«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2009 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 год

Международный транспортный форум «Транспорт России: становление, развитие, перспективы» Встреча президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина с ректорами университетов путей сообщения

Содержание и аннотация журнала

Назад
 

На магистралях содружества

маркированный список 51-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 2

Совещания, конференции, выставки

маркированный список Морозов В.Н.
Развитие контейнерных перевозок и логистических терминалов в международных транзитных сообщениях
стр. 7
маркированный список Ададуров С.Е.,
Розенберг Е.Н.,
Розенберг И.Н.,
Сазонов Н.В.

«КосмоТранс-2009»: итоги и перспективы
стр. 66
маркированный список Ицкович Б.С.
Информационные технологии: поступательное движение
стр. 69

Панорама 2009 года
стр. 12, 60

Специальный проект

маркированный список Краснощёк А.А.
Важнейшее звено транспортного комплекса Восточной Сибири
стр. 17
маркированный список Цыбульский В.С.
Реформирование локомотивного хозяйства: результаты обнадеживают
стр. 23
маркированный список Алексеев Н.Т.
Путевое хозяйство: итоги последних лет и новые задачи
стр. 25
маркированный список Степанюк С.В.
По пути обновления
стр. 27
маркированный список Кириленко В.И.
Смотрим в будущее с оптимизмом
стр. 28
маркированный список Гук Н.А.
Ремонту тепловозов - высокое качество
стр. 29
маркированный список Артамонов А.П.
Гарантировать безопасное проследование
стр. 30
маркированный список Кузьменков С.И.
Поездам - самое надежное электроснабжение
стр.31

Инфраструктура

маркированный список Ермаков В.М.,
Акашов А.Н.

Оптимизация затрат на
 

техническое обслуживание железнодорожного пути
стр. 32

Технические средства

маркированный список Гапанович В.А.,
Сосновский Л.А.

Какой должна быть поверхностная твердость рельсов
стр. 36
маркированный список Козырев А.И.,
Алижан А.

Расчет напряженно-деформированного состояния колеса и рельса в зоне контакта
стр. 41
маркированный список Павлов А.П.,
Шаповалов В.В.,
Вялов С.А.,
Озябкин А.Л.

Повышение эффективности системы «путь - подвижной состав»
стр. 44
маркированный список Кузович В.М.
Оценка динамических характеристик специализированных вагонов
стр. 47
маркированный список Матяш Ю.И.,
Семёнов А.П.

Очистка воздуховодов пассажирских вагонов
стр. 48

Ресурсосбережение

маркированный список Руднева Л.В.
Резервы экономии
стр. 50

Социальная и кадровая политика

маркированный список Одинцов В.А., Румянцев Н.К.,
Куранова О.Н.

Непрерывная подготовка и переподготовка кадров с использованием технологий дистанционного обучения
стр. 51
маркированный список Леонова Е.С., Щёкотов Е.В.,
Дмитроченков А.В.,
Карауловская Е.А.

Диагностика и лечение функциональных расстройств зрительного анализатора машиниста
стр. 57

Из истории железных дорог

маркированный список Садчиков П.И., Зайцева Т.Н.
Первый русский паровоз Черепановых
стр. 72

Указатель статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за 2009 год
стр. 76

На магистралях содружества

51-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

27-28 октября 2009 г. в г. Ташкенте состоялось 51-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. В заседании приняли участие заместитель премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаев и генеральный директор Международного союза железных дорог (МСЖД) Ж.-П. Лубину. В дни работы Совета состоялась встреча председателя Совета, президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» В.И. Якунина и председателя правления государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекские железные дороги» А.Ж. Раматова с Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. Выступая на открытии заседания, В.И. Якунин отметил, что сотрудничеству в области железнодорожного транспорта сегодня отводится особая роль в укреплении транспортно-экономических связей в Содружестве, в развитии региональной экономической интеграции. Спад деловой активности на мировых рынках в условиях финансового кризиса, безусловно, отразился на экономических процессах практически во всех странах и привел к резкому падению перевозок в конце 2008 - начале 2009 г. Так, за 9 месяцев текущего года объемы перевозок на сети железных дорогах стран, участвующих в работе Совета, уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 18,8%. Подробнее…
 

Совещания, конференции, выставки

Развитие контейнерных перевозок и логистических терминалов в международных транзитных сообщениях
Морозов В.Н.

В ноябре 2009 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Контейнеризация России, развитие логистических терминалов и погрузочно-разгрузочных работ». В ее работе приняли участие представители органов государственной власти, руководители и специалисты Министерства транспорта России, ОАО «РЖД», железных дорог, ведущих европейских логистических компаний, транспортных ассоциаций, гильдий и союзов, перевозчиков, операторов, экспедиторов, грузовладельцев, академической и отраслевой науки. На конференции с докладом о перспективах развития контейнерных перевозок и логистической деятельности на железнодорожном транспорте в международных транзитных сообщениях выступил первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов. Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант его выступления. В последние годы в предкризисный период в России происходило динамичное развитие рынка контейнерных перевозок, основными движущими факторами которого были растущий внутренний спрос на товары широкого потребления и продовольствие, в том числе импортные, увеличение экспорта контейнеропригодных сырьевых товаров, а также ускоренное формирование в стране современных товаропроводящих сетей и соответствующей инфраструктуры. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


«КосмоТранс-2009»: итоги и перспективы
Ададуров С.Е., Розенберг Е.Н., Розенберг И.Н., Сазонов Н.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годВ Москве 27-28 июля 2009 г. состоялись Третья международная научно-практическая конференция и выставка «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта» («КосмоТранс-2009»). Отчет о мероприятии и основные выступления форума опубликованы в журнале «Железнодорожный транспорт» в № 9 за этот год. Редакция попросила обобщить результаты конференции и выставки, подвести их итоги и прокомментировать принятые решения и рекомендации руководителей и специалистов ОАО «НИИАС» - одного из организаторов форума. Наглядным подтверждением активной деятельности ОАО «РЖД» и сотрудничающих с ним компаний послужила выставочная экспозиция «КосмоТранс-2009», на 42-х тематических стендах которой разработчики инновационных спутниковых технологий и производители аппаратуры потребителей, программных средств и автоматизированных информационно-управляющих систем на основе ГЛОНАСС/GPS представили образцы своей продукции, наиболее применимой на железнодорожном транспорте. Подробнее…
 


Информационные технологии: поступательное движение
Ицкович Б.С.

Санкт-Петербургская конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс») уже давно стала признанным форумом, на котором ИТ-специалисты отрасли подводят итоги и намечают текущие и перспективные планы. В этом году она собралась в 14-й раз. О ее значении свидетельствует сам факт проведения подобного мероприятия. Не секрет, что в связи с кризисом многие традиционные совещания и конференции не состоялись. «Инфотранс-2009» прошел практически при таком же количестве участников и спонсоров, как и в предшествующие годы. Традиционно организаторами конференции стали ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога, Петербургский государственный университет путей сообщения, компания Digital Design, Академия транспорта. В этом году форум проходил под знаком 200-летия ПГУПСа и транспортного образования в России. И это не случайно - ведь он вырос из институтского мероприятия и превратился в международную научно-практическую конференцию. Во вступительном слове проректор университета В.В. Сапожников отметил значимую роль вуза в истории страны. Именно с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения началось формирование высшей технической школы в России. В стенах этого института впервые в России стали создаваться научные школы. И конференции «Инфотранс» можно считать одним из научных продуктов таких школ. Подробнее…
 


Панорама 2009 года

По традиции редакция журнала напоминает читателям основные события и факты уходящего года, отражающие работу ОАО «Российские железные дороги», филиалов и структурных подразделений компании. Подробнее...
 

Специальный проект

Восточно-Сибирская железная дорога - одно из важнейших звеньев транспортного комплекса страны, связывающее Восточную Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток с другими регионами России, а также со странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Дорога обслуживает крупные промышленные районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, машино- и станкостроения, цветной металлургии. О совершенствовании производственной деятельности магистрали рассказывают руководители Восточно-Сибирской железной дороги и ее ведущих предприятий. Вся подборка…
 


Важнейшее звено транспортного комплекса Восточной Сибири
Краснощёк А.А.

Прошлый 2008 год дорога завершила с хорошими результатами: все бюджетные показатели были выполнены. При этом на 12% снижено количество нарушений безопасности движения поездов. Однако последствия мирового финансово-экономического кризиса отразились и на работе магистрали. К примеру, уже в январе 2009 г. грузооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 23,9%, а погрузка - на 22,8%. Это потребовало принятия оперативных мер по обеспечению выполнения показателей производственной деятельности, которые уже по итогам первого квартала 2009 г. дали положительные результаты. Так, план погрузки был выполнен на 100,8%, план по отправлению грузов - на 100,9%, в том числе по лесу - на 110,9%, нефти - на 103,2%, тарифный грузооборот составил 102,2%, а участковая скорость - 101,8% бюджетного задания. За три месяца 2009 г. оборот грузового вагона стал равен 3,19 сут. Производительность локомотива выполнена на 100,7%, бюджетное задание по среднему весу грузового поезда - на 99,9%. Подробнее…
 


Реформирование локомотивного хозяйства: результаты обнадеживают
Цыбульский В.С.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта и постановлением расширенного итогового заседания правления ОАО «РЖД», состоявшегося в декабре 2007 г., локомотивные депо дорог разделились на ремонтные и эксплуатационные с созданием на первом этапе службы локомотивного хозяйства и Дорожной дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ТПС). На момент разделения коллектив локомотивного хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги насчитывал 11 460 человек, в том числе около 5,7 тыс. работников локомотивных бригад. На дороге было девять локомотивных депо: одно эксплуатационное (Слюдянка) и восемь депо смешанного типа (Тайшет, Нижнеудинск, Зима, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Вихоревка, Северобайкальск, Новая Чара), в распоряжении находились более 660 электровозов 13 разных серий, 420 тепловозов 19 серий, а также три десятка специализированных тяговых единиц. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Путевое хозяйство: итоги последних лет и новые задачи
Алексеев Н.Т.

Восточно-Сибирская железная дорога, проходящая по территории Иркутской и Читинской областей, а также Республики Бурятия, работает в сложных климатических и рельефных условиях. Более 45% протяженности линий составляют кривые участки пути, имеется много эстакад, мостов, тоннелей, в том числе самый длинный в России Северомуйский тоннель протяженностью более 15 км. Путевой комплекс дороги включает в себя службу пути (22 дистанции пути, из них две тоннельные), а также дирекции по ремонту пути (10 путевых машинных станций, рельсосварочный поезд) и по эксплуатации и ремонту путевых машин. Четыре дистанции обслуживают путь, проложенный вдоль озера Байкал. Развернутая длина главных путей составляет более 6,2 тыс. км, в том числе федерального значения - 3,2 тыс. км, станционных и прочих путей - 2,4 тыс. км. По состоянию на 1 января 2009 г. на долю бесстыкового пути приходилось свыше 20,2% развернутой длины главных путей. С 2008 г. началась укладка бесстыкового пути на горно-перевальном участке Иркутск - Слюдянка. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


По пути обновления
Степанюк С.В.

Для освоения растущих объемов перевозок продукции предприятий Ангарского промышленного комплекса, и прежде всего нефтяных и нефтехимических грузов, ускорения перевозочного процесса на станции Суховская проводится комплексная модернизация инфраструктуры, внедряются новая техника и прогрессивные технологии станционных процессов. В 2004-2008 гг. был выполнен ряд работ по усилению путевого развития станции и обновлению средств сигнализации и связи. В нечетном парке прибытия уложены пути, длина которых позволяет принимать составы до 100 цистерн каждый. Между постом горочной автоматической централизации и пунктом технического обслуживания вагонов в парке проложена линия пневмопочты. Для ускорения обработки составов установлена система видеонаблюдения за мачтовыми разъединителями. С вводом нечетного парка прибытия в эксплуатацию значительно сократилось время на обслуживание поездов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Смотрим в будущее с оптимизмом
Кириленко В.И.

После окончания Великой Отечественной войны на берегу Ангары рядом с Транссибирской магистралью был построен нефтеперерабатывающий завод, который стал градообразующим предприятием Ангарска. Чтобы обеспечить нужды ведущего предприятия города, в 1955 г. была построена станция для пропарки и промывки цистерн. В 1975 г. она вошла в состав вагонного депо Суховская-Южная, расположенного на участке от станции Зуй до поста безопасности станции Белая. В 2007 г. в соответствии с планом реформирования вагонного хозяйства вагонное депо Суховская-Южная передало свой ремонтный комплекс в ремонтное вагонное депо Иркутск-Сортировочный и было преобразовано в эксплутационное вагонное депо Суховская-Южная (ВЧДЭ-5). В настоящее время депо включает в себя пять пунктов технического обслуживания (ПТО) вагонов (Суховская, Зуй, Китой-Комбинатская, Китой, Мальта), два контрольных поста (Ангарск, Усолье-Сибирское), один пункт технической передачи вагонов, две промывочно-пропарочные станции (ППС), пункт подготовки вагонов (ППВ) к перевозкам, а также цех для подпарки клапанов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ремонту тепловозов - высокое качество
Гук Н.А.

Локомотивное депо Улан-Удэ существует с 1899 г. С 2009 г. после разделения локомотивного комплекса на ремонтную и эксплуатационную составляющие оно стало ремонтным локомотивным депо. В депо освоили ремонт тепловозов новых серий ТЭМ18Д, 2ТЭ70 и тепловозов типа ТЭ10М, прошедших модернизацию. Для этого потребовалось обновить сам тепловозный цех. Особенно большие перемены произошли в отделении по ремонту топливной аппаратуры. В частности, внедрена новейшая разработка проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства - стенд по обкатке насосов высокого давления дизелей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Гарантировать безопасное проследование
Артамонов А.П.

Эксплуатационное вагонное депо Иркутск-Сортировочный – одно из ведущих предприятий Восточно-Сибирской железной дороги. Впечатляют его масштабы: девять пунктов технического обслуживания, из них два пассажирских; на почти что 600-километровом участке от станции Уда II до станции Ангасолка трудится около тысячи вагонников. Депо по праву считается настоящим полигоном для испытания новых техники и технологий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Поездам - самое надежное электроснабжение
Кузьменков С.И.

Нижнеудинская дистанция электроснабжения (ЭЧ-2) Восточно-Сибирской железной дороги обслуживает 290-километровый участок Курят - Делюр Транссибирской магистрали. Этот участок с интенсивным движением поездов имеет достаточно сложный профиль пути и характеризуется непростыми горно-геологическими условиями, что создает определенные трудности в работе нижнеудинских энергетиков. Положительных результатов удается достигать благодаря умелой организации труда, а также внедрению высокоэффективных технологий. Так, на перегоне Хингуй - Худоеланская выполняется монтаж современной контактной сети типа КС-160 с соответствующей заменой всех элементов. Эта сеть более прочна, лучше адаптирована к климату Сибири, достаточно проста в эксплуатации. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Инфраструктура

Оптимизация затрат на техническое обслуживание железнодорожного пути
Ермаков В.М., Акашов А.Н.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годДоля эксплуатационных расходов на текущее содержание и ремонты железнодорожного пути составляет около четверти от общих эксплуатационных расходов ОАО «РЖД». С учетом перевода части наиболее тяжелых видов ремонтов в титул «реконструкция» с финансированием из инвестиционных источников путевое хозяйство является сегодня наиболее затратным в компании. Поэтому оптимизация затрат на техническое обслуживание железнодорожного пути при соблюдении соответствующего уровня реализуемых скоростей и безопасности движения является одним из важнейших направлений деятельности путевого хозяйства. Интегральным показателем, определяющим допускаемые скорости и уровень безопасности движения, является положение рельсовых нитей в плане и профиле. К основным факторам, влияющим на это, относятся качество материалов верхнего строения пути, состояние подбалластного основания и соблюдение типовых параметров конструкции в эксплуатации и при проведении ремонтно-путевых работ. Опыт эксплуатации пути свидетельствует, что на одном и том же перегоне с одинаковой конструкцией верхнего строения и одинаковой наработкой тоннажа имеются участки с различным состоянием геометрии рельсовой колеи. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Технические средства

Какой должна быть поверхностная твердость рельсов
Гапанович В.А., Сосновский Л.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годВ железнодорожной науке и практике традиционно сложилось мнение, что твердость, будучи интегральным параметром механических свойств материалов, в известной мере может служить и характеристикой их служебных качеств. Такое мнение особенно привлекательно тем, что методика измерения твердости очень проста, ее анализ является неразрушающим и экспрессным. Поскольку рост твердости означает повышение прочности стали и в ряде случаев ее износостойкости, то неудивительно, что некоторые специалисты, столкнувшись с трудной проблемой обеспечения требуемой эксплуатационной надежности системы «колесо - рельс», пытаются разрешить ее простым способом за счет существенного повышения поверхностной твердости рельсов. Однако такой подход является спорным, и активное его обсуждение в последнее десятилетие во всем мире не привело к выработке единого мнения. Возникает вопрос: а существует ли оптимальная величина поверхностной твердости рельсовой стали? И если существует, то каким должен быть ее оптимальный уровень? Рассмотрим указанную проблему с учетом требований проекта стандарта ГОСТ Р51685... «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Расчет напряженно-деформированного состояния колеса и рельса в зоне контакта
Козырев А.И., Алижан А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годВолнообразный износ поверхности катания рельсов, связанный со взаимодействием ходовых частей подвижного состава и верхнего строения пути, значительно увеличивает эксплуатационные расходы на текущее содержание не только пути, но и подвижного состава. Образование волнообразного износа возможно при определенных условиях. Одним из них является наличие в зоне контакта колеса с рельсом пластической деформации, критерием которой служит уровень контактных напряжений. Он определяет характер напряженно-деформированного состояния (упругое, пластичное) контактирующих материалов, а также оказывает влияние, в частности, на интенсивность их износа и коэффициент сцепления между ними. Экспериментальное определение контактных напряжений в системе «колесо - рельс» при современном развитии метрологии практически невозможно. Поэтому приходится пользоваться лишь расчетными методами. Классические методы расчета контактных напряжений для двух соприкасающихся тел с криволинейными поверхностями без учета влияния сил трения основываются на общем решении, полученном Г. Герцем и развитом в последующем другими учеными. В частности, Н.М. Беляев применил теорию Г. Герца для определения поверхностных и глубинных контактных напряжений между колесом и рельсом с учетом формы их пятна контакта, изменяющейся под действием износа. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Повышение эффективности системы «путь - подвижной состав»
Павлов А.П., Шаповалов В.В., Вялов С.А., Озябкин А.Л.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годМировой опыт показывает, что наиболее эффективным способом предупреждения интенсивного износа гребней колес и рельсов является использование современных средств лубрикации. Существует три способа подачи смазочного материала в зону контакта гребней колес подвижного состава с боковой поверхностью головки рельса. Первый способ - специализированные автономные локомотивы-рельсосмазыватели, наносящие смазочные материалы в дозированных объемах непосредственно на боковую поверхность головки рельсов всего обслуживаемого участка пути, обеспечивая наличие смазочного слоя в контакте всех набегающих на рельс колес проходящего подвижного состава. Второй способ - лубрикаторы-гребнесмазыватели, устанавливаемые на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и вагоны, наносящие смазочные материалы на гребень колес, на которых они установлены, с последующим переносом смазочного материала на рельсы. Третий способ - стационарные путевые лубрикаторы, устанавливаемые в кривых участках пути и горловинах станций и наносящие смазочные материалы на гребень всех колес проходящего подвижного состава. На Российских железных дорогах в качестве автономных рельсосмазывателей получили распространение технологии лубрикации с использованием передвижных рельсосмазывателей Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) (консистентные смазочные материалы РП и ПУМА) и Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (ВНИКТИ) (быстросохнущее твердосмазочное покрытие РС6). Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Оценка динамических характеристик специализированных вагонов
Кузович В.М.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годВ целях удовлетворения потребностей в перевозках таких грузов, как длинномерный листовой прокат, стальные трубы, 40-футовые контейнеры, лесоматериал в хлыстах, разрабатываются специализированные длиннобазные вагоны. Длина их достигает 25-26 м, а база составляет 19-20 м. Указанные вагоны имеют большой статический прогиб рамы в средней части - до 60 мм под нагрузкой. При таких перемещениях растут динамические напряжения в конструкции, что может привести к ее разрушению при циклических воздействиях. Опасным случаем является совпадение собственной частоты изгибных колебаний рамы кузова с частотой колебаний балки на рессорах тележек при движении по неровностям пути, т.е. возникновение явления резонанса. Кроме того, для специализированных длиннобазных вагонов существует опасность схода с рельсов при движении с низкими скоростями в кривых малого радиуса и на стрелочных переводах в результате вкатывания колеса на головку рельса при небольшой продольной нагрузке (рывок или трогание с места). В связи с этим было выполнено моделирование динамической нагруженности специализированных длиннобазных вагонов при движении по пути с неровностями и проведено исследование колебаний рам этих вагонов совместно с рессорным комплектом тележек. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Очистка воздуховодов пассажирских вагонов
Матяш Ю.И., Семёнов А.П.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 годКомфортность в пассажирских вагонах во многом зависит от физико-химической и биологической чистоты воздуха. К сожалению, как установлено при исследовании воздуха в поездах дальнего и пригородного сообщения, превышение в нем паров, газов, пыли и аэрозолей наблюдается как в пунктах формирования, так и в пути следования. В современных пассажирских вагонах, как известно, применяется приточно-вытяжная система вентиляции с рециркуляцией воздуха. Для отделения вредных веществ из воздуха перед подачей в систему вентиляции применяют предварительное очищение при помощи специальных пылеуловителей и фильтров, но, как показывает многолетний опыт, этот способ очистки малоэффективен. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Ресурсосбережение

Резервы экономии
Руднева Л.В.

В Смоленске прошло сетевое совещание, посвященное вопросам повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Председательствующий на школе старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович обозначил основные направления в политике компании в области снижения энергопотребления. В частности, по подвижному составу намечено оснастить маневровые тепловозы ЧМЭ3 двумя дизелями мощностью 650 л.с. каждый вместо одного мощностью 1350. По оценкам специалистов, на таких локомотивах сокращается расход топлива на 10-20 %. Первый двухдизельный локомотив ЧМЭ3 уже начал эксплуатироваться на Московской дороге. А в следующем году планируется построить опытный образец маневрового тепловоза ТЭМ7 с двумя двигательными установками и в Брянске модернизировать двумя дизелями тепловоз ТЭМ2. Доля двухдизельных локомотивов в современном локомотивостроении, по словам В.А. Гапановича, в ближайшее время будет увеличиваться, что снизит энергозатраты. Подробнее…
 

Социальная и кадровая политика

Непрерывная подготовка и переподготовка кадров с использованием технологий дистанционного обучения
Одинцов В.А., Румянцев Н.К., Куранова О.Н.

Экономическая результативность любого предприятия непосредственно связана с эффективностью работы персонала. Ни внедрение технических и технологических новшеств, ни привлечение дополнительных финансовых ресурсов не обеспечат развития, если они не будут подкреплены адекватными изменениями в сфере человеческих ресурсов. От персонала ОАО «РЖД» требуется высокий уровень профессионализма, соответствие знаний научно-техническому прогрессу, что обуславливает необходимость непрерывного обучения и переподготовки большого числа людей. Например, ОАО «РЖД» использует более 100 информационных систем. Недавно был осуществлен переход с АСУ «Экспресс-2» на АСУ «Экспресс-3», развиваются ЕК АСУФР и ЕК АСУТР. Такое быстрое развитие требует постоянной переподготовки огромного количества функциональных пользователей. Так, переход от старой версии ЕК АСУФР и ЕК АСУТР на новую потребует одновременной переподготовки около 10 тысяч пользователей системы. Вместе с тем анализ качества подготовки работающего на дороге персонала показывает, что в отдельных структурных подразделениях кадровая политика не вполне соответствует стратегии реформирования. Программы обучения в основном ориентированы на получение первичной квалификации, тогда как подразделения нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Не всегда соблюдается последовательность и обязательная периодичность повышения квалификации работников дороги. Затруднена организация объективного контроля профессионального обучения. Отсутствует система материального и морального стимулирования работников, систематически повышающих свою квалификацию, а также специалистов, осуществляющих проведение занятий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Диагностика и лечение функциональных расстройств зрительного анализатора машиниста
Леонова Е.С., Дмитроченков А.В., Щёкотов Е.В., Карауловская Е.А.

Современные условия труда с их все возрастающей интенсивностью, усиление ответственности кадров требуют от работников напряжения, которое приводит к более активной деятельности всех органов и функциональных систем организма. Так, причинами повышенного производственного утомления машинистов локомотивов являются возрастающий поток воспринимаемой и перерабатываемой информации, нерациональное распределение нагрузок во времени (нарушение ритмичности работы), напряженность, вызванная повышенным производственным риском и опасностью, а также несоответствие оборудования и планировки рабочего места эргономическим требованиям. Повседневная работа машиниста связана с большим нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным необходимостью постоянного внимания, повышенной бдительности при вождении поездов и строгого соблюдения графика движения, с личным риском и высокой степенью персональной ответственности за безаварийное движение поездов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Из истории железных дорог

Первый русский паровоз Черепановых
Садчиков П.И., Зайцева Т.Н.

На страницах журнала регулярно публикуются материалы по истории развития отечественного железнодорожного транспорта и его техники. 175 лет назад на Нижнетагильском горном заводе раздался гудок первого в России паровоза, построенного знаменитыми уральскими умельцами-самородками механиками Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем. В связи с юбилеем первого отечественного паровоза в журнале публикуется статья о его создании и постройке первой в России паровой чугунной заводской дороги. Паровоз, использующий в качестве энергетической установки паровую машину, долгое время был господствующим типом локомотивов и сыграл огромную роль в становлении железнодорожного сообщения. Лишь начиная с середины XX столетия паровые локомотивы вытеснили тепловозы и электровозы. Подробнее…
 

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2009 год
Указатель статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за 2009 год
Подробнее...

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования