На основе функциональной стратегии

А.Н. Волков, начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»

Обеспечение безопасности перевозок было и остается одной из приоритетных задач ОАО «Российские железные дороги», решение которой осуществляется в соответствии с нормативной правовой базой в области безопасности продукции и услуг. Только в прошлом году состояние безопасности движения трижды рассматривалось на заседаниях Правления компании. Доклады по этому вопросу регулярно заслушиваются на оперативных совещаниях у президента ОАО «РЖД».

На итоговом расширенном заседании Правления ОАО «РЖД», прошедшем в декабре 2007 г., поставлены задачи по повышению эффективности деятельности компании в 2008 г. в области функциональных направлений, нацеленных на достижение важнейших показателей одобренной правительством страны Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г., одним из которых является обеспечение безопасности движения.

На текущий год в качестве приоритетных задач определены:
маркированный список повышение уровня безопасности движения и минимизация ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
маркированный список повышение эффективности работы ревизорского аппарата за счет организации технического аудита железных дорог, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»;
маркированный список снижение часов сверхурочной работы локомотивных бригад за счет повышения эффективности использования их рабочего времени;
маркированный список снижение количества случаев брака и отказов в работе технических средств не менее чем на 12 % к уровню прошлого года и повышение надежности работы инфраструктуры и подвижного состава.

В настоящее время несовершенство законодательства и отсутствие достаточных правовых регуляторов препятствуют кардинальному повышению уровня эксплуатационной безопасности железнодорожного транспорта. Положение усугубляется и тем, что возрастают объемы продукции, которая не соответствует нормам безопасности, но предлагается для использования в обращении на железнодорожном транспорте.

Наиболее показательным примером может служить ФГУП «ПО Уралвагонзавод» - один из крупнейших производителей подвижного состава. Из-за нарушений этим предприятием технологии изготовления боковых рам тележек универсальных полувагонов с 2006 г. допущено 12 из 22 случаев излома боковых рам тележек, большинство из которых привело к сходам подвижного состава в грузовых поездах. Несмотря на принимаемые меры, неоднократные обращения к руководству завода о необходимости устранения нарушений технологии, в текущем году положение не стабилизировалось - уже допущено четыре излома боковых рам тележек производства Уралвагонзавода.

В ходе проведения структурной реформы железнодорожного транспорта, создания филиалов, дирекций и других структурных подразделений назрела необходимость создания системы взаимодействия с дочерними и зависимыми обществами в обеспечении безопасности движения. Для организации такой системы распоряжением ОАО «РЖД» от 5 октября 2007 г. № 1950р утвержден Регламент взаимодействия компании с зависимыми и дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.

На сегодняшний день утверждены нормативные документы о взаимодействии железных дорог и иных подразделений ОАО «РЖД» с подразделениями Федеральной пассажирской дирекции и Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. На железных дорогах образованы региональные комиссии по координации взаимодействия железных дорог с расположенными в их границах другими филиалами, негосударственными учреждениями ОАО «РЖД», а также дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» под председательством начальников железных дорог. Принятые в компании меры позволяют на данном этапе сохранить управляемость филиалами и обеспечить безопасность их функционирования.

В то же время необходимо систематически и всесторонне изучать не только достижения, но и риски реформ, допущенные ошибки, которые в некоторых странах привели к ухудшению безопасности и качества перевозок. Анализ показывает, что действующая система управления безопасностью движения в условиях реформирования отрасли требует более существенной корректировки. По-прежнему сохраняется тенденция отставания в разработке нормативно-правовой и технологической основы. Сложившаяся обстановка требует синхронизации скорости проведения реформ с преобразованием системы контроля работы основных хозяйств, филиалов, структурных подразделений и выделяемых дочерних обществ.

В текущем году завершается разработка положения об организации служебного расследования транспортных происшествий и событий в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 № 163. После внесения соответствующих изменений в этот приказ данное положение ОАО «РЖД» будет доработано и введено в действие.

В сентябре 2007 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта заключили соглашение о взаимодействии в повышении эффективности управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Соглашение предусматривает развитие информационного обмена с использованием современных информационных систем, научно-методическую и консультационно-разъяснительную работу в области безопасности движения, лицензирования и сертификации на железнодорожном транспорте, участие в разработке и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых и технических актов, организацию совместных расследований транспортных происшествий.

Все это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по обеспечению безопасности движения как в ОАО «РЖД» в рамках реализации стратегической программы компании, так и в других организациях - участницах перевозочного процесса.

В первом квартале 2007 г. завершена разработка функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, которая является одной из 16 функциональных стратегий ОАО «РЖД». Ее цель заключается в детальном описании принципов, направлений и механизмов достижения целевого состояния в области обеспечения безопасности перевозок к 2010 г., а также оценке совершенствования этих систем на перспективу до 2015 г. Стратегия призвана стать документом, на основе которого будет формироваться и проводиться согласованная политика компании в области обеспечения безопасности движения.

Основные показатели уровня безопасности, которыми сегодня характеризуется состояние хозяйств отрасли, - нарушения безопасности движения. Опыт свидетельствует, что используемый статистический анализ представляет собой достаточно отработанный инструмент, который необходимо продолжать использовать для задания конкретных показателей для хозяйств с учетом перспективы их развития. Для этого предлагается использовать целевые показатели безопасности движения, связанные со стратегией управления качеством в компании.

Вместе с тем необходимо совершенствовать используемые сегодня методы анализа и прогнозирования безопасности. Существующие методы управления безопасностью в основном ориентированы на устранение уже имеющихся дефектов, т.е. реализуются по реактивному принципу. Чтобы в корне изменить ситуацию, необходимы прорывные технологии, достижение полноты и достоверности информации об опасных отказах и ошибках персонала, контроль качества и своевременности исполнения персоналом технологических операций.

Функциональная стратегия предусматривает комплексный анализ текущего состояния технических средств, подготовки оперативного персонала и технической документации. Результатом должен стать итоговый показатель риска для конкретного участка железной дороги. Это объединяет рассматриваемую стратегию со стратегией управления рисками.

Документ учитывает, что контроль уровня безопасности невозможен без современных информационных технологий. Функциональная стратегия определяет максимальную ориентацию на действующие информационные системы, которые при соответствующем их развитии позволят создать систему оперативного контроля уровня безопасности движения в компании.

Стратегия определяет переход к прорывным технологиям при внедрении технологических процессов и технических средств, повышающих безопасность движения. Поскольку наиболее эффективным методом сокращения количества отказов технических средств является их прогнозирование, предусматривается построение эффективной системы, основанной на выявлении и раннем предупреждении возникновения нарушений безопасности движения.

Предполагается, что основным управленческим инструментом в системе обеспечения безопасности станет ситуационный центр. В число основных его задач входят:
маркированный список прогнозирование, расчет рисков и определение мест их вероятного проявления на основе информации о состоянии технических средств и методов моделирования;
маркированный список выработка рекомендаций для своевременного принятия превентивных управляющих решений по снижению рисков, обусловленных нарушениями безопасности движения;
маркированный список оперативное управление при организации работ по устранению дестабилизирующих факторов, а также при ликвидации последствий кризисных и аварийных ситуаций.

Основу информационного оснащения ситуационного центра составит ряд действующих систем мониторинга технических средств с экспертно-аналитической системой по оценке рисков. Аналог подобного центра - единая система мониторинга и администрирования, внедренная в хозяйстве связи. Она позволяет выявлять предотказные состояния и организовывать оперативное устранение отказов технических средств в дирекциях связи и региональных центрах связи всех железных дорог. К системе подключено 2760 устройств, или 98,1% устройств первичной сети связи ОАО «РЖД».

Реализация Программы повышения безопасности движения

В ОАО «РЖД» продолжена практика ежегодной разработки Программы повышения безопасности движения, начатая еще МПС России. Эта программа предусматривает внедрение во всех хозяйствах отрасли совершенных и эффективных технических средств, созданных за последнее время и отвечающих возрастающим требованиям предупреждения аварийности и обеспечения безопасности движения.

Установленные задания Программы повышения безопасности движения на 1992 - 2007 гг. выполнены в полном объеме. На ее реализацию за 16 лет израсходовано более 33,5 млрд. руб., в том числе только за четыре года деятельности ОАО «РЖД» в нее инвестировано 20 млрд. руб.

На 2007 г. была сформирована программа в объеме 7,2 млрд. руб., что позволило ввести в эксплуатацию систему автоматического управления торможением поезда (САУТ-ЦМ) на 705 локомотивах и 607 км участков пути; микропроцессорные дешифраторы с функциями безопасности движения (КЛУБ-У) на 625 локомотивах; усовершенствованную систему управления электрическим торможением на 130 электровозах.

В путевом хозяйстве для повышения контроля состояния пути приобретено три и модернизировано 24 путеизмерительных вагона, оборудованных автоматизированной системой расшифровки показаний измерений состояния пути, внедрены две дефектоскопные автомотрисы, 10 дефектоскопных вагонов с совмещенной аппаратурой на базе ультразвукового и магнитного методов контроля рельсов, введено в эксплуатацию 205 съемных дефектоскопов, 90 автоматизированных комплексов натурного осмотра пути и 21 автоматизированная система диагностики пути. К 2010 г. планируется полностью завершить обновление эксплуатационного парка мобильных и съемных средств дефектоскопии рельсов и диагностики пути. В последующие годы потребуется только замена отслуживших свой срок съемных дефектоскопов, поставленных начиная с 2000 г. (около 300 съемных дефектоскопов ежегодно).

Внедрено 224 заградительных устройства (УЗП) на железнодорожных переездах для исключения несанкционированного выезда автотранспорта и наезда на него подвижного состава.

Для исключения возможности самопроизвольного ухода составов с приемо-отправочных путей станций введено в эксплуатацию 51 стационарный тормозной упор повышенной мощности и 49 колесосбрасывающих башмаков с электроприводом.

С целью повышения уровня регламента взаимодействия и предотвращения потенциально возможных нарушений безопасности в пути следования введено в эксплуатацию 1334 регистратора служебных переговоров дежурных по станции, поездных диспетчеров и машинистов поездов.

В вагонном хозяйстве для расширения зоны более качественной проверки и выявления неисправностей тормозного оборудования вагонов при подготовке поездов внедрено 63 устройства контроля тормозного оборудования подвижного состава.

Расширяется использование средств неразрушающего контроля, особенно в вагонном и локомотивном хозяйствах. Благодаря этому снижается количество случаев изломов колесных пар, осей колесных пар, бандажей, зубчатых колес, элементов подшипников, деталей автосцепных устройств.

На ряде станций внедрено 25 комплектов автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов АСКО ПВ. Практика показала, что эксплуатация этой системы способствует значительному улучшению качества коммерческого осмотра вагонов и грузов на них, повышению безопасности движения поездов, совершенствованию условий труда работников станций. Для ускорения процесса ликвидации последствий крушений, аварий, сходов подвижного состава с рельсов проведена большая работа по созданию и внедрению на железных дорогах более производительных восстановительных средств, а также замене и модернизации устаревшей техники. За счет поставок по Программе повышения безопасности движения в 2007 г. в восстановительные поезда поставлено 24 грузоподъемных крана на железнодорожном и гусеничном ходу, 44 единицы тяговых средств, включая бульдозерно-рыхлительные агрегаты и универсальные тягачи с тяговой лебедкой, 27 аварийно-восстановительных летучек на базе полноприводного автомобиля «Урал», а также различное технологическое оборудование (гидравлические установки и инструмент, грузоподъемные комплекты, приспособления для вывода подвижного состава с перегона, грузозахватные приспособления), предназначенное для ведения аварийно-восстановительных работ.

Внедрялись высокопроизводительные технические средства и в других хозяйствах железных дорог. В целом эти затраты дают эффект. За период реализации Программы повышения безопасности движения общее число крушений с 1992 по 2007 г. снизилось более чем в 10 раз, аварий - в 12 раз, случаев брака в работе сократилось в 4,1 раза. С внедрением более производительной техники для восстановительных поездов в 10 раз сократился полный перерыв в движении поездов, связанный с ликвидацией последствий всех видов нарушений безопасности движения.

Внедрение новых средств диагностики пути позволило значительно улучшить состояние пути на сети железных дорог. Если в 2003 г. оценка состояния пути составляла 89 баллов при протяженности пути в неудовлетворительном состоянии 5837 км, то по итогам работы за 2007 г. эти показатели снизились соответственно до 45 баллов и 1105 км. Число случаев брака, допущенных в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 2003 г. было допущено 15 случаев брака, в 2004 г. - 10, в 2005 г. - 7, в 2006 г. - 7, и в 2007 г. - 8 случаев.

С внедрением более производительной техники для восстановительных поездов в 1,2 раза сократился полный перерыв в движении поездов, связанный с ликвидацией последствий всех видов нарушений безопасности движения. В 2007 г. на сети железных дорог общее количество случаев брака в расчете на 1 млрд. выполненной тонно-километровой работы снижено на 12,1%. При этом количество изломов рельсов сокращено на 42%, обрывов автосцепок - на 47%, сходов подвижного состава при маневрах - на 26%. В 2007 г. не допустили крушений, аварий, сходов в пассажирских поездах и других грубых нарушений безопасности коллективы Дальневосточной, Красноярской железных дорог и 48 отделений железных дорог.

Вместе с тем в минувшем году возросло количество сходов подвижного состава в организованных поездах, остается высоким число проездов запрещающих сигналов.

Ущерб, причиненный нарушениями безопасности движения

Деятельность ОАО «РЖД» как хозяйствующего субъекта характеризуется финансово-экономическими показателями. Поэтому состояние безопасности движения поездов необходимо оценивать также с экономической точки зрения.

На основании информации, полученной от железных дорог, проведен экономический анализ состояния безопасности движения. Суммарный ущерб от крушений, аварий и случаев брака составил почти 444 млн. руб. Для получения более полной и обоснованной информации о составе ущерба в 2007 г. были учтены все составляющие по каждому филиалу компании. При этом убыток в размере 267,3 млн. руб. стал следствием нарушений безопасности, произошедших не по вине компании, в том числе почти 256 млн. руб. составили потери в результате диверсии, произошедшей в августе 2007 г. на Октябрьской железной дороге. Потери по вине ОАО «РЖД» превышают 176 млн. руб.

Значительный рост этого показателя по сравнению с предыдущими годами объясняется рядом причин, в частности ростом стоимости всех материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий нарушения безопасности движения поездов. При общем снижении числа случаев брака в 2007 г. увеличилось число крушений и сходов, для которых характерны большие суммы материальных потерь. Кроме этого, на железных дорогах повысилась точность учета прямого экономического ущерба.

В условиях наличия различных участников перевозочного процесса (ремонтные предприятия, подвижной состав других стран или компаний-перевозчиков и др.) необходимо дифференцировать потери, возникающие вследствие нарушений безопасности движения.

Прямой экономической ущерб в результате крушений, аварий, сходов и столкновений поездов, наступивших по вине компании ОАО «РЖД», превысил 115 млн.руб. При относительно малом числе этих нарушений безопасности потери от них составляют 65,3% ущерба, понесенного по вине компании, и 26% общего ущерба компании. Поэтому требуется более пристальное внимание к каждому такому случаю.

Для успешной реализации функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса учет экономической составляющей нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте становится одним из эффективных рычагов управления. Учитывая многоуровневую систему управления ОАО «РЖД», при проведении предупредительных действий в целях повышения безопасности перевозок следует обратить внимание на уровни железных дорог и отделений. Такой структурированный подход позволит более эффективно осуществлять финансирование. Для этого рассматривается структура прямого экономического ущерба по всем иерархическим группам с выделением доли ущерба от крушений, аварий, сходов и столкновений поездов.

Объемы ущерба от всех нарушений безопасности движения компании в целом неравномерно распределены по хозяйствам железных дорог. Более 90% потерь приходится на хозяйства пути (45,64%), локомотивное (34,84%), вагонное (7%), перевозок (3,3%).

Для получения данных о структуре прямого ущерба от всех видов нарушений безопасности на каждой железной дороге рассматривается доля потерь по каждому хозяйству в прямом экономическом ущербе филиалов компании. Важным также становится определение доли соответствующего хозяйства железной дороги при разделении потерь по хозяйствам сети. Это распределение различно по железным дорогам. Поэтому при решении вопросов об управлении безопасностью движения требуется индивидуальный подход для каждого филиала компании.

Результаты деятельности ревизорского аппарата

Система контроля за обеспечением безопасности движения поездов в настоящее время реализуется через трехуровневую организационную структуру, работа которой организуется вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим вопросы безопасности движения.

В компании действует Департамент безопасности движения. На уровне железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» функции контроля за организацией обеспечения безопасности движения возложены на аппараты главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог, находящихся в подчинении начальников железных дорог, и главных ревизоров по безопасности движения поездов отделений железных дорог, находящихся в подчинении начальников отделений.

Общая явочная численность работников составляет 1384 человека, в том числе в аппаратах главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог 368, отделений железных дорог - 977 человек (без учета персонала восстановительных поездов, находящихся на балансе железных дорог и в оперативном подчинении аппаратов главных ревизоров по безопасности движения отделений железных дорог).

Ревизорский аппарат по безопасности движения осуществляет контроль соблюдения федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по вопросам безопасности движения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, перевозок опасных грузов. Он представляет отчетность федеральным органам исполнительной власти и центральному аппарату ОАО «РЖД».

Ревизоры проводят ревизии и проверки организации работы по обеспечению безопасности движения поездов в службах, отделениях и структурных подразделениях железных дорог, контролируют устранение выявленных недостатков. В их функции входят также анализ состояния безопасности движения на железных дорогах и разработка профилактических мер, нормативных документов по вопросам безопасности движения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, перевозок опасных грузов, выработка предложений по их изменению и дополнению.

Основная работа по контролю организации обеспечения безопасности движения поездов в департаментах, дирекциях, на железных дорогах и отделениях железных дорог ОАО «РЖД» осуществляется посредством проведения технических ревизий (проверок). Эти ревизии служат не только инструментом выявления и констатации имеющихся недостатков в работе по предупреждению нарушений безопасности движения. Важнейшей составляющей результата проведенных ревизий и проверок является выявление «узких мест» и выработка конкретных предложений и рекомендаций, направленных на разработку мер по их ликвидации, а также оценка уровня проводимой профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов командным составом железных дорог, отделений железных дорог и структурных подразделений.

Результаты технических ревизий (проверок), проведенных комиссиями Департамента безопасности движения ОАО «РЖД», рассматриваются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим вопросы безопасности движения, или начальником Департамента безопасности движения. При этом руководители структурных подразделений, отделений железных дорог и самостоятельных филиалов разрабатывают комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе ревизии (проверки) нарушений.

Результаты технических ревизий (проверок), проводимых аппаратами ревизоров по безопасности движения железных дорог и отделений железных дорог, рассматриваются причастными руководителями в установленные сроки также с разработкой мер по устранению выявленных нарушений.

Выписки из акта технической ревизии (проверки) каждой железной дороги направляются в отраслевые департаменты ОАО «РЖД» для единовременной организации устранения недостатков в подведомственных хозяйствах сети железных дорог и контроля за реализацией мероприятий по предупреждению аварийности.

В 2007 г. в ходе проведения технических ревизий и проверок комиссиями Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» по причине выявления нарушений, угрожающих безопасности движения поездов, возвращено на повторный ремонт 350 единиц тягового подвижного состава и грузовых вагонов, отставлено от эксплуатации в ремонт более 188 локомотивов, отменена готовность 71 пассажирского и 178 грузовых поездов, отцеплено 599 грузовых вагонов, закрывались для движения 370 перегонов и 312 стрелочных переводов и путей на станциях.

За этот период в целом по сети дорог ревизорскими аппаратами железных дорог и отделений железных дорог по результатам проверок было выявлено более 1,5 млн. нарушений и принято около 900 тысяч превентивных мер.

Разрабатываемые и реализуемые на железных дорогах по результатам ревизий и проверок мероприятия, нормативные документы, принятые по инициативе Департамента безопасности движения, а также профилактические меры стали одним из факторов, непосредственно влияющих на снижение уровня аварийности на железных дорогах.

Результаты анализа обстоятельств крушений, аварий и столкновений подвижного состава в организованных поездах позволяют выявить основные причины их возникновения и сформировать эффективные направления существенного снижения нарушений безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД».

Достижение радикального снижения количества нарушений безопасности движения на железных дорогах, несомненно, связано в первую очередь с активной, квалифицированной работой технических департаментов, служб железных дорог и структурных подразделений, преодолением рутинных и шаблонных подходов, показавших свою неэффективность. Планы профилактических мероприятий должны базироваться на результатах детального мониторинга состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава и быть адаптированными к решению конкретных задач в том или ином регионе. Основой кардинальных изменений в системе обеспечения безопасности перевозок должны стать новые инструменты, входящие в арсенал внедряемой в ОАО «РЖД» системы управления качеством, внедрение новых технических средств, кардинальное повышение эффективности работы ревизорского аппарата.

Департаментом безопасности движения совместно с причастными департаментами на основе выполненного мониторинга эффективности использования технических средств разработаны задания по производству и внедрению на железных дорогах технических средств, предусмотренных Программой повышения безопасности движения на 2008 г.

В числе приоритетных направлений по стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов в отрасли продолжают оставаться в хозяйствах:
маркированный список перевозок - предупреждение таких случаев брака в поездной и маневровой работе, как несанкционированный уход подвижного состава на маршрут следования поездов и взрезы стрелок;
маркированный список локомотивном - предупреждение случаев проезда запрещающих сигналов локомотивными бригадами, повышение качества ремонта тягового подвижного состава, соблюдение установленных законодательством норм труда и отдыха локомотивных бригад;
маркированный список вагонном комплексе - повышение качества всех видов ремонта и технического обслуживания вагонов на основе эффективного использования средств дефектоскопии и диагностики;
маркированный список пути и сооружений - повышение качества ремонтно-путевых работ и текущего содержания пути на основе внедрения новых конструкций пути и технологий, улучшения работы средств дефектоскопии, направленной на соблюдение геометрии рельсовой колеи и предотвращение случаев изломов рельсов под поездами;
маркированный список автоматики и телемеханики - качество и соблюдение технологии и правил производства работ при техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ;
маркированный список электроснабжения - повышение надежности работы устройств и электроснабжения технических средств.

В 2008 г. в результате реализации корпоративной системы качества, внедрения новых технических средств, повышения эффективности работы ревизорского аппарата компания должна получить осязаемые результаты в сфере безопасности движения.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования