«Железнодорожный транспорт»
№ 5 2010 год

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 год

В.И. Якунин подписал трехстороннее соглашение о сотрудничестве Состоялся XXX съезд Роспрофжела

Содержание и аннотация журнала


назад
 

Коротко о важном
стр. 2

Эксплуатационная работа

маркированный список Повышать эффективность управления перевозочным процессом
стр. 4
маркированный список Морозов В.Н.
Цели и задачи структурных преобразований в хозяйстве перевозок
стр. 5
маркированный список Миронов А.Ю.
Актуальные задачи дирекций управления движением
стр. 7
маркированный список Молдавер В.И.
Эффективная система управления перевозками
стр. 15
маркированный список Никитин В.Н.
Совершенствуем управление эксплуатационной работой
стр. 20
маркированный список Голдовский М.А.
Работая в новых условиях
стр. 27
маркированный список Владимиров В.В.
Управление перевозками в границах новых структурных подразделений
стр. 29
маркированный список Шипулин Н.П.
О переходе дорожной дирекции в Центральную дирекцию управления движением
стр. 31
маркированный список Сайбаталов Р.Ф.
Системная оценка регламента переговоров
стр. 33
маркированный список Тимофеев В.Н.
Опыт организации работы опорной станции
стр. 36
маркированный список Богданов С.В.
Центр по работе со станциями
стр. 40
маркированный список Киреевнин А.Б.
Взаимодействие подразделений путевого хозяйства и дирекции управления движением на линейном уровне
стр. 42
маркированный список Пономарёва Г.А.
Приоритетные задачи работы с кадрами в условиях формирования вертикали управления движением
стр. 47
маркированный список Сытник В.И.
Об организационно-функциональной структуре Центральной дирекции управления движением
стр. 52

Пульс сети
стр. 55

Подвижной состав

маркированный список Сизов С.В.,
Аристов В.П.,
Костюков В.Н.,
Костюков А.В.,
Казарин Д.В.

Автоматизированная диагностика электрических цепей МВПС
стр. 56
маркированный список Оганьян Э.С.
Оценка остаточного ресурса и продление сроков службы локомотивов
стр. 59
маркированный список Лозбинев В.П.,
Бейн Д.Г.,
Козлова О.Н.

О нормах проектирования кузовов грузовых вагонов
стр. 60
маркированный список Самойлова Е.В.
Смазка зубчатых передач
стр. 63

Ученые отраслевых вузов - транспорту

маркированный список Пляскин А.К.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
стр. 64

Экономика

маркированный список Резер А.В.
Система финансовой логистики на железнодорожном транспорте
стр. 66

Из истории железных дорог

маркированный список Касаткин Г.С.
Подземные дворцы. К 75-летию Московского метрополитена
стр. 73

На железных дорогах мира
стр. 78

Аннотация статей номера

Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за апрель 2010 года. Подробнее…
 

Эксплуатационная работа

Повышать эффективность управления перевозочным процессом
По материалам сетевого совещания

В ходе реструктуризации управления производственной деятельностью в 2009 г. в ОАО «РЖД» в статусе филиала компании создана Центральная дирекция управления движением – ключевое звено блока управления перевозочной деятельностью компании. На первом этапе в ее состав вошли Октябрьская, Красноярская и Восточно-Сибирская региональные дирекции управления движением. В ближайшее время планируется перевести в Центральную дирекцию соответствующие структуры остальных 14 железных дорог. В рамках новой вертикали управления движенческим блоком компании должна быть сформирована эффективная система организации перевозок, которая обеспечит устойчивую работу ОАО «РЖД». Обмену накопленным опытом структурных преобразований и выработке направлений дальнейшей работы в этой важной сфере производственной деятельности ОАО «РЖД» было посвящено, в частности, состоявшееся в феврале 2010 г. в управлении Московской железной дороги сетевое совещание начальников дирекций управления движением, в котором приняли участие руководители компании, департаментов, филиалов и отраслевых научных организаций. Вся подборка...
 


Цели и задачи структурных преобразований в хозяйстве перевозок
В.Н. Морозов

В 2009 г. работа производственного блока ОАО «РЖД» велась в условиях активного реформирования системы управления эксплуатационной работой. Проектный подход и единая методология позволили четко скоординировать проводимые преобразования, которыми были охвачены более 700 подразделений компании. В качестве филиалов компании созданы ЦФТО, дирекции управления движением, тяги и ремонта тягового подвижного состава. Положительные производственные и финансовые результаты 2009 г. свидетельствуют, что основные направления преобразований выбраны правильно. Так, компанией реализован ряд мер по повышению качества и эффективности перевозочного процесса, обеспечен ввод в опытную эксплуатацию прогрессивной технологии управления тягой (работа общим парком локомотивов) на важнейших полигонах сети, активизирована работа по организации вождения соединенных и тяжеловесных поездов. Благодаря технологическим инновациям и своевременным организационным решениям все бюджетные показатели использования подвижного состава выполнены. Аннотация статьи...
 


Актуальные задачи дирекции управления движением
А.Ю. Миронов

Железнодорожная отрасль России переживает период реформирования. И все эти годы неизменными остаются главные цели реформы: сделать железнодорожный транспорт более эффективным, доступным, безопасным, конкурентоспособным и удовлетворяющим потребности государства в перевозках. В 2009 г. был пройден первый сложный этап перехода к новой структуре управления перевозочной деятельностью компании: создана Центральная дирекция управления движением с тремя структурными подразделениями – региональными дирекциями. Формирование дирекций осуществлялось фактически «на марше» в условиях реализации антикризисных мер и обострения конкуренции в вопросах управления парками грузовых вагонов. Одной из отличительных особенностей эксплуатационной работы в прошлом году стало беспрецедентное увеличение объемов перевозок в направлении Восточного полигона сети на фоне общего снижения погрузки на железных дорогах на 15%. Изменение корреспонденций вагонопотоков в направлении дальневосточных портов и Китая в условиях динамичного роста приватного парка и ограниченной пропускной способности инфраструктуры привело к резкому снижению эффективности работы подвижного состава на железных дорогах Востока. Аннотация статьи...
 


Эффективная система управления перевозками
В.И. Молдавер

Эксплуатационная длина Московской железной дороги составляет почти 9 тыс. км, т.е. 11% протяженности сети. На долю дороги приходятся четверть всех дальних перевозок пассажиров в стране и почти половина пригородных. По объему погрузки (во внекризисных условиях) дорога занимает шестое место, при этом такого широкого спектра номенклатуры грузов, с которыми ей приходится работать, нет ни на одной из остальных железных дорог сети. Московская магистраль является уникальным транспортным узлом, особенно в центральной ее части. Здесь в единую технологию увязаны 11 радиальных направлений (с учетом Октябрьской дороги) посредством Большого Московского окружного кольца (БМО) протяженностью 490 км и Малого кольца протяженностью 54 км. Аннотация статьи...
 


Совершенствуем управление эксплуатационной работой
В.Н. Никитин

Московская железная дорога расположена на территории Московской, Брянской, Калужской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской, Владимирской, Рязанской и Липецкой областей России, граничит с Украиной и Белоруссией. В настоящее время обмен поездов производится по 17 стыковым пунктам из 30. Сегодня дорога насчитывает 567 станций: 10 сортировочных (20% всех сортировочных станций сети), 46 участковых, 74 грузовых, 11 пассажирских и 426 промежуточных. Московский железнодорожный узел является крупнейшим в стране узлом со смешанным движением, отличающимся высокими размерами: 325 пар пассажирских поездов (40% общесетевого показателя), 1530 пар пригородных (45%), 1750 пар грузовых. Аннотация статьи...
 


Работая в новых условиях
М.А. Голдовский

При создании Октябрьской дирекции управления движением были определены основные направления деятельности. К ним относятся: управление движением поездов, организация коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, организация работы дирекции, управление безопасностью движения и охраной труда. Кроме того, были определены ключевые и вспомогательные функции Дирекции управления движением. К ключевым отнесены организация и управление перевозочным процессом и организация коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. К вспомогательным – управление финансово-экономической деятельностью, персоналом и социальными вопросами, а также хозяйственной деятельностью. Аннотация статьи...
 


Управление перевозками в границах новых структурных подразделений
В.В. Владимиров

Восточно-Сибирская железная дорога начиная с июля прошлого года функционирует в обновленной структуре. Уже в октябре 2009 г. была создана дирекция управления движением, имеющая в своем составе железнодорожные станции как структурные подразделения, так называемые опорные станции. Их основная задача – координация работы входящих в их состав станций. Они обеспечивают развозку местных грузов, предоставляют порожние вагоны. Также опорные станции обеспечивают своевременный сбор вагонов, формирование их в поезда, выполнение оперативного плана поездной и грузовой работы, соблюдение норм простоя вагонов транзитных и под грузовыми операциями. Кроме того, на них возложены контроль и организация выполнения мероприятий по безопасности движения поездов, охране труда и технике безопасности, техническому обучению и повышению профессиональной подготовки работников станций, разработка технологических карт работы сборных поездов, вывозных и диспетчерских локомотивов для станций, контроль обеспечения устойчивой работы технических средств станций причастными предприятиями узла. Аннотация статьи...
 


О переходе дорожной дирекции в Центральнуюдирекцию управления движением
Н.П. Шипулин

C1 октября 2009 г. на Приволжской железной дороге начала свою деятельность Дирекция управления движением. В ее состав на момент организации входило девять структурных подразделений, но с начала 2010 г. их число было уменьшено до шести. Теперь на дороге три территориальных центра организации работы станций (Астраханский, Волгоградский и Саратовский) и три крупных станции (Аксарайская II, им. М. Горького и Анисовка). Выстроена новая система взаимоотношений с предприятиями дороги и отделениями, закрепленная в регламентах взаимодействия. Дирекция решает теперь не только производственно-хозяйственные вопросы, но и вопросы, касающиеся кадрово-социальной и финансово-экономической деятельности. Обретя функции представителя работодателя и полномочия в финансово-хозяйственной сфере, она получила реальные возможности стимулировать персонал, принимать меры дисциплинарного воздействия, осуществлять контроль за производственной дисциплиной, планировать затраты на производство по всем направлениям. Это повысило ответственность руководителей, позволило анализировать и решать многие проблемы на стадии их зарождения. Аннотация статьи...
 


Система оценки регламента переговоров
Р.Ф. Сайбаталов

Выполнение регламента переговоров на сегодняшний день составляет одну из наиболее острых проблем в хозяйстве перевозок как на Свердловской железной дороге, так и в целом по сети. В 2009 г. на железных дорогах был допущен 21 случай проезда светофоров с запрещающим показанием, причем 13 из них напрямую связаны с нарушением регламента переговоров, когда локомотивные бригады в силу укоренившейся порочной практики не наблюдают за сигналами, нарушая требование п. 6.1 Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). При построении предварительной причинно-следственной диаграммы было определено, что факторами, влияющими на нарушение регламента переговоров, являются слабые знания исполнителей, отсутствие взаимоконтроля участников переговоров, а также недостаточные меры по устранению выявленных нарушений со стороны руководителей станций и ревизоров движения. Аннотация статьи...
 


Опыт организации работы опорной станции
В.Н. Тимофеев

Железнодорожной станции Зима присвоен статус опорной станции, образованной слиянием станций Зима и Черемхово. Протяженность участка опорной станции составляет 272 км, в ее состав входят 22 линейные станции, из них четыре станции I класса; одна – II; две – III; шесть – IV и восемь станций V класса. Штатное расписание предусматривает 436 штатных единиц, в том числе на цех перевозок приходится 369 штатных единиц, на грузовой цех – 67, в том числе 36 – на руководящий состав. В число основных функций опорной станции по организации эксплуатационной работы входят своевременный сбор вагонов после окончания грузовых операций, устранение технических и коммерческих неисправностей вагонов и формирование их в поезда. На нее возложены развоз местного груза и осуществление мер по ускорению выгрузки вагонов, обеспечение порожними вагонами, организация коммерческих операций при грузовых перевозках в границах опорной станции. Она разрабатывает оперативный план поездной и грузовой работы всего комплекса линейных станций на основании суточного и сменного задания дирекции, разрабатывает и утверждает технические нормы эксплуатационной работы, рассчитывает и утверждает нормы простоев вагонов транзитных и под грузовыми операциями на год, с разбивкой по кварталам. Нормы простоев вагонов для опорной станции устанавливаются дирекцией. Аннотация статьи...
 


Центр по работе со станциями
С.В. Богданов

На Октябрьской железной дороге с 01.04.2009 г. были созданы территориальные центры по работе со станциями. Их организовали путем выделения из состава отделений дороги отделов перевозок и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, а также трех структурных предприятий (станций Шушары, Новый порт, СПб-Балтийский-Варшавский). С 01.01.2010 г. территориальные центры переданы в состав Центральной дирекции управления движением с преобразованием их в центры по работе с железнодорожными станциями. Сфера действия Санкт-Петербург-Витебского центра по работе со станциями охватывает территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. В его состав входят 184 станции, из них девять внеклассных, 10 – I класса, 12 – II, 15 – III, 41 – IV и девять станций V класса. Также он включает три припортовых станции (Автово, Новый порт, Лужская) и пять пограничных станций Аннотация статьи...
 


Взаимодействие подразделений путевого хозяйства и дирекции управления движением на линейном уровне
А.Б. Киреевнин

Формирование Дирекции инфраструктуры в рамках холдинга ОАО «РЖД» предполагает организационное обособление блока по управлению объектами инфраструктуры, а также осуществление перехода от территориально-функциональной модели управления к модели управления по видам деятельности. Цель создания Дирекции – повышение эффективности перевозочного процесса при обеспечении требуемого уровня безопасности движения. При создании Дирекции решаются следующие задачи. Во-первых, управление технологическим комплексом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе, обеспечение ее постоянной технической готовности к пропуску объемов грузов, планируемых к перевозкам. Во-вторых, выполнение железными дорогами – филиалами ОАО «РЖД», другими филиалами и ДЗО ОАО «РЖД», сторонними организациями комплекса регламентных и оздоровительных работ, необходимого для поддержания требуемого технического состояния инфраструктуры, а также внедрение, эксплуатация, текущее содержание, ремонт, модернизация и утилизация объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, жилищного фонда, объектов технологического и коммунального назначения ОАО «РЖД». Аннотация статьи...
 


Приоритетные задачи работы с кадрами в условиях формирования вертикали управления движением
Г.А. Пономарёва

В условиях формирования вертикали управления движением одним из ключевых вопросов является создание действенной системы управления персоналом, ориентированной как на организационно-функциональную структуру Центральной дирекции, так и на основные целевые задачи, реализуемые дирекцией на современном этапе. Оперативность создания и перевода дорожных дирекций в состав Центральной дирекции преимущественно зависит от обеспечения надлежащего взаимодействия дирекций с налоговыми органами, фондами, органами статистики, а также с филиалами компании – ИВЦ и Желдоручет. Анализ состояния текущей работы с кадрами в трех пилотных дирекциях, оценка кадрового потенциала вошедших в состав Центральной дирекции хозяйств и влияния человеческого фактора на состояние безопасности движения поездов позволили сформулировать четыре главные цели, подлежащие первостепенной реализации как в условиях существующей структуры ЦД, так и на первом этапе после завершения формирования вертикали управления движением. Аннотация статьи...
 


Об организационно-функциональной структуре Центральной дирекции управления движением
В.И. Сытник

Формирование организационно-функциональной структуры Центральной дирекции управления движением определяется ее основными задачами и особенностью технологических процессов. Реализация новых технологических решений в организации перевозочного процесса потребовала построения единой вертикали управления с четким распределением функций и ответственности. Целевое состояние Центральной дирекции по завершении формирования всей вертикали предусматривает трехуровневую структуру управления движением с общей штатной численностью более 111 тыс. человек. Аннотация статьи...
 

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годПульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за апрель 2010 года. Подробнее...
 

Подвижной состав

Автоматизированная диагностика электрических цепей МВПС
С.В. Сизов, В.П. Аристов, В.Н. Костюков, А.В. Костюков, Д.В. Казарин

Обеспечение безопасности и бесперебойности железнодорожных пригородных пассажирских перевозок в условиях роста интенсивности эксплуатации моторвагонного подвижного состава (МВПС) выдвигает жесткие требования к уровню его технического обслуживания и ремонта. Согласно статистической отчетности ОАО «РЖД» чаще подвергаются отказам наиболее сложные узлы, аппараты и системы электропоездов, требующие высококвалифицированного обслуживания и ремонта. На долю электрических цепей, включающих низковольтные цепи управления, высоковольтные силовые и вспомогательные цепи, являющихся наиболее сложной системой электропоезда, приходится не менее 55% браков, отказов и повреждений. Большинство из них вызваны неудовлетворительным качеством обслуживания и ремонта в депо. Аннотация статьи...
 


Оценка остаточного ресурса и продление сроков службы локомотивов
Э.С. Оганьян

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годКонструкции железнодорожного подвижного состава во время эксплуатации подвергаются статическим, квазистатическим и динамическим нагрузкам, вызывающим упругие и упругопластические деформации в отдельных зонах или элементах деталей. При этом накопление повреждений в материале деталей не должно приводить к внезапным отказам и полной потере их работоспособности. Многолетний опыт эксплуатации локомотивов подтверждает правильность заложенных в нормах для их проектирования основных требований к расчетным нагрузкам и показателям динамики и прочности несущих конструкций: нормативный коэффициент запаса 2 обеспечивает их работу в течение назначенного срока службы (25–30 лет) с риском порядка 10-4 для всего парка локомотивов. Однако эти нормы нуждаются в уточнении и дополнении на основе накопленного опыта эксплуатации и с учетом современных знаний по оценке и обеспечению необходимой долговечности и безопасности эксплуатации сложных механических средств. В связи со старением подвижного состава и выработкой назначенных сроков службы актуальными являются исследования остаточного ресурса конструкций. Аннотация статьи...
 


О нормах проектирования кузовов грузовых вагонов
В.П. Лозбинев, Д.Г. Бейн, О.Н. Козлова

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годНормы проектирования вагонов – важный документ, во многом определяющий технический процесс в вагоностроении и одновременно гарантирующий безопасность конструкций вагонов в эксплуатации. Нормы подлежат пересмотру не реже одного раза в 10 лет, что позволяет учесть достигнутый уровень развития науки и новые условия эксплуатации. Однако отдельные положения Норм уже в течение нескольких десятилетий остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них. «При расчете боковых стенок и шкворневых балок рам кузова влияние центробежной силы допускается учитывать путем увеличения силы тяжести брутто (или напряжений от нее) на 10%». Эта рекомендация не учитывает, что центробежная сила, являющаяся боковой нагрузкой на кузов, вызывает изгиб стоек и панелей боковых стен. При наличии в кузове сыпучего груза для одной из боковых стен изгиб от центробежной силы суммируется с изгибом от сил распора сыпучим грузом. Аннотация статьи...
 


Смазка зубчатых передач
Е.В. Самойлова

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годНа ремонтных предприятиях ОАО «РЖД» используется большое количество станков и оборудования с различного рода зубчатыми передачами, в том числе низкооборотными. При этом большое значение имеет их своевременная и качественная смазка, позволяющая увеличить сроки эксплуатации передачи. Известные способы смазывания тихоходных зубчатых передач основаны на нанесении пластичных смазок на элемент, вступающий в контакт с нагружаемым колесом. Недостатком этих способов является вытеснение смазки непосредственно из зоны контакта в одну или обе стороны в зависимости от формы зуба в связи с высокими удельными нагрузками. В результате передача работает в условиях сухого трения, что приводит к ее повышенному износу, увеличивает вероятность схватывания при повышении температуры в зоне контакта. Аннотация статьи...
 

Ученые отраслевых вузов - транспорту

Дальневосточный государственный университет путей сообщения
А.К. Пляскин

В нынешних экономических условиях особое внимание уделяется научно-техническим разработкам, направленным на снижение потребления топливно-энергетических и экономию материальных и трудовых ресурсов. Активно ведут научно-исследовательский поиск в области ресурсосбережения ученые ДВГУПСа. Вот некоторые из предлагаемых ими разработок и решений. Устройство оценки степени теплового износа контактного провода электрифицированных железных дорог. В процессе эксплуатации контактные провода подвергаются различным видам износа, в том числе и тепловому. В этом случае происходит процесс термического разупрочнения части объема провода под действием тепловых импульсов до величин, превышающих временное сопротивление разрыву, происходящее при механическом (абразивном) или электроэрозионном изнашивании. Для оценки степени теплового износа контактного провода в зависимости от степени его отжига или дугового воздействия предлагается применять устройство, в состав которого входят ультразвуковой преобразователь, механические части и штанга-держатель для фиксации приемного датчика в условиях эксплуатации и ультразвуковой дефектоскоп А 1212 или его модификации. В качестве диагностирующего параметра предлагается использовать коэффициент ослабления ультразвуковых сигналов. Подробнее…
 

Экономика

Система финансовой логистики на железнодорожном транспорте
А.В. Резер

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годЛогистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности деятельности предприятий. Значительный прогресс в рационализации деятельности предприятий может быть достигнут путем максимальной координации материальных, товарных и финансовых потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. В логистике как науке об управлении движением материальных, информационных и транспортных потоков во времени и в пространстве от пункта производства до пункта потребления товара важной составляющей считается финансовая логистика, которая представляет собой систему управления, планирования и контроля финансовых потоков на основе информации и других данных по организации материальных и транспортных потоков в логистических цепях поставок. Задачей управления финансовыми потоками в логистических цепях поставок является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам, а также источникам финансирования, которые должны отвечать требованиям минимальной цены. Аннотация статьи...
 

Из истории железных дорог

Подземные дворцы. К 75-летию Московского метрополитена
Г.С. Касаткин

75 лет назад 15 мая 1935 г. было открыто регулярное движение поездов на линиях первой очереди Московского метрополитена. Общая длина линий составила 11,4 км. На прямой диаметральной линии длиной 9 км, было сооружено 10 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), «Дзержинская» («Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Крымская площадь» («Парк культуры»). На Арбатском радиусе длиной 2,4 км были построены 3 станции: «Улица Коминтерна» (впоследствии «Калининская», ныне «Александровский сад»), «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь». Знаменательному событию в истории отечественного метрополитена – пуску первой очереди московского метро – предшествовал большой подготовительный период. Первые проекты метрополитенов Петербурга и Москвы разрабатывались русскими инженерами еще в конце XIX – начале XX в. Однако они не были реализованы по целому ряду причин, прежде всего финансовым. Подробнее…
 

«Железнодорожный транспорт» № 5 2010 годНа железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за апрель 2010 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования