Ведущий учебный и научный центр Урала.
К 50-летию УрГУПСа

А.В. Ефимов,
ректор Уральского государственного университета путей сообщения


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 
В ноябре этого года Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) празднует свое
50-летие. За эти полвека вуз стал признанным научным центром и кузницей кадров для железнодорожного транспорта.

Получив в 1999 г. статус университета, УрГУПС продолжает поступательное развитие. Сегодня это один из крупных железнодорожных вузов страны, в котором имеется 9 факультетов,
35 кафедр,  34 научных подразделения и 6 филиалов.

В УрГУПСе обучается около 11000 студентов, готовящихся получить высшее образование, и около 3000 студентов, которые получат среднее профессиональное образование. Научно-педагогический коллектив насчитывает более 650 человек, около 500 из которых – профессорско-преподавательский состав. Учеными степенями и званиями обладают более300 человек, 66 из них – доктора наук.

Каждый год неуклонно растет объем и расширяется тематика прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ученых университета.

УрГУПС сегодня – это три учебных корпуса, шесть общежитий, научно-производственный корпус, спортивный комплекс, стадион, живописная парковая зона.
В вузе имеется 79 лабораторий и пять учебных мастерских, оснащенных современными стендами, оборудованием и приборами. Компьютерный парк университета состоит из 1250 рабочих станций, 950 из которых объединены в локальную сеть. Кафедры и издательский отдел ежегодно готовят к печати более 120 наименований учебной, методической и научной литературы объемом более 350 печатных листов.

14 июня 2006 г. университет получил почетное звание лауреата национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница» в номинации «Лидер в сфере дополнительного и профессионального образования транспортной отрасли России» по итогам работы за 2005 г.

Появление железнодорожного вуза на Урале было предопределено и исторически, и экономически. Через Средний Урал пролегает естественный путь из европейской части России в Сибирь. Богатейшие залежи полезных ископаемых стимулировали развитие промышленности, торговли и транспорта. Потому именно здесь, на Выйском заводе, в 1834 г. появилась первая железная рудовозная дорога на паровозной тяге, паровоз для которой создали отец и сын Черепановы.

В 1878 г. было завершено строительство первой железнодорожной магистрали Урала, получившей название Горнозаводской. В 1896 г. Транссибирская железнодорожная магистраль соединилась с Уральской железной дорогой, и Урал получил выход в центр страны через сеть железных дорог. Таким образом, к концу XIX столетия в крае появились тысячи верст железных дорог, множество железнодорожных станций.

Несмотря на активное железнодорожное строительство, в досоветский период вопрос о создании на Урале железнодорожного института не поднимался. Первая попытка образования железнодорожного вуза была предпринята в годы первой пятилетки (1928– 1932 гг.). Это было время индустриализации страны, строительства крупных предприятий, развития экономики в разных регионах, что, естественно, обусловило увеличение потребности в инженерах–железнодорожниках. Поэтому в 1931 г. в Свердловске начал работу Уральский электромеханический институт Народного комиссариата путей сообщения. Его ректором назначили В.И.Валуева, бывшего директора автодорожного института НКПС в Тюмени. Однако жизнь института оказалась недолгой – в 1934 г. его ликвидировали, студентов и материальную базу передали Томскому институту (ТЭМИИТ).

К вопросу о возрождении высшего железнодорожного учебного заведения на Урале вернулись только после окончания Великой Отечественной войны. Уральская магистраль остро нуждалась в специалистах с высшим образованием, так как шло активное освоение производства новых видов продукции, обновлялась техника, расширялись связи Урала с другими регионами страны. Все это обусловило подписание правительственного постановления о создании в Свердловске института инженеров железнодорожного транспорта. К июню 1947 г. был утвержден проект строительства института, который мог вместить полторы тысячи студентов. Однако со строительством здания института возникли большие трудности, которые утонули в море проблем первой послевоенной пятилетки. Так, об Уральском железнодорожном вузе забыли еще на одно десятилетие...

К середине 1950-х годов страна восстановила народное хозяйство, еще больше выросло значение железнодорожных перевозок, особенно в Урало-Сибирской зоне. И вновь встал вопрос о вузе, готовящем кадры для железных дорог Урала. На этот раз дело было доведено до конца – в июне 1956 г. Совет министров СССР принял постановление об организации Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ). Институт был основан на базе Свердловского железнодорожного техникума. Торжественный акт, посвященный открытию УЭМИИТа, состоялся 17 ноября 1956 г.

Все тяготы и проблемы организации новорожденного вуза легли на плечи первого его ректора И.В.Уткина, бывшего заместителя начальника Свердловской железной дороги. Он сумел сформировать педагогический коллектив, заложить основы учебно-методической, научной и воспитательной работы, укрепить творческие связи с железнодорожным транспортом. В годы его ректорства прошли путь от студента до ученого Ю.М.Бей, А.В.Ефимов, В.Л.Нестеров, П.Я.Пятков, А.В.Смольянинов и др. У истоков становления железнодорожного вуза стояли такие замечательные люди, как первый проректор по учебной и научной работе А.М.Дядьков, начальник учебной части М.М.Кирилов, проректор по АХР К.И.Станин, главный бухгалтер Г.М.Зорков. Они внесли большой вклад в создание материально-технической базы университета, формирование педагогического и студенческого коллективов, организацию научно-исследовательской работы.

Перед новым вузом встала масса проблем по организации учебного процесса. В частности, институт не располагал педагогическими кадрами. Поэтому было решено пригласить преподавателей из других вузов Свердловска, Москвы, Ленинграда. Источником пополнения профессорско-преподавательского состава стали и многие выпускники самого УЭМИИТа.

Чрезвычайно ответственной стала задача первого набора студентов. Дело в том, что набор в институт был объявлен только в июле 1956 г. К этому времени другие вузы уже проводили вступительные экзамены. Но тем не менее на 225 мест было подано 638 заявлений. В институт было зачислено 228 абитуриентов, в том числе 93 медалиста.

Ввиду небольшого числа студентов в первом учебном году еще не было факультетов и деканатов, и руководство учебным процессом осуществлялось непосредственно ректоратом. Изначально со студентами занимались 16 штатных преподавателей пяти кафедр: высшей математики, химии, графики, общественных наук и физического воспитания. Позже стали работать кафедры физики, теоретической механики, технологии материалов, теоретических основ электротехники, иностранных языков, электрических машин, электрической тяги, энергоснабжения электрических железных дорог, связи и др. В 1956 г. были созданы лаборатории химии, физики, кабинеты графики с двумя чертежными залами, английского и немецкого языков, общего курса железных дорог. В 1957 г. начали действовать лаборатории оптики, ТОЭ, технологии металлов.

В 1957 г. открылся вечерний факультет. Спустя год были созданы электромеханический и электротехнический факультеты, в 1959 г. – заочный, в 1966 г. – строительный факультеты. В том же году была организована кафедра эксплуатации железных дорог, впоследствии переименованная в факультет управления перевозочным процессом. В 1968 г. была организована кафедра вагонов и вагонного хозяйства, а также открыт факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта. В 1971 г. образовался механический факультет. В 1975 г. начали работу кафедры строительных конструкций и строительного производства.

16 ноября 1964 г. открылись двери первой очереди главного учебного корпуса. В просторные аудитории, лаборатории и кабинеты этого корпуса вселились общеобразовательные, а также все кафедры электромеханического факультета. В последующие годы были введены в эксплуатацию вторая и третья очереди учебного корпуса, общежития, жилые и другие здания. Так сформировался в городе второй, после УПИ, студенческий городок.

В 1974 г. после ухода на пенсию И.В.Уткина ректором стал Р.Н.Урманов, ранее работавший проректором по научной работе. В 1970 – 1980-е годы число студентов, обучающихся в УЭМИИТе, возросло с 600 до 7000. К 25-летию УЭМИИТа профессорско-преподавательский корпус насчитывал 357 человек, 45 % которых имели ученые степени и звания.
 

Студенты УЭМИИТа

Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась перестройкой всего общественно-экономического уклада страны, которая коснулась и сферы образования. Первые шаги по перестройке института были сделаны под руководством нового ректора – А.В.Перепелюка. В мае 1987 г. на собрании коллектива он высказался за повышение уровня компьютеризации обучения. Были намечены меры по преодолению отставания в этой области. Также в планы нового ректора входило строительство четвертой очереди учебного корпуса, спортивного комплекса, лабораторно-исследовательского комплекса и жилого дома для преподавателей института.

В начале 1990-х годов обновился и состав ректората. Можно сказать, что в руководстве произошла естественная смена поколений, и место ветеранов заняли более молодые кадры, в большинстве своем из числа выпускников УЭМИИТа. Первым проректором стал профессор В.Л.Нестеров, проректором по воспитательной работе – доцент Ю.А.Кириченко (впоследствии его сменил профессор А.А.Пышкин), проректором по научной работе – доцент В.С.Ашихмин, а потом В.М.Сай, проректором по коммерческой деятельности – профессор Б.М.Готлиб, проректорами по АХР и капитальному строительству – Ю.И.Кадников и А.Н.Ледванский.

1990-е годы преподнесли институту множество неприятных сюрпризов: сокращение фонда зарплаты и статей госбюджетного финансирования, хронический дефицит наличных денег на счетах. Поэтому уже в 1990 г. многие научные сотрудники покинули институт. Но вуз нашел возможности и пути преодоления этих трудностей. Ректорат разработал новые положения о внутривузовском хозрасчете и о хозрасчетном учебном коллективе кафедры, разрешил создание на базе института малых предприятий, основанных на смешанных формах собственности, стимулировал заключение договоров на подготовку студентов. Эти меры укрепили финансовое положение института, что положительно сказалось на осуществлении учебного процесса.

Программа подготовки инженерных кадров XXI века начала приобретать конкретные очертания. Ее составляющими стали переход на многоступенчатую систему обучения, насыщение учебных планов гуманитарным содержанием, оптимизация процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Коллектив института вышел из сложного периода реформирования не только без потерь, но даже с ощутимыми приобретениями – был отмечен беспрецедентный рост числа преподавателей, имеющих докторские степени и ученые звания профессора. В 1992 г. УЭМИИТ успешно прошел аттестацию, а в 1993 г. – лицензирование, что стало своеобразным этапом реформирования института. В 1994 г. вуз получил новый статус – приказом Госкомвуза Российской Федерации УЭМИИТ был переименован в Уральскую государственную академию путей сообщения (УрГАПС).

Академия стала одним из крупнейших железнодорожных вузов России. В ее структуру входили восемь факультетов, 28 кафедр, 34 научных подразделения, один филиал и шесть учебно-консультационных пунктов. Наряду с традиционными формами повышения квалификации были организованы курсы по применению вычислительной техники в учебном процессе. Ежегодно на таких курсах стали обучаться от 30 до 40 преподавателей академии. Также была введена стажировка преподавателей на предприятиях железных дорог.

К октябрю 1995 г. численность научно-педагогических кадров составляла 430 человек. Ученые степени и звания к тому времени имели уже 204 человека, в том числе 32 профессора.

Академия начала активно развивать международные связи. Центром развития этих связей стал отдел международной деятельности УрГАПС. Из успешных этапов его работы стоит отметить обучение русскому языку китайских студентов, создание локальной группы Ассоциации европейских студентов технологов – BEST. В 1996 г. академия установила контакты с Корпусом мира США и активно сотрудничала с SCI (Международной гражданской службой).

Международные связи продолжают развиваться. С 2002 г. УрГУПС участвует в международной программе ТЕМПУС, а также в волонтерской инициативе АЙРЕКС. В июне этого года университет стал членом Ассоциации делового сотрудничества международных отделов высших технических учебных заведений стран Восточной и Центральной Европы.

Очередное повышение статуса вуза произошло в 1999 г., когда академия была реорганизована в технический университет – Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)

Университет, отвечая современным требованиям, пополняется новыми специальностями. В 1999 г. был открыт факультет экономики и управления, на базе которого стали готовить специалистов по бухгалтерскому учету, экономике, менеджменту, коммерции, прикладной информатике, т.е. по специальностям, максимально востребованным в современных условиях. В 2000 г., когда произошло расширение внешнеэкономических связей университета, была открыта новая специальность – «Международные перевозки». В 2002 г. в соответствии с требованиями рынка кафедра менеджмента и коммерции открыла специализацию «Электронная коммерция».

В 1999 г. открылась новая специальность «Организация и технология защиты информации»; в 2002 г. – «Мосты и транспортные тоннели»; в 2003 г. – «Мехатроника» и «Сервис»; в 2005 г. – «Организация и безопасность движения».

В университете функционирует эффективная система формирования контингента студентов и имеется большой опыт профориентационной работы. Благодаря факультету довузовской подготовки ежегодно растет приток студентов из отдаленных районов Свердловской, Горьковской и Южно-Уральской железных дорог. В опорных школах организуются подготовительные курсы.

В вузе также практикуются углубленная подготовка студентов по отдельным дисциплинам и изучение сверхплановых дисциплин по профилю специализации. Развивается обучение по заочной форме и экстернату.

Ведется и очень важная для успешной работы университета информатизация учебной и управленческой деятельности вуза. Несколько лет успешно эксплуатируется АСУ «Абитуриент». С 2004 г. внедрена в эксплуатацию АСУ «Расчет и распределение учебной нагрузки». Завершается внедрение АСУ «Деканат» и «Контур-персонал». С 2003 г. ведется разработка АСУ «Дистанционное образование».

Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) как структурное подразделение университета организован в январе 2001 г. на базе Центра повышения квалификации и переподготовки специалистов железнодорожного транспорта. Он реализует программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по профилю УрГУПСа.

В состав ИДПО входит пять центров дополнительного профессионального образования (ИДПО) в Перми, Тюмени, Нижнем Тагиле, Челябинске и Кургане; учебно-аттестационные центры на базе ООО «Микроакустика» (разработка методов неразрушающего контроля) и НПП «Вагон-тормоз» (эксплуатация и ремонт тормозов грузовых вагонов); сетевые курсы повышения квалификации специалистов, связанных с эксплуатацией и ремонтом устройств заграждения переездов (УЗП), систем автоматического управления торможением (САУТ), устройств дистанционного контроля обнаружения неисправностей подвижного состава (ДИСК), комплекса технических средств модернизации (КТСМ) приборов обнаружения нагрева букс (ПОНАБ); курсы по предаттестационной подготовке руководителей и специалистов; курсы повышения квалификации исполнительных руководителей и специалистов промышленного транспорта (обеспечение безопасности движения по Уральскому федеральному округу и Пермской области); учебный центр охраны труда; центр спецподготовки взрывников; лаборатории электроизмерений, неразрушающего контроля, диагностики тормозного оборудования грузовых поездов. В конце 2003 г. в составе ИДПО был открыт центр социального диалога, а в 2004 г. – центр по защите информации.

Для проведения занятий со слушателями привлекаются квалифицированные преподаватели и сотрудники университета, руководители и специалисты Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, научные сотрудники Уральского отделения ВНИИЖТа, разработчики оборудования для железнодорожного транспорта, специалисты из многих других учреждений и организаций. Ежегодно в институте (включая филиалы) повышают свою квалификацию более 15 тысяч человек.

Студенческий отряд проводников

Совместно со службами Свердловской и Южно-Уральской железных дорог оперативно проводятся семинары и совещания по актуальным проблемам железнодорожного транспорта. Ежегодно организуются научно-производственные конференции по железнодорожной тематике, проведение которых всегда сопровождается выставками оборудования и технических разработок предприятий и организаций – участников конференции.

Широко применяются индивидуальные формы обучения с использованием ПЭВМ. Учебный процесс максимально приближен к производственным условиям, отражает потребности железных дорог, других предприятий и организаций.

Университет постоянно стремится повышать уровень подготовки специалистов, чтобы соответствовать современным требованиям и в полной мере удовлетворять потребности современного рынка в высококвалифицированных инженерных кадрах. С этого года в университете действует положение об элитном техническом образовании, в соответствии с которым студенты технических специальностей университета смогут получить второе техническое, экономическое или другое гуманитарное образование параллельно с первым.

Цель элитного технического образования – подготовка профессионалов, способных к комплексной производственной, проектной, исследовательской и предпринимательской деятельности, направленной на разработку, производство и эксплуатацию конкурентоспособной наукоемкой научно-технической продукции и быстрые позитивные изменения в экономике страны (в частности, в области транспорта и транспортного машиностроения). Элитное образование предусматривает углубленную подготовку на первых двух курсах обучения, индивидуальные планы обучения различных групп студентов, изучение дисциплин, направленных на развитие навыков творческой работы, работы в команде, способности ставить и решать научные и технические задачи инновационного развития и др.

Предусмотрены две формы элитного образования. По первой форме студенты технических специальностей будут получать второе высшее элитное техническое, экономическое или другое гуманитарное образование. Результатом обучения по первой форме станут два диплома по двум специальностям. По второй форме студенты смогут получить образование по отдельным наукоемким дисциплинам, перечень которых определяется в процессе организации элитного образования по каждой специальности. Результат такого обучения – сертификат об элитном образовании.

Система элитного технического образования УрГУПСа реализуется в первую очередь на электромеханическом, электротехническом и механическом факультетах, имеющих в значительной степени общую базу подготовки специалистов. К ним при определенных условиях смогут присоединиться строительный факультет и факультет управления процессами перевозок. Элитная составляющая второго технического образования для факультетов электромеханического профиля базируется на учебном плане специальности «Мехатроника».

Сейчас в университете действуют два диссертационных совета по присуждению ученой степени кандидатов и докторов технических наук. Первый совет (по специальностям «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов» и «Электрификация железнодорожного транспорта») был организован еще в 1993 г. В настоящее время его председателем является проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор А.М.Смольянинов.

В 2002 г. на базе УрГУПСа организован региональный диссертационный совет по специальностям «Организация производства (транспорт)» и «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте». На настоящий момент это единственный диссертационный совет по этим специальностям во всем Уральском федеральном округе. Соглашение о создании этого совета подписали ректоры Южно-Уральского, Пермского, Тюменского, Магнитогорского, Оренбургского и Курганского университетов. Председатель регионального диссертационного совета – проректор по научной работе университета, доктор технических наук В.М.Сай.

На встрече руководителей и специалистов
Свердловской железной дороги
с молодыми учеными университета

Лучшие представители большого коллектива исследователей и разработчиков университета ежегодно активно защищают докторские диссертации, получая ученое звание профессора. Прием и обучение аспирантов в университете осуществляется по 22 специальностям. Функционирует институт студентов-стажеров, в рамках которого ведется индивидуальная подготовка лучших студентов старших курсов к преподавательской деятельности в самом университете.

УрГУПС имеет богатый научный потенциал. В структуру научно-исследовательской части университета входят научно-производственный центр «Промэлектроника», межрегиональный центр «Охрана труда и промышленная экология», множество научно-исследовательских лабораторий. В вузе проводятся научные исследования по различным направлениям: транспортно-технологические системы страны и регионов; электроснабжение на железнодорожном транспорте: исследование и конструирование систем и устройств энергоснабжения, повышение их надежности; система безопасности движения поездов; системы передачи информации, оптимизация технологической связи; экономика и управление профессиональным образованием и кадровым обеспечением отрасли и по многим другим направлениям.

С 2000 по 2005 г. университет активно сотрудничал более чем с 300 различными предприятиями. Основным заказчиком и потребителем НИОКР было и остается ОАО «РЖД», в частности, его филиалы – Свердловская, Южно-Уральская и Горьковская железные дороги. Результаты научной деятельности университета успешно реализуются и на других предприятиях, в той или иной степени связанных с транспортной отраслью: частных транспортно-логистических компаниях, крупных промышленных и торговых предприятиях, имеющих собственные транспортные отделы.

Результаты теоретических исследований ученых университета регулярно проходят апробацию и обсуждаются на научных, научно-технических и практических конференциях. Университет является активным участником различных научно-технических выставок, где демонстрирует свои достижения – различные научные разработки.

Последнее десятилетие можно назвать этапом динамичного развития науки, реализации перспективных форм интеграции ученых вуза и специалистов Свердловской дороги на основе долгосрочных программ научно-технического сотрудничества.

За 50 лет своей деятельности университет подготовил около 36 тысяч инженеров, большинство из которых успешно работают на железных дорогах Уральского региона. 85 % специалистов Свердловской железной дороги, более 60 % кадров Южно-Уральской железной дороги – выпускники УрГУПСа.

Год от года повышается престиж вуза. Можно с уверенностью констатировать, что сегодня УрГУПС – крупный, имеющий высокую репутацию в сфере образования железнодорожный университет, который успешно развивается во всех направлениях, постоянно пополняется новыми специальностями, осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров железной дороги, ведет активную научную и международную деятельность. Университет отвечает растущим требованиям экономики и реформируемого железнодорожного транспорта. Он готов и дальше расти и развиваться, идти к новым свершениям и научным достижениям.

г. Екатеринбург

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования