Безопасность на железных дорогах и страхование рисков

Б.С. Ицкович, спец. корр. журнала


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 

В Москве прошла Третья международная научно-практическая конференция «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий», организованная Министерством транспорта России, ОАО «РЖД » и некоммерческим партнерством «Гильдия экспедиторов».

В ее работе приняли участие представители Государственной Думы, руководители транспортной отрасли, ОАО «РЖД » и ряда железных дорог, крупнейших компаний-грузоотправителей, экспедиторских и операторских компаний.

Открывая конференцию, президент Гильдии экспедиторов С.М. Резер отметил, что на предыдущей конференции были приняты решения, выполнение которых может существенно повлиять на обеспечение безопасности и совершенствование страхования рисков на железных дорогах. В частности, была создана рабочая группа и подготовлен проект федерального закона «Об обязательном страховании рисков при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов», который направлен Минтрансом России на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

О повышении роли страхования в деле обеспечения безопасности на транспорте говорил и заместитель министра транспорта А.Н. Недосеков. Он напомнил, что в соответствии с указом Президента России «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Министерство транспорта определено в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте. В рамках выполнения этого указа, а также федерального закона «О транспортной безопасности» разрабатывается механизм взаимодействия государства и частных транспортных компаний. Важным элементом этого механизма призвана стать страховая защита.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Г.П. Петраков напомнил, что одна из основных проблем в обеспечении безопасности – несовершенство законодательной базы. В частности, негативную роль сыграла отмена лицензирования деятельности в области технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Говоря об институте страхования, он подчеркнул, что задача заключается не в выплате компенсаций, а в обеспечении безопасности перевозок.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов обратил внимание на то, что в современных условиях функционирования железнодорожного транспорта, когда на рынок транспортных услуг выходит значительное количество независимых участников перевозочного процесса, многократно возрастает риск возникновения транспортных происшествий, других негативных событий, связанных с нарушениями безопасности движения, что может нанести существенный вред инфраструктуре общего пользования и, как следствие, привести к значительным финансовым убыткам участников транспортного рынка. Сегодня все производственно-финансовые показатели деятельности ОАО «РЖД» в той или иной степени напрямую связаны с предупреждением аварийности, поскольку только при этом обеспечивается оптимальный уровень эксплуатационных расходов, ускоряется оборот вагона, создаются реальные предпосылки для дополнительного отправления грузов, сокращения сроков их доставки и времени обращения товарной продукции. Снижение уровня аварийности благотворно влияет и на инвестиционную привлекательность железнодорожного транспорта, и на привлечение дополнительных пользователей услугами железнодорожного транспорта, и на деловую репутацию крупнейшей транспортной компании страны.

Между тем Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» возлагает ответственность за обеспечение безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также экологическую безопасность на владельцев инфраструктуры, перевозчиков, грузоотправителей и других участников перевозочного процесса. Наличие этих обременений участников перевозочного процесса позволяет рассматривать страхование как один из наиболее эффективных механизмов защиты их имущественных интересов, а также дополнительный источник финансирования мероприятий, направленных на предотвращение возникновения страховых случаев – случаев нарушения требований безопасности.

В настоящее время страхование гражданской ответственности перевозчиков железнодорожным транспортом относится к категории имущественного страхования и может осуществляться исключительно на добровольной основе, поскольку нет специального федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования рисков гражданской ответственности, возникающих при перевозках железнодорожным транспортом. Отсутствие такого нормативного документа становится существенным сдерживающим фактором внедрения механизмов страхования. Так, по всей России применительно к грузоперевозкам страхуется всего лишь 5–7% общего грузооборота, включая ответственность владельцев грузов или их грузоперевозчиков. При этом в транспортной отрасли России механизмы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика применяются в авиаперевозках, где они предусмотрены Воздушным кодексом РФ.

В то же время международный опыт свидетельствует о целесообразности применения механизмов страхования. Страхование гражданской ответственности перевозчика опасных грузов предусмотрено Конвенцией О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) от 10 октября 1989 г. В Киргизии действует закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», устанавливающий правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика опасных грузов. Он направлен на выполнение перевозчиками обязательств по возмещению убытков, причиненных третьим лицам в процессе доставки опасных грузов автомобильным, воздушным, водным и железнодорожным транспортом на территории республики.

На Украине вопросы страхования гражданской ответственности перевозчика регулируются законом «О перевозке опасных грузов», которым предусмотрено, что ответственность субъектов перевозки опасных грузов подлежит обязательному страхованию в установленном порядке. Изданные в соответствии с ним нормативные документы устанавливают, что страховые риски, с наступлением которых возникает гражданско-правовая ответственность страхователя, включают вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, окружающей природной среде, имуществу физических и юридических лиц при перевозке опасных грузов.

В отличие от добровольного страхования, построенного на основе единства воли страховщика и страхователя при заключении договора страхования, обязательное страхование предусматривает возможность понуждения страхователя к заключению договора страхования. Обязательное страхование возникает, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Страхование при железнодорожных перевозках многие участники перевозочного процесса часто воспринимают как обузу либо как неизбежное зло. К сожалению, этому способствовала и прежняя практика деятельности отдельных страховых компаний, главной целью которых было получить доступ к железнодорожному грузопотоку путем навязывания страховой услуги, не обеспечивающей реальную защиту интересов грузовладельцев, операторов, перевозчиков и третьих лиц. При этом интерес к страхованию возникает обычно на эмоциональном фоне после аварий или инцидентов, связанных в первую очередь с перевозками опасных грузов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ условия и порядок обязательного страхования определяются специальными федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Следовательно, правовое регулирование отношений в сфере обязательного страхования гражданской ответственности железнодорожного перевозчика может быть осуществлено только путем принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего защиту общественно значимых интересов. При этом основной целью применения механизмов обязательного страхования на железнодорожном транспорте должно стать возмещение затрат и убытков, возникающих в результате утраты или повреждения имущества, что позволяет восстановить утраченные основные и оборотные средства, профинансировать ремонт поврежденного имущества, в кратчайшие сроки восстановить пропускную способность инфраструктуры общего пользования.

Все это должно подпадать под непосредственную юрисдикцию общегосударственных нормативных актов и контроль со стороны специально уполномоченных государственных органов. Поэтому необходима координация правотворческой и нормативной деятельности причастных государственных, отраслевых и территориальных организаций, возможно, в рамках Стратегии развития страхования в Российской Федерации, которую дорабатывает Минфин России.

По мнению ОАО «РЖД», представляется логичным объединить усилия Минтранса, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Ространснадзора, страховщиков, перевозчиков и операторов – всех заинтересованных сторон в рамках специальной рабочей группы для выработки эффективных механизмов, наиболее адекватно отражающих реалии современного рынка. Компания полностью поддерживает использование страховой отрасли в качестве эффективного инструмента экономической защиты участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте – посредством как использования отдельных сегментов добровольного страхования, так и установления обязательного страхования.

В ОАО «РЖД» большое внимание уделяется страхованию гражданской ответственности перевозчика также и при перевозке опасных грузов. Актуальность этой проблемы обусловливается участившимися в последнее время случаями выхода неисправного подвижного состава, не принадлежащего компании, на инфраструктуру ОАО «РЖД». В этих условиях наряду с усилением мер технического контроля состояния подвижного состава необходим действенный механизм экономической защиты участников перевозочного процесса, одним из ключевых элементов которого является страхование рисков, особенно в отношении перевозок опасных грузов.

В мировой практике принято обязательное страхование железнодорожных перевозок опасных грузов, представляющих наибольшую опасность в случае нарушения безопасности движения.

Обязательное страхование рисков следует распространить на ответственность оператора при его участии в перевозочном процессе, оно должно стать одним из условий его допуска на рынок транспортных услуг, так как деятельность по предоставлению подвижного состава для перевозок содержит очевидный риск нанесения ущерба инфраструктуре железнодорожного транспорта, безопасности перевозок. Введение обязательного страхования гражданской ответственности позволит не только компенсировать вероятные ущербы, но и создаст условия для финансирования и реализации за счет страховых ресурсов государственной целевой программы, направленной на снижение риска возникновения транспортных происшествий. А при наступлении страхового случая – установить (и в дальнейшем устранить) истинную причину его возникновения.

При этом страховщики как никто другой заинтересованы в том, чтобы и перевозчик не допускал нарушения правил перевозок. В противном случае для страховщика это будет означать повышение риска наступления страхового случая в десятки раз. Наличие у перевозчика лицензии станет для страховщика подтверждением того, что на рынок перевозок грузов допущено транспортное предприятие, отвечающее необходимым требованиям, имеющее обученный персонал, использующее специальные транспортные средства и подконтрольное соответствующим органам. Цель лицензирования как формы допуска на рынок услуг – сокращение числа нарушений и ошибок, в том числе правовых. Перевозчик, допустивший серьезное нарушение, может быть посредством отзыва или приостановления лицензии лишен права доступа на инфраструктуру.

Что касается операторов, они не имеют прямого допуска на инфраструктуру. Однако механизм, обеспечивающий соблюдение ими правил технической эксплуатации подвижного состава, должен существовать. По мнению ОАО «РЖД», такой механизм – это финансовая ответственность. Соответственно, оператор обязан быть финансово устойчивым, и эта устойчивость должна быть подтверждена либо достаточными собственными капиталами (резервами, средствами труда), либо банковской гарантией, либо полисом страхования ответственности.

Практически во всех выступлениях подчеркивалась необходимость совершенствования законодательства. Выступивший на конференции заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту В.А. Дубровин согласился с наличием проблемы. В течение двух лет не удается внести на рассмотрение Думы новый закон о железнодорожном транспорте. Его отсутствие не позволяет рассматривать новый Устав железнодорожного транспорта, закон о регулярном пассажирском движении и другие нормативные акты, включая закон о страховании рисков при перевозках железнодорожным транспортом. Однако законотворческая деятельность в этом направлении ведется, и первые результаты должны появиться в ближайшее время. По результатам работы конференции приняты рекомендации.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования