«Железнодорожный транспорт»
№ 3 2011 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2011 год

Встреча руководства ОАО «РЖД» и Федерального агентства железнодорожного транспорта с ректорами университетов путей сообщения Итоговое Общее собрание членов ОПЖТ

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 11
 

Архив
 

Указатель
 


2011 год


№ 1 2011 год
 

№ 2 2011 год
 

№ 3 2011 год
 

№ 4 2011 год
 

№ 5 2011 год
 

№ 6 2011 год
 
№ 7 2011 год
 
№ 8 2011 год
 
№ 9 2011 год
 
№ 10 2011 год
 


2010 год


№ 11 2010 год
 
№ 12 2010 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Безопасность движения

маркированный список Совершенствование работы технических средств - основа обеспечения безопасности движения поездов.
Тишанин А.Г.
стр. 4

Эксплуатационная работа

маркированный список Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов.
Бородин А.Ф.,
Сотников Е.А.
стр. 8
маркированный список Учет выполнения графика движения грузовых поездов.
Кузнецов Г.А.,
Крашенинников С.В.,
Свинин С.А.,
Вагизов И.К.
стр. 20
маркированный список Планирование движения поездов и ремонтно-строительных работ.
Феоктистов Л.В.
стр. 26

Пульс сети
стр. 29

Техническая политика

маркированный список О работе Технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт»
стр. 30

Инфраструктура

маркированный список О некоторых проблемах современного путевого хозяйства.
Певзнер В.О.
стр. 36

Менеджмент качества

маркированный список Инновационные аналитические нанотехнологии для контроля объектов транспортной отрасли.
Вакуленко С.П.,
Некрасов В.В.
стр. 41
маркированный список Статистические методы анализа отказов.
Рудзей Г.Ф.,
Бабец Д.А.
стр. 44

Новости от поставщиков
стр. 46

Подвижной состав

маркированный список Универсальная система автоматизированного ведения пассажирского поезда.
Тельпов Б.В.,
Борисенков С.С.
стр. 48
маркированный список Магистральный газотепловоз 2ТЭ116Г: этапы модернизации.
Новиков Д.В.
стр. 54

Социальная и кадровая политика

маркированный список Социальная поддержка ветеранов отрасли. По материалам конференции, посвященной 10-летию Благотворительного фонда «ПОЧЕТ».
стр. 58

Экономика и бизнес

маркированный список О показателях качества организации перевозочного процесса.
Шенфельд К.П.
стр. 64

Транспортная логистика

маркированный список Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем.
Николашин В.М.,
Синицына А.С.
стр. 68

Зарубежный опыт

маркированный список Локомотивный парк Индии.
Лувишис А.Л.
стр. 71

На железных дорогах мира
стр. 78

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за декабрь 2011 года. Подробнее...
 

Безопасность движения

Совершенствование работы технических средств - основа обеспечения безопасности движения поездов
Тишанин А.Г.

В настоящее время в ОАО «РЖД», как известно, разработана и действует комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАСАНТ). За последние три года она позволила поэтапно перейти на единую систему учета и анализа отказов в работе технических средств. Появилась возможность внедрить комплексные методы оценки эффективности эксплуатационной деятельности, как по отраслевым хозяйствам, так и в целом по компании, с использованием единой общесетевой базы данных учета отказов технических средств. Особенностью, отличающей систему КАСАНТ от локальных информационных разработок, действовавших в свое время на ряде железных дорог, стала автоматическая фиксация факта отказа непосредственно на основе информации, вносимой поездным диспетчером в автоматизированный график исполненного движения поездов системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Кроме того, для повышения достоверности данных в систему КАСАНТ изначально заложена возможность формирования информации об отказах технических средств из нескольких источников. Для корректности учета факта отказа, информация по которому поступила из нескольких источников, в системе реализован специализированный механизм проверки поступающих данных на предмет дублирования с возможностью последующего объединения данных пользователями. Аннотация статьи...
 

Эксплуатационная работа

Рациональное соотношение вместимости путей станций и вагонных парков с учетом увеличения доли приватных вагонов
Бородин А.Ф., Сотников Е.А.

Эксплуатационная деятельность ОАО «РЖД» в последние годы испытывает затруднения в поездной и грузовой работе в связи с накоплением избыточных вагонных парков на ряде полигонов сети. В период интенсивного роста грузовых перевозок, несмотря на положительную динамику поставок грузовых вагонов, это приводило к обострению дефицита погрузочных ресурсов для удовлетворения заявок грузоотправителей. С началом спада перевозок нахождение на сети невостребованных порожних вагонов вызвало многочисленные нарушения взаимодействия работы станций и участков, невосполнимые потери пропускной способности, неоправданные расходы. Одной из причин такого положения является несоответствие вместимости путевого развития станций и размеров вагонного парка. Отделением тделением взаимодействия транспортных систем ОАО «НИИАС» с участием ученых и специалистов ОАО «ВНИИЖТ» и Гипротранстэи ОАО «РЖД» выполнено крупное исследование маневренности полигонов железнодорожной сети и разработаны нормативы рационального соотношения вагонных парков и вместимости путей сортировочных, участковых и грузовых станций с учетом увеличения доли приватных вагонов. Аннотация статьи...
 


Учет выполнения графика движения грузовых поездов
Кузнецов Г.А., Крашенинников С.В., Свинин С.А., Вагизов И.К.

Учет выполнения графика движения поездов имеет важное значение для организации ритмичной и безопасной работы железнодорожного транспорта. Его анализ позволяет выявить существующие недостатки в эксплуатационной работе, вызванные отказами технических средств, коммерческими браками, отступлением от нормативов технологических процессов и другими причинами. В настоящее время на железных дорогах сети ОАО «РЖД» учет и анализ выполнения графика выполняется с помощью системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ», информационные возможности которой позволяют диспетчерскому и руководящему аппарату всех уровней эффективно контролировать и управлять перевозочным процессом. В соответствии с Положением об отнесении задержек поездов на службы и хозяйства железных дорог, утвержденным ОАО «РЖД», каждая задержка поезда должна быть отражена на графике и в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ» с указанием времени начала, продолжительности (окончания) задержки и причины, вызвавшей ее. Это позволяет с максимальной точностью вести учет и анализ выполнения графика исполненного движения и своевременно устранять имеющиеся недостатки. Аннотация статьи...
 


Планирование движения поездов и ремонтно-строительных работ
Феоктистов В.Л.

Организация движения поездов и ремонтно-строительных работ - два неразрывно связанных процесса, управление которыми должно осуществляться на основе единого комплексного плана. Разрабатываемый план должен обеспечивать выполнение заданий на перевозки и ремонт пути, соблюдение технологии ремонта, возможность корректировки исходной информации в процессе планирования. При этом в плане должны быть согласованы требования всех участников планирования, часто имеющих несовпадающие интересы. В частности, дирекция управления движением заинтересована в выделении «окон» такой продолжительности, при которой создаются минимальные помехи движению поездов, а ремонтно-строительным организациям требуются достаточно длинные «окна», при которых время на разворачивание и сворачивание работ будет незначительным по сравнению с полезным временем. ВМИИТе разработана технология, автоматизирующая составление для сети железных дорог комплекса из двух планов: плана ремонтно-строительных работ и плана управления движением поездов в условиях ремонта. Разрабатываемый план настолько тесно связывает график движения поездов, план формирования поездов и технологию ремонта, что имеет смысл называть его «План эксплуатации и ремонтно-строительных работ на сети железных дорог ОАО «РЖД»). Аннотация статьи...
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за февраль 2011 года. Подробнее...
 

Техническая политика

О работе Технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт»

Технический комитет по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (ТК 45) является объединением заинтересованных предприятий, организаций и представителей органов исполнительной власти. Он был создан на добровольной основе в целях организации и проведения работ по национальной, региональной и международной стандартизации в области железнодорожного транспорта в соответствии с приказом национального органа по стандартизации от 9 октября 2008 г. № 3254. Деятельность комитета направлена на реализацию Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и смежных с ним законодательных актов, а также на содействие повышению эффективности работ по стандартизации в сфере железнодорожного транспорта на национальном и международном уровнях. В своей работе ТК 45 руководствуется действующим законодательством, стандартами национальной системы стандартизации Российской Федерации, Административным регламентом исполнения национальным органом по стандартизации функции по организации экспертизы национальных стандартов и их утверждению, другими нормативными документами, утвержденными национальным органом по стандартизации. Подробнее...
 

Инфраструктура

О некоторых проблемах современного путевого хозяйства
Певзнер В.О.

Программой развития ОАО «РЖД» перед путейской отраслью на периоды до 2015 и 2030 гг. поставлены весьма сложные и ответственные задачи, решение которых потребует не только количественных, но и качественных изменений в путевом хозяйстве и смежных отраслях. К числу таких задач относятся увеличение в 2-4 раза периодов между полным обновлением верхнего строения пути, обеспечение устойчивого пропуска подвижного состава с осевыми нагрузками 25-27 т, снижение стоимости технического обслуживания пути на 20% и более и т.д. Создание в настоящее время дирекций инфраструктуры и дирекций по ремонту пути, по существу, означает переход от территориального принципа управления к отраслевому. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть ряд современных проблем путевого хозяйства с точки зрения некоторых уроков прошедшего XX века. В течение многих десятилетий путевое хозяйство железных дорог в России, как и в большинстве промышленно развитых стран, было вынуждено решать две кардинальные задачи: повышение мощности верхнего строения пути и создание парка высокопроизводительных машин для сокращения объемов ручного труда при техническом обслуживании пути. Аннотация статьи...
 

Менеджмент качества

Инновационные аналитические нанотехнологии для контроля объектов транспортной отрасли
Вакуленко С.П., Некрасов В.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2011 годНачало нынешнего века ознаменовано нанотехнологической революцией. Одним из наиболее масштабных потребителей продукции нанотехнологий является транспортная отрасль. Нанотехнологические инновации наряду с новыми технологическими подходами играют все большую роль в формировании практически значимых свойств продуктов и материалов. В силу этих обстоятельств сегодня как никогда востребованными становятся инструментальные средства и методы контроля наномасштабных параметров вещества. Именно к таким методам относятся развиваемые учеными МИИТа инструментальные информационно-аналитические нанотехнологии. Согласно концепции, заложенной в основу этих технологий, анализ продукции предлагается проводить по представительному набору обобщенных инструментально измеряемых физико-химических параметров, комплексно характеризующих совокупный компонентный состав и наноструктуру контролируемого объекта. Идентификация объекта (продукта), анализ его качества, безопасности и потребительских свойств в рамках этой концепции сводится к компьютерному сопоставлению совокупности взаимодополняющих обобщенных наномасштабных супрамолекулярных (надмолекулярных) параметров. Аннотация статьи...
 


Статистические методы анализа отказов
Рудзей Г.Ф., Бабец Д.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3 2011 годВ последние годы в структурных подразделениях ОАО «РЖД» остро стоит вопрос о повышении качества отремонтированного подвижного состава. ОАО «РЖД» активно разрабатывает и внедряет корпоративную систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международных стандартов ISO серии 9000, осуществляет постепенный переход к полномасштабной реализации требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. В 2006 г. на Новосибирском электровозоремонтном заводе (НЭРЗ) внедрили и в 2008 г. сертифицировали систему менеджмента качества в Регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. В процессах менеджмента качества широко применяются статистические методы контроля качества продукции, состояния оборудования, анализа деятельности организации. Так, например, метод установления диагноза процесса, основанный на использовании диаграмм Парето и Исикавы, показал свою эффективность при выявлении причин появления брака и отказов, оценке результативности предлагаемых улучшений. В соответствии с принципом Парето 80% нежелательных ситуаций вызываются двумя-тремя факторами, которые необходимо выявить и устранить. Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина—результат. Причинно-следственный анализ Исикавы позволяет выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на исследуемую проблему. Аннотация статьи...
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли. Подробнее...
 

Подвижной состав

Универсальная система автоматизированного ведения пассажирского поезда
Тельпов Б.В., Борисенков С.С.

Профессия машиниста локомотива становится все более сложной. Как показывают исследования, в течение рейса на локомотивную бригаду воздействуют до 10 тыс. факторов-раздражителей. Важнейшей задачей в данной ситуации является поддержание такого состояния машиниста, при котором он может обеспечивать безопасность следования поезда. Один из основных путей ее решения - внедрение универсальной системы автоматизированного ведения пассажирского поезда (УСАВПП). Указанная система предназначена для автоматизированного управления пассажирскими электровозами ЧС2, ЧС2К, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС7, ЧС8, ЧС200. Каждая из ее моделей, относящихся к электровозам той или иной из приведенных серий, имеет ряд технических отличий, обусловленных спецификой локомотива и модификацией аппаратуры системы автоведения. Однако пользовательский интерфейс во многом унифицирован, т.е. ввод команд и принципы управления системой сохраняются. УСАВПП позволяет c высокой точностью исполнять график движения, обеспечивая оптимальный расход электроэнергии. Ее использование облегчает труд машиниста и способствует повышению безопасности движения. Аннотация статьи...
 


Магистральный газотепловоз 2ТЭ116Г: этапы модернизации
Новиков Д.В.

В конце 1980-х гг. на Ворошиловградском (Луганском) тепловозостроительном заводе были построены первые отечественные магистральные газотепловозы: два на базе тепловоза 2ТЭ10 (см. статью в №10 журнала за 2010 г.) и один на базе 2ТЭ116. Каждый газотепловоз состоял из трех секций: двух дизельных и одной криогенной, в которой располагались две криогенные емкости, вмещавшие 17 т сжиженного природного газа. В1991 г. ВНИИЖТ и Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта на полигоне в районе станции Кондрашевская близ Луганска провели наладочные и приемочные испытания газотепловозов 2ТЭ10Г. Испытания показали как преимущества, так и недостатки хранения газа на тепловозе в сжиженном виде. Основным преимуществом является возможность иметь больший его запас на тепловозе: в тендерной секции помещается 17 т сжиженного газа (из которых 3 т - технологический запас, необходимый для поддержания температуры газа) и только 10 т сжатого газа. Отсутствие большого количества газа под высоким давлением также говорит в пользу сжиженного газа. Однако необходимый для сжиженного газа газоводяной теплообменник обладает большой тепловой инерционностью при резкопеременных режимах нагрузки, в результате чего на тепловозе требуется устанавливать дополнительную емкость для сжатого газа, так как в цилиндры дизеля газ подается только в сжатом состоянии. Аннотация статьи...
 

Социальная и кадровая политика

Социальная поддержка ветеранов отрасли. По материалам конференции, посвященной 10-летию Благотворительного фонда «ПОЧЕТ»

В конце 2010 г. в ОАО «РЖД» состоялась конференция «Социальная поддержка ветеранов железнодорожного транспорта: итоги и перспективы». Открывая ее, первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов выразил признательность ветеранам за доблестный труд, преданность отрасли, за годы, посвященные железнодорожному делу. Он отметил, что встречи с представителями ветеранского движения стали хорошей традицией, позволяющей предельно расширить возможности для развития плодотворного сотрудничества всех заинтересованных сторон. Компания считает своей обязанностью предоставлять социальные гарантии своим бывшим труженикам - неработающим пенсионерам. В обращении к участникам конференции президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина было подчеркнуто, что в России с ее обширной территорией железнодорожный транспорт предполагает особую степень социальной ответственности независимо от процессов, происходящих внутри транспортного комплекса, и объективных обстоятельств, с которыми сталкиваются входящие в него компании. Неслучайно ОАО «РЖД» одной из первых крупных российских компаний подписало Коллективный договор, ставший надежным инструментом обеспечения социальных гарантий. На конференции было отмечено, что забота о ветеранах - это результат социальной направленности компании, а фонд «ПОЧЕТ » - важное звено управления отраслевой политикой социальной защищенности бывших тружеников железнодорожного транспорта. Была дана положительная оценка десятилетней деятельности Фонда по выполнению задач социальной поддержки пенсионеров-ветеранов, одобрен проект Благотворительной программы «Социальная поддержка неработающих пенсионеров железнодорожного транспорта России» на 2011-2013 гг. Аннотация статьи...
 

Экономика и бизнес

О показателях качества организации перевозочного процесса
Шенфельд К.П.

Выполнение перевозок грузов приватным парком вагонов оказывает существенное влияние на систему показателей, используемых для оценки качества перевозочного процесса. Прежде всего это относится к такому комплексному показателю, как «оборот вагона», который в современных условиях потерял для ОАО «РЖД» значение норматива определения потребного парка вагонов при выполнении предъявленного объема перевозок, но еще сохраняет роль качественного показателя использования подвижного состава. Но и эта его роль не является бесспорной. В первую первую очередь в показателе «оборот вагона» принципиально меняется учет времени, приходящегося у приватного подвижного состава на одну грузовую операцию, по сравнению с учетом этого элемента у инвентарного парка, а это составляет 20-25% суммарного времени оборота вагона. Сегодня на станциях погрузки-выгрузки для приватного парка грузовых вагонов учитывается лишь время выполнения операций от момента прибытия груженого вагона до его сдачи грузополучателю или от момента предъявления грузоотправителем (оператором подвижного состава) груженого (порожнего) вагона до его отправления со станции. Аннотация статьи...
 

Транспортная логистика

Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем
Николашин В.М., Синицина А.С.

Для реализации стратегических задач по развитию транспортного комплекса и системы товародвижения России нужны не только логисты широкого (экономического) профиля, но и специалисты в области управления конкретными логистическими транспортными и производственными системами. Логистика как научное направление, вид деятельности и предмет изучения должна охватывать не только сферу обращения, но и сферу производства. Поэтому в настоящее время необходима подготовка специалистов по направлению «Логистические транспортные интермодальные цепи доставки грузов». Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по этому направлению подготовлен на кафедре «Логистические транспортные системы и технологии» МИИТа, в научно-образовательном центре «Логистические технологии» (НОЦ «ЛТ»), а также представителями ОАО «ТрансКонтейнер». Аннотация статьи...
 

Зарубежный опыт

Локомотивный парк Индии
Лувишис А.Л.

В 2003 г. железные дороги Индии отметили свое 150-летие. В настоящее время они перевозят 18 млн. пассажиров и 2 млн. т грузов в день и занимают по этим показателям одно из ведущих мест среди железных дорог мира. В 1951 г. железные дороги Индии были национализированы, и с тех пор они развиваются в соответствии с пятилетними планами. Длина железных дорог Индии в 2009 г. составляла более 63 тыс. км, из которых 18 тыс. км электрифицированы. Более 80% железных дорог Индии имеет ширину колеи 1676 мм. В соответствии с одиннадцатым пятилетним планом (2007-2012 гг.) 10 тыс. км железнодорожных линий с шириной колеи 1000 мм будут перешиты на 1676 мм. Начиная с 1960 г. электрификация железных дорог Индии проводится только на переменном токе 25 кВ, 50 Гц. В настоящее время длина линий постоянного тока сократилась в связи с их переоборудованием на переменный ток. Еще в начале 1980-х годов значительная часть грузовых перевозок осуществлялась паровозами, но уже в 1990-1991 гг. паровозы были практически выведены из эксплуатации. Количество тепловозов и электровозов в парке непрерывно растет. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за февраль 2011 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования