«Железнодорожный транспорт»
9 2009 год

 Коротко о важном


Намечены совместные проекты

В конце августа 2009 г. в ходе двухдневного визита Президента РФ Д.А. Медведева в Монголию руководители двух стран обсудили ряд совместных проектов, в том числе и в сфере железнодорожного транспорта. Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, который входил в состав российской делегации, представил на переговорах «Концепцию реализации совместного российско-монгольского проекта развития АО «Улан-Баторская железная дорога (УБЖД)» и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии». Концепция предусматривает модернизацию существующей сети Улан-Баторской дороги, модернизацию и приобретение подвижного состава, строительство новых линий к месторождениям полезных ископаемых в Южно-Гобийском регионе. В дни празднования 60-летия УБЖД был дан старт первому проекту - укладке бесстыкового пути на 108-километровом участке Мандал - Давааны. По словам главы РЖД, инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры Монголии могут составить до $6,5 млрд. Необходимым условием реализации проекта является паритетное участие в нем правительства Монголии как акционера железнодорожной компании с передачей специально созданному СП «Развитие инфраструктуры» лицензий на разработку месторождений полезных ископаемых в Монголии. ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг» и АО «УБЖД» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере оснащения парка Улан-Баторской железной дороги современным высокоэффективным подвижным составом. Президентом России подписан указ о передаче 50% акций УБЖД, находящихся в собственности Российской Федерации, в доверительное управление ОАО «РЖД» сроком на пять лет.

Реформирование локомотивного комплекса

В соответствии с решением Совета директоров ОАО «РЖД» на базе локомотивного хозяйства компании на правах филиалов создаются Дирекция тяги и Дирекция по ремонту тягового подвижного состава. Это позволит разделить сферы деятельности и перейти к трехуровневой модели управления по их видам. Дирекция тяги в составе 15 дорожных дирекций и 135 эксплуатационных локомотивных депо, в том числе пяти смешанных, будет наделена парком локомотивов, оборудованием для обучения и реабилитации локомотивных бригад, тягово-энергетическими лабораториями. Основными видами ее деятельности станут содержание локомотивов и локомотивных бригад на планируемый объем перевозок и грузов. Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, включающая в себя 15 дорожных дирекций и 110 депо с приданными ей пунктами технического обслуживания локомотивов, будет проводить их техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.

Совместное предприятие

Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание совместного предприятия ОАО «Первая грузовая компания» и Финских железных дорог. СП будет организовано в форме акционерного общества на паритетных началах: 50% акций - ОАО «ПГК» и 50% - VR Ltd. Совместное предприятие будет заниматься продажей, маркетингом, экспедированием и организацией полного комплекса услуг в сфере железнодорожных перевозок грузов между Россией и Финляндией. В будущем его деятельность может быть распространена и на другие страны ЕС.

Партнерское соглашение

ОАО «РЖД» и немецкая компания «Фоссло Фастенинг Системс» создадут совместное предприятие по выпуску нового типа рельсовых скреплений, применение которых позволит более эффективно и экономично содержать путевое хозяйство железных дорог. Производственные мощности намечено построить в России. Утверждена структура предприятия, а производство должно быть организовано в ближайшее время. Решается вопрос о кредитовании проекта. Рельсовые скрепления системы W-30, конструкция которых переработана в соответствии с техническими условиями ОАО «РЖД», предназначены для участков пути грузового и пассажирского движения, не требуют ремонта, что повышает рентабельность их эксплуатации. До конца 2010 г. для ОАО «РЖД» планируется поставить 3 млн. таких скреплений.

Сотрудничество в сфере энергоэффективности

ОАО «РЖД» и Инженерный центр ЕЭС» заключили соглашение о сотрудничестве в области повышения энергоэффективности и экологической безопасности производственных процессов компании. Подписанный сторонами документ предусматривает выполнение специалистами Инженерного центра комплекса мероприятий, направленных на повышение технико-экономической эффективности процессов снабжения и потребления железными дорогами электрической и тепловой энергии, оптимизацию управления объектами электроснабжения и разработку отраслевого стандарта на создание систем управления энергоэффективностью производственных процессов предприятий компании. Одно из ключевых направлений сотрудничества - внедрение инновационного менеджмента при развитии и эксплуатации объектов энергохозяйства ОАО «РЖД».

Закреплены социальные гарантии

ОАО «Желдорреммаш» и РОСПРОФЖЕЛ подписали соглашение, закрепляющее на уровне стандартов материнской компании социальные гарантии, компенсации и льготы, которыми это ДЗО обязуется обеспечить своих работников. Соглашение касается как корпоративного, так и индивидуального социального пакета работников и членов их семей, а также ветеранов. Это бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, медицинское и пенсионное обслуживание, компенсация санаторного лечения, приобретения бытового топлива и др. По договоренности между профсоюзом и ОАО «РЖД» уровень социальных гарантий, предоставляемых работникам, переходящим в создаваемые ДЗО, не должен снижаться. И, как подчеркнул на церемонии подписания председатель РОСПРОФЖЕЛ Н.А. Никифоров, это соглашение свидетельствует о том, что, несмотря на финансовый кризис, руководство ОАО «РЖД» выполняет свои обязательства перед работниками и профсоюзом. Соглашение станет основой для разработки коллективных договоров предприятий, вошедших в ДЗО.

В комиссии НП «ОПЖТ»

В августе 2009 г. состоялось первое заседание комиссии Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ») по совершенствованию методики ценообразования на продукцию для железных дорог. На заседании был определен персональный состав комиссии, в которую вошли представители более 40 компаний - членов Некоммерческого партнерства. Председателем комиссии избран вице-президент НП «ОПЖТ» Ю.З. Саакян. Основной задачей комиссии признана разработка стандарта ценообразования на железнодорожную технику, базой которого будет выступать стоимость жизненного цикла продукции, а не затраты на ее производство. Переход на новый принцип ценообразования отражен в Хартии о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов. При этом изменяется схема взаимодействия всех участников процесса, что повышает ответственность производителей за качество и надежность производимой продукции, а ее потребителей - за качественное и своевременное обслуживание техники в процессе эксплуатации. Такой подход актуализирует новые бизнес-процессы и способствует переходу железнодорожной отрасли на европейские стандарты деятельности.

ПГК расширяет сферу деятельности

«Первая грузовая компания» расширяет сферу своей деятельности. Недавно в структуре Иркутского филиала ПГК был создан отдел по работе с предприятиями Забайкальского края и Амурской области. Основная задача нового подразделения - повышение эффективности работы компании с грузоотправителями в этих регионах, где находится много предприятий, занимающихся добычей золота и угля, производством строительных материалов. В Амурскую область в больших объемах поставляются минеральные удобрения. По железным дорогам перевозятся транзитные грузы в страны Юго-Восточной Азии. В планах ПГК - перевозка металлолома, заключение договоров с ОАО «Сибирская угольно-энергетическая компания», ООО «Амурский уголь» и ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое подразделение», а в перспективе - активное участие в организации перевозок нефти после открытия нефтеналивного терминала на станции Сковородино. По итогам первого полугодия 2009 г. выполнение плана погрузки по Иркутскому филиалу компании превысило 100%.

Визит делегации МСЖД

В конце августа 2009 г. делегация Международного союза железных дорог побывала с рабочим визитом на станции Перово Московской железной дороги. Представители Немецких, Восточно-Японской, Корейской, Западно- и Восточно-Центральной Индийских железных дорог ознакомились на одной из крупнейших сортировочных станций столичного узла с работой автоматической системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ). Этот специализированный комплекс, созданный учеными ОАО «НИИАС», позволяет контролировать состояние вагонов и грузов в составах поездов, прибывающих на Московскую дорогу, своевременно выявлять коммерческие неисправности, обеспечивать безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов. В его состав входят датчики контроля негабаритности, тепловизоры, весомерные устройства. По результатам работы системы принимается решение об отцепке вагонов для устранения обнаруженных неисправностей, а архивные данные позволяют разрешать юридические споры. АСКО ПВ интегрирована с автоматизированной системой подготовки и оформления перевозочных документов - электронной транспортной накладной (АС ЭТРАН), в рамках которой оперативно решаются вопросы подготовки и оформления документов в системе электронного документооборота.

«Витязь» прошел сертификацию

Брянский машиностроительный завод получил от Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте сертификат соответствия на опытные образцы магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25А «Витязь». Теперь предстоит получить сертификат на установочную партию локомотивов, после чего начнется серийное производство «Витязей». В ходе испытаний 2ТЭ25А продемонстрировал возможность вождения поездов повышенной массы, значительно превосходящей возможности тепловозов парка ОАО «РЖД». По основным узлам тепловоз «Витязь» унифицирован с серийным тепловозом 2ТЭ25К «Пересвет», который БМЗ выпускает с 2007 г. На основе 2ТЭ25А предполагается создать целое семейство тепловозов, в том числе еще более мощные локомотивы типа ТЭ35 в односекционном и двухсекционном исполнении.

Отчетность по международным стандартам

ОАО «РЖД» переходит в этом году на новый режим отчетности по международным стандартам (МСФО). Начиная с 1999 г. сначала Министерство путей сообщения, а потом и ОАО «РЖД» аудировали свою международную отчетность ежегодно. Однако теперь впервые инвесторы получат подтвержденный компанией «Эрнст энд Янг» отчет компании за первую половину 2009 г. Заключение авторитетного независимого аудитора о достоверности отчетности за первое полугодие даст возможность компании привлекать финансовые ресурсы путем выпуска еврооблигаций уже в первой половине 2010 г.