90-летие Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта

 

 


Вернуться к содержанию рубрики

 

Реализуя стратегические направления научно-технического развития железнодорожного транспорта
Семечкин А.Е.

В апреле 1918 г. Народным комиссариатом путей сообщения (НКПС) было принято решение об организации в Москве Экспериментального института путей сообщения. Как указывалось в положении об институте, он создавался для «научно-опытного изучения транспортного дела; разрешения вопросов, вызываемых техникой эксплуатации путей сообщения; распространения результатов этого изучения. В институте сразу наметилась комплексность в выполнении исследований. Работы велись по вопросам совершенствования тяги, пути, материалов, освещения и др. Постепенно проходили различные преобразования структуры института, последнее из которых - организация Открытого акционерного общества «ВНИИЖТ» - в августе 2007 г.
Следует отметить, что с самого основания в институте работали многие выдающиеся деятели отечественной науки. В первый состав Ученого Совета института входили такие ученые мирового уровня, как Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин. В последующем в институте работали академики В.Н. Образцов, С.Л. Сыромятников, Т.С. Хачатуров, члены-корреспонденты Академии наук А.В. Горинов, А.П. Петров, В.Г. Иноземцев. В институте были созданы крупные авторитетные школы транспортного материаловедения, подвижного состава, путевого хозяйства, эксплуатации и экономики железных дорог. Благодаря этому транспортная наука на протяжении многих десятилетий обеспечивала решение сложных проблем работы железнодорожного транспорта нашей страны. Подробнее…
 


Из истории ВНИИЖТа: Даты, факты, события

Подборка дат и фактов от образования ВНИИЖТа до создания на его основе новейших технических средств и развития железнодорожных технологий. Подробнее…
 


Ученые ВНИИЖТа

ВНИИЖТ по праву считается ведущим центром науки на железнодорожном транспорте. На протяжении его 90-летней истории в институте успешно работали тысячи высококвалифицированных специалистов, и в их числе - многие выдающиеся ученые, блестящие организаторы исследований, основоположники новых научных школ, имена которых занесены в Книгу почета ВНИИЖТа. Их творческая деятельность оказала огромное влияние на развитие отрасли. Расскажем о некоторых из них. Подробнее…
 


Развитие системы содержания инфраструктуры
Шенфельд К.П., Ивницкий В.А., Кондрахина Н.В.

Для решения задачи транспортного обслуживания экономики и населения России ОАО «РЖД» должно иметь необходимые пропускные и провозные способности, экономичные, надежные и безопасные инфраструктуру и подвижной состав. Проект «Комплексное развитие системы содержания эксплуатационной инфраструктуры» (КНП-8) разрабатывается в соответствии с требованиями Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. и направлен на комплексное развитие системы содержания эксплуатационной инфраструктуры в условиях третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта. Эксплуатационная инфраструктура - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Научная поддержка развития высокоскоростного движения
Косарев А.Б., Назаров О.Н.

Решение вопросов организации скоростного движения пассажирских поездов на отечественных железных дорогах приобрело особое значение начиная с 60-х годов прошлого столетия. Самые высокие скорости реализовывались на линии Москва - Ленинград, которая в декабре 1962 г. была ПОЛНОСТЬЮ переведена на электрическую тягу, и с 25 июня 1963 г. начались регулярные рейсы курьерского поезда «Аврора» с электровозом ЧС2 и временем хода между конечными пунктами 5 ч 27 мин. После завершения работ по совершенствованию систем электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи время нахождения в пути экспресса «Аврора» было сокращено до 4 ч 59 мин, а маршрутная скорость возросла до 130,4 км/ч.
В 1971 г. был разработан план реконструкции линии Москва - Ленинград для скорости движения до 200 км/ч. Разработаны и изготовлены: на Рижском вагоностроительном заводе - электропоезд ЭР200, в Чехословакии - электровозы ЧС200, а на Калининском вагоностроительном заводе - вагоны РТ200. 1 марта 1984 г. поезд ЭР200 был введен в регулярную эксплуатацию с временем хода по графику 4 ч 39 мин. После завершения в 1986 г. модернизации системы электроснабжения на лимитирующих участках время его хода было сокращено до 4 ч 25 мин. В 2005 г. перед ВНИИЖТом была поставлена задача разработать программу подготовки линии Санкт-Петербург - Москва к организации высокоскоростного движения пассажирских поездов. При этом требовалось учесть отсутствие возможности финансовой поддержки программы со стороны государства. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Интенсификация перевозочного процесса на базе тяжеловесного движения
Мугинштейн Л.А.

Железнодорожному транспорту в России отводится важнейшая роль в обеспечении нормального функционирования экономики страны. В его задачу входит своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения в перевозках. По мере развития экономики увеличиваются объемы перевозимых грузов, а, следовательно, возникает потребность в повышении пропускной и провозной способности железных дорог.
Как известно, прирост объема перевозок на железнодорожном транспорте может быть освоен путем увеличения размеров движения и повышения массы поездов. Первый способ сводится преимущественно к усилению пропускной способности действующих линий, а также строительству новых. Второй способ предусматривает повышение массы поездов, реализуемое на основе усиления тяги, удлинения станционных путей и увеличения погонной нагрузки вагонов. На современном этапе развития железных дорог России растущий объем перевозок осваивается как за счет увеличения интенсивности движения грузовых поездов, так и поэтапного увеличения их массы и длины. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Обеспечению безопасности движения поездов - современную технологическую и техническую основу
Черкашин Ю.М.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годВ современных условиях весьма остро стоит проблема выполнения железнодорожных перевозок с соблюдением требований безопасности движения поездов. Сложившееся положение дел с безопасностью на железных дорогах требует развития системного подхода к оценке влияющих факторов, обстоятельств, причин, приводящих к нарушениям безопасности движения, новых подходов к системе менеджмента безопасности по параметрам, характеризующим уровень аварийности, обучения руководителей железных дорог и ревизорского аппарата современным управленческим технологиям, а также широкого использования новейших технологий и технических средств.
Сходы - причины и рекомендации по предупреждению. Статистические данные о сходах подвижного состава в грузовых поездах с 1992 г. по настоящее время показывают, что на рубеже 1996 г. произошло сокращение числа сходов с нескольких сот до нескольких десятков в год. Наряду с продолжающимся падением объемов перевозок это было обусловлено также принятием эффективных мер по стабилизации обстановки в путевом и вагонном хозяйствах. На основании проведенных ВНИИЖТом исследований в 1996 г. МПС России издало ряд приказов, направленных на ужесточение требований к подвижному составу, прежде всего к вагонам. Также в то время началось применение технологии смазки внутренних боковых граней рельсов для уменьшения износа колес, что также способствовало сокращению числа случаев схода подвижного состава. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Управление техническим состоянием подвижного состава
Осяев А.Т.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годВ Программе стратегического развития ОАО «РЖД» поставлена задача перехода на ремонт по техническому состоянию локомотивного и вагонного парка. В этих условиях для обеспечения требуемого уровня надежности, минимизации расходов на все виды обслуживания подвижного состава с учетом предупреждения отказов и рационального использования ресурса оборудования необходимо создание комплексной системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава на базе регламентированного использования средств диагностики и вычислительной техники. Качественным отличием такой системы от предыдущих подходов к содержанию подвижного состава является то, что управление техническим состоянием оборудования осуществляется с учетом экономически обоснованных издержек, формирующих стоимость жизненного цикла.
Управление техническим состоянием подвижного состава железнодорожного транспорта - многофакторная задача. Ее решение должно быть направлено на повышение эффективности транспортной системы в целом и в том числе на своевременное предупреждение и выявление неисправностей технических объектов, что позволяет предотвратить последующие отказы и повысить безопасность движения. Существенное влияние на стоимость жизненного цикла подвижного состава оказывает степень совершенства организации технического обслуживания и ремонта. Что же показали результаты исследований, выполненные отделом ремонта в отделении «Тягового подвижного состава» ВНИИЖТа, и какая система повышения надежности и увеличения эксплуатационного ресурса технических средств может быть применена в ОАО «РЖД»? Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Актуализация энергетической стратегии ОАО «РЖД»
Кобзев С.А., Котельников А.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годРоссийские железные дороги в силу больших объемов перевозок являются мощным корпоративным потребителем энергоресурсов - на их долю приходится до 5% электроэнергии и 10% дизельного топлива, потребляемых в стране ежегодно. При этом в общем объеме грузоперевозок первичные энергоносители (уголь, нефтепродукты и др.) составляют 40-45%; они идут и на потребности предприятий железнодорожного транспорта. После создания ОАО «РЖД» одним из первых стратегических документов, определяющих пути развития компании, была принятая в 2004 г. «Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года». Ее разрабатывал ВНИИЖТ (головной разработчик) с участием транспортных вузов, институтов РАН РФ, специалистов железных дорог. Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» предусматривает снижение удельного потребления энергоресурсов на железных дорогах к 2020 г. в тяге поездов до 10-15% и в стационарной энергетике до 25-40% по разным видам топливных ресурсов.
В 2007 г. на расширенном заседании Правления компании с широким участием членов правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, руководителей промышленности были подведены итоги первых трех лет энергосберегающей деятельности ОАО «РЖД». Было отмечено выполнение предусмотренных стратегией основных параметров энергопотребления, а по энергосбережению - их опережение. За это время удельные расходы на единицу перевозочной работы в тяге поездов снижены по электроэнергии на 2,1% и по дизельному топливу на 2,2%, а в стационарной энергетике за счет энергосбережения, ужесточения системы учета и контроля - до 30-40% по разным видам топлива. В рамках отраслевой инвестиционной программы «Ресурсосбережение» на внедрение энергосберегающих технических средств и технологий ежегодно предусматривается до 3-4 млрд. руб. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Перспективные решения в области электроснабжения железных дорог
Миронос Н.В., Добровольскис Т.П.

Устройства электроснабжения железных дорог в последние годы претерпевают значительные изменения. Связано это с возрастающими нагрузками на энергетическое оборудование, повышающимися требованиями к его надежности и безотказной работе при снижении затрат на содержание. Рост скоростей движения и увеличение массы поездов также требуют применения новых технических решений и совершенствования конструкций в хозяйстве электроснабжения железных дорог.
За последние годы во ВНИИЖТе проведен ряд исследований, направленных на поиск путей дальнейшего повышения энергетической эффективности тяги, в том числе за счет использования нетрадиционных систем тягового электроснабжения повышенного напряжения. Была доказана принципиальная возможность повышения напряжения передачи энергии поездам в 60, 90 и 110 кВ с сохранением напряжения на электроподвижном составе 25 кВ (автотрансформаторные системы) и непосредственно в контактной сети 50 кВ 50 Гц с электроподвижным составом на это напряжение. Совместно с МГУПСом система 90 кВ (номинальное напряжение 94 кВ) разрабатывается для грузонапряженного участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги. Железные дороги России в силу больших объемов грузо- и пассажироперевозок на длинные расстояния являются энергоемкой сферой экономики. Энергетическая составляющая в себестоимости перевозок достигает 12-13%. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Создание пути с высокой и долговременной стабильностью
Абдурашитов А.Ю.

Основными направлениями исследований, решаемыми научными подразделениями комплексного отделения «Путь и путевое хозяйство» ВНИИЖТа, является создание конструкции пути с высокой стабильностью, требующей при заданном уровне надежности минимума совокупных затрат на устройство, ремонт и текущее содержание. В понятие «обновление путевого хозяйства» сегодня входят многие составляющие. Это расширение сферы применения бесстыкового пути, создание и совершенствование конструкции верхнего строения, в частности разработка конструкций, дифференцированных по условиям эксплуатации: для высокоскоростного и тяжеловесного движения, участков с совмещенным движением грузовых и скоростных пассажирских поездов, для различных климатических условий и т.д. Работы проводятся на основе функционально-стоимостного анализа конструкций пути и его элементов, корректировки норм устройства и содержания пути, выделения новых эффективных технологий его ремонта и содержания, использования современных путевых машин повышенной производительности и надежности, совершенных средств диагностики и мониторинга состояния пути с прогнозом остаточного ресурса. Все это направлено на оптимизацию стоимости жизненного цикла конструкции пути, обеспечение гарантированной безопасности движения. В целом предстоит создать новую систему ведения путевого хозяйства на базе совершенствования организационной структуры управления и периодичности ремонтов пути с использованием современной путевой техники.
Как известно, условия работы пути чрезвычайно разнообразны на различных участках железнодорожной сети, которые различаются по грузонапряженности, скоростям движения, климатическим особенностям, по характеру трасс (процент кривых и уклонов) и эксплуатируемому подвижному составу, погонным нагрузкам, параметрам торможения и т.д. В то же время основные характеристики конструкции верхнего строения пути на дорогах унифицированы (равнопрочный путь) и не учитывают всего разнообразия условий по равнонадежности пути. Другими словами, создается или излишняя, или недостаточная для современной эксплуатации прочность пути. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Инновационные направления развития тягового подвижного состава
Кобзев С.А., Назаров О.Н., Заручейский А.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годОсновой формирования долгосрочных стратегических и целевых программ является учет преобладающих тенденций и факторов развития, определенных на основе теории предвидения и методов прогнозирования. Первый в истории нашей страны план долгосрочного развития - план ГОЭЛРО - был разработан с использованием впервые разработанной в начале ХХ века русским ученым Н.Д. Кондратьевым (1892-1938) теории предвидения, основанной на познании и умелом использовании закономерностей социально-экономической статистики и цикличной динамики. Сегодня при формировании перспективных планов и подготовке комплексных программ научно-технического развития используются аналогичные подходы. Наиболее сложным и ответственным элементом предвидения и прогнозирования является прогноз цикличной динамики в исследуемой отрасли, смены циклов и их фаз, а также неизбежных периодических кризисных явлений. Циклы являются основной движущей силой развития любых систем, в том числе и технических. Каждый цикл технической системы включает в себя несколько фаз: зарождение идеи из достижений предыдущего цикла, инновационные проработки и развитие идеи, распространение и расширение использования, стабильное развитие, вытеснение новой, более прогрессивной системой или идеей (кризисная фаза). После этого, как правило, система переходит в новое качественное состояние или деградирует.
Наиболее полно изучены среднесрочные экономические циклы длительностью 40-60 лет - длинные волны экономической динамики, получившие название «кондратьевских циклов». В их основе лежит периодическая смена преобладающих технологических укладов и научно-технических направлений, каждое из которых включает в себя несколько следующих друг за другом поколений техники. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Грузовые и пассажирские вагоны нового поколения
Барбарич С.С., Краснобаев А.М., Новоселов В.В.

ВСтратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года к основным направлениям инновационной деятельности применительно к подвижному составу отнесены: увеличение скоростей движения и нагрузки на ось, снижение массы тары грузового вагона, модернизация вагонов с продлением их эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик. Наряду с другими инновациями реализация указанных направлений должна существенно сократить транспортную составляющую в цене продукции, на 30 - 40 % повысить производительность труда работников железных дорог, ускорить модернизацию материально-технической базы железнодорожного транспорта, увеличить среднюю массу поездов, сократить удельный расход энергоресурсов на тягу, ускорить продвижение поездопотоков, повысить безопасность движения, безотказность и эксплуатационную готовность подвижного состава. В настоящее время сформировались основные требования и подходы к проектированию грузовых вагонов нового поколения, нацеленные на освоение растущих грузопотоков. Это прежде всего повышение их производительности и экономичности по сравнению с серийными не менее чем на 10% при безусловном обеспечении безопасности движения. Для создания новых вагонов ведутся исследования по совершенствованию их узлов и систем. В частности, разрабатываются новые конструкции ходовых частей, колесных пар, колес и буксовых узлов, автосцепных устройств. Для увеличения межремонтных пробегов предусматривается применение износостойких элементов в парах трения, литых деталей повышенной надежности, новых конструкционных материалов высоких классов прочности.
Развитие информационных баз данных об использовании вагонного парка, учитывающих всю совокупность факторов, влияющих на техническое состояние вагонов, их узлов и систем позволяет перейти к системе технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию вагона. Для этого создается ремонтно-эксплуатационный паспорт вагона, который должен представлять собой электронный документ, обеспечивающий учет и хранение информации о выполняемой вагоном работе и изменении его технического состояния во времени. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новое в развитии автотормозной техники
Никитин Г.Б., Казаринов А.В., Назаров И.В.

Ровно через тридцать лет после официального образования института в соответствии с приказом № 207Ц министра путей сообщения И.В. Ковалева от 31 марта 1948 г. в составе ЦНИИ МПС на базе широко известной тормозной лаборатории было организовано самостоятельное подразделение - отделение автотормозного хозяйства. Его основной задачей в то послевоенное время было осуществление комплексной научно-технической политики перевооружения автотормозного хозяйства железнодорожного транспорта СССР на базе новейших отечественных и мировых достижений в области тормозостроения. У истоков создания отделения и последующего его расцвета стояли талантливые ученые-организаторы с мировыми именами - В.Ф. Егорченко, В.М. Казаринов, В.Г. Иноземцев и В.Ф. Ясенцев, а также известнейшие изобретатели-практики Ф.П. Казанцев, И.К. Матросов, Т.Е. Шавгулидзе и другие. В разные годы в отделении работали Герои Советского Союза В.Ф. Соснин и Б.К. Саламбеков.
За годы существования отделения его специалистами написаны учебники для вузов, издан ряд альбомов и учебно-демонстрационных плакатов, выпущено 18 сборников научных трудов, посвященных вопросам теории и практики автотормозного хозяйства. Результаты исследований докладывались на российских и международных научно-технических конференциях, сетевых школах, семинарах. Высок и значим уровень их патентной и изобретательской работы: начиная с 1963 г. сотрудниками отделения только через институт получено около 300 «красных углов» и патентов. В активе сотрудников отделения награды правительства, ВДНХ, отраслевых выставок, МПС. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новые материалы и технологии
Сапожников С.А.

В настоящее время железнодорожный транспорт относится к самым металлоемким отраслям и является крупнейшим потребителем металлопродукции. Основными потребителями являются путевое и вагонное хозяйства, которые используют металл в виде конструкций, деталей верхнего строения пути, подвижного состава: рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес, осей, надрессорных балок, боковых рам и т.д.. Большая металлоемкость отрасли определяет ведущую роль транспортного материаловедения в развитии железнодорожного транспорта.
Особое значение занимают работы по повышению качества рельсовой и колесной сталей. С целью снижения случаев разрушения рельсов, особенно в зимнее время, внедрена технология изготовления рельсов повышенной надежности для эксплуатации при низких температурах. Такие рельсы созданы в результате совместной работы специалистов отделения с металлургами Новокузнецкого и Нижнетагильского комбинатов ОАО «НКМК» и ОАО «НТМК». За счет повышенного содержания азота (8-20 rrm) в новых рельсах гарантируется повышенный, не менее чем до 20,4 Дж/см2, уровень ударной вязкости. Разработаны новая марка низколегированной стали и технология, обеспечивающая получение рельсов повышенной прямолинейности для скоростных участков пути. Для участков скоростного совмещенного движения применяются рельсы повышенной прямолинейности с местными неровностями не более 0,3 мм на длине 1,5 м. Для кривых малого радиуса предложены рельсы из заэвтектоидной стали повышенной износостойкости. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Современные методы и средства испытания элементов инфраструктуры и подвижного состава
Гусаков В.И., Савин А.В.

Огромный опыт проведения различных испытаний накоплен на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке, ставшем одним из крупнейших мировых центров для испытаний транспорта. Как известно, здесь имеются три замкнутых электрифицированных (кольцевых) пути, специализированные комплексы стационарных устройств, позволяющие выполнять тягово-энергетические, эксплуатационные, приемочные и сертификационные испытания тягового подвижного состава, оценивать прочностные и динамические качества локомотивов и вагонов, а также их отдельных узлов - тележек, колесных пар, автосцепок, букс и т.д.
Во ВНИИЖТе могут быть исследованы и испытаны устройства тягового электроснабжения, верхнее строение и основание пути, весь спектр механических свойств металлов и сплавов, климатические установки, тормозное оборудование, сварные конструкции; проведены усталостные и статические испытания рельсов и т.д. Стенды, на которых проводят испытания, позволяют воспроизводить весь диапазон эксплуатационных воздействий. Многие из стендов оснащены современными компьютерными системами измерений. На всех этапах развития ВНИИЖТа как ведущего научно-исследовательского комплекса железнодорожного транспорта особое внимание уделялось созданию и совершенствованию экспериментальной и испытательной базы, разработке и практической реализации эффективных методов и средств испытания подвижного состава, элементов инфраструктуры, другого оборудования и материалов, разрабатываемых для железных дорог страны и поставляемых на сеть. Сегодня ВНИИЖТ аккредитован на проведение более 100 видов испытаний техники, здесь аттестовано более 500 методик их проведения.
На сегодняшний день, испытательный центр ВНИИЖТа является единственным в России и на пространстве колеи 1520 полигоном, на котором можно проводить весь комплекс сертификационных испытаний. Отработанная десятилетиями система испытаний включает в себя лабораторные, стендовые, полигонные испытания на Экспериментальном кольце в Щербинке и Скоростном полигоне Белореченская - Майкоп, а также специальные - на действующих линиях (высокоскоростные, тяжеловесные, динамические по воздействию на путь и др.) испытания. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Ресурсосберегающие технологии и технические средства
Гудков А.В., Лозинский В.Н., Овсенев А.А., Быков А.А.

На протяжении многих лет ВНИИЖТ активно участвует в реализации программы ресурсосбережения на железнодорожном транспорте. Созданные специалистами института технологии обеспечивают снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, значительную экономию материальных и трудовых ресурсов. Рассмотрим некоторые из таких решений, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации на железных дорогах страны. С 1999 г. институтом ведется внедрение рельсосмазывателя РС-2 ВНИИЖТ. Его использование на сети подтвердило, что лубрикация является одним из самых эффективных способов уменьшения бокового износа локомотивных бандажей, вагонных колес и рельсов. Благодаря лубрикации в среднем по сети дорог удалось увеличить ресурс локомотивных бандажей и вагонных колес в 3-4 раза, соответственно сократив потребность ОАО «РЖД» в замене рельсов по дефекту бокового износа. В конструкции РС-2 ВНИИЖТ реализован бесконтактный способ смазки и автоматическое регулирование количества подаваемой смазки при скоростях движения до 100 км/ч.
В 2006 г. институтом разработана рельсосмазывающая установка РС-4 четвертого поколения. В ней устройство подготовки и заправки смазочного материала и расходная емкость с пневмовытеснением выполнены в едином блоке с насосом высокого давления. Механическая и гидравлическая части не требуют регулировки и наладки в процессе эксплуатации, а режимы подачи смазочного материала реализуются микропроцессорной системой управления и приводным электродвигателем мощностью до 0,8 кВт. Установка имеет системы подогрева и фильтрации смазочного материала и может размещаться практически на всех видах подвижного состава: электровозах, тепловозах, автомотрисах, вагонах. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Особенности реформирования нормативной базы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте
Хацкелевич А.А.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годНа железнодорожном транспорте России в настоящее время выстраивается новая нормативная база, и в первую очередь системы обеспечения безопасности. Существующая и создаваемая в настоящее время системы технического регулирования на железнодорожном транспорте России существенно отличаются от аналогичных систем в других отраслях естественных монополий. В отличие от электроэнергетики и топливных отраслей объекты технического регулирования на железнодорожном транспорте не позиционированы в пространстве, и перевозчики имеют дело не с одной выделенной структурой, а пользуются практически всей сетью железных дорог. В отличие от морского транспорта и авиации количество объектов регулирования на несколько порядков выше, поэтому использование процедуры допуска при эксплуатации из этих отраслей для железнодорожного транспорта неприемлемо. Структура объектов технического регулирования на железнодорожном транспорте имеет схожие черты с автомобильным транспортом, но требования к подвижным объектам, магистральным путям, инфраструктуре и интервальному регулированию движения поездов несоизмеримо более жесткие. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Совершенствование управления пассажирским комплексом
Марчук Б.Е.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годУровень организации пассажирских перевозок имеет важное значение для создания имиджа железнодорожного транспорта в целом. Их качество определяет степень реализации потребностей широких слоев населения в перевозках путем поддержания социально низких пассажирских тарифов. В сфере пассажирских перевозок страны железные дороги занимают ведущее положение. Для сохранения их превалирующих позиций на рынке транспортных услуг с одновременным снижением расходов и привлечением дополнительных доходов необходимо постоянно совершенствовать управление пассажирским комплексом. При этом основная деятельность в организации управления в конечном итоге сводится к оперативному установлению оптимального соотношения между потребностью населения в перевозках и имеющимися транспортными средствами в условиях непрерывного колебания пассажиропотоков и необходимости обеспечения высокой культуры обслуживания пассажиров.
Рынок транспортных услуг формируется под воздействием большого числа факторов. Его емкость определяется прежде всего спросом, т.е. потребностью населения в целом и отдельных групп в частности, обеспечиваемой необходимыми денежными ресурсами. Соотношение между спросом и предложением - наиболее существенный фактор потребительского рынка. В связи с этим в пассажирском хозяйстве требуется эффективный механизм управления перевозками, который обеспечивал бы быстрый сбор, обработку и выдачу менеджерам всех уровней Федеральной пассажирской дирекции рекомендаций для принятия оперативных решений по управлению бизнес-процессами, снижению затрат и получению дополнительных доходов, используя широкие возможности системы «Экспресс-3». Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Актуальные проблемы развития хладотранспорта
Науменко С.Н., Теймуразов Н.С.

В России с ее беспрецедентными расстояниями перевозка скоропортящихся грузов (СПГ) железнодорожным транспортом всегда являлась задачей особой социальной значимости. Основная доля перевозок СПГ по железным дорогам приходится на дальность более 600 км. Для перевозки режимных скоропортящихся грузов, большинство из которых составляют продукты питания, на железных дорогах страны традиционно используется специализированный изотермический подвижной состав (ИПС). К нему относится групповой рефрижераторный подвижной состав (ГРПС), включающий 5-вагонные рефрижераторные секции ЦБ и БМЗ общим объемом 160-200 т, а также одиночные изотермические вагоны (ОИВ) - главным образом автономные рефрижераторные вагоны (АРВ), автономные рефрижераторные вагоны со служебным помещением (АРВ-Э) и вагоны-термосы (ВТ) объемом 40-50 т. Действовавшее в СССР государственное планирование поставок продовольственных грузов и система централизованного снабжения крупных городов и промышленных районов продуктами питания определили структуру парка изотермического подвижного состава в пользу большегрузного ГРПС. В советское время его доля составляла 81%, на ОИВ приходилось 19%.
В 1994 г. принадлежащий МПС парк ИПС в количестве более 52 000 вагонов был поделен между бывшими союзными республиками. После его раздела в Российской Федерации сохранилось практически такое же соотношение ГРПС и ОИВ, а именно 83% и 17%. Бывшим союзным республикам было передано 23000 изотермических вагонов, из которых 96% рефрижераторных, включая 18% АРВ и 4% вагонов-термосов. В середине 1990-х годов на Российских железных дорогах была упразднена база технического обслуживания АРВ, что привело к исключению из обращения автономных рефрижераторных вагонов, и доля ГРПС в отечественном парке составила 93%. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Решение актуальных проблем экономики
Мирошниченко О.Ф.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годПроводимые Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) исследования в области экономики и финансов направлены на повышение качества транспортного обслуживания и оптимизацию эксплуатационных затрат на основе рационального управления производственными ресурсами, укрепления материально-технической базы, совершенствования тарифной политики с учетом развития конкуренции на рынке транспортных услуг в условиях структурной реформы отрасли.
Отделение экономики ВНИИЖТа было создано в июне 1944 г. и в 1999 г. преобразовано в комплексное отделение экономики и финансов. Первым его руководителем был выдающийся ученый профессор Т.С. Хачатуров, ставший впоследствии академиком АН СССР. В разное время отделение экономики возглавляли доктора экономических наук А.Е. Гибшман, А.С. Чудов, Е.Д. Хануков, Б.И. Шафиркин, А.П. Абрамов, Л.А. Мазо, кандидаты наук Я.Б. Смолянский, В.М. Романов, М.А. Симановский, С.Н. Журавлев, инженер Д.П. Тыванчук. Комплекс исследований, выполняемых в отделении, обусловлен требованиями динамично развивающейся компании ОАО «РЖД» на этапе ее становления и продолжающегося реформирования. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Новые методические подходы к экономической оценке изменения показателей эксплуатационной работы
Ефимова Е.Н., Морозова М.В.

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 4 2008 годОдной из актуальных задач, связанных с определением эффективности эксплуатационной работы и оптимизацией издержек на разных уровнях управления ОАО «РЖД», является оценка использования инфраструктуры и подвижного состава. В настоящее время кардинально изменились экономические, эксплуатационные и правовые условия работы железнодорожного транспорта. С вводом в действие новой Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», изменениями в статистической отчетности, а также проведением структурных преобразований в отрасли ряд методических подходов к определению эффективности эксплуатационной работы по уровням управления потребовалось пересмотреть. В частности, в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта в 2006 г. произошло выделение пассажирского комплекса дальнего следования и наделение Федеральной пассажирской дирекции (ФПД) имуществом. Из состава железных дорог в ФПД переданы структурные подразделения дорог (штаты и имущество) - Дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании, переименованные из дорожных в региональные (РДОП), которые включены в структуру ФПД в качестве ее территориальных (региональных) структурных подразделений.
В апреле 2007 г. создан и наделен имуществом еще один сетевой функциональный филиал ОАО «РЖД» - Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Создание Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ), вывод ремонтных депо из состава дорог требует адекватного распределения расходов ЦДРВ по железным дорогам. В ближайшей перспективе в ОАО «РЖД» должны произойти дальнейшие структурные преобразования, связанные с выделением комплекса, обслуживающего путевое хозяйство. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Улучшение условий и охраны труда
Ищенко В.Н., Тубашев И.В.

Отделение охраны труда ВНИИЖТа строит свою работу исходя из программ по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в ОАО «РЖД», в тесном взаимодействии с Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании. В числе основных направлений деятельности можно назвать разработку нормативных документов, в том числе правил по охране труда, требований безопасности, стандартов, создание средств защиты от вредных и опасных производственных факторов, прежде всего специальной одежды и обуви, средств защиты органов слуха, зрения, коллективной защиты от шума, вибрации, запыленности и загазованности. Выполняется анализ случаев производственного травматизма с разработкой профилактических мероприятий с использованием автоматизированной системы АУАНСЖД. Специалисты отделения принимают участие в сертификационных и приемочных испытаниях железнодорожной техники, выработке технических и технологических решений в области железнодорожной светотехники.
Реформирование железнодорожного транспорта повлекло за собой разграничение полномочий в вопросах разработки нормативных правовых документов по охране труда и нормативных документов ОАО «РЖД» между Минтрансом России и компаниями. Работа по приведению нормативной базы в соответствие с новыми условиями хозяйствования была начата с момента образования акционерного общества. В 2003-2007 гг. отделением Охраны труда ВНИИЖТа для компании было разработано более 20 нормативных документов. В ближайшие годы предстоит подготовить еще почти 50 нормативных документов, т.е. более половины всех документов, предусматриваемых перспективными планами. Помимо нормативных документов, регламентирующих порядок организации безопасной работы, институт разрабатывает документы, устанавливающие порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и контроля за ее качеством. В частности, разработаны «Положение о порядке обеспечения работников ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода», издан “Альбом-справочник специальной одежды и специальной обуви для работников организаций ОАО «РЖД»”. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 


Нижегородское отделение - филиал ОАО «ВНИИЖТ»
Ерилин Е.С.

Нижегородское отделение ВНИИЖТа основано 28 декабря 1999 г. В настоящее время здесь трудятся 45 сотрудников, в том числе три кандидата технических наук. Отделение обеспечивает полный цикл работ - от создания научно-технических разработок, направленных на повышение безопасности движения поездов и ресурсосбережение, до выпуска продукции, ее испытания и внедрения на сети железных дорог. Тематика научно-исследовательских разработок формируется на основе сетевых программ ОАО «РЖД» и заявок департаментов компании. Все научные разработки защищены патентами на изобретения и полезные модели, а продукция, созданная на основе этих разработок, имеет сертификат качества. В данном материале в качестве примера дано описание нескольких эффективных разработок Нижегородского филиала ВНИИЖТа. Полностью текст выступления доступен в полиграфической версии нашего журнала. Подробнее о способах заказа…
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования