«Железнодорожный транспорт»
№ 10 2011 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2011 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 10 2012 год
 

Архив
 

Указатель
 


2012 год


№ 1 2012 год

№ 2 2012 год

№ 3 2012 год

№ 4 2012 год

№ 5 2012 год
 
№ 6 2012 год
 
№ 7 2012 год
 
№ 8 2012 год
 
№ 9 2012 год
 


2011 год

 
№ 10 2011 год
 
№ 11 2011 год
 
№ 12 2011 год

Коротко о важном
стр. 2

Конференции и выставки

маркированный список Железнодорожный форум ЭКСПО 1520
стр. 4
маркированный список Динамическая экспозиция
стр. 9
маркированный список Статическая экспозиция
стр. 12

Эксплуатационная работа

маркированный список Программа увеличения веса поезда - в действии.
Лесун А.Ф.
стр. 16
маркированный список Реализуя резервы повышения веса поезда.
Цык В.И.
стр. 25
маркированный список Интеллектуальный тренажер для профессиональной подготовки диспетчеров.
Козлов П.А.,
Четвериков В.А.,
Яриков И.М.
стр.29

Пульс сети
стр. 33

Инфраструктура

маркированный список Развитие железнодорожной инфраструктуры в Дальневосточном регионе.
Пехтерев Ф.С.
стр. 34
маркированный список Актуальные проблемы и задачи путевого комплекса.
Абдурашитов А.Ю.
стр. 39

Актуальная тема

маркированный список Инновации - на службу пожарной безопасности
стр. 45

Подвижной состав

маркированный список Обоснование показателей сопротивления усталости несущих литых деталей тележек грузовых вагонов.
Оганьян Э.С.,
Красюков Н.Ф.,
Протопопов А.Л.
стр. 49

Ресурсосбережение

маркированный список Новый гребнесмазыватель твердого типа.
Буйносов А.П.,
Тихонов В.А.
стр. 54

Пассажирский комплекс

маркированный список Совершенствование генераторно-приводных установок пассажирских вагонов.
Самошкин О.С.
стр. 56

Безопасность движения

маркированный список Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов.
Толпышева С.В.,
Лялькина Г.Б.
стр. 60

Экономика и бизнес

маркированный список Оценка себестоимости пассажирских перевозок дальнего следования в Федеральной пассажирской компании.
Мирошниченко О.Ф.,
Морозова М.В.,
Фадейкина Н.В.
стр. 63
маркированный список Логистика и экономическая безопасность.
Резер А.В.
стр. 67

На магистралях содружества

маркированный список Внедрение инновационных технологий - приоритет технической политики.
Арутюнян С.А.
стр. 71
маркированный список Модернизируя технологию эксплуатационной работы.
Исаакян Г.О.
стр. 74
маркированный список Борьба за клиента.
Епремян Р.С.
стр. 75

На книжную полку

маркированный список Новые издания Учебно-методического центра на железнодорожном транспорте
стр. 77

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки:
Парад железнодорожной техники
на ЭКСПО 1520.
Фото А.В. Гоголева

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2011 года. Подробнее...
 

Конференции и выставки

Железнодорожный форум ЭКСПО 1520

Работа салона ЭКСПО 1520 в Щербинке началась с пленарного заседания IV Международной конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты». В ходе дискуссии по теме «Развитие железнодорожного транспорта в контексте модернизации экономики России» была рассмотрена проблематика модернизации российской экономики и повышения ее инновационного уровня за счет активного развития железнодорожной отрасли, обсуждены механизмы стимулирования производства в России высокотехнологичной продукции в процессе обновления основных фондов железнодорожного транспорта, включая производство современного подвижного состава и совершенствование инфраструктуры. Также в рамках салона прошло заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», состоялись многочисленные презентации, практические семинары, мастер-классы, круглые столы по самой разнообразной тематике с участием российских и зарубежных экспертов. В День молодежи Щербинку посетили студенты транспортных вузов и техникумов, учащиеся колледжей и школ. Специальная поездка для знакомства с современной и перспективной железнодорожной техникой, представленной на ЭКСПО 1520, была организована для участников проходившего в Подмосковье Слета молодежи ОАО «РЖД». В первый день III Международного железнодорожного салона ЭКСПО 1520 впервые в рамках подобных мероприятий на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа состоялся парад железнодорожной техники. С современным подвижным составом железных дорог посетители ЭК СПО 1520 смогли ознакомиться не только на параде железнодорожной техники, но и при осмотре традиционной для салонов в Щербинке статической экспозиции. Последний день салона по традиции стал Днем открытых дорог - самую масштабную железнодорожную выставку смогли посетить все желающие, и их было много. Подробнее…
 


Динамическая экспозиция

В первый день III Международного железнодорожного салона ЭКСПО 1520 впервые в рамках подобных мероприятий на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа состоялся парад железнодорожной техники. Параду предшествовала презентация пассажирского электровоза ЭП20-001, выставленного у платформы Экспериментального кольца. Этот двухсистемный электровоз с асинхронными тяговыми электродвигателями (ТЭД) создан Новочеркасским электровозостроительным заводом совместно с компанией Alstom. Локомотив имеет мощность часового режима на валах ТЭД не менее 7200 кВт и способен развивать в эксплуатации скорость до 200 км/ч. Наличие асинхронного тягового привода с индивидуальными инверторами напряжения и поосным регулированием дает возможность снизить энергопотребление и уменьшить затраты на техническое обслуживание электровоза. Подробнее...
 


Статическая экспозиция

С современным подвижным составом железных дорог посетители ЭКСПО 1520 смогли ознакомиться не только на параде железнодорожной техники, но и при осмотре традиционной для салонов в Щербинке статической экспозиции. Электрические локомотивы были представлены в экспозиции электровозом 2ЭС10-001 «Гранит». Информация о локомотиве этой серии, участвовавшем в параде, приводилась выше. Следует добавить, что на электровозах 2ЭС10 используются модульная кабина нового образца с улучшенными эргономическими и гигиеническими параметрами, система автоматического ведения поезда с постоянным отслеживанием координат локомотива с помощью GPS/ГЛОНАСС, современная энергосберегающая светотехника. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа

Программа увеличения веса поезда - в действии
Лесун А.Ф.

ОАО «РЖД» в рамках реализации программы инновационного развития компании проводит последовательную работу по увеличению веса грузовых поездов. Это крупный резерв наращивания провозной способности линий, оптимизации грузовых перевозок и повышения эффективности эксплуатационной деятельности железных дорог. Журнал уделяет большое внимание освещению путей решения этой ключевой проблемы. За последние годы на его страницах были опубликованы десятки статей, в которых рассмотрены основные задачи, технические аспекты и опыт железных дорог по повышению веса грузовых поездов, вопросы увеличения на этой основе пропускных способностей основных направлений сети, разработки сетевой технологии движения тяжеловесных поездов по расписанию энергооптимального графика и др. Редакция журнала продолжает публикацию статей по этой важной и актуальной теме, знакомя читателей с опытом повышения веса поезда, накопленным на Горьковской и Приволжской железных дорогах.
 


Реализуя резервы повышения веса поезда
Цык В.И.

Приволжская железная дорога имеет особое значение в транспортной системе России. Она является важным звеном при транспортировке грузов из Сибири и Урала в центральные регионы России и европейские страны СНГ, а также обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна. Дорога включает в себя часть международного транспортного коридора «Север - Юг», который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией. Серединное положение магистрали определило ее значительную роль в освоении транзита, который составляет более 55% всего объема грузовых перевозок. В 2010 г. грузооборот дороги составил 130,6 млрд. т·км брутто - с ростом к 2009 г. на 8,6%. С увеличением объемов транзитного грузопотока из Казахстана в направлении Азово-Черноморского транспортного узла остро встал вопрос об увеличении пропускной и провозной способности Приволжской магистрали.
 


Интеллектуальный тренажер для профессиональной подготовки диспетчеров
Козлов П.А., Четвериков В.А., Яриков И.М.

Четкая и бесперебойная работа железнодорожного транспорта во многом зависит от уровня профессиональной подготовки диспетчерского персонала. Основная функция диспетчеров - принятие управляющих решений. В задачи диспетчера входят оценка ситуации, выбор решения, моделирование в памяти работы станции, узла, участка, полигона по выбранному решению и прогнозирование будущей ситуации. Диспетчер для успешного выполнения всех возложенных на него функций должен обладать навыками быстрого принятия решений. Как бы хорошо он ни знал технологию работы, такие навыки можно получить только на практике. По мере накопления опыта работы в памяти диспетчера формируется определенный набор различных ситуаций и ряд их рациональных решений. Многократно ускорить и облегчить этот процесс можно с помощью интеллектуального тренажера, разработанного в холдинге «Стратег» с участием специалистов Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД». Первый вариант тренажера построен и апробирован на модели заводской сортировочной станции Новолипецкого металлургического комбината.
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за сентябрь 2011 года. Подробнее...
 

Инфраструктура

Развитие железнодорожной инфраструктуры в Дальневосточном регионе
Пехтерев Ф.С.

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока и Байкальского региона по сравнению с другими территориями России развита недостаточно. Так, плотность железных дорог на этой значительной территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги вообще отсутствуют. В то же время по территории региона проходят важнейшие евроазиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», Байкало-Амурская магистраль, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время наиболее загруженным направлением региона является Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает внутрирегиональные транспортно-экономические связи. Через нее также осуществляется связь центральных регионов России с восточными как во внутрироссийском, так и в международном сообщении с использованием мощностей дальневосточных морских портов и пограничных станций на российско-монгольской, российско-китайской и российско-корейской границах. В наибольших объемах по Транссибу перевозятся сырая нефть и нефтепродукты, уголь, минерально-строительные материалы, черные металлы, лесные и прочие грузы. Объемы перевозок в последние годы на отдельных участках достигали 90 млн. т·км/км.
 


Актуальные проблемы и задачи путевого комплекса
Абдурашитов А.Ю.

Стратегической программой развития ОАО «РЖД» на ближайшую и отдаленную перспективу намечено доведение срока службы пути (пропуска межремонтного тоннажа) до 1,5 млрд. т брутто к 2015 г. и 2,5 млрд. т брутто к 2030 г. при обеспечении безопасности движения и минимизации стоимости жизненного цикла конструкции пути. На данный период межремонтный тоннаж в среднесетевых условиях на российских железных дорогах составляет в лучшем случае около 700 млн. т брутто для бесстыкового пути, а в регионах с холодным климатом - в 1,2-1,3 раза меньше. Что же необходимо делать для существенного улучшения сложившегося положения и на что следует обратить особое внимание? Главное - это совершенствование конструкции и качества изготовления рельсов. Необходимо также разработать и внедрить систему ведения рельсового хозяйства. Без правильной ее организации невозможно обеспечить длительный срок эксплуатации рельсов даже при очень хорошем качестве их изготовления. Следует ввести электронный паспорт на каждый рельс, что позволит отслеживать его жизнь от выпуска на заводе до отправки в металлолом (наработки по данному вопросу имеются у Сибирского отделения ОАО «ВНИИЖТ»), организовать правильную систему шлифования (сейчас это становится возможным в связи с передачей рельсошлифовальных поездов в аутсорсинг) и лубрикации рельсов и т.д. Необходимо определить экономическую целесообразность ремонта рельсов в стационарных условиях в зависимости от их фактического состояния и прогнозированного ресурса на второй срок службы, что сейчас не делается.
 

Актуальная тема

Инновации - на службу пожарной безопасности

В Москве под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича состоялось очередное заседание Центральной пожарно-технической комиссии компании (ЦПТК ОАО «РЖД»). Оно было посвящено оценке результатов противопожарных мероприятий этого года на объектах инфраструктуры и подвижном составе сети железных дорог России и проводилось в режиме видеоконференции. В заседании также приняли участие руководители МЧС России, Росжелдора, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и др. С отчетным докладом «О работе в летний пожароопасный период» выступил главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте В.П. Аксютин. Он, в частности, отметил, что реализованный комплекс организационных и практических мер по подготовке инфраструктуры компании к пожароопасному периоду и обеспечению безопасности перевозочного процесса принес положительные результаты: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зарегистрировано снижение общего числа пожаров на 12,3%, количество загораний в полосе отвода железных дорог сокращено на 48,5%, а случаев перехода огня на объекты обеспечения безопасности движения допущено не было. Подробнее…
 

Подвижной состав

Обоснование показателей сопротивления усталости несущих литых деталей тележек грузовых вагонов
Оганьян Э.С., Красюков Н.Ф., Протопопов А.Л.

Изломы боковых рам тележек грузовых вагонов нередко сопровождаются сходом вагона с рельсов, создают угрозу безопасности движения поездов, представляют опасность для жизни и здоровья граждан, приносят значительные убытки ОАО «РЖД» и другим участникам перевозочного процесса. Так, в 2010 г. в эксплуатации были выявлены более 5000 боковых рам с трещинами в литой конструкции. После проверки в вагонных ремонтных депо более 1,3 млн. боковых рам около 97 тыс. были забракованы. Только за первый квартал 2011 г. произошло 16 изломов боковых рам непосредственно под вагонами. Поломки оломки происходят главным образом по внутреннему радиусу R55 буксового выреза (примерно 80% случаев). И это не случайно. По результатам расчетов и испытаний указанное место оказывается наиболее напряженным и от вертикальных, и от боковых статических и динамических нагрузок. Имеющийся здесь небольшой конструкционный запас сопротивления усталости в пределах 1,2-1,35 не в состоянии компенсировать негативное влияние случающихся технологических и эксплуатационных дефектов.
 

Ресурсосбережение

Новый гребнесмазыватель твердого типа
Буйносов А.П., Тихонов В.А.

Боковой износ рельсов и гребней колесных пар подвижного состава на Свердловской дороге стал большой проблемой, приводящей к значительным расходам и угрожающей безопасности движения поездов. Необходим безотлагательный поиск защитных мер. В последнее время на дорогах многих стран все шире применяют смазывание боковой поверхности рельсов и гребней бандажей в зоне их контакта. При этом значительный положительный эффект проявляется в первую очередь в кривых участках пути. Смазывание снижает не только износ рельсов и бандажей, но и сопротивление движению экипажа, что обусловливает экономию топливно-энергетических ресурсов. Конструкция локомотивных гребнесмазывателей, в которых применяются жидкие смазки, требует систематической регулировки и наблюдения, что сложно обеспечить в условиях интенсивного использования локомотивов и обслуживания их незакрепленными бригадами. Кроме того, даже контроль за работой гребнесмазывателей с жидкой смазкой не устраняет их основного недостатка - попадания смазки на поверхность катания колесных пар, приводящего к боксованию. Этим обусловлено нежелание локомотивных бригад использовать гребнесмазыватели на участках с тяжелым профилем пути.
 

Пассажирский комплекс

Совершенствование генераторно-приводных установок пассажирских вагонов
Самошкин О.С.

Все пассажирские вагоны без кондиционирования воздуха оснащаются текстропно-редукторно-карданными (ТРК) или текстропно-карданными (ТК-2) приводами. При этом длительная мощность системы энергоснабжения составляет 8 кВт в скоростном режиме движения вагонов от 40±3 км/ч до 160 км/ч, а часовая мощность - 9 кВт начиная со скорости движения вагона 50 км/ч. Для пассажирских пассажирских вагонов с системой кондиционирования воздуха и мощностью системы энергоснабжения до 32 кВт используется редукторно-карданный привод WBA-32/2 (ФРГ) или его отечественные аналоги. Кроме того, ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ») выпустил партию вагонов с кондиционированием воздуха и мощностью системы энергоснабжения 32 кВт, которые оборудованы двумя генераторно-приводными установками (на каждой тележке) на базе нового клиноременного привода от середины оси колесной пары и размещением генератора мощностью 16 кВт на раме тележки (ТСО-16Т). Следует отметить, что за последнее время разработаны и изготавливаются несколько типов новых вагонов. Мощность систем энергоснабжения или скоростной режим их работы существенно отличается от серийно выпускаемых.
 

Безопасность движения

Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов
Толпышева С.В., Лялькина Г.Б.

Одной из наиболее важных задач в сфере подготовки специалистов представляется подготовка квалифицированных кадров среднего звена. Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (СПО) выпускник по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» должен быть готов к профессиональной деятельности по организации перевозок и управлению перевозочным процессом, в частности управлять и контролировать поездную и маневровую работу при абсолютном соблюдении требований безопасности движения, обеспечивать выполнение графика движения поездов, принимать оптимальные решения по управлению движением в нестандартных ситуациях и быть способным к системному действию в профессиональных ситуациях. Ксожалени сожалени сожалени ю, каждый четвертый случай нарушения безопасности движения, в том числе аварии, сходы, прием и отправление поездов по неготовому маршруту, а также браки при производстве маневровой работы, произошел по вине дежурных по станции. В число основных причин брака, допускаемого дежурными по станции, входят неправильные действия при приготовлении поездных и маневровых маршрутов как в нормальных условиях, так и при нарушении действия устройств СЦБ. Из-за неготовности персонала к подобным событиям может возникнуть или развиться чрезвычайная ситуация с большим материальным ущербом и возможными человеческими жертвами.
 

Экономика и бизнес

Оценка себестоимости пассажирских перевозок дальнего следования в Федеральной пассажирской компании
Мирошниченко О.Ф., Морозова М.В., Фадейкина Н.В.

С 1 апреля 2010 г. начало эксплуатационную деятельность ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») - дочернее предприятие ОАО «РЖД», выполняющее более 95% объема перевозок дальнего следования на инфраструктуре ОАО «РЖД». Для эффективной организации своей перевозочной деятельности, решения различных технико-экономических задач при принятии оперативных управленческих решений компания должна использовать действенные инструменты оценки себестоимости перевозок для конкретных условий, т.е. на направлении (маршруте), в поезде, при изменении технологии эксплуатационной работы, влияющей на качественные показатели использования подвижного состава и т.д. Наиболее часто в технико-экономических расчетах для определения себестоимости перевозок применяется метод расходных ставок. Единичные расходные ставки представляют собой удельные эксплуатационные расходы, рассчитанные делением отчетной величины зависящих от объемов перевозок расходов за определенный период на значение соответствующего измерителя работы подвижного состава за тот же период.
 


Логистика и экономическая безопасность
Резер А.В.

Железнодорожный транспорт России - одна из ведущих составных частей транспортной инфраструктуры национальной экономики, имеющая определяющее значение для обеспечения хозяйственных связей и платежеспособного спроса на перевозки. В условиях реформирования отрасли, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей устойчивая работа железнодорожного транспорта рассматривается в качестве одного из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране и обеспечения экономической безопасности. Проблема экономической безопасности является неотъемлемой частью развития государства, различных отраслей, народнохозяйственных комплексов и предприятий, а ее конкретное содержание меняется в зависимости от сложившихся в определенный временной период внешних и внутренних условий развития хозяйствующих субъектов.
 

На магистралях содружества

Внедрение инновационных технологий - приоритет технической политики
Арутюнян С.А.

В октябре 2011 г. в столице Республики Армения г. Ереване состоится очередное 55-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, на котором будут обсуждены актуальные задачи дальнейшего совершенствования железнодорожных перевозок в межгосударственных сообщениях. В преддверии этого события редакция журнала попросила руководителей ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» рассказать о работе по улучшению транспортного обслуживания региона, привлечению грузов и пассажиров, обеспечению прибыльной деятельности, инновационном развитии магистрали, перспективах ее дальнейшего развития. Бизнес - стратегия Закрытого акционерного общества «Южно-Кавказская железная дорога» (ЗАО «ЮКЖД»), выбранная руководством дороги в самом начале операционной деятельности, была направлена на глубокую техническую и технологическую модернизацию всей системы магистрали в основном за счет развития инновационных технологий. Это обстоятельство во многом определяет эффективность реализации инвестиционных программ ЗАО «ЮКЖД».
 


Модернизируя технологию эксплуатационной работы
Исаакян Г.О.

В борьбе за конкурентоспособность на рынке транспортных услуг Армении, где ведущую роль в осуществлении грузовых перевозок играет автомобильный транспорт, ЗАО «ЮКЖД», начиная с 2008 г., были проведены комплексные мероприятия по изменению технологии организации перевозочного процесса, направленные на более качественное оказание услуг, в частности по своевременному обеспечению подвижным составом и ускорению доставки грузов на принципах «клиент - партнер» и «удовлетворение интересов». Для реализации поставленных целей по повышению качества эксплуатационной работы при обеспечении гарантированной безопасности движения разработаны и внедрены новые подходы к организации и управлению эксплуатационной работой с переходом на двухуровневую систему управления перевозочным процессом.
 


Борьба за клиента
Епремян Р.С.

Особенность Республики Армения - малые расстояния, на которые осуществляются перевозки. Для Южно-Кавказской железной дороги дополнительно к этому характерна и нетранзитность перевозок. Этим и обусловлена жесткая конкуренция с автомобильным транспортом. Борьба за клиента - вот характерная черта сегодняшнего дня. Она и диктует правила игры - обеспечение равнодоступности и конкурентоспособности на транспортном рынке республики. В текущем году благодаря взятому курсу на клиентоориентированность и действенное повышение качества оказываемых услуг с предоставлением новых продуктов дороге удалось «отвоевать» у автомобилистов порядка 5% перевозок. Экономическая структура республики резко сегментирована на крупный и малый бизнес, что, безусловно, отражается и на работе железной дороги. Мониторинг транспортного и экономического рынка Армении позволил выделить три основных уровня клиентоориентированного принципа работы.
 

На книжную полку

Новые издания Учебно-методического центра на железнодорожном транспорте

Федеральное государственное образовательное учреждение «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» (ФГОУ «УМЦ ЖДТ») предлагает новые издания. Подробнее...
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за сентябрь 2011 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования