания, выставки

маркированный список Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте»
стр. 31
маркированный список Черкасов В.В.
Сфера постоянного внимания
стр. 35
маркированный список Степов В.В.
В рамках интегрированной системы
стр. 39
маркированный список Бутаев К.Э.
Развитие хранилищных технологий для ОАО «РЖД»
стр. 42

Ученые отраслевых вузов - транспорту

маркированный список Перемышлев В.И.
Исследования. Разработки. Эксперименты. Московский государственный университет путей сообщения
стр. 44

Эксплуатационная работа

маркированный список Кузнецов Г.А.,
Черноротова О.А.

Организация движения поездов по специализированным «твердым» ниткам графика
стр. 46
маркированный список Романова П.Б,
Муковнина Н.А.

Работа сортировочного комплекса с вагонам разных форм собственности
стр. 54

Транспортная логистика

маркированный список Прокофьева Т.А.,
Гончаренко С.С.,
Фоломеева-Вдовина С.Б.

Создание транспортно-логистического комплекса в Республике Бурятия
стр. 57

Из истории железных дорог

маркированный список Вульфов А.Б.
Подвижничество любителей железных дорог
стр. 63
маркированный список Дюбко А.П.
Изотермический подвижной состав отечественных железных дорог
стр. 68

За рубежом

маркированный список СотниковЕ.А., ШапкинИ.Н.
Эксплуатационная работа на железных дорогах мира
стр. 72

На железных дорогах мира
стр. 78

В правлении ОАО «РЖД»

Доклад президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на расширенном итоговом заседании Правления ОАО «РЖД»

В Москве 23-24 декабря состоялось расширенное заседание Правления ОАО «РЖД», на котором были подведены итоги работы компании в 2008 г. и определены приоритетные задачи на 2009 г. В докладах и выступлениях участников заседания отмечалось что, несмотря на мировой финансовый кризис и спад перевозок 2008 г. стал для компании в целом неплохим, многого удалось добиться. Достигнут весомый прирост грузооборота, успешно работал пассажирский комплекс, обеспечен заметный рост производительности труда, ускорено выполнение инвестиционных программ, есть немало достижений в инновационном развитии железных дорог. Улучшены такие важные качественные показатели, как оборот вагона, вес поезда, производительность локомотива. Плодотворно развивается взаимодействие ОАО «РЖД» с федеральными и региональными органами власти, международное сотрудничество. Целенаправленно реализуется социальная политика компании, в том числе молодежная программа. Президентом, правительством страны, а также бизнес-сообществом, международными экспертами высоко оценены результаты, достигнутые в ходе реформы отрасли, и процесс преобразований продолжается. Прошедший год войдет в историю и как год утверждения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. В условиях экономического спада 2009 г. станет непростым испытанием для компании, но есть уверенность, что намеченные Правлением меры и поддержка государства позволят ОАО «РЖД» достойно преодолеть трудности и обеспечить надежное транспортное обслуживание экономики и населения страны. Полностью доклад доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

На магистралях содружества

49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

В конце ноября в столице Украины в г. Киеве прошло 49-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за девять месяцев 2008 г. и очередных переписей грузовых вагонов и контейнеров, рассмотрены нормативы графика движения поездов на 2009 г., вопросы тарифной политики, организации пассажирских перевозок на международном уровне, взаиморасчетов железнодорожных администраций, план научно-исследовательских и опытно-технологических и конструкторских работ на 2009 г. и др. Председательствовал на заседании Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В заседании Совета приняли участие министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин и министр транспорта и связи Украины И.В. Винский. Подробнее…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 год
Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за декабрь 2008 года. Подробнее…
 

Реформа отрасли: третий этап

Формирование единой риск-ориентированной системы внутреннего аудита и контроля в холдинге «РЖД»
Иванов О.Б.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 годОсобое место в системе рыночных отношений занимает такой важный элемент рынка, как инфраструктура. Одним из ключевых звеньев развития отечественной экономики становится модернизация транспортной инфрасистемы страны и реализация ее мощного потенциала, позволяющего России наращивать конкурентные преимущества железнодорожной отрасли за счет проведения ОАО «РЖД» эффективной инновационной политики, целенаправленной работы по реформированию. Вступив в завершающую стадию реформирования, ОАО «РЖД» меняет архитектуру системы управления, трансформируясь в вертикально интегрированную компанию холдингового типа. Весь основной бизнес переходит в дочерние и зависимые общества, дирекции и другие бизнес-единицы. Кроме того, на двух железных дорогах (Октябрьской и Красноярской) отрабатывается пилотный проект по созданию региональных центров корпоративного управления, по сути субхолдингов. Руководству ОАО «РЖД» необходимо на принципиально новой основе (в большей степени экономической, чем административной) объединить все звенья системы в единый, слаженно работающий механизм. При этом важно не разрушить, а усовершенствовать уже имеющуюся и доказавшую свою эффективность систему управления компанией. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


ГВЦ ОАО «РЖД» в структуре информационного обеспечения холдинга
Вишняков В.Ф.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 годЦеленаправленная работа, проводимая руководством ОАО «РЖД» по реформированию компании, затрагивает глубинные технологические процессы функционирования всего комплекса железнодорожных перевозок. Важной особенностью происходящих структурных преобразований является возрастание роли информационных технологий в процессе осуществления производственной деятельности, особенно в областях управления перевозочным процессом, железнодорожной инфраструктурой, финансами, ресурсами и др. В этих условиях повышается значение Главного вычислительного центра как головного предприятия холдинга в сфере информационного обеспечения. В течение двух прошедших лет профиль Главного вычислительного центра претерпел существенные изменения. Они были обусловлены совершенствованием внутренней структуры предприятия, а также эволюцией самого ОАО «РЖД», интенсивно превращающегося в компанию холдингового типа. На момент создания ОАО «РЖД» эксплуатацию вычислительной инфраструктуры и информационное обслуживание подразделений компании обеспечивали 17 ИВЦ на железных дорогах и Главный вычислительный центр на сетевом уровне. В целом работоспособная структура на определенном этапе перестала отвечать требованиям времени. Разделение ответственности за полноту и достоверность информации на сетевой и дорожный уровни управления оставляло возможность влияния субъективных факторов на качество предоставляемой руководству компании управленческой отчетности. Поэтому в апреле 2007 г. на базе ГВЦ и ИВЦ железных дорог была создана единая вертикально интегрированная структура информационного обеспечения производственной деятельности компании. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за декабрь 2008 года. Подробнее...
 

Конференции, совещания, выставки

Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте»

В ноябре 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась первая Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте», организаторами которой выступили ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения. В работе конференции приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты, департаментов и управлений ОАО «РЖД», железных дорог и других филиалов компании, дочерних и зависимых обществ, научных и учебных организаций, предприятий промышленности и зарубежных фирм. Открывая форум, старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович подчеркнул, что обеспечение безопасных условий труда работников, а также экологической, промышленной и пожарной безопасности является одной из приоритетных задач ОАО «РЖД». При этом с учетом развития международного сотрудничества и партнерства с транспортными системами мирового сообщества важно привести системы управления охраной труда, окружающей средой и промышленной безопасностью к требованиям международных стандартов ILO - OSH 2001, OHSAS-18001 и ISO-14001. Подробнее…
 


Сфера постоянного внимания
Черкасов В.В.

Правлением ОАО «РЖД» определены основные задачи компании в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности, в том числе по созданию безопасных условий труда, снижению производственного травматизма, обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при выполнении производственных процессов. На сети железных дорог сложилась и продолжает совершенствоваться система управления охраной труда. Всего в компании вопросами охраны труда на всех уровнях занимаются более 4 тыс.человек. Если еще 10 лет назад на железных дорогах вопросами охраны труда занимались работники со средним специальным или непрофильным образованием, то сейчас из 10 железнодорожных вузов в шести имеются кафедры охраны труда. Ежегодно в компанию приходит работать до 100 молодых специалистов. По данным Федеральной службы по труду и занятости РФ уровень травматизма, связанного с производственной деятельностью, на железнодорожном транспорте общего пользования существенно ниже, чем на других видах транспорта. Анализ причин травматизма в ОАО «РЖД» показывает, что несчастные случаи в основном происходят из-за пренебрежительного отношения руководителей и работников к вопросам охраны труда. К сожалению, организация безопасного производства пока еще не стала нормой жизни, основанной на внутреннем убеждении работников. Подробнее…
 


В рамках интегрированной системы
Степов В.В.

В последние годы в России, по данным Росстата, наблюдается тенденция снижения уровня травматизма на производстве. Работодатели стали больше внимания уделять вопросам улучшения условий и охраны труда работников, в этой сфере реально стала развиваться система социального партнерства. Этому способствуют новые подходы к управлению охраной труда по образцу западных фирм путем внедрения внутренней корпоративной политики в этой области, когда вопросы охраны труда интегрируются в общую систему управления. Этому содействуют и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда. Объективная оценка действующей системы управления охраной труда на железнодорожном транспорте показывает, что она способствовала снижению в последние годы производственного травматизма, в том числе с тяжелым и смертельным исходом как в целом В ОАО «РЖД», так и на Октябрьской железной дороге. Так, за период с 2003 по 2007 г. в компании общий производственный травматизм был снижен на 37%, травматизм со смертельным исходом - на 27,5%, на Октябрьской железной дороге соответственно на 29,4% и 50%. Подробнее…
 


Развитие хранилищных технологий для ОАО «РЖД»
Бутаев К.Э.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 годВ Москве в конце прошлого года под девизом «Прогнозируй будущее! Оптимизируй бизнес!» Прошел SAS FORUM 2008 - крупнейшее в странах СНГ мероприятие в области бизнес-аналитики. Организатор форума - компания SAS Россия/СНГ, московское отделение корпорации SAS. Форум проводится третий год подряд, собирая топ-менеджеров предприятий финансового, государственного, телекоммуникационного, транспортного, производственного, топливно-энергетического и розничного секторов российской экономики. В его работе приняли участие и представители Российских железных дорог. Российские железные дороги - стратегический партнер компании SAS. Наше сотрудничество началось в 1998 г., когда в МПС России стартовал проект построения информационного хранилища. Принятая и реализуемая на железнодорожном транспорте программа информатизации и развития телекоммуникаций стала основой современной системы корпоративного управления экономикой, финансами и перевозочным процессом. Она предусматривает, в частности, создание корпоративной отчетно-аналитической информационной системы. Огромные масштабы железнодорожной сети страны, многообразие решаемых прикладных задач, многоуровневость пользователей обусловливают особую сложность системы и, соответственно, информационного хранилища. Подробнее…
 

Ученые отраслевых вузов - транспорту

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 годИсследования. Разработки. Эксперименты. Московский государственный университет путей сообщения
Перемышлев В.И.

Обзорная подборка материалов, посвященная техническим разработкам российских ученых - железнодорожниках, сотрудниках МИИТа. Подробнее…
 

Эксплуатационная работа

Организация движения поездов по специализированным «твердым» ниткам графика
Кузнецов Г.А., Черноротова О.А.

В ближайшие годы ОАО «РЖД» планирует перейти на организацию движения грузовых поездов по твердому специализированному графику на направлениях большой протяженности. В действующем графике движения уже предусмотрено более 500 пар «твердых» специализированных ниток. Особый приоритет придан контейнерным поездам. Анализ проведенных за последние годы экспериментов и накопленного опыта позволил сформулировать ряд рекомендаций по применению этого способа организации эксплуатационной работы. Прежде всего, поскольку в действующем нормативном графике выделены нитки «твердого» и «не твердого» расписания, очевидно, можно говорить об отражении в нем двух различных систем организации движения: существующей и технологии «твердых» ниток. Для получения реального эффекта от применения этой технологии ее специфические особенности должны быть отражены в нормативных документах, т.е. при прокладке «твердых» ниток на стадии разработки графика, организации выполнения и учета графика исполненного движения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Работа сортировочного комплекса с вагонам разных форм собственности
Романова П.Б, Муковнина Н.А.

Организация перевозок в вагонах разных форм собственности предъявляет новые требования к работе сортировочных станций, которые являются ключевыми звеньями перевозочного процесса, влияющими на эффективность эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД». Перевозочный процесс укрупненно можно представить как цикл основных операций от момента подачи отправителем заявки на перевозку груза до момента выдачи груза получателю, и в этом процессе сортировочная станция выступает главным звеном. На современном этапе сортировочную станцию можно считать сложным многофункциональным комплексом по организации продвижения вагонопотоков, технологически объединяющим работу не только входящих в нее предприятий, но и соседних предузловых станций. Важнейшим условием эффективной организации перевозочного процесса является выработка четких критериев взаимодействия всех предприятий сортировочного комплекса. Зачастую из-за несогласованности действий их работников существующий процесс обработки вагонопотоков значительно отличается от нормативного. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Транспортная логистика

Создание транспортно-логистического комплекса в Республике Бурятия
Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С., Фоломеева-Вдовина С.Б.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 годАктуальность создания логистического центра в Улан-Удэнском транспортном узле и формирования Бурятской региональной транспортно-логистической системы (ТЛС) определяется прежде всего высокой актуальностью темы логистики в современной России как стратегического фактора обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста страны. Исключительно благоприятное геостратегическое положение Республики Бурятия и Улан-Удэнского транспортного узла на Транссибе, имеющего выход на БАМ и МТК № 2 «Запад - Восток», а также выход через Монголию к транспортным коммуникациям Центрального Китая и далее к международным морским портам, обеспечивает реализацию геоэкономических интересов России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии и развития Евроазиатского экономического сотрудничества. Создание в Улан-Удэнском транспортном узле крупного мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) международного уровня будет способствовать реализации транзитного и экспортно-импортного потенциала республики, расширению устойчивых торгово-экономических связей с Монголией и Китаем, включая создание совместных предприятий и реализацию международных проектов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Из истории железных дорог

Подвижничество любителей железных дорог
Вульфов А.Б.

Вот уже восемнадцать лет Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД) консолидирует на разных направлениях усилия энтузиастов, неравнодушных к истории отечественного железнодорожного транспорта. Своей неутомимой подвижнической деятельностью члены общества по праву завоевали признание самой широкой аудитории. Они активно пропагандируют железнодорожную тематику, самобытную красоту железнодорожной техники и глубокие исторические традиции железнодорожников, воспитывают у тружеников стальных магистралей гордость за свою отрасль, борются за сохранение богатого ее наследия. О том, как решает ВОЛЖД все эти задачи, чем заняты сегодня любители железных дорог, читателям журнала рассказывает председатель общества А.Б. Вульфов. Подробнее…
 


Изотермический подвижной состав отечественных железных дорог
Дюбко А.П.

С самого начала строительства железных дорог в России возникла необходимость в специальных вагонах для перевозки скоропортящихся продуктов питания. К 1916 г. в парке насчитывалось 5900, преимущественно двухосных, вагонов-ледников с льдосоляным охлаждением. Так как их строительство велось дорогами и частными владельцами без плана, насчитывалось около 20 различных типов таких вагонов. Советской власти достался конструктивно несовершенный, многотипный и к тому же сильно разрушенный парк вагонов-ледников. Поэтому примерно до 1926 г. в основном пришлось его восстанавливать. Только в 1926 г. Брянский паровозостроительный завод начал серийную постройку четырехосных вагонов-ледников грузоподъемностью 28,5 т деревянным каркасом, металлической рамой и хребтовой балкой. В качестве теплоизоляции применялась пробка с прослойками фанеры, а для влагоизоляции - рубероид. Вагоны были оборудованы двойными решетчатыми металлическими карманами для льда общей емкостью 3,75 т. Под карманами размещались металлические баки, в которых собирался рассол, охлаждавший воздух, поступавший в вагон при вентилировании. В дальнейшем металлические баки были заменены решетчатой частью кармана. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

За рубежом

Эксплуатационная работа на железных дорогах мира
Сотников Е.А., Шапкин И.Н.

В последние годы на страницах журнала учеными и специалистами опубликована серия интересных и актуальных статей по проблемам совершенствования эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте в условиях рыночной экономики. Однако для формирования оптимизационной модели эксплуатационной деятельности в условиях проводимых ОАО «РЖД» реформ, на наш взгляд, следует еще раз проанализировать состояние эксплуатационной работы на зарубежных железных дорогах стран с развитой рыночной экономикой для использования их опыта на железнодорожном транспорте России. Основные технологические достижения железнодорожного транспорта рассмотрим на примере США, Канады, Китая и стран Западной Европы. Определяющим фактором изменений в технологии и техническом оснащении железных дорог этих стран является пристальное внимание, которое в условиях жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг уделяется выполнению условий клиентуры для привлечения грузов. В борьбе за клиента зарубежные железные дороги стремятся полностью удовлетворить требования по срокам доставки грузов, созданию удобного информационного сервиса, приспосабливают организацию вагонопотоков и график движения поездов, прежде всего к выполнению запросов владельцев грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 1 2009 год
На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за декабрь 2008 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования