«Железнодорожный транспорт»
№ 12 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 12 2013 год

XXXI съезд Роспрофжел Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса

Содержание и аннотация журнала


Архивы и Анонсы
 


Анонс № 1 2014 год
 

Архив
 


2013 год
 


№ 1 2013 год
 

№ 2 2013 год


№ 3 2013 год
 

№ 4 2013 год
 

№ 5 2013 год
 

№ 6 2013 год
 

№ 7 2013 год
 

№ 8 2013 год
 

№ 9 2013 год
 

№ 10 2013 год
 

№ 11 2013 год
 

№ 12 2013 год
 

Коротко о важном
стр. 2

На магистралях Содружества

маркированный список

59-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
стр. 4

Приоритеты

маркированный список

Развитие транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД».
Бабаев С.М.
стр. 6

Пульс сети
стр. 10

Безопасность движения

маркированный список

На основе системного подхода, современных принципов и инструментов.
Шайдуллин Ш.Н.
стр. 11

Охрана труда

маркированный список

Год безопасного труда.
Никифоров Н.А.
стр. 16

Эксплуатационная работа
Полигонные технологии

маркированный список

Инновационный проект «Эльбрус».
Мугинштейн Л.А.,
Виноградов С.А.,
Кирякин В.Ю.,
Ляшко О.В.,
Анфиногенов А.Ю.,
Ябко И.А.
стр. 18

маркированный список

Автоматизация планирования и реализации сквозного вариантного графика.
Рязанов И.В.
стр. 26

маркированный список

Организация движения по энергооптимальным графикам на объединенном полигоне.
Рахимжанов Д.М.
стр. 31

Специальный проект
Электронный документооборот

маркированный список

Проект ЦФТО: электронный документооборот с клиентами по основному виду деятельности ОАО «РЖД».
Кунаева Е.А.
стр. 37

маркированный список

Об электронной подписи
стр. 38

маркированный список

Аспекты применения электронной подписи.
Бариев Ф.Т.
стр. 42

маркированный список

Трансграничный электронный документооборот.
Павловский А.А.,
Подылов Ю.В.,
Галдин А.А.
стр. 45

маркированный список

Техническое обеспечение.
Корсаков А.В.
стр. 48

маркированный список

Перспективы взаимодействия с внешними контрагентами.
Оспенникова Ю.В.
стр. 52

маркированный список

Новый инструментарий для экспедитора.
Дубровин И.А.
стр. 54

маркированный список

Электронный документооборот с компаниями - собственниками подвижного состава.
Комиссаров А.Ф.
стр. 57

маркированный список

Персонифицированный учет в локомотивном хозяйстве.
Поцелуев Е.А.
стр. 60

Подвижной состав

маркированный список

Причины изломов литых деталей тележек грузовых вагонов.
Коссов В.С.,
Оганьян Э.С.,
Огуенко В.Н.,
Красюков Н.Ф.,
Протопопов А.Л.
стр. 62

маркированный список

Критерии браковки боковых рам тележек грузовых вагонов в эксплуатации.
Иванов А.О.,
Соколов В.П.
стр. 66

Новости о поставщиков
стр. 69

Пассажирский комплекс

маркированный список

Железные дороги в городах.
Дранченко Ю.Н.
стр. 70

На железных дорогах мира
стр. 74

Указатель статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за 2013 год
стр. 76

На 1 стр. обложки: фото М.Ю. Каширина

 

Аннотация статей номера


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2013 года. Подробнее...
 

На магистралях Содружества

59-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

Итоги тоги эксплуатационной работы сети железных дорог подвел в своем выступлении председатель Дирекции Совета П.Г. Кучеренко. Было отмечено, что перевозочный процесс осуществлялся в условиях последствий экономического кризиса и изменения структуры парка грузовых вагонов в сторону увеличения доли собственных вагонов, что отразилось на результатах эксплуатационной работы и управляемости перевозками. За 10 месяцев перевезено 1 млрд. 734,5 млн. т грузов, что ниже уровня аналогичного периода 2012 г. на 2,6%, грузооборот за 9 месяцев снизился на 3,6%, а средняя дальность перевозок - на 0,7% по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем относительно согласованных нормативов и принятых планов обеспечено улучшение объемных и качественных показателей. Так, план погрузки выполнен большинством железнодорожных администраций, и в целом по сети выполнение составило 100,2%. Оборот общего грузового вагона составил 14,79 сут и ускорен к нормативу на 0,27 сут. Увеличились объемы перевозок в контейнерах, на 8,1% превысив аналогичный показатель прошлого года, при ускорении оборота на 0,9 сут. Как положительный факт отмечено сокращение отцепок грузовых вагонов при сдаче на межгосударственных стыковых пунктах (МГСП), причем по всем основным причинам: техническим - на 29%, коммерческим - на 15%, таможенным - на 7%. Улучшено выполнение графика движения международных пассажирских поездов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: по отправлению - на 0,1%, по прибытию - на 1,3%; по проследованию показатель остался на уровне 2012 г. За 10 мес. в международном сообщении перевезено около 40 млн. пассажиров. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Приоритеты

Развитие транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД»
Бабаев С.М.

Объем транспортно-логистического рынка в России в 2012 г. оценивается в 2,5 трлн. руб. Основную долю в нем на конец года (88%) составила услуга базовой перевозки. Сегмент услуг с высокой добавленной стоимостью (value-added услуги) включает в себя экспедирование (6%), складирование (3%), контрактную и интегрированную логистику - 3PL/4PL-услуги (3%). На период до 2030 г. ожидается значительный рост рынка аутсорсинговой логистики. Это обусловлено органическим ростом экономики, усложнением логистических цепочек у предприятий-клиентов и ростом спроса на сложные логистические продукты, созданием качественного предложения 3PL-услуг в России, в том числе за счет консолидации бизнеса у крупных провайдеров. Среднегодовой темп роста транспортно-логистического рынка прогнозируется на уровне 9%. При этом базовая услуга перевозки, хотя и останется основой рынка, будет расти медленнее - около 8% в год. Доля транспортировки в структуре затрат на перевозку к 2030 г. снизится до 80%. Стратегическое значение, таким образом, приобретает развитие логистических услуг с высокой добавленной стоимостью, которые будут расти более быстрыми темпами, чем рынок в целом. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России за ноябрь 2013 года. Подробнее...
 

Безопасность движения

На основе системного подхода, современных принципов и инструментов
Шайдуллин Ш.Н.

Современный этап развития компании характеризуется комплексной оптимизацией бизнес-процессов, совершенствованием структуры и принципов управления, укреплением корпоративной культуры и ставит в числе прочих задач, установленных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, достижение целевых ориентиров по безопасности движения и снижение уровня аварийности. Решению этих задач призвана способствовать Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», действие которой охватывает все подразделения и предприятия холдинга. Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса предусматривает переход к новой системе управления безопасностью движения, основанной на современных принципах, методах и инструментах. Это и формирование кадровой политики, и совершенствование технологической базы, и решение задач технического перевооружения компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и введение в действие нормативных документов по внедрению системы менеджмента безопасности движения (СМБД). С момента образования компании обеспечено снижение ряда нарушений безопасности, в том числе сходов подвижного состава в организованных поездах, столкновений и сходов подвижного состава при выполнении маневровых передвижений, изломов рельсов, проездов запрещающих сигналов светофоров, отцепок вагонов от пассажирских поездов из-за нагрева букс или других технических неисправностей. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Охрана труда

Год безопасного труда
Никифоров Н.А.

Вопросам улучшения условий и охраны труда, созданию безопасных условий труда для сохранения жизни и здоровья работников Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) всегда уделял и уделяет большое внимание. Для этого организована системная работа организаций профсоюза всех уровней. Выявляются и систематизируются наиболее острые проблемы, принимаются меры для их решения. В 2013 г. на Президиуме ЦК Роспрофжел был рассмотрен вопрос «О повышении роли и эффективности работы первичных профсоюзных организаций по снижению производственного травматизма, улучшению условий и охраны труда», определены конкретные задачи. Для повышения профессионализма председателей первичных организаций (ППО) структурных подразделений разработана программа дистанционного обучения, которую уже прошли 60 освобожденных председателей ППО на Московской, Октябрьской и Северной магистралях. Такая работа ведется на всей сети железных дорог. Кроме того, организовано обучение председателей ППО по вопросам аттестации рабочих мест на Южно-Уральской, Приволжской, Восточно-Сибирской, Северной и Октябрьской железных дорогах. В рамках проведения года здорового и безопасного труда на сети железных дорог были приняты обращения, призывающие работников соблюдать требования охраны труда, разработана серия агитационных плакатов по охране труда и безопасному выполнению работ, подготовлены плакаты, листки, буклеты, аншлаги с девизом года, которые размещены на профсоюзных информационных стендах, в производственных цехах и других помещениях структурных подразделений. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Эксплуатационная работа
Полигонные технологии

Инновационный проект «Эльбрус»
Мугинштейн Л.А., Виноградов С.А., Кирякин В.Ю.,
Ляшко О.В., Анфиногенов А.Ю., Ябко И.А.

Разработанная в ОАО «ВНИИЖТ» автоматизированная система построения суточного графика движения поездов с энергооптимальными перегонными временами хода - аппаратно-программный комплекс «Эльбрус» - предусматривает обеспечение пропуска максимального поездопотока с учетом реальных условий организации эксплуатационной работы. Работа над этим инновационным проектом преследовала две цели: уменьшить эксплуатационные затраты компании за счет снижения на 5-6% расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов и создать актуализированный график движения (ГДП), обеспечивающий устойчивое обращение грузовых и пассажирских поездов по ниткам «твердого» графика в условиях высокого уровня заполнения пропускных способностей основных двухпутных направлений сети железных дорог. В основу разработки АПК «Эльбрус» были положены результаты научных исследований, выполненных авторами проекта в 1995-2007 гг. Тогда был разработан и практически реализован метод расчета энергооптимальных траекторий движения поездов по участкам железных дорог при заданных временах хода с учетом профиля пути, масс и схем формирования поездов, ограничений скорости их движения. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Автоматизация планирования и реализации сквозного вариантного графика
Рязанов И.В.

Реализация на Южно-Уральской железной дороге пилотного проекта организации движения поездов по расписанию сквозного вариантного графика полностью подтвердила эффективность применения инновационной технологии эксплуатационной работы. Для внедрения технологии движения грузовых поездов по расписаниям потребовалось решить основную задачу: организовать пропуск поездопотока по расписаниям в период проведения летних путевых работ. При существующей практике организации движения поездов в нормативном графике не учитываются прогнозные размеры движения на предстоящие сутки, предоставление «окон» для проведения ремонтно-восстановительных работ и реальная структура поездопотока. Для учета «окон» дополнительно составляют соответствующий вариантный график на интервале времени плюс-минус 3 ч от начала и после окончания «окна». Полигон построения графика ограничивается диспетчерским участком. Данные графики утверждаются и передаются поездным диспетчерам на бумажном носителе. После завершения смены их используют для оценки работы диспетчерского аппарата. Эти графики могут быть не согласованы по диспетчерским участкам в пределах полигона дороги и не учитываются при анализе выполнения графика движения в Главном вычислительном центре (ГВЦ) ОАО «РЖД». Анализ исполненного движения проводится по-прежнему относительно принятого нормативного графика. Это оказывает негативное влияние на выполнение ключевого показателя - уровень проследования грузовых поездов по графику. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Организация движения по энергооптимальным графикам на объединенном полигоне
Рахимжанов Д.М.

Внедрение АПК «Эльбрус» на полигоне Западно-Сибирской железной дороги осуществлялось с учетом опыта наших южно-уральских коллег. Во второй половине 2011 г. был проведен комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий. Сформированы и переданы разработчикам (ОАО «ВНИИЖТ») необходимые для построения графика нормативно-справочные данные, выделен сервер и установлены программные средства. Проведено обучение специалистов информационно-вычислительного (ИВЦ) и диспетчерского (ДЦУП) центров, а также отдела предоставления «окон» и взаимодействия с инфраструктурой Западно-Сибирской дирекции управления движением. В декабре 2011 г. вслед за участком Челябинск - Исилькуль Южно-Уральской железной дороги АПК «Эльбрус» был сдан в опытную эксплуатацию на участке Исилькуль - Инская Западно-Сибирской магистрали. Необходимо отметить, что при подготовке к тиражированию на полигоне Западно-Сибирской железной дороги в программное обеспечение АПК «Эльбрус», ранее разработанное для Южно-Уральской железной дороги, потребовалось внести ряд корректировок, связанных с необходимостью учета местных особенностей. Да и параметры построения прогнозного вариантного графика на Западно-Сибирской железной дороге существенно отличались от Южно-Уральской дороги. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Специальный проект
Электронный документооборот

Проект ЦФТО: электронный документооборот с клиентами по основному виду деятельности ОАО «РЖД»
Кунаева Е.А.

Эффективное взаимодействие участников транспортного рынка должно базироваться на современных средствах электронной коммуникации, инновационных программных и технических средствах и web-технологиях. В ОАО «РЖД» в последние годы проводится системная работа, направленная на создание информационно-технологической платформы по взаимодействию перевозчика с владельцами инфраструктуры общего и необщего пользования, грузоотправителями/грузополучателями, собственниками вагонов, экспедиторами, инфраструктурами других видов транспорта, а также с другими железнодорожными администрациями и представительствами федеральных органов исполнительной власти. Коллективом ЦФТО в этом направлении достигнуты существенные результаты. В 2001 г. запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система централизованного оформления перевозочных документов (Электронная транспортная накладная - ЭТРАН), которая на протяжении всех 12 лет ее действия постоянно совершенствовалась и развивалась. В состав включалась новая функциональность, расширялся набор сервисов. Сейчас благодаря слаженной работе технологов и разработчиков АС ЭТРАН из ведомственной системы ОАО «РЖД» трансформировалась в информационную систему государственного масштаба и по своей сути является глобальным информационным пространством всех участников железнодорожных перевозок. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Об электронной подписи

Термин «электронная подпись» хотя и стал в последние годы распространенным словосочетанием, не всегда вполне ясен даже его пользователям, не говоря уже о людях, для которых этот термин «на слуху», но которым пользоваться соответствующей технологией не приходилось. Итак, что же такое электронная подпись? Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет ее как информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Начнем с того, что владелец электронной подписи может использовать ее только на компьютере, на котором установлена специальная криптографическая программа, чаще всего «КриптоПро». И любая электронная подпись получается в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. А ключ электронной подписи - это уникальная последовательность символов, предназначенная для создания собственно электронной подписи. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Аспекты применения электронной подписи
Бариев Ф.Т.

Электронная подпись - эффективное средство, порожденное информационной революцией и активно внедряемое во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Технологически развитые страны активно используют этот продукт, широкое распространение получает электронная подпись в России. Первый российский стандарт электронной подписи был разработан Главным управлением безопасности связи Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в 1994 г. Применение электронной подписи в России, узаконенное в 2002 г. федеральным законом № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», распространялось только на гражданско-правовые сделки. Федеральный закон РФ № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 10.02.2012 г. значительно расширил сферу использования этого механизма, обеспечил всеохватность, разрешил его использование юридическими лицами. Определено понятие: «Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию». Узаконены виды электронной подписи, аналогичные понятиям, прописанным в директиве европейского парламента 1999/93/ЕС: простая (the electronic signature); усиленная неквалифицированная (the advanced electronic signature); усиленная квалифицированная (the qualified certificate). Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ термин «электронная подпись» заменяет понятие «электронная цифровая подпись», хотя сокращение ЭЦП все еще встречается намного чаще, чем ЭП. Наибольшее применение электронная подпись находит в документообороте, бухгалтерии, платежных системах. Несомненная эффективность ее использования давно привлекает интерес крупных корпораций. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Трансграничный электронный документооборот
Павловский А.А., Подылов Ю.В., Галдин А.А.

Трансграничный электронный документооборот между ОАО «РЖД» и Белорусской железной дорогой (БЧ) осуществляется в рамках Соглашения об осуществлении перевозок приватных вагонов по безбумажной технологии. Возможность применения электронного перевозочного документа (ЭПД) предусмотрена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. Условия трансграничного обмена ЭПД вносят ряд особенностей в привычную технологию электронного документооборота. В их числе обеспечение юридической силы ЭПД в условиях разных правовых полей участников, требующее соответствия технических требований локальным нормативным актам, локальным требованиям к лицензированию, сертификации технических средств, экспортным ограничениям на технические средства и т.п. Кроме того, необходимо обеспечить техническую возможность проверки электронной подписи (ЭП)1, сформированной на различных криптографических алгоритмах.


Техническое обеспечение
Корсаков А.В.

Грузоперевозки, будучи одним из главных процессов основной деятельности ОАО «РЖД», с одной стороны, сильно формализованы и сопровождаются большим количеством документов, с другой - зависят от многих факторов и зачастую требуют не только строгого соблюдения правил работы, но и принятия оперативных решений. Основным препятствием этому служит человеческий фактор. Уменьшить его влияние можно только через создание эффективных и грамотных автоматизированных систем (АС). И чем больше звеньев транспортной цепочки работают в АС, обеспечивающих единое информационное пространство, тем заметнее эффект от их внедрения. С 2002 г. в ОАО «РЖД» ведутся разработка и реализация систем технологического электронного документооборота (ЭТД) с применением электронной подписи (ЭП). Эти системы призваны способствовать повышению эффективности и оперативности управления за счет построения единого информационного пространства, создания безбумажной технологии работы предприятий компании, своевременного и качественного предоставления необходимой информации, упрощения работы со всеми видами учетной и отчетной документации. ГВЦ ОАО «РЖД» обеспечивает эксплуатацию более 500 автоматизированных систем, в том числе АС с использованием функционала электронного документооборота, а именно: АС ЭТД, АС СНТ, АСДО ОЦО, МЭК, ЭТРАН, Портал ЭДО, АС ЭВ ФТС, АС ЗК и МРМ ЕК АСУИ. При этом использование функционала электронного документооборота в автоматизированных системах невозможно без электронной подписи. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Перспективы взаимодействия с внешними контрагентами
Оспенникова Ю.В.

В последние годы в Российской Федерации произошли значительные изменения в законодательстве, позволяющие компаниям обмениваться документами в электронном виде, полностью сохраняя при этом юридическую значимость передаваемых документов. На текущий момент на федеральном уровне утверждены все необходимые нормативные документы, позволяющие полностью перейти на безбумажную технологию обмена юридически значимыми документами. В условиях, когда количество контрагентов ОАО «РЖД» исчисляется многими сотнями тысяч, а поток бумажного документооборота измеряется тоннами бумаги и тысячами квадратных метров архивных площадей, задача перехода к электронному юридически значимому документообороту не только внутри компании, но и при взаимодействии с внешними контрагентами становится одной из ключевых для отрасли. В этом направлении уже проведена значительная работа: определена типовая схема электронного взаимодействия ОАО «РЖД» с контрагентами холдинга, выбраны технические партнеры, доработаны автоматизированные системы ОАО «РЖД», достигнуты договоренности с компаниями-контрагентами об участии в проекте и др. В настоящее время обмен документами в электронном виде уже начался. Так, в тестовом режиме ведется обмен с такими компаниями, как ООО «Трансойл», ООО «Фирма «Трансгарант», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «Федеральная грузовая компания», ООО «ТрансКонтейнер» и др. При этом двери открыты для всех желающих, и другие компании также могут присоединиться к проекту. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новый инструментарий для экспедитора
Дубровин И.А.

Чтобы транспортные коридоры России могли соответствовать уровню мировых транспортных систем и составить им достойную конкуренцию, необходимо активно внедрять не только современные технику и оборудование для перевозок грузов, но и повышать эффективность логистических и информационных технологий. К примеру, информационная система DAKOSY в порту Гамбург объединяет свыше 150 экспедиторов и 500 транспортных компаний с многочисленными клиентами, разбросанными по всему миру. В прошлом году порт Гамбург обработал более 7 млн. контейнеров, что в 50 раз превысило объем транзита по Транссибу. Деятельность DAKOSY вышла далеко за пределы Гамбурга и уже интегрирует аналогичные информационные системы в портах от Роттердама до Антверпена. Это позволяет экспедиторам реально управлять грузопотоками на обширной территории. В частности, при невозможности принять груз в одном порту, они перенаправляют его в другой. Таким образом, на примере DAKOSY можно наблюдать процесс постепенного перехода от совместного создания и использования единого информационного ресурса на транспорте к реальной интеграции автоматизированных систем управления конкретных транспортных компаний. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Электронный документооборот с компаниями - собственниками подвижного состава
Комиссаров А.Ф.

Для организации взаиморасчета с компаниями-собственниками при выполнении текущего отцепочного ремонта (ТОР) необходимо документальное подтверждение фактически понесенных расходов на ремонт каждого вагона. Договоры с собственниками подвижного состава определяют пакет документов, который является основанием для оплаты ТОР вагона и связанных с ним работ (услуг). Предоставление и согласование таких документов с собственником занимает от полумесяца до нескольких месяцев. Предпосылкой внедрения электронного документооборота с компаниями - собственниками подвижного состава стало осознание необходимости внедрения современных технологий для повышения доходной части от выполнения работ, услуг ТОР за счет своевременного обмена юридически значимыми электронными документами с последующим отказом от ведения бумажных документов. Преимущества электронного документооборота очевидны: это экономия времени и снижение затрат на пересылку, согласование и хранение документов. Несомненным плюсом электронного документооборота является его оперативность - ускорение получения готовых документов собственниками. Еще одно бесспорное преимущество такого способа обмена документами - возможность избежать ряда ошибок, допускаемых при составлении электронных документов, благодаря автоматизации процесса (контроль заполнения обязательных реквизитов, контроль сроков подготовки документов, расчет стоимости работ по прейскуранту и др.) и снижению влияния человеческого фактора по сравнению с оформлением документов вручную. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Персонифицированный учет в локомотивном хозяйстве
Поцелуев Е.А.

В течение многих десятилетий основным инструментом при учете работ локомотивных бригад и подвижного состава был бумажный документ установленной формы - маршрут машиниста. Он заполняется машинистом в ходе поездки, а после ее завершения сдается в депо. На основании его данных определяются показатели работы и заработок локомотивной бригады, составляются отчеты об использовании подвижного состава и расходах. Таким образом, обработка маршрута машиниста является одним из основных процессов при построении отчетности в локомотивном хозяйстве. Однако для многих не секрет, что исторически сложившаяся бумажная технология обработки маршрута машиниста имеет лазейки, позволяющие искажать реальную ситуацию. Например, существует возможность путем корректировки временных параметров приписывать локомотивной бригаде время работы или же, наоборот, уменьшать его с целью сокрытия фактов превышения нормативных временных параметров. Зачастую при работе с бумажным носителем параметры в маршруте просто подгоняются под необходимые показатели, и в результате бумажный документ уже не соответствует реальной поездке, а результаты обработки маршрутов и полученные отчеты не отражают фактическое состояние дел. Для решения среди прочих и этой проблемы в 2011 г. была разработана и внедрена инновационная технология персонифицированного учета работы, выполненной локомотивными бригадами. Она подразумевает отказ от бумажного маршрута в качестве первичного источника информации и переход к работе с маршрутом машиниста в электронном виде - технология, называемая «Электронный маршрут машиниста». Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 

Подвижной состав

Причины изломов литых деталей тележек грузовых вагонов
Коссов В.С., Оганьян Э.С., Огуенко В.Н., Красюков Н.Ф., Протопопов А.Л.

При изготовлении литых боковых рам и надрессорных балок важно, чтобы предусмотренная при проектировании несущая способность литых деталей, прежде всего по сопротивлению усталости и по живучести, отвечала достигнутому уровню технологии производства и изменяющимся условиям эксплуатации. Иначе говоря, при существующих способах изготовления и контроля боковые рамы и надрессорные балки должны противостоять эксплуатационным нагрузкам в заданных климатических условиях, обеспечивая необходимый безопасный ресурс. Специалисты Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института, выполнив комплекс исследований, установили причины изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, а также предложили комплекс работ по предотвращению изломов. Установлено, что напряженно-деформированное состояние в зоне внутреннего угла буксового выреза (радиус R55) и в нижнем углу рессорного проема боковой рамы тележки модели 18-100 от вертикальной нагрузки примерно одинаково. При стендовых усталостных испытаниях, предусматривающих только вертикальное статическое и динамическое нагружения, поломки в указанных зонах происходят почти равновероятно с некоторым преобладанием в нижнем углу рессорного проема, а в эксплуатации они происходят в основном по зоне R55. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Критерии браковки боковых рам тележек грузовых вагонов в эксплуатации
Иванов А.О., Соколов В.П.

В последние годы, несмотря на принимаемые меры по повышению качества крупногабаритного вагонного литья, изломы боковых рам продолжают оставаться основной проблемой в области обеспечения безопасности движения в вагонном хозяйстве. С учетом этого особую важность имеют вопросы своевременного выявления дефектов литых деталей на всех этапах жизненного цикла, выбора критериев их браковки. В настоящее время при изготовлении литых деталей тележек грузовых вагонов применяют критерии браковки, установленные в ТТ ЦВ-32-695-2006 «Детали литые из низколегированной стали для вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Рама боковая и балка надрессорная. Технические требования». В соответствии с руководящим документом «Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами» РД 32 ЦВ 052-2009 эти критерии браковки применяют и при ремонте тележек грузовых вагонов. Сложнее ситуация в эксплуатации. При визуальном осмотре вагонов осмотрщиками в составах поездов в условиях ограниченной видимости, при неблагоприятных климатических факторах и жестком лимите времени на обработку поездов дефектация литых деталей тележек по критериям, применяемым при изготовлении и ремонте, практически нереальна. Эти критерии предназначены прежде всего для дефектоскопистов, имеющих специальную подготовку, и рассчитаны на использование неразрушающего инструментального контроля. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


Новости от поставщиков

Обзор наиболее значимых событий у поставщиков отрасли за ноябрь 2013 года. Подробнее…
 

Пассажирский комплекс

Железные дороги в городах
Дранченко Ю.Н.

В числе глобальных проблем, решением которых крайне озабочены многие страны мира, транспортное обслуживание населения крупных городов занимает одно из первых мест. Несмотря на очевидный прогресс в развитии технических средств транспорта, сегодня горожане затрачивают столько же времени на поездки к месту работы и обратно, как в конце XIX - начале XX столетия. Причин здесь несколько, и главные из них - повышение дальности передвижений и подвижности населения (частоты поездок), концентрация населения в крупных городах, неконтролируемый рост парка индивидуального автотранспорта и, наконец, недостаточное внимание, а отсюда - недофинансирование развития массового общественного пассажирского транспорта, особенно рельсового (метрополитена, трамвая, внутригородского и пригородного наземного железнодорожного транспорта). Пренебрежительное отношение к рельсовому транспорту становилось все отчетливее по мере роста численности парка индивидуального автотранспорта. В США и ряде западноевропейских стран уже в 20-30-е годы прошлого столетия стали закрываться трамвайные линии и по их трассам прокладываться городские автомагистрали. Этот процесс продолжался вплоть до 50-60-х годов. Столичные города развивали сеть метрополитенов, что требовало больших затрат, но не скомпенсировало снижения пропускной способности улично-дорожной сети городов: численность парка индивидуальных автомобилей неудержимо росла, а скорости сообщения падали. Специалисты транспорта и градостроители сознавали опасность этого курса и предлагали новые инженерные решения, в частности прокладку внутригородских железнодорожных диаметров - двухпутных железнодорожных линий (как правило, наземных), пересекающих городскую застройку и соединяющих ее рельсовой колеей с пригородами. Полностью статья доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах за ноябрь 2013 года. Полностью подборка доступна в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…

 

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования