«Железнодорожный транспорт»
4 2010 год

Аннотация статей


Работать по новым принципам.
В.Н. Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»
С. 30 –34. 5 рис.

Проанализировано и проиллюстрировано состояние безопасности движения на российских железных дорогах в 2008–2009 гг. Выявлен ряд проблем, которые следует решить для повышения уровня безопасности на железнодорожном транспорте. Рассмотрены основополагающие принципы Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, которая определила переход к новой системе управления безопасностью движения – построение и развитие системы менеджмента безопасности движения на основе новых принципов, методов и инструментария в управлении этой системой.

Ключевые слова: управление безопасностью движения; уровень аварийности; состояние технических средств; прогнозирование уровня безопасности; Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

На основе комплексных показателей рисков.
Гапанович В.А., старший вице-президент ОАО «РЖД»
С. 35 –37. 6 рис.

Рассмотрена стоящая перед РЖД задача перехода к оценке надежности работы технических средств и управлению безопасностью движения на основе показателей рисков, обусловленная требованиями системы обеспечения безопасности RAMS и европейского стандарта EN 501. Представлены решения компании в этом направлении: реализация комплекса требований к устройствам и системам обеспечения безопасности; оптимизация затрат при комплексном решении вопросов безопасности, например новая система выявления расстройств пути; повышение достоверности информации об отказах технических средств в системе КАСАНТ, которая составляет информационную основу внедрения RAMS; введение на металлургических предприятиях неразрушающего контроля и ужесточение существующих стандартов на рельсы.

Ключевые слова: система RAMS; показатели риска; матрица рисков; система обеспечения безопасности; критерий «цена – безопасность»; надежность технических средств; отказы технических средств; система КАСАНТ.

Переходить к новой концепции управления безопасностью движения.
А.Г. Тишанин, вице-президент ОАО «РЖД»
С. 38–40. 3 рис.

Рассмотрены вопросы совершенствования организационной структуры системы управления безопасностью движения в условиях реформирования ОАО «РЖД » на основе новой концепции, основные принципы этой концепции и этапы (шаги) ее внедрения. Поставлены задачи дальнейшего роста уровня безопасности движения на основе повышения надежности технических средств и улучшения качества закупаемой продукции, изменения структуры управления ревизорским аппаратом, расширения функциональных возможностей КАСАНТ и повышения достоверности ее информации, что позволит выявить и просчитать риски нарушений безопасности движения.

Ключевые слова: система менеджмента безопасности движения; система КАСАНТ; управление рисками; пирамида Гейнриха; оценка отказов технических средств; надежность оборудования.

Безопасность движения в путевом хозяйстве.
Воробьёв В.Б., вице-президент ОАО «РЖД»
С. 41–45. 7 рис., 1 табл.

Проанализированы показатели работы путевого хозяйства РЖД с 1993 по 2009 г., положение с обеспечением безопасности движения. Приведены данные по техническому состоянию верхнего строения пути, по количеству ДТП на переездах. Показана динамика изменения количества и протяженности предупреждений об ограничении скоростей. Выявлены причины нарушения безопасности движения поездов, основной из которых являются изломы рельсов, и определены задачи, стоящие перед хозяйством пути в условиях реформирования.

Ключевые слова: показатели работы путевого хозяйства; техническое состояние верхнего строения пути; изломы рельсов; инновационные технологии в путевом хозяйстве; обновление путевой инфраструктуры; финансирование программ безопасности на переездах.

Безопасность движения в хозяйстве перевозок
Миронов А.Ю., начальник Центральной дирекции управления движением
ОАО «РЖД»
С. 46–47. 2 рис.

Приведены данные по снижению относительных показателей нарушения безопасности движения в хозяйстве перевозок. Проанализированы допущенные случаи нарушения безопасности, выявлен комплекс системных проблем, связанных с техническим оснащением станций и сортировочных горок, содержанием инфраструктуры, и в первую очередь путевого хозяйства, подготовкой квалифицированных кадров и их расстановкой, а также состоянием нормативно-технологической документации. Намечены инновационные направления развития и поставлены задачи по повышению устойчивости работы железнодорожного транспорта в условиях реформирования.

Ключевые слова: Центральная дирекция управления движением; нарушения безопасности движения; развитие малых сортировочных горок; содержание продольных профилей путей; система МАЛС; технология безбумажного ведения графика движения.

Безопасность движения в локомотивном хозяйстве.
Машталер Ю.А., начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»
С. 48–49. 1 табл., 4 рис.

Приведены данные о случаях нарушения безопасности движения в локомотивном хозяйстве. Отмечена положительная динамика снижения уровня рисков проездов запрещающих сигналов. Проанализированы допущенные случаи нарушения безопасности, причины проездов запрещающих сигналов в поездной и маневровой работе. Предложены меры, которые будут способствовать повышению качества работы локомотивного комплекса.

Ключевые слова: Дирекция тяги; безопасность движения в локомотивном хозяйстве; проезд запрещающих сигналов; столкновения при маневрах; сход подвижного состава; система автоматизированной расшифровки электронных носителей параметров движения.

Совершенствовать систему ремонта вагонов.
Бочкарёв Н.А., начальник Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
С. 50 –51. 3 рис.

Проанализированы причины невыполнения ЦДРВ задания Правления ОАО «РЖД» 2008 г. Это нарушения технологии ремонта, несовершенство нормативно-технической документации, отсутствие 100%-го входного, выходного контроля узлов и деталей вагонов, недостаточная квалификация исполнителей и руководителей среднего звена, а также низкое качество литых деталей тележек грузовых вагонов практически всех производителей. Определены меры по предотвращению негативных факторов, влияющих на качество ремонта, в частности внедрение в практику инструментов риск-менеджмента.

Ключевые слова: Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ); неисправность буксового узла; качество ремонта вагонов; отцепка вагонов в неплановые виды ремонта; риск-менеджмент; математическое моделирование и прогнозирование изменения состояния вагонов.

Повышать надежность технических средств.
Целько А.В., начальник Западно-Сибирской железной дороги
С. 52 –54. 2 рис.

Проанализированы меры по повышению безопасности работы Западно-Сибирской железной дороги по итогам 2009 г., повышению надежности работы технических средств и уменьшению влияния человека на производственные процессы. На основе анализа работы хозяйств и случаев отказа выявлены насущные задачи, стоящие перед заводами-изготовителями, учеными и работниками дороги: довести уровень надежности локомотивов до соответствия техническим условиям, разработать современные диагностические комплексы для выявления неисправностей подвижного состава в эксплуатации, улучшить работу буксового узла, перевести подвижной состав на новые типы подшипников, повысить качество изготовления рельсов и их дефектоскопирования при эксплуатации.

Ключевые слова: Западно-Сибирская железная дорога; надежность работы технических средств; коэффициент готовности новых локомотивов; излом оси колесной пары; надежность буксового узла; обновление устройств железнодорожной автоматики и телемеханики; качество изготовления рельсов; дефектоскопирование.

Безопасность движения на Свердловской магистрали.
Супрун В.Н., начальник Свердловской железной дороги
С. 54 –56. 3 рис.

Проанализировано состояние обеспечения безопасности движения поездов по итогам 2009 г. во всех хозяйствах Свердловской дороги, определены риски возникновения нарушений и представлены корректирующие меры по их снижению. Основными факторами риска названы: неудовлетворительное качество изготовления новых локомотивов серии 2ЭС6 на Уральском заводе железнодорожного машиностроения, нарушение регламента переговоров при поездной и маневровой работе, некачественное текущее содержание пути и неудовлетворительная работа средств дефектоскопии.

Ключевые слова: Свердловская железная дорога; локомотивы серии 2ЭС6; ДТП на переездах; универсальное защитное устройство (УЗП У); регламент переговоров при поездной и маневровой работе.

Система менеджмента безопасности движения.
Молдавер В.И., начальник Московской железной дороги
С. 57–59. 7 рис.

Проанализировано положение с безопасностью движения на Московской железной дороге, отмечено снижение аварийности в 2009 г. Выявлены имеющиеся проблемы, приводящие к отказу технических средств, и представлены меры по сокращению уровня аварийности: внедрение системы менеджмента безопасности движения, основанной на современных принципах управления; принципиально новой технологии обслуживания обустройств; создание на дороге Центра мониторинга и Ситуационного центра для своевременного контролирования работы технических средств, выявления их предотказных состояний; активное использование системы автоведения поездов (САВП) в грузовом и пригородном движении.

Ключевые слова: Московская железная дорога; снижение аварийности; Программа повышения безопасности движения; менеджмент безопасности движения; Центр мониторинга и Ситуационный центр; новая технология текущего обслуживания технических средств; система автоведения поездов (САВП).

Реализуя стратегию обеспечения гарантированной безопасности движения.
Валинский О.С., первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги
С. 60–61. 4 рис.

Отмечено снижение уровня аварийности на всех отделениях Октябрьской железной дороги и во всех хозяйствах, за исключением локомотивного комплекса, в 2009 г. Приведены данные нарушения безопасности движения в 2009 г. и целевые показатели на 2010 г. Проанализированы причины нарушений, названы слабые участки. Составлен перечень возможных рисков, связанных с эксплуатацией инфраструктуры на линии Москва – Санкт-Петербург. В рамках реализации Стратегии обеспечения гарантированной безопасности разработаны необходимые корректирующие меры, регламенты взаимодействия между дирекциями и службами, группа стандартов, регламентирующих проведение технического аудита.

Ключевые слова: Октябрьская железная дорога; уровень аварийности; Стратегия обеспечения гарантированной безопасности; менеджмент безопасности движения; причины отказов технических средств.

Вопросы кадрового обеспечения безопасности движения.
Лёвин Б.А., президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор
С. 62 –63. 2 рис.

Рассматривается необходимость наращивания и систематизации сотрудничества ученых и работников железнодорожной отрасли по всем вопросам обеспечения безопасности движения, создания единого научного пространства вузы – НИИ ОАО «РЖД ». Представлен алгоритм взаимодействия вузов и компании. Названы необходимые условия для повышения уровня подготовки персонала, его компетенций: комплексная подготовка специалистов с акцентом на безопасность движения; подготовка инструкторов-инспекторов по безопасности движения; доступная база данных о причинах аварий и браков; производственная практика на рабочих местах; контроль за соблюдением сроков повышения квалификации персонала; мотивация к безаварийной работе; подготовка профессорско-преподавательского состава на ведущих зарубежных предприятиях.

Ключевые слова: квалификация персонала ОАО «РЖД»; нематериальные активы; единое научное пространство вузы – НИИ ОАО «РЖД»; кадровый потенциал; уровень подготовки персонала.

Технический аудит – путь к повышению безопасности.
С.В. Палкин, начальник Центра технического аудита
С. 63 –65. 5 рис.

Приведены данные по количеству и структуре отказов гарантийного подвижного состава, охвату производителей приемочным контролем. Рассмотрены направления инспекционной работы и технического аудита на железнодорожном транспорте в целях более эффективного контроля производителей, приближения качества продукции к заданному уровню гарантированной безопасности. Это реализация положений регламента Центра технического аудита; изменение корпоративных требований по наиболее важным показателям качества; усиление приемочного контроля; внедрение Центром технического аудита стандарта IRIS на системных предприятиях в сочетании с процессом освоения в компании системы обеспечения безопасности RAMS.

Ключевые слова: структура отказов гарантийного подвижного состава; инспекционная работа и технический аудит на железнодорожном транспорте; регламент Центра технического аудита; стандарт IRIS; система обеспечения безопасности RAMS.

Новые методы учета парка грузовых вагонов и расчета оборота вагона.
Филипченко С.А., начальник Управления анализа и статистики Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД», кандидат технических наук
С. 67-70. 1 табл., 4 рис.

Рассмотрены преимущества перехода на новую систему учета вагонных парков, предусматривающую учет в рабочем парке вагонов резерва, а также приватных и арендованных вагонов на путях необщего пользования. Такой подход обеспечивает повышение достоверности учета рабочего парка, точность расчета оборота вагона и позволяет оперативным работникам правильно оценивать состояние эксплуатационной работы на железных дорогах. Показано распределение парка грузовых вагонов РФ по виду собственности, приведены сравнительные расчеты рабочего парка и оборота грузового вагона по старой и новой методике.

Ключевые слова: расчет оборота вагона; учет парка грузовых вагонов; рабочий и нерабочий парк вагонов; распределение парка грузовых вагонов по виду собственности.

Увеличение скоростей перевозки грузов как фактор повышения экономической эффективности железных дорог.
Курбасов А.С., профессор МИИТа, доктор технических наук
С. 71–73. 2 табл.

Описаны причины отставания РЖД в области модернизации тягового подвижного состава, представлены оптимальные параметры перспективного электровоза. Представлены расчетные параметры двух перспективных электровозов с асинхронным тяговым приводом в сравнении с параметрами серийного электровоза ВЛ 80С, свидетельствующие о том, что железные дороги вполне могут иметь более высокую скорость доставки грузов, чем у морского и автомобильного транспорта. Обоснована необходимость программы модернизации технологических средств и организации перевозочного процесса на базе новых технологий, рассчитанной на 15–20 лет.

Ключевые слова: электровозы с асинхронным тяговым приводом; асинхронный тяговый электродвигатель (ТЭД); вождение тяжеловесных поездов; участковая скорость; конкурентоспособность железных дорог; высокоскоростное движение.

Снижение электропотребления при проведении сварочных работ.
Сахно Л.И., заместитель генерального директора по научной работе ООО «ВНИИ электросварочного оборудования (ВНИИЭСО)», профессор, доктор технических наук,
Глазов В.В., технический директор НПО «Завод «Электрик», кандидат технических наук,
Семёнов А.Ф., заведующий лабораторией промышленной электроники отдела систем управления ООО «ВНИИЭСО»,
Власов Р.М., главный инженер дирекции по ремонту вагонов Октябрьской железной дороги
С. 76–77. 2 рис., 1 табл.

Описаны постовые устройства (чопперы), заменяющие балластные реостаты в многопостовых системах вагоноремонтных депо. Приведены расчеты и данные испытаний разработанных в НПО «Завод «Электрик» (г. Санкт-Петербург) импульсных регуляторов РИ-322, РИ-323. Согласно этим расчетам годовой экономический эффект от внедрения импульсных регуляторов позволит почти в 2 раза повысить КПД многопостовой системы.

Ключевые слова: балластный реостат; импульсный регулятор; регуляторы РИ-322, РИ-323; многопостовая система; экономический эффект от внедрения импульсных регуляторов.