«Железнодорожный транспорт»
№ 8 2009 год

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 год

Демонстрационная поездка высокоскоростного поезда «Сапсан» Научно-практическая конференция «Управление интеллектуальной собственностью как основа инновационного процесса»

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список Встречая День железнодорожника
стр. 2
маркированный список Шулешкина Н.С.
Пресс-конференция в ЦК профсоюза
стр. 5

Коротко о важном
стр. 6

Специальный проект

маркированный список Целько А.В.
Надежно обеспечивать экономические связи
стр. 8
маркированный список Пименов И.Я.
Новые технологии ведения путевого хозяйства в действии
стр. 18
маркированный список Гирич А.Н.
Структурные преобразования в локомотивном хозяйстве
стр. 22
маркированный список Регер А.А.
Слагаемые эффективной работы
стр. 26
маркированный список Удоденко С.В.
Перевозки каменного угля тяжеловесными маршрутами
стр. 31
маркированный список Гармонов А.А.
Факторы обеспечения высокого качества ремонта локомотивов
стр. 34
маркированный список Маточкин Ю.И.
В творческом поиске
стр. 36
маркированный список Кистаев А.А.
Грузовым поездам - гарантию безопасного следования
стр. 39

Эксплуатационная работа

маркированный список Феоктистов Л.В.
Особенности движения поездов по временно однопутному перегону в период производства ремонтных работ
стр. 40

Ученые отраслевых вузов - транспорту

маркированный список Шантаренко С.Г.
Омский государственный университет путей сообщения
стр. 44

На магистралях Содружества

маркированный список Красковский А.Е.,
Шматченко В.В.,
Плеханов П.А.

 

Формирование системы обеспечения безопасности движения в межгосударственном сообщении
стр.46

Пульс Сети
стр. 51

Менеджмент качества

маркированный список Лёвин С.А., Сидорова Н.Н.,
Лукашов Ю.Е.

Основные направления совершенствования метрологической деятельности в ОАО «РЖД»
стр.52

Подвижной состав

маркированный список Виноградов Ю.Н., Рыков Р.В.
Повышение работоспособности роликовых подшипников тяговых двигателей
стр. 56

Информатизация и связь

маркированный список Ададуров А.С.
Совершенствование механизмов защиты информации в системах технологической радиосвязи
стр. 59

Экономика

маркированный список Романов А.Ю., Жаков А.В.,
Чуприкова З.В.

Оптимизация финансового управления в ОАО «РЖД» в условиях кризиса
стр. 63
маркированный список Клименко Э.Ю.,
Неизвестный С.И.

Проект и портфель проектов: принципиальные отличия управления
стр. 67

Пассажирский комплекс

маркированный список Галенко В.Т.
Системы многоязычной коммуникации на РЖД
стр. 72

Кадры

маркированный список Верескун В.Д.,
Постников П.М., Мишин Ю.Д.

Инновационная экономика и профессиональная ответственность специалиста
стр. 74

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото А.В.Гоголева
 

В правлении ОАО «РЖД»

Встречая День железнодорожника

В последний день июля президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин провел традиционное сетевое селекторное совещание и торжественную встречу с передовиками производства, посвященные Дню железнодорожника. Открывая совещание, глава компании огласил приветствия работникам и ветеранам железнодорожного транспорта Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина, в которых отмечено, что стабильная работа железнодорожного транспорта, совершенствование его инфраструктуры по праву считаются одним из ключевых условий эффективного развития российской экономики, во многом определяют уровень безопасности и обороноспособности страны, имеют важное социальное значение.
В этом году, отметил в начале своего выступления на селекторе В.И. Якунин, железнодорожники, несмотря на непростые, кризисные условия, сумели добиться многих положительных результатов. Самое главное - удалось обеспечить устойчивую работу компании, социальную стабильность, сохранить кадровый и технический потенциал. При ограниченных финансовых ресурсах реализуются приоритетные инвестиционные проекты, активно внедряются инновации. Благодаря последовательной реализации мер по оптимизации издержек компания в июле обеспечила рентабельную работу. В июне-июле, несмотря на спад перевозок, достигнут рост производительности труда. Подробнее…
 


Пресс-конференция в ЦК профсоюза
Шулешкина Н.С.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годВ преддверии Дня железнодорожника председатель РОСПРОФЖЕЛ Н.А. Никифоров провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги работы профсоюза за первое полугодие 2009 г. Отметив, что железнодорожный транспорт, как и вся промышленность, переживает сейчас нелегкие времена, он подчеркнул, что, несмотря на снижение инвестиционных и социальных программ, все пункты Коллективного договора выполняются в полном объеме, в чем есть немалая заслуга профсоюза.
Заметную роль сыграл РОСПРОФЖЕЛ при определении антикризисных мер, прежде всего, в деле сохранения персонала и рабочих мест. Подробнее…
 


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июль 2009 года. Подробнее…
 

Специальный проект

Одна из ведущих на сети железных дорог России по объему работы и техническому оснащению - Западно-Сибирская магистраль - обслуживает крупные промышленные предприятия Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Томска, угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Омский нефтеперерабатывающий и Алтайский коксохимический заводы, Томский нефтехимический комбинат, мощные тепловые электростанции региона и предприятия других отраслей промышленности.
Это определяет напряженный ритм работы Западно-Сибирской железной дороги - неоднократного победителя в отраслевом соревновании. Предлагаем вниманию читателей тематическую подборку статей, знакомящую с результатами работы коллектива дороги и ее основных подразделений в нынешних непростых экономических условиях, накопленным опытом структурных преобразований, плодотворного сотрудничества с местными органами власти в деле улучшения транспортного обслуживания экономики и населения Западной Сибири и Кузбасса, с современными технологиями грузовых и пассажирских перевозок, внедряемыми на магистрали, развитием железнодорожной инфраструктуры в регионе. Вся подборка...
 


Надежно обеспечивать экономические связи
А.В. Целько

По итогам работы за прошлый год Западно-Сибирская железная дорога вышла на первое место в отраслевом соревновании, отгрузив 259,6 млн. т, что соответствует уровню 2007 г. Свои коррективы в планы дороги в IV квартале внес экономический кризис, затронувший в первую очередь предприятия черной металлургии и угольной отрасли, что не могло не сказаться на объемах перевозок. Тем не менее по некоторым номенклатурам удалось достичь прироста погрузки по отношению к уровню прошлого года. Это нефтегрузы - 112,6% (+1,5 млн. т), уголь - 100,6% (+1 млн. т), цветные металлы - 109,4% (+17,6 тыс. т), продукты перемола - 107,4% (+103,7 тыс. т). Установленное на 2009 г. для Западно-Сибирской дороги задание по объемам погрузки составляет 88,2% к уровню прошлого года. Сегодня перед коллективом дороги поставлена задача удержать в 2009 г. снижение погрузки на уровне не более 11,8%, что значительно меньше ожидаемого в целом по сети. Пассажирооборот в сравнении с прошлым годом вырос на 1,3% - со станций Западно-Сибирской дороги в 2008 г. было отправлено около 85,5 млн. пассажиров. Подробнее…
 


Новые технологии ведения путевого хозяйства в действии
И.Я. Пименов

В настоящее время средняя грузонапряженность на Западно-Сибирской дороге составляет 57,4, среднесетевая - 33,4, максимальная (участок Обь -
Чулымская) - 160,8 млн. т•км брутто на километр в год. Внедрение в последние годы более совершенных конструкций пути, применение высокоэффективных выправочных машин, выполнение капитального ремонта пути в объеме свыше 600 км, оздоровление балластной призмы средним ремонтом в объеме свыше 300 км, выполнение планово-предупредительной выправки (ППВ) в объеме до 2000 км ежегодно позволили дороге значительно улучшить основные эксплуатационные показатели. Для организации движения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов, развития в перспективе скоростного и высокоскоростного сообщений дорога планомерно наращивает протяженность полигона бесстыкового пути. На сегодняшний день в целом по дороге доля бесстыкового пути составляет 59%, при этом на Транссибирском направлении - 90%, на Среднесибирском - 62%. При реализации инвестиционной программы по реконструкции верхнего строения пути к 2010 г. Транссибирское направление Западно-Сибирской железной дороги будет полностью переведено на бесстыковой путь. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Структурные преобразования в локомотивном хозяйстве
А.Н. Гирич

Многотысячный коллектив Западно-Сибирской дороги традиционно является пионером в освоении новых технологий, внедрении передовых форм и методов работы. Именно здесь первыми на сети приступили к реформированию локомотивного хозяйства, в процессе которого предприятия разделили на эксплуатационные и ремонтные.
Реорганизацию локомотивного хозяйства, в первую очередь системы ремонта подвижного состава, дорога начала в 1997 г. В соответствии с разработанной на дороге концепцией развития локомотивного хозяйства была произведена передислокация локомотивного парка, ликвидированы три локомотивных депо, проведена четкая специализация депо по сериям подвижного состава и крупным видам ремонта. Это создало условия для более полного и эффективного использования возможностей по ремонту тягового подвижного состава за счет развития ремонтной базы, внедрения современных высокоэффективных технологий, широкого применения средств диагностики. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Слагаемые эффективной работы
А.А. Регер

На Омском отделении дороги разветвленная сеть Транссиба сходится и расходится в одной точке. В Омском узле происходит слияние Главного и Среднесибирского ходов и образуются направления на Южно-Уральскую и Свердловскую железные дороги. В связи с этим организация пропуска вагонопотока требует постоянного повышения качества перевозочного процесса, наращивания пропускных и перерабатывающих мощностей за счет развития инфраструктуры, обновления основных средств, внедрения передовых и инновационных технологий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Перевозки каменного угля тяжеловесными маршрутами
С.В. Удоденко

На Западно-Сибирской железной дороге в месте пересечения Среднесибирской магистрали (участок Камень-на-Оби - Среднесибирская - Артышта II) с меридиональным железнодорожным ходом Черепаново - Среднесибирская - Бийск/Локоть расположен Алтайский железнодорожный узел. Его основу составляет внеклассная сортировочная станция Алтайская, входящая в число важнейших сетевых фабрик маршрутов. Роль Алтайского железнодорожного узла заключается в пропуске маршрутов с углем, а также переработке немаршрутизированного поездопотока, поступающего из Кузбасса. Кроме того, с Алтайского узла начинается полигон обращения тяжеловесных поездов весом 7-9 тыс. т. Формирование и вождение тяжеловесных грузовых поездов позволяет снизить потребность в использовании локомотивов и увеличить пропускную способность дорог. Это важнейший ресурс по сокращению эксплуатационных расходов ОАО «РЖД». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Факторы обеспечения высокого качества ремонта локомотивов
А.А. Гармонов

Локомотивное ремонтное депо Барабинск выполняет техническое обслуживание ТО-2, все виды текущего ремонта и средний ремонт электровозов ЧС2 (рис. 1) приписки локомотивного эксплуатационного депо Барабинск, текущий ремонт ТР-3 и средний ремонт электровозов ЧС2 приписки локомотивного депо Свердловск-Пассажирский, а также текущий ремонт и техническое обслуживание новых пассажирских электровозов ЭП2К. В 2009 г. снижено по сравнению с 2008 г. число браков, а также число отказов оборудования электровозов, выполняются нормы простоя электровозов на всех видах ремонта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


В творческом поиске
Ю.И. Маточкин

В 1896 г. строительство второй очереди Сибирской железной дороги от станции Обь в восточном направлении, так называемой Средне-Сибирской железной дороги, вызвало к жизни станцию Тайга и поселок при ней. Два телеграфных аппарата Морзе, работавших в западном и восточном направлениях, служили для организации движения поездов. Такими же телеграфными аппаратами были оснащены все линейные станции Средне-Сибирской железной дороги. В 1923 г. на станции Тайга был образован участок связи, который в 1927 г. реорганизовали в дистанцию сигнализации и связи. В 2006 г. после выделения в отдельную структуру подразделений связи предприятие стало называться Тайгинской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Грузовым поездам - гарантию безопасного следования
А.А. Кистаев

Эксплуатационное вагонное депо Новокузнецк-Северный включает в себя 15 пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО), четыре пункта контрольно-технического осмотра (ПКТО) и пять пунктов текущего отцепочного ремонта (ПТОР). Депо выполняет 56,4% работ Кузбасского отделения по подготовке вагонов под погрузку. Плановое задание текущего отцепочного ремонта составляет 50 вагонов в сутки. В их числе вагоны собственности промышленных предприятий, на ремонт которых заключены договоры со службой вагонного хозяйства. Депо аккредитовано на право организации и проведения калибровочных работ в системе калибровки средств измерений в ОАО «РЖД» по геометрическим средствам измерения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Эксплуатационная работа

Особенности движения поездов по временно однопутному перегону в период производства ремонтных работ
Феоктистов Л.В.

Для уменьшения помех движению поездов в период производства ремонтных работ (далее - в «окно») на двухпутных линиях по свободному пути организуется двустороннее движение по правилам однопутного перегона. В таких условиях потребность в пропуске грузовых поездов, как правило, значительно превосходит возможности однопутного перегона, на котором необходимо реализовать максимальные размеры грузового движения. Это снижает устойчивость движения поездов. Чтобы определить, насколько размеры движения грузовых поездов зависят от неизбежных в реальных условиях эксплуатации колебаний того или иного параметра движения, были выполнены соответствующие расчеты. Они проводились с использованием специально разработанной для этого модели, которая позволяет строить для перегона максимальный однопутный график движения грузовых поездов при заданных расписаниях пассажирских поездов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ученые отраслевых вузов - транспорту. Омский государственный университет путей сообщения
Шантаренко С.Г.

В научно-исследовательской лаборатории «Энергосбережение и электромагнитная совместимость» под руководством доктора технических наук, профессора, члена Центральной комиссии ОАО «РЖД» по ресурсосбережению В.Т. Черемисина ведутся исследования, направленные на снижение расходов ОАО «РЖД» на оплату электроэнергии. Учеными разработан ряд руководящих инструктивно-методических материалов, в том числе стандарт ОАО «РЖД» «Политика управления топливно-энергетическими ресурсами», методика анализа и планирования расхода электрической энергии на нетяговые нужды в ОАО «РЖД», методика определения экономической эффективности создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии розничных рынков электрической энергии (АСКУЭ РРЭ) ОАО «РЖД», методика по расчету технологических составляющих эффективности внедрения автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, обусловленных спецификой железнодорожной энергетики, методические рекомендации по обоснованию внедрения сальдированного учета электроэнергии на тяговых подстанциях. Подробнее…
 

На магистралях содружества

Формирование системы обеспечения безопасности движения в межгосударственном сообщении
Красковский А.Е., Шматченко В.В., Плеханов П.А.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годРазделение некогда единой железнодорожной сети между независимыми государствами привело к созданию национальных систем управления безопасностью движения, каждая из которых обладает собственными организационной структурой и нормативной базой. Это порождает серьезные риски в обеспечении безопасности движения в межгосударственном сообщении. Поэтому при организации межгосударственных перевозок одной из наиболее актуальных проблем является гарантированное обеспечение приемлемого уровня риска единой перевозочной услуги, создаваемой юридически независимыми участниками. Усилить взаимодействие и сотрудничество в области движения поездов - одна из основных задач Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества и его исполнительного органа - Дирекции Совета. Именно Дирекция обеспечивает реализацию решений Совета, в том числе в области безопасного функционирования железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении. Совместно с железнодорожными администрациями она участвует в подготовке и разработке нормативных документов в области модернизации, ремонта, создания и технического обслуживания подвижного состава, эксплуатируемого на железных дорогах СНГ, подготовке предложений по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 год
Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июль 2009 года. Подробнее...
 

Менеджмент качества

Основные направления совершенствования метрологической деятельности в ОАО «РЖД»
Лёвин С.А., Сидорова Н.Н., Лукашов Ю.Е.

Метрологическое обеспечение в холдинге ОАО «РЖД» представляет собой систему организационных, правовых, методических, технических мер, направленную на обеспечение лиц, принимающих решения на всех уровнях управления, объективной, своевременной и достоверной информацией, полученной на основании результатов измерений, испытаний, контроля, проводимых в ОАО «РЖД», его филиалах и дочерних предприятиях. Значение метрологического обеспечения существенно возрастает в связи с реализуемыми в компании программами оптимизации бизнес-процессов, совершенствования структуры и принципов управления, укрепления корпоративной культуры, так как только данные измерений, испытаний и контроля обеспечивают компетентную основу для принятия технических и, в некоторой степени, организационных решений. Задачи метрологического обеспечения в той или иной степени решаются на всех уровнях управления и во всех подразделениях холдинга, однако большая их часть возлагается на специализированные метрологические службы. Подробнее…
 

Подвижной состав

Повышение работоспособности роликовых подшипников тяговых двигателей
Виноградов Ю.Н., Рыков Р.В.

Согласно Правилам ремонта тяговых электрических машин роликовые подшипники на тяговых двигателях постоянного и переменного тока должны заменяться при капитальном ремонте через 1400 тыс. км. Однако из-за многочисленных дефектов их приходится менять раньше.В последнее десятилетие получила развитие система вибродиагностирования подшипников при текущих ремонтах электровозов ТР-1 и ТР-2. Хотя на диагностирование электровоза уходит примерно 10 ч, это позволяет существенно уменьшить разрушения роликовых подшипников на линии. Для выявления основных дефектов роликовых подшипников тяговых двигателей авторы проанализировали журнал всех осматриваемых и ремонтируемых подшипников (новых, бывших в употреблении, не имеющих повреждений, поврежденных, в том числе и полностью разрушенных), сохраняя при этом названия дефектов согласно Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения № ЦТ/330 1995г. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Информатизация и связь

Совершенствование механизмов защиты информации в системах технологической радиосвязи
Ададуров А.С.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годНа европейских железных дорогах используется цифровая технологическая радиосвязь, действующая на основе международного стандарта сотовой радиосвязи GSM в едином в европейском масштабе диапазоне частот. Учитывая специфику железных дорог, стандарт общего пользования GSM несколько модифицирован и получил название GSM-R (Railway - железнодорожный). При этом система радиосвязи по стандарту GSM-R реализует все функции общедоступных сетей радиосвязи и, кроме того, обладает рядом дополнительных свойств. Внедрение цифровой технологической радиосвязи на основе стандарта GSM-R началось и на российских железных дорогах. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Экономика

Оптимизация финансового управления в ОАО «РЖД» в условиях кризиса
Романов А.Ю., Жаков А.В., Чуприкова З.В.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годТекущие показатели развития рынков и состояние различных секторов экономики свидетельствуют о тенденциях падения спроса и существенного снижения загрузки производственных мощностей. Финансовый кризис резко сократил возможности для инвестиций в новые месторождения и вынуждает нефтяные компании сокращать инвестпрограммы, а следовательно, снижаются темпы развития. Тенденция сокращения производства негативно сказывается на развитии экономики. Процесс сокращения издержек приводит к спаду производства, сокращению ВВП, росту безработицы. Финансовый кризис перерастает в общеэкономический. Значительное падение спроса, снижение загрузки производственных мощностей и деловой активности непосредственно сказались на показателях транспортного производства. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Проект и портфель проектов: принципиальные отличия управления
Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годВ современном бизнесе на предприятиях с эффективным управлением все проекты системно сведены в портфель, при этом тактическое ведение бизнеса предприятия реализуется посредством исполнения отдельных проектов, а стратегическое - управлением всем портфелем. Институт портфелей проектов в руках руководства предприятия является одним из действенных инструментов по проведению в жизнь организационных стратегий и развитию предприятия, позволяет определять и реализовывать миссию предприятия более конкретно и системно распределять ее на разные уровни. Перевод бизнеса на проектные методы, соответствующие российским и международным стандартам, кроме увеличения производительности труда, коэффициента возврата инвестиций (Return on Investment - ROI), минимизации хаоса делопроизводства, повышает статус предприятия в целом, открывает доступ к более широкому спектру бизнеса, в том числе международного, к участию в тендерах, жестко требующих наличия сертификатов соответствия данным стандартам и сертификатов, подтверждающих профессиональный уровень людских ресурсов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Пассажирский комплекс

Системы многоязычной коммуникации на РЖД
Галенко В.Т.

Журнала «Железнодорожный транспорт» № 8 2009 годВ условиях глобализации и активного развития международных железнодорожных перевозок как никогда ранее актуальными становятся вопросы доступности различного рода надписей, в частности железнодорожных расписаний, для жителей стран с разными языковыми знаковыми системами. В статье рассматривается использование Аутентичной формы письма кириллических языков для подготовки расписаний поездов в международном сообщении российских железных дорог. С развитием межгосударственных отношений в каждом историческом периоде на новом и каждый раз все более высоком уровне формировались межкультурные связи разноязычных стран планеты. В 1979 г. в связи с присоединением Китая к многоязычному пулу латинопишущих стран ведущие латинопишущие страны и национальные секции перевода Евросоюза по рекомендации ООН добровольно отказались от устаревших национальных форм написания и перешли на использование в международной документации и в целом в информационных системах Pinyin - единой системы представления китайских имен собственных в латинице. В 2007 г. и в нашей стране было организовано изучение системы Pinyin, которая в русской прикладной и компьютерной лингвистике получила название «Многоязычная система пиньинь» - «Аутентичная форма письма китайского языка». Полностью статья доступна в полиграфической версии журнала. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Кадры

Инновационная экономика и профессиональная ответственность специалиста
Верескун В.Д., Постников П.М., Мишин Ю.Д.

Инновационная экономика должна быть продуктом инновационного склада мышления. Очевидная простота подобного рассуждения обманчива. Сложности начинаются сразу же, как только пытаешься понять, что скрывается за определением «инновационная экономика» и в каком смысле следует толковать понятие «инновационность» мышления. Почему именно сегодня вспомнили об инновационном характере экономики и всячески подчеркивают решающую роль этой ее стороны? Ответ может быть один: суть дела не в экономике как таковой, а в ее движении, точнее, в том ускорении, которое движению экономики придала научно-техническая революция второй половины прошлого столетия, предъявившая новые требования к мышлению человека. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июль 2009 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования