Безопасность движения

Результаты деятельности хозяйств ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения в 2007 г.


Путевое хозяйство

Мероприятия, проводимые в 2000-2007 гг. в путевом хозяйстве и направленные на повышение надежности пути и сооружений, предупреждение отказов технических средств, совершенствование системы контроля за состоянием параметров колеи и рельсов, осуществлялись в условиях роста грузонапряженности на 46%, сокращения численности работников на основной деятельности на 4,4%, снижения объемов основных видов капитальных работ на 25% (15 849км/11 863 км).

В результате проведения оздоровительных работ и внедрения ресурсосберегающих технологий в 2007 г. сокращено количество дефектных рельсов, лежащих в главном пути. Снижена дефектность стрелочных переводов в главном пути, уменьшена дефектность деревянных переводных брусьев в главном пути и деревянных шпал. Протяженность бесстыкового пути на главных путях сети железных дорог в 2007 г. Увеличилась на 3,4 тыс. км и составила 66,7 тыс. км, или 53,83% развернутой длины главных путей. Всеми видами ремонтов на сети железных дорог оздоровлено 11 835 км (102%), сдано в эксплуатацию 11 862,8 км (102,3%). Для выполнения планово-предупредительной выправки пути с применением комплекса путевых машин на сети было сформировано 89 комплексов, из них с ведущей машиной ДУОМАТИК и ПМА - 74 комплекса.

Однако положение с обеспечением безопасности движения в путевом хозяйстве остается неблагополучным: допущено три крушения (в 2006 г. - одно крушение), 34 схода в грузовых и четыре в пассажирских (в 2006 г. - 20 в грузовых и один в почтово-багажном). Общее число случаев брака в работе увеличилось на5 % до 587 в 2007 году.

Не снижается число особых случаев брака в работе вследствие неограждения мест производства путевых работ, что стало результатом недостаточного уровня исполнительской и технологической дисциплины в дистанциях пути. В 2007 г. допущено 35 случаев брака (в 2006 г. - 26). Кроме того, из-за неограждения места производства работ произошло три схода подвижного состава в поездах. Несмотря на огромные вложения в профилактические мероприятия по повышению надежности работы рельсовых цепей, количество таких особых случаев брака, как перекрытие сигнала с проездом, снизилось всего на 5%.

В результате отказов в работе устройств СЦБ задержано 468 поездов, что на 18 % больше по сравнению с 2006 г. Причиной большого количества этих случаев брака явилось некачественное проведение натурных осмотров пути отдельными дорожными мастерами и бригадирами пути, их низкие профессиональные знания, несвоевременное и некачественное устранение неисправностей по данным лент вагонов-путеизмерителей, низкое качество производства ремонтно-путевых работ и отсутствие должного контроля за состоянием пути на этих участках со стороны руководителей предприятий и ответственных лиц.

Основной причиной изломов рельсов в зоне сварных стыков при сварке в пути машинами ПРСМ является нарушение технологии сварки и обработки. При этом все изломы произошли в сварных рельсах, не выдержавших установленного гарантийного срока. Основные нарушения при сварке в пути - неперпендикулярность срезов к оси рельса свыше установленных норм при обрезке рельсов перед сваркой, что вызывает неравномерный разогрев концов стыкуемых при сварке рельсов, а также обрезка газопламенным способом.

Ремонтно-путевые работы на ряде железных дорог выполняются с низким качеством, в результате чего имеют место случаи, когда после приемки отремонтированных участков в постоянную эксплуатацию затрачиваются дополнительные средства для приведения пути в технически исправное состояние и обеспечение движения поездов с установленными скоростями.

В текущем году Департаментом безопасности движения при проведении технических ревизий и контрольных проверках железных дорог вскрывались многочисленные случаи нарушения технологии проведения ремонтно-путевых работ и низкого качества их выполнения, в результате чего отменена приемка в постоянную эксплуатацию 23 км пути.

Железнодорожные переезды

Ежегодно с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий проводится значительная работа по оборудованию переездов современными предупредительными и заградительными устройствами.

Из 11 744 железнодорожных переездов 8522 оборудовано автоматической переездной сигнализацией, 4887 имеют железобетонный настил, на 3618 уложен настил из резинотехнических изделий. Все железнодорожные переезды, обслуживаемые сменными работниками, оснащены автоматическими или полуавтоматическими шлагбаумами и автоматической переездной сигнализацией, заградительной сигнализацией, электроосвещением, радиосвязью с дежурными по станциям и машинистами локомотивов. На 1623 переездах введены в действие устройства заграждения.

Несмотря на проводимую железными дорогами работу, не произошло снижение количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах в сравнении с аналогичным периодом 2006 г., и положение дел с обеспечением безопасности движения на переездах продолжает оставаться неблагополучным. В 2007 г., как и в предшествующем году, на переездах сети железных дорог произошло 232 столкновения поездов с автотранспортом. Наибольшее количество столкновений автотранспорта с поездами произошло на переездах без дежурного работника.

При столкновениях на переездах пострадало 206 чел., в том числе 56 погибло. Разбито 205 транспортных средств, в том числе 148 легковых автомобилей, повреждено 7 вагонов, 63 локомотива и секции. Компании причинен материальный ущерб 3,796 млн. руб. (в 2006 г. - 27,9 млн. руб. Особую тревогу вызывают случаи дорожно-транспортных происшествий с автобусами. В 2007 г. произошло 4 таких случая (2006 г. - 7).

Дорожно-транспортные происшествия на переездах негативно сказались на работе железных дорог. Полный перерыв в движении поездов превысил 115 ч, или более 4 суток. Допущено 8 случаев дорожно-транспортных происшествий на переездах, оборудованных устройствами заграждения (УЗП), что свидетельствует о неудовлетворительной информации водителей о возможности выезда автотранспорта при поднятых крышках устройств заграждения. Придавая большое значение обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах, ОАО «РЖД» проводит работу по улучшению технического состояния переездов и внедрению технических средств. На период 2006-2010 гг. разработана программа повышения безопасности движения на переездах.

Анализ состояния безопасности движения на переездах за последнее пятилетие подтверждает эффективность реализации на железных дорогах совместно с заинтересованными органами государственной власти комплекса мероприятий по укреплению дорожной дисциплины и правопорядка, однако повсеместного и существенного улучшения показателей аварийности на переездах еще не достигнуто. В то же время в связи с ожидаемым увеличением объема перевозок на железнодорожном транспорте и неуклонным ростом количества транспортных средств в стране обстановка на железнодорожных переездах в дальнейшем может обостриться.

Локомотивное хозяйство

Положение с обеспечением безопасности движения в хозяйстве не улучшается. Количество случаев брака в работе не уменьшается. Доля локомотивного хозяйства от всех случаев брака по всем хозяйствам ОАО «РЖД» возросла с 42,8% до 43,4%.

Допущено крушение на Куйбышевской железной дороге, столкновение пассажирского поезда с грузовым (из-за проезда запрещающего показания светофора) на Юго-Восточной, два столкновения (в одном случае хозяйственных, в другом - грузовых) поездов на Забайкальской, четыре схода в грузовых поездах на Московской, Горьковской, Свердловской и Забайкальской железных дорогах, уход локомотива с последующим сходом на сбрасывающей стрелке на Приволжской по вине локомотивной бригады Куйбышевской железной дороги, 21 случай проезда запрещающих показаний светофоров на 13 железных дорогах.

На 6% возросло количество случаев неисправностей локомотивов, вызвавших задержку поездов на один час и более (1649/1553). По вине работников локомотивного хозяйства из-за отказов технических средств на тяговом подвижном составе задержано 26 340 поездов с ростом к уровню 2006 г. на 10,8%, в том числе 3369 пассажирских и 1085 пригородных поездов.

Положение с безопасностью движения в локомотивном хозяйстве требует немедленного исправления, прежде всего посредством совершенствования профилактической работы командного состава с локомотивными бригадами и машинистами-инструкторами, а также повышения качества технического обслуживания и ремонта локомотивов.

Хозяйство пригородных пассажирских перевозок

В хозяйстве пригородных пассажирских перевозок в 2007 г. допущено 63 случая брака, в том числе 35 особых случаев брака. Их основными причинами стали неудовлетворительное техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и нарушение режимов управления поездом локомотивными бригадами, неудовлетворительное качество текущего ремонта и технического обслуживания, а также капитального ремонта.

В хозяйстве недостаточно внимания уделяется организации работы цехов эксплуатации. Руководители пригородного комплекса, начальники локомотивных депо, их заместители по эксплуатации упускают вопросы организации и контроля работы машинистов-инструкторов. Ослаблен контроль за выполнением основных мероприятий планово-предупредительной системы по обеспечению безопасности движения пригородных поездов. Допускается эксплуатация электропоездов с неисправными системами автоведения (САВПЭ), автоматической регистрацией параметров движения (РПДА), автоматической пожарной сигнализацией (ПРИЗ).

Вагонное хозяйство

В вагонном комплексе ОАО «РЖД» не было допущено крушений и аварий грузовых поездов при снижении количества случаев брака на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Однако на 58% возросло число особых случаев брака, в том числе на 53% - сходов вагонов в организованных поездах. На долю структурных подразделений служб вагонного хозяйства приходится 675 случаев брака, или 49,5%; на долю структурных подразделений Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов - 688 случаев, или 50,5%. В 2007 году количество вагонов, не проработавших в эксплуатации 1 мес. после деповского и капитального ремонта, увеличилось на 11,7%.

Хозяйство перевозок

Общее число всех нарушений безопасности движения снизилось на 7%. Допущены авария на станции Чугун-1 Юго-Восточной железной дороги, 17 особых случаев брака.

Количество случаев брака, допущенных при производстве маневровой работы, составляет 84% по отношению к общему числу нарушений безопасности движения в хозяйстве перевозок. Причиной большинства случаев брака по-прежнему являются нарушения технологической дисциплины; низкий уровень профессиональной подготовки работников, связанных с движением поездов.

Каждый четвертый случай нарушения безопасности движения допущен по вине дежурных по станции, в том числе: авария, сход в пассажирском и два схода в грузовых поездах, четыре случая приема и отправления поездов по неготовому маршруту (в том числе два случая с пассажирскими поездами), три случая перекрытия разрешающего сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала.

В число основных причин допускаемых дежурными по станции случаев брака входят неправильные действия при приготовлении поездных и маневровых маршрутов, как в нормальных условиях, так и при нарушении действия устройств СЦБ. Руководители хозяйства перевозок железных дорог недостаточно внимания уделяют вопросам организации пропуска и приема пассажирских поездов. Несмотря на сокращение на 11%, общее количество задержек пассажирских поездов у входных светофоров станций сети железных дорог остается значительным. В 2007 г. произошло 4166 таких случаев.

В целом пассажирские поезда простояли у этих светофоров станций более 550 поездо-часов. Общее время задержки пассажирских поездов у входных светофоров станций сети железных дорог уменьшилось на 6%, а материальные потери от задержек - на 12%.

Хозяйство автоматики и телемеханики

Хозяйство в течение последних шести лет работает без крушений и аварий. Количество случаев брака в поездной и маневровой работе снижено к уровню 2006 г. на 11%, а к уровню 2005 г. - на 22%. Количество особых случаев брака (перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала на станции) снижено на 18%.

Общее количество допущенных в 2007 г. нарушений нормальной работы рельсовых цепей снижено на 16%, в том числе по вине работников хозяйства автоматики и телемеханики - на 9%.По состоянию на 1 января 2008 г. на сети железных дорог в эксплуатации находится 4382 комплекта средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда. В течение 2007 г. с целью приведения расстояния между постами контроля в соответствие с требованиями инструкции ЦВ-ЦШ-453 вновь введен в эксплуатацию 221 комплект средств контроля. 98,8% средств контроля оснащено системой централизации информации.

Пассажирское хозяйство

В 2007 г. в пассажирском хозяйстве ОАО «РЖД» произошло снижение количества случаев нарушений безопасности движения на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Причем на долю структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции приходится 97% случаев брака, на службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях - 3%.

При общем снижении количества случаев брака, допущенных структурными подразделениями Федеральной пассажирской дирекции на 15%, на 23% возросло количество особых случаев брака - отцепок вагонов в пути следования от пассажирских поездов с пересадкой пассажиров. Анализ показывает, что все случаи брака допущены по двум основным причинам: из-за нарушений технологий ремонта узлов и деталей пассажирских вагонов и низкой технологической дисциплины и недостаточного профессионального уровня.

Хозяйство электрификации и электроснабжения

При росте перевозок на электротяге по сравнению с 2006 г. на 6,1% по хозяйству допущено 214 случаев брака в работе, что на 18% ниже уровня предшествующего года. Удельный вес хозяйства в общем числе случаев брака ОАО «РЖД» составил 5,5% против 6,6% в 2006 г.

Тенденция снижения нарушений безопасности движения достигнута благодаря принятым организационным и техническим мерам по улучшению эксплуатационной работы, в том числе за счет реализации инвестиционных общеотраслевых программ. По планам капитального ремонта выполнялись работы по установке страхующих тросов на хомутах консолей на сопряжениях и кривых малого радиуса, монтаж устройств одновременного подъема проводов в целях исключения подхватов токоприемников на воздушных стрелках. Разработана технология дистанционного контроля геометрических параметров и стрел провеса проводов контактной сети. Для исключения пережогов на несущие тросы и усиливающие провода, проходящие в искусственных сооружениях, на участках постоянного тока устанавливаются изолирующие защитные полимерные профили. В 2006 -2007 гг. смонтировано 2100 изолирующих профилей.

Хозяйство связи

В хозяйстве проделана определенная работа по повышению надежности работы технических средств связи. На железных дорогах завершены работы по ликвидации на участках зон отсутствия поездной радиосвязи (мертвых зон), выполнен комплекс работ по улучшению качества и надежности поездной радиосвязи на 179 участках. Капитальный ремонт волноводно-направляющих линий поездной радиосвязи выполнен в полном объеме.

Повышена оперативность реакции дежурного персонала на критические события, происходящие на оборудовании сети связи. Среднее время реакции снижено с 47 до 17 мин, включая обнаружение отказа, диагностику причины отказа и принятие мер по устранению последствий отказа.

В 2007 г. по вине хозяйства связи допущено два случая брака в поездной и маневровой работе (в 2006 г. - 6 случаев). Количество отказов технических средств связи, приведших к задержкам поездов, снижено на 37%. Общее количество задержанных поездов из-за отказов средств связи, в сравнении с 2006 г., снижено на 55%, а суммарное время задержки поездов - на 64%.

Несмотря на то, что в целом по хозяйству связи достигнуто определенное улучшение показателей в обеспечении безопасности движения поездов, отдельные дирекции связи железных дорог допустили увеличение количества задержанных поездов.

Основная доля отказов по-прежнему приходится на кабельные линии связи с металлическими жилами. Количество отказов кабельных линий связи снижено на 39,3%, однако доля отказов кабельных линий связи (включая волоконно-оптические) по-прежнему велика и составляет 69% общего количества отказов, приведших к задержкам поездов по хозяйству связи.

Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок

В 2007 г. в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок количество случаев брака по сравнению с 2006 г. увеличилось с 7 до 8 случаев. Их основные причины заключаются в несоблюдении грузоотправителями технических условий размещения и крепления грузов и отсутствии должного контроля со стороны приемосдатчиков при приеме грузов к перевозке, а также неудовлетворительном качестве коммерческого осмотра поездов и вагонов на ПКО.

Наибольшее количество вагонов, отцепленных с нарушениями требований ТУ, составляют вагоны, загруженные лесоматериалами, металлопродукцией и автотехникой.

В 2007 г. пунктами коммерческого осмотра поездов и вагонов осмотрено более 182,9 млн. вагонов, что на 6,5 млн. вагонов больше, чем в 2006 г. Количество обнаруженных вагонов с коммерческими неисправностями уменьшилось и составило 42 445 вагонов. Из них отцеплено 26 984 вагона с неисправностями, угрожающими безопасности движении

Перевозки опасных грузов

Несмотря на положительную динамику на сети железных дорог ОАО «РЖД» положение с обеспечением безопасности движения при перевозке опасных грузов остается сложным. В 2007 г. продолжилась тенденция роста объема перевозок опасных грузов.

Количество нарушений безопасности движения с вагонами, погруженными опасными грузами, сократилось на 8%. Нарушения безопасности движения допущены по вине работников хозяйств пути и сооружений, перевозок, вагонного, локомотивного, автоматики и телемеханики - 1/2, сторонних организаций и в результате стихийного бедствия. Количество инцидентов с опасными грузами сократилось на 12,8 % с 731 до 637 случаев.