«Железнодорожный транспорт»
№ 7 2011 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 2011 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 7 2012 год
 

Архив
 

Указатель
 


2012 год


№ 1 2012 год

№ 2 2012 год

№ 3 2012 год

№ 4 2012 год

№ 5 2012 год
 
№ 6 2012 год
 


2011 год

 
№ 7 2011 год
 
№ 8 2011 год
 
№ 9 2011 год
 
№ 10 2011 год
 
№ 11 2011 год
 
№ 12 2011 год

Коротко о важном
стр. 2

На магистралях содружества

маркированный список

54-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 4

Конференции и выставки

маркированный список

«Стратегическое партнерство 1520». VI Международный железнодорожный бизнес-форум.
Зубкович Е.М.
стр. 8

Пульс сети
стр. 12

Эксплуатационная работа

маркированный список

Информационно-аналитические технологии оперативной корректировки и контроля выполнения плана формирования поездов.
Кужель А.Л.,
Шапкин И.Н.,
Вдовин А.Н.
стр. 13

Социальная и кадровая политика

маркированный список

Формирование перспективной модели управления холдингом «РЖД» и развитие кадрового потенциала.
Шаханов Д.С.
стр. 21

маркированный список

Работа с персоналом как важный фактор успешной деятельности компании.
Васина Л.И.
стр. 26

маркированный список

На принципах сближения интересов, взаимной ответственности и социального партнерства.
Веремеев В.А.
стр. 31

маркированный список

Организационно-штатная политика компании на завершающем этапе реформирования.
Костенец И.А.
стр. 35

маркированный список

Реализация корпоративной социальной политики.
Дудкин О.В.
стр. 38

маркированный список

Вопросам организации и оплаты труда - повышенное внимание.
Саратов С.Ю.
стр. 42

маркированный список

Опыт железных дорог
стр. 44

Безопасность движения

маркированный список

Приемочный контроль в условиях технического регулирования.
Палкин С.В.
стр. 57

Инфраструктура

маркированный список

Новая методология дефектоскопии рельсов.
Тарабрин В.Ф.,
Одынец С.А.,
Ильин В.А.,
Главатский Д.А.,
Чистякова О.Е.,
Кононов Д.А.
стр. 60

Подвижной состав

маркированный список

Восьмиосные вагоны.
Филиппов В.И.,
Козлов М.П.,
Котуранов В.А.,
Маслов А.Г.
стр. 64

маркированный список

Статистическая оценка живучести боковых рам с критическим дефектом.
Иванова Т.В.,
Налабордин Д.Г.
стр. 66

Новости от поставщиков
стр. 68

Охрана труда

маркированный список

Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Каськов Ю.Н.
стр. 70

Конференции и выставки

маркированный список

Высокоскоростные железнодорожные магистрали. Важнейшие характеристики, технические решения и перспективы развития.
Киселёв И.П.
стр. 73

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки:
фото И.Н. Шаповалова

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2011 года. Подробнее...
 

На магистралях Содружества

54-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

В мае в столице Финляндской Республики г. Хельсинки прошло 54-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Открывая заседание, Председатель Совета президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин особо отметил, что Финляндия, являющаяся ассоциированным членом Совета, впервые принимает такой крупный форум. И организаторы выбрали для него знаковое, историческое место - дворец «Финляндия», в котором в 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В.И. Якунин подчеркнул, что Совет по железнодорожному транспорту продолжает играть важную консолидирующую роль в обеспечении устойчивых транспортных связей между государствами - участниками Содружества. Железнодорожники, взаимодействуя в рамках Совета, являются одними из признанных лидеров интеграционных процессов в СНГ. Выработка согласованных решений позволяет в настоящее время плодотворней вести конструктивный диалог с европейскими перевозчиками, активнее участвовать в общеевропейской интеграции, в решении вопросов развития пассажирских сообщений, логистических услуг и т.д. Сотрудничество с коллегами из Финляндии может служить в этом примером - совместно открыто скоростное пассажирское сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки поездами «Аллегро», достигнуты договоренности по развитию контрейлерных перевозок, и др.
 

Конференции и выставки

«Стратегическое партнерство 1520»
VI Международный железнодорожный бизнес-форум
Зубкович Е.М.

В период с 31 мая по 2 июня 2011 г. в Сочи прошел VI Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». Идея проведения подобного мероприятия, дающего возможность обсудить наиболее актуальные вопросы развития транспортно-логистического бизнеса «пространства 1520», впервые была реализована в 2006 г. Встречи на сочинской коммуникационной площадке решено было проводить ежегодно. Нынешний форум оказался самым представительным: в нем приняли участие более 1,2 тыс. человек из 32 стран. Г лавной его темой стала стратегия интеграции «пространств 1520 и 1435». Как отметил на встрече с журналистами перед открытием форума президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, идея такой интеграции возникла три года назад, после того как компания восстановила свое участие в Международном союзе железных дорог (МСЖД). В настоящее время в МСЖД и органах управления в области транспорта Европейского союза серьезно говорят о необходимости не просто сотрудничества, а геоинтеграционных подходов с точки зрения стандартов унификации подвижного состава, а также требований к качеству перевозки. Из фазы теоретического обсуждения проблем интеграции осуществлен переход в область ее технической реализации.
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за июнь 2011 года. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа

Информационно-аналитические технологии оперативной корректировки и контроля выполнения плана формирования поездов
Кужель А.Л., Шапкин И.Н., Вдовин А.Н.

Неравномерность перевозочного процесса оказывает существенное влияние на выполнение графика движения поездов и реализацию установленной системы организации вагонопотоков. Это требует своевременного внесения соответствующих изменений в планы эксплуатационной работы. Задача руководителей и диспетчерского аппарата сетевого и дорожного уровней при организации перевозочного процесса - локализовывать и устранять возникающие затруднения на основе глубокого анализа поездной ситуации, структуры и направлений движения вагоно- и поездопотоков и их оперативного регулирования. Предлагаемая вниманию читателей статья является продолжением цикла материалов, посвященных совершенствованию и развитию технологии организации вагонопотоков во взаимодействии с графиком движения поездов. Важнейшим инструментом регулирования является корректировка плана формирования грузовых поездов (ПФП). Структура существующего плана формирования включает в себя ряд параметров, по-разному влияющих на порядок включения конкретного вагона в поезд определенного назначения и категории. Специалистами Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» (ЦД) совместно с МИИТом и НИИАСом разработана методика оперативной корректировки и контроля выполнения плана формирования поездов с учетом станции назначения, состояния вагона (груженый или порожний), рода подвижного состава, принадлежности вагона (с учетом аренды), рода груза, а в отдельных случаях также и нагрузки на ось и пробега от предыдущего ремонта вагона (при определении его месторасположения в составе поезда). Принимаются во внимание и особые условия перевозки и направления следования опасных грузов. На порядок включения вагонов в поезда существенное влияние также оказывают операторы и владельцы подвижного состава, заинтересованные в концентрации их вагонов (в основном порожних) в составе и ускоренном пропуске маршрутов.
 

Социальная и кадровая политика

Опыт железных дорог

Текущий год в ОАО «РЖД» объявлен годом работы с персоналом, что требует повышенного внимания к социальным и кадровым вопросам с учетом происходящих процессов реформирования. Эта тема стала ключевой на селекторном совещании, проведенном президентом компании В.И. Якуниным в июне. Было отмечено, что главной целью единой кадровой политики холдинга, проводимой в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, является повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач. При этом, как подчеркнул глава компании, в использовании трудовых ресурсов, в вопросах производительности труда нужны не просто постоянные, а прорывные улучшения, которые позволят выйти на уровень передовых железнодорожных систем по эффективности работы. Предлагаем вниманию читателей тематическую подборку по актуальным задачам кадровой и социальной политики в современных условиях, формирования кадрового потенциала, ориентированного на долгосрочные цели развития холдинга РЖД.
 


Формирование перспективной модели управления холдингом «РЖД» и развитие кадрового потенциала
Шаханов Д.С.

Изменение стиля управления коллективами и каждым конкретным сотрудником - на сегодняшний день объективная необходимость, поскольку достижение стратегических целей возможно только при максимальном раскрытии потенциала всех работников и конкурентном его превосходстве. Это особенно актуально при масштабах бизнеса ОАО «РЖД». Основная задача компании на 2011 г. - это дальнейшее структурное реформирование отрасли и развитие рынка железнодорожных транспортных услуг. При этом одним из ключевых приоритетов ОАО «РЖД» является повышение конкурентоспособности на рынке труда. В этой связи все большее значение приобретает работа по развитию человеческих ресурсов. Блок управления трудовыми ресурсами компании проводит большую работу по реализации функциональных задач Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 г., которая учитывает как среднесрочные, так и долгосрочные перспективы реформирования ОАО «РЖД» в холдинг. Стратегия определяет целевые параметры в сфере управления человеческими ресурсами, а также включает в себя укрупненный план мероприятий по ее реализации до 2015 г.
 


Работа с персоналом как важный фактор успешной деятельности компании
Васина Л.И.

В условиях формирования новых структурных подразделений, филиалов, создания дочерних и зависимых обществ (ДЗО), перехода на безотделенческую структуру управления работа с персоналом становится все более важным фактором успешной деятельности компании. Определяющее условие кадровой политики ОАО «РЖД» в современных условиях - это совершенствование профессиональных качеств руководителей, специалистов, работников массовых профессий. Эффективность процессов управления персоналом в компании неразрывно связана с совершенствованием нормативной базы. Ведется подготовка таких проектов нормативных документов, как Положение о повышении уровня владения иностранными языками работниками ОАО «РЖД», Положение об организации практики студентов и учащихся образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в холдинге «РЖД».
 


На принципах сближения интересов, взаимной ответственности и социального партнерства
Веремеев В.А.

Одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современных компаний является наличие долгосрочной стратегии, определяющей основные направления развития бизнеса. Стратегия развития холдинга «РЖД» - это основа и одновременно инструмент объединения усилий государства и компании для решения перспективных экономических задач, способствующие превращению железнодорожного транспорта из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики в источник ее устойчивого развития. Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного транспортного бизнеса на российском и мировом рынках с учетом реализации ответственности национального перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры. Основной, принципиально новой характеристикой стратегии является переход от управления по видам деятельности к управлению по видам бизнеса.
 


Организационно-штатная политика компании на завершающем этапе реформирования
Костенец И.А.

Повышение эффективности управления и координации деятельности филиалов ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществ на территориальном уровне - один из ключевых моментов проводимой реорганизации системы управления холдинга. В настоящее время на железные дороги возложены дополнительные функции в сфере корпоративного управления территориальными подразделениями функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ, выполняющих свою деятельность в границах железной дороги. Начальники всех 16 железных дорог наделены дополнительными полномочиями в отношении территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», а также дочерних (зависимых) обществ, осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги.
 


Реализация корпоративной социальной политики
Дудкин О.В.

ОАО «РЖД», как компания, эффективно работающая на рынке транспортных услуг, должна меняться не только в производственно-технологической сфере, но и в сфере управления человеческим капиталом. В 2010 г. ОАО «РЖД» выполнило все обязательства, закрепленные в Коллективном договоре. Несмотря на все еще сложное финансово-экономическое положение, на эти цели было направлено около 84 млрд. руб. С учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий расходы на одного работника составили более 53 тыс. руб., а на неработающего пенсионера - 8 тыс. руб. Первостепенной задачей в 2010 г. стала подготовка нового Отраслевого соглашения и Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 гг. Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011-2013 гг. разработан на основе Отраслевого соглашения с учетом структуры и принципов Концепции оптимизации Системы социальной поддержки персонала (ССПП). Основной акцент сделан на привлечение, развитие, удержание и мотивацию работников. Введен принцип их ответственности за производственные результаты. В новом Коллективном договоре практически полностью сохранены льготы, гарантии и компенсации как для работников, так и для неработающих пенсионеров. Ввиду того что Коллективный договор является единым для всей компании, часть гарантий, компенсаций и льгот, относящихся к тем пунктам, которые регулируют отдельные производственные нормы и процессы или распространяются на ограниченную группу работников, будут предоставляться в соответствии с локальными нормативными актами.
 


Вопросам организации и оплаты труда - повышенное внимание
Саратов С.Ю.

По результатам работы в 2010 г. и в начале текущего года можно говорить о положительной динамике уровня заработной платы и сохранении социальной стабильности в компании, во многом благодаря большой разъяснительной работе в трудовых коллективах и выделенным дополнительным средствам на оплату труда. В целом по компании обеспечивается рост как номинальной, так и реальной заработной платы работников. При этом отмечается устойчивая динамика роста заработной платы в промышленном секторе экономики, в связи с чем необходимо учитывать социально-экономическое развитие регионов и особое внимание уделять уровню заработной платы работников ведущих профессий и должностей. Необходим серьезный мониторинг заработной платы не только по филиалу, но и в каждом структурном подразделении. Снижение заработной платы даже у одного работника - сигнал к детальному рассмотрению причин, а если речь идет о целой производственной группе - это тревожный звонок, свидетельствующий или о снижении эффективности труда работников, или об управленческих ошибках. И то и другое - недопустимо и ведет к трудовым и социальным конфликтам. Департамент твердо стоит на позиции: все, что заработано работником, - должно быть оплачено. При этом проблемы исполнения бюджетов должны решаться на уровне их разработки и не подвергаться постоянным корректировкам. Поэтому необходимо серьезнейшим образом подходить к принятию решений на местах, исключительно на основе системного анализа уровня оплаты труда в увязке с его результативностью.
 


Проектный подход в организации комплексной оценки кадрового потенциала
Пикалин Ю.А.

Процесс управления персоналом на Свердловской железной дороге выстраивается на принципе перехода от функциональных (достаточно объемных) задач к целевым с более простым и конкретным механизмом реализации и контроля. Значительная роль при этом отводится комплексному анализу кадровой ситуации, который, в свою очередь, позволяет выявлять зоны риска по основным показателям работы с персоналом и своевременно принимать необходимые меры с учетом сложившейся ситуации. Анализ статистической и отчетной документации, получаемой из субъектов Российской Федерации, находящихся в границах обслуживания Свердловской железной дороги, а также мониторинга кадровой ситуации показал, в каких регионах и структурных подразделениях существуют проблемы, т.е. повышен рост текучести кадров, затруднено восполнение рабочей силы, существует несоответствие или отставание заработной платы, возникают межличностные конфликтные ситуации, нарушается трудовая, технологическая дисциплина и др.
 


Управление трудовыми ресурсами регионального корпоративного центра
Тюрников А.Ю.

В период завершающего этапа реформирования ОАО «РЖД» в сфере управления трудовыми ресурсами ставятся новые задачи, а также выявляется ряд проблем. Важная роль в работе дороги в этой области отводится службе управления персоналом и Центру оценки, мониторинга персонала и молодежной политики в составе железной дороги - регионального корпоративного центра по координации деятельности территориальных структурных подразделений функциональных филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД» и дочерних обществ ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги. В задачи службы управления персоналом входит подбор и согласование кандидатур при назначении на должность, освобождении от должности руководителей номенклатурных должностей, сбор и анализ данных о персонале, формирование унифицированных форм кадровой отчетности, унификация нормативно-правовых актов в сфере управления персоналом, формирование, подготовка, развитие, оценка и использование кадрового резерва руководителей и специалистов; создание единой базы данных вакансий и требований к найму персонала. Кроме того, в ведении службы находится профориентационная работа, совместная образовательная деятельность, подготовка, повышение квалификации и трудоустройство специалистов, привлечение и ротация работников, а также оказание структурным подразделениям по управлению персоналом железной дороги, филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» в регионе железной дороги методологической поддержки по вопросам управления персоналом.
 


Опыт внедрения трехуровневой системы премирования
Вакуленко В.Ф.

На трехуровневую систему премирования Юго-Восточная железная дорога полностью перешла с 1 декабря 2010 г. За основу дорожного положения о премировании было взято типовое положение ОАО «РЖД», адаптированное к условиям магистрали. Для этого провели несколько совещаний с участием специалистов по кадрам и труду, которые этими вопросами ведают на местах. Затем был проведен технико-экономический совет дороги, на котором были тщательно проанализированы разные предложения. Так, один их ключевых вопросов заключался в том, должен ли максимальный размер премии быть одинаков в различных подразделениях дороги, входящих в одно хозяйство или один регион. На тот момент размер премии был не одинаков. Так сложилось исторически. Есть хозяйства, в которых условия премирования одни и те же в разных подразделениях, а вот размер премии - разный.
 


В условиях реформирования отрасли
Федорец М.М.

Для Дальневосточной железной дороги 2010 г. был характерен значительный рост эксплуатационной работы. При этом успешно решались и задачи обеспечения потребности дороги в квалифицированном персонале. Велась активная работа по подбору и приему персонала, его подготовке, обучению, повышению квалификации, решению социальных и бытовых вопросов. Особое внимание уделялось кадровой работе на участках дороги со сложной демографической ситуацией. За прошедший год удалось не только сохранить кадровый потенциал, но и увеличить его численность более чем на 2 тыс. человек, в том числе численность локомотивных бригад увеличена более чем на 900, а монтеров пути на 550 человек. Списочная численность персонала дороги на конец года составила 41,9 тыс. чел. Процент текучести кадров вырос в сравнении с уровнем 2009 г. на 1% и составил 8,9%, что соответствует уровню сетевого показателя. Основными причинами являются увольнение работников в связи с достижением пенсионного возраста (32,2% от общего числа уволенных по собственному желанию), по соглашению сторон (15%), в связи с переменой места жительства (8,3%) и неудовлетворенностью заработной платой (5,6%). В целях закрепления кадров, обеспечивающих производственно-технологический процесс, велась работа по предоставлению жилых помещений работникам для проживания по найму на период работы в занимаемой должности, а также оказанию корпоративной поддержки для улучшения жилищных условий.
 


С учетом экономическо-географических особенностей региона
Албитов С.М.

Претворяя в жизнь Стратегию развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 г., на Забайкальской железной дороге руководствуются комплексом документов компании с учетом экономико-географических особенностей региона. Основная сложность заключается в том, что дорога проходит по территории с жесткими климатическими условиями и крайне низкой плотностью населения. Кроме того, сеть поселений Забайкальского края и Амурской области носит очаговый характер и в основном обусловлена строительством, а затем обслуживанием Транссибирской магистрали. Начиная с 1990-х гг., регион оказался в зоне негативных миграционных процессов, что отразилось и на коллективах предприятий дороги. Важно учитывать и геостратегические особенности региона. По сути дела, в ХХ веке экономика края и области формировалась под исключительно государственные, чаще всего военно-стратегические интересы. Итогом стал значительный спад объемов работы в 1990-е гг. Ситуацию отчасти спасла проводимая в тот период электрификация дороги и переход на электровозную тягу. Изменения стали происходить постепенно со сменой геостратегической роли региона, который сегодня является основными воротами России в Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2001-2008 гг. наблюдался стабильный рост грузооборота. Однако переломным в работе дороги стал 2009 г., когда изменился статус дороги - из исключительно транзитной она стала транзитно-погрузочной.
 


Новая система подготовки работников локомотивных бригад
Нелипа Г.Н.

Необходимость снижения влияния демографических факторов на устойчивость и эффективность работы дороги, повышение качественно-квалификационного состава локомотивных бригад, а также изменения их должностных и функциональных обязанностей обусловили необходимость поэтапной подготовки локомотивных бригад из числа лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное не профильное образование. Внедрению этого пилотного проекта способствовал и проведенный анализ таких показателей, как качество знаний, успеваемость, коэффициент обученности и средний итоговый балл обучавшихся в образовательных подразделениях по профессиям помощник и машинист локомотива.
 

Безопасность движения

Приемочный контроль в условиях технического регулирования
Палкин С.В.

На железнодорожном транспорте, как известно, для обеспечения безопасности продукции наряду с обязательной сертификацией действует система инспекционного и приемочного контроля. Многолетняя практика подтверждает целесообразность такого сосуществования двух систем контроля, поскольку объективно существуют две системные составляющие безопасности продукции: конструкторско-технологическая и исполнительская. Накопленный опыт свидетельствует, что зачастую влияние на состояние безопасности исполнительской составляющей значительно выше конструкторско-технологической. Наглядным примером этому служат участившиеся изломы боковых рам. Если ранее они работали нормально и даже есть примеры продления сроков их службы, то выпущенные в последнее время изделия становятся причиной серьезных нарушений безопасности движения. Анализ показал, что 85% изломов боковых рам произошло по причине несоблюдения технологии изготовления этой сертифицированной продукции. Это означает, что сертификацией обеспечивается лишь одна составляющая безопасности продукции. Она на основе системы испытаний и обследования производства подтверждает соответствие конструкции и возможности технологии удовлетворить требования по безопасности.
 

Инфраструктура

Новая методология дефектоскопии рельсов
Тарабрин В.Ф., Одынец С.А., Ильин В.А., Главатский Д.А.,
Чистякова О.Е., Кононов Д.А.

Увеличение скоростей движения, повышение грузонапряженности и эффективности перевозок требуют постоянного решения вопросов обеспечения безопасности движения поездов. При этом важная роль отводится ультразвуковому контролю рельсов. Повышение надежности этого процесса - важное направление совершенствования дефектоскопии пути. Сплошной контроль рельсов в эксплуатации сегодня производится мобильными и съемными средствами дефектоскопии. Первичными являются мобильные средства - вагоны-дефектоскопы и дефектоскопные автомотрисы. Однако по ряду причин достоверность такого контроля может быть снижена. Это могут быть ухудшение акустического контакта, помехи от электромагнитных полей различных устройств и нарушение центровки пьезоэлектрических преобразователей. Мобильные средства дефектоскопии, в отличие от съемных, работают в более жестких условиях. У них снижение достоверности результатов контроля возможно еще и из-за взаимодействия колес с рельсами в кривых участках пути, помех от работы оборудования самого мобильного средства, взаимодействия следящей лыжи с рельсом, вибрации искательной системы, особенно на высоких скоростях, попадания продуктов износа контактной следящей лыжи на поверхность ввода ультразвука, а в зимний период - еще и снега.
 

Подвижной состав

Восьмиосные вагоны
Филиппов В.И., Козлов М.П.,
Котуранов В.А., Маслов А.Г.

В нашей стране, где дальность железнодорожных перевозок наибольшая в мире, издержки в общих транспортных расходах, приходящиеся на перемещение грузов, составляют более половины себестоимости перевозимой продукции. Известно, что между расходами на перемещение грузов и грузоподъемностью вагонов существует тесная связь и при большей грузоподъемности расходы снижаются. Грузоподъемность может повышаться за счет увеличения осевых нагрузок, но это экстенсивное средство использования путевых устройств и основных несущих элементов вагона (букс, колесных пар, боковых рам тележек, надрессорных балок и т.д.). Не повышая осевые нагрузки, то есть, исключив экстенсивное использование таких дорогостоящих основных фондов железнодорожного транспорта, как путевые устройства и унифицированные ходовые части вагонов, существенно повысить грузоподъемность можно за счет увеличения числа осей вагона. Достаточно вспомнить переход от двухосных к четырехосным грузовым вагонам и обратиться к материалам дискуссии, опубликованным в журнале «Железнодорожный транспорт» №2 за 1989 г.
 


Статистическая оценка живучести боковых рам с критическим дефектом
Иванова Т.В., Налабордин Д.Г.

Для обеспечения безопасности движения и повышения эксплуатационной надежности подвижного состава необходимо не просто устранять причины нарушений, но и создавать эффективную систему их предупреждения. Подобный подход необходим для создания эффективных управленческих инструментов и механизмов, которые позволят своевременно принять меры по выявлению возможных рисков и воздействовать на них до наступления отказа. В период с 2006 г. по настоящее время на сети дорог произошло более 70 случаев изломов боковых рам тележек, в том числе тележек 18-578, повлекших за собой сходы с рельсов подвижного состава, и эта цифра продолжает расти. Главной причиной подобных случаев стало несовершенство технологии изготовления деталей и, как следствие, их низкое качество, в результате чего возникла серьезная угроза безопасности движения поездов.
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за июнь 2011 года. Подробнее...
 

Охрана труда

Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Каськов Ю.Н.

В настоящее время в Российской Федерации принята общенациональная программа «Здоровье работающего населения России до 2015 года». Ее основной целью является улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости работающего населения страны. При этом необходимо отметить, что обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и жизни работников всегда было одной из важнейших задач ОАО «РЖД», а проводимая в компании профилактическая работа позволяет сохранять тенденцию к снижению производственного травматизма. По состоянию на 1 января 2011 г. общее количество объектов железнодорожного транспорта по группам санитарно-эпидемиологического благополучия распределяется следующим образом: к I группе (удовлетворительно) относятся 22,9% объектов, ко II (неудовлетворительно) - 66,5%, к III (крайне неудовлетворительно) - 10,2%. Большинство коммунально-бытовых и эпидемиологически значимых (лечебно-профилактические учреждения, детские и подростковые учреждения, пункты питания и др.) объектов являются относительно благополучными (I группа - 44,1%, II - 53,7%, III - 2,2%). На промышленных предприятиях железнодорожного транспорта по результатам обследований с применением лабораторно-инструментальных методов санитарно-эпидемиологическое состояние менее благополучное: к I группе относятся 17,5% объектов, ко II - 59,5% и к III - 23,2%. Однако по сравнению с 2009 г. отмечается тенденция к улучшению ситуации.
 

Конференции и выставки

Высокоскоростные железнодорожные магистрали. Важнейшие характеристики, технические решения и перспективы развития
По материалам VII Международного конгресса по высокоскоростному железнодорожному движению
Киселёв И.П.

Важной задачей мировых конгрессов, подобных состоявшемуся в Пекине, является оценка стратегических перспектив высокоскоростных сухопутных видов транспорта. На всех предыдущих конгрессах, помимо вопросов развития высокоскоростных железных дорог классического типа, неизменно рассматривались вопросы, связанные с принципиально новым видом транспорта - транспортом на магнитном подвешивании, называемым еще магнитолевитирующим или маглев-транспортом (от магнит + левитация). Конгресс в Пекине стал первой международной встречей столь высокого уровня, на которой вообще не затрагивалась проблематика магнитолевитирующего транспорта. К ней не обращались ни в докладах на пленарных или секционных заседаниях, ни в дискуссиях экспертов за круглым столом. О маглев-транспорте не упоминалось и в специальных изданиях, подготовленных к конгрессу МСЖД и Министерством железных дорог КНР. Технология высокоскоростного транспорта на магнитном подвешивании, еще несколько лет назад считавшаяся многообещающей, не была включена в круг проблем, обсуждавшихся на конгрессе. Из этого можно сделать важный вывод о том, что перспектива массового использования транспорта на магнитном подвешивании в настоящее время представляется весьма отдаленной. При этом то в одной, то в другой стране, в том числе и в России, выдвигаются предложения по рассмотрению подобных проектов. Например, в июле 2010 г. компания International Maglevbord представила проект создания сверхскоростной линии Москва - Берлин протяженностью 1800 км для поездов на магнитном подвешивании. В Санкт-Петербурге предложен проект строительства маглев-линии Санкт-Петербург - Павловск.
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за июнь 2011 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования