«Железнодорожный транспорт»
10 2010 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10, 2010 год

VI Ассамблея начальников железных дорог России Презентация книги «История организации и управления железнодорожным транспортом России»

Аннотация статей


Вернуться к содержанию журнала

 

Версия для печати
 

Патентная стратегия ОАО «РЖД» как основа инновационного развития компании
С. 4-17. 6 рис.

Представлен журнальный вариант основных выступлений на научно-практической конференции, посвященной вопросам интеллектуальной собственности. Старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович проанализировал нормативную базу инновационной деятельности компании, привел показатели результативности инновационной и рационализаторской деятельности за 2007-2009 гг., рассказал о кадровой политике ОАО «РЖД» в области инновационной деятельности. В выступлении начальника Управления по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» Р.Ю. Тимофеева рассказано о деятельности Управления в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав ОАО «РЖД» на них в соответствии с задачами, поставленными Патентной стратегией ОАО «РЖД». Также представлены итоги смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД» - 2010», проведенного в рамках конференции.

Ключевые слова: Патентная стратегия ОАО «РЖД»; интеллектуальная собственность; рационализаторская деятельность в ОАО «РЖД»; смотр-конкурс «Идея ОАО «РЖД» - 2010»; правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности.

Кужель А.Л., начальник Управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»,
Шапкин И.Н., доктор технических наук, профессор МИИТа,
Вдовин А.Н., заместитель начальника отдела ОАО «НИИАС»
Новый подход к управлению вагонопотоками
С. 19-24. 4 рис.

Показаны особенности управления вагонопотоками в условиях концентрации функций управления движением и коммерческой работой в сфере грузовых перевозок в рамках одной Дирекции; представлены меры по ускорению продвижения вагонопотоков, основные показатели качества эксплуатационной работы, информационное обеспечение разработки и контроля выполнения плана формирования поездов. Рассмотрены причины, препятствующие широкому использованию существующих программных продуктов по управлению перевозками, и требования к программе контроля плана формирования, которая призвана обеспечить ритмичную бесперебойную переработку вагонопотоков.

Ключевые слова: маршрутизация перевозок; организация вагонопотоков; структура вагонного парка; групповые поезда; полный рейс вагона; средний пробег между переработками; телеграмма по корректировке плана формирования.

Югрина О.П., инженер
Техническое нормирование эксплуатационной работы в современных условиях
С. 25-30. 4 рис.

Представлен новый подход к технологиям управления перевозочным процессом в условиях формирования дирекций и перехода инвентарного грузового парка ОАО «РЖД» в категорию приватных вагонов. Рассмотрена организация эффективного взаимодействия вертикально интегрированных структурных подразделений ОАО «РЖД» и других участников перевозочного процесса - операторов подвижного состава и владельцев путей необщего пользования, а также определение показателей технического нормирования в новой структуре управления эксплуатационной работой железных дорог.

Ключевые слова: принципы управления перевозочным процессом; «шахматка»; работа парком перевозчика; работа парком операторов; работа железнодорожной сети; техническое нормирование; оборот вагона.

Осьминин А.Т., доктор технических наук, профессор ПГУПСа
Развитие теории и методов расчета плана формирования поездов
С. 31-40. 9 рис.

Представлена история развития технологии обработки вагонопотоков, теории расчета плана формирования поездов (ПФП) и выработки различных методов расчета ПФП. Отмечена роль ученых железнодорожного транспорта в разработке вопросов графика движения, пропускной способности, организации маневровой работы, планирования и регулирования перевозок, специализации и маршрутизации вагонопотоков.

Ключевые слова: теория организации вагонопотоков; расчет плана формирования поездов; метод «абсолютного расчета»; метод аналитических сопоставлений; схема развития и размещения сортировочных станций; календарное планирование погрузки; автоматизированная система организации вагонопотоков (АСОВ).

Сотников Е.А., главный научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук, профессор
Эффективные направления инновационного развития
С. 41-43. 1 рис.

Рассмотрен ряд важных направлений инновационного развития железнодорожного транспорта: создание специализированных высокоскоростных магистралей, удлинение путей для развития тяжеловесного движения, внедрение принципиально новых технологий работы с местным вагонопотоком, развитие интеллектуальных систем, охватывающих все стороны работы железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: высокоскоростное движение; двухрежимная технология перевозок; удлинение путей; работа с местным вагонопотоком; интеллектуальные системы управления перевозками, движением поездов, безопасностью.

Костюков А.А., ведущий программист отдела управления внешними проектами ПКТБ ЦКИ ОАО «РЖД», кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Методы и средства обеспечения надежности автоматизированных систем
С. 44-47.

Статья посвящена обеспечению необходимой надежности АС, разрабатываемых для нужд ОАО «РЖД». Рассмотрены требования к конструктивным способам обеспечения надежности, значения (нормы) показателей надежности изделий, типичные критерии отказов, организационно-методические мероприятия, направленные на совершенствование технологии обеспечения надежности АС. Практика обеспечения надежности в отрасли проиллюстрирована на примере одной из основных АС ОАО «РЖД» - автоматизированной системы оперативного управления перевозочным процессом (АСОУП).

Ключевые слова: надежность АС; показатели надежности изделий; критерии отказов; надежность программного обеспечения; АСОУП.

Сковородников Е.И., профессор кафедры «Локомотивы» ОмГУПСа, доктор технических наук,
Анисимов А.С., доцент кафедры «Локомотивы» ОмГУПСа, кандидат технических наук,
Лифанов М.В., инженер ОАО «Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта»
Проблемы эксплуатации дизелей 1-ПД4Д тепловозов ТЭМ 18Д
С. 48-50. 4 рис.

Проанализированы причины неисправностей, возникающих при эксплуатации локомотивов ТЭМ 18Д. Приведены расчеты, свидетельствующие о повышенном износе подшипниковых узлов коленчатого вала дизелей 1-ПД 4Д, выявлены факторы, влияющие на возникновение этой неисправности, и предложены мероприятия для предотвращения выхода из строя подшипниковых узлов на тепловозах.

Литература:

  1. Плахотин, Б.И. Анализ технического состояния тепловозного парка по сети железных дорог России за 2008 г. Б. И. Плахотин ОАО «РЖД». Департамент локомотивного хозяйства. М, 2009. - 92 с.
  2. Сковородников Е.И., Лифанов М.В., Анисимов А.С. «Сравнительный анализ эффективности работы дизелей ПД1М и 1-ПД4Д в условиях эксплуатации»
  3. Чернавский, С.А. Подшипники скольжения /С.А. Чернавский - М.: МАШГИЗ, 1963. - 244 с., ил.; 22 см. - Библиогр.: с. 239, 240, 241.
  4. Марков, Н.Н. Дизель-генераторы 1-ПДГ4Д, 1-ПДГ4Д-1. Руководство по эксплуатации 1-ПДГ4Д РЭ. В 2 ч. Ч.1. / Н.Н. Марков / ОАО Пензадизельмаш. Пенза, 2006. - 217 с.
  5. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ2 ИО. / ОАО Российские железные дороги. М.: Департамент локомотивного хозяйства, 2004. - 504 с.
  6. Гоц, А.Н. Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма поршневых двигателей: учеб. пособие / А.Н. Гоц; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Редакционно-издательский комплекс ВлГУ, 2005. - 124 с.
  7. Обельницкий, А.М. Топливо и смазочные материалы. / А.М. Обельницкий. - М.: Высш. школа, 1982. - 208 с., ил.; 21 см. - Библиогр.: с. 204. - 20 000 экз.
  8. Тепловоз ТЭМ2: Руководство по эксплуатации и обслуживаниюПО «Брянский маш - строит. з-д». Изд 2-е перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1983 - 239 с.
  9. Тепловоз ТЭМ18ДМ. Руководство по эксплуатации. В 3 т. Т. 1./ЗАО УК БМЗ. Брянск, 2009. - 156 с.

Ключевые слова: тепловоз ТЭМ 18Д; дизели ПД1М и 1-ПД4Д; износ подшипников; программный комплекс «Впрыск» и Diesel-RK.

Новиков Д.В., ведущий технолог сектора локомотивной тяги ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Газотепловозы 2ТЭ 10Г: газодизель или газовый двигатель?
С. 51-54. 1 рис.

Даны основные технические характеристики дизельной, газодизельной и газовой модификаций тепловозного двигателя типа Д100, дана их сравнительная характеристика, приведена схема питания двигателя 10ГД100А природным газом. Проанализированы результаты испытаний работы газового двигателя 10ГД100А и газодизеля 10ГД100Б, который установлен на газотепловозе 2ТЭ10Г.

Ключевые слова: тепловоз 2ТЭ10Г; дизель 10Д100; газовый двигатель 10ГД100А; газодизель 10ГД100Б; ПО «Завод имени Малышева».

Курбасов А.С., профессор МИИТа, доктор технических наук
Перспективная энергетическая установка тепловоза
С. 55-57. 2 рис.

Представлена идея применения на тепловозе вместо дизель-генераторной установки принципиально новой конструкции, в которой топливом служит природный газ, а электроэнергию вырабатывает магнитогидродинамический генератор (МГД-генератор). Отмечены преимущества тепловоза с МГД-генератором. Приведены схема энергетической установки тепловоза с МГД-генератором и необходимые расчеты.

Литература

  1. Фофанов Г.А. Альтернативные виды топлива на подвижном составе железнодорожного транспорта / Г.А. Фофанов, Д.Н. Григорович, А.С. Нестрахов. - М.: Интект, 2008.
  2. Магнитогидродинамический метод получения электроэнергии : сборник переводов / ред. В.А. Кириллин и А.Е. Шейдлин. - М. : Энергия, 1971.
  3. Курбасов А.С. Электрические машины с радиальным перемещением подвижной части / А.С. Курбасов // Электричество. - 2009. - №1.
  4. Курбасов А.С. Электрическая машина радиального движения. Патент №2346378.
  5. Бертинов А.И. Проектирование линейных МГД-генераторов постоянного тока / А.И. Бертинов. - М. : МАИ, 1966.
  6. Курбасов А.С. Устойчивость перевозок транспортных систем / А.С. Курбасов // «Транспорт Российской Федерации». - 2009. - №2.
  7. Велихов Е.П. Перспективы развития импульсивной МГД-энергетики и ее применение в геологии и геофизике / Е.П. Велихов, М.Ю. Волков. - М. : Мир, 1981.
  8. Кумсков В.Т. Топливо и масла электрических станций / В.Т. Кумсков,  А.И. Покалюк. - М. : Энергия, 1969.

Ключевые слова: МГД-генератор; схема энергетической установки тепловоза; тепловоз с МГД-генератором.

Иванов П.С., доктор технических наук, профессор Нижегородского филиала Московского государственного университета путей сообщения,
Зайцев Н.И., начальник Центра диагностики Горьковской железной дороги,
Кремнев Е.А., ведущий специалист Нижегородского филиала ОАО «Росжелдорпроекта»,
Гайворонский В.П., начальник отдела
Анализ дефектов рельсов
С. 58-59. 5 рис.

Рассмотрена структура дефектных рельсов, снимаемых с пути на сети железных дорог РФ с 1991 по 2009 г., приведена статистика дефектов за последние годы. Выявлены дефекты, вызывающие наибольшее количество отказов рельсов.

Ключевые слова: дефекты рельсов; боковой износ головки рельса; износ рельса по поверхности катания; структура дефектных рельсов.

Нурмамбетов С.М., директор Конструкторско-экспериментального центра филиала АО «Казакстан темир жолы», доктор технических наук, профессор,
Аскаров Е.С., начальник конструкторского бюро, кандидат технических наук, доцент
Съемный портальный кран для текущего содержания пути
С. 61-61. 2 рис.

Рассмотрены некоторые недостатки съемного портального крана, необходимого для перемещения рельсов при ремонтных работах на пути, и предложена новая усовершенствованная конструкция крана.

Ключевые слова: съемный портальный кран; планетарный редуктор; червячный редуктор.

Филипченко С.А., начальник Управления анализа и статистики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Совершенствование учета вагонных парков различных собственников
С. 62-64. 3 рис.

Рассмотрен учет вагонных парков в условиях введения новой системы учета и пути его совершенствования. Представлены структура вагонных парков, динамика изменения наличия вагонов инвентарного парка и приватных принадлежности России, динамика основных показателей использования вагонов грузового парка и для сравнения - вагонов Первой грузовой компании.

Ключевые слова: структура вагонных парков; оборот вагона; учет простоя грузовых вагонов; наличие вагонов инвентарного парка.

Шенфельд К.П., исполнительный директор ОАО «ВНИИЖТ», кандидат технических наук
Значение показателя «оборот вагона» для операторов - собственников подвижного состава
С. 65-67. 4 рис.

Показано значение показателя «оборот вагона» и его составляющих в условиях использования приватного парка вагонов. Рассмотрены примеры, характеризующие значение этого показателя для компаний-операторов. Предложен подход к определению понятия «оборот вагона» для компаний-операторов, который учитывает основные типы операторских компаний.

Ключевые слова: оборот вагона; время нахождения вагонов на станциях; время выполнения груженого рейса; приватный парк подвижного состава; операторы - собственники подвижного состава; типы операторских компаний.

Волков Б.А., заведующий кафедрой «Экономика строительного производства» МИИТа, заслуженный работник высшей школы России, почетный академик РАН, вице-президент Международной академии инвестиций и экономики строительства, профессор, доктор экономических наук,
Марцинковская А.В., ведущий сотрудник кафедры, кандидат экономических наук
Кафедре «Экономика строительного производства МИИТа» - 55 лет
С. 68-71.

Рассказано об истории образования и становления одной из ведущих выпускающих кафедр МИИТа, ее научно-исследовательской и педагогической работе и планах на будущее.

Ключевые слова: МИИТ; кафедра «Экономика строительного производства».

Шаронов Е.А., начальник службы технической политики Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД»
Организация грузового движения по расписанию
С. 74-77. 1 рис.

Излагается опыт организации грузового движения по расписанию, накопленный на зарубежных железных дорогах.

Ключевые слова: грузовое движение по расписанию; поезда системы TEEM; регулярные грузовые поезда; грузовой поезд Eurail Cargo; система перевозки грузов «Интеркарго»; индивидуальное расписание движения поездов (ИРДП).
 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования