«Железнодорожный транспорт»
7 2010 год

Аннотация статей


Иванов П.А., первый заместитель начальника Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
О графике движения поездов и плане формирования грузовых поездов на 2010/2011 год С. 10-16. 10 рис.

Приведены основные нормативы и показатели нового графика движения и плана формирования поездов, разработанные на основе оптимального режима управления движением поездов - энергооптимальных графиков движения и автоведения. Показаны основные направления развития тяжеловесного движения, рассмотрены резервы улучшения эксплуатационной работы и совершенствования графика движения, подведены итоги разработки нового графика движения и плана формирования поездов как реального инструмента выполнения бюджетных заданий.

Ключевые слова: график движения поездов; план формирования грузовых поездов; размеры движения; технология «твердых ниток» графика; энергооптимальный график; обращение поездов повышенного веса; соединенный поезд; гарантийный участок безопасного проследования вагонов.

Воробьёв В.Б., Вице-президент ОАО «РЖД»
Повышаем скорости С. 17.

В связи с принятием графика движения поездов и плана формирования грузовых поездов на 2010/2011 г. проанализировано состояние железнодорожных путей как один из факторов, влияющих на успешное выполнение графика. Приведены основные технические параметры состояния верхнего строения пути, итоги выполнения ремонтно-путевых работ с применением новых технологий, в результате чего увеличилась протяженность главных путей, повысилась скорость движения, уменьшилась протяженность участков с ограничением скорости. Поставлены задачи по дальнейшему поддержанию существующего уровня скоростей движения и соблюдению графика движения поездов.

Ключевые слова: средневзвешенные скорости движения; ограничение скорости; коэффициент реализации технической скорости; Программа оздоровления пути на период 2011-2015 гг.; технология закрытого перегона.

Машталер Ю.А., начальник Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД»
Обеспечение графика перевозок локомотивной тягой С. 18-20. 4 рис.

Показана деятельность Дирекции тяги по обеспечению локомотивным парком запланированного в новом графике движения поездов роста объема перевозок, отражена подготовка локомотивов для организации вождения тяжеловесных и соединенных поездов. Приведены схема внедрения энергооптимальных расписаний пассажирских поездов, оптимальная потребность в локомотивных бригадах, план подготовки и стажировки помощников машиниста на должность машиниста. Отражены проблемы с выполнением графика движения поездов.

Ключевые слова: график перевозок; организация вождения тяжеловесных поездов; организация вождения соединенных поездов; подготовка локомотивного парка; эксплуатируемый парк грузовых локомотивов; интеллектуальная система автоматизированного вождения соединенных поездов (ИСА ВПРТ ); оптимальная потребность в локомотивных бригадах.

Филипченко С.А., начальник Управления анализа и статистики ОАО «РЖД»
На основе достоверной информации и новых принципов статистического наблюдения С. 21.

Показана деятельность Управления анализа и статистики на принципиально новой основе с учетом проведения единой политики ОАО «РЖД» в области информатизации и статистического учета и отчетности, внедрения и использования централизованных автоматизированных систем, направленная на строгое выполнение графика движения поездов. Для повышения достоверности отчетных данных Управлением введена в промышленную эксплуатацию отчетность формы ДО-13ВЦ; разработана новая автоматизированная отчетность по учету выполнения расписания движения грузовых поездов. Рассмотрены проблемы с выполнением графика движения поездов.

Ключевые слова: выполнение графика движения поездов; отчет формы ДО-13ВЦ; отчет формы ДО-14 ВЦ; расписание по прибытию на станции посадки/высадки; выполнение графика проследования грузовых поездов; система учета расписания движения пригородных поездов.

Ададуров С.Е., генеральный директор ОАО «НИИАС»
Новый подход к организации вагонопотоков С. 22-24. 2 рис.

Сформулированы важнейшие направления инновационного развития ОАО «РЖД» в отношении плана формирования и графика движения поездов. Представлена разработанная ОАО «НИИАС» базовая версия системы информационно-аналитической поддержки разработки и корректировки плана формирования поездов. Переход к вариантным технологическим режимам работы сети позволит подчинить изменяющиеся транспортные потоки единой общесетевой стратегии управления. Детальный анализ продвижения таких потоков с разработкой и реализацией мер по ускорению их продвижения - актуальная задача, стоящая перед институтом.

Ключевые слова: Технологические нормативы рационального соотношения вагонных парков и вместимости путевого развития полигонов сети ОАО «РЖД»; информационно-аналитическая поддержка разработки и корректировки плана формирования поездов; вариантный технологический режим работы сети.

Тишанин А.Г., вице-президент ОАО «РЖД»
Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД » С. 25-33. 11 рис.

Обоснована целесообразность создания в ОАО «РЖД» собственного ситуационного центра для повышения уровня безопасности движения. Названы первоочередные задачи по созданию центра, рассмотрены концепция ситуационного центра, информационное обеспечение его работы, взаимодействие функциональных направлений ситуационного центра в штатном режиме и режиме чрезвычайных ситуаций. Приведена схема ситуационных центров Департамента безопасности как составной части ситуационного центра ОАО «РЖД».

Ключевые слова: ситуационный центр ОАО «РЖД»; безопасность движения; транспортная безопасность; пожарная безопасность; мониторинг текущего уровня безопасности движения; штатный режим работы; режим чрезвычайных ситуаций.

Герман Л.А., профессор Нижегородского филиала МИИТа, доктор технических наук,
Селякин В.С., заместитель начальника службы электрификации и электроснабжения Горьковской железной дороги
Автоматизация электроснабжения тяговой сети переменного тока С. 34-40. 6 рис.

Описан разработанный службой электрификации и электроснабжения Горьковской дороги совместно с учеными Нижегородского филиала МИИТа комплекс технических средств, способствующих совершенствованию системы автоматизации электроснабжения тяговой сети и предполагаемых к использованию на линиях скоростного движения. Комплекс содержит эффективную аппаратуру: устройство контроля короткого замыкания (УККЗ) и устройство поиска короткого замыкания (УПКЗ). Описан принцип работы УККЗ и УПКЗ, их использование в различных схемах электроснабжения тяговой сети.

Ключевые слова: автоматические устройства электроснабжения тяговой сети; короткое замыкание в тяговой сети; устройство автоматического повторного включения (АПВ); устройство контроля короткого замыкания (УККЗ); устройство поиска короткого замыкания (УПКЗ).

Певзнер В.О., главный научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук, профессор,
Кочергин В.В., заведующий отделением «Транспортная механика», кандидат технических наук,
Максимов И.Н., заведующий лабораторией,
Полунина Е.А., инженер I категории
Влияние подуклонки рельсов на работу верхнего строения пути С. 41-45. 5 рис., 4 табл.

Рассмотрен механизм влияния подуклонки рельсов на работу верхнего строения пути. Приведены результаты исследования, проведенного на созданном во ВНИИЖТе 18-шпальном стенде, позволяющем моделировать любую схему и любое сочетание величин нагрузок, имитирующих воздействие подвижного состава на путь. Рассмотрено влияние двухточечного и одноточечного контакта колес и рельсов на деформационную картину прокладок-амортизаторов и соответственно на их ресурс. Приведены результаты математического моделирования нагружения рельсов по схеме одно- и двухточечного контактирования.

Литература:

1. Л.С. Дурново «Организация ремонта и содержания пути», т.1 М.. Трансжелдориздат, 1945г., с.305-307.

2. С.Д. Поваренков, А.С. Морошкин, А.Д. Третьяков «Содержание и ремонт железнодорожного пути». М., Трансжелдориздат, 1962 г.

3. В.О.Певзнер, А.А.Еремушкин «Текущее содержание пути на высокогрузонапряженных линиях», «Путь и путевое хозяйства» №5, 2005 г.

Ключевые слова: подуклонка; верхнее строение пути; путеизмерительный комплекс «ЭРА»; 18-шпальный стенд для испытаний скреплений; рельсошпальная решетка со скреплениями АРС-4; двухточечный и одноточечный контакт колес и рельсов; рельсовое скрепление; жесткость прокладок-амортизаторов.

Манаков А.Д., старший научный сотрудник Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук, доцент
Единство терминологии в области защиты устройств от перенапряжения С. 46-48. 2 рис.

Приведены схемы распределения перенапряжений: по определениям МЭК и принятая в хозяйстве автоматики и телемеханики. Показана необходимость обеспечения единой терминологии в области защиты устройств от воздействия электромагнитной энергии в связи с предусмотренным программой реформирования ОАО «РЖД» объединением в инфраструктуру перевозочного процесса ранее самостоятельных хозяйств электротехнического направления - электроснабжения, автоматики и телемеханики и связи.

Литература:

1. ОСТ 32.17-92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения. СПб, ПИИТ, 40 с.

2. Методические указания по защите распределительных электрических сетей напряжением 0,4-10 кВ от грозовых перенапряжений //Федеральная сетевая компания единой энергетической системы (ОАО «ФСК ЕАС» /Открытое акционерное общество по проектированию сетевых и энергетических объектов (ОАО «РОСЭП»). - Москва.: 2004. - 78 с.

3. Геллер Б. и Веверка А. Импульсные процессы в электрических машинах. Пер. с англ. - М.: Энергия, 1973. - 440 с.

4. ГОСТ 18311-80(2004). Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий. - М.: Изд-во стандартов, 2004. С изменениями № 1 и 2 утверждёнными в мае 1982 г., в марте 1989 г. (ИУС 9-82, 7-89).

5. Михайлов М.И. и др. Защита сооружений связи от опасных и мешающих влияний / М.И. Михайлов, Л.Д. Разумов, С.А. Соколов. - М.: Связь, 1978. - 288 с.

6. ГОСТ Р 50397-92. Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1993.

7. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2007. - 960 с.

8. Силовые полупроводниковые приборы: Справочник /О. Г. Чебовский, Л. Г. Моисеев, Р. П. Недошивин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 400 с.

9. Чахмахсазян Е. А. и др. Машинный анализ интегральных схем. Вопросы теории и программирования /Е. А. Чахмахсазян, Ю. Н. Бармаков, А. Э. Гольденберг. - М.: Советское радио, 1974. - 272 с.

10. Международный электротехнический словарь. Группа 25 М-43. Производство, передача и распределение электрической энергии. М.: «Сов. Энциклопедия», 1967. - 164 с.

11. Руководящие указания по защите от перенапряжений устройств СЦБ (РУ-90). - М.: Транспорт, 1990. - 60 с.

12. Концепция защиты устройств железнодорожной автоматики и телемеханики от перенапряжений / А. Б. Никитин, О. А. Наседкин, А. Д. Манаков, В. А. Шатохин //Ж.-д. трансп. Сер. «Сигнализация и связь». ЭИ/ЦНТИ. - 2006 г. - Вып. 3 - С. 1-25.

13. Бадер М. П. Электромагнитная совместимость /Учебник для вузов железнодорожного транспорта. - М.: УМК МПС, 2002. - 638 с.

14. ГОСТ Р 51992-2002 (МЭК 61643-1-98). Устройства для защиты от импульсных перенапряжений в низковольтных силовых распределительных системах. Часть 1. Требования к работоспособности и методы испытаний. - М.: Изд-во стандартов, 2003.

15. Манаков, А. Д. Технологичный метод снижения градиентных перенапряжений / А. Д. Манаков, Е. Н. Шатров // Труды 45-й Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии - транспорту и промышленности» Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - С. 141-146.

16. МЭК 62305-5. Молниезащита. Ч. 5: Линии коммуникации.

Ключевые слова: защита устройств от воздействия электромагнитной энергии; использование переменного тока в цепях железнодорожной автоматики; распределение перенапряжений; поперечное перенапряжение; продольное перенапряжение; пробой p-n-перехода.

Буйносов А.П., Доцент УрГУПСа, кандидат техничнских наук
Автоматизированный контроль параметров колесных пар тягового подвижного состава С. 49-50. 5 рис.

Представлена компьютерная программа АРМ «Депо» - часть системы контроля колесных пар, созданная УрГУПС и Институтом информационных датчиков и технологий (ИИДТ ) в рамках отраслевой комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом. Программа позволяет создавать базу данных электронных паспортов колесных пар индивидуально для каждой единицы тягового подвижного состава и, в отличие от аналогов, не только определять степень износа, но и прогнозировать изменение геометрических параметров колесных пар в зависимости от наработки, отслеживать динамику износа бандажей.

Литература:

1. Буйносов А.П., Наговицын В.С., Калмыков А.А., Елфимов В.И. Бесконтактные измерения бандажей колесных пар / // Железнодорожный транспорт. - 1995. - № 11. - С. 34-36.

2. Буйносов А.П. Разработка и аппаратная реализация прибора для измерения геометрических параметров бандажей колесных пар // Транспорт Урала. - 2010. - № 2 (25). - С. 47-53.

3. Буйносов А.П. Основные причины интенсивного износа бандажей колесных пар подвижного состава и методы их устранения. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2009. - 224 с.

Ключевые слова: АРМ «Депо»; система контроля колесных пар; техническое диагностирование; график числа отбочек/перекаток по месяцам; график износа гребня по месяцам; динамика изменения параметров колеса.

Акопян А.Г., заместитель начальника отдела контроля измерительных систем и АСУ Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД»,
Алпацкий В.И., первый заместитель начальника службы пути Куйбышевской железной дороги,
Клебанов Я.М., доктор технических наук, профессор Поволжского отделения Российской инженерной академии,
Бруяка В.А., доцент кафедры «Механика» Самарского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук,
Симаков О.Б., главный инженер «НПЦ ИНФОТРАНС»
Методика анализа состояния пути по динамическим показателям взаимодействия «колесо-рельс» С. 51-53. 7 рис.

Представлена методика определения и анализа качества пути на основе статистических характеристик нормируемых силовых показателей безопасности движения по условиям взаимодействия в системе «колесо-рельс», схема проведения анализа состояния участка пути по данной методике. Такая информация позволит делать заключения о приоритете тех или иных видов ремонтных путевых работ и поддерживать оптимальный уровень безопасности движения при снижении затрат.

Ключевые слова: взаимодействие пути и подвижного состава; динамические характеристики взаимодействия в системе «колесо-рельс»; коэффициент сдвига бесстыкового пути; боковые силы; контрольные карты Шухарта; коэффициент схода.

Карпов Л.А., проректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), директор Российской академии путей сообщения, профессор,
Воробьёв А.А., доктор технических наук, профессор МИИТа,
Сосницкая Т.А., начальник научно-исследовательской лаборатории Московского локомотиворемонтного завода,
Осипов Д.В., аспирант МИИТа
Оценка качества деталей тягового подвижного состава С. 54-55. 2 рис.

Описано применение методов кластерного анализа для оценки качества продукции заводов - изготовителей деталей тягового электроподвижного состава на основе статистических данных, полученных на Московском локомотиворемонтном заводе по результатам выбраковки деталей тяговой передачи электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Дан сравнительный анализ распределения доли брака деталей в зависимости от наработки для различных заводов, проводившийся методом попарного сравнения зависимостей с использованием методов корреляционного и регрессионного анализа.

Ключевые слова: большие зубчатые колеса (БЗК); доля брака БЗК; цементация; БЗК из стали 12ХН3А с ионной цементацией; заводы №№15, 61, 102, 1161; кластерный анализ; кластеризация статистических данных.

Калякулин А.Н., аспирант Самарского государственного университета путей сообщения
Защита силовых цепей электровозов от коротких замыканий С. 56. 1 рис.

Представлено разработанное в результате экспериментов в локомотивном депо Дема Куйбышевской железной дороги устройство защиты электрических цепей от короткого замыкания на корпус и перегревов, защищенное патентом на полезную модель № 76513. Предлагаемое устройство позволяет защищать силовые цепи электровозов не только от коротких замыканий, но и от перегревов, при одновременном упрощении схемы и повышении ее чувствительности, быстродействия и надежности.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Текст]:[утв. Правительством Рос. Федерации 17 июня 2008 г.]. - М., 2008. - 42с.

2. Электровозы ВЛ-10 и ВЛ-10У. Руководство по эксплуатации / Под ред. Канд. Техн. Наук О.А. Кикнадзе. М.: Транспорт, 1981. - 520 с.

3. Устройство защиты электрических цепей от короткого замыкания на корпус и перегревов: патент на полезную модель RU №76513 / И.П. Гордеев, А.И. Гордеев, А.В. Абросимов, А.Н. Калякулин.

4. Гордеев И.П. Исследование и разработка методов повышения надежности корпусной изоляции якорей тяговых электродвигателей тепловозов: Дисс. канд. техн. наук. ?М.: 1980. ?211 с.

Ключевые слова: защита силовых цепей электровозов от коротких замыканий; защита от перегревов; патент № 76513.

Кондратенко К.А., аспирант Самарского государственного университета путей сообщения
Реагирование на выявление системных нарушений при производстве и ремонте подвижного состава С. 57. 1 рис.

Обоснована необходимость принятия новой системы государственного реагирования на выявляемые причины аварий подвижного состава. Предложен порядок реагирования на случаи выявления дефектов при производстве и ремонте подвижного состава. Представлена схема процесса прохождения информации от фиксации причин событий и аварийных ситуаций до выдачи запретов эксплуатации подвижного состава с выявленными дефектами

Ключевые слова: качество тележек грузовых вагонов; аварийные ситуации на сети железных дорог; ремонт и восстановление узлов и деталей вагонов; качество ремонта; система государственного реагирования на выявляемые причины аварий.

Андрончев И.К., профессор Самарского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук ,Саламатин М.А., аспирант
Методика адаптации прогрева маневрового тепловоза к условиям изменения наружного воздуха С. 58-59. 2 рис.

Представлена модель адаптации водяной системы тепловоза к условиям изменения наружного воздуха. Моделирование позволило выработать требования по коридору регулирования температуры в основном элементе системы.

Ключевые слова: водяная система тепловоза; натурные исследования элементов водяной системы; методика исследования водяной системы тепловоза; программа идентификации тепловых параметров водяной системы; конкурс «Новое Звено - 2009».

Верескун В.Д., ректор Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), кандидат технических наук, профессор,
Постников П.М., проректор по учебной работе СГУПС а, кандидат технических наук, доцент,
Мишин Ю.Д., заведующий кафедрой «Философия и культурология» СГУПСа, кандидат философских наук
Высшее образование: наследство обязывает и направляет С. 60. 3 рис.

Рассказано о деятельности Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) по подготовке железнодорожных кадров, проблемах профессионального образования, истории вуза, его традициях, научных связях, об интеграции отечественного высшего образования в мировую систему.

Ключевые слова: Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС); высшее профессиональное образовании; история СГУПСа; задачи инженерного образования; Н.П. Петров.

Прокофьева Т.А., профессор кафедры «Управление логистической инфраструктурой» Государственного университета Высшей школы экономики, доктор экономических наук,
Тулендиев Е.Е., генеральный директор ТОО «ТрансЮгЛогистик», Республика Казахстан, кандидат экономических наук,
Ювица В.Н., соискатель ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка»
Развитие опорной сети региональных транспортно-логистических центров на территории Республики Казахстан С. 64-68. 4 рис., 1 табл.

Рассмотрены перспективы создания в Казахстане логистических центров различных уровней, образующих в совокупности интегрированную транспортно-логистическую систему, способствующую формированию в Казахстане экономики инновационного типа, интенсивному развитию рынка транспортных услуг. Показана организационно-функциональная структура Казахстанской республиканской транспортно-логистической системы, а также принципиальная схема развития и размещения мультимодальных транспортно-логистических центров на территории республики. Приведены данные пооектной мощности МТЛЦ, предлагаемых к размещению на территории Республики Казахстан.

Ключевые слова: логистика; логистический менеджмент; транспортно-логистическая система Республики Казахстан (РК ТЛС); мультимодальный транспортно-логистический центр (МТЛЦ).