«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2010 год

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 год

Председатель Правительства РФ В.В. Путин встретился с работниками ОАО «Уральские локомотивы» Выставка «Чугунка в моделях»

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы


Анонс № 11
 

Архив
 

Указатель
 


2011 год


№ 1 2011 год
 

№ 2 2011 год
 

№ 3 2011 год
 

№ 4 2011 год
 

№ 5 2011 год
 

№ 6 2011 год
 
№ 7 2011 год
 
№ 8 2011 год
 
№ 9 2011 год
 
№ 10 2011 год
 


2010 год


№ 11 2010 год
 
№ 12 2010 год
 

На магистралях содружества

маркированный список 53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 2

В правлении ОАО «РЖД»

маркированный список Атьков О.Ю.
Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года
стр. 8

Панорама 2010 года
стр. 14, 61

Пульс сети
стр. 19

Совещания, конференции, выставки

маркированный список Ицкович Б.С.
На острие инновационных технологий. По материалам научно-практических конференций «Трансжат-2010» и «Инфотранс-2010»
стр. 20
маркированный список Зубкович Е.М.
Международный пресс-тур
стр. 27
маркированный список Фредынский Д.Е.
Ремонтно-путевому комплексу - современную технику и технологии. Международная выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010»
стр. 28

Подвижной состав

маркированный список Лосев Д.Н.
Единая технология технического осмотра составов на сортировочных станциях
стр. 34
маркированный список Бондаренко А.Ф.,
ГореньковА.А., БазановЮ.А.,
ФединВ.М., БорцА.И.

Детали фрикционного узла гасителя колебаний с улучшенными характеристиками
стр. 39

Ресурсосбережение

маркированный список Энергосбережение: текущие задачи и перспективы. По материалам сетевой школы передового опыта
стр. 42

Менеджмент качества

маркированный список Лучшие по качеству
стр. 45
маркированный список Вручен сертификат соответствия международному стандарту IRIS
стр. 46

Актуальная тема

маркированный список Организация перевозочного процесса в зимних условиях. По материалам круглого стола на выставке «InnoTrans-2010»
стр. 48

Эксплуатационная работа

маркированный список Козлов П.А.,
Яриков И.М.

Оценка схемных и технологических решений в проектах развития железнодорожных станций и узлов
стр. 57

Экономика

маркированный список Тришкин Е.М.
Повременной принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации
стр. 59

За рубежом

маркированный список Кузнецов А.В.,
Куренков П.В.,
Филипченко С.А.

Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе
стр. 67
маркированный список К.-Х. Эрхард,
Й. Шмидтке

Повышение пропускной способности с помощью автоматизации управления движением поездов
стр. 69

На железных дорогах мира
стр. 72

Из истории железных дорог

Семенюта Н.Ф.
Государственный деятель, ученый, меценат
стр. 74

Указатель статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за 2010 год
стр. 77

На 1 стр. обложки
фото М.Ю. Каширина

Аннотация статей номера

На магистралях содружества

53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

В столице Литовской Республики г. Вильнюсе 20-21 октября 2010 г. прошло 53-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, на котором были рассмотрены результаты эксплуатационной работы сети железных дорог, нормативы нового графика движения поездов, подведены итоги переписи грузовых вагонов, обсужден проект Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников Содружества до 2020 г. и ряд других актуальных вопросов и документов, направленных на развитие взаимовыгодного сотрудничества железнодорожных администраций, наращивание объемов перевозок железнодорожным транспортом в международном сообщении, повышение его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. В заседании приняли участие министр транспорта и коммуникаций Литовской Республики Э. Масюлис и вице-министр транспорта и коммуникаций А. Штарас. Подробнее…
 

В правлении ОАО «РЖД»

Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года
Атьков О.Ю.

На заседании Правления ОАО «РЖД», состоявшемся в октябре, обсуждался проект Стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 г. Разработанный проект Стратегии тесно связан с основными документами, определяющими развитие компании на ближайшие годы, - «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 г.». Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант основного доклада на заседании Правления, сделанного вице-президентом ОАО «РЖД» О.Ю. Атьковым. Для компании, численность персонала которой превышает 1 млн. человек, такой документ, как «Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года», чрезвычайно важен. Он во многом определяет возможность достижения долгосрочных целей, поставленных перед ОАО «РЖД» Правительством Российской Федерации и руководством компании. Стратегия определяет потребности компании в области улучшения здоровья работников, основные целевые показатели и пути их достижения. Аннотация статьи...
 


Панорама 2010 года

По традиции редакция журнала напоминает читателям основные события и факты уходящего года, отражающие работу ОАО «Российские железные дороги», филиалов и структурных подразделений компании. Подробнее...
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за ноябрь 2010 года. Подробнее...
 

Совещания, конференции, выставки

На острие инновационных технологий. По материалам научно-практических конференций «Трансжат-2010» и «Инфотранс-2010»
Ицкович Б.С.

В октябре под лозунгом внедрения инноваций с небольшим разрывом во времени прошли два традиционных мероприятия, посвященных деятельности и развитию инфраструктурных систем отрасли, - Пятая международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ-2010») и 15-я Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2010»). Конференция «ТрансЖАТ-2010» прошла на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. Традиционно ее организаторами выступали ОАО «РЖД», Северо-Кавказская железная дорога при активном участии РГУПСа. Подробнее...
 


Международный пресс-тур
Зубкович Е.М.

Прн Siemens AG организовал для представителей отечественных и зарубежных СМИ международный пресс-тур. Его программа включала в себя поездку на высокоскоростном электропоезде «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург и посещение расположенного в поселке Металлострой моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московское, в котором эти поезда проходят техническое обслуживание. Тур состоялся на исходе первого года регулярной эксплуатации «Сапсанов» в России. Накопленный за это время опыт уже позволяет с достаточной степенью объективности считать данный амбициозный проект весьма и весьма успешным. Подробнее...
 


Ремонтно-путевому комплексу - современную технику и технологии. Международная выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010»
Фредынский Д.Е.

В Калуге 9-10 сентября прошла традиционная международная выставка-ярмарка «Транспортная инфраструктура и путевые машины 2010». В таком формате выставка стала комплексной, объединив в своих рамках не только производителей путевой техники, но и всей железнодорожной инфраструктуры. В ее работе приняли участие специалисты путевого хозяйства, электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики, связи. Более 150 компаний из России и других государств СНГ, ведущие зарубежные фирмы представили свою продукцию, в том числе современные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей, систем телемеханики и автоматики, электрификации. Открывая выставку, вице-президент ОАО «РЖД» В.Б. Воробьев отметил необходимость повышения требований к новой технике и в частности увеличения производительности и эффективности вновь создаваемых машин, что необходимо для оптимизации ремонта и текущего содержания пути, сокращения времени проведения ремонтных работ. Большинство экспонатов выставки - это продукция путевого машиностроения: от путевых машин до путевого инструмента. Наиболее обширную экспозицию продемонстрировала группа компаний «Ремпутьмаш» - лидер в области производства и ремонта машин для обслуживания железнодорожных путей на «пространстве 1520». В альянс входят 9 предприятий транспортного машиностроения, специализирующихся на изготовлении, модернизации и ремонте путевых машин. Калужский завод «Ремпутьмаш» - головной, на выставке он представил широкий спектр современных путевых комплексов. Подробнее...
 

Подвижной состав

Единая технология технического осмотра составов на сортировочных станциях
Лосев Д.Н.

Обеспечение бесперебойности и безопасности перевозок грузов требует повышения качества технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. На условия решения этой важной задачи существенное влияние оказывает появление на транспортном рынке многочисленных собственников подвижного состава. С созданием же Второй грузовой компании ОАО «РЖД» практически перестает располагать собственным парком грузовых вагонов. Компании-операторы отказываются от существующей технологии подготовки порожних вагонов маршрутами. В результате падает объем подготовки вагонов на пунктах их подготовки к перевозкам (ППВ) и, как следствие, увеличивается количество отцепок вагонов в текущий ремонт на станциях погрузки. В целях повышения надежности вагонного парка в эксплуатации при отсутствии у перевозчика - ОАО «РЖД» - вагонов инвентарного парка Департамент вагонного хозяйства компании реализует широкий круг мер по техническому и технологическому развитию эксплуатационного вагонного комплекса. После разделения вагонного хозяйства на ремонтную и эксплуатационную составляющие значительное внимание стало уделяться реконструкции и развитию эксплуатационных предприятий. За последние годы были реконструированы и введены в эксплуатацию ППВ на станциях Санкт-Петербург-Сортировочный Московский Октябрьской, Магнитогорск Южно-Уральской, Казинка Юго-Восточной, Юдино Горьковской железной дороги, пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) на станциях Орехово-Зуево и Бекасово Московской, Екатеринбург-Сортировочный и Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги и др. Аннотация статьи...
 


Детали фрикционного узла гасителя колебаний с улучшенными характеристиками
Бондаренко А.Ф., Гореньков А.А., Базанов Ю.А., Федин В.М., Борц А.И.

В настоящее время ситуацию с повреждаемостью деталей тележек грузовых вагонов, в частности фрикционного узла гасителя колебаний и рессорно-пружинного комплекта, нельзя считать удовлетворительной. По данным Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства - филиала ОАО «РЖД», проанализировавшего причины отцепок вагонов по этим дефектам за 2009 г. и шесть месяцев 2010 г., излом пружин составил соответственно 8285 и 10437 единиц, трещин в клине гасителя колебаний было обнаружено 941 и 643, завышение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки составило 19884 и 22285 случаев. Имели место также трещины и отколы подвижной планки тележки 18-100, прошедшей модернизацию М1698, (соответственно 232 и 343), а также ослабления заклепок планки фрикционного гасителя колебаний (232 и 402 случая). В эксплуатации происходил и излом пружин, что создавало повышенную динамическую нагрузку от обрессоренных масс вагона на боковые рамы и приводило к их излому. Случаи завышения фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки также носят массовый характер. Одна из причин этого - износ клиньев в зоне контакта с фрикционной планкой и наклонной поверхностью надрессорной балки, а также значительная деформация уретановой накладки для клиньев тележек 18-578. Указанные виды повреждений приводят к нарушению стабильной работы фрикционного узла гасителя колебаний и передаче повышенных динамических нагрузок на боковые рамы тележки. Низкая эксплуатационная стойкость фрикционных клиньев, фрикционных планок и пружин рессорного подвешивания обусловлена прежде всего низким уровнем их физико-механических свойств и качества изготовления. Так, типовые клинья из стали 20ГЛ по чертежу 100.30.001-0, устанавливаемые на тележках модели 18-100 ОАО «НПК «Уралвагонзавод», должны обеспечивать ресурс до капитального ремонта 210 тыс. км пробега. Но работа таких клиньев без термической обработки сопровождается схватыванием и задирами на поверхностях контакта с планкой и надрессорной балкой, что приводит к зависанию клина и нестабильной работе всего узла гасителя колебаний. Аннотация статьи...
 

Ресурсосбережение

Энергосбережение: текущие задачи и перспективы. По материалам сетевой школы передового опыта

ОАО «РЖД» является одним из самых крупных потребителей энергоресурсов в стране, вот почему вопросы энергосбережения для компании всегда были и остаются в числе приоритетных. Особое внимание в области энергосбережения уделяется инновационным технологиям. О проблемах и перспективах их внедрения, а также о резервах повышения энергоэффективности компании шла речь на сетевой школе передового опыта «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ОАО «РЖД», которая состоялась в октябре 2010 г. на Куйбышевской железной дороге. В ней приняли участие главные инженеры и другие представители железных дорог России, руководители департаментов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также ученые научно-исследовательских институтов и железнодорожных учебных заведений. Место проведения сетевой школы было выбрано не случайно. Предприятия Куйбышевской дороги накопили большой опыт в плане использования ресурсосберегающих технологий и энергоэкономичного оборудования. Так, в эксплуатационном локомотивном депо Пенза внедрены аппаратно-программные комплексы «Борт», позволяющие оценивать состояние систем тепловоза, объективно нормировать расход топлива, выявлять его несанкционированные сливы и т.д. В том же депо используется система прогрева маневровых тепловозов «Гольфстрим», поддерживающая в автоматическом режиме необходимую температуру охлаждающей жидкости и масла неработающего дизеля, а также температуру воздуха в кабине машиниста. Цеха локомотивного депо Кинель и моторвагонного депо Безымянка оснащены энергоэффективным светодиодным освещением. На Самарской дистанции СЦБ применяются маршрутные световые указатели и указатели положения на светоизлучающих диодах. На станции Звезда построена блок-модульная котельная, работающая в автоматическом режиме. Аннотация статьи...
 

Менеджмент качества

Лучшие по качеству

Подведены итоги конкурса ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем, призванного стимулировать производителей повышать качество выпускаемой продукции, активней внедрять инновационные разработки, создавать технику, отвечающую современным и перспективным требованиям компании. В финальной части конкурса приняли участие 150 представителей 85 машиностроительных предприятий. Награды победителям вручал президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин. В номинации «Качество локомотивов» первое место было присуждено ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», представившему на конкурс маневровый тепловоз ТЭМ7А, отличающийся наивысшими показателями технической готовности и минимальным количеством отказов в эксплуатации. Второе место завоевало ООО «НПО САУТ» из Екатеринбурга за микропроцессорную систему управления и диагностики МПСУ и Д, третье - ОАО «Электровыпрямитель» из Саранска за выпрямительно-инверторный преобразователь ВИП-4000М-УХЛ2 для грузовых электровозов. Подробнее…
 


Вручен сертификат соответствия международному стандарту IRIS

На состоявшейся в Москве I Международной научно-практической конференции «Железнодорожная промышленность: приоритеты, технологии, перспективы» старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович и вице-президент компании «Бюро Веритас» Давид Фардель торжественно вручили генеральному директору ОАО «Ижевский радиозавод» И.Н. Валиахметову сертификат соответствия ОАО «Ижевский радиозавод (ИРЗ)» международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard). Стандарт IRIS, принятый в 2006 г. Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) на основе международного стандарта управления качеством ISO 9001, учитывает специфику железнодорожной отрасли и условия эксплуатации железнодорожной техники. Целью стандарта IRIS является повышение уровня надежности и безопасности железнодорожного транспорта. Этот стандарт уже внедрен и применяется предприятиями многих стран мира, производящими железнодорожную технику. Среди них - Alstom Transport, Siemens Transportation Systems, Ansaldo Breda, Bombardier Transportation, Voith и др. Аннотация статьи...
 

Актуальная тема

Организация перевозочного процесса в зимних условиях. По материалам круглого стола на выставке «InnoTrans-2010»

В Берлине в рамках Международной выставки InnoTrans-2010 специалисты ОАО «РЖД» провели под председательством старшего вице-президента компании В.А. Гапановича круглый стол по опыту работы Российских железных дорог в зимних условиях, вызвавший большой интерес у зарубежных коллег - участников выставки. По мнению редакции, с учетом наступившего очередного зимнего сезона ознакомиться с прозвучавшими на заседании круглого стола выступлениями будет полезно всем работникам сети и поставщикам продукции для железнодорожного транспорта. Россия - самое крупное по площади государство на земном шаре. Положение ее в северной части Евразии (территория страны в основном лежит севернее 50° с. ш.) обусловило преобладающее климатообразующее влияние Северного Ледовитого океана. Холодный арктический воздух распространяется на всю территорию России, причем наклон крупнейших равнин способствует его проникновению далеко на юг. На основной территории страны зима длится более полугода. Аннотация статьи...
 

Эксплуатационная работа

Оценка схемных и технологических решений в проектах развития железнодорожных станций и узлов
Козлов П.А., Яриков И.М.

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 годИнтенсивное развитие экономики России требует масштабной модернизации транспортной инфраструктуры. Основное внимание при этом необходимо уделять проектированию железнодорожных станций и узлов. Однако существующие инструкции по проектированию, разработанные несколько десятков лет назад, когда еще не были развиты информационные технологии, не могут обеспечить высокое качество проектов. Устарели и многие используемые в них подходы, например утверждение, что наиболее загруженный элемент станции обязательно является «узким местом». Расчеты, выполненные с помощью современных моделей станций и узлов, показывают, что это далеко не так. Использование аналитических формул не обеспечивает необходимой точности результатов. Аннотация статьи...
 

Экономика

Повременной принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации
Тришкин Е.М.

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 годНа современном этапе реформирования железнодорожного транспорта развитие отрасли во многом определяется деятельностью дочерних обществ ОАО «РЖД». В первую очередь это относится к грузовым компаниям - операторам подвижного состава, самостоятельно ведущим хозяйственную деятельность и взаимодействующим с ОАО «РЖД» на принципах, единых для всех участников рынка грузовых перевозок. С изменением состава и числа конкурирующих компаний в результате структурной реформы и увеличения степени открытости национальной экономики вполне оправдан процесс совершенствования существующих, а также поиск новых возможностей взаимодействия с ОАО «РЖД». Так, учитывая актуальность развития железнодорожной инфраструктуры, в настоящий момент целесообразно рассмотрение проблем ее использования операторами грузовых перевозок. Аннотация статьи...
 

За рубежом

Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе
Кузнецов А.В., Куренков П.В., Филипченко С.А.

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 годЗначительное влияние на работу железных дорог европейских стран оказала либерализация железнодорожных перевозок, позволившая сократить государственную монополию в этой области и обеспечить новым перевозчикам доступ на национальную и общеевропейскую сети железных дорог. Только за последние годы количество компаний-операторов на европейских железных дорогах выросло в несколько раз. Следует отметить, что в разных странах Европы процесс либерализации приобретал различные формы и принятые стратегии весьма варьировались. Так, в Великобритании в результате чрезмерного дерегулирования были пересмотрены первоначальные принципы владения и управления инфраструктурой, а во Франции до 2004 г. только один оператор присутствовал на рынке, и лишь затем появилась возможность вхождения в него и других компаний-операторов. Аннотация статьи...
 


Повышение пропускной способности с помощью автоматизации управления движением поездов
К.-Х. Эрхард, Й. Шмидтке

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 годВ настоящее время ОАО «РЖД» тесно сотрудничает с фирмой Siemens AG в различных областях. Ряд совместных проектов направлен на автоматизацию основных производственных процессов отрасли - работы сортировочных станций, управления движением поездов. Редакция планирует опубликовать цикл статей о технике и технологиях наших партнеров, о сотрудничестве, предусматривающем локализацию производства на территории России. В число задач любой системы управления движением поездов входят сравнение фактического движения поездов с установленным графиком и корректировка графика при существенных отклонениях. Основная цель корректировки - сокращение опозданий поездов с учетом определенных эксплуатационных ограничений, как топологических, так и собственных. К топологическим ограничениям относятся протяженность участков, уклоны, ограничения скорости и наличие свободных от подвижного состава путей. Собственные ограничения поездов включают в себя длину, приоритет и тяговые характеристики. Кроме того, имеются и ограничения по графику движения - время отправления, промежуточные остановки и стыковки поездов. Аннотация статьи...
 

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 годНа железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за ноябрь 2010 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Из истории железных дорог

Государственный деятель, ученый, меценат
Семенюта Н.Ф.

Николай Петрович Румянцев (1754-1826 гг.) памятен в отечественной истории как государственный деятель, много сделавший для благосостояния промышленности, торговли, искусства и народного образования в России. Им изданы ученые труды, снаряжена первая русская кругосветная экспедиция и собраны ценные коллекции монет и минералов. Был сенатором, канцлером, состоял членом различных комиссий и комитетов. Велики его заслуги и в период работы во главе Департамента водяных коммуникаций (1801-1809гг.). Именно в этот период было положено начало созданию «водяной», а затем и сухопутной транспортных систем, составивших основу будущих путей сообщения России. Граф Румянцев получил домашнее воспитание и в первые годы жизни был зачислен в состав одного из полков. В 1796 г. произведен в прапорщики. Благодаря заслугам отца, известного российского полководца фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, и связям матери, придворной дамы двора великого князя Павла Петровича, он быстро продвигался по службе. Образование получил в Лейденском университете. В 1772 г. стал камер-юнкером, а в 1779-м - камергером двора Екатерины II. С 1781 по 1795 г. состоял на дипломатической службе в Германии. После вступления в 1796 г. на престол Павла I пользовался особым вниманием императора. В том же году получил два придворных звания и чин тайного советника. Затем в результате придворных интриг попал в опалу и по приказу императора был отправлен за границу. Подробнее…
 

«Железнодорожный транспорт» № 12 2010 год
Указатель статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за 2010 год.
 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования