Безопасность движения

Омский государственный университет путей сообщения


С.Г. Шантаренко, начальник научно-исследовательской части Омского государственного университета путей сообщения

Журнал уже знакомил специалистов с разработанными в Омском государственном университете путей сообщения технологическими процессами деповского ремонта локомотивов.* Они внедрены и хорошо зарекомендовали себя в ПТОЛ Мариинск, в локомотивных депо Боготол (СР электровозов ВЛ80р), Красноярск (ТР-1, ТР-2 электровозов ЭП1), Иланская (СР электровозов ЭП1) Красноярской и Зима (ТР-2, ТР-3, СР тепловозов ТЭ10, ТЭМ2) Восточно-Сибирской железной дороги. Представляем ряд новых разработок ученых ОмГУПСа.

Технологический участок ремонта тележек локомотивов. Состоит из передвижных монтажных тележек (по одной с каждой стороны тележки локомотива), передвижного портала, стационарных подъемников и гайковертов. На монтажной тележке также установлены гайковерт и гидроподъемник, а на портале - навесное оборудование для снятия (постановки) рессорно-пружинного комплекта, тормозной рычажной передачи, раструбов выброса воздуха, тягового устройства и др. Передвижной портал имеет свою гидростанцию.

Гидросъемник для разборки, сборки и контроля конических соединений. Фланца редуктора КРБ, а также конических соединений ступицы торсионного вала ТЭД электровоза ЭП1. Его размеры 400х400х790 мм, масса 470 кг, максимальное усилие распрессовки и соответственно напрессовки 500 и 250 кН, осевое стягивающее усилие для проверки качества напрессовки 500 кН.

Технологическая позиция ремонта остовов ТЭД. В ее состав входят стенд-кантователь на два остова тягового двигателя, насадки на гайковерт для удаления компаунда болтов крепления полюсов, два комплекта механизированного оборудования для съема и постановки главных и дополнительных полюсов, электромеханический гайковерт с креплением в приспособлении локтевого типа.

Для управления работой кантователя и гайковерта предусмотрены кнопочные пульты, расположенные в удобных местах. Обеспечивается быстрое откручивание болтов полюсов гайковертом, снятие компауда, вращение остова с фиксацией в любом заданном положении, снятие полюсов обмотки. Возможен ремонт одновременно двух остовов.

Технологический участок ремонта колесно-редукторного блока электровоза ЭП 1. Обеспечиваются демонтаж-монтаж тягового редуктора, колесной пары, полумуфты с вала блока шестерен, блока шестерен шевронной передачи, крышек подшипников, разборка-сборка подшипникового узла малой шестерни, верхней половины редуктора, разборка прессовых соединений, очистка (мойка) деталей КРБ в разобранном состоянии, обкатка КРБ в сборе.

Технология и оснастка для восстановления режущей способности затупленных сменных многогранных твердосплавных пластин сборного инструмента колесообрабатывающих станков. Используется универсальный заточный станок любой модели, приспособленный для круглого шлифования, с комплектом специальных приспособлений и оправок. Замкнутая система водяного охлаждения круга исключает запыленность и загазованность рабочего места. Средняя производительность до 300 штук в смену. Максимальная стойкость алмазных кругов от 900 до 4 тыс. пластин. Допустимая глубина сколов пластин 1,5 мм.

Установка сухой очистки колесной пары ОКП-01. Выполнена в виде несущего портала, на котором установлены исполнительные узлы с гидроприводами и катковой станцией. Очистка щеточная высокоскоростная. Щетки дисковые серийные диаметром от 200 до 250 мм. Размещается отдельной позицией на рельсовом пути перекатки колесной пары. Производительность очистки 7-8 колесных пар в час. Все приводы гидравлические с электроуправлением.

Автоматизированный информационно-управляющий комплекс для испытательной станции электрических машин. Предназначен для автоматизации проверки тяговых электрических машин при приемосдаточных испытаниях в электромашинном цехе локомотиворемонтных предприятий. Позволяет повысить точность и качество испытаний, алгоритм которых в автоматизированном режиме задается управляющим устройством (IBM). Алгоритм работы разработан в соответствии со стандартом и правилами ремонта электрических машин и предусматривает выполнение всех режимов приемо-сдаточных испытаний вне зависимости от оператора испытательной станции.

Диагностическая система оценки качества работы коллекторно-щеточного узла тяговых электрических машин. В процессе диагностирования формируется массив данных о распределении искрения по коллектору и состоянии его рабочей поверхности, осуществляется расчет значений диагностируемых параметров и оценки состояния коллекторно-щеточного узла с использованием устройства контроля профиля коллектора, основанного на применении вихретокового первичного преобразователя.

Автоматизированное устройство для диагностирования токоприемников. Позволяет оценить уровень статических, удерживающих, опускающих сил и временные параметры токоприемников. Программное обеспечение устройства рассчитывает необходимые параметры и выдает заключение об исправности (неисправности) токоприемника. Полученные результаты вносятся в электронный паспорт ЭПС. Это дает возможность получить массив данных для прогнозирования сроков его обслуживания по состоянию.

Система безразборной промывки газовой полости турбокомпрессовов. Устанавливается на дизель тепловоза 2ТЭ10 для очистки турбокомпрессоров ТК-34 впрыскиванием через специальные форсунки в газовые полости турбокомпрессоров воды, забираемой из системы охлаждения дизеля.

Горячая вода подается через систему трубопроводов и специальных форсунок в распыленном состоянии в газовые полости турбокомпрессоров в течение 200 сек. При движении воды по поверхностям лопаток смываются легко удаляемые отложения, ударное воздействие капель удаляет отложения толщиной до 1 мм. Периодическая промывка осуществляется через 80 - 200 ч работы дизеля в зависимости от характера нагрузки.

Автоматизированное рабочее место инженера-теплотехника службы локотивного хозяйства (АРМ ТП). Предназначено для всестороннего анализа и прогнозирования энергопотребления на тягу на уровне дороги и обеспечивает эффективное ведение баз данных плановых и фактических значений показателей эксплуатационной работы, непроизводительных затрат, рекуперации, электроотопления вагонов, потерь в контактной сети, выполнение сравнительного анализа и получение отчетов о расходе топлива и электроэнергии за любой период времени по дороге в целом, отделениям и локомотивным депо, сериям локомотивов, видам движения, накладным плечам обслуживания бригадами смежных депо, элементам нормирования и др.

Предохранительные устройства токоприемников электроподвижного состава. Предназначены для предотвращения аварий, вызывающих серьезные повреждения токоприемников и самой контактной сети. В настоящее время ни отечественные, ни зарубежные предохранительные устройства не обеспечивают отключения силовой цепи ЭПС при повреждениях, связанных с отрывом токоприемника от контактных проводов при наезде на препятствие, что кроме механической поломки приводит к пережогу электрической дугой.

Предлагаемые устройства лишены указанных недостатков. При ударе о препятствие на контактной сети один или несколько элементов токоприемника воздействуют на датчики предохранительных устройств, связанные через изолирующее устройство с блоком сравнения, который влияет на исполнительный механизм. Он, в случае необходимости, воздействует на блок отключения силовой цепи ЭПС (главный или быстродействующий выключатели) и одновременно на механизм опускания.
 


*См. «Железнодорожный транспорт», 2005, №1.