«Железнодорожный транспорт»
№ 6 2009 год

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 год

В Сочи прошел IV Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520»

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

В правлении ОАО «РЖД»
Итоги выполнения в 2008 г. Коллективного договора ОАО «РЖД»

маркированный список Доклад вице-президента ОАО «РЖД» О.Ю.Атькова
стр. 2
маркированный список Доклад председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифорова
стр. 5

Коротко о важном
стр. 9

Пассажирский комплекс

маркированный список Верховых Г.В.
Началось пассажирское лето
стр. 10
маркированный список Никитин О.А.
От Дирекции к пассажирской компании
стр. 15

В научно-техническом совете
ОАО «РЖД» Повышение эффективности контейнерных перевозок

маркированный список Лапидус Б.М.
Инновационный продукт «Транссиб за 7 суток» – прорывное решение реализации транзитного потенциала России
стр. 20
маркированный список Гапанёнок В.И.
Организационно-технологические мероприятия, направленные на развитие железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
стр. 27
маркированный список Пехтерев Ф.С.
О прогнозируемых объемах контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали и задачах по развитию железнодорожной инфраструктуры для их обеспечения до 2015г.
стр. 32
маркированный список Гапанович В.А.
Задача комплексного характера
стр. 36
маркированный список Баскаков П.В.
Возможности роста эффективности железнодорожных контейнерных перевозок на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
стр. 41
маркированный список Заиченко М.М.
На основе партнерства, развития инфраструктуры и внедрения новых технологий
стр. 45
маркированный список Старостенко В.И.
Подготовка Московского железнодорожного узла к росту объемов контейнерных перевозок
стр. 49

Пульс сети
стр. 51

Совещания, конференции, выставки

маркированный список Транспортная инфраструктура – перспективный сегмент инвестиционного рынка
стр.52
маркированный список Ученые отраслевых вузов – транспорту
Петербургский государственный университет путей сообщения
стр. 56

Подвижной состав

маркированный список Ефимов В.П., Пранов А.А.,
Баранов А.Н., Белоусов К.А.

Тележка для грузовых вагонов нового поколения с повышенными осевыми нагрузками
стр.58
маркированный список Лозбинев В.П., Козлова О.Н.
Оптимизация конструкции вагонов
стр. 62
маркированный список Воробьев А.А.,
Кушнер В.С.,
Крутько А.А.

Обточка колес повышенной твердости
стр. 64

Ресурсосбережение

маркированный список Горюшинский В.С.,
Губарев М.П.

Оптимизация затрат при экипировке пассажирских поездов
стр.66

На книжную полку

маркированный список Новые издания Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте
стр.67

Из истории железных дорог

маркированный список Касаткин Г.С.
Становление электрической тяги
стр. 68

За рубежом

маркированный список Лувишис А.Л.
Тепловозный парк Китая
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78


На 1 стр. обложки: контейнерный поезд на Транссибирской магистрали. Фото В.И.Сычева

В правлении ОАО «РЖД»

Итоги выполнения в 2008 г. Коллективного договора ОАО «РЖД»

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 годНа совместном заседании Правления ОАО «РЖД » с единым представительным органом первичных профсоюзных организаций Роспрофжела были подведены итоги выполнения в 2008 г. Коллективного договора ОАО «РЖД », на основе которого выстраивались взаимоотношения между компанией, работниками и профсоюзными организациями в течение прошедшего года. Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант основных докладов, прозвучавших на этом заседании. Вся подборка...
 


Доклад вице-президента ОАО «РЖД» О.Ю. Атькова

В марте 2008 г. ОАО «Российские железные дороги» присоединилось к Социальной хартии российского бизнеса, основанной на принципах Глобального договора ООН. В компании принят и действует Кодекс корпоративной социальной ответственности, ежегодно выпускаются корпоративные социальные отчеты. Между Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта и Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей 19 марта 2008 г. было подписано Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, что позволило более эффективно оказывать социальную защиту работникам дочерних обществ ОАО «РЖД», образующихся в ходе реформирования отрасли. Подробнее …
 


Доклад председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифорова

Завершение 2008 г. с хорошими результатами позволило ОАО «РЖД» выполнить все пункты Коллективного договора практически в полном объеме. В условиях реформирования произошло важное событие – в 2008 г., впервые после создания ОАО «РЖД», Роспрофжелом и Объединением работодателей железнодорожного транспорта было подписано Отраслевое соглашение, определяющее минимальный уровень социальных гарантий всем железнодорожникам. Его действие продлено на 2009–2010 гг. с небольшими корректировками в лучшую сторону. Подробнее …
 

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 год
Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за май 2009 года. Подробнее…
 

Пассажирский комплекс

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 годТрадиционно в начале лета журнал публикует материалы, посвященные организации летних массовых пассажирских перевозок. В этом году пассажирский комплекс переживает нелегкие времена. Экономический кризис серьезно повлиял на подвижность населения. В первые месяцы года сократились объемы пассажирских перевозок как в дальнем, так и в пригородном сообщениях по сравнению с предшествующим годом. Тем не менее нет сомнений в том, что летом поток пассажиров возрастет. Поэтому компания, как всегда, загодя готовилась к пассажирскому лету. Отремонтирован подвижной состав. Летним графиком движения, введенным в действие с 31 мая, предусмотрены дополнительные поезда на наиболее популярных маршрутах, увеличена составность поездов, организованы новые беспересадочные маршруты, прогнозируется снижение пассажиропотока и в летние месяцы, расширены возможности приобретения билетов, в том числе через Интернет. Чтобы сделать отдых более доступным для людей и привлечь пассажиров на железную дорогу, в этом году компания приняла решение о беспрецедентном снижении тарифов на летние пассажирские перевозки – в зависимости от условий поездки пассажиры имеют возможность сэкономить в общей сложности до 40% стоимости билета. Публикуемые статьи начальника Департамента пассажирских сообщений Г.В. Верховых и и.о. генерального директора Федеральной пассажирской дирекции О.А. Никитина свидетельствуют: железнодорожники ОАО «РЖД» к пассажирскому лету готовы и сделают все необходимое, чтобы достойно справиться с любым объемом перевозок. Полностью подборка статей доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Началось пассажирское лето
Верховых Г.В.

В последнее время, как известно, наблюдается тенденция снижения пассажиропотока, которая сохранится и в летний период текущего года. Для того чтобы минимизировать сокращение объемов пассажирских перевозок и привлечь пассажиров на железнодорожный транспорт, при подготовке летних перевозок основной упор сделан на повышении качества обслуживания на вокзалах и в поездах. Основными направлениями подготовки к летним пассажирским перевозкам стали оптимизация нового графика движения пассажирских поездов, совершенствование технологических процессов продажи проездных документов, подготовка подвижного состава, персонала и пассажирских обустройств. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


От Дирекции к пассажирской компании
Никитин О.А.

Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) была создана в структуре ОАО «РЖД» 1 июля 2006 г. В процессе реформирования пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в декабре 2009 г. ФПД преобразуется в национального пассажирского перевозчика в сегменте дальнего следования – пассажирскую компанию. Для выполнения возлагаемых на нее государственных задач за создаваемой пассажирской компанией сохраняется до 90% объемов перевозок (вагонами СВ, купейными и плацкартными). Это позволит обеспечивать бесперебойное транспортное обслуживание всех групп населения при одновременном повышении производительности и коммерческой эффективности перевозок этого вида. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

В научно-техническом совете ОАО «РЖД»

Повышение эффективности контейнерных перевозок

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 годДостижение мирового уровня качества контейнерных перевозок – приоритетное направление Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации. В условиях финансового кризиса задача повышения эффективности контейнерных перевозок приобретает особую актуальность. Ее решение позволит выйти на новые рынки, привлечь дополнительные объемы перевозок. В настоящее время созданы технический и технологический заделы для совершенствования железнодорожных контейнерных перевозок, ускоренно внедряется технология следующих по жесткому графику контейнерных блок-поездов, разработан инновационный транспортный продукт «Транссиб
за 7 суток». Тем не менее многие вопросы еще остаются открытыми. О проблемах и перспективах контейнерных перевозок шла речь на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД», которое состоялось в Москве 29 апреля 2009 г. Предлагаем вниманию читателей подборку по этой важной теме, подготовленную на основе выступлений, прозвучавших на заседании Научно-технического совета. Полностью подборка статей доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инновационный продукт «Транссиб за 7 суток» – прорывное решение реализации транзитного потенциала России
Лапидус Б.М.

Стратегия развития ОАО «Российские железные дороги» в качестве важнейших целей определяет повышение эффективности перевозок и их конкурентоспособности на мировом транспортном рынке. Сегодня, в период резкого снижения объемов перевозок в традиционных для железнодорожного транспорта сегментах рынка, важно сформировать условия, определяющие перспективу увеличения контейнерных, и в первую очередь транзитных, перевозок. Это позволит ОАО «РЖД» выйти на новые рынки, привлечь дополнительные объемы перевозок и создать условия для стабильного роста доходов. Иначе сохраняются высокие риски остаться в стороне от международных транзитных грузопотоков, поскольку на морском транспорте и в нынешних условиях уделяется максимальное внимание снижению себестоимости перевозок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Организационно-технологические мероприятия, направленные на развитие железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали
Гапанёнок В.И.

Развитие контейнерных перевозок является одной из приоритетных задач. В 2008 г. в целом по сети железных дорог было перевезено почти 2,5 млн. крупнотоннажных контейнеров в условном исчислении, что на 16% выше уровня 2007 г. При этом транзит составил почти 155 тыс. ДФЭ, или 6% от общего объема контейнерных перевозок. Однако в I квартале 2009 г. ситуация изменилась. По сети железных дорог было перевезено всего лишь 502 тыс. контейнеров, что ниже соответствующего периода 2008 г. на 24%. Одной из причин снижения объемов контейнерных перевозок является разница между тарифами на морские и железнодорожные перевозки. В условиях кризиса морские перевозчики снизили ставки фрахта судов. Поэтому для привлечения дополнительных объемов перевозок необходимо разработать конкурентоспособные ставки тарифа на железнодорожные перевозки контейнеров и создавать новые условия транспортировки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


О прогнозируемых объемах контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали и задачах по развитию железнодорожной инфраструктуры для их обеспечения до 2015 г.
Пехтерев Ф.С.

Масштабное использование российских транспортных коммуникаций для освоения экспортно-импортных и привлечения транзитных перевозок контейнерных грузов – одна из важнейших составляющих повышения эффективности функционирования транспортной системы страны. В условиях экономического кризиса и ужесточения конкуренции главным приоритетом для железнодорожного бизнеса становится поиск и создание нестандартных решений и инструментов, которые позволят существенно повысить его конкурентоспособность и на этой основе обеспечить успех на рынке грузовых перевозок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Задача комплексного характера
Гапанович В.А.

Одним из важнейших направлений развития бизнеса холдинга «РЖД» является увеличение объемов транзитных контейнерных перевозок между странами Дальнего Востока и европейскими государствами через территорию Российской Федерации. Эта задача имеет комплексный характер и должна решаться как крупный логистический проект по организации доставки контейнеров в пределах транспортного коридора «Восток–Запад». Несомненно, важнейший показатель качества таких перевозок – это маршрутная скорость доставки груза. При этом маршрутную скорость следует учитывать не только в процессе перемещения контейнеров водным или наземным путем, но и определять по времени их доставки от «двери до двери» с учетом всех технологических операций, выполняемых в пути следования. Таким образом, речь идет о создании стабильной логистической цепочки, в которой наряду с перемещением в пространстве учитывались бы операции перегрузки контейнеров с морского на железнодорожный транспорт и обратно, с широкой на узкую колею и наоборот, а также выполнение с контейнерами пограничных и таможенных операций. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Возможности роста эффективности железнодорожных контейнерных перевозок на примере ОАО «ТрансКонтейнер»
Баскаков П.В.

ОАО «ТрансКонтейнер» на сегодняшний день обладает сетью из более чем 130 центров продаж в России, имеет семь представительств и 12 агентств за рубежом, два совместных предприятия с крупнейшими железнодорожными операторами Европы. На рис. 1 флажками отмечены места иностранного присутствия компании. Они расположены в основных местах зарождения и погашения грузопотоков, проходящих через территорию России. Такая сеть продаж позволяет формировать логистическую услугу любой конфигурации и оперативно ее реализовывать. В ближайшие планы ОАО «ТрансКонтейнер» входит дальнейшая экспансия на зарубежные рынки и создание агентских совместных предприятий с железнодорожными контейнерными операторами Китая, Казахстана, учреждение дочерних компаний в Словакии, Австрии, Турции. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На основе партнерства, развития инфраструктуры и внедрения новых технологий
Заиченко М.М.

Перспективы развития российского рынка контейнерных перевозок в 2009–2010 гг. будут в значительной степени определяться воздействием мирового финансового кризиса. В сегодняшних непростых экономических условиях задача эффективного использования транзитного потенциала российских железных дорог сохраняет свой стратегический приоритет. Немалая роль в ее решении отводится Дальневосточной дороге. В структуре товарной продукции, отправляемой из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через крупные незамерзающие морские порты Тихоокеанского побережья, а также сухопутные пограничные переходы с Китаем и Кореей, доля транзитных грузов в чистом виде невелика – менее 17%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Подготовка Московского железнодорожного узла к росту объемов контейнерных перевозок
Старостенко В.И.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 годНеобходимость максимального использования Транссибирской магистрали для транзитных контейнерных перевозок назрела давно. Для вывода Транссибирского маршрута доставки контейнеров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой на конкурентоспособный уровень необходимо создание мощной и надежной транспортной системы. В то же время, несмотря на высокую техническую оснащенность железнодорожных участков Московской магистрали, некоторые из них сегодня имеют недостаточную пропускную способность и серьезные ограничения скорости движения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за май 2009 года. Подробнее...
 

Совещания, конференции, выставки

В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне в Москве прошла 14-я Международная выставка по грузоперевозкам, транспорту и логистике «ТрансРоссия-2009».

В ее рамках состоялась одноименная конференция. Выставка проходила под патронатом Министерства транспорта Российской Федерации. Официальную поддержку мероприятию оказали также Комитет по транспорту Государственной думы Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги», Российский союз промышленников и предпринимателей, ряд других организаций и ассоциаций. Организатором мероприятия, как всегда, стала компания ITE.
Транспортная инфраструктура – перспективный сегмент инвестиционного рынка
Выступивший на открытии выставки министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин отметил, что за годы своей работы выставка «ТрансРоссия» заняла прочную позицию крупнейшего транспортного форума, основной целью которого является представление современных технологий грузоперевозок, демонстрация возможностей привлечения транзитных грузов, содействие реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры страны с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций. Впервые «ТрансРоссия» проходила в условиях мирового экономического кризиса. Известно, что в такие периоды организации в первую очередь сокращают рекламные бюджеты, отказываются от участия в разного рода представительских мероприятиях. «ТрансРоссия» собрала полные залы участников в престижном месте на очень недешевых площадях. Почему же? Ответ дал старший вице-президент ОАО «РЖД» Б.М. Лапидус. На открытии выставки он сказал: «Выставка – это явление, предназначенное для обмена идеями, инициативами и опытом, установления деловых контактов. Именно это нужно в кризис для того, чтобы обеспечить эффективный рост экономики и скорее покинуть этот пласт истории». Подробнее…
 


Ученые отраслевых вузов – транспорту
Петербургский государственный университет путей сообщения

В Научно-внедренческом и экспертном центре (заведующий центром – В.И. Горбатенко) реализуется ряд совместных разработок ПГУПСа и ПКБ ЦЛ, в частности изготавливаются защитно-регулирующие комплекты ЗРК и стабилизаторы напряжения сети освещения СНСО-01. Данное оборудование может использоваться практически во всех пассажирских вагонах дальнего следования, вагонах-ресторанах немецкого производства, оборудованных системами кондиционирования воздуха. ЗРК и СНСО-01 устанавливают в системы электроснабжения пассажирских вагонов при замене изношенного электрооборудования, изготовленного в Германии, а также на вновь строящихся вагонах-ресторанах и межобластных вагонах. Основным достоинством ЗРК является компактность – общий занимаемый объем в пульте управления вагоном примерно в 3 раза меньше объема отдельных замещаемых импортных узлов и аппаратов. Стоимость одного комплекта ЗРК в несколько раз меньше импортных аналогов. Благодаря диагностике имеется возможность быстрой, в течение 10–15 минут, оценки текущего состояния ЗРК и исправности присоединительных цепей. В блоке ЗРК заложена имитация режимов вращающегося генератора и подключения-отключения нагрузок. Подробнее…
 

Подвижной состав

Тележка для грузовых вагонов нового поколения с повышенными осевыми нагрузками
Ефимов В.П., Пранов А.А., Баранов А.Н., Белоусов К.А.

Создание перспективных грузовых тележек с повышенной осевой нагрузкой является наиболее актуальной и наукоемкой задачей в комплексе работ по разработке вагонов нового поколения. Повышение осевых нагрузок и скоростей движения грузовых вагонов для решения важнейшей проблемы – повышения провозной и пропускной способности железных дорог будет экономически эффективным только при условии, что новые грузовые тележки будут оказывать «щадящее» воздействие на путь. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» разработало и запустило в серийное производство грузовую тележку 18-194-1 с осевой нагрузкой 25 тс. Основными системными принципами, заложенными при создании тележки, были повышение безопасности движения, обеспечение высокого качества и низкой стоимости жизненного цикла за счет увеличения межремонтных пробегов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Оптимизация конструкции вагонов
Лозбинев В.П., Козлова О.Н.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 6 2009 годХарактерными видами неисправностей кузовов грузовых вагонов являются коррозионные повреждения, износ, появление в эксплуатации трещин длиной 10–15 мм. Раньше других появляются трещины в заделках шкворневых стоек. Они возникают в месте соединения полки профиля стойки с горизонтальной полкой нижней обвязки и развиваются от края полки к середине профиля стойки. Кроме того, трещины могут развиваться вдоль вертикального сварного шва приварки стойки к нижней обвязке, что приводит к потере связи стойки с нижней обвязкой. К коррозионным повреждениям относятся равномерный коррозионный износ, уменьшающий толщину обшивки и профилей несущих элементов, язвенная коррозия с образованием сквозных повреждений тонкой обшивки, а также околошовная коррозия. Коррозия приводит к увеличению напряжений и способствует появлению и развитию трещин. При проектировании разработчики учитывают отмеченные факторы, снижающие надежность вагонов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Обточка колес повышенной твердости
Воробьев А.А., Кушнер В.С., Крутько А.А.

После получения сертификата соответствия на цельнокатаные колеса повышенного качества и твердости для подвижного состава Выксунским металлургическим заводом отгружено потребителям более 1,4 млн. таких колес. ОАО «РЖД» – основной заказчик «твердых» колес – планирует до 2010 г. полностью оснастить ими парк грузовых вагонов (сейчас ими оснащено менее 30% вагонов). По поступающим с сети данным об обточках колес повышенного качества и твердости, их основными причинами являются выщербины (примерно 50% всех обточек), тонкий гребень (20–25%), ползуны и остроконечный накат (15–20%), прочие дефекты (5–15%). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Ресурсосбережение

Оптимизация затрат при экипировке пассажирских поездов
Горюшинский В.С., Губарев М.П.

Для экипировки составов топливом, бельем, продуктами питания, транспортирования твердых бытовых отходов, шлака, выполнения ряда других технологических операций в пассажирском комплексе широко используется автотранспорт. Между тем многочисленные исследования показывают, что автотранспортная система предприятия расходует значительное количество ресурсов, в некоторых случаях в 2–3 раза превышающее необходимый технологический минимум. Повысить эффективность использования автотранспорта можно посредством совершенствования парка транспортных средств. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

На книжную полку

В Учебно-методическом центре по образованию на железнодорожном транспорте (УМЦ ЖДТ) выпущены новые издания. Подробнее...
 

Из истории железных дорог

Становление электрической тяги
Касаткин Г.С.

130 лет назад 31 мая 1879 г. на промышленной выставке в Берлине начала перевозить пассажиров первая в мире электрическая железнодорожная линия длиной 300 м. Построили ее специалисты фирмы «Сименс» под руководством основателя и директора Вернера Сименса. Эту дату и принято считать днем рождения электрической тяги. Для дороги был создан электрический локомотив – электровоз, на котором установили двигатель постоянного тока мощностью 9,6 кВт. Питание осуществлялось от третьего (контактного) рельса при напряжении 160 В (такой способ токосъема сохранился до наших дней и используется в современных метрополитенах). Электровоз, на котором восседал машинист, вез три вагончика с 18 пассажирами. Дорога пользовалась огромным успехом у посетителей, и за время работы выставки по ней перевезли 86 тыс. пассажиров. Впоследствии дорога демонстрировалась в других странах, была показана и в России на промышленных выставках в Москве и Нижнем Новгороде. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

За рубежом

Тепловозный парк Китая
Лувишис А.Л.

На железных дорогах Китая первые тепловозы DF, так же как и первые изготовленные в Китае электровозы, появились в 1958 г. Прототипом DF был тепловоз ТЭ3 железных дорог СССР. Название серии DF соответствует первым буквам словосочетания dong feng – «восточный ветер». Абсолютное большинство локомотивов Китая за исключением тепловозов с гидравлической передачей – шестиосные. Магистральные тепловозы строятся с кузовами вагонного типа, маневровые – капотного. Тепловозы DF изготавливались с 1964 по 1974 г. Всего было изготовлено 706 таких локомотивов, из них 587 были построены в Дальяне, 94 – в Квишуане, 24 – в Ченгду и один в Датонге. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за май 2009 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования