Русский испанец

 


Вернуться к содержанию подборки

Версия для печати
 

В Санкт-Петербурге вышла из печати монография В.Е. Павлова «Русский испанец», посвященная 250-летию со дня рождения Августина Августиновича Бетанкура, выдающегося ученого и инженера, организатора и первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения, ныне Петербургского государственного университета путей сообщения.

Монография представляет собой научно-популярное издание, в котором автор раскрывает многогранную творческую деятельность А. Бетанкура в российский период его жизни - с 1808 по 1824 г. Впервые его деятельность освещена в монографии в наиболее полном объеме, при этом использованы многочисленные литературные источники и архивные материалы. Новая книга существенно дополняет сведения, ранее опубликованные в монографии А.Н. Боголюбова «Августин Августинович Бетанкур», изданной в 1969 г., и в разделе «В России», написанном В.Е. Павловым для книги «Августин Бетанкур. Ученый, инженер, архитектор, градостроитель», изданной в 2002 г.

Жизнь и деятельность Бетанкура в России показаны в связи с крупными событиями, которые происходили в ту эпоху: наступление нового XIX столетия, а также второго столетия Санкт-Петербурга, начало правления двадцатичетырехлетнего императора Александр I, старт важных реформ в управлении государством и т.д. Император, в частности, принял неотложные меры по развитию путей сообщения, понимая, что экономическое состояние страны, производство и торговля требуют строительства новых дорог и водных коммуникаций. Создается Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В книге показана огромная роль Бетанкура, назначенного в сентябре 1809 г. инспектором (ректором) Института, в организации и обеспечении подготовки первых российских инженеров путей сообщения по расширенной программе, впитавшей в себя многие достижения науки и техники того времени. Показана его роль в создании библиотеки и музея института, превратившихся к нашему времени в хранилища уникальной литературы и экспонатов.

На основе многих фактов раскрывается активная деятельность Бетанкура в 1819-1822 гг. в должности Главного Директора путей сообщения. В это время он обеспечивал строительство шоссе с каменным покрытием и многочисленными мостовыми переходами на трассе Петербург - Москва, проводил в жизнь техническую политику по совершенствованию главных водных путей сообщения в европейской части России. Ему принадлежит идея и программа издания первого журнала ведомства путей сообщения, традиции которого бережно сохраняет сегодня журнал «Железнодорожный транспорт». Особенно ярко представлена роль Бетанкура в архитектурной и градостроительной областях. Возглавив Комитет для строений и гидравлических работ, созданный волей Александра I, Бетанкур объединил крупнейших архитекторов и инженеров с главной целью - придать облику Санкт -Петербурга вид, достойный столицы Российского государства, игравшего после победы над Наполеоном ведущую роль на мировой арене. Деятельность Комитета нашла отражение и в различных городах России. Этому, а также личной творческой деятельности Бетанкура в книге отведен значительный объем.

Достоинством новой книги являются многочисленные иллюстрации и использование новых, мало известных материалов об инженерных проектах ученого, воплощенных в сооружениях и в градостроительстве и вошедших в золотой фонд инженерного дела. Особенно подробно рассказывается о проектах Бетанкура, реализованных в Санкт-Петербурге. Часть этих сооружений сохранилась до нашего времени и представляет интерес для исследователей истории. Вклад Бетанкура в российское инженерное дело, в культурное наследие России неоценим, обширен и уникален.

Хотелось высказать и некоторые пожелания автору монографии. Приведенный в ней обширный перечень российских литературных источников и архивных материалов, отражающих российский период деятельности выдающего инженера, безусловно, представляет интерес. Но именной список, приведенный в книге, был бы более полезным и содержательным, если бы по каждой фамилии давалась короткая информация о годах жизни, приводились сведения о деятельности персонажа. Несколько неудобно для читателя расположены иллюстрации, так как приходится неоднократно возвращаться к ранее написанному тексту. В целом автор, известный своими публикациями по исторической тематике и ставший за 50 лет работы в Университете путей сообщения практически его историографом, представил интересную монографию, которая войдет в фонд литературы о развитии инженерного дела в России.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования