Безопасность движения

Безопасности движения - первостепенное внимание


Традиционно дважды в год по завершении разработки полугодового и годового анализа безопасности движения журнал публикует обзор этого документа. О том, как сработала сеть железных дорог в 2005 г. и что надо сделать в году наступившем, рассказывает начальник Департамента безопасности движения и экологии ОАО «РЖД» П.С. Шанайца.

Безопасность движения всегда была и остается важнейшей задачей отрасли. Это еще раз подчеркнул президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин в своем выступлении на отраслевом селекторном совещании 15 июля 2005 г. В нем президент компании обозначил приоритетную задачу – обеспечение безопасности перевозочного процесса. Он отметил, что значительная часть нарушений безопасности движения допускается из-за недостаточного профессионального уровня и низкой технологической дисциплины персонала.

В этой связи было выдвинуто требование конкретной перестройки системы работы не только ревизорского аппарата, но и всего командного состава компании с акцентом на предупреждение аварийности.

В рамках действующей системы обеспечения безопасности движения, а также с учетом накопленного опыта предыдущих лет ОАО «РЖД» и железные дороги постоянно проводят целенаправленную работу по предупреждению аварийных происшествий. В ее основу положена реализация комплекса организационных мер, определенных приказом МПС № 1Ц-1994 г. и решением Правления ОАО «РЖД» по вопросам безопасности движения.

Этот комплекс мер предусматривает всемерное повышение требовательности к работникам на всех уровнях управления за выполнением обязанностей в сфере безопасности, а также строгий отбор кадров, их обучение, укрепление дисциплины, повышение уровня контроля. Ставится также задача внедрения современных и эффективных технических средств в соответствии с Программой повышения безопасности движения, а также обновления подвижного состава и инфраструктуры, совершенствования технологии их ремонта и обслуживания.

За двухгодичный период работы компании наметилась устойчивая тенденция к снижению таких нарушений безопасности движения, как крушения, сходы подвижного состава в пассажирских и грузовых поездах, изломы колесных пар, отцепки вагонов от пассажирских и грузовых поездов в пути следования, порчи локомотивов в пассажирских поездах в пути следования с требованием резерва, саморасцепы автосцепок в поездах, изломы рельсов и др. В 2005 г. в обеспечении безопасности движения поездов на сети железных дорог получены определенные позитивные результаты. По сравнению с предшествующим годом уменьшено число крушений. При крушениях и авариях не пострадал ни один пассажир.

Принимавшиеся в 2005 г. и в предшествующие годы меры позволили на 10 % снизить общее число случаев брака в работе, в том числе на 11 % – особых и на 10 % – с пассажирскими поездами. При этом количественные показатели улучшены на всех железных дорогах и на 56 из 67 отделений железных дорог. Снижено также число сходов подвижного состава в поездах на 30,5 %. Устойчиво в 2005 г. работали, не допустив крушений, аварий, сходов в поездах, уходов подвижного состава, проездов запрещающих сигналов, коллективы 29 отделений железных дорог.

Относительное число случаев брака в работе на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы к уровню предшествующего года снизилось на 12,9 %. В 2005 г. некоторые виды брака в работе на железных дорогах не были допущены вообще или снижены по сравнению с уровнем 2004 г.

Однако в деле предупреждения аварийности еще много нерешенных вопросов, продолжают иметь место нарушения безопасности движения. Они значительно осложняют перевозочный процесс и создают предпосылки для серьезных последствий.

В отчетном году произошло три крушения грузовых поездов, из них одно на Горьковской и два на Октябрьской железных дорогах (в 2004 г. допущено четыре крушения), две аварии при маневровой работе на Горьковской и Московской железных дорогах (в предшествующем году аварий не было), 4704 случая брака (в 2004 г. – 5250), в том числе особых случаев брака в работе – 542 (611).

Допущено 15 проездов запрещающих сигналов (из них один привел к крушению грузового поезда) против 12 в 2004 г., четыре ухода подвижного состава (в 2004 г. было три таких случая).

Результаты анализа обстоятельств нарушений безопасности движения позволяют определить основные причины их возникновения. К ним относятся:
маркированный список несоблюдение регламента технологических процессов;
маркированный список недостаточный профессиональный уровень непосредственных участников перевозочного процесса;
маркированный список высокая сменяемость руководителей структурных подразделений, отделений и хозяйств железных дорог;
маркированный список несоответствие уровня технического обучения, подготовки и повышения квалификации в условиях реформирования железнодорожного транспорта;
маркированный список низкий уровень системных требований к разработке, производству, испытанию приборов и в целом к системам, обеспечивающим безопасность движения поездов.

Наряду с созданием новых экономических механизмов мотивации за конкретный личный вклад в безаварийную работу каждого работника компании, занятого в процессе перевозок, необходимо развивать порядок персональной ответственности за нарушения или игнорирование требований правил и инструкций, которые ставят под угрозу безопасность движения по его вине.

В деле организации обеспечения безопасной, безаварийной работы, выявления и устранения недостатков многое зависит от работы ревизорского аппарата всех уровней управления ОАО «РЖД» и института общественных инспекторов по безопасности движения. В 2005 г. план технических ревизий и проверок обеспечения безопасности движения поездов на сети железных дорог России выполнен в полном объеме. По результатам этих проверок на железных дорогах проведены разборы под председательством вице-президента компании по безопасности движения и начальника Департамента безопасности движения и экологии с изданием соответствующих приказов и разработкой мер по устранению выявленных недостатков. В ряде случаев издавались распоряжения ОАО «РЖД». Департаментом безопасности движения и экологии установлен контроль за устранением выявленных недостатков. Аналогичные технические ревизии и проверки проходили также на отделениях дорог и железных дорогах.

С целью дальнейшего совершенствования организационной структуры приказом президента ОАО «РЖД» от 18 апреля 2005 г. №45 утверждены типовые штатные расписания аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог и отделений железных дорог. В основном на всех железных дорогах структура ревизорского аппарата приведена в соответствие с нормативами.

Для повышения уровня эффективности работы ревизорского аппарата Департамент безопасности движения и экологии провел в 2005 г. три сетевых совещания с главными ревизорами железных дорог и отделений дорог. На них были рассмотрены направления совершенствования контроля за обеспечением безопасности движения в условиях реформирования железных дорог, концептуальные подходы к организации такого контроля в условиях создания дирекций, дочерних и зависимых обществ, разделения ремонта и эксплуатации подвижного состава. В обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие руководители департаментов компании и представители отраслевой науки.

По итогам работы совещаний с учетом высказанных предложений и замечаний разработаны рекомендации, которые направлены для реализации в причастные департаменты и на железные дороги.

Существующая на сети железных дорог ОАО «РЖД» система должна обеспечить безопасность движения поездов, однако при попустительстве некоторых руководителей и непосредственных участников перевозочного процесса допускаются случаи содержания технических средств с грубыми отступлениями от установленных норм. И здесь свою роль играют многочисленные предупредительные меры, принятые ревизорским аппаратом железных дорог и отделений. Так, в отчетном году ревизорским аппаратом при проведении проверок структурных подразделений было выявлено более 1,4 млн. различных неисправностей и отступлений от норм содержания пути, недостатков при проведении ремонта и технического обслуживания подвижного состава, устройств электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи.

По результатам этих проверок было принято почти 240 тыс. предупредительных мер, в том числе с закрытием путей для движения поездов, возвращением подвижного состава на повторный ремонт. В 2005 г. на ряде железных дорог имели место факты, когда только благодаря своевременно принятым ревизорским аппаратом мерам были предотвращены грубые нарушения безопасности движения поездов, которые могли привести к возможным тяжелым последствиям, в первую очередь в хозяйствах пути, вагонном, локомотивном, пассажирском.

Вместе с тем ревизорским аппаратом ряда отделений и железных дорог в 2005 г. не принимались достаточные меры по предотвращению грубых нарушений безопасности движения. Комиссиями Департамента безопасности движения и экологии при технических ревизиях организации обеспечения безопасности движения и контрольных проверках, проведенных в 2005 г., были вскрыты многочисленные недостатки в соблюдении технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава, подготовки вагонов в рейс, содержании пути, техническом обслуживании устройств СЦБ и связи, электроснабжения, упущения в работе командного и инструкторского состава.

В 2006 г. необходимо обратить внимание не только на устранение упущений и недостатков, но и на поиск и реализацию новых подходов в обеспечении безопасности движения поездов. Следует широко применять и совершенствовать утвержденные руководством компании системные меры, направленные на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов в филиалах ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе. Неукоснительным требованием остается выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, нормативных актов и должностных инструкций. Кроме этого, следует принимать исчерпывающие меры по своевременному устранению недостатков в содержании объектов инфраструктуры и подвижного состава, угрожающих безопасности движения поездов, проводить системный анализ причин и вероятности возникновения случаев брака и нарушений с формированием предложений по недопущению подобных случаев. Нужно основательнее подходить и к подбору кадрового состава ревизорского аппарата, повышению его квалификации.

Особая роль в обеспечении безопасности движения поездов, надежности работы технических средств принадлежит работникам ОАО «РЖД», участвующим в нем на общественных началах. В отрасли работа общественных инспекторов осуществляется в соответствии с Положением об общественном контроле, утвержденным МПС РФ.

Подавляющее большинство работников железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, активно участвуют в работе по предупреждению нарушений безопасности движения, добросовестно выполняют свои должностные обязанности. Общественные инспекторы, как правило, обладают большим практическим опытом, зарекомендовали себя грамотными, ответственными специалистами на вверенном им участке работы. В 2005 г. на железных дорогах сети активно действовало почти 2,5 тыс. советов и 60 тыс. общественных инспекторов.

Наиболее активно работали и добились положительных результатов по предотвращению нарушений безопасности движения советы общественных инспекторов Петрозаводского отделения Октябрьской, Елецкого отделения Юго-Восточной, Петропавловского отделения Южно-Уральской, Красноярского отделения Красноярской, станции Советск Калининградской, локомотивных депо Кавказская и Туапсе Северо-Кавказской, локомотивного депо Воронеж-Курский и Ржавской дистанции пути Юго-Восточной, локомотивного депо Ершов Приволжской, локомотивного депо Чусовская и эксплуатационного вагонного депо Свердловск Свердловской, локомотивного депо Курган Южно-Уральской, Новокузнецкой дистанции электроснабжения и Барабинской дистанции пути Западно-Сибирской, локомотивного депо Абакан и Ужурской дистанции пути Красноярской железных дорог.

Подтвердилась результативность практики совместных рейдов общественных инспекторов с сотрудниками ГИБДД на Брянском и Орловско-Курском отделениях Московской железной дороги. Эффективными методами работы общественных инспекторов по безопасности движения на Юго-Восточной железной дороге признаны взаимопроверки организации работы и ведения технической документации, проведение контрольных проверок по выявленным ранее замечаниям.

Большую помощь в работе советов общественных инспекторов оказывают ветераны труда. На тех дорогах, где руководители структурных подразделений внимательно относятся к советам и пожеланиям ветеранов и безотлагательно принимают меры к устранению выявленных недостатков, общественники передают опыт и учат молодых железнодорожников, проводят контрольные проверки, принимают участие в выпуске методической литературы.

Как и раньше, в 2005 г. руководство ОАО «РЖД» большое внимание уделяло моральному и материальному поощрению работников за вклад в обеспечение безопасности движения. В целях мотивации труда работников железнодорожного транспорта два из видов поощрения, установленных в компании, относятся к обеспечению безопасности движения. Это – награждение знаком «За безопасность движения» и присвоение звания «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте». Целенаправленная и самоотверженная работа ряда работников железных дорог, отделений железных дорог и линейных подразделений за трудовые успехи в обеспечении безопасности движения поездов отмечены наградами ОАО «РЖД».

В целях повышения эффективности работы общественных инспекторов на дорогах следует проанализировать их работу и наметить меры по активизации их деятельности. Необходимо проводить семинары по обобщению и распространению передового опыта организации общественного контроля безопасности движения поездов. Руководители структурных подразделений должны оказывать общественным инспекторам практическую помощь в работе, нацеливать их деятельность на «узкие места» производства. Необходимо обеспечить информацию о работе, проводимой общественными инспекторами с использованием стендов наглядной агитации, средств массовой информации. Для повышения качества проводимых проверок следует организовать обучение общественных инспекторов по основным направлениям работы. Надо также шире привлекать к работе ветеранов железнодорожного транспорта.

Дальнейшему повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте и созданию условий для его безаварийной работы способствует проведенная работа по подбору, расстановке руководящего состава, обучению руководителей, специалистов и работников массовых профессий, повышению их ответственности за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, воспитательную работу в трудовых коллективах. Анализ причин нарушений безопасности движения показывает, что в значительной степени они обусловлены недостаточным профессиональным уровнем и низкой технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Для решения этой проблемы компания направила на обучение и переподготовку 63 тыс. рабочих основных профессий. В течение 2005 г. повысили квалификацию 160 тыс. человек, более 65 тыс. руководителей и специалистов прошли обучение.

В 2005 г. в основу работы с кадрами по повышению безопасности движения поездов на сети железных дорог положены требования Программы первоочередных мер. Для своевременного укомплектования структурных подразделений кадрами массовых профессий принято на работу 77,7 тыс. человек, в том числе на предприятия локомотивного хозяйства – 17,9 тыс., вагонного хозяйства – 5,6 тыс., перевозок – 4,7 тыс., путевого хозяйства – 27 тыс. человек.

На базе техникумов (колледжей) железнодорожного транспорта, технических школ и учебных центров железных дорог подготовлено 5,5 тыс. машинистов локомотивов, 4,3 тыс. помощников машинистов локомотивов, 1,8 тыс. слесарей по ремонту локомотивов, 2,4 тыс. осмотрщиков вагонов, 2 тыс. слесарей по ремонту вагонов, 11,4 тыс. монтеров пути, 1,5 тыс. бригадиров пути, 1 тыс. операторов дефектоскопных тележек, 549 электромонтеров СЦБ и по ремонту аппаратуры и устройств связи, 857 электромонтеров контактной сети, 894 приемосдатчиков груза и багажа.

Отрасль нуждается в дальнейшем укреплении специалистами с высшим и средним специальным образованием. В отчетном году в структурные подразделения железных дорог поступило 3,8 тыс. выпускников вузов и 3,6 тыс. выпускников техникумов (колледжей) железнодорожного транспорта. Только в дистанции пути поступило 732, в локомотивные депо 523, вагонные депо 366, на предприятия хозяйства перевозок 592 молодых инженера. Целенаправленно эта работа проводилась на Западно-Сибирской, Октябрьской и Дальневосточной железных дорогах, где принято соответственно 547, 420 и 357 выпускников вузов.

В целях дальнейшего развития профессиональных навыков работников в учебные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации бригадиров пути, машинистов электровозов, тепловозов, дизель-поездов, ССПС и моторвагонного подвижного состава внесены вопросы изучения новой техники, технологических процессов, организации работ, обеспечения безопасности движения поездов, отработки действий в нестандартных и аварийных ситуациях. Для повышения квалификации работников локомотивного хозяйства введена дисциплина «Приборы безопасности». В технических школах, учебных центрах внедряются тренажеры для обучения составителей поездов. Повышение квалификации дежурных по станции и поездных диспетчеров проводится на базе вузов, техникумов железнодорожного транспорта с использованием тренажеров, с привязкой к конкретным ситуациям.

В диспетчерском центре управления перевозками Московской железной дороги создан компьютеризированный технический кабинет, оснащенный автоматизированной обучающей системой для оперативного и диспетчерского персонала хозяйства перевозок и имитационным тренажером ДСП/ДНЦ с набором типовых и адаптированных к условиям железной дороги полигонов. Также установлена база данных набора задач для обучения поездных диспетчеров с различной степенью подготовки.

По программам «Организация обеспечения безопасности движения поездов» за последние два года в вузах и техникумах железнодорожного транспорта прошли повышение квалификации более 2 тыс. руководителей и специалистов железных дорог, более 40 тыс. человек повысили квалификацию по программам, включающим вопросы обеспечения безопасности движения поездов по соответствующим хозяйствам.

В 2005 г. на большинстве железных дорог осуществлен комплекс мероприятий по укреплению трудовой и технологической дисциплины. В результате число прогулов сократилось с 3,6 до 2,8 случаев на 1000 работающих.

В дальнейшей работе с кадрами с точки зрения обеспечения безопасности движения поездов необходимо продолжить подготовку руководителей, специалистов и кадров массовых профессий, уделив при этом не менее 20 % учебного времени изучению требований ПТЭ, отработке действий в нестандартных ситуациях. В ходе совещаний и семинаров с руководителями структурных подразделений, работниками по управлению персоналом следует рассмотреть анализ работы с кадрами и определить направления дальнейшей работы по подбору и расстановке руководителей и специалистов предприятий, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов.

Предстоит принять дальнейшие меры по укреплению структурных подразделений специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, уделив особое внимание локомотивным и вагонным депо, дистанциям пути. Надо в полной мере использовать возможности собраний трудовых коллективов в решении задач укрепления трудовой и технологической дисциплины. Рекомендуется ежеквартально рассматривать на собраниях коллективов анализ работы по обеспечению безопасности движения поездов. В обобщении и распространении опыта работы по предупреждению нарушений безопасности движения лучших специалистов железной дороги необходимо шире использовать возможности многотиражных дорожных газет.

Одним из основных факторов достижения позитивных результатов в повышении уровня безопасности движения поездов на сети железных дорог является реализация комплекса задач внедрения современных технических средств в рамках Программы повышения безопасности движения.

Все установленные задания Программы повышения безопасности движения на 1992–2005 гг. железными дорогами выполнены в полном объеме. На ее реализацию за 14 лет было израсходовано более 20,8 млрд. руб. Затраченные средства полностью оправданы полученными практическими результатами – устойчивой тенденцией сокращения нарушений безопасности движения на железных дорогах России.

В частности, в отчетном году в рамках указанной программы введены в эксплуатацию: система автоматического управления торможением поезда (САУТ-ЦМ) на 836 локомотивах и 880 км участков пути; микропроцессорные дешифраторы с функциями безопасности движения (КЛУБ-У) на 557 локомотивах; усовершенствованная система управления электрическим торможением на 122 электровозах. Для исключения возможности самопроизвольного ухода составов с приемо-отправочных путей станций установлено и введено в действие 124 стационарных тормозных упоров повышенной мощности (УТС). С целью предотвращения потенциально возможных нарушений безопасности в пути следования введено в эксплуатацию 1162 регистратора служебных переговоров дежурных по станции, поездных диспетчеров и машинистов поездов.

В декабре 2005 г. утверждены задания на внедрение технических средств в 2006 г., сформированные на основе анализа их функциональных возможностей. Это средства, позволяющие исключить ошибки персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Так, внедрение на сортировочных горках железных дорог современных датчиков (РТДС и ИПД) будет способствовать предотвращению несанкционированного перевода стрелок под длиннобазными вагонами при роспуске составов.

На главных направлениях железных дорог предусмотрено завершить размещение средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (ДИСК, КТСМ) до нормированного (т.е. расстояние между ними составит 25 км), а в 2007 г. внедрение этих устройств будет завершено в полном объеме. Реализация этого задания позволит контролировать подвижной состав на ходу на всех участках железных дорог компании, что значительно повысит эффективность выявления неисправностей в подвижном составе. На решение этих задач Департаменту вагонного хозяйства выделено 1,6 млрд. руб. Ранее предполагалось завершить эту работу только к 2010 г.

Для своевременного выявления и снижения последствий сходов подвижного состава в поездах в течение двух лет (2006–2007 гг.) будут завершены работы по установке перед станциями устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС). Внедрение этих и других технических средств в рамках Программы повышения безопасности движения позволит повысить эффективность предупредительных мер для сохранения тенденции снижения количества нарушений безопасности движения на железных дорогах.

Внедрение современных достижений научно-технического прогресса во всех хозяйствах компании позволит создать принципиально новый подход к системе обеспечения безопасности движения. От мер, разработанных по допущенным нарушениям безопасности движения и устранению их последствий, необходимо перейти к построению системы предупреждения рисков, основанных на глубоком и постоянном анализе перевозок и концентрации внимания на слабых местах.

В короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего в результате реализации мероприятий, направленных на предотвращение нарушений технологических процессов обслуживания и ремонта технических средств и подвижного состава хозяйств пути, вагонного и локомотивного.

К таким мероприятиям следует отнести, в первую очередь:
маркированный список автоматизированный пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов;
маркированный список автоматизированный контроль остаточного ресурса технических средств;
маркированный список автоматизированный расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;
маркированный список автоматизированная выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасности перевозок.

Эти мероприятия реализуются автоматизированной системой управления безопасностью движения (АСУ БД), поэтапное внедрение которой начнется с 2006 г. на опытных полигонах. Внедрение системы не требует значительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, так как ее реализация ориентирована на использование уже применяемых на сети железных дорог систем передачи информации, АСУ хозяйств по мере их разработки и внедрения.

В создавшихся условиях функционирования железнодорожного транспорта возрастает необходимость в разработке системы управления качеством и упреждающего контроля, обеспечивающего безопасную и безаварийную работу. Мировая практика непрерывного повышения качества продукции и услуг, в том числе транспортных, заключается в создании на предприятиях систем управления качеством на основе требований стандартов по управлению качеством ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Применительно к железнодорожному транспорту использование этих стандартов требует, чтобы ОАО «РЖД» сформулировало политику и цели в области качества перевозочного процесса и его составляющих. Необходимо обеспечить разработку целевых и плановых показателей, осуществлять планирование, контроль, устранение несоответствия между запланированным и достигнутым уровнем качества, в том числе безопасности движения, и улучшение показателей качества перевозочного процесса. В каждом хозяйстве ОАО «РЖД» на основе анализа и нормирования рисков предстоит разработать целевые и плановые показатели качества процессов, ориентированные на обеспечение заданного уровня безопасности перевозочного процесса в целом с учетом технико-экономической эффективности инновационных затрат.

В 2005 г. в соответствии с распоряжением президента ОАО «РДЖ» созданы рабочие группы по разработке функциональных стратегий ОАО «РЖД», в том числе по разработке Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. По поручению Департамента безопасности движения и экологии ФГУП ОНЦ «Безопасность движения» разработало проект стратегии обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса (первая редакция), которая включает в себя следующие разделы функциональной стратегии:
маркированный список роль и место функциональной стратегии в системе стратегического управления ОАО «РЖД»;
маркированный список целевое состояние системы управления безопасностью перевозочного процесса;
маркированный список анализ текущего состояния системы управления безопасностью перевозок;
маркированный список основные принципы перехода к целевому состоянию системы управления безопасностью перевозок;
маркированный список программу мероприятий по переходу к целевому состоянию системы управления безопасностью перевозок;
маркированный список показатели безопасности и рисков;
маркированный список методики расчетов показателей безопасности и рисков;
маркированный список структуру целевой программы «Мероприятия по переходу к целевому состоянию системы управления безопасностью перевозочного процесса»;
маркированный список инвестиционную заявку «Создание системы предупреждения потерь и ущербов при перевозках пассажиров и грузов по железным дорогам ОАО «РЖД».

Этот проект неоднократно рассматривался рабочей группой и по результатам рассмотрения с учетом высказанных предложений и замечаний находится в стадии дальнейшей разработки.

В 2006 г. на основе выполненного анализа состояния безопасности движения в каждом хозяйстве должны быть разработаны организационно-технические меры по снижению нарушений безопасности движения. В числе первоочередных мер по ликвидации «узких мест» в состоянии безопасности движения поездов и маневровой работе в хозяйствах ОАО «РЖД» необходимо считать:
маркированный список в хозяйстве пути и сооружений:
повышение эффективности использования средств путеизмерительной техники и дефектоскопии, соблюдение правил производства, технологии и организации мест работ при всех видах ремонта и текущего содержания пути. Обеспечение высокого качества работ при оздоровлении пути всеми видами ремонта;
 
маркированный список в локомотивном хозяйстве:
реализацию комплекса мер по предупреждению случаев проезда запрещающих сигналов локомотивными бригадами, повышению их профессионального уровня и трудовой дисциплины, качества расшифровки скоростемерных лент и принятию эффективных мер по выявленным нарушениям в проведении профилактической работы с локомотивными бригадами и машинистами-инструкторами;
 
маркированный список в вагонном хозяйстве:
предупреждение нарушений безопасности движения за счет повышения качества ремонта и технического обслуживания подвижного состава, модернизации тележек, широкого внедрения средств дефектоскопии ответственных деталей и узлов;
 
маркированный список в хозяйстве управления перевозками:
обеспечение беспрепятственного пропуска по станциям поездов и прежде всего пассажирских, предупреждение приема и отправления поездов по неготовому маршруту, отправления поездов на занятый перегон и несанкционированного ухода подвижного состава;
 
маркированный список в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки:
качественный ввод в эксплуатацию технических средств в строгом соответствии с нормативными актами, соблюдение регламентных работ при выполнении технологических процессов, повышение надежности работы устройств СЦБ;
 
маркированный список в хозяйстве электрификации и электроснабжения:
качественный контроль состояния опорного хозяйства, своевременное выявление и замена остродефектных опор контактной сети, усиление надежности работы контактной сети и электроснабжения устройств СЦБ;
 
маркированный список в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:
эффективный контроль соблюдения грузоотправителями технических условий погрузки и крепления груза;
 
маркированный список в хозяйстве пассажирских сообщений:
повышение качества технического обслуживания и ремонта пассажирских составов, при этом особое внимание предстоит уделить обращению пассажирских составов на скоростных направлениях и с буксами с подшипниками кассетного типа.

Сложившаяся обстановка с обеспечением безопасности движения не допускает даже малейшего послабления в организации предупредительной работы, в укреплении дисциплины и порядка. Задача состоит в том, чтобы на этой основе закрепить наметившиеся положительные тенденции в области безопасности движения и, прежде всего, пассажирских поездов, сохранив жизнь и здоровье всем пассажирам, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта. Все необходимое для решения этой задачи у работников ОАО «РЖД» есть. И это подтверждает подавляющее большинство коллективов структурных подразделений компании, работающих надежно и безаварийно.