«Железнодорожный транспорт»
№ 4 2011 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2011 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 11
 

Архив
 

Указатель
 


2011 год


№ 1 2011 год
 

№ 2 2011 год
 

№ 3 2011 год
 

№ 4 2011 год
 

№ 5 2011 год
 

№ 6 2011 год
 
№ 7 2011 год
 
№ 8 2011 год
 
№ 9 2011 год
 
№ 10 2011 год
 


2010 год


№ 11 2010 год
 
№ 12 2010 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Приоритеты

маркированный список Разработка и продвижение интеллектуальных транспортных систем
стр. 4
маркированный список Основные направления развития интеллектуального железнодорожного транспорта
Гапанович В.А.,
Розенберг И.Н.
стр. 5
маркированный список Актуальные вопросы развития ИТС
Урличич Ю.М.
стр. 12
маркированный список Законодательное обеспечение
Шишкарев С.Н.
стр. 18
маркированный список Веление времени и конкурентное преимущество Российских железных дорог
Ададуров С.Е.
стр. 21
маркированный список Автоматизированные диспетчерские центры как интегрированные интеллектуальные системы управления перевозочным процессом
Поплавский А.А.,
Зиннер В.И.,
Иванов М.Т.
стр. 26
маркированный список Интеллектуальные геоинформационные системы
Беляков С.Л.,
Розенберг И.Н.
стр. 32
маркированный список Интеллектуализация транспортной логистики
Цветков В.Я.
стр. 38
маркированный список Построение цифровых моделей железнодорожного профиля на основе лазерного сканирования
Уманский В.И.
стр. 41
маркированный список Интеллектуальная обработка видеоинформации в задачах транспортной безопасности
Гречухин И.А.,
Каркищенко А.Н.
стр. 45

Пульс сети
стр. 49

Новости от поставщиков
стр. 50

Ресурсосбережение

Энергетическая эффективность компании

маркированный список Потребление энергоресурсов в ОАО «РЖД» в 2010 г.
Школьников Е.Н.
стр. 52
маркированный список О реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» в 2004-2010 гг.
Котельников А.В.
стр. 57
маркированный список Энергосбережение в локомотивном хозяйстве
Игин В.Н.
стр. 61
маркированный список Организация перевозочного процесса и энергосбережение
Яриков И.М.
стр. 66
маркированный список Задачи служб электрификации и электроснабжения
Хананов В.В.
стр. 69
маркированный список Актуализация энергетической стратегии холдинга
Косарев А.Б.
стр. 70

На железных дорогах мира
стр. 78

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за март 2011 года. Подробнее...
 

Приоритеты

Разработка и продвижение интеллектуальных транспортных систем

Рост объемов грузовых и пассажирских перевозок требует дальнейшего совершенствования управления транспортными потоками и перевозочным процессом, эффективности использования и сокращения простоев подвижного состава, улучшения работы всех технических средств. Мировым транспортным сообществом решение актуальных проблем найдено в создании уже не просто систем управления транспортом, а транспортных систем, в которых средства связи, управления и контроля изначально встроены в транспортные средства и объекты инфраструктуры, а управляющие решения принимаются на основе получаемой в реальном времени информации. Задача решается путем построения интегрированной системы «люди - транспортная инфраструктура - транспортные средства» с максимальным использованием новейших информационно-управляющих технологий. Такие продвинутые системы и стали называть интеллектуальными. Российские железные дороги лидируют в разработке и использовании интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В предлагаемой подборке читателям предлагаются материалы ведущих специалистов в области ИТС в нашей стране, посвященные проблемам, решениям и реальным достижениям во внедрении этих инновационных технологий в отрасли. Подробнее...
 


Основные направления развития интеллектуального железнодорожного транспорта
Гапанович В.А., Розенберг И.Н.

Общегосударственная транспортная политика многих развитых стран в настоящее время базируется на разработке и продвижении интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Они рассматриваются как действенное средство решения насущных проблем транспортной отрасли, таких как неприемлемый уровень людских потерь в результате транспортных происшествий, задержки оборота пассажиров и грузов, недостаточно высокая производительность транспортной системы, рост потребления энергоресурсов, негативное влияние на окружающую среду и др. Кроме того, ИТС являются стимулом для развития ряда отраслей промышленности и новых инновационных технологий. К числу последних можно отнести технологии создания интеллектуальных систем управления и мониторинга, создания новых транспортных систем и управления ими, производства наноматериалов, создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепло- и электроэнергии в сфере железнодорожного транспорта, обработки, хранения, передачи и защиты информации, производства программного обеспечения, снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф и др. Аннотация статьи...
 


Актуальные вопросы развития ИТС
Урличич Ю.М.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) представляют собой результат системной интеграции современных навигационных, информационных и коммуникационных технологий, средств автоматизации, транспортной инфраструктуры, средств пользователей, ориентированный на обеспечение безопасности и эффективности транспортного процесса, логистики, повышение комфортности для водителей и пассажиров. Многие страны уже имеют опыт создания интеллектуальных транспортных систем. Так, с начала 1980-х годов США, страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона внедряли программы, ориентированные на информационные технологии для высокоскоростных автомобильных дорог. В настоящее время мировой рынок ИТС продолжает динамично развиваться. Создание единой информационной инфраструктуры транспортного комплекса особенно актуально для Российской Федерации, расположенной в девяти часовых поясах и активно использующей все виды транспорта. Аннотация статьи...
 


Законодательное обеспечение
Шишкарев С.Н.

В Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что при переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития наша страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортной системы на долгосрочную перспективу. Все это требует существенной перестройки отечественного транспортного комплекса. Предстоит решить сложную проблему, сочетающую в себе технические, социально-общественные и информационные аспекты, причем решение должно быть комплексным, на системной основе и базироваться на результатах сбора, обработки и анализа огромного количества разнородных данных. В противном случае локальное улучшение одного из показателей может обернуться ухудшением других. Осознание необходимости комплексного подхода к решению проблем транспортной системы и привело к возникновению понятия интеллектуальных транспортных систем. Аннотация статьи...
 


Веление времени и конкурентное преимущество Российских железных дорог
Ададуров С.Е.

Проходящая структурная реформа железнодорожного транспорта призвана существенно повысить конкурентоспособность России на рынках международных перевозок за счет сокращения времени нахождения пассажиров и грузов в пути, повышения безопасности движения, снижения себестоимости. При этом чрезвычайно важным является повышение транспортной привлекательности железнодорожного транспорта, включающей не только безопасное перемещение грузов, но и предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о движении поездов, местонахождении грузов. Достичь этого можно, лишь применяя инновационные методы, выводя на линию качественно новый подвижной состав, улучшая инфраструктуру транспорта. В последние годы значительная часть прироста объемов перевозок на железнодорожном транспорте получена благодаря применению современных и перспективных научных разработок, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, автоматизированных системах управления и организации перевозочного процесса. Существенную роль при этом играют информационные технологии, способствующие выработке правильных решений при управлении движением, оптимальному расчету графиков движения, снижению производственных затрат. Аннотация статьи...
 


Автоматизированные диспетчерские центры как интегрированые интеллектуальные системы управления перевозочным процессом
Поплавский А.А., Зиннер В.И., Иванов М.Т.

В настоящее время развитие различных автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте все в большей степени происходит в направлении их интеллектуализации. Как правило, создаются интеллектуальные железнодорожные системы для управления отдельными процессами. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект достигается при разработке и внедрении интегрированного взаимоувязанного комплекса интеллектуальных систем. В этом случае создается единое информационное обеспечение, учитывается взаимное влияние управляемых процессов. Показательным примером необходимости создания интегрированного комплекса интеллектуальных систем служат действующие сетевой (ЦУП) и региональный (ДЦУП) автоматизированные диспетчерские центры управления. Здесь функционируют десятки автоматизированных рабочих мест (АРМ) по различным направлениям организации перевозочного процесса, содержания и ремонта устройств инфраструктуры и подвижного состава, а также обеспечения безопасности. Каждый АРМ как человеко-машинная система выполняет определенную целевую функцию. Однако полноценная взаимоувязка этих функций может быть осуществлена лишь при интегрированном построении комплекса интеллектуальных диспетчерских систем. Принципиально можно говорить о единой интеллектуальной системе в автоматизированных диспетчерских центрах управления. Аннотация статьи...
 


Интеллектуальные геоинформационные системы
Беляков С.Л., Розенберг И.Н.

Сегодня геопространственная информация находит все более широкое применение во многих областях человеческой деятельности. Сведения об объектах, событиях и явлениях на Земле и в околоземном пространстве используются в производстве, при транспортировке, планировании и управлении, проектировании и научных исследованиях. Масштаб применяемых геоинформационных систем и сервисов чрезвычайно широк - от картографических сервисов для мобильных устройств, автомобильных GPS-навигаторов до глобальных сетевых геоинформационных серверов в составе ситуационных центров. Каждая из областей применения накладывает особый отпечаток на структуру и функционирование геоинформационных систем. Транспорт относится к одной из важных областей приложения геоинформационных систем. При создании и эксплуатации транспортных систем всегда использовали сведения пространственно-временного характера. Информационное наполнение картографических материалов играет важную роль при проектировании транспортных систем и их элементов, оперативном управлении транспортными потоками, принятии решений в критических ситуациях. Географические карты, планы и разнообразные схемы - это ресурсы, без которых немыслимо существование современных транспортных систем. Аннотация статьи...
 


Интеллектуализация транспортной логистики
Цветков В.Я.

Основная цель интеллектуальной логистики - это организация цепей доставки и управление ими на основе интеллектуальных систем и технологий. Сегодня интеллектуализация транспортной логистики является новым направлением и сталкивается с рядом проблем. Одна из основных - терминологическая, проявляющаяся в подмене понятия «интеллектуализация транспортной логистики» близкими категориями - компьютеризация, автоматизация логистики, комплексное управление транспортными потоками и др. Главная причина этого заключается в близком к интеллектуальной логистике понятии «интеллектуальная транспортная система» (ИТС), которое зачастую трактуется как автоматизированная система управления транспортом, что приводит к сужению проблемы интеллектуализации транспорта до его автоматизации или автоматизации управления. Аннотация статьи...
 


Построение цифровых моделей железнодорожного профиля на основе лазерного сканирования
Уманский В.И.

Важным инструментом повышения уровня безопасности, надежности и бесперебойности функционирования железнодорожного транспорта является мониторинг текущего состояния и содержания объектов инфраструктуры железнодорожных магистралей. В связи с этим в настоящее время активно развиваются методы автоматического мониторинга профиля земляного полотна и верхнего строения железнодорожного пути на протяженных участках дороги. Наряду с наиболее простыми и широко используемыми традиционными и геодезическими методами диагностики в последние годы активно развиваются методы автоматического анализа и обработки результатов диагностики земляного полотна. Они позволяют на основе оценки фактического состояния обосновать очередность и установить сроки ремонта и усиления полотна, повысить безопасность движения поездов благодаря своевременному выявлению поврежденных участков. Аннотация статьи...
 


Интеллектаульная обработка видеоинформации в задачах транспортной безопасности
Гречухин И.А., Каркищенко А.Н.

Современное управление безопасностью перевозок на сети железных дорог обеспечивает весьма высокий ее уровень, однако в настоящее время его возможности во многом исчерпаны. В связи с этим возникает необходимость применения инновационных подходов и внедрения систем нового поколения. Одним из многообещающих путей в развитии качественно новых уровней безопасности является разработка и использование интеллектуальных систем мониторинга, в частности технологий компьютерного зрения. Разработка систем компьютерного зрения относится к проблематике искусственного интеллекта и связана с созданием интеллектуальных машин и интеллектуальных компьютерных программ. Большинство интеллектуальных систем подразумевает активное взаимодействие с окружающим миром. Для получения и формализованного представления информации об окружающей среде используются различные методы и технологии, среди которых технологии компьютерного зрения занимают особое положение. Это объясняется, с одной стороны, обилием прикладных задач, связанных с анализом зрительной информации, а с другой - очень высокой информативностью таких данных. Аннотация статьи...
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за март 2011 года. Подробнее...
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за март 2011 года. Подробнее...
 

Ресурсосбережение

Энергетическая эффективность компании

Железнодорожный транспорт относится к числу крупнейших потребителей электроэнергии в стране, и ее бережливое использование является одним из важнейших факторов повышения эффективности производственной деятельности ОАО «РЖД». Конкретные пути решения этой актуальной задачи политики в сфере энергосбережения определены Энергетической стратегией компании. В публикуемой тематической подборке рассматриваются итоги реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» в 2004-2010 гг., опыт энергосбережения в хозяйствах тяги, электроснабжения, управления перевозками, результаты в области экономии энергоресурсов, достигнутые Российскими железными дорогами в 2010 г. Показаны также приоритетные направления и ориентиры Энергетической стратегии холдинга на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г., задачи по ее реализации на 2011-2013 гг.
 


Потребление энергоресурсов в ОАО «РЖД» в 2010 г.
Школьников Е.Н.

Потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2010 г. в целом по ОАО «РЖД» составило 22,5 млн. т, или около 147,3 млрд. руб., в том числе на тягу поездов 38,7 млрд. кВт.ч электроэнергии и 2,5 млн. т дизельного топлива. Потребление всех видов энергоресурсов на нетяговые нужды оценивается в 6 млн. т у.т., что на 8,2% ниже уровня предыдущего года, в том числе топочного мазута на 11,2%, угля на 14,9%. Принятые меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности производственно-технологических процессов, а также вывод из компании активов отдельных бизнес-единиц позволили в целом по ОАО «РЖД» снизить энергоемкость производственной деятельности на 5,6%. Однако при увеличении цены дизельного топлива к уровню предыдущего года на 16,8% и росте на 22,1% тарифа на электроэнергию увеличение расходов, связанных с потреблением энергоресурсов, в сопоставимых параметрах перевозочной деятельности компании составило почти 20 млрд. руб. Аннотация статьи...
 


О реализации энергетической стратегии ОАО «РЖД» в 2004-2010 гг.
Котельников А.В.

Разработка Энергетической стратегии ОАО «РЖД» придала системность целенаправленной деятельности компании по повышению энергоэффективности железнодорожных перевозок. Одновременно этим было продемонстрировано, что для компании энергосбережение является одним из ключевых факторов повышения рентабельности железнодорожных перевозок. На сегодняшний день практически завершены два этапа реализации Энергетической стратегии, совпавшие с этапами реформирования железнодорожного транспорта. Поэтому именно сейчас целесообразно подвести итоги: что же дала железнодорожному транспорту и стране реализация Энергетической стратегии за прошедший период? Прежде всего на базе Энергетической стратегии ОАО «РЖД» (ЭС) выстроена многопрофильная деятельность тяговой и стационарной энергетики железнодорожного транспорта с созданием единой управляемой и контролируемой сферы деятельности организационных составляющих структур компании, подчиненной единой задаче - энергосбережению. Аннотация статьи...
 


Энергосбережение в локомотивном хозяйстве
Игин В.Н.

На тягу поездов приходится основная часть потребления энергоресурсов в ОАО «РЖД». По итогам работы с 2006 по 2010 гг. благодаря целенаправленной работе удалось значительно сократить энергоемкость перевозочного процесса. Устойчивое снижение удельных расходов за данный период составило: в электротяге - 2%, в теплотяге - 7%. Сэкономлено 645 млн. кВт.ч электроэнергии и 164 тыс. т дизельного топлива на общую сумму 3,9 млрд. руб. Таких результатов удалось добиться за счет эффективного использования рекуперативного торможения. По итогам 2010 г. объем рекуперации составил 1,1 млрд. кВт.ч на сумму 2,3 млрд. руб. Впервые в истории компании рекуперация электроэнергии превысила 1 млрд. кВт.ч; совершенствования системы учета дизельного топлива, в том числе за счет внедрения автоматизированных средств контроля параметров работы тепловозов и учета дизельного топлива; обеспечения эффективной эксплуатации модернизированных тепловозов ТЭ10 и М62 с заменой двухтактных дизелей 10Д100 и 14Д40 на четырехтактные Д49; использования систем автоведения. Аннотация статьи...
 


Организация перевозочного процесса и энергосбережение
Яриков И.М.

Значительные резервы повышения эффективности использования энергоресурсов заключаются в совершенствовании организации перевозочного процесса. В 2010 г. погрузка грузов на железных дорогах возросла на 8,8%. Вместе с тем достигнутый объем перевозок соответствовал уровню 2004 г., а с учетом снижения пассажирооборота на 8,2% объем работы компании был на 15,5% ниже уровня, установленного Энергетической стратегией ОАО «РЖД». Вместе с тем средний вес грузового поезда (3867 т) на 47 т превысил параметры Энергетической стратегии и к уровню 2006 г. вырос на 120 т. Это стало возможным в результате системной работы по формированию поездов повышенного веса и длины. В прошлом году был организован пропуск свыше 104 тыс. таких поездов. На постоянной основе организовано вождение составов весом 9000 т на решающих направлениях сети, суммарная протяженность которых превысила 6 тыс. км. Всего в 2010 г. на сети было сформировано и проведено более 1008 тыс. поездов весом 6001-7000 т, 5,6 тыс. поездов весом 7000-8000 т, свыше 6 тыс. поездов весом более 8000 т и около 46 тыс. поездов длиной более 85 условных вагонов. Аннотация статьи...
 


Задачи служб эликтрификаци и электроснабжения
Хананов В.В.

В 2010 г. дистанциями электроснабжения на собственные нужды хозяйства было потреблено 640,3 млн. кВт.ч электроэнергии, что на 1,4% ниже установленного задания. Таким образом, было сэкономлено 8,93 млн. кВт.ч. Экономический эффект от реализации инвестиционных проектов, в том числе по программам обновления и усиления устройств электроснабжения, а также ресурсосбережения составил 45,7 млн. руб. Следует отметить, что из-за погодных условий на Калининградской, Московской и Западно-Сибирской железных дорогах был допущен перерасход электроэнергии, однако Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, и Свердловская железные дороги, находясь в не менее сложных условиях, добились экономии по хозяйству в сумме 15,54 млн. руб. Аннотация статьи...
 


Актуализация энергетической стратегии холдинга
Косарев А.Б.

Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» - динамично развиваемый отраслевой программный документ, определяющий техническую политику в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта. Основной мотивацией необходимости ее актуализации в 2010 г. стало значительное ужесточение законодательной базы в области энергосбережения, формирование холдинга «РЖД» с разделением энергетических балансов по самостоятельным хозяйствующим составляющим субъектам и прогнозируемый рост объема перевозок, связанный с выходом экономики страны на посткризисный инновационный путь развития. Следует отметить, что Энергетическая стратегия России в недостаточной мере уделяет внимание синхронизации развития большой энергетики с развитием энергетического сектора ответственных государствообразующих потребителей энергии, включая и железнодорожный транспорт. В этой связи, учитывая высокий удельный объем перевозок, выполняемый на электрической тяге, а также опережающее развитие железнодорожного транспорта для обеспечения социально-экономического развития России, стратегически важно обеспечить и быстрое развитие энергетического сегмента холдинга «РЖД» в ходе реформ электроэнергетической отрасли страны. Для достижения этой цели необходимо решить задачу ускоренного развития электросетевого комплекса на основе прямого долгосрочного тарифного регулирования, обеспечивающего прибыльную работу и самофинансирование энергетического сегмента железнодорожного транспорта. Аннотация статьи...
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за март 2011 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования