«Железнодорожный транспорт»
3 2010 год

 Аннотация статей


Сквозные терминалы с поточной обработкой контейнеров
С. 21 – 24. (3 рис.)
Москвичёв О.В. заместитель директора Института управления и экономики Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), кандидат экономических наук,
Москвичёва Е.Е. преподаватель СамГУПСа

Рассмотрена концепция терминала сквозного типа с поточной обработкой контейнеров, разработанная в Самарском государственном университете путей сообщения. Приведена схема такого терминала, описаны устройство для поперечного перемещения вагонов с одного рельсового пути на параллельный ему путь, а также структура управления терминальным комплексом. Применение модели поточной организации обработки контейнерных грузов позволит получить значительный экономический эффект, что имеет особое значение в условиях конкуренции между контейнерными терминалами ОАО «РЖД» и частными, особенно по переработке крупнотоннажных контейнеров.

Ключевые слова: контейнерный терминал; технологии контейнерных перевозок; переработка крупнотоннажных контейнеров; терминал сквозного типа; поточная обработка контейнеров; устройство для поперечного перемещения вагонов; управление терминальным комплексом.

Вертикаль внутрисуточного планирования грузовых перевозок.
С. 25 – 28. (1 табл., 1 рис.)
Гершвальд А.С.  профессор Московского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук,
Савицкий А.Г. заведующий отделением комплексной оптимизации управления станционными процессами ОАО «НИИАС», кандидат технических наук

Рассмотрены существующие пробелы внутрисуточного планирования перевозок, которое является одной из важнейших функций диспетчерского персонала центров управления сетевыми (ЦУП), внутридорожными (ДЦУП ) перевозками, местной работой (ЦУМР) и станций. Показаны возможности перехода от локальных систем управления на различных уровнях организационной структуры хозяйства перевозок к комплексной системе внутрисуточного планирования процессов грузовых перевозок. Представлена принципиальная схема построения и функционирования такой системы. Рассмотрены подходы к решению задач оптимального управления станционными процессами, распределения порожних вагонов, планирования организации движения поездов и продвижения поездопотоков.

Ключевые слова: внутрисуточное планирование; центр управления сетевыми перевозками (ЦУП); центр управления внутридорожными перевозками (ДЦУП ); центр управления местной работой (ЦУМР); управление станционными процессами; распределение порожних вагонов; организация поездов; продвижение поездопотоков.

Определение суточных затрат вагоно-часов на накопление составов.
С. 29 – 31. (1 табл., 4 рис.)
Кудрявцев В.А. профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук,
Кукушкина Я.В. инженер,
Суюнбаев Ш.М. аспирант

Предложен новый подход к определению суточных затрат вагоно-часов на накопление вагонов данного назначения, который в отличие от общепринятой методики позволяет определять их величину напрямую, без учета параметра накопления, по значениям средней величины накапливаемых составов, средней величины поступающих на путь накопления групп вагонов и средней величины остатка вагонов после накопления состава. Значения этих параметров вполне устанавливаются по результатам анализа работы станции и статистическим данным. Приведены расчетные формулы и пример расчета.

Ключевые слова: суточные затраты вагоно-часов; накопление составов; параметр накопления; полностью прерывный процесс накопления; полностью непрерывный процесс накопления; оптимизация плана формирования поездов.

Перевозки вагонов в международном железнодорожно-паромном сообщении.
С. 34 – 36. (3 рис.)
Визняк Р.И. доцент кафедры «Вагоны» Украинской государственной академии железнодорожного транспорта (УкрГАЖТ), кандидат технических наук
Ловская А.А. , аспирант кафедры «Вагоны» УкрГАЖТ

Описано разработанное на кафедре «Вагоны» УкрГАЖТ и запатентованное устройство для закрепления вагонов на палубе паромного судна, приведены схемы этого устройства и конструкции паромного судна нового поколения для перевозки железнодорожного подвижного состава. Разработка выполнена на основе исследования динамики и напряженно-деформированного состояния кузовов вагонов при традиционной технологии закрепления. Приведены составленные для исследования устойчивости кузовов вагонов дифференциальные уравнения движения паромного судна с учетом курсовых углов волны по отношению к его корпусу и недолива котла вагона-цистерны. Новое устройство исключает возможность перемещения вагонов в условиях повышенных углов крена и дифферента судов, его введение в эксплуатацию позволит увеличить оборот железнодорожно-паромных судов на 10–15%.

Ключевые слова: международные паромные переправы; железнодорожно-паромное сообщение; напряженно-деформированное состояние (НДС) кузова вагона; перевозка железнодорожного подвижного состава; крепление кузова вагона на палубе парома; дифферент железнодорожно-паромных судов.

Комплекс термодиагностики оборудования электровозов.
С. 41 – 44. (7 рис.)
Капустин Н.И., начальник отдела оргинизации работы локомотивов и локомотивных бригад Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», кандидат технических наук,
 Лукьянов А.В., заведующий научно-исследовательской лабораторией «Техническая диагностика и механика» Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), доктор технических наук, профессор,
 Перелыгин В.Н., заведующий лабораторией кафедры теоретической и прикладной механики ИрГУПСа,
Капустин А.Н., заместитель начальника отдела экспериментальных разработок ЗАО «Отраслевой центр внедрения»

Представлены разработанный в ИрГУПСе на базе тепловизора IRI 4010 и цифрового фотоаппарата Nikon комплекс термодиагностики, включающий термооптическое устройство, а также технологии тепловизионного контроля при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта электровозов. В комплекс входит программа TermoFot 1.0 совмещения термо- и фотоизображений, которая позволяет существенно повысить достоверность и производительность термоконтроля. С помощью комплекса термодиагностики можно выявлять дефекты электровозов, не поддающиеся выявлению другими средствами контроля. Приведены результаты экспериментальных исследований по определению и статистическому анализу распределения рабочих температур деталей основных контролируемых узлов, данные распределения обнаруженных термодефектов по видам оборудования электровозов.

Литература:

маркированный список Лукьянов А.А., Капустин А.Н., Бондарик В.В. Термодиагностика оборудования электровозов.// Локомотив. 2004, №6. С. 24-26.
маркированный список Лукьянов А.В., Капустин А.Н., Лукьянов А.А. Алгоритмическое и программное обеспечение автоматизированного термомониторинга и диагностики оборудования.// Контроль. Диагностика. 2005. №9.
маркированный список Лукьянов А.В., Михальчук Н.Л., Капустин Н.И., Лукьянов А.А., Капустин А.Н. Автоматизация тепловизионного контроля оборудования локомотивов.//Железнодорожный транспорт. 2005, №8.
маркированный список Lukiyanjv A.V., Perelygin V.N., Garifulin V.Yu., Romanovskiy A.I. Thermal Imaging Diagnostics jf Electric Locomotives//Innovation &Sustanability j
маркированный список Of Modern Railway Proceedings of the First International Symposium (ISMR’2008), pp/ 592-957. – Nanchang, China, Oktober 16-17, 2008.

Ключевые слова: термодиагностика дефектов оборудования электровозов; термоконтроль; термооптическое устройство; тепловизионный контроль; TermoFot 1.0.

Анализ методов подготовки сжатого воздуха для пневматических систем подвижного состава.
С. 45 – 49 (2 табл., 2 рис.)
Редин А.Л.,  заведующий лабораторией компрессорных установок и воздухоподготовки Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ОАО «ВНИКТИ»)

Приведены нормативные показатели национального стандарта качества сжатого воздуха «Воздух сжатый пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству», который разработан в ОАО «ВНИКТИ» и вступит в действие в 2011 г. Выполнение этих норм исключает замерзание и коррозию приборов пневмоавтоматики. Рассмотрены технические возможности существующих методов подготовки сжатого воздуха с точки зрения обеспечения выполнения новых нормативов по его осушке. Приведено технико-экономическое сравнение эффективности применения на локомотивах короткоцикловой безнагревной двухадсорберной системы подготовки сжатого воздуха СП В 4,5/1, разработанной специалистами ОАО «ВНИКТИ » и ОАО «Транспневматика», и лучших образцов аналогичной техники европейских производителей.

Литература:

маркированный список Редин А.Л., Максименко А.И. Повышение качества сжатого воздуха на поездах пригородного сообщения//Труды ГУП ВНИТИ МПС РФ. – Коломна. 2001. Вып. 81. С. 86-92. + Реферативный журнал ВИНИТИ, сводный том №11 «Железнодорожный транспорт»: М. 2002. Реферат 02.11-11.Б.19, С3.
маркированный список Шарунин А.А. Экспериментальные исследования конденсации паров воды в главных резервуарах локомотивов //Сб. научн. трудов ВНИИЖТа. – М. Транспорт. 1974. С. 107-116.
маркированный список Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. – М. Наука. 1972.
маркированный список Меньшутина Н.В. Введение в нанотехнологию. – Калуга. Издательство научной литературы Бочкаревой Н.Ф. 2006.
маркированный список Редин А.Л., Галкин А.Ю. Устройства подготовки сжатого воздуха для локомотивов. // Локомотив. – 2008. №7. С. 20-22.

Ключевые слова: пневмоавтоматика локомотивов; пневматические системы железнодорожного подвижного состава; качество сжатого воздуха; методы подготовки сжатого воздуха; механическая осушка; адсорбционный и мембранный методы осушки; система подготовки сжатого воздуха СП В 4,5/1.


Имитационная экспертиза – необходимая процедура в составе транспортного проекта.
С. 52 – 53 (3 рис.)
Козлов П.А.,  доктор технических наук, профессор,
лауреат Государственной премии,
Александров А.Э., доктор технических наук

Описано построение имитационных моделей проектируемых транспортных объектов со сложной структурой, таких как железнодорожные станции и транспортные узлы, которые не поддаются строгой формализации и параметры работы которых невозможно рассчитать по аналитическим формулам. Исследовать их работу можно посредством проведения экспериментов на модели и на основе комплексной оценки полученных параметров. Рассмотрены этапы имитационной экспертизы транспортного объекта. Результаты моделирования могут стать основой для совершенствования структуры и технологии объекта, что показано на примере выполненной по заданию ОАО «РЖД» имитационной экспертизы при оценке проектов развития станции Карымская.

Ключевые слова: имитационная модель; имитационная экспертиза; компьютерная модель станции; проектирование транспортных объектов; этапы имитационной экспертизы; развитие станции Карымская.


Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте реализации Стратегии-2030
С. 57 – 60. (2 рис.)
Комаров К.Л.,  заведующий кафедрой «Системный анализ и управление проектами» Сибирского государственного университета путей сообщения, профессор, доктор технических наук,
Воскресенская Т.П., заведующая кафедрой «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирского государственного индустриального университета, профессор, доктор технических наук,
Пахомова Г.Ф., доцент кафедры, кандидат технических наук,
Пахомов К.А., доцент кафедры, кандидат экономических наук,
Покровская О.Д.,  ассистент кафедры

Исследовано влияние реализации проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Северосиба), сооружение которой предусмотрено в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г., на формирование транспортно-логистических кластеров (ТЛК) в регионах, прилегающих к Транссибу. Структура и возможности выявленных ТЛК рассмотрены на примере Новосибирска и Новокузнецка. Рассмотрена перспектива создания замкнутой схемы транспортно-логистического обслуживания вокруг Новосибирска, являющегося центральным звеном транспортно-логистического кластера, где будет с помощью ИТ-провайдера осуществляться управление цепями поставок самых разнообразных товаров. Предлагаемый инновационно-методологический подход синтезирует экономические, управленческие, транспортные, пространственные (региональные), сервисные и информационные аспекты грузодвижения.

Литература:

маркированный список Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Стратегические цели и потенциал развития Новосибирской области//Регион: экономика и социология. – Новосибирск. ИЭОПП СО РАН. 2006. №3. С. 42-56.
маркированный список Комаров К.Л., Пахомов К.А., Пятаев М.В. Системный подход к разработке концепции формирования опорной терминальной сети. //Железнодорожный транспорт. 2009. №5.
маркированный список Транспортно-логистические кластеры Сибири и Северосиб в контексте «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.»/С.А. Быкадоров и др. СибГУПС. Новосибирск. СГУПС. 2008.
маркированный список Кибалов Е.Б., Комаров К.Л., Пахомов К.А. Транспортно-логистический кластер Новосибирской области: модель формирования и оценки эффективности. //Регион: экономика и социология. Новосибирск. ИЭОПП СО РАН. 2007. №3. С. 42-54.
маркированный список Громова (Покровская) О.Д. О необходимости создания логистических распределительных центров на примере угольной промышленности юга Кузбаса / О.Д. Громова (Покровская), Т.П. Воскресенская// Политранспортные системы: Материалы 6-ой Всероссийской научно-технической конференции. Новосибирск, 21-23 апреля 2009 г. В 2-х частях. Новосибирск: изд-во СГУПСа. 2009. Ч. 1. С. 236-243.

Ключевые слова: транспортно-логистический кластер (ТЛК); логистический накопительно-распределительный центра (ЛНРЦ); транспортно-логистический центр (ТЛЦ); Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 г.; Северосиб; Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.