«Железнодорожный транспорт»
№ 4 2009 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 год

Высокоскоростной поезд «Сапсан» совершил свой первый рейс III Международная специализированная выставка железнодорожных технологий Exporail Russia-2009

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список Летние ремонтно-путевые работы: акцент на качество
стр. 2

Коротко о важном
стр. 5

Круглая дата

маркированный список Сиденко А.Я.
Славный юбилей ветеранской организации
стр. 6

Пульс сети
стр. 13

Безопасность движения

маркированный список Волков А.Н.
Безопасность движения - на уровень международных стандартов
стр. 14
маркированный список ЧеркасовВ.В., АксютинВ.П.
Пожарная безопасность на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2008 г.
стр. 27
маркированный список Система мониторинга опасных грузов
стр. 30

Эксплуатационная работа

маркированный список ЧернюговА.Д., ОсьмининА.Т.,
Осьминин Л.А.

Расчет плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении
стр.32

Менеджмент качества

маркированный список Палкин С.В.
Технический аудит в системе менеджмента
стр. 38

Подвижной состав

маркированный список Глушко М.И.
Приемка тормозов грузового и рефрижераторного вагонов
стр.43
маркированный список Федин В.М., Борц А.И.
Новый технологический процесс производства пружин тележек грузовых вагонов
стр.46

Инфраструктура

маркированный список Архангальский С.В.,
Михалкин И.К.,
Симаков О.Б.

«ЭРА» открывает новые горизонты
стр. 48

Транспортная логистика

маркированный список Бутько Т.В.,
Ломотько Д.В.,
Панкратов В.И.

Формирование логистической технологии «сухой порт»
стр. 52

Экономика

маркированный список Шатилов С.В.
Проблемы и перспективы развития внешнеторговых контейнерных перевозок
стр. 55
маркированный список Латушко Н.А.
Модель финансирования инновационного предпринимательства
стр. 58
маркированный список Некрасов А.Г.,
Некрасова М.А.

Развитие систем управления событиями в цепях поставок
стр. 62

На книжную полку

маркированный список Сотников Е.А.
Оперативное управление перевозочным процессом в новой книге
стр. 66

Из истории железных дорог

маркированный список Шилкин П.М.
Выдающийся электрификатор железных дорог.
К 100-летию со дня рождения С.М.Сердинова
стр. 68

За рубежом

маркированный список Лувишис А.Л.
Электровозный парк Китая
стр. 73

На железных дорогах мира
стр. 78

В правлении ОАО «РЖД»

Летние ремонтно-путевые работы: акцент на качество

Правление ОАО «РЖД» в конце марта рассмотрело ход подготовки к летним путевым работам. В докладе и выступлениях были всесторонне проанализированы результаты и уроки прошлогодней путевой страды, планы и приоритетные задачи нынешнего сезона, выполнение объемов и сроков поставки материалов верхнего строения пути, степени готовности кадров, путевой техники, требования к организации, качеству и срокам производства работ. Подводя кратко итоги 2008 г., вице-президент ОАО «РЖД» В.Б. Воробьев отметил, что в целом по сети, несмотря на определенные организационно-технические проблемы, программа путевых работ реализовывалась ровно, без срывов. Установленные задания по основной номенклатуре ремонтно-путевых работ были выполнены. Подробнее…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 год
Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за март 2009 года. Подробнее…
 

Круглая дата

Славный юбилей ветеранской организации
Сиденко А.Я.

В апреле этого года Общероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России отмечает свой юбилей - 25 лет со дня образования. За прошедшие годы ветеранское движение железнодорожников много сделало для становления отрасли, ее развития. Старшее поколение своим трудом создало могучую железнодорожную державу. Железнодорожники внесли неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечивая перевозки в особо тяжелых условиях. В послевоенные годы восстановили разрушенные магистрали и осуществили техническую революцию на транспорте на базе внедрения электрической и тепловозной тяги, новейших достижений науки и техники. За заслуги перед отечеством десятки тысяч тружеников стальных магистралей отмечены высокими государственными и отраслевыми наградами. Создание организации ветеранов железнодорожного транспорта проходило в непростое время. В начале 1980-х годов железнодорожный транспорт, с трудом справляясь с перевозками, испытывал серьезные затруднения в работе. Трудности возникали, несмотря на усиление производственного потенциала, техническую реконструкцию и совершенствование технологии работы. В сложившихся условиях необходимо было изыскивать внутренние резервы, активнее использовать передовой опыт, развивать наставничество. Естественно, в стороне от этого не могли находиться ветераны, оставившие работу по возрасту, но не безразличные к деятельности родных предприятий и организаций. Так, на ряде железных дорог и предприятиях группы ветеранов стали объединяться и создавать советы, координирующие их общественную работу. Обладая ценным опытом, ветераны в порядке шефства и наставничества передавали свои навыки работы, обучали и воспитывали молодежь в духе традиций старших поколений. Только в течение 1983-1984 гг. на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта к этому важному делу было привлечено около 300 тыс. пенсионеров, обладающих огромным производственным и жизненным опытом. Все они безвозмездно участвовали в подъеме работы транспорта. Подробнее…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за март 2009 года. Подробнее...
 

Безопасность движения

Безопасность движения - на уровень международных стандартов
Волков А.Н.

Обеспечение безопасности движения было и остается одним из приоритетных направлений деятельности компании. Новый импульс этой деятельности придала Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, принятая на заседании правления ОАО «РЖД» в марте 2007 г. Наряду с ней действует также Программа повышения безопасности движения, в реализацию которой инвестировано более 27 млрд. руб. Планирование постоянных улучшений показателей безопасности заложено во все программы оздоровления и развития хозяйств отрасли. Предпринимаемые усилия дают определенные позитивные результаты. Так, в 2008 г. уровень аварийности на железных дорогах снижен на 12,8%, а в целом по компании - на 8,5%. Относительное число нарушений безопасности движения на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы уменьшилось по сравнению с предшествующим годом на железных дорогах на 13,8%, в целом по компании - на 9,5%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пожарная безопасность на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2008 г.
Черкасов В.В., Аксютин В.П.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годСостояние пожарной безопасности на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом практически не улучшилось - было зарегистрировано 188 пожаров (в 2007 г. - 189). Во время пожаров погибло пять работников ОАО «РЖД» и четверо посторонних: все случаи гибели людей произошли во время пожаров в вагонах хозяйства пути. Травмы различной степени тяжести получили 11 человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 62,6 млн. руб. В результате пожаров было задержано (без учета косвенных задержек) движение 484 поездов. Суммарное время связанных с пожарами задержек в организованном движении поездов составило 971 ч. Наибольшее время задержек зарегистрировано на Приволжской (135 ч.) и Куйбышевской (125 ч.) железных дорогах. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Система мониторинга опасных грузов

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годОАО «Ижевский радиозавод» - одно из базовых приборостроительных предприятий Федерального космического агентства - работает на рынке радиотехники более 50 лет. Завод известен как разработчик и поставщик надежной высокотехнологичной аппаратуры бортовых и наземных радиотехнических комплексов, систем безопасности и автоматики, средств оперативно-технологической связи, навигационной аппаратуры и др. Одним из приоритетных направлений является разработка и производство навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. С 1993 г. предприятие активно работает на рынке поставки оборудования для нужд ОАО «РЖД». Примером использования спутниковых технологий в интересах железных дорог является аппаратно-программный комплекс «Система мониторинга опасных грузов» (далее АПК «Регион-СМОГ»), разработанный совместно с ФГУП «РНИИ КП». Комплекс предназначен для контроля состояния опасных и ценных грузов в процессе транспортировки, а также оповещения уполномоченных компетентных служб о нештатных режимах и чрезвычайных ситуациях, возникающих в ходе перевозки грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Эксплуатационная работа

Расчет плана формирования вагонов с контейнерами в международном сообщении
Чернюгов А.Д., Осьминин А.Т., Осьминин Л.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годПеревозки грузов в контейнерах в последние десятилетия развиваются особенно интенсивно. Ставшие мировым стандартом 20- и 40-футовые контейнеры универсальны: в них перевозится большая номенклатура промышленных и продовольственных товаров на международном уровне. Темпы роста контейнерных перевозок в мире составляют примерно 11% в год. В 2007 г. мировой контейнерный оборот достиг 142,9 млн. TEU, а суммарный объем контейнеров, переработанных на терминалах мира, - около 490 млн. TEU. Уровень контейнеризации вырос с 40% в 2000 г. до 60% в 2008 г. Средние темпы роста российского рынка контейнерных перевозок в 2001- 2007 гг. составили 18-20% в год, что заметно превышает темпы роста на мировом рынке. По экспертным оценкам, на контейнерные перевозки приходится около 20% российского импорта и чуть менее 5% экспорта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Менеджмент качества

Технический аудит в системе менеджмента
Палкин С.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годМеждународные стандарты ИСО серии 9000 особое значение придают аудиту как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества. Аудиты являются важнейшей частью деятельности по оценке соответствия при сертификации, аттестации, регистрации, оценке производственных и технологических систем, а также инспекционном контроле. Учитывая, что в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» термин аудит подразумевает деятельность по проверкам (ревизиям) финансово-хозяйственной деятельности организаций, для уточнения на практике зачастую применяются понятия технический, экологический, энергетический, социальный аудит, а также другие названия видов деятельности, где аудит используется как метод менеджмента. По сути, все эти названия имеют общее содержание и конечный результат, вытекающие из обобщенного определения термина аудит и отражают лишь определенную специфику по отношению к объекту аудита. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Подвижной состав

Приемка тормозов грузового и рефрижераторного вагонов
Глушко М.И.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годПри плановых ремонтах вагонов элементы тормозного оборудования поступают на контрольный пункт для ремонта и последующих испытаний. Отремонтированные приборы устанавливают на вагон, затем происходят испытания и приемка тормозного оборудования вагона в целом. Технические требования на ремонт тормозных приборов в соответствии с ремонтной и технологической документацией, а также порядок испытания и приемки тормозного оборудования на вагонах устанавливаются Инструкцией по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-ЦЛ-945, а управление тормозами, а также техническое обслуживание тормозного оборудования - Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Однако современные требования, предъявляемые к тормозной технике, обуславливают необходимость пересмотра этих инструкций. Направлением научно обоснованного подхода являются результаты одной из технологических операций для новой редакции инструкций - испытание и приемка тормоза пассажирского вагона. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новый технологический процесс производства пружин тележек грузовых вагонов
Федин В.М., Борц А.И.

При выборе методов упрочнения деталей в современных условиях все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения и экологии, что требует применения экономно легированных сталей и ограничения использования минерального масла в качестве закалочной среды. По мнению авторов статьи, перспективным является создание и использование новых технологий упрочнения, основанных на методе объемно-поверхностной закалки с применением в качестве закалочной среды быстродвижущегося потока воды, разработанном под руководством профессора К.З. Шепеляковского. Сущность метода заключается в согласовании прокаливаемости выбираемых сталей с размерами поперечного сечения упрочняемой детали. К особенностям и преимуществам метода следует отнести применение сталей пониженной и регламентированной прокаливаемости, использование в качестве закалочной среды быстродвижущейся воды, экономное расходование электроэнергии, экологическая чистота процесса термообработки при обеспечении в упрочняемой детали оптимального градиента свойств по сечению. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Инфраструктура

«ЭРА» открывает новые горизонты
Архангальский С.В., Михалкин И.К., Симаков О.Б.

Разработка и внедрение автоматизированной системы комплексного анализа состояния инфраструктуры и планирования ремонтов на основе мониторинга инфраструктуры с использованием автоматизированных средств диагностики является давно назревшей технической задачей, решение которой непосредственно направлено на повышение безопасности движения поездов, наращивание объемов перевозок и минимизацию издержек на содержание инфраструктуры. Такая система может базироваться только на комплексе объективных данных диагностики, характеризующих как одномоментное, текущее состояние инфраструктуры, так и его изменение во времени. Это позволит увидеть реальную жизнь железной дороги в целом, как сложного инженерно-технического сооружения, и принять взвешенные решения по оптимизации ее содержания. Задача получения единовременно максимально полного набора данных диагностики успешно решается только автоматизированными диагностическими комплексами контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры. Именно такой диагностический комплекс разработан в г. Самаре коллективом НПЦ ИНФОТРАНС под руководством С.В. Архангельского. Напомним, что поручение о создании многофункционального автоматизированного комплекса, включающего самые последние достижения в диагностике, было дано президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным в декабре 2006 г. при посещении Куйбышевской железной дороги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Транспортная логистика

Формирование логистической технологии «сухой порт»
Бутько Т.В., Ломотько Д.В., Панкратов В.И.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годОбъединение типа «сухой порт» представляет собой разновидность регионально-распределительного центра, который целесообразно создавать вблизи больших городов при доставке многономенклатурной продукции с использованием логистических технологий. Образование таких структур позволяет минимизировать или даже исключить строительство складов и терминалов у производителей продукции и доставлять грузопотоки в виде повагонных или контейнерных отправок. Таким образом, объединения типа «сухой порт» должны стать элементами единой логистической системы железных дорог общего и необщего пользования. Целесообразность создания такого объединения и привлекательность его для клиентов обусловлены возможностью ускорения доставки грузов до места назначения, сокращением времени накопления и сохранности транспортной партии груза, а также уменьшением эксплуатационных и капитальных расходов на содержание складов и терминалов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Экономика

Проблемы и перспективы развития внешнеторговых контейнерных перевозок
Шатилов С.В.

Активное развитие международной торговли, наблюдавшееся в последние годы, дало импульс активизации развития российского рынка транспортных услуг и особенно контейнерных перевозок. Только в 2006 г. оборот контейнерного рынка вырос с 1,92 до 2,4 млн. ДФЭ, т.е. на 24,9%. С учетом объемов перевозок во внутреннем железнодорожном и международном сообщении он увеличился на 45,86% и составил 3,88 млн. ДФЭ. В2007 г. контейнерооборот по всем видам транспорта вырос более чем на 19%. По оценке агентства InfraNews, общий объем рынка контейнерных перевозок в 2007 г. достиг 5,27 млн. ДФЭ. Такие показатели были достигнуты в основном за счет увеличения контейнерного транзита из других стран и роста объемов перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. Так, российскими железными дорогами в 2007 г. было перевезено 2,048 млн. ДФЭ. Морским путем через российские контейнерные терминалы было доставлено 3,072 млн. ДФЭ. При этом около 65% этого объема перевозок пришлось на порты Северо-Запада. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Модель финансирования инновационного предпринимательства
Латушко Н.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годЭффективность работы железнодорожного транспорта во многом определяется его способностью адаптироваться к меняющимся условиям конкурентной борьбы, возможностями вести активную инновационную деятельность. Поднять на новый уровень качество транспортных услуг, информационных технологий, снизить совокупные транспортные издержки и повысить конкурентоспособность национальной транспортной системы в условиях рыночной экономики позволит только инновационная деятельность. Финансирование проектов, включенных в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., предполагается как из средств федерального бюджета, так и внебюджетных источников. Развитию малого предпринимательства на транспорте может способствовать привлечение одного из наиболее перспективных источников финансирования - венчурного (рискового) капитала. В этой связи развитие и поддержка инновационного предпринимательства с использованием фонда рискового капитала заслуживает особого внимания. Связь нововведений на транспорте с предпринимательской деятельностью - это один из путей внебюджетного финансирования инновационных проектов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Развитие систем управления событиями в цепях поставок
Некрасов А.Г., Некрасова М.А.

Вне оптимизированных цепях поставок, в которых предприятия рассматриваются как изолированные элементы, самостоятельно планирующие свои потребности и закупки, возникают существенные отклонения и колебания во всей цепи поставок. Локальная оптимизация, несогласованность действий участников цепи поставок (ЦП) и недостаточный информационный обмен приводят к Bullwhip-эффекту, характеризующему ситуацию, при которой небольшие изменения спроса конечного потребителя или последнего звена ЦП приводят к значительным отклонениям в планах других участников (субподрядчиков, поставщиков и т.д.). Bullwhip-эффект вызывает увеличение амплитуды колебаний спроса по мере продвижения информации по цепи поставок. При его возникновении нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в цепи поставок, вызывающее тем самым риск невыполнения заказа клиента. Основными причинами Bullwhip-эффекта являются ошибки в прогнозировании спроса, создание предприятиями дополнительных страховых запасов и произвольное увеличение размеров партий поставок, колебания цен, запаздывание в получении необходимой информации о потребностях, отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

На книжную полку

Оперативное управление перевозочным процессом в новой книге
Сотников Е.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годДля хозяйства перевозок железнодорожного транспорта инновационный путь развития означает, в частности, применение новых технологий, позволяющих существенно повысить эффективность оперативного управления. Этому вопросу посвящена книга доктора технических наук А.С. Гершвальда и кандидата технических наук С.А. Филипченко «Системы оперативного управления грузовыми перевозками на железнодорожном транспорте» (Труды ВНИИАС. Выпуск 8. Москва, 2008. 328 с. Рецензент: доктор технических наук, профессор А.П. Батурин). В книге помещено 79 рисунков и 90 таблиц. Авторы предлагают модель оперативного управления, в которой на верхних уровнях информационной системы железнодорожного транспорта (ИСЖТ) формируются внутрисменные задания на отправление поездов и информация о выделяемых ресурсах. При этом перед станционными системами ставится цель выполнения этих заданий с наименьшими отклонениями по времени отправления, а также по количеству в составах поездов груженых вагонов с заданными номенклатурами грузов и порожних вагонов заданных типов. Подробнее…
 

Из истории железных дорог

Выдающийся электрификатор железных дорог.
К 100-летию со дня рождения С.М.Сердинова
Шилкин П.М.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Михайловича Сердинова, бывшего начальника Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС, всю свою трудовую жизнь посвятившего электрификации железнодорожного транспорта. Еще на заре электрификации железных дорог, находясь у самых ее истоков, С.М. Сердинов принимал непосредственное участие в технико-экономическом обосновании и подготовке первых проектов электрифицируемых участков, в разработке образцов электроподвижного состава и оборудования для устройств электроснабжения и в дальнейшем в вводе в действие первых электрифицированных участков и их последующей эксплуатации. Его деятельность отличали широкая инженерная эрудиция и стремление к новому, принципиальность и высокая требовательность к себе и подчиненным, большая оперативность в решении вопросов, беззаветная любовь к избранному делу. Он бывал подчас жестким и неуступчивым, но никогда не кривил душой и не заискивал, оставался всегда преданным интересам родного железнодорожного транспорта. В то же время был добрым и внимательным к своим коллегам по общему делу, прислушивался к их мнению, доводам и предложениям, делая правильные выводы. Всегда вершил дела смело, уверенно, был первым в любом начинании. Подробнее…
 

За рубежом

Электровозный парк Китая
Лувишис А.Л.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 годКитай - мощная железнодорожная держава, отметившая в 2008 г. 50-летний юбилей своего электровозного парка. В 1985 г. в составе локомотивного парка Китая было 7674 паровоза, 3511 тепловозов и 587 электровозов. С переходом от паровозной к тепловозной и электрической тяге железные дороги Китая отстали от передовых стран на 40-50 лет. За 20 лет планового интенсивного развития Китай ликвидировал это отставание. Уже в 2005 г. в составе локомотивного парка Китая было более 13 000 тепловозов, 5175 электровозов и 82 паровоза. Таким образом, за 20 лет количество электровозов увеличилось почти в 9 раз, тепловозов - более чем в 3 раза, а паровозы практически выведены из эксплуатации. Электровозы серий Shaoshan. На основе электровоза Н60 с помощью СССР в КНР в 1958 г. был спроектирован первый китайский магистральный шестиосный электровоз 6Y1 с игнитронным выпрямителем. Всего было построено семь таких электровозов. Эти электровозы и 25 французских электровозов Альстом, получивших обозначение 6Y2, составили первый электровозный парк Китая. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2009 год
На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за март 2009 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования