«Железнодорожный транспорт»
№ 9 2009 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2009 год

Открытие на Белорусском вокзале терминала «Аэроэкспресс»

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список Итоги первого полугодия и задачи второго полугодия. Доклад первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова на заседании Правления компании 27 августа 2009 г.
стр. 2

Коротко о важном
стр. 10

Инновационные технологии

маркированный список Космос - железнодорожному транспорту
Приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова
стр. 14
маркированный список Морозов В.Н.
Перспективные направления внедрения спутниковых технологий
стр. 16
маркированный список Гапанович В.А.
Эффективное использование спутниковых технологий в комплексе антикризисных мер ОАО «РЖД»
стр. 18
маркированный список Шилов А.Е.
О государственной политике в области развития и использования системы ГЛОНАСС
стр. 22
маркированный список АдадуровС.Е., РозенбергЕ.Н.,
Розенберг И.Н.

Оптимизация управления инфраструктурой и безопасностью движения
стр. 25
маркированный список Слюняев А.Н.
Спутниковая связь для технологических процессов компании
стр. 31
маркированный список Швыдун В.В.
Комплекс средств метрологического обеспечения навигационной аппаратуры потребителей
стр. 33
маркированный список Бородин А.Ф.
Спутниковые технологии в оптимизации управления маневровой работой
стр. 35
маркированный список ЛёвинБ.А., МатвеевС.И.,
РозенбергИ.Н.,ЧирваИ.П.

Научно-образовательный центр в области геоинформатики и навигации железнодорожного транспорта
стр. 37
маркированный список ГершензонО.Н., КареловА.И.
Геопортал ОАО «РЖД» для доступа к данным космического дистанционного зондирования
стр.40
маркированный список КлепачА.П., КлепачС.А.
Проскуряков А.В.,

Железнодорожное бортовое устройство со спутниковой и инерциальной навигационными системами
стр.41
маркированный список Уманский В.И.
Мобильный измерительный комплекс для мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры
стр. 43
маркированный список Машуров С.С.,
Яшин Ю.А.,
Яшин А.Ю.,
Корсаков А.В.

Геотехническая диагностика железных дорог
стр. 45
маркированный список Гельфгат А.Г.,
Корсей С.Г.,
Суворов А.В.

Современные инновационные методы и технологии проведения инженерно-геодезических изысканий
стр. 47
маркированный список Грязнов В.Г.
Геодезические инновации для строительства и реконструкции железных дорог
стр. 50
маркированный список Альтшулер Б.Ш.,
Андросова В.А.

Технико-экономическая эффективность внедрения спутниковых технологий на примере систем лубрикации
стр. 52
маркированный список Аверков Н.К.
Использование спутниковых технологий при перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторном подвижном составе
стр. 53
маркированный список Бунин А.И.,
Бройде В.М.

Оптимизация работы путевой ремонтной техники в «окна» на основе создания единой системы мониторинга
стр. 56

Пульс сети
стр. 60

Кадры

К 200-летию транспортного образования в России

маркированный список Лёвин Б.А.
Университетский комплекс: проблемы и решения
стр. 61
маркированный список Колесников В.И.
Дорога длиной 80 лет
стр. 68
маркированный список Зикеев В.А.
Самарскому техникуму железнодорожного транспорта - 130 лет
стр. 74

За рубежом

маркированный список Хафер Г.
Транспортная политика Германии
стр. 76


На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки фото В.И.Сычева

В правлении ОАО «РЖД»

Итоги первого полугодия и задачи второго полугодия. Доклад первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова на заседании Правления компании 27 августа 2009 г.

Правление ОАО «РЖД» подвело итоги финансово-хозяйственной деятельности компании за шесть месяцев 2009 г. Достигнутые в первом полугодии результаты признаны в целом удовлетворительными. Работая в условиях значительного спада грузовых и пассажирских перевозок, ОАО «РЖД» раньше других крупных компаний разработало и реализует план антикризисных мер и экономии расходов. В частности, оптимизация расходов, по словам президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, в январе-июне составила свыше 100 млрд. руб., и эта работа будет продолжена во втором полугодии. В настоящее время прослеживается тенденция сокращения спада грузовых перевозок, и по итогам года планируется выйти на намеченный уровень снижения погрузки - 19% и, возможно, даже улучшить этот показатель. Погрузка грузов на сети ОАО «РЖД» в первом полугодии 2009 г. составила 520,9 млн. т, но снижение объемов грузовых перевозок сократилось с 33,1% в январе до 13,9% в июне. Компании, несмотря на снижение платежеспособного спроса населения, удалось в период летних перевозок привлечь дополнительный пассажиропоток благодаря ряду выгодных тарифных предложений. Выполнение инвестиционного бюджета составило 41,3% годового лимита. Правление ОАО «РЖД» определило приоритетные задачи компании на второе полугодие, в числе которых - обеспечение погрузки по итогам года не менее 1,1 млрд. т грузов, достижение положительных финансовых результатов за счет снижения производственных издержек, подготовка инфраструктуры к возрастающим перевозкам грузов и пассажиров и др. Подробнее…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2009 год
Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за август 2009 года. Подробнее…
 

Инновационные технологии

Космос - железнодорожному транспорту

В третий раз в Центре инновационных технологий ОАО «РЖД» состоялись Международная конференция «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта», организаторами которой традиционно выступили ОАО «РЖД» и ОАО «НИИАС», и приуроченная к ней выставка. Ежегодно возрастает число участников этого представительного форума. Большой интерес к нему проявляют представители Федерального космического агентства, поставщики услуг спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, производители оборудования. Это и не удивительно - Российские железные дороги за последние годы стали одним из крупнейших потребителей услуг космической связи и навигации, признанным и конкурентоспособным разработчиком систем, не уступающих лучшим мировым образцам, а зачастую превосходящих их. Подробнее…
Приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова
От имени Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов приветствуя участников Третьей Международной научно-практической конференции, посвященной вопросам использования глобальных спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, отметил, что конференция призвана способствовать обмену опытом и координации усилий транспортных, научных, коммуникационных компаний, обеспечению инновационного развития транспортного комплекса. Начало внедрения в хозяйственную деятельность информационных и управляющих систем на основе спутниковых технологий говорит о качественном прорыве в создании «интеллектуальных» объектов инфраструктуры и переходе на новый уровень безопасности движения, соответствующий мировым стандартам. Правительство Российской Федерации делает особый акцент на высокотехнологическом развитии экономики страны, и в этой связи роль спутниковых технологий будет только возрастать, а их распространению и развитию будет способствовать опыт, накапливаемый предприятиями и научным сообществом.
 


Перспективные направления внедрения спутниковых технологий
Морозов В.Н.

Анализируя достигнутые за последние три года результаты внедрения спутниковых технологий в ОАО «РЖД» и выбирая наиболее перспективные направления дальнейшего развития деятельности компании в этой сфере на ближайшую перспективу, необходимо ориентироваться на целевые положения, определенные Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (Стратегия-2030), с учетом корректив, обусловленных сложной финансово-экономической обстановкой в России и мире в целом. Ученые и специалисты железнодорожной отрасли и наши партнеры в различных отраслях науки и техники должны сосредоточиться на инновационных направлениях, имеющих прорывной характер для ОАО «РЖД» и транспортного комплекса России в целом. Критерий тут один - соотношение стоимости и эффективности. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Эффективное использование спутниковых технологий в комплексе антикризисных мер ОАО «РЖД»
Гапанович В.А.

Для обеспечения системного подхода к использованию спутниковых технологий в ОАО «РЖД» в декабре 2008 г. приняты концепция и программа внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО «РЖД» на период до 2015 г. Эти документы в значительной степени определяют стратегические направления научно-технического развития компании до 2015 г. Концепция предусматривает реализацию комплекса технических и технологических задач, позволяющего в среднесрочной перспективе привести уровень качества транспортных услуг и безопасности перевозок на железных дорогах России в соответствие с требованиями населения и экономики, а также лучшими мировыми достижениями. При этом сохраняется высокая готовность к деятельности в чрезвычайных ситуациях, обусловленная необходимостью обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


О государственной политике в области развития и использования системы ГЛОНАСС
Шилов А.Е.

Одним из направлений технологического прорыва России являются космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, системой ГЛОНАСС и развитием наземной инфраструктуры. Благодаря проведению целенаправленной государственной политики наиболее динамичное и последовательное развитие в области космических технологий в настоящее время получают технологии, связанные с использованием системы ГЛОНАСС. В декабре 1976 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развертывании единой космической навигационной системы». Первый спутник единой космической навигационной системы был запущен 12 октября 1982 г., а развертывание полной штатной орбитальной группировки системы из 24 спутников было завершено 24 декабря 1995 г. практически одновременно с американской системой GPS. Однако после этого в силу известных политических и экономических причин поддержание системы ГЛОНАСС длительное время практически не проводилось. Орбитальная группировка из-за естественного сокращения состава за счет выработавших свой ресурс космических аппаратов к 2001 г. достигла своего минимума, когда в ее составе осталось только шесть работоспособных спутников. В конце 1990-х годов под вопросом стояло само дальнейшее существование системы ГЛОНАСС. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Оптимизация управления инфраструктурой и безопасностью движения
Ададуров С.Е., Розенберг Е.Н., Розенберг И.Н.

В последние годы в ОАО «РЖД» развернулось массовое внедрение спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS в средствах управления движением и обеспечения комплексной безопасности. Практически ОАО «РЖД» - одна из немногих отраслей транспортного комплекса, реализующих программу широкого применения космических технологий в соответствии с целевыми индикаторами ФЦП «Глобальная навигационная система», причем за счет собственных ресурсов, без государственной поддержки в виде финансирования из федерального бюджета. У нас уже сейчас 12 тыс. локомотивов и различных самоходных подвижных единиц, или 36% общего количества подвижного состава, оснащено современными спутниковыми навигационными системами. В настоящее время современные спутниковые технологии в компании внедряются в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. По уровню технических решений в этом направлении российская техника не отстает от мировых аналогов. Отечественные комплексные локомотивные устройства безопасности уже умеют принимать информацию из рельсовых цепей, из радиоканала, имеют спутниковые навигационно-связные устройства, а по критерию цена/качество превосходят зарубежные аналоги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Спутниковая связь для технологических процессов компании
Слюняев А.Н.

Развитие информационных технологий, автоматизация технологических процессов ОАО «РЖД», рост потребности в контроле и управлении объектами обусловливают все возрастающее значение беспроводной связи. В общей структуре технологических сетей связи ОАО «РЖД» сегмент, который занимают средства беспроводной связи, не велик, но очень значим. С их помощью в первую очередь решаются задачи организации связи с подвижными объектами и персоналом, резервирования фиксированных сетей связи. С каждым годом расширяется область и возрастают объемы применения спутниковых систем связи. Они все шире используются в основных технологических процессах компании. Сейчас в ОАО «РЖД» действует более 600 наземных станций и абонентских (возимых и носимых) терминалов спутниковой связи с суммарной пропускной способностью около 120 Мбит/с. Спутниковые технологии служат для связи между управлениями железных дорог, грузоотправителями и центрами обслуживания, организации поездной, станционной и ремонтно-оперативной связи, в системах управления движением, мониторинга и диагностики инфраструктуры, в качестве «последних миль» в сетях передачи данных. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Комплекс средств метрологического обеспечения навигационной аппаратуры потребителей
Швыдун В.В.

Актуальность проблем, связанных с метрологическим обеспечением спутниковой навигационной аппаратуры потребителей (НАП), не вызывает сомнений. Во-первых, парк данной аппаратуры растет в геометрической прогрессии, и сегодня пользователю доступно более 100 типов НАП и функциональных дополнений глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Во-вторых, по своей технической природе данные устройства являются измерительной аппаратурой, а значит, им, как любому средству измерений, свойственны погрешности. При этом на характеристики погрешности оказывают влияние как качество проектирования и изготовления, так и условия эксплуатации, а также ее длительность. Крайне важно уже сейчас, на этапе создания комплексных информационно-управляющих систем железнодорожного транспорта, определить методы контроля точностных характеристик навигационной аппаратуры при испытаниях и в процессе эксплуатации. Деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров, регулируется Федеральными законами Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» и от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Последним предусматривается разделение всей деятельности по обеспечению единства измерений (ОЕИ) на две сферы: государственного регулирования и вне его. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Спутниковые технологии в оптимизации управления маневровой работой
Бородин А.Ф.

Рациональная организация маневровой работы - один из важнейших резервов эффективности функционирования компании. В эксплуатируемом парке локомотивов ОАО «РЖД» на маневрах постоянно занято около 25% машин. Кроме того, локомотивы, занятые в поездной (прежде всего со сборными и вывозными поездами) и хозяйственной работе, тоже выполняют на станциях различные маневровые операции. Число железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами ОАО «РЖД», в 2,3 раза больше числа железнодорожных путей необщего пользования, имеющих собственные локомотивы. На рубеже 1980-1990-х годов из системы МПС были выведены предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Однако сегодня ОАО «РЖД» участвует в создании специализированных компаний - маневровых операторов в транспортных узлах (первая такая компания - ОАО «ПУЛ-транс», взявшая на себя маневровое обслуживание терминалов морского торгового порта Усть-Луга). Около 30% локомотивного парка в России - это локомотивы промышленного железнодорожного транспорта, не входящего в структуру ОАО «РЖД». Большинство этих локомотивов тоже заняты на маневровой работе. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Научно-образовательный центр в области геоинформатики и навигации железнодорожного транспорта
Лёвин Б.А., Матвеев С.И., Розенберг И.Н., Чирва И.П.

В многочисленных определениях геоинформатики суть ее связывают с автоматизированным получением и использованием пространственно-временной информации, т.е. информации о двух формах существования материального мира. При этом в геоинформатике изучают не все пространство, а, как правило, лишь физическую оболочку Земли с присутствующими на ней объектами естественного и искусственного происхождения. Такое сужение пространства называют геопространством. В процессе его изучения собираются геоданные, позволяющие сформировать геоинформацию, т.е. первичную информацию о геопространстве, пригодную для дальнейшего изучения и моделирования. Смоделированное геопространство называют геоинформационным пространством (ГИП). Такие модели принято именовать цифровыми или координатными. Модели геопространства могут иметь аналитическую, табличную, графическую и другие формы представления. Они широко используются в автоматизированных системах инвентаризации, проектирования и управления. Поскольку автоматизированные системы ориентированы на взаимодействие человека и компьютера, основной формой представления в них является визуальная как наиболее удобная и информативная для человеческого восприятия. Эта особенность наиболее четко прослеживается в технологиях геоинформационных систем (ГИС). Справедливости ради отметим, что термин «географические системы» уже не раскрывает уникальных возможностей ГИС, способных интегрировать любые другие автоматизированные системы, в том числе системы навигации, управления и проектирования. В этом смысле они становятся не просто информационными, а информационно-управляющими. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Геопортал ОАО «РЖД» для доступа к данным космического дистанционного зондирования
Гершензон О.Н., Карелов А.И.

Объекты ОАО «РЖД», образующие сложную территориально распределенную систему, требуют проведения надежного, регулярного и всестороннего мониторинга. Данные, полученные в результате такого мониторинга, являются основой для принятия эффективных управленческих решений, в частности для обеспечения безопасности движения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, а также инвентаризации объектов недвижимости. В 2008 г. Инженерно-технологический центр «СканЭкс» (ИТЦ «СканЭкс»), предоставляющий полный комплекс услуг от приема до тематической обработки изображений Земли из космоса, совместно с Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») выполнили проект экспериментальной системы предоставления геопространственной информации, который получил название геопортал ОАО «РЖД». В качестве опытного участка был выбран участок Туапсе - Адлер Северо-Кавказской железной дороги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Железнодорожное бортовое устройство со спутниковой и инерциальной навигационными системами
Клепач А.П., Проскуряков А.В., Клепач С.А.

В перспективных системах управления подвижным составом необходимо реализовать переход от автоматизации отдельных рутинных функций к автоматизации функций интеллектуальных, таких как анализ ситуации, выбор оптимального решения, расчеты с использованием динамических моделей сложных систем. Для этих целей требуется совершенный контроль местоположения и параметров движения подвижного состава на сети железных дорог. Высокую точность определения местоположения обеспечивают спутниковые навигационные системы на основе координатно-временной информации ГЛОНАСС/GPS, в особенности при использовании дифференциальных поправок. Однако эти системы обладают существенным недостатком. Они прекращают работу при затенении мостами и тоннелями, а также допускают значительные и непредсказуемые ошибки при близости навигационного приемника к отражающим радиосигналы объектам инфраструктуры. Для устранения указанных недостатков могут применяться инерциальные датчики. Инерциальные системы не требуют взаимодействия с внешней средой и формируют непрерывный поток информации, что обеспечивает предсказуемость данных. Кроме того, инерциальные датчики позволяют эффективно и с высокой степенью точности измерять такие параметры, как угловое положение подвижного объекта, угловые скорости и линейные ускорения объекта. Минусом инерциальных систем является постоянно накапливающаяся ошибка, которая не позволяет использовать их как самостоятельные навигационные устройства. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Мобильный измерительный комплекс для мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры
Уманский В.И.

Для анализа задачи мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры введем понятие цифровой координатной модели объекта (ЦКМО), представляющей собой описание местоположения и конфигурации объекта в заданной координатной системе. Целесообразно рассматривать ЦКМО как сочетание текущей цифровой координатной модели, полученной тем или иным способом измерения на данный момент времени, и эталонной проектной координатной модели, являющейся, как правило, совокупностью проектных параметров объекта и ряда предыдущих результатов измерений объекта. Принципиальная схема мониторинга пространственно-координатного положения объектов инфраструктуры предусматривает следующие этапы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Геотехническая диагностика железных дорог
Машуров С.С., Яшин Ю.А., Яшин А.Ю., Корсаков А.В.

Надежная и безопасная эксплуатация железных дорог, расположенных на территориях с карстом и мерзлыми грунтами, со скально-обвальными и селеопасными участками и другими проявлениями опасных природных воздействий, во многом определяется своевременными и качественными управленческими решениями. В свою очередь эффективная система организации железнодорожного движения должна базироваться на точной геопространственной информации о состоянии земляного полотна, источниках их формирования и потенциально опасных участках, а также на превентивной информации об уровне опасности, позволяющей выделить соответствующие приоритеты ремонта и реконструкции объектов. Разработанная ЗАО «АМТ» технология геотехнической диагностики (ГТД) земляного полотна по материалам аэрокосмического мониторинга позволяет решать все эти задачи. Приведем несколько примеров. В 2007 и 2008 гг. на отдельных участках Горьковской железной дороги были зафиксированы три карстовых провала, а в 2005 и 2009 гг. в районе Сочи - восемь случаев вынужденного прекращения движения поездов из-за разрушения верхнего строения пути под воздействием селеобразований и оползней. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Современные инновационные методы и технологии проведения инженерно-геодезических изысканий
Гельфгат А.Г., Корсей С.Г., Суворов А.В.

В нынешних экономических условиях особенно актуально внедрение в практику передовых методов и технологий, позволяющих обеспечить инновационное развитие отрасли, оптимизировать сроки и издержки выполнения работ на всех этапах создания и последующей эксплуатации железнодорожной инфраструктуры. Недавно в ОАО «РЖД» подписано распоряжение об использовании инновационных методов инженерных изысканий в проектно-изыскательских работах по капитальному строительству, при реконструкции и ремонте, а также по мониторингу и диагностике объектов железнодорожного транспорта. При этом имеется в виду в первую очередь оптимизация финансовых затрат на выполнение инженерных изысканий и их качества, сроков выполнения, технологий и методов проведения изысканий. Сегодня проектировщики и работники, занимающиеся эксплуатацией объектов железнодорожной инфраструктуры, используют очень малый процент информации, которую дают комплексные инновационные методы изысканий. В основном это цифровые модели продольных и поперечных профилей верхнего строения пути, цифровые карты для трассирования новых магистралей, данные наземной георадарной съемки при обследовании земляного полотна для планирования капитального ремонта, а также результаты диагностирования пути вагонами-путеизмерителями. Но даже эти данные разрозненны и рассредоточены по различным службам РЖД и юридическим лицам, что приводит к дублированию отдельных видов работ, выполняемых на одних и тех же участках железнодорожной инфраструктуры различными заказчиками. Обмен данными не ведется не только из-за несовершенства нормативно-правового механизма, но и по причине отсутствия у служб и юридических лиц информации о работах, выполненных в прошлые периоды. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Геодезические инновации для строительства и реконструкции железных дорог
Грязнов В.Г.

Качественная картографо-геодезическая система сегодня актуальна как в целом для Российской Федерации, так и для железнодорожной отрасли. На основе имеющихся в пользовании различных структур и подразделений ОАО «РЖД» картографо-геодезических материалов на данный момент не представляется возможным создать единое информационное пространство для решения комплексных задач. Среди них создание и развитие открытых информационных систем поддержки принятия оперативных и стратегических управленческих решений, обеспечение безопасности при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, поддержание системы управления движением на основе комплексных микропроцессорных устройств безопасности движения и наконец оперативное управление всем земельно-имущественным комплексом ОАО «РЖД». Наличие точной, полной и своевременной информации является ключевым фактором в процессе принятия как оперативных, так и стратегических управленческих решений. В этой связи трудно переоценить важность внедрения инновационных технологий сбора, обработки и представления информации. Интенсивно развивающаяся железнодорожная отрасль должна располагать универсальным инструментарием, способным многократно повысить эффективность проектирования, обеспечить отрасль современным цифровым картографическим материалом. Тем более что произошедший за последние несколько лет технологический прорыв в области геодезического приборостроения позволяет заметно расширить спектр задач, решаемых геодезическими методами. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Технико-экономическая эффективность внедрения спутниковых технологий на примере систем лубрикации
Альтшулер Б.Ш., Андросова В.А.

Специалистами научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») в рамках Инвестиционного проекта 2009 г. по разделу «Снижение материалоемкости технологических процессов» разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) «Системы контроля эксплуатации и эффективности рельсосмазывателей на основе спутниковой навигации». Работа выполнена по результатам опытной эксплуатации на Свердловской железной дороге в период с декабря 2008 г. по март 2009 г. семи локомотивов-рельсосмазывателей, оснащенных бортовыми навигационными контрольно-управляющими устройствами. ОАО «РЖД» в целом одобрило концептуальный подход в оценке эффективности новой технологии и основные расчеты. Необходимость принятия эффективных мер по снижению интенсивности износа в системе «колесо-рельс» на сети железных дорог определена на расширенном заседании секции Комплексных проблем транспорта НТС ОАО «РЖД» 23 апреля 2008 г., где отмечалось, что в 2007 г. изъятие рельсов возросло по отношению к 2006 г. на 14%, а интенсивность их износа и объемы работ по замене стрелочных переводов с боковым износом увеличились на 25 и 5% соответственно. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Использование спутниковых технологий при перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторном подвижном составе
Аверков Н.К.

Применение современных электронных устройств и систем спутниковой навигации и контроля позволяет существенно снизить себестоимость перевозок, а также повысить гибкость работы оборудования и оперативность принятия решений. Системы спутникового слежения и удаленного управления позволяют выстроить структуру с обратной связью между оборудованием и диспетчерским центром. Для сохранения и усиления позиции ОАО «Рефсервис» на рынке перевозок необходимо снизить себестоимость предлагаемых услуг. Одним из критериев, позволяющих это сделать, является внедрение безлюдных технологий с использованием спутниковых систем контроля, слежения и управления процессом перевозки грузов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Оптимизация работы путевой ремонтной техники в «окна» на основе создания единой системы мониторинга
Бунин А.И., Бройде В.М.

Одним из наиболее актуальных направлений практического применения в ОАО «РЖД» глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS и средств подвижной цифровой связи является мониторинг дислокации и контроля работы тяжелой путевой ремонтной техники в «окна». При развертывании работ по данному направлению ставилась задача: создать эффективную технологию планирования, мониторинга и анализа работы специальной техники при производстве работ по ремонту инфраструктуры железных дорог с использованием спутниковых и геоинформационных технологий в структуре Центральной дирекции по ремонту пути (ЦДРП). Центральная дирекция по ремонту пути самостоятельную производственно-финансовую деятельность начала с 1 июля 2008 г. В нее вошли 15 региональных дирекций со 171 структурным подразделением общей численностью свыше 50 тыс. человек. Это 140 путевых машинных станций, из них 12 по ремонту земляного полотна и инженерных сооружений, 6 опытных путевых машинных станций, 18 рельсосварочных поездов и другие подразделения. За первый год работы Центральной дирекции всеми видами ремонтов было отремонтировано 10,4 тыс. км пути при плане 10,1 тыс. км, сдано в эксплуатацию 10,8 тыс. км при плане 10,4 тыс. км, уложено 4123 комплекта стрелочных переводов на железобетонных брусьях. Общий объем освоенных средств составил 67 млрд. руб. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за август 2009 года. Подробнее...
 

Кадры

К 200-летию транспортного образования в России

В ноябре 2009 г. транспортному образованию России исполняется 200 лет. Все это время учебные заведения транспорта эффективно служили интересам государства, являясь надежным гарантом кадрового обеспечения одной из важнейших отраслей России. Два века вузовская наука находится в авангарде технического прогресса, играет значительную роль в эффективном управлении отраслью, технологическом перевооружении и информационном обеспечении транспортно-строительного комплекса страны. Свою дееспособность высшая транспортная школа доказала в ключевые и переломные моменты истории страны, связанные с построением единой коммуникационной сети государства, освоением его богатейших природных месторождений, развитием межрегиональных связей, суровыми годами войн и непростыми периодами послевоенного восстановления государства. Ни экономические и политические потрясения, ни многочисленные образовательные реформы не смогли повлиять на базовые ценности системы транспортного образования - государственную направленность, высочайший уровень фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, способность оперативной адаптации к требованиям времени. Вся подборка…
 


Университетский комплекс: проблемы и решения
Лёвин Б.А.

Очередные трудности система транспортного образования испытала на рубеже XX и XXI веков. Речь идет об энергичном реформировании транспортного образования, связанном с коренными изменениями в системе управления экономикой государства. Еще 10 лет назад система отраслевого образования непрерывно готовила кадры, используя крепкую вертикаль: ПТУ - ссузы - вузы. При этом учебные заведения различных уровней были подведомственны либо Министерству путей сообщения, либо Министерству транспорта. Реформа государственного управления отраслью поставила под угрозу будущее транспортного образования. Первоначально лишь высшие учебные заведения получили новых учредителей - федеральные транспортные агентства, а ссузы и ПТУ должны были перейти в ведомство региональных (муниципальных) властей. Этот план был осуществлен лишь наполовину - под муниципальное ведомство перешли только профессионально-технические училища отрасли. Десятки ПТУ, обладающие многолетними традициями, высококвалифицированными преподавателями и мастерами профессионального обучения, современной материально-технической и учебно-лабораторной базой, сменили отраслевую принадлежность на муниципальную. Училища получили новую ориентацию, зачастую далекую от транспорта, и стали готовить кадры в интересах местных властей, а не транспортного комплекса. В результате уже через несколько лет отрасль стала ощущать заметную нехватку квалифицированных рабочих массовых профессий. Ликвидировать этот дефицит крупным транспортным компаниям оказалось невозможно. В связи с этим вузам пришлось существенно расширить свою деятельность для решения проблемы, которая и сегодня крайне актуальна. Подробнее…
 


Дорога длиной 80 лет
Колесников В.И.

Для Ростовского государственного университета путей сообщения 2009 год - юбилейный. Старейшему транспортному вузу юга России исполняется 80 лет. И в таком почтенном возрасте девизом университета остается: «Движение - это жизнь, нельзя останавливаться ни на минуту!». Юбилей - это не только подведение итогов, это новый шаг в будущее. Многотысячный коллектив студентов и преподавателей РГУПСа делает этот шаг твердо и уверенно. Сегодня РГУПС - динамично развивающийся крупнейший транспортный инновационный университетский комплекс на юге России. Здесь все нацелено на то, чтобы каждый, кто попадает в университет, стал духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личностью, обладающей высочайшими профессиональными знаниями, ориентированной на высокие нравственные идеалы. Подробнее…
 


Самарскому техникуму железнодорожного транспорта - 130 лет
Зикеев В.А.

Среднее профессиональное образование всегда было и остается в авангарде подготовки квалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов. И важно то, что этой системе удалось сохранить не только педагогический потенциал, но и лучшие традиции отечественного профессионального образования. В этом году исполняется 130 лет старейшему учебному заведению Самарской области и сети железных дорог Российской Федерации - Самарскому техникуму железнодорожного транспорта им. А.А. Буянова. Кроме того, 2009 г. - юбилейный не только для техникума, но и для Куйбышевской железной дороги, которой исполняется 135 лет. Первый участок Моршано-Сызранской (будущей Куйбышевской) дороги был открыт 25 октября 1874 г., а с 1 января 1877 г. заработала линия Самара - Оренбург. Только что построенная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах, и Министерство путей сообщения приняло решение открыть железнодорожное училище в Самаре. Подробнее…
 

За рубежом

Транспортная политика Германии
Хафер Г.

Правительством Российской Федерации утверждены общетранспортная стратегия развития до 2030 года и стратегия развития железнодорожного транспорта на этот же период. На научных конференциях, форумах специалистов транспорта и потребителей его продукции идут дискуссии о содержании конкретных программ в рамках принятой стратегии, приоритетах транспортного развития, соотношении роли государства и бизнеса в данной сфере деятельности. В связи с этим представляется интересным опыт Германии в разработке транспортной политики. Планирование и финансирование транспортной инфраструктуры в Германии является государственной задачей, что отражено в Конституции. Данная обязанность, возложенная на федеральное Министерство транспорта, строительства и городского развития (ВМVBG), служит плановым и инвестиционным инструментом немецкого правительства. В настоящее время разработана и действует федеральная рабочая транспортная программа 2007- 2013 гг. (далее рабочая программа), нацеленная прежде всего на развитие государственных железных дорог, автомобильных дорог федерального значения и внутренних водных путей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за август 2009 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования