«Железнодорожный транспорт»
9 2011 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2011 год

День знаний в учебных заведениях железнодорожного транспорта III Всероссийский слет воспитанников детских железных дорог ОАО «РЖД»

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 9 2012 год
 

Архив
 

Указатель
 


2012 год


№ 1 2012 год

№ 2 2012 год

№ 3 2012 год

№ 4 2012 год

№ 5 2012 год
 
№ 6 2012 год
 
№ 7 2012 год
 
№ 8 2012 год
 


2011 год

 
№ 9 2011 год
 
№ 10 2011 год
 
№ 11 2011 год
 
№ 12 2011 год

Актуальная тема

Испытание огнем
А.В. Гапанович

Уникально жаркое лето 2010 г., вызвавшее наряду с засухой и другими катаклизмами массовые лесные и торфяные пожары на значительных территориях страны, стало серьезным испытанием для всей системы обеспечения пожарной безопасности в ОАО «РЖД». О том, как удалось выдержать это испытание, о мерах, принятых компанией, в том числе совместно со специализированными подразделениями, по профилактике опасных ситуаций, по борьбе с пожарами, ликвидации их последствий, редакция попросила рассказать старшего вице-президента компании, председателя Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД» В.А. Гапановича. Подробнее…
 

Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за август 2010 года. Подробнее…
 

Эксплуатационная работа

Система управления движением поездов в условиях структурных преобразований
М.А. Аветикян

В ходе масштабных реформ на железнодорожном транспорте за счет оптимизации использования внутренних резервов ОАО «РЖД» достигнуто снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов и пассажиров. Стабильно снижается доля транспортной составляющей в ценах производителей товаров, а также отношение расходов на перевозки железнодорожным транспортом, включая субсидии из различных источников, к ВВП. За период, прошедший с начала формирования вертикали управления движением, улучшены основные слагаемые качества обслуживания грузовладельцев: возросла скорость доставки грузов, повышена их сохранность, широкое развитие получают логистические и дополнительные услуги. Улучшаются качественные показатели использования подвижного состава и инфраструктуры: возросла производительность вагона и локомотива, повышены средняя скорость грузовой отправки и производительность труда в отрасли. Снижена себестоимость грузовых перевозок и повышена энергоэффективность. Не допущено серьезных сбоев в вопросах обеспечения безопасности железнодорожного транспорта. Ключевая роль в совершенствовании системы управления перевозочным процессом в рамках структурных преобразований в производственном комплексе ОАО «РЖД» принадлежит Центральной дирекции управления движением - филиалу компании (ЦД). В прошлом году был пройден первый сложный этап перехода к новой структуре управления перевозочной деятельностью. С 1 августа 2009 г. начала свою деятельность Центральная дирекция управления движением. В ее состав с октября 2009 г. вошли Октябрьская, Красноярская и Восточно-Сибирская дирекции управления движением в виде структурных подразделений. На остальных железных дорогах созданы дирекции управления движением - структурные подразделения железных дорог. Аннотация статьи...
 


Местная работа на припортовых железных дорогах: проблемы и концепции
А.Г. Черняев, В.Н. Зубков, Е.А. Чеботарёва

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годВ современный период, характеризующийся развитием транспортного рынка, переходом инвентарного парка ОАО «РЖД» в собственность дочерних компаний, принципиально меняется ситуация на рынке грузовых перевозок. Это требует качественно нового подхода ко всему спектру перевозочного процесса, предполагающему наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы разработку теоретических положений и реализацию новой концепции управления перевозками. Как показывает анализ, местная работа составляет основную и самую сложную часть перевозочного процесса, что объясняется необходимостью поддерживать высокий уровень взаимодействия различных видов транспорта и предприятий, станций и грузовых пунктов, ОАО «РЖД» и владельцев приватного подвижного состава. Аннотация статьи...
 


Об организации пропуска поездов в период технологических «окон»
В.И. Уманский

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годНаращивание объемов работ по капитальному ремонту пути и других объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» требует увеличения количества и продолжительности предоставляемых для проведения ремонтных работ технологических «окон». В связи с этим особенно актуальной становится задача совершенствования в эти периоды системы пропуска поездопотоков. Существующая система организации эксплуатационной работы при предоставлении «окон» предусматривает разработку двух типов графиков движения. Первый тип - это технологические графики, составляемые за 3-4 месяца до времени предоставления «окна». В этот период определяется количество и продолжительность перерывов в движении поездов, время проведения «окон», а также порядок пропуска поездов по графику. При составлении технологического графика используются те же значения станционных и межпоездных интервалов и других параметров, что и в нормативном графике. Аннотация статьи...
 

Перевозки скоропортящихся грузов

Осенний период всегда характеризуется значительным увеличением объемов перевозок скоропортящихся грузов, в частности, традиционных для этого времени года овощей и фруктов нового урожая. Все это повышает требования к техническому состоянию изотермического подвижного состава и сохранению качества скоропортящейся продукции. Пути решения этих актуальных задач рассмотрены в предлагаемых вниманию читателей статьях.
 


Контроль параметров транспортных средств
С.Н. Науменко, Н.С. Теймуразов, А.В. Просеков

Сохранение качества перевозимых скоропортящихся продуктов напрямую зависит от качественных параметров предоставляемых для перевозки специализированных транспортных средств. Существуют ли критерии, по которым можно оценивать качество транспортных средств? Имеется ли система контроля таких критериев? После распада СССР Российская Федерация, как его правопреемница, вместе с другими ведущими странами мира (сегодня их 40) стала участником Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). В соответствии с положениями Соглашения перевозки этих продуктов могут выполняться только специализированными транспортными средствами. К ним отнесен изотермический, рефрижераторный и отапливаемый подвижной состав, который удовлетворяет определениям и нормам, указанным в приложении 1 к упомянутому выше Соглашению. Одним из главных требований является определение общего коэффициента теплопередачи (К), характеризующего изотермические свойства указанных транспортных средств. Аннотация статьи...
 


Технологические основы перевозки плодов и овощей с использованием ингибитора этилена
В.А. Гудковский, Л.В. Кожина, В.Н. Панфёров

Для конкурентоспособности железнодорожного хладотранспорта нужны не только продуманные тарифы, но и обеспечение высокого качества перевозок скоропортящихся грузов (СПГ), а именно своевременной их доставки без потерь и с сохранением потребительских свойств для возможности реализации по более высоким ценам. Выполнить указанные требования при традиционном (с помощью холода) способе сохранения плодоовощной продукции в процессе перевозки не всегда возможно. Во-первых, применяемая в настоящее время технология перевозки СПГ не позволяет поддерживать в груженом рейсе необходимый состав газовой среды, который наряду с температурой и влажностью является важнейшим показателем, определяющим оптимальный режим перевозки. Во-вторых, некоторые тропические плоды и фрукты, косточковые плоды, яблоки и груши летних сортов, ягоды, огурцы, томаты при обычном холодильном режиме имеют ограниченный период хранения и транспортировки (от нескольких дней до нескольких недель). Предельный срок доставки таких грузов сопоставим зачастую с временем загрузки, транспортировки и реализации. В-третьих, у некоторых плодов пониженные температуры нарушают протекание биологических процессов, способствуют развитию физиологических заболеваний и т.д. Аннотация статьи...
 

Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за август 2010 года. Подробнее...
 

Подвижной состав

Повышение эффективности электроподвижного состава
А.С. Мазнев, А.М. Евстафьев

Важную роль в повышении эффективности электрического подвижного состава играет система цифрового управления. Впервые система цифрового управления была разработана и внедрена на отечественном электровозе Sr 1, в 1979 г. построенном для Финcких железных дорог (VR). В рамках этого проекта была отработана концепция построения микропроцессорной системы управления локомотивом. В 1983 г. ВЭЛНИИ разработал и внедрил на электровозе ВЛ80Р №1729 микропроцессорную систему управления МБУ-726, а в 1988 г. был выпущен опытный электровоз ВЛ85 №061, оборудованный микропроцессорной системой БУТЭП-015. Испытания показали, что микропроцессорная система управления обеспечивала выполнение всех функций системы управления серийного электровоза ВЛ85 и дополнительно выполняла функции поосного регулирования силы тяги, что значительно улучшило эксплуатационные характеристики локомотива. В 1997 г. между МПС России и компанией Bombardier Transportation был подписан контракт на совместную разработку пассажирского двухсистемного электровоза с асинхронным тяговым приводом. Аннотация статьи...
 


Локомотивные бандажи повышенной твердости
Г.И. Брюнчуков, А.В. Сухов, А.В. Кушнарёв

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годВопрос повышения долговечности локомотивных бандажей сегодня весьма актуален из-за большого объема технического обслуживания и ремонта колесных пар. В 1960-х и 1970-х годах наиболее часто локомотивные бандажи подвергались обточке по предельному прокату (естественный износ по кругу катания). По этой причине, как показал анализ данных, полученных из депо различных регионов страны, приходилось обтачивать от 80 до 100% колесных пар электровозов и тепловозов. При этом среднее значение удельного проката бандажей тепловозов находилось в интервале от 0,16 до 0,30 мм/104км, и при условии реализации предельно допустимого проката в 7 мм пробеги между обточками бандажей тепловозов составляли от 210 тыс. до 420 тыс. км. Пробеги электровозов серии ВЛ8 по предельному прокату находились в интервале от 90 тыс. до 170 тыс. км. Такие пробеги между обточками были характерны для большинства депо. Поскольку обточка по предельному прокату не сопровождается технологическими потерями металла по кругу катания, ресурс локомотивных бандажей от начала эксплуатации до браковки по минимально допустимой толщине составлял более 1 млн. км пробега. Аннотация статьи...
 


Разработка современного полувагона с улучшенными технико-экономическими показателями
К.П. Дёмин, С.А. Фёдоров, И.А. Хилов

Одной из основных особенностей современного рынка вагоностроения является значительный возраст парка, около половины которого составляют полувагоны. С текущего года потребность в данном виде подвижного состава, по разным оценкам, составляет 75-80 тыс. вагонов и будет только увеличиваться. В связи с этим немаловажным становится вопрос возмещения выбывающих вагонов, в решении которого всегда существовали точки зрения двух основных участников перевозочного процесса. С точки зрения собственника вагон должен обеспечивать повышение эффективности перевозочного процесса. При этом поиск такого вагона на современном рынке становится сложной задачей. Существует также точка зрения владельца инфраструктуры. На первое место здесь выходит обеспечение безопасности перевозки, тесно связанное с долговечностью, безотказностью и ремонтопригодностью подвижного состава. Аннотация статьи...
 


Выбор линейных размеров кузовов грузовых вагонов
В.Н. Котуранов, А.И. Быков, М.П. Козлов

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годЛинейные размеры кузовов грузовых вагонов относятся к их важнейшим техническим параметрам. При их определении исходят из работы вагона - реализуемого грузооборота, доли каждого рода груза в этом грузообороте, дальности перевозок, объемных и весовых характеристик грузов (удельного объема или удельной массы). Учитываются ограничения, обусловленные габаритом, допустимыми уровнями осевых и погонных нагрузок. Основные, базовые размеры кузова вагона - длина по раме, ширина и высота, у цистерн - диаметр, длина котла и высота днища. Эти размеры определяют погрузочные объемы. Производные от этих размеров представляют такие линейные параметры вагонов, как его база, длина консольных частей, вылет автосцепок. Эти размеры оказывают большое влияние на ограничения, обусловленные габаритами, проходом кривых малого радиуса, горбов горок и аппарелей паромов, сцепляемостью в кривых. Они также влияют на динамику вагона, т.е. сопряжены с безопасностью движения. Аннотация статьи...
 


Работа пружин рессорного подвешивания тележек грузовых вагонов
Ю.В. Мещерин, Э.М. Сорочкин

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годРессорное подвешивание тележек грузовых вагонов является основным конструктивным узлом, определяющим уровень их ходовых качеств. Изменение параметров рессорного подвешивания как при сборке, так и в процессе эксплуатации тележек вследствие износа клиньев и появления остаточных деформаций (просадок) пружин приведет к ухудшению динамических показателей вагона. Специалисты ОАО «ВНИКТИ» рассмотрели причины и последствия таких изменений у рессорного подвешивания тележки 18-100. Статическая нагрузка на комплект рессорного подвешивания тележки с допускаемой нагрузкой от колесной пары на рельсы 230,5 кН (23,5 тс) при неподрессоренной массе тележки около 4 т составит 211 кН. Проведем анализ работы пружин рессорного комплекта при такой нагрузке в условиях эксплуатации. Аннотация статьи...
 


Повышение ресурса бандажей колесных пар электровозов ВЛ11
А.П. Буйносов, Д.Л. Худояров

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годЕсли колесные пары в тележке локомотива установлены с односторонним перекосом, правая или левая боковина рамы при движении смещается вперед. Причинами одностороннего перекоса тележки в эксплуатации могут быть различные диаметры колес по кругу катания после их обточки, различные конусности профилей бандажей и разная степень износа резинометаллических элементов поводков буксовых узлов. Буксовые узлы тележки электровоза ВЛ11 - бесчелюстные двухповодковые с роликовыми подшипниками. Они являются узлами повышенной прочности и высокой точности изготовления. Тяговые и тормозные усилия от корпуса буксового узла на раму тележки электровоза передаются через буксовые поводки. Длительная работа поводков электровозов ВЛ11 в различных климатических условиях показала их высокие эксплуатационные свойства. Тем не менее с течением времени в резинометаллических элементах поводков появляются такие дефекты, как отслоение резины от металлических деталей, износ резиновых втулок, ослабление валика в резиновой втулке. Это приводит к изменению упругих свойств буксового поводка и, следовательно, к ухудшению динамических качеств локомотива. Аннотация статьи...
 

Транспортная логистика

Комплексный инструмент повышения качества обслуживания грузовладельцев. Памяти профессора А.А. Смехова посвящается
В.М. Николашин, Н.А. Конарева

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годНа повышение безопасности функционирования цепей поставок (ЦП) с участием железнодорожного транспорта решающее влияние оказывают гибкость и наличие необходимых ресурсов как факторы оптимального управления рисками. Безопасность как комплексная интегральная характеристика призвана оценивать взаимодействие звеньев ЦП между собой и с внешней средой с точки зрения сохранности, устойчивости и снижения действия факторов риска. Государственная стратегия должна обеспечивать формирование, принятие и использование научно обоснованных методов и критериев определения и управления состоянием ЦП в пространстве приемлемых рисков на основе построения их математических моделей. В этой связи необходимо учитывать современные факторы развития логистики как науки, реализующей новые интегративные концепции. Аннотация статьи...
 

Кадры

Управление трудовыми ресурсами в дирекции движения
И.В. Новопольцева

Октябрьская дирекция управления движением осуществляет деятельность на полигоне Октябрьской железной дороги в составе Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД». Ее структура включает в себя аппарат дирекции и восемь структурных подразделений: шесть центров организации работы железнодорожных станций и две самостоятельные станции. По итогам I полугодия 2010 г. уже можно оценить сложившееся положение с точки зрения качественного и количественного состава кадров и выстраивать планы срочных и перспективных мероприятий по изменению кадровой ситуации в Дирекции. Численность работников Октябрьской дирекции управления движением по штатному расписанию составляет 13 090 человек, фактическая на конец первого полугодия 2010 г. - 12 710 человек. Первое место по численности в структуре персонала занимают специалисты - 40,6%. Анализ укомплектованности кадрами Октябрьской дирекции управления движением за первое полугодие показывает, что в целом ситуация остается стабильной. Обеспеченность предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Фактическое количество работников Октябрьской дирекции практически соответствует плановой потребности предприятия. Аннотация статьи...
 

Экономика

Производственные запасы как резерв инвестиционной программы ОАО «РЖД»
В.В. Цевелёв, А.В. Цевелёв

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годУспешное развитие ОАО «Российские железные дороги» в условиях современной рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования. Инвестиционная деятельность во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе развития ОАО «РЖД» все более необходимо перспективное управление инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития железнодорожного транспорта и меняющимся условиям внешней среды. На железных дорогах в основном используются производственные запасы, так как для перевозочного процесса наибольшее значение имеют ремонт подвижного состава, верхнего строения пути, устройств СЦБ и связи, энергосбережение и др. Поэтому роль производственных ресурсов в создании продукции и методы их управления на железных дорогах должны отличаться от методов, применяемых в других отраслях материального производства. Отсутствие универсальных систем управления запасами на железнодорожном транспорте связано с особенностями отраслевого характера и неопределенностью спроса, предложения и функционального цикла. Аннотация статьи...
 


Системная интеграция в области перевозок
П.А. Козлов, Н.А. Тушин

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годВ последние годы транспортно-экспедиционная деятельность в России получила значительное развитие. Созданы тысячи экспедиторских компаний на всех видах транспорта, многие из них взаимодействуют с железными дорогами. Эта форма предоставления транспортных услуг продолжает активно развиваться на основе информатизации и логистики. Экспедиторы уже сегодня играют серьезную роль в привлечении дополнительных объемов перевозок, создании конкурентной среды, улучшении обслуживания отправителей и получателей грузов. Но, как показывают анализ практики и выполненные исследования, для дальнейшего развития рынка экспедиторских услуг необходимо осуществить ряд серьезных мероприятий. В стране практически отсутствует полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей. Действительную роль экспедиторов как системных интеграторов не понимают ни перевозчики, ни они сами. Аннотация статьи...
 


На базе экономических критериев
Н.П. Терёшина, Ю.В. Пересветов

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годРеформирование железнодорожной отрасли, разработка и внедрение программ информатизации и ресурсосбережения требуют дальнейшего совершенствования системы материально-технического обеспечения, в частности оптимизации планирования и нормирования производственных запасов. Экономически обоснованной целью управления материально-техническим обеспечением является своевременное и полное удовлетворение потребностей железнодорожного транспорта в материальных ресурсах по объему, ассортименту и качеству при минимально возможных суммарных затратах на их приобретение, доставку и хранение. Все это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности перевозочного процесса, повышения эффективности и качества эксплуатации и ремонта подвижного состава, модернизации объектов инфраструктуры. Аннотация статьи...
 

Транспорт и окружающая среда

Шумы на низких звуковых частотах
Б.И. Гончаренко


Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2010 годВ городских условиях одним из источников низкочастотных шумов является железнодорожный транспорт. Его шумы имеют сложную структуру. Например, электропоезд во временно-частотном спектре представляет собой широкополосный источник шума в диапазоне частот от единиц герц до нескольких килогерц и сложную колебательную систему, состоящую из многих составных частей. Основная доля шумов излучается в месте контакта колеса с рельсом. Распространенным и эффективным мероприятием по снижению уровня шума от железнодорожного транспорта на прилегающих территориях является установка акустических экранов вдоль участков железных дорог, приближенных к жилым кварталам. При этом протяженность акустических экранов должна быть не менее длины поездов, курсирующих на участке. Однако в настоящее время изучению шумозащитных свойств акустического экрана на низких частотах, когда длина волны сравнима с его характерным размером или больше него, не уделяется достаточного внимания. Поэтому было проведено исследование влияния придорожного акустического экрана на формирование картины звукового поля от проходящего электропоезда на территории жилой застройки на низких звуковых частотах. Аннотация статьи...
 

Из истории железных дорог

Обществу любителей железных дорог - 20 лет
А.Б. Вульфов

26 июня этого года Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД) отметило свое 20-летие. В 1969 г. в Центральном доме культуры железнодорожников был организован первый в стране Клуб железнодорожного моделизма. Впоследствии он стал Московским клубом любителей железных дорог, на базе которого в июне 1990 г. и было создано Всесоюзное общество любителей железных дорог, учредителями которого стали МПС и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта. С 1999 г. ВОЛЖД стало Всероссийским обществом, а с 2008 г. в связи с новыми принятыми законами РФ преобразовано в Межрегиональную общественную организацию «Общество любителей железных дорог», официально сохранив прежний логотип ВОЛЖД. За это время ВОЛЖД превратилось в постоянного партнера на многих важных мероприятиях вначале МПС, а теперь компании ОАО «РЖД», так или иначе связанных с историей железных дорог и их пропагандой среди широкой общественности. 20-летие Общества - это юбилей символический. При глобальных изменениях, произошедших в стране и одной из ведущих ее отраслей - на транспорте, при множестве изменившихся структур и их руководителей любители железных дорог продолжают существовать и работать практически по изначальному Уставу, утвержденному еще в советские времена. Полностью…
 

На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за август 2010 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования