Безопасность движения

Сетевое совещание главных ревизоров в Калининграде


В Калининграде в конце июля прошло сетевое совещание главных ревизоров железных дорог по безопасности движения поездов. В его работе приняли участие начальник Департамента безопасности движения и экологии ОАО «РЖД» П.С.Шанайца, начальник Калининградской железной дороги В.Г.Будовский, главные ревизоры всех железных дорог, руководители ВНИИЖТа, ВНИИАСа, ГУП ОНЦ «Безопасность движения» и др.

В ходе совещания были всесторонне проанализированы состояние с безопасностью движения на железных дорогах и в основных хозяйствах ОАО «РЖД», уровень реализации намеченных на 2006-2010 гг. системных мер по обеспечению безаварийной работы. Состоялся заинтересованный обмен мнениями о работе ревизорского аппарата и обеспечении контроля за безопасностью движения в условиях создания дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», дирекций, появления новых собственников вагонов, разделения ремонта и эксплуатации подвижного состава и инфраструктуры.

Были также рассмотрены вопросы укрепления взаимодействия с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, подготовки предложений по актуализации Правил технической эксплуатации железных дорог и других важнейших отраслевых нормативных документов в свете концепции системы технического регулирования на железнодорожном транспорте. Обсуждались и пути совершенствования системы учета и формирования отчетности по нарушениям безопасности движения в поездной и маневровой работе на основе современных информационных технологий.

Большое внимание было уделено роли ревизоров в организации пропуска и обеспечении безопасного движения грузовых поездов повышенного веса и длины. Подчеркивалась необходимость комплексного подхода к реализации такой технологии и усиления с учетом масштабов ее внедрения контроля за выполнением всех соответствующих работ – от подготовки инфраструктуры до обучения и инструктажа локомотивных бригад и работников пунктов технического обслуживания вагонов. Рекомендовано также провести ряд исследований по автосцепному оборудованию с целью предупреждения обрывов автосцепок при современных весах и скоростях движения поездов.

Еще одна активно обсуждавшаяся тема – состояние пути, контактной сети, технических средств, прежде всего устройств СЦБ, а также ответственных узлов локомотивов и вагонов. Ситуация здесь весьма напряженная с точки зрения требований безопасности движения. По мнению ревизоров, в современных условиях необходим постоянный мониторинг основных элементов инфраструктуры и подвижного состава, базирующийся на инструментальном контроле и эффективных методах обработки полученной информации с выдачей данных как о текущем состоянии, так и об оставшемся ресурсе безотказной работы. Не менее важны при этом оперативность и продуманность действий соответствующих служб после проверок. Выявленные отклонения и недостатки должны стать основой для планирования работ, а опасные дефекты устраняться незамедлительно. При этом четко должна прослеживаться ответственность работников во всей цепочке – от выявления неисправности до ее ликвидации. Безусловно, в условиях старения основных фондов в числе приоритетных задач остается и обновление технических средств.

С учетом статистики происшествий особое значение должно придаваться предупреждению аварийности на железнодорожных переездах, остающихся одной из самых неблагополучных зон. Меры, обеспечивающие безопасность на переездах, хорошо известны. Важно их настойчиво с привлечением местных администраций, автодорожных предприятий, органов ГИБДД проводить в жизнь. В случаях, когда причастные организации длительное время не устраняют выявленные недостатки, надо более жестко инициировать процесс закрытия переездов.

На совещании было проанализировано положение дел с восстановительными поездами, их техническим оснащением, прежде всего кранами, строительством или реконструкцией производственно-бытовых баз. Были рассмотрены и многие другие вопросы, в том числе касающиеся внедрения и обеспечения безопасной эксплуатации на железных дорогах новых видов подвижного состава, в частности рельсовых автобусов, и отдельных ответственных узлов, к примеру букс с кассетными подшипниками, повышения эффективности бортовых локомотивных приборов безопасности, ускорения разработки автоматизированной системы управления безопасностью движения и АРМов ревизоров, организации контроля за подготовкой в рейс пассажирских поездов и их безопасного проследования в условиях функционирования Федеральной пассажирской дирекции, создания системы менеджмента качества на дорогах и др.

Все высказанные участниками совещания предложения нашли отражение в рекомендациях, которые направлены в департаменты ОАО «РЖД» и на железные дороги для руководства в работе.

Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант некоторых из прозвучавших на семинаре выступлений. Их публикация будет продолжена и в следующих номерах.