Славный юбилей ветеранской организации

А.Я. Сиденко,
председатель Центрального Совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати
 

В апреле этого года Общероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России отмечает свой юбилей - 25 лет со дня образования. За прошедшие годы ветеранское движение железнодорожников много сделало для становления отрасли, ее развития. Старшее поколение своим трудом создало могучую железнодорожную державу. Железнодорожники внесли неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечивая перевозки в особо тяжелых условиях.

2005 г. Железнодорожники-ветераны войны и труда
на праздновании 60-летия Дня Победы в Москве

В послевоенные годы восстановили разрушенные магистрали и осуществили техническую революцию на транспорте на базе внедрения электрической и тепловозной тяги, новейших достижений науки и техники. За заслуги перед отечеством десятки тысяч тружеников стальных магистралей отмечены высокими государственными и отраслевыми наградами.

Создание организации ветеранов железнодорожного транспорта проходило в непростое время. В начале 1980-х годов железнодорожный транспорт, с трудом справляясь с перевозками, испытывал серьезные затруднения в работе. Трудности возникали, несмотря на усиление производственного потенциала, техническую реконструкцию и совершенствование технологии работы. В сложившихся условиях необходимо было изыскивать внутренние резервы, активнее использовать передовой опыт, развивать наставничество. Естественно, в стороне от этого не могли находиться ветераны, оставившие работу по возрасту, но не безразличные к деятельности родных предприятий и организаций. Так, на ряде железных дорог и предприятиях группы ветеранов стали объединяться и создавать советы, координирующие их общественную работу. Обладая ценным опытом, ветераны в порядке шефства и наставничества передавали свои навыки работы, обучали и воспитывали молодежь в духе традиций старших поколений. Только в течение 1983-1984 гг. на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта к этому важному делу было привлечено около 300 тыс. пенсионеров, обладающих огромным производственным и жизненным опытом. Все они безвозмездно участвовали в подъеме работы транспорта.

Учитывая многочисленные пожелания ветеранов-железнодорожников и дорожных советов ветеранов, Коллегия МПС СССР и президиум ЦК профсоюза на совместном заседании 26 апреля 1984 г. рассмотрели вопрос «О Центральном Совете ветеранов железнодорожного транспорта» и приняли решение о его образовании как органа по координации организаторской деятельности и воспитательной работе. Были утверждены Положение о Совете и его состав, в который вошли руководители Министерства путей сообщения, железных дорог, ветераны с линейных предприятий и организаций. В Положении подчеркивалось, что Центральный Совет ветеранов железнодорожного транспорта является добровольным общественным органом, призванным содействовать улучшению работы ветеранских организаций на железных дорогах, линейных предприятиях и в других транспортных организациях.

Первым руководителем Центрального Совета ветеранов был И.В. Ковалев - крупный организатор военных перевозок Красной Армии, нарком и министр путей сообщения в 1944-1948 гг. Он много сделал для становления, совершенствования и дальнейшего развития ветеранского движения в отрасли. По его предложению в сентябре 1986 г. на коллегию министерства был вынесен вопрос об активизации деятельности Центрального и дорожных советов ветеранов по улучшению работы транспорта, привлечению наиболее авторитетных ветеранов к руководству организациями ветеранов на предприятиях, развитию наставничества, воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к железнодорожной профессии.
 

2000 г. Ф.И. Шулешко и Е.М. Чухнюк
на праздновании Дня Победы

Эти решения стали отправной базой совершенствования организационной работы, укрепления связей ветеранских организаций с железными дорогами и линейными предприятиями, создания системы всесторонней помощи ветеранам-железнодорожникам. На основе их был разработан и принят учредительной конференцией 15 ноября 1991 г. Устав Общероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России. Устав закреплял автономность организации, Центральный Совет и советы железных дорог не входили в региональные общества, а действовали самостоятельно.

Важным итогом деятельности руководства министерства и Центрального Совета ветеранов в начале 90-х годов стало постановление Совета Министров СССР о распространении льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, на работников спецформирований НКПС, действовавших в период 1941-1945 гг. Большой вклад в положительное решение этого вопроса внес И.И. Родионов, работавший в тот период заместителем председателя Центрального Совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта и в 1993 г. ставший его председателем. Как и Ковалев, И.И. Родионов стоял у истоков ветеранского движения в отрасли. В грозные военные годы он возглавлял Бологовское отделение Октябрьской железной дороги. Когда в начале 1990-х гг. остро встал вопрос о социально-бытовом и медицинском обеспечении ветеранов войны и тружеников тыла, ветеранов труда отрасли, вопросы материальной поддержки ветеранов, оказания им помощи в решении жилищных и других вопросов стали главными в его повседневной деятельности. В этот период был сформирован и внесен в коллективный отраслевой договор социальный пакет для неработающих пенсионеров.
 

2007 г. На торжественном митинге ветеранов войны и труда в канун Дня Победы
в центральном офисе ОАО «РЖД»

Почти десять лет ветеранской организацией железнодорожного транспорта руководил Ф.И. Шулешко. Это крупный организатор, возглавлявший Южно-Уральскую и Северную железные дороги, работавший первым заместителем министра путей сообщения. Он внес весомый вклад в обеспечение стабильной работы отрасли, ее техническое перевооружение и реконструкцию. Существенным был вклад Ф.И. Шулешко и в дальнейшее развитие ветеранского движения, сохранение и расширение социально-бытовых льгот неработающим пенсионерам, укрепление связей ветеранских организаций с трудовыми коллективами и учебными заведениями железнодорожного транспорта.
 

В Центральном Совете ветеранов
железнодорожного транспорта

Герой Социалистического Труда
Ю.Н. Чумаченко проводит беседу
с локомотивными бригадами
по безопасности движения

Председатель Совета ветеранов
Тульского отделения В.П. Хавторин (слева)
и руководитель группы ветеранов-общественников
по безопасности движения В.М. Серянов

За прошедшие четверть века сформировалась стройная система ветеранского движения на железнодорожном транспорте. Сегодня в 2980 организациях объединено свыше 770 тыс. ветеранов, среди них 25,3 тыс. участников Великой Отечественной войны, 127 тыс. тружеников тыла, 5 Героев Советского Союза, 5 полных кавалеров ордена Славы, 38 Героев Социалистического Труда, 10 полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Во многих делах трудовых коллективов железнодорожников чувствуется поддержка и помощь ветеранов и ветеранского актива. Много сил они отдают воспитанию молодежи, вносят посильный вклад в улучшение производственной деятельности структурных подразделений, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания пенсионеров, организации их отдыха в оздоровительных учреждениях.

Деятельность ветеранских организаций нацелена прежде всего на защиту гражданских и социально-экономических прав пенсионеров, ветеранов войны и труда. Существенными стали усилия по улучшению пенсионного обеспечения и расширения социальных льгот за счет ОАО «РЖД». Увеличивается число неработающих пенсионеров-железнодорожников, которые дополнительно к трудовой пенсии через благотворительный фонд «Благосостояние» получают корпоративную пенсию. В 2006 г. их было 117 тыс., в 2007 г. - 147,5 тыс., в 2008 г. - около 170 тыс. Средний размер такой пенсии составляет в настоящее время свыше 2,7 тыс. руб. Более 500 тыс. ветеранов, которые ушли на пенсию до 2003 г., получают ежемесячно помощь через благотворительный фонд «Почет».

В данный период она составляет от 250 до 350 руб. Практически все ветераны-железнодорожники, желающие поправить свое здоровье в санаторно-курортных учреждениях или домах отдыха компании, получают путевки. Активную работу по социальным вопросам ведут советы ветеранов железных дорог. Так, на Западно-Сибирской железной дороге социальный пакет по коллективному договору составил 5900 руб. в 2007 г. и 6400 руб. в 2008 г. Для адресной поддержки неработающих пенсионеров на дороге создан и работает свой «Благотворительный фонд». Ветераны магистрали принимают деятельное участие в различных сторонах жизни предприятий и особенно в работе комиссий по безопасности движения поездов, охране труда, укреплению трудовой и технологической дисциплины. Эти комиссии, действующие уже много лет, накопили большой опыт, в них активно работают более 600 ветеранов. Об эффективной помощи пожилых людей в качестве активных общественных инспекторов по безопасности движения и охране труда свидетельствует и то, что 10-12 ветеранам ежегодно присваивается звание «Почетный ветеран Западно-Сибирской железной дороги».

Огромную помощь в решении производственных вопросов, и прежде всего связанных с обеспечением безопасности движения поездов, оказывают ветераны-общественники на Московской железной дороге. Здесь в рядах общественных инспекторов работают железнодорожники всех специальностей - движенцы, локомотивщики, вагонники, энергетики и путейцы. Наиболее продуктивно эта работа организована на Тульском отделении, где ее возглавляет почетный железнодорожник В.М. Серянов - человек ответственный, болеющий за порученное дело. Общественные контролеры выявляют немало недостатков и отступлений от технических норм и требований. Руководители подразделений к этим проверкам относятся с пониманием и оперативно реагируют на вскрытые недостатки. Так, бывший старший осмотрщик-ремонтник вагонов депо Узловая В.М. Ананьев во время одной из проверок обнаружил у четырех из шести вагонов, вышедших из ремонта, серьезные недоработки. Все они были тут же устранены. И таких примеров немало.
 

Ветераны - машинисты локомотивов

Встреча со студентами Волгоградского техникума
железнодорожного транспорта

Встреча с преподавателями и учащимися
Воронежского колледжа
железнодорожного транспорта

С ценной инициативой выступил Герой Социалистического Труда Ю.Н. Чумаченко - бывший машинист электровоза локомотивного депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги, один из инициаторов вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. В течение многих лет, являясь общественным инспектором по безопасности движения поездов, он проводит большую общественную работу не только на Московской, но и на других железных дорогах. Его неоднократные поездки в кабинах локомотивов машиниста по маршрутам Москва - Владивосток - Москва, Москва - Воркута - Москва, Москва - Мурманск - Москва и по многим направлениям Московской дороги оказали большую пользу локомотивным бригадам. Его замечания как общественного машиниста - инструктора по безопасности движения воспитывают у локомотивных бригад и других работников железнодорожного транспорта чувство осознанного выполнения должностных требований по безопасности движения. Инициатива Ю.Н. Чумаченко важна тем, что он проводит ее на рабочем месте в кабине локомотива, и поэтому результаты становятся более наглядными и эффективными.

Центральный Совет ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта рекомендовал дорожным советам активнее внедрять такой метод помощи локомотивным бригадам. Сегодня подобная работа уже ведется во многих локомотивных депо и на других предприятиях отрасли.

Социально-бытовые вопросы неработающих пенсионеров успешно решаются на всех железных дорогах, в филиалах ОАО «РЖД», ряде дочерних и зависимых обществ. Ветераны чувствуют себя частью своих коллективов и поэтому активно участвуют в их жизни, принимая деятельное участие в работе различных комиссий, смотрах, других массовых мероприятиях. На Восточно-Сибирской железной дороге за последние годы для участников войны приобретено 30 квартир. В 2008 г. ветеранам было отремонтировано 85 квартир на сумму 3 млн. руб. На Московской железной дороге действует бесплатный санаторий-профилакторий на 80 мест для неработающих пенсионеров. Нуждающиеся пенсионеры обеспечиваются также бесплатным топливом.

Трудно переоценить роль ветеранов как наставников - людей, умудренных жизнью, с огромным трудовым и боевым опытом, в проведении воспитательной работы среди железнодорожников. Это одно из главных направлений в деятельности всех ветеранских организаций. Работа по патриотическому воспитанию молодых железнодорожников, передача им традиций старших поколений, таких как товарищеская поддержка, корпоративная сплоченность, преданность общему делу, всегда были и остаются в центре внимания ветеранов-железнодорожников. Немало сил и энергии отдают этому важному делу старейшие работники отрасли Елена Мироновна Чухнюк, Виталий Федорович Соснин, Сергей Афанасьевич Пашинин, Игорь Владимирович Харланович, Игорь Дмитриевич Бачурин, Павел Алексеевич Прищепин и многие другие.
 

Стали традиционными поездки ветеранов
по местам боевой славы

В целях поощрения наиболее активных ветеранов-общественников Центральный Совет ветеранов войны и труда учредил звание «Почетный ветеран железнодорожного транспорта» с вручением специального знака. Правление ОАО «РЖД» поддержало это решение и установило специальное материальное поощрение к этому званию. За три года почетное звание присвоено 75 ветеранам. Первые награжденные (их 21 человек) - это организаторы ветеранского движения на дорогах. Удостоверение №1 получила Екатерина Алексеевна Прочухан. Ей 85 лет, всю жизнь она посвятила железным дорогам, многие годы была бессменным секретарем Центрального Совета. Вторым стал Сергей Афанасьевич Пашинин.

В 1941 г. после окончания МИИТа он возглавил поразделения по восстановлению дорог на прифронтовой полосе. Сейчас возглавляет воспитательную работу, курирует музеи железнодорожного транспорта и Общество любителей железных дорог. Обладатель удостоверения №3 - Игорь Владимирович Харланович, первый заместитель председателя Центрального Совета, участник Великой Отечественной войны, начальник Главного научно-технического управления МПС (1984-1994 гг.), видный специалист в области управления перевозочными процессами.

Много внимания ветеранские организации уделяют подготовке квалифицированных специалистов, формированию уважительного отношения молодежи к профессии железнодорожника. Этому была посвящена, к примеру, встреча ветеранов-общественников, железнодорожников-участников Великой Отечественной войны и руководителей ветеранских организаций железных дорог со студентами Воронежского колледжа железнодорожного транспорта.

В 2007 г., в рамках программы «Молодежь ОАО «РЖД» на Северо-Кавказской железной дороге прошла сетевая школа по передаче передового опыта по патриотическому воспитанию и наставничеству молодого поколения. Подобные встречи, организуемые Центральным Советом и советами ветеранов железных дорог, проходят регулярно. Только в 2006-2008 гг. с участием знатных железнодорожников они состоялись в Московском, Тайгинском и Волгоградском колледжах железнодорожного транспорта, Московском и Ростовском государственных университетах путей сообщения.

В подшефных общеобразовательных школах и школах-интернатах ветераны железных дорог ведут активную работу по пропаганде железнодорожных профессий, трудовых традиций отрасли. Интересный опыт накоплен ветеранской организацией Юго-Восточной железной дороги. В целях координации работы с детьми совет ветеранов дороги стал учредителем общественной организации юных железнодорожников «Магистраль». Ее дорожный совет возглавили ученики старших классов. Как показывает практика, многие выпускники школ после завершения учебы приходят на работу в подразделения дороги или продолжают учебу в высших и средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта.

Многое делается ветеранскими организациями для сохранения истории железных дорог, увековечивания памяти выдающихся железнодорожников, совершенствования работы музеев. Плодотворно работают в этом направлении ветеранские организации Горьковской железной дороги. Здесь советы ветеранов отделений усилили внимание к деятельности всех 13 музеев на дороге. Ведущая роль в оказании методической и практической помощи принадлежит дорожному музею. С его экспонатами, рассказывающими о трудовых заслугах тружеников магистрали, боевых подвигах в период Великой Отечественной войны дивизиона бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец», ежегодно знакомятся почти 2,5 тыс. студентов РГОТУПСа и Нижегородского техникума железнодорожного транспорта, учащихся технического училища, детской железной дороги и общеобразовательных школ.

Центральный Совет ветеранов войны и труда совместно с руководством ОАО «РЖД» и дорожными ветеранскими организациями осуществляет целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи на примерах героизма, проявленного железнодорожниками при защите Отечества. Этой работе, связанной с днями воинской славы и другими памятными событиями в истории страны, придается большое значение. Подготовлены и выпущены три тома книги «Герои стальных магистралей». Это летопись о 127 железнодорожниках, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в суровые военные годы. Создана Книга Памяти, собраны материалы о вкладе железнодорожников в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для музея на Поклонной горе.

Совместно с МПС России и ОАО «РЖД» выпущены 10 документальных фильмов о вкладе железнодорожников в Великую Победу. Их неоднократно показывали по Центральному телевидению. В образовательных учреждениях, домах и дворцах культуры, на предприятиях развернуты постоянно действующие экспозиции о подвиге железнодорожников в войне. В последние годы регулярно осуществляются поездки ветеранов войны и знатных железнодорожников по местам боевой славы.

В этих поездках принимают участие и студенты железнодорожных вузов и техникумов. Вот некоторые из этих поездок. В июле 2004 г. состоялась ретро-поездка ветеранов по маршруту Москва - Смоленск - Могилев - Брест - Минск - Орша, а в мае 2005 г. акция «Эшелон Победы» по маршруту Москва - Брест и обратно (совместно с правительством Москвы).

В июле 2008 г. на поезде «Памяти» была организована поездка по местам сражений в связи с 65-летием Курской битвы с проведением митингов и встреч с жителями и трудовыми коллективами. В сентябре 2008 г. в Волгограде прошла школа передового опыта по патриотическому воспитанию молодежи. Ее участники посетили исторические места и святыни города-героя, в том числе музей-панораму «Сталинградская битва» и Мамаев Курган. Теплой была встреча со студентами Волгоградского техникума железнодорожного транспорта.

Сегодня перед ветеранской организацией железнодорожников стоит много проблем. Основой для положительного их решения являются Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008-2010 гг. и распоряжение ОАО «РЖД» от 21 апреля 2008 г. № 843 «О порядке выплаты единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам и поддержки деятельности советов ветеранов ОАО «РЖД». К сожалению, социально-бытовые льготы, предусмотренные Коллективным договором, на всех неработающих пенсионеров распространить пока не удалось. Особенно это касается дочерних обществ, где на ветеранском учете около 43 тыс. пенсионеров. Мы надеемся, что эти трудности временные и связаны в основном со становлением дочерних обществ как самостоятельных бизнес-структур холдинга «РЖД».

Будет продолжена творческая работа по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2006-2010 гг.» и целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД». Особое внимание будет уделено мероприятиям по достойной встрече 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для укрепления связи со старшими поколениями, сохранения лучших традиций железнодорожников Центральный Совет ветеранов намерен расширить привлечение к общественной деятельности наиболее авторитетных неработающих ветеранов. На решение всех этих задач и нацелена сегодня деятельность ветеранских организаций железнодорожного транспорта.

В заключение мне хотелось сердечно поздравить всех ветеранов-железнодорожников войны и труда с юбилеем нашей ветеранской организации и выразить уверенность, что все мы и впредь будем активно помогать коллективам предприятий ОАО «РЖД» решать актуальные вопросы производственной деятельности, развивать и преумножать замечательные традиции родного железнодорожного транспорта. Хочу через журнал передать всем ветеранам-железнодорожникам пожелания крепкого здоровья, счастья и благополучия. Пусть вас не покидают жизненный оптимизм и хорошее настроение, любовь и забота родных и близких.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования