Круглая дата

Августин Бетанкур
К 250-летию со дня рождения


В феврале 2008 г. исполняется 250 лет выдающемуся инженеру и ученому в области механики и строительства, одному из основоположников науки о теории машин и механизмов, крупному специалисту в области транспортных коммуникаций, государственному деятелю и педагогу, организатору и первому ректору Института Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения) Августину Бетанкуру.

С его именем связывают начало бурного развития инженерной мысли в Испании и России, где он проработал 16 лет и где покоится его прах. Творения и достижения этого незаурядного человека в строительстве дорог и мостов, проектировании и создании механизмов для различных отраслей промышленности, сооружении крупных инженерных и гражданских комплексов, становлении высшего технического образования вызывают огромный интерес, восхищение и уважение.

Редакция журнала «Железнодорожный транспорт» гордится тем, что именно Августину Бетанкуру принадлежит идея начать выпуск нашего издания. Напомним, что она была успешно реализована в 1826 г. с выходом в свет «Журнала путей сообщения», к сожалению, уже после смерти Бетанкура. По мнению редакции, будет правильным открыть февральский номер журнала статьей, посвященной жизни и деятельности Августина Августиновича Бетанкура, незаурядной личности, посвятившей всю свою жизнь научно-техническому прогрессу, память о которой бережно хранят и в Испании, и в России.

Августин Августинович Бетанкур начал свой жизненный путь в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Получив общее образование в Королевском учебном заведении и Академии изящных искусств в Мадриде, Бетанкур стал одним из образованнейших людей в Испании. В возрасте 26 лет он стал академиком изящных искусств, и талантливого молодого человека командировали во Францию. Здесь он окунулся в кипучую научную жизнь, проявив особый интерес к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт. В этой области Бетанкуру огромную помощь оказала Парижская школа мостов и дорог, которую он блестяще окончил в 1787 г. Чтобы ознакомиться с паровыми машинами, он побывал также в Англии, где изучал работу фабрик и заводов. За несколько лет напряженной учебы и работы Бетанкур к 30 годам сам стал крупным инженером-исследователем. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который он возглавлял целых 15 лет. Здесь он собрал богатую коллекцию оригинальных образцов машин и механизмов и их описание.

В 1799 г. Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Со свойственной ему энергией он взялся за переустройство системы путей сообщения в стране, основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов. После прихода к власти короля Карла IV управлять страной фактически стал фаворит королевы дон Годой, который отказал Бетанкуру в реализации многих намеченных им планов.

Тогда Бетанкур решил переехать во Францию, а затем в Россию по приглашению Александра І. Его выдающиеся способности, многогранность таланта получили широкую известность в России в период интенсивной творческой деятельности в 1808-1824 гг., когда он проявил себя как талантливый инженер, умелый руководитель и организатор. Инженерные проекты Бетанкура нашли свое воплощение во многих городах России, в первую очередь в Санкт-Петербурге, обессмертили его имя.

Первый проект Бетанкура - фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П.П. Соколов) был сооружен в 1810 г. Этим фонтаном, воспетым А.С. Пушкиным и А.А. Ахматовой, до сих пор восхищаются посетители Екатерининского парка. В 1809-1812 гг. Бетанкур создал оригинальную механическую землечерпалку с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. В августе 1812 г. землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе по чертежам Бетанкура и при его участии, была доставлена в Кронштадт, где выполняла дноуглубительные работы в акватории порта.

В 1813 г. по проекту Бетанкура строится первый постоянный мост через Малую Невку (один из рукавов Невы), получивший название «Каменноостровский». Машины, конструкции и приспособления для строительства деревянного арочного моста были созданы под руководством Бетанкура в мастерских института. Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения и вызывал восторженные отзывы современников. Его ученики разработали основы проектирования новых конструкций мостов через реки и каналы города, в том числе висячих Пантелеймоновского и Египетского мостов через Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский канал.

Позднее был сооружен уникальный Малый Конюшенный мост через Мойку и Екатерининский канал, а в 1828 г. Большой Конюшенный мост через Мойку. Все эти мосты, отличающиеся высокими архитектурно-художественными качествами, стали неотъемлемой частью интерьера Петербурга.

В 1816 г. на Охте был построен первый лесопильный завод, оснащенный паровыми машинами, сконструированными Бетанкуром. Позднее по этому образцу строились многие лесопильные заводы в России. В 1818 г. в Санкт-Петербурге вошла в строй построенная по проекту Бетанкура и под его непосредственным руководством «Экспедиция заготовления государственных бумаг» - ассигнационная фабрика (ныне фабрика «Гознак») на берегу Фонтанки в Адмиралтейском районе. Строительство фабрики, жилья для рабочих, детского сада, школы и больницы (целый комплекс зданий), оснащение фабрики оборудованием, обучение работников - все это Бетанкур осуществил за два года. Им были спроектированы два отделения фабрики - бумагоделательное и типографское, сконструированы для них паровые машины и оборудование, которое изготовили в Петербурге и частично привезли из Англии. Бетанкур разработал и специальный рецепт изготовления бумаги из русской пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр ассигнаций и особую технологию нанесения их на бумагу, построил нумерационную и грифовальную машины.

В 1821 г. вступил в строй новый Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы по линии «Исаакиевский собор - здание 12 Коллегий». Создан он был по проекту Бетанкура, и по этому образцу в последующие годы возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава. В 1823 г. по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище в Петербурге возвели оригинальную каменную Георгиевскую церковь. Она простояла 115 лет, но в 1938 г. ее разобрали.

Особо хотелось выделить разработанные Бетанкуром механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные Монферраном. Позднее на их основе Монферраном была создана система механизмов и деревянных конструкций для установки в 1832 г. Александровской колонны на Дворцовой площади. А. Бетанкуру пришлось решить и еще одну инженерную задачу. Осенью 1820 г. сильный порыв ветра повредил крест на куполе Казанского собора, открытого в сентябре 1811 г. Крест согнулся, а «яблоко» у его основания деформировалось. Городской архитектор П.С. Филиппов предложил выправить крест и «яблоко» на месте, не снимая их, что потребовало бы минимальных средств. Однако, генерал-губернатор граф Милорадович усомнился в этой рекомендации и обратился за консультацией к А. Бетанкуру. В феврале 1821 г. Бетанкур сообщил Милорадовичу, свое решение: «Для устроения сего креста нужно: 1. снять оный, чего невозможно сделать без лесов, расположа их на верхней части купола; 2. главную полосу из железа, коей утверждается крест, в куполе сковать из цельного куска и 3. разрезать лучи, окружающие оный». Исправление креста по предложению Бетанкура поручили архитектору А.А. Михайлову. В начале 1822 г. крест и «яблоко» были сняты. За работу взялись подрядчики И. Ваншин и И. Карягин, поставившие крест и «яблоко» на старое место к 20 августа, а к сентябрю полностью завершили ремонт кровли.

Огромной заслугой Бетанкура перед Петербургом стала организация под его руководством в 1816-1824 гг. «Комитета для строений и гидравлических работ». Под наблюдением комитета осуществлялись крупные градостроительные проекты в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Свою главную роль комитет, возглавляемый Бетанкуром, сыграл в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями, непревзойденными в истории градостроительства, - это Дворцовая, Сенатская и Михайловская площади, Марсово поле.

Историческим сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стал Манеж, открытый 30 ноября 1817 г. Площадь его - почти 7,5 тысяч м2, что позволяло разместить в нем более двух тысяч человек. По размерам, конструкции и архитектуре Манеж не имел тогда равных в Европе.

Московский Манеж (экзерциргауз) создавали в ознаменование пятой годовщины изгнания армии Наполеона из России. Москва, как известно, сильно пострадала от пожаров в 1812 г. После завершения Отечественной войны необходимо было срочно восстанавливать первопрестольную. Александр I принял решение отметить победу России в войне в Москве. К приезду императора надо было построить специальное здание, чтобы в него можно было ввести полк солдат. Император сам выбрал место будущего экзерциргауза - у Боровицкого моста, ведущего в Кремль.

Поручение о строительстве нового здания получил Московский военный генерал-губернатор А.П. Тормасов. Необходимые земляные работы («нулевой цикл») выполнили под руководством генерал-майора Корпуса инженеров путей сообщения Л.Л. Карбонье (он тогда занимал должность Главного инспектора путей сообщения). Карбонье подготовил проект и самого здания, к которому приложил смету расходов. Но император воздержался от его утверждения и предложил Бетанкуру создать альтернативный вариант конструкции здания.

Проект Бетанкура (в архитектурной части были учтены предложения Монферрана) получил одобрение Александра I, возведение здания поручили Карбонье при участии архитектора Ламони. Так как Бетанкур и Карбонье находились в Петербурге, то непосредственное строительство Манежа в соответствии с проектом осуществлял инженер путей сообщения поручик А.Я. Кашперов. Для наблюдения за работами Бетанкур несколько раз приезжал в Москву.

Здание Манежа размером внутри 166,1х44,7 м без внутренних колонн с перекрытием из деревянных ферм длиной по 44,86 м и фундаментом глубиной 4 м (без цоколя) было готово к осени 1817 г. В нем состоялся парад войск в присутствии Александра I в связи с пятилетием победы над Наполеоном.

Внешний вид Манежа удивляет всех своей необычностью. Массивные, утолщенные книзу стены опираются на высокий цоколь, боковые стены расчленены неравномерно поставленными колоннами. На торцевых широких стенах под фронтонами и посредине длинных боковых стен располагаются деревянные тройные ворота. Около трети площади стен занимают окна, благодаря чему помещение хорошо освещается в дневное время. Первоначально по оси фасада, обращенного к Александровскому саду, размещалась входная полуротонда (но она не сохранилась). Высокая двускатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания. Окончательная отделка здания затянулась. Две стропильные фермы в июле 1818 г. дали трещины. Пришлось перестраивать кровлю. Бетанкур увеличил число ферм (вместо тридцати - сорок пять с уменьшением расстояния между ними) и поручил полковнику Р. Баусу переделать кровлю. Эта работа была завершена в мае 1824 г. Руководил ею инженер-майор Кашперов, награжденный за это орденом Святого Владимира 4-й степени.

В 1825 г. по чертежам знаменитого архитектора О.И. Бове предполагалось выполнить скульптурный декор - 12 чугунных барельефов с изображением военных трофеев. Запроектировал их Бетанкур еще в 1819 г., однако они так и не были изготовлены. Общие затраты на строительство Манежа составили 1 млн. 200 тыс. руб. В 1827 г. его передали в ведение Кремлевской Экспедиции. Бетанкур оставил свидетельство о своих работах по Манежу, опубликовав в 1819 г. в Санкт-Петербурге монографию «Описание Московского Дома для упражнений» (на французском языке). В Центральном музее железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге хранится модель Манежа, выполненная из дерева, в масштабе 1:36 (152х45х68 см).

В 2004 г. в Манеже случился пожар, который полностью уничтожил уникальное творение А. Бетанкура. Выстояли только каменные стены (их толщина около 2 м) и подлинная лепнина на фасадах. По решению правительства в 2005 г. Манеж был воссоздан в первоначальном виде и сегодня используется как Центральный выставочный зал столицы.

Но главным детищем Бетанкура все же был Институт Корпуса инженеров путей сообщения, учрежденный 2 декабря 1809 г. манифестом императора Александра I. В подготовке инженерных кадров в Институте ему удалось главное - объединить в программе обучения в единое целое гуманитарные, естественнонаучные и технические знания. Воплощением такого синтеза знаний был и сам Бетанкур. Таким образом, институт Корпуса инженеров путей сообщения стал тем стволом высшей технической школы России, от которого пошли многие ветви инженерного образования.

По инициативе Бетанкура уже в первые годы к преподаванию в институте привлекаются крупные отечественные и французские специалисты. Исполняя свой долг перед Россией, которая стала для него второй родиной, Бетанкур способствовал формированию в институте прогрессивных взглядов на общественное развитие страны. Расширение путей сообщения рассматривалось как важный фактор роста экономики страны и уменьшения зависимости России от иностранных специалистов. Из лучших выпускников института готовились будущие отечественные профессора - А.Д. Готман, Я.А. Севастьянов, А.И. Рокасовский, М.С. Волков, В.Н. Денисов, П.П. Мельников и другие. По решению Бетанкура в институте были созданы обширная библиотека и различные учебные кабинеты, а немного позже - музей института.

А. Бетанкур, возглавляя институт, ясно видел, что количество выпускников (за 1811-1824 гг. было подготовлено всего 150 инженеров) не отвечает потребностям развития транспортной сети страны. Поэтому он представил Александру І проект образования специального Строительного отряда, куда могли поступать работники других ведомств, не получившие специального технического и строительного образования. 17 апреля 1819 г. император утвердил предложения Бетанкура, и строительные организации ведомства путей сообщения стали пополняться специалистами, которые практически осваивали премудрости строительного дела.

Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей, способных к практическому выполнению работ по реконструкции существующих и строительству новых путей сообщения (на уровне техников). 1 мая 1820 г. это предложение Бетанкура также было утверждено. В эти школы принимались юноши в возрасте 16-19 лет. Выпускали их в чине прапорщика и направляли на строительные работы в Строительный отряд. После 4-6 лет обучения выпускники І класса получали звание старшего унтер-офицера, ІІ класса - младшего унтер-офицера. Это были квалифицированные исполнители проектов новых сооружений. Кстати, здания для кондукторской школы, мастерские с большой паровой машиной (мощностью 10 лс) и литейная были возведены по проекту Бетанкура. Кондукторская школа сыграла свою роль и была закрыта в 1839 г., а ее оборудование перевезли в институт. В 1826 г. Военно-строительную школу и институт также объединили, воспитанники старшего класса училища поступили на первый курс института.

В 1832 г. при Главном управлении путей сообщения было учреждено Училище гражданских инженеров, в 1841 г. создано Архитекторское училище, которое через год вошло в состав Училища гражданских инженеров. Объединение получило название Строительное училище, которое позже после ряда преобразований превратилось в Архитектурно-строительный университет (1993 г.). Так что корни этого университета связаны с деятельностью Бетанкура.

В ноябре 1818 г. генерал-лейтенант А. Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями и занимал этот пост до сентября 1822 г., проявив «сильный организаторский талант». С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 г. строительства Московского шоссе. Для возведения искусственных сооружений на нем Бетанкур создал специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства вел лично. Уже 1 сентября 1820 г. между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка дороги еще продолжалась.

С 1827 г. началось постоянное движение почтовых дилижансов, все работы были закончены только в 1834 г. В 1820 г. Бетанкуром была создана Комиссия проектов и смет Главного управления путей сообщения. Это была первая проектная организация не только отечественного транспорта, но и в строительстве в целом. Комитет стал государственным органом по контролю всех строительных и гидравлических работ в Российской империи. Здесь осуществлялась экспертная оценка планов градостроительства, предлагаемых архитектурных решений, проектов благоустройства отдельных городов. Комиссия обеспечивала экспертизу проектов с точки зрения надежности и экономичности инженерных сооружений. В качестве экспертов привлекались авторитетные в своей области специалисты - инженеры, ученые, архитекторы. На основе широкой инженерно-технической экспертизы крупных проектов удалось поставить под контроль городское строительство в масштабе страны.

В библиотеке Петербургского университета путей сообщения хранится рукописный отчет Бетанкура об инспекционной поездке по России в 1820 г. В этом отчете ставятся вопросы улучшения судоходства в бассейне рек Волги и Камы, соединения Волги с Доном, строительства Военно-Грузинской дороги, расширения черноморских торговых портов Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя, Феодосии, Керчи, разработки природных богатств Кавказа и Крыма. В библиотеке хранится также рукописный отчет Главного управления водных и сухопутных путей сообщения за 1821 г. в трех частях. Один перечень чертежей свидетельствует об огромном объеме работ управления под руководством Бетанкура, характеризующем все виды деятельности инженеров путей сообщения.

Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и по строительному отряду Бетанкур учредил «Дежурство» из опытных инженеров, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 г. образовал Главный штаб корпуса. При Главном директоре путей сообщения была учреждена и особая канцелярия, где регистрировались все письма и распоряжения по Ведомству путей сообщения (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения).

По инициативе Бетанкура была проведена подготовительная работа по изданию «Журнала путей сообщения». Его первый номер вышел в 1826 г., уже после смерти Бетанкура, и сразу приобрел популярность среди инженерной и научной общественности.

Титаническая деятельность Бетанкура на благо России послужила основанием для награждения его орденом Святого Александра Невского и орденом Святого Владимира, которые он носил вместе с почетным испанским орденом Святого Иакова с мечом.

Жизнь и деятельность Августина Бетанкура в России (1808-1824 гг.) - это его «звездные» годы, годы поисков решений трудных проблем, годы славы. Многогранная работа давала ему смысл и оправдание жизни в новой для него стране и должна была стать надежной защитой от недоброжелателей. Однако последние годы жизни принесли Бетанкуру много переживаний и незаслуженных обид. Он стал жертвой интриг недоброжелателей и завистников, среди которых в правительственных кругах был Аракчеев, всемогущий фаворит Александра I, а в Главном управлении путей сообщения - генералы Карбонье и Вельяшев, постоянно доносившие императору о малейших просчетах и упущениях в разнообразных делах Бетанкура. Так он попал в немилость к императору и 2 августа 1822 г. был отстранен от должности Главного директора путей сообщения.

Обиженный и оскорбленный своим преемником на посту директора (с 1822 г. главноуправляющего) герцогом Вюртембергским в подавленном состоянии духа Бетанкур летом 1823 г. отправился в Нижний Новгород для осмотра работ по обустройству Нижегородской ярмарки, его последнего крупного строительного детища в России. Здесь он узнал о смерти своей любимой дочери Каролины, скончавшейся при неудачных родах. Этот удар оказался для него роковым и ускорил его кончину. Вернувшись в Петербург, Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 г., а 14 июля того же года его не стало.

Прах Августина Бетанкура захоронен в Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры. На его могиле установлен величественный памятник, изготовленный по рисунку благодарного Монферрана. Бетанкур навечно соединил себя с Санкт-Петербургом и Россией. 24 июня 2003 г., в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга, в сквере у здания Петербургского университета путей сообщения в присутствии студентов, преподавателей и гостей был открыт памятник инспектору (первому ректору) Института Корпуса инженеров путей сообщения Августину Августиновичу Бетанкуру. На открытие памятника прибыли представители городской и районной администрации, Октябрьской железной дороги, ученые высших учебных заведений. В церемонии приняли участие испанский наследный принц де Фелипе, президент корпуса инженеров путей сообщения Испании. Ректор университета путей сообщения В.И. Ковалев в своем выступлении поблагодарил авторов проекта памятника Бетанкуру скульптора В.Э. Горевого и архитекторов Ю.А. Никитина и В.В. Попова за создание монументального художественного произведения, украсившее историческую площадь у Обуховского моста через Фонтанку.

Институт Корпуса инженеров путей сообщения, созданный Бетанкуром, еще в годы его управления достиг своего расцвета, позднее стал одним из ведущих научных и учебных центров, оказал большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России. За время существования в нем подготовлено почти 100 тыс. специалистов, в том числе более 2 тыс. для зарубежных стран.

Петербургский государственный университет путей сообщения бережно хранит традиции, заложенные Бетанкуром и его учениками, развивает их и преумножает своими делами.