«Железнодорожный транспорт»
№ 10 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 10 2013 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2014 год
 

Архив
 


2013 год
 


№ 1 2013 год
 

№ 2 2013 год


№ 3 2013 год
 

№ 4 2013 год
 

№ 5 2013 год
 

№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 

№ 11 2013 год
 

№ 12 2013 год
 

Коротко о важном
стр. 2

Конференции и выставки
ЭКСПО 1520

маркированный список

IV Международный железнодорожный салон техники и технологий ЭКСПО 1520
стр. 4

маркированный список

Выступление президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на пленарном заседании IV Международной конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты»
стр. 6

маркированный список

Динамическая экспозиция
стр. 18

маркированный список

Действительно беспрецедентная.
Вульфов А.Б.
стр. 24

маркированный список

Презентации
стр. 26

маркированный список

Статическая экспозиция
стр. 29

маркированный список

VIII региональная конференция НП «ОПЖТ»
стр. 69

Эксплуатационная работа

маркированный список

«Транссиб за 7 суток»: от экспериментов к ускоренным перевозкам на регулярной основе.
Баскаков П.В.
стр. 34

маркированный список

Организация перевозок в условиях модернизации инфраструктуры.
Черняев А.Г.,
Зубков В.Н.
стр. 38

Пульс сети
стр. 45

Техническая политика

маркированный список

Процессный подход как новая парадигма управления инновационной деятельностью.
Гапанович В.А.,
Чернин М.А.
стр. 46

маркированный список

Инженерный центр Забайкальской магистрали.
Большаков А.Н.
стр. 51

Специальный проект
Бережливое производство

маркированный список

Системный подход к совершенствованию технологии - основа развития производственной системы.
Акопян А.Г.
стр. 56

маркированный список

Западно-Сибирская железная дорога
стр. 59

маркированный список

Забайкальская железная дорога
стр. 62

Информатизация и связь

маркированный список

Компьютерное видение в составе систем интеллектуального управления.
Соколов С.М.,
Богуславский А.А.,
Трифонов О.В.
стр. 66

Экономика и бизнес

маркированный список

О системе тарифообразования на перевозки в спецконтейнерах.
Резер А.В.
стр. 70

маркированный список

О проблематике инфраструктурных проектов в форме государственно-частного партнерства.
Фурего Э.В.
стр. 74

Редакционная почта

маркированный список

Учить принимать решения.
Воронцов В.И.
стр. 76

На книжную полку

маркированный список

Итоги конкурса «Университетская книга - 2013»
стр. 77

На железных дорогах мира
стр. 78

На 1 стр. обложки: на ЭКСПО 1520. Фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за сентябрь 2013 года. Подробнее...
 

Конференции и выставки
ЭКСПО 1520

IV Международный железнодорожный салон техники и технологий ЭКСПО 1520

В сентябре на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» в Щербинке прошел IV Международный железнодорожный салон техники и технологий. Более 500 компаний почти из 30 стран мира продемонстрировали новейшие инновационные разработки и достижения в области железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, управления движением поездов, в сфере железнодорожного строительства, ремонта и обслуживания и др. В рамках Салона состоялись конференции и дискуссии по актуальным проблемам транспортного машиностроения и строительства, стандартизации, инжиниринга и ресурсосбережения, повышения качества продукции, презентации новой техники и технологий, демонстрация в движении более 40 образцов железнодорожного подвижного состава, ознакомительные поездки в современных вагонах и поездах, выставка детского технического творчества. Был заключен целый ряд стратегически важных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Работа Cалона привлекла внимание более 21 тыс. посетителей, в том числе динамическая экспозиция - более 8 тыс. человек. Следует отметить, что форум в Щербинке был удостоен диплома Книги рекордов Гиннесса как рекордный по числу выставленных натурных экспонатов в Восточной Европе и странах СНГ. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Выступление президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на пленарном заседании IV Международной конференции «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты»

Современный этап развития экономики России характеризуется целенаправленной работой по переходу к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития. Произошли важные изменения в подходах и взглядах на развитие экономики и ее важнейшего элемента - инфраструктуры. Так, привлечение туда инвестиций не только сдерживает темпы падения экономики, но и создает условия для ее развития. В апреле 2013 г. на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» была одобрена актуализированная Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 г., положения которой получили поддержку Государственной Думы, профильных министерств и ведомств, общественных и транспортных организаций. На реализацию проектов Генеральной схемы требуется направить как минимум 6,8 трлн. руб. По оценкам экспертов, к 2020 г. реализация пакета перспективных стратегических железнодорожных проектов способна обеспечить дополнительный прирост ВВП не менее чем на 1,1-2,5%. Такой подход создаст условия для повышения конкурентоспособности экономики и борьбы с кризисом за счет серьезных инвестиций в инфраструктурные проекты, которые рассматриваются как драйверы экономического развития, а затраченные на их реализацию инвестиции не вызывают какого-либо заметного роста инфляции. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Динамическая экспозиция

Одним из самых примечательных и впечатляющих мероприятий IV Международного железнодорожного салона техники и технологий стала динамическая экспозиция подвижного состава на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ», посвященная 10-летию ОАО «РЖД». Подобные парады железнодорожной техники уже проводились в 2011 г. во время III Международного железнодорожного салона (см. «Железнодорожный транспорт» № 10, 2011, с. 9-11) и в 2012 г. в рамках мероприятий, посвященных 175-летию железных дорог России (см. «Железнодорожный транспорт» № 10, 2012, с 10-14). Если в 2011 г. на параде демонстрировалась в основном новая техника, то в 2012 г. зрители увидели подвижной состав разных лет выпуска. В динамической экспозиции 2013 г., явно превзошедшей предыдущие по масштабам, также была представлена техника самых разных поколений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Действительно беспрецедентная
Вульфов А.Б.

Динамическую экспозицию в Щербинке смело можно назвать беспрецедентной. Это совершенно новый шаг в пропаганде исторического наследия отрасли. Официальное слово «экспозиция» так и хочется заменить торжественным словом «парад». Эффект исторической панорамы от выпущенной в самом начале прошлого века «овечки», которая прекрасно отъездила на параде, до новейших локомотивов и самоходных транспортных средств просто огромен. Даже непосвященный всего лишь за неполный час такого действа смог наглядно оценить грандиозность истории отрасли, размах ее научно-инженерного потенциала, наконец, коммерческие возможности. Железная дорога в глазах общественности вновь предстала в Щербинке могучим «государством в государстве». Шествие локомотивов было необычайно красивым и эффектным. Нужно отметить работу Центральной дирекции тяги и ООО «ЖД Ретро-Сервис», обеспечивших превосходную техническую и косметическую подготовку техники для парада. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Презентации

В рамках IV Международного железнодорожного салона техники и технологий Экспо 1520 ведущие отечественные и зарубежные производители железнодорожной техники провели презентации образцов своих новейших разработок. Наиболее интересные из них предлагаем вашему вниманию. ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие ЗАО «Группа Синара» и концерна «Сименс») провели презентацию опытного образца двухсекционного грузового магистрального электровоза переменного тока. Новый локомотив с рабочим названием «Проект 11201» разработан департаментом конструкторских разработок и исследований ООО «Уральские локомотивы». Он предназначен для железных дорог стран «пространства 1520». Электровоз оснащен тяговым асинхронным приводом производства «Сименс». В его конструкции также применены компоненты производства ООО «НПО САУТ», ФГУП «НПО автоматики», ОАО МТЗ Трансмаш и др. Проект 11201 — это двухсекционный восьмиосный локомотив с четырьмя тележками, который может эксплуатироваться по системе многих единиц с синхронным управлением сцепа из любой кабины машиниста и способен водить поезда массой до 9 000 т. Электровоз оснащен комплексом безопасности БЛОК и микропроцессорной системой управления с функциями автоведения, диагностики, передачи данных по каналам технологической радиосвязи, регистрации параметров, позиционирования GPS/ГЛОНАСС. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Статическая экспозиция

Статическая экспозиция IV Международного железнодорожного салона порадовала своим разнообразием. Все три ее основные составляющие - локомотивная, вагонная и путейская - содержали много интересных новинок. Одной из изюминок локомотивной экспозиции стал газотурбовоз ГТ1h-002. Хотя он и имеет то же самое обозначение серии, что и газотурбовоз за номером 001, от своего предшественника отличается разительно. Это неудивительно, если вспомнить, что ГТ1h-001 был собран на Воронежском тепловозоремонтном заводе с использованием кузова и тележек электровоза ВЛ15-008. Машина № 002 построена Людиновским тепловозостроительным заводом и имеет экипажную часть, как у тепловозов ТЭМ7А. В первой (тяговой) секции газотурбовоза размещены газотурбинный двигатель мощностью 8300 кВт, работающий на сжиженном природном газе (СПГ), тяговый генератор, оборудование систем газоподготовки и подготовки воздуха. Во второй (бустерной) секции установлены съемная криогенная емкость с запасом СПГ, тягово-энергетическое оборудование и оборудование системы газоподготовки. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа

«Транссиб за 7 суток»: от экспериментов к ускоренным перевозкам на регулярной основе
Баскаков П.В.

Подтверждая клиентоориентированность компании, расширяя услуги, оказываемые грузовладельцам, ОАО «РЖД» совместно с ОАО «ТрансКонтейнер» и ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК) весной 2013 г. запустили новый контейнерный сервис «Транссиб за 7 суток» по регулярной отправке ускоренных контейнерных поездов. Этот проект, реализованный на маршруте Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги - Москва-Товарная-Павелецкая Московской железной дороги, стал типовой логистической технологией по перевозкам контейнерных грузов между дальневосточными портами и центром страны, базирующейся на технологическом потенциале Транссиба. Первый поезд в составе 71 условного вагона был погружен на терминале ВСК, отправлен со станции Находка-Восточная 1 мая 2013 г. и прибыл в Москву 8 мая. Среднесуточная скорость его движения составила 1362 км или более 56 км/ ч. Отправление второго поезда (8 мая) было приурочено ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. По новой технологии ускоренные контейнерные поезда начали формироваться в Находке с частотой 1 раз в неделю. В настоящее время они отправляются 3 раза в неделю. Поезда находятся в пути следования всего 7 дней, двигаясь до станции назначения, минуя сортировочные станции. В этих целях на маршруте следования удлинены участки работы локомотивов и скорректированы пункты смены локомотивных бригад, сокращены стоянки на промежуточных станциях, откорректированы и совмещены со стоянками процедуры коммерческого осмотра и др. За счет этого скорость доставки контейнеров с Дальнего Востока в Москву значительно возрастает. Для сравнения: ранее ускоренные контейнерные поезда на этом маршруте доставляли грузы в течение 11-14 дней, а перевозка контейнеров по Транссибу на условиях обычной отправки занимает до 20 дней. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Организация перевозок в условиях модернизации инфраструктуры
Черняев А.Г., Зубков В.Н.

На Северо-Кавказской железной дороге реализуется крупномасштабная программа развития и модернизации инфраструктуры на подходах к портам Юга России. За последние годы в развитие дороги вложено более 410 млрд. руб. В настоящее время ведется строительство вторых главных путей на участках Котельниково - Тихорецкая - Крымская в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. На 9-м километре участка Тимашевская - Крымская строится новая участковая станция. На направлении Чертково - Ростов - Адлер общей протяженностью 855 км планируется организовать скоростное движение пассажирских поездов с максимальной скоростью на отдельных участках до 160 км/ч. При совмещенном движении грузовых и пассажирских поездов время хода пассажирского поезда от станции Чертково до Адлера составит 9 ч 14 мин, что на 3 ч меньше существующего. Основной задачей, стоящей перед Северо-Кавказской дорогой в 2013 г., является подготовка инфраструктуры к пропуску ускоренных пассажирских поездов и организации перевозок пассажиров в период проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, а также доставка грузов для завершения строительства олимпийских объектов. В этих целях была разработана программа развития инфраструктуры магистрали на основном направлении Центр - Юг. Программа предусматривает выполнение ремонтно-строительных работ на направлении Чертково - Адлер, где будет отремонтировано более 210 км пути. Было запланировано, в частности, провести реконструкцию около 114 км верхнего строения пути, капитальный ремонт с использованием новых материалов на 33 км пути, средний ремонт на 65 км, укладку 129 комплектов стрелочных переводов, из которых 9 комплектов марки 1/18. Ряд стрелочных переводов выносится из кривых участков пути в прямые. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за сентябрь 2013 года. Подробнее...
 

Техническая политика

Процессный подход как новая парадигма управления инновационной деятельностью
Гапанович В.А., Чернин М.А.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», располагающее сильным научно-техническим, производственно-технологическим и инновационным потенциалом, должно постоянно совершенствовать механизм управления инновационным развитием бизнеса, чтобы наиболее эффективно и рационально использовать внутренние ресурсы и привлекать необходимые средства во внешней среде для повышения своей конкурентоспособности не только в России, но и на международных рынках транспортных услуг. Достаточно длительный период времени система управления российскими железными дорогами базировалась на территориально-функциональном подходе: в структуре отрасли выделялись хозяйственные подразделения (дороги), в которых реализовались все функции управления. Несмотря на то что такой подход позволил повысить компетентность, результативность и качество выполнения отдельных функций управления, его эффективность в отношении технико-технологического развития оказалась ограниченной. Если в условиях административно-плановой экономики данная модель управления была естественной, то в условиях рыночного регулирования, особенно на фоне кризисных явлений 1990-х годов, территориально-функциональный подход приводил к обострению межфункциональных конфликтов и распылению и без того скромных инвестиционных ресурсов, без которых ни о каких масштабных инновационных проектах не могло быть и речи. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Инженерный центр Забайкальской магистрали
Большаков А.Н.

Решение о создании Инженерного центра Забайкальской железной дороги руководством магистрали было принято в 2012 г. Этот объект призван решать целый комплекс задач научной, образовательной и профориентационной направленности в соответствии с концепцией единой технической политики и стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 г. При выборе места для Инженерного центра рассматривались варианты, позволяющие при наименьшей стоимости работ обеспечить удобное территориальное расположение. Наиболее оптимальным оказалось решение реконструировать здание бывшего Дома культуры вагоноремонтного депо. Разработка и реализация проекта были выполнены силами Читинского проектно-изыскательского института «Забайкалжелдорпроект» в рекордно короткие сроки - за восемь месяцев. Торжественное открытие Инженерного центра Забайкальской железной дороги состоялось 16 июля 2013 г. в рамках презентационной программы IX заседания Ассамблеи начальников дорог. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Специальный проект
Бережливое производство

Наш журнал продолжает освещать важную тему внедрения в железнодорожной отрасли технологий бережливого производства. Предлагаем читателям подборку материалов о развитии Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД», предусматривающем постепенный переход в Программу развития производственной системы компании, а также о положительном опыте в сфере бережливого производства Западно-Сибирской и Забайкальской железных дорог.

Системный подход к совершенствованию технологии - основа развития производственной системы
Акопян А.Г.

За последние 10 лет компания прошла непростой путь от Министерства путей сообщения к вертикально интегрированному холдингу, причем путь этот еще не завершен. Такие преобразования не могут не отразиться на внутренних процессах, связанных с качеством, технологией. Работа в области управления качеством в ОАО «РЖД» началась в 2007 г. в рамках утвержденной Функциональной стратегии управления качеством. Было проведено каскадное обучение основам менеджмента качества более чем 10 тыс. работников компании - начиная с топ-менеджеров и заканчивая руководителями структурных подразделений. К 2010 г. стало очевидно, что теорию необходимо подкрепить практикой, причем практикой железнодорожной. Нужны были прикладные, относительно простые инструменты. И мы обратились к набирающим сегодня популярность инструментам бережливого производства. Формируя Программу проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД», мы преследовали несколько стратегических целей: во-первых, изменить отношение работников (как руководителей, так и рабочих) к производству, технологии и, соответственно, к качеству, во-вторых, повысить эффективность производственных процессов за счет внутренних резервов; в-третьих, сформировать собственную нормативную базу, регламентирующую вопросы управления качеством в компании. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Западно-Сибирская железная дорога

Реконструкция участка текущего отцепочного ремонта вагонов станции Московка

Важным пунктом программы развития эксплуатационного вагонного депо Входная Западно-Сибирской железной дороги явилась коренная реконструкция участка текущего отцепочного ремонта (ТОР) на станции Московка с использованием инструментов бережливого производства. Для внедрения бережливого производства на предприятии была организована рабочая группа под руководством начальника депо В.А. Бобкова, которая провела обследование участка ТОР и наметила основные цели реконструкции: сокращение потерь, механизация трудоемких операций при ремонте тележек грузовых вагонов, увеличение среднесуточного выпуска вагонов из текущего отцепочного ремонта, улучшение санитарно-бытовых условий работников участка. До реконструкции ремонт вагонов на участке ТОР станции Московка проводился с использованием двух козловых кранов грузоподъемностью по 3,2 т и пяти пар электрических домкратов. Участок был оборудован сварочной линией с колонками, воздушной магистралью, тяговой лебедкой. Запасные части для ремонта вагонов хранились в помещении контейнерного типа. Бытовое помещение слесарей участка размещалось в одноэтажном деревянном здании. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Лазерная быстродействующая система диагностики контактного провода «Износ»

Современный подход к текущему содержанию контактной сети требует использования измерительных систем, которые делают возможным автоматический оптический контроль подвески без больших затрат времени и с минимальным привлечением персонала. Одной из таких систем является лазерная быстродействующая система диагностики контактного провода «Износ», которая была внедрена в хозяйстве электрификации и электроснабжения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Электронные и оптические элементы системы «Износ» размещаются на измерительном токоприемнике вагона испытания контактной сети (ВИКС) в металлических кожухах, защищающих от атмосферных воздействий. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Диагностический поезд

В октябре 2012 г. центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры был внедрен проект бережливого производства «Комплексная диагностика устройств инфраструктуры на основе создания диагностического поезда», направленный на оптимизацию работы диагностических средств. Проект предусматривает включение вагонов путеобследовательской станции (ЦНИИ-4), лаборатории испытаний контактной сети (ВИКС), лаборатории автоматики и телемеханики (ВАиТ) в единый диагностический поезд в целях сокращения затрат рабочего времени локомотивов и локомотивных бригад, времени маневровых работ на станциях отправления и назначения, уменьшения требующихся ниток графика, а также повышения эффективности организации работ по содержанию устройств инфраструктуры Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Забайкальская железная дорога

Учить и мотивировать системно
Григорьева И.В.

Сегодня на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во многих российских компаниях, руководители высшего и среднего звена пытаются решить вопрос мотивации персонала. Данный вопрос наиболее актуален и для координационных групп проекта «Внедрение бережливого производства в ОАО «РЖД». Внедрение системы бережливого производства в железнодорожных структурах в настоящее время ведется крайне фрагментарно. Многие руководители предприятий ограничиваются лишь внедрением инструментария бережливого производства, забывая (или не зная) о необходимости прививать культуру lean-технологий, не понимая, что без этого компания не сможет стать в полной мере доходной и передовой. Существует еще одна системная проблема, вытекающая из упомянутой. Иногда из-за некомпетентности руководителей или консультантов происходит освоение инструментов бережливости лишь в отдельных цехах или участках производства, при этом игнорируется процессное управление и не рассматриваются системные потери, возникающие при обслуживании и ремонте железнодорожной техники. Данная ошибка приводит в конечном итоге к неправильному выбору зон внедрения инновационных методов, противостоянию персонала и в конечном итоге к потере времени и ресурсов. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Работа экспертной группы
Саванюк В.А.

В рамках реализации проекта «Внедрение бережливого производства в ОАО «РЖД» главным инженером Забайкальской железной дороги А.Н. Большаковым было принято решение о формировании из сотрудников служб, дирекций и структурных подразделений дорожного и центрального подчинения, расположенных в границах дороги, команды lean-профессионалов, которая могла бы проанализировать любой вид деятельности того или иного подразделения, выявить имеющиеся недостатки и предложить план совершенствования хозяйственной деятельности, сводящий к минимуму непроизводственные потери предприятия. Для реализации указанного решения сотрудниками отдела технического регулирования, лицензирования и качества службы технической политики Забайкальской железной дороги был разработан ряд нормативно-распорядительных документов, определяющих права, функциональные обязанности и задачи экспертной группы. За экспертами были закреплены не только работы, носящие обучающий характер, но и работы, направленные на полноценное сопровождение проектов улучшений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Информатизация и связь

Компьютерное видение в составе систем интеллектуального управления
Соколов С.М., Богуславский А.А., Трифонов О.В.

Важнейшими составляющими обеспечения безопасности движения являются средства мониторинга и контроля объектов железнодорожной инфраструктуры. В качестве контрольно-измерительных средств все более активно используются мобильные лаборатории, реализующие бесконтактные способы контроля. Вместе с тем контроль с помощью специализированных средств, перемещающихся в специальных условиях (с ограничением скоростей) и имеющих массу существенно меньше массы подвижного состава, во многих случаях не дает реальной картины и требует специальных мероприятий (ограничения движения, «окон» в движении, снятия напряжения с контактной сети и др.). С развитием средств сбора и обработки зрительных данных и ростом вычислительных мощностей открываются все большие возможности автоматизации зрительных операций, в частности связанных с распознаванием образов, формированием синтетических изображений, объединяющих данные нескольких диапазонов, и улучшением качества исходных изображений. Автоматизация снимает часть рутинной нагрузки с оператора, а в ряде случаев позволяет полностью автоматически решать задачи мониторинга. Компьютерное видение является одним из основных и наиболее ярких примеров интеллектуальных информационных систем. Это не просто ввод и отображение зрительных данных с помощью вычислительной техники, а «понимание» этих данных - распознавание интересующих объектов и процессов, построение соответствующих математических моделей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Конференции и выставки

VIII региональная конференция НП «ОПЖТ»

В Пензе состоялась VIII региональная конференция некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», посвященная перспективам взаимодействия Партнерства и предприятий региона. Она прошла под председательством президента НП «ОПЖТ» В.А. Гапановича. Делегацию правительства Пензенской области возглавил губернатор В.К. Бочкарев. В мероприятиях конференции приняли участие представители федеральных органов власти, руководители и технические специалисты предприятий - членов Партнерства и ОАО «РЖД», а также промышленных предприятий Пензенской области. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Экономика и бизнес

О системе тарифообразования на перевозки в спецконтейнерах
Резер А.В.

Существующая на железнодорожном транспорте тарифная система является результатом долгосрочной научно-практической деятельности. Исторический процесс ее формирования постепенно привел к определенному балансу интересов всех участников тарифного процесса. Однако изменения экономической и институциональной ситуации в отрасли и условия формирования единого экономического пространства требуют пересмотра основополагающих принципов рассматриваемой системы. Сегодня уже можно четко выявить ряд несоответствий в действующей системе тарифного регулирования, которые могут перерасти в существенные проблемы для всех заинтересованных сторон. Прежде всего следует отметить, что прогнозный принцип установления тарифа зачастую приводит к возникновению больших финансовых разрывов - потере выручки при значительных отклонениях внешних и внутренних параметров процесса (макроэкономические показатели, объем перевозок и др.). При этом отсутствуют как механизмы гибкого реагирования, так и определенные стабилизаторы - долгосрочные и инвестиционные соглашения и др. Также важно, что отсутствие единой системы анализа и мониторинга тарифов приводит к постепенной потере позиций на рынке перевозок в пользу альтернативных видов транспорта. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


О проблематике инфраструктурных проектов в форме государственно-частного партнерства
Фурего Э.В.

Инфраструктура как реальный актив создает добавленную стоимость в экономике, обеспечивает мобилизацию всех внутренних производственных и человеческих ресурсов. Низкую доходность инвестиций в инфраструктуру сегодня бизнес старается компенсировать за счет формирования источника, стабильно генерирующего доход в долгосрочной перспективе. Это возможно только в случае реализации инфраструктурного проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть специфических рисков, связанных с обеспечением стабильных условий реализации проекта, берет на себя государственная сторона. В свою очередь, государство также заинтересовано в развитии инфраструктуры, являющейся важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны. Заинтересованность государства в ГЧП-проектах объясняется снижением бюджетной нагрузки и привлечением передового опыта в управлении проектами. Механизм государственно-частного партнерства применяется как в странах с развивающейся экономикой, так и в развитых странах. В отличие от традиционных способов сотрудничества государства и бизнеса государственно-частное партнерство позволяет повысить качество предоставляемых услуг за счет более эффективного управления проектом в долгосрочной перспективе и привлечения инновационных решений. Доступ бизнеса в области, ранее имевшие ограниченный набор услуг из-за исключительно государственного управления, открывает возможность предоставлять новые виды сервиса. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Редакционная почта

Учить принимать решения
Воронцов В.И.

Одна из главных задач высшего учебного заведения - готовить высококвалифицированного руководителя. Применительно к железнодорожному транспорту это будущие начальники станций, локомотивных, вагонных депо, других отраслевых предприятий и хозяйств. Они должны уметь принимать решения в сложной эксплуатационной обстановке. В настоящее время отраслевые вузы, давая будущим командирам базовые знания, практически не обучают их навыкам ориентирования в возникающих нестандартных ситуациях, анализа происходящих процессов и нахождения на этой основе оптимальных решений. Тем не менее это одно из важнейших условий воспитания руководителей. Относительно недавно появились позитивные сдвиги в исследовании процессов принятия решений. Уже наработан большой материал. В силу особенностей работы ревизором службы движения мне нередко приходится оценивать уровень рисков. Ознакомление в библиотеке с имеющейся литературой показало многообразие и большое количество печатных трудов на эту тему. Особый интерес, на наш взгляд, представляет вышедшее в 2008 г. учебное пособие «Управленческие решения» (авторы Ю.Н. Лапыгин и Д.Ю. Лапыгин). На каждой странице этой книги раскрываются вопросы, с которыми сталкивается управленец, даются конкретные советы. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

На книжную полку

Итоги конкурса «Университетская книга - 2013»

Этот общероссийский конкурс изданий для высших учебных заведений, учрежденный журналом «Университетская книга», проводится уже более десяти лет. Основные цели конкурса - поддержка авторских коллективов и поощрение издательских проектов вузов, повышение уровня редакционно-издательской подготовки, полиграфического исполнения и художественного оформления изданий для студентов, аспирантов, слушателей подразделений дополнительного профессионального образования. Подробнее…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за сентябрь 2013 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования