К 110-летию Дальневосточной железной дороги

Наращивать потенциал магистрали


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати
 

М.М. Заиченко,
начальник Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Дальневосточная железная дорога отмечает свое 110-летие. Магистраль является ключевым восточным звеном транспортной системы России. Она интегрирована в транспортный коридор Восток - Запад обоими широтными ходами: южным - Транссиб и северным - Байкало-Амурская магистраль. Дорога находится на стыке международных транспортных коридоров по перевозке экспортно-импортных и транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через крупные незамерзающие морские порты Тихоокеанского побережья. Имеются и сухопутные пограничные переходы с Китаем и Кореей. Сегодня магистраль обеспечивает более 30% объема перевозок экспортных грузов Российской Федерации. В реализации транзитного транспортного потенциала страны Дальневосточной железной дороге отводится важнейшая роль. Для магистрали это серьезный стимул к созданию полигона, способного конкурировать с морскими перевозками.
 

Порт Владивосток Мост через Амур у Хабаровска
Локомотивное депо Хабаровск-2 Железнодорожная станция Владивосток

За последние годы созданы достаточные резервы провозной и перерабатывающей способности морских железнодорожных переходов, станций и подходов к ним. Проведена реконструкция припортовых станций Владивосток, Находка-Восточная, нефтеперегрузочной станции Крабовая с удлинением приемоотправочных путей и строительством второго главного пути на перегоне Находка - Находка-Восточная.

Высокими темпами реализуется один из приоритетных проектов компании - развитие транспортного коридора Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. Дальнейшее развитие получили станции Хабаровск-2, Облучье и Уссурийск, что позволило им беспрепятственно принимать поезда повышенного веса и длины. После завершения электрификации главного хода пересмотрена технология эксплуатационной работы дороги и внедрено вождение тяжеловесных поездов весом 6 тыс. т до припортовых станций Приморья.

Введен в эксплуатацию новый Лагар-Аульский тоннель, продолжается реконструкция второй очереди мостового перехода через реку Амур у Хабаровска (сегодня это единственный однопутный участок на всем протяжении от Москвы до Владивостока). В соответствии с решением правительства РФ о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» и планируемой перевозки нефти от станции Сковородино до нефтеналивного терминала в бухте Козьмино железная дорога приступила к поэтапному усилению линии Уссурийск - Находка. В соответствии со стратегической программой развития ОАО «РЖД» загрузка транзитного коридора на подходах к портам Дальнего Востока к 2010 г. возрастет на 48%, а к 2015 г. - более чем на 70%.

Дальневосточная железная дорога укрепляет взаимодействие с транспортными системами приграничных государств. В числе приоритетных задач комплексное и сбалансированное развитие припортовой и приграничной инфраструктуры, железнодорожных подходов к ним, формирование конкурентоспособной тарифной политики и упрощение таможенных процедур при организации транзитных внешнеторговых перевозок, создание единого информационного поля и внедрение прогрессивных логистических технологий с подключением всех участников транспортного конвейера. Для создания Транскорейского международного транспортного коридора последовательно проводится реконструкция направления Барановский-Хасан с усилением путевого хозяйства, модернизацией устройств электроснабжения, связи и железнодорожной автоматики. Восстановление Транскорейской железной дороги и соединение ее с Транссибом имеет важное геополитическое значение. Трансконтинентальный мост Европа - Азия на базе этих магистралей может взять на себя весомую часть транзитного грузопотока с переработкой через порт Раджин уже на первом этапе не менее 100 тыс. контейнеров в год.

Для устойчивого обеспечения возрастающего объема перевозок между Россией и Китаем ведутся работы по усилению перерабатывающей способности пограничного железнодорожного узла Гродеково. На пограничной станции введена упрощеннная процедура таможенного оформления грузов и перемещения их через границу. Внедрена технология электронного декларирования грузов, при которой время оформления таможенной декларации сокращено с трех суток до двух часов. В результате пропуск грузов через пограничный участок Гродеково - Суйфэньхэ в 2006 г. возрос на 3,8%.

Новый пункт технического обслуживания
локомотивов на станции Смоляниново

В целях повышения конкуренции в порту Владивосток на базе ЗАО «Русская тройка» (совместное предприятие компании «РЖД» и Дальневосточного морского пароходства), возводится контейнерный терминал мощностью до 250 тыс. контейнеров. Построенный на стыке морских и железнодорожных линий он станет первым специализированным транспортным каналом в развивающейся терминальной инфраструктуре транзитных контейнерных перевозок. В дальнейшем возможно создание на базе терминала логистического центра, что значительно расширит его функции.

Логистическая система, сформированная на дороге, выполняет информационно-логистический обмен и оформление документов на разных стадиях реализации перевозки - от принятия и оформления заявки на перевозку, погрузки на станции отправления и до выгрузки на причалах порта. При организации экспортных или импортных перевозок осуществляется информационное взаимодействие, начиная с подхода грузов и судов до погрузки в вагон или судно и отправления по назначению. Сведения, полученные от дороги, являются ключевыми при планировании грузовых операций. Сегодня они передаются из АСУ станций в АСУ портов в объеме перевозочных документов и с указанием времени подхода груза. Их получают Восточный порт, Владивостокский торговый и рыбный порты, торговые порты Ванино и Находка. В свою очередь, дорога получает от них информацию для формирования активной карты береговой линии с указанием судов в подходе и на рейде, наличия остатков груза, готовности вагонов на причалах для уборки после погрузки и выгрузки.

Для пропуска евроазиатского грузопотока планируется задействовать не только Транссиб, но и БАМ. В ближайшей перспективе параллельный Транссибу Северный широтный ход с выходом на Ванинско-Совгаванский перерабатывающий узел будет востребован многими ведущими отечественными и зарубежными компаниями.

Масштабы территории, где проходит Дальневосточная магистраль, огромны, а запасы минеральных ресурсов на ней - колоссальны. Именно этот факт определяет приоритетное развитие железнодорожной инфраструктуры региона. К тому же сегодня это самый короткий железнодорожный выход к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие районы. Прогнозируемый рост объемов перевозок по северному широтному ходу уже к 2010 г. составит 74%, а объемы транзитных перевозок угля, нефти, лесных и других грузов через порт Ванино вырастут более чем в 3 раза. В связи с этим начаты работы по укреплению путевого хозяйства Северного широтного хода и модернизации устройств железнодорожной автоматики с последующим открытием ранее закрытых промежуточных станций и разъездов на этом направлении.

Электровоз «Ермак» с тяжеловесным поездом

ОАО «РЖД» подготовлена программа развития Байкало-Амурской магистрали до 2020 г. Ее реализация позволит не только частично перераспределить грузопотоки на направлении Сибирь - Дальний Восток, высвободив часть мощностей на Транссибе для перевозок сырой нефти на экспорт через бухту Козьмино, но и обеспечить развитие транспортной инфраструктуры под перспективные транзитные перевозки внешнеторговых грузов. В настоящее время дорога перевозит по северному широтному ходу до 6 млн. т сырой нефти в адрес нефтеперерабатывающих заводов края, отправляющих свою продукцию на экспорт, в том числе и через порт Ванино. Но технические возможности железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино - Советская Гавань ограничены. Дальнейшее увеличение объемов потребует развития транспортной инфраструктуры данного направления со строительством обхода Кузнецовского перевала и сооружением нового тоннеля длиной 3890 м с привлечением инвестиционных средств в рамках государственно-частного партнерства. Данный проект может быть интересен и для иностранных инвесторов.

***

Дальневосточная железная дорога проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономным областям, Республике Саха (Якутия). Конструктивному взаимодействию с регионами транспортного обслуживания организаций и населения уделяется особое внимание. Со всеми субъектами подписаны среднесрочные комплексные программы сотрудничества на 2006-2008 гг.

Обновленный вокзал станции Хабаровск I

Одним из приоритетных направлений взаимодействия дороги с администрациями субъектов Российской Федерации стало совместное решение вопросов по организации пригородных пассажирских перевозок, имеющих социальную значимость. Пригородные перевозки на дороге осуществляются в Приморском и Хабаровском краях и Еврейской автономной области. В условиях рыночных отношений усилия дороги направлены на сокращение убыточности пригородных пассажирских перевозок и повышение качества обслуживания пассажиров. Это комплексные меры, предусматривающие в числе прочего создание пригородных пассажирских компаний. В 2005 г. была образована совместная с администрацией Приморского края пригородная пассажирская компания ОАО «Экспресс-Приморья». За прошедшее время получены положительные результаты. Так, за 8 месяцев 2007 г. количество отправленных пассажиров превысило 12,3 млн. человек, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 2,8%, доходы от перевозки пассажиров увеличились по сравнению с 2006 г. на 4,8%, выручка от перевозки платных пассажиров возросла на 18,5%.

Немаловажное значение на финансовые результаты дороги оказывает поддержка со стороны бюджетов разных уровней на покрытие выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров. В этих целях со всеми субъектами РФ на 2007 г. были заключены договоры на перевозку льготных категорий граждан регионального значения в пригородном сообщении, предусматривающие компенсации из бюджетов выпадающих доходов. За 8 месяцев 2007 г. получены средства в размере 14,9 млн. руб.

Железная дорога является одним из ведущих бюджетообразующих предприятий Дальневосточного региона и обеспечивает своевременное внесение в полном объеме текущих налоговых платежей и реструктурированной налоговой задолженности. С начала 2007 г. в бюджеты всех уровней перечислено около 6 млрд. руб. налогов.

Положительным моментом взаимодействия дороги с субъектами Российской Федерации является экономическая выгода от установления Региональными энергетическими комиссиями экономически обоснованных тарифов на электроэнергию. В результате целенаправленной работы по отстаиванию своих экономических интересов дорога добилась включения в группу базовых потребителей по Приморскому краю, а по Хабаровскому краю установлен пониженный тариф на электроэнергию для тяги поездов - тариф экономического развития. Благодаря этому дорогой с начала 2007 г. сэкономлено на тяге поездов более 101 млн. руб.

Порт Ванино

На дороге и в обслуживаемых ею регионах была всесторонне рассмотрена и обсуждена стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, одной из основных целей которой является долгосрочное развитие железнодорожного транспорта во взаимоувязке с региональными программами социально-экономического развития. Стратегия получила одобрение на совещании у Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе с участием представителей Министерства транспорта РФ, органов исполнительной власти субъектов Дальневосточного федерального округа, ОАО «РЖД». Признано необходимым и важным активное участие регионов в реализации намеченных планов строительства и модернизации железнодорожных линий, в долевом финансировании строительства социальнозначимых, грузообразущих, технологических и высокоскоростных железнодорожных линий, в развитии и реформировании пригородного пассажирского комплекса железных дорог, включая обновление пригородного подвижного состава, в содействии развития предприятий транспортного машиностроения и других отраслей, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта.

***

Наряду с решением производственных задач на дороге всегда в центре внимания социальные вопросы. В соответствии с концепцией жилищной политики ОАО «РЖД» оказывается внушительная поддержка приобретению работниками железной дороги жилья с помощью ипотечного кредитования. В 2007 г. на дороге жильем была обеспечена 241 семья. Не остались без внимания и молодые специалисты - жилье приобрели 64 работника. Центральной жилищной комиссией утверждены безвозмездные субсидии 17 многодетным семьям на сумму 12,6 млн. руб., 12 работникам дороги, у которых родились дети в период выплаты задолженности по субсидируемым ипотечным кредитам, утверждены безвозмездные субсидии на сумму 2,6 млн.руб. для погашения части стоимости в размере 10 м2 общей площади.

Торжественная церемония сдачи
нового жилого дома в поселке Трудовое

В 1 полугодии 2007 г. для оздоровления работников дороги, членов их семей, неработающих пенсионеров приобретены 1764 путевки. Для оздоровления работников дороги и членов их семей выделено 1409 путевок, из них 1231 путевка в санаторно-курортные учреждения региона и санатории-профилактории дороги, 178 - в санаторно-курортные учреждения ОАО «РЖД». Для оздоровления неработающих пенсионеров выделено 355 путевок в санаторно-курортные учреждения. На Черноморское побережье в детский санаторный комплекс «Юбилейный» было направлено 200 детей одной организованной группой. Еще 60 детей отдохнули на Японском море на базе отдыха «Морской берег». Во время весенних каникул в лагере им. Горького на станции Ружино отдохнули 200 детей. В санатории-профилактории «Экспресс» в летний период был развернут детский санаторный лагерь. В пяти летних оздоровительных лагерях дороги только за одну смену прошли оздоровление 1503 ребенка.

Негосударственное пенсионное обеспечение работников Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» осуществляет некоммерческая организация фонд «Благосостояние». Сегодня 19590 наших железнодорожников являются вкладчиками этого фонда. 6876 бывших работников дороги уже получают в дополнение к обычной пенсии еще и негосударственную, средний размер которой составляет 2203 руб. Кроме того, более 38 тыс. работников дороги перевели накопительную часть своей трудовой пенсии в НПФ «Благосостояние».

Важным фактором социальной поддержки неработающих пенсионеров дороги является наличие благотворительного фонда «Почет», оказывающего помощь ветеранам отрасли, способствующей улучшению их материального положения. Сегодня предприятия дороги выплачивают своим ветеранам постоянную ежемесячную материальную помощь из средств дороги через БФ «Почет» в зависимости от стажа работы в отрасли. В настоящее время в Единую отраслевую систему персонифицированного учета на дороге включено более 14,2 тыс. ветеранов, благотворительная ежемесячная помощь составляет более 5 млн.руб.

Медицинскую помощь железнодорожникам, пенсионерам и членам их семей, проживающим вдоль линии Дальневосточной железной дороги, оказывают негосударственные учреждения здравоохранения ОАО «РЖД». Выполнение этой задачи обеспечивается комплексной программой развития железнодорожной медицины. С февраля 2006 г. по линии курсирует передвижной консультативно-диагностический поезд «Терапевт Матвей Мудров». Такой поезд - единственный способ доставить современную медицину в отдаленные районы Дальнего Востока. Врачи оказывают медицинские услуги не только железнодорожникам и членам их семей, но и всем жителям населенных пунктов на территории дороги, нуждающимся в медицинской помощи.

Было разработано 14 маршрутов с охватом отдаленных территорий Хабаровского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Еврейского автономной области, Приморского края. Поезд уже совершил 14 поездок по территории Дальневосточного федерального округа, медицинская помощь была оказана в 122 населенных пунктах, ее получили около 14 тыс. человек.

В целях оказания социально-гуманитарной помощи престарелым ветеранам из числа железнодорожников, инвалидам войны, труда и детства, многодетным и малообеспеченным семьям на дороге совместно с региональной организацией Российского общества Красного креста организовано курсирование поездов «Милосердие». На остановочных пунктах организуются встречи ветеранов войны и труда с молодежью в трудовых коллективах и школах на линейных станциях, проводятся собрания в узловых ветеранских организациях с концертными программами творческих коллективов.

За первое полугодие 2007 г. во Дворцах и Домах культуры было организовано более 1000 культурно-массовых мероприятий, таких как новогодние вечера, Рождественские встречи, День защитника Отечества, творческие фестивали, юбилейные концерты, смотры-фестивали и др. На них присутствовало свыше 143 тыс. человек. В мае - июне дорога принимала участие во втором туре сетевого фестиваля самодеятельного искусства «РЖД зажигает звезды» в городах Ростов-на-Дону, Красноярск, Новосибирск.

ФСК «Локомотив» с начала 2007 г. на дороге проведено свыше 100 спортивно-оздоровительных мероприятий с участием более 8 тыс. человек. Состоялись комплексные спартакиады по различным видам спорта среди служб дороги и молодых специалистов. За это время подготовлены 3 мастера спорта международного класса, 8 мастеров спорта, 49 спортсменов-разрядников. На чемпионате мира среди железнодорожников в Чехии по теннису команда Дальневосточной дороги, представляя команду российских железных дорог, выступила удачно, завоевав серебряные медали. Слесарь локомотивного депо станции Сибирцево Василий Скоробач завоевал звание чемпиона России, Европы и мира по гиревому спорту среди ветеранов. Детская футбольная команда «Локомотив» со станции Вяземская, где все игроки - дети железнодорожников, участвовала в 15-м Всероссийском турнире «Лига мини-футбола «Кожаный мяч» и завоевала звание чемпиона России.

Коллектив Дальневосточной железной дороги с уверенностью смотрит в будущее. Залог успеха - в эффективной работе всех тружеников магистрали, устойчивом росте объемов перевозок.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования