«Железнодорожный транспорт»
7 2009 год

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 год

Встреча руководителей ОАО «РЖД» с представителями трудовых коллективов Прибытие 500-го контейнерного состава из Чехии для завода «Фольксваген Груп Рус»

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

На магистралях содружества

маркированный список 50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 2

Коротко о важном
стр. 8

Круглая дата

маркированный список Старостенко В.И.
С именем столицы. К 50-летию Московской железной дороги
стр. 10

Эксплуатационная работа

маркированный список Лемешко В.Г.
График движения и план формирования поездов 2009/2010 года: основные характеристики и показатели
стр. 20
маркированный список Миронов А.Ю.
О создании Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
стр. 24
маркированный список Югрина О.П.
Техническое нормирование и организация вагонопотоков: поиск соответствия
стр. 30
маркированный список Крохин Л.С.,
Д. Джигджидняма

Оперативное управление международным транспортным коридором
стр. 34

Пульс сети
стр. 37

Высокоскоростные магистрали

маркированный список Архангельский Е.В.
Станционные и межпоездные интервалы скоростного и высокоскоростного движения
стр. 38

Подвижной состав

маркированный список Бочкарёв Н.А.
Оптимизация расходов при ремонте вагонов
стр. 45
маркированный список Котуранов В.Н., Козлов М.П.
Алгоритм расчетных оценок технических характеристик грузовых вагонов
стр. 48
маркированный список Маслов И.Г.
О новой методике определения напряженно-дефомированного состояния котла цистерны
стр. 51
маркированный список Остапенко О.И.
Смотр-конкурс молодежных научно-технических проектов
стр. 52
маркированный список Тэй Аунг
Рессорное подвешивание тележек с рычажными буксами
стр. 54
маркированный список Минько Р.Н.
Управление качеством отремонтированных узлов
стр. 55

Безопасность движения

маркированный список Левченко А.С.,
Фокеев А.Б.

Инженерам путей сообщения - новый уровень знаний по безопасности движения
стр. 56

Экономика

маркированный список Чуприкова З.В.
Новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности»: изменения и тенденции
стр. 59
маркированный список Ракова А.М.
Подход к оценке экономии электроэнергии на тягу поездов
стр. 64

Из истории железных дорог

маркированный список Толстов Ю.Г.
Вокзал у Бережковской набережной
стр. 68

За рубежом

маркированный список Лувишис А.Л.
Тепловозный парк США
стр. 72

На железных дорогах мира
стр. 78

На магистралях содружества

50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

В столице Республики Беларусь г. Минске 21-22 мая 2009 г. прошло 50-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. На нем были подведены итоги эксплуатационной работы сети в 2008 г. и I квартале 2009 г., утвержден график движения поездов в международном сообщении на 2009/2010 год, рассмотрено состояние взаиморасчетов между железнодорожными администрациями, обсужден и утвержден ряд важных документов, направленных на дальнейшее совершенствование международных железнодорожных сообщений и обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях структурных преобразований и мирового финансового кризиса. В работе Совета принял участие заместитель премьер-министра Республики Беларусь В.П. Буря и министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь В.Г. Сосновский. В адрес участников юбилейного 50-го заседания поступили многочисленные приветствия, в которых дана позитивная оценка семнадцатилетней деятельности Совета, его роли в сохранении и развитии единого технологического пространства в системе железных дорог, в создании нормативной базы, обеспечении надежных транспортных связей государств - участников Содружества. Подробнее…
 


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2009 года. Подробнее…
 

Круглая дата

С именем столицы. К 50-летию Московской железной дороги
Старостенко В.И.

В 2009 г. исполняется 50 лет со дня образования Московской железной дороги. Для столичной магистрали это был период крупнейших преобразований, технического перевооружения, освоения новой техники, внедрения современных технологий. Создание дороги дало возможность сконцентрировать в одном месте руководство эксплуатационной работой, значительно поднять эффективность железнодорожного транспорта Центрального региона страны, что благоприятно сказалось на деятельности всей отрасли. Активное строительство основных линий Московской дороги началось в конце 60-х – начале 70-х годов ХIХ века. Практически одновременно велось строительство Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Курской, Московско-Ярославской, Рязанско-Козловской, Орловско-Витебской, Курско-Киевской, Московско-Смоленской и других железных дорог. Новые железнодорожные линии тяготели к своему историческому центру – Москве. Тесные экономические связи со многими регионами страны, а также выгодное географическое положение Москвы во многом определили пересечение в ней главнейших железнодорожных линий. Подробнее…
 

Эксплуатационная работа

График движения и план формирования поездов 2009/2010 года: основные характеристики и показатели
Лемешко В.Г.

С 31 мая текущего года на железных дорогах России действуют новые график движения и план формирования поездов. В предлагаемой вниманию читателей статье вице-президент ОАО «РЖД» В.Г. Лемешко рассказывает об особенностях разработки, основных характеристиках и показателях этих основополагающих документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса на железных дорогах. В условиях экономического кризиса при разработке графика движения и плана формирования поездов на 2009/2010 год была продолжена практика приведения графика в соответствие реальным потребностям в перевозках пассажиров и грузов. Так, общие размеры движения пассажирских поездов составляют 824 пары поездов в 611 различных сообщениях. Для обеспечения перевозок предусмотрено использование 1342 составов. Кроме того, в обращении находится 765 прицепных вагонов в 265 сообщениях и 539 беспересадочных вагонов, которые дополнительно обеспечат 296 сообщений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


О создании Дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
Миронов А.Ю.

В ходе реализации задач третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в организации производственной деятельности ОАО «РЖД» происходят глубокие качественные изменения. Последовательно проводится курс на оптимизацию эксплуатационной работы на основе экономических методов, адекватных меняющейся рыночной конъюнктуре и позволяющих планировать и контролировать удельные затраты на перевозку. На железнодорожном транспорте внедряются новый подвижной состав и современные технические средства, что создает предпосылки для последовательного расширения полигонов управления локомотивами и движением поездов. Растущее за счет владельцев и операторов подвижного состава число участников транспортного рынка обусловливает необходимость создания новых инструментов регулирования использования пропускных и провозных способностей инфраструктуры общего пользования на взаимно приемлемых экономических условиях. Все это настоятельно требует разработки и применения новых эффективных способов управления перевозочным процессом, концентрации и централизации управления перевозками на основе формирования единой вертикали, обеспечивающей экстерриториальность и единоначалие в управлении во всех функциональных областях – от планирования, нормирования, управления и мониторинга и до анализа выполненной работы. При этом консолидация деятельности по управлению движением должна сопровождаться четким распределением ответственности и снятием с создаваемой вертикали несвойственных управлению движением функций. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Техническое нормирование и организация вагонопотоков: поиск соответствия
Югрина О.П.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годВертикаль Дирекции управления движением создается в ОАО «РЖД» в условиях, когда коренным образом изменились принципы эксплуатации грузового вагонного парка. В связи с тем что понятие «работа» трактуется теперь как перемещение груженых и порожних вагонов, возрастает значение технологического срока доставки вагонов. В отличие от нормативного срока доставки, устанавливаемого в соответствии с Правилами перевозок грузов, технологический срок определяется в соответствии с планом формирования и графиком движения поездов, а также технологическими процессами работы станций. Это позволяет более точно определить время прибытия порожнего и груженого вагонов на станцию погрузки или выгрузки и рационально использовать имеющуюся инфраструктуру. Внедрению современных принципов управления на базе технологического срока доставки на сети железных дорог мешает сложившаяся система нормирования и оценки ряда показателей эксплуатационной работы. В условиях плановой социалистической экономики на железнодорожном транспорте существовала четкая модель управления перевозочным процессом. Путем технического нормирования эксплуатационной работы железных дорог достигалось наиболее рациональное распределение перевозочных средств транспорта для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках. Базой служил государственный план перевозок грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Оперативное управление международным транспортным коридором
Крохин Л.С., Д. Джигджидняма

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годМеждународные транспортные коридоры формируются в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Оптимизация взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов и различных видов транспорта, участвующих в перевозках грузов, требует четкого согласования целей и задач управления с экономическими интересами стран – участниц перевозочного процесса. К управлению работой в транспортном коридоре необходимо подходить как к единой системе организации транзитных перевозок через территорию государства, базирующейся на принципах логистики. Формирование ее предусматривает организацию информации о текущем состоянии и наличии вагонов, контейнеров и грузов на пограничных и технических станциях, составление планов работы грузовых пунктов с учетом обеспечения рациональной последовательности выполнения технологических грузовых и маневровых операций. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июнь 2009 года. Подробнее...
 

Высокоскоростные магистрали

Станционные и межпоездные интервалы скоростного и высокоскоростного движения
Архангельский Е.В.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годСтратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия-2030) предусмотрено развитие скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог скоростным является движение пассажирских поездов в диапазоне от 141 до 200 км/ч. Обращение пассажирских поездов со скоростями от 201 до 350 км/ч и более можно считать высокоскоростным. Стратегия-2030 предусматривает организацию обращения высокоскоростных пассажирских поездов на линиях Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Бусловская, Москва – Смоленск – Красное, Москва – Нижний Новгород. Скоростные пассажирские поезда будут на линиях Москва – Ростов – Адлер, Москва – Саратов – Волгоград, Екатеринбург – Челябинск, Омск – Новосибирск – Барнаул, Хабаровск – Уссурийск и ряде других. В конце 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась презентация высокоскоростного поезда «Сапсан» фирмы «Сименс», который будет развивать скорость до 300 км/ч и в настоящее время проходит всесторонние испытания. К концу 2009 г. этот поезд должен быть введен в эксплуатацию на линии Москва – Санк-Петербург и преодолевать путь между обеими столицами за 3 ч 45 мин. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Подвижной состав

Оптимизация расходов при ремонте вагонов
Бочкарёв Н.А.

В 2008 г. работа вагонного хозяйства ОАО «РЖД» проходила в непростых условиях. Тем не менее, вагоноремонтный комплекс обеспечил в целом устойчивое проведение плановых ремонтов грузовых вагонов как компании, так и собственников. Сегодня Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ) работает на основе типового договора на плановые виды ремонта грузовых вагонов, предусматривающего единые для всех собственников условия размещения заказов на вагоноремонтных предприятиях Дирекции, а также систему оплаты по фактически выполненной работе согласно единому прейскуранту цен. Главная цель внедрения типового договора на плановый ремонт для собственников подвижного состава – упорядочение процесса ремонта на согласованных с собственниками единых условиях и правовой основе. Создание единых условий работы, а также единой ценовой политики на услуги по ремонту грузовых вагонов на предприятиях ЦДРВ предписывается и Федеральной антимонопольной службой. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Алгоритм расчетных оценок технических характеристик грузовых вагонов
Котуранов В.Н., Козлов М.П.

Роль универсальных грузовых вагонов в работе железных дорог исключительно велика. Безопасность и эффективность перевозок такими вагонами во многом определяется их техническими характеристиками, которые формируются или оцениваются при выборе и экспертном анализе тех или иных проектных решений. В современных условиях, когда производство вагонов организуется на предприятиях, не имеющих большого опыта их создания, системная расчетная экспертиза приобретает особую актуальность. Издавна основными исходными параметрами для проектирования грузового вагона считаются его грузоподъемность и число осей. Они устанавливаются техническим заданием на проектирование. С нашей точки зрения, необходим более обстоятельный подход к вопросу о том, что принимать в качестве исходных данных для проектирования, что относится к обязательным и желательным ограничениям, накладываемым на конструкцию вагона, какие показатели наиболее полно характеризуют безопасность его функционирования и какой показатель дает интегральную оценку объекта проектирования. При таком подходе выясняется, что грузоподъемность и даже число осей – производные величины, отражающие взаимное влияние и исходных данных, и ограничений, и показателей функционирования, и итогового интегрального показателя вагона. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


О новой методике определения напряженно-дефомированного состояния котла цистерны
Маслов И.Г.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годВажное значение при перевозке по железным дорогам нефтепродуктов, относящихся по классификации ООН к опасным грузам, имеет предупреждение аварийных ситуаций с цистернами, способных нанести ущерб окружающей среде и жизни людей. Особенно опасны пожары, при которых цистерна подвергается серьезным температурным воздействиям, приводящим к выпучиванию оболочки котла, последующему ее разрушению и, как следствие, к проливу и возможному масштабному воспламенению нефтепродуктов с тяжелыми последствиями. Поэтому важно знать прочностные характеристики оболочки котла при пожаре, предельные температуры и время, при которых она начинает разрушаться. Сделать это позволяет разработанная в МИИТе методика определения напряженно-деформированного состояния (НДС) котла цистерны, находящегося в очаге пламени. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Смотр-конкурс молодежных научно-технических проектов
Остапенко О.И.

В июне 2009 г. в Центре научно-технической информации ОАО «РЖД» впервые состоялся смотр-конкурс лучших научно-технических проектов «бизнес-инкубатора» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), на котором свои разработки представили студенты и аспиранты вуза. На смотре-конкурсе присутствовали руководители и специалисты ОАО «РЖД», ученые и преподаватели МИИТа. Смотр-конкурс проходил по трем номинациям – локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство и хозяйство коммерческой и грузовой работы. Причем во всех разработках наряду с аспирантами и студентами профильных кафедр участвовали студенты специальности «Управление инновациями». В номинации «Локомотивное хозяйство» был представлен поршень для модернизации существующих и новых двигателей внутреннего сгорания. В предложенной аспирантом кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» А.С. Беляевым и студентом пятого курса Н.Ю. Ивановым конструкции предусмотрено регулирование нажатия керамических колец продольным плунжером, перемещающимся в поршне. Все кольца, кроме первого (огневого), секционные, каждое состоит не более чем из девяти секций, уложенных попарно с разведенными замками. Кольца могут поставляться как запчасти. Они полностью взаимозаменяемы с уже существующими. Подробнее…
 


Рессорное подвешивание тележек с рычажными буксами
Тэй Аунг

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годПри конструировании тележек для рельсового подвижного состава, в частности вагонов метрополитена, для снижения воздействия на верхнее строение пути необходимо уменьшать неподрессоренную массу тележек. Одним из наиболее эффективных способов снижения динамических воздействий на тоннель и окружающую среду, особенно для линий мелкого заложения, является применение колесных пар с колесами малого диаметра – до 700 мм. Уменьшению воздействия на путь от колебаний кузова способствует увеличение статического прогиба во вторичном (кузовном) и первичном (буксовом) рессорном подвешивании, что требует применения пружин с малой жесткостью и большими габаритами. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Управление качеством отремонтированных узлов
Минько Р.Н.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годСуществующая технология учета исправности узлов и деталей на производстве не позволяет объективно оценивать количество, качество и сроки ремонтных работ. Из-за этого завышаются трудовые и, как следствие, финансовые затраты, поскольку объем работ рассчитывается исходя из усредненных норм, а не из реального числа деталей, требующих ремонта. В связи с отсутствием базы данных исправных (отремонтированных) узлов для получения необходимой информации требуется обработать большое количество бумаг, затратив много времени. Для устранения указанных недостатков в Самарском государственном университете путей сообщения разработаны электронные формы (база данных на основе программы Microsoft Access), которые должны ежедневно заполняться мастерами. Данные будут поступать руководящему составу (главному инженеру, заместителю начальника депо и др.), который на их основании сможет оперативно принимать управленческие решения, например, корректировать число рабочих, вносить изменения в технологический процесс ремонта. Внедрение такой технологии учета позволит также повысить качество работ, поскольку по базе данных легко проверить, кто выполнял те или иные операции. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Безопасность движения

Инженерам путей сообщения - новый уровень знаний по безопасности движения
Левченко А.С., Фокеев А.Б.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годБезопасность перевозочного процесса на железных дорогах страны остается одной из важнейших проблем. Само понятие «безопасность движения» включает в себя как сохранение жизни и здоровья людей, так и надежную и своевременную доставку грузов и пассажиров. За время своего существования ОАО «РЖД» вложило в реализацию Программы повышения безопасности движения десятки миллиардов рублей. Однако несмотря на серьезное внимание и значительные средства, вложенные в решение этой проблемы, она остается достаточно острой.Все многообразие причин нарушений безопасности движения поездов можно объединить в две основные группы: отказ (неисправность) технических средств и нарушение исполнителями установленной технологической дисциплины. Около 60% случаев брака в работе вызвано отказом (неисправностью) технических средств, что в значительной степени обусловлено высокой степенью износа основных фондов железнодорожного транспорта. Высокая доля брака в работе (40%) связана с человеческим фактором. Это свидетельствует о проблемах в подготовке кадров. Уровень их знаний необходимо постоянно повышать и учитывать индивидуальную пригодность человека для выполнения определенной работы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Экономика

Новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности»: изменения и тенденции
Чуприкова З.В.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годС 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008, предусматривающий переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее действующей, установленной Федеральным законом от 07.08.2001 «Об аудиторской деятельности», а также изменяющий ряд норм, определяющих правовые основы аудиторской деятельности в РФ. Принятый закон разделяет и расширяет понятия аудита и аудиторской деятельности. Так, если ранее аудиторская деятельность и аудит были определены как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, то с 1 января 2009 г. в соответствии с ч. 2 ст. 1 нового Федерального закона под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, проводимая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для выражения мнения о достоверности такой отчетности. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Подход к оценке экономии электроэнергии на тягу поездов
Ракова А.М.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 7 2009 годОдним из основных направлений сокращения расходов ОАО «РЖД» является ресурсосбережение, и в частности минимизация потребления энергетических ресурсов. Постоянный рост тарифов на электроэнергию и значительное увеличение удельного ее расхода на тягу поездов определяют актуальность задачи энергосбережения. Потребление электроэнергии железными дорогами России ежегодно увеличивается на 3–4%. В структуре расхода электроэнергии доля энергозатрат на тягу составляет примерно 85%. Эксплуатационные расходы на оплату электроэнергии для тяги поездов только в 2007 г. выросли на 18–19% за счет увеличения собственно энергопотребления на 5–6% и роста тарифа на электроэнергию на 13–14%, а в 2008 г. наблюдался рост по всем показателям еще на 1–2%. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Из истории железных дорог

Вокзал у Бережковской набережной
Толстов Ю.Г.

В этом году отметит 110-летие Киевский вокзал Москвы. За это время он сменил имя, стал больше, удобнее, изменилась и похорошела площадь перед ним. Именно ему по праву принадлежит слава одного из красивейших железнодорожных вокзалов столицы. Появление в Москве железнодорожного вокзала в Дорогомилове было тесно связано с интенсивно развивавшейся Киево-Воронежской дорогой и настойчивым ходатайством Калужской губернии. Первоначальное обращение в 1892 г. о строительстве этой дороги российским правительством было отклонено. Но возросшая необходимость связи центра страны с ее юго-западными областями потребовала повторного рассмотрения этого вопроса. В результате в 1895 г. Обществу Киево-Воронежской железной дороги было предоставлено право построить рельсовую колею от станции Брянск-Льговский на Сухиничи, захватив позднее Калугу, через Малоярославец, торговое село «Нары-Фоминския» (ныне ст. Нара) и до Москвы. Не откладывая дело в долгий ящик, правление дороги уже в ноябре 1895 г. стало вести активные переговоры с Московской городской думой о выделении участка земли в Дорогомилове для устройства пассажирской товарной станции новой магистрали. Дорога всячески торопила решение этого вопроса, планируя открыть движение по Московско-Брянской железной дороге в июле 1899 г. Подробнее…
 

За рубежом

Тепловозный парк США
Лувишис А.Л.

Важным событием, определившим пути развития тепловозного парка СШA в последние 10 лет, стала разработка Агентством по охране окружающей среды США стандарта ЕРА, ограничивающего выделения вредных веществ магистральными и маневровыми тепловозами. Стандарт был подписан в августе 1998 г., вступил в действие в 2002 г. В него включены требования как к тепловозам постройки 1972–1999 гг., так и к новым локомотивам, изготовленным в 2000–2008 гг. Другими не менее важными событиями, определяющими развитие тепловозного парка, стали разработка силовых транзисторов, соответствующих требованиям применения в силовых преобразователях, и создание в 2001 г. прототипа гибридного маневрового тепловоза Railpower (Канада). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июнь 2009 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования