«Железнодорожный транспорт»
2 2011 год

 Коротко о важном


Ускорять инновационное развитие

31 января 2011 г. Президент РФ Д .А. Медведев провел в Арзамасе заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященное развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в крупных компаниях с государственным участием. В заседании Комиссии принял участие президент ОАО «РЖД » В.И. Якунин. Выступая на заседании, глава государства признал ситуацию в сфере инноваций неудовлетворительной. Основная причина состоит в том, что руководство госкорпораций и профильные министерства до сих пор не воспринимают эту задачу как приоритетную. Еще одна проблема заключается в отсутствии в государственных компаниях руководителей высшего звена, специально отвечающих за инновационную сферу. При наличии средств на инвестирование в высокотехнологичную сферу наблюдается существенное превышение финансирования опытно-конструкторских работ над финансированием научно-исследовательских работ. Промышленность продолжает внедрять морально устаревшие разработки. Существенные недостатки наблюдаются в патентной сфере: в 2010 г. 22 госкорпорации защитили всего около 1 тыс. патентов, из них только 5 международных, в то время как одна только компания IBM оформила более 3 тыс. патентов. По оценке Президента, нормально патентуются лишь ОАО «РЖД» и Росатом. Причем РЖД - единственная компания, соответствующая среднему международному показателю по уровню расходов на НИОКР. Это, по мнению Президента, самая инновационная компания России. В 2010 г. в ОАО «РЖД» научные исследования выполнялись по 16 приоритетным направлениям. В их числе разработка концепции развития сети железных дорог с шириной колеи 1520 мм, комплексный проект по разработке технологии эксплуатационной деятельности холдинга «РЖД», формирование системы отчетных показателей производственной деятельности холдинга в части управления перевозками грузов, разработка автоматизированной системы построения энергооптимальных расписаний движения пассажирских поездов. Глава государства подчеркнул, что в нынешних условиях госкорпорации должны сыграть решающую роль в модернизации экономики страны. Правительству поручено разработать программы их инновационного развития и предусмотреть значительное расширение расходов на НИОКР. Реализация подобных программ станет катализатором инновационного развития России.

В Правительстве Российской Федерации

Президиум Правительства РФ в январе 2011 г. рассмотрел ход структурной реформы железнодорожного транспорта России. Председатель Правительства В.В. Путин в своем выступлении охарактеризовал достигнутые в процессе реформы результаты, в том числе создание и активную работу полноценного рынка подвижного грузового состава, выделение в самостоятельный сегмент пассажирских перевозок, создание региональных пассажирских компаний, развитие с помощью иностранных партнеров высокоскоростных пассажирских сообщений и др. При этом, по мнению главы правительства, программу развития высокоскоростных магистралей следует скорректировать, ускорить сроки пуска объектов и предусмотреть новые маршруты. Вместе с тем, по словам премьера, структурная реформа на железнодорожном транспорте далека от завершения: ряд важнейших решений только предстоит принять. В связи с этим он предложил продлить срок действия программы реформирования до 2015 г. Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин в числе ключевых задач, которые поставлены перед отраслью в рамках дальнейшего реформирования, назвал вывод пригородных перевозок на безубыточную основу, пересмотр программы высокоскоростного сообщения с учетом проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г., дальнейшее совершенствование тарифного регулирования для обеспечения источников финансирования реализации программы развития железнодорожного транспорта, а также проработку вместе с Минэкономразвития и Минфином первых в новейшей истории России инфраструктурных облигаций.

Подготовлен важный документ

Рабочей группой ОАО «РЖД», Минтранса и Некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» разработаны предложения по внесению изменений в Правила перевозки грузов, касающиеся перемещения порожних вагонов. Подготовленный совместный проект предусматривает пересмотр 10 правил, регулирующих различные аспекты работы с порожним вагоном: от исчисления сроков доставки до правил очистки. Одно из наиболее важных изменений заключается в том, что теперь порожний вагон, по сути, приравнивается к грузу и на его перемещение предлагается оформлять накладную. При этом заявку на порожний подвижной состав предоставлять будет не нужно, однако в накладной в графе «особые отметки» потребуется указывать информацию о владельце вагона. Создание нормативного акта, регулирующего порядок перевозки порожних вагонов, является логичным шагом к организованному рынку. ОАО «РЖД» рассматривает предлагаемые законодательные изменения как важную составляющую решения проблемы перемещения порожних вагонов.

Подписан долгосрочный контракт

Развивается плодотворное сотрудничество ОАО «РЖД» и ЗАО «Объединенная металлургическая компания (ОМК)». В рамках заключенного ранее долгосрочного семилетнего контракта Выксунский металлургический завод с 2003 по 2010 г. произвел и отгрузил свыше 4 млн. железнодорожных колес. Недавно стороны продлили контракт на поставку железнодорожных колес до конца 2015 г. В соответствии с подписанным документом ОМК изготовит и поставит в течение 5 лет в адрес РЖД свыше 3,2 млн. колес. Комментируя подписанное соглашение, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что Российские железные дороги и Объединенная металлургическая компания имеют успешный опыт сотрудничества в области разработки и внедрения цельнокатаных колес повышенной твердости, позволяющих снизить стоимость жизненного цикла инфраструктуры и подвижного состава, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. По словам председателя Совета директоров «ОМК» А.М. Седых, семилетняя перспектива позволила Выксунскому металлургическому заводу модернизировать колесопрокатное производство, что дало возможность наладить выпуск колес нового поколения.

Пригородные перевозки - пассажирскими компаниями

В соответствии с планом мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте в 2011 г. деятельность по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении передается из состава ОАО «РЖД» пригородным пассажирским компаниям. Всего к концу текущего года общее количество созданных пригородных пассажирских компаний, включая ООО «Аэроэкспресс», достигнет 27. Они будут обеспечивать все пригородные железнодорожные перевозки на территории Российской Федерации. Пригородные пассажирские компании создаются как совместно с субъектами Российской Федерации, так и без них (в тех случаях, когда органы власти субъектов Федерации не выражают согласия на участие в уставном капитале пригородных пассажирских компаний). Сегодня на российских железных дорогах хозяйственную деятельность осуществляют 22 пригородные пассажирские компании. В 2011 г. их число пополнят Южно-Уральская, Центрально-Черноземная, Байкальская, Забайкальская пригородные пассажирские компании, а также «Пассажирская компания Сахалин».

Диагностика и мониторинг устройств ЖАТ

На заседании секции «Автоматика и телемеханика» Научно-технического совета ОАО «РЖД», проведенном 25 января 2011 г. под председательством начальника Департамента автоматики и телемеханики Н.Н. Балуева, были рассмотрены пути развития технологии диагностики и мониторинга устройств ЖАТ. Повестка дня заседания включила в себя широкий круг вопросов по обсуждаемым проблемам, в том числе концептуальные требования к системам технической диагностики и мониторинга в хозяйстве автоматики и телемеханики, опыт железных дорог по организации работы специализированных центров, действующих в этой области, проектные и научные разработки. В результате состоявшейся дискуссии были намечены основные ориентиры по организации в хозяйстве в 2011 г. работы по повышению эффективности применения средств диагностики и мониторинга устройств.