Экономика

Инвестиционные проекты года


Декабрьский номер журнала, как всегда, представляет наиболее крупные, интересные и эффективные инвестиционные проекты, реализованные в течение года на железных дорогах страны. Традиционную подборку материалов, представленных всеми 17 железными дорогами - филиалами ОАО «РЖД», открывает вступительная статья начальника Департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» И.Б.Коломейского.

Итоги реализации инвестиционной программы 2007 г. Приоритетом инвестиционной политики ОАО «РЖД» в 2007 г. было определено развитие и обновление инфраструктуры, в первую очередь на основных транзитных и экспортно ориентированных направлениях. На эти цели планировалось использовать более 78% средств инвестиционной программы. Кроме того, инвестиционная программа уходящего года имела целевую задачу обеспечения роста объемов перевозок, сокращения эксплуатационных расходов, повышения производительности труда, совершенствования системы организации управления перевозками на основе информационных технологий, внедрения ресурсосберегающих технологий, оснащения железных дорог подвижным составом нового поколения.

В инвестиционной программе 2007 г., утвержденной Правлением и Советом директоров компании, имеются три основных раздела: выделенные инвестиционные проекты, проекты хозяйств и обновление подвижного состава. Отдельно запланированы средства для внесения в уставный капитал формируемых в текущем году дочерних обществ.

Основным разделом инвестиционной программы является раздел «Выделенные инвестиционные проекты» с объемом финансирования в 120,1 млрд. руб., который состоит из проектов, направленных на развитие и модернизацию инфраструктуры основных направлений, обеспечивающих повышение доходов компании за счет освоения дополнительных объемов перевозок грузов. Приоритетными в этом разделе являются следующие инвестиционные проекты:
маркированный список Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел;
маркированный список Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел;
маркированный список Кузбасс - Северо-Запад;
маркированный список перевозки нефти на Китай (1-й этап);
маркированный список вынос железнодорожной линии Известковая - Чегдомын из зоны затопления Бурейской ГЭС;
маркированный список Беркакит - Томмот - Якутск;
маркированный список модернизация железнодорожной инфраструктуры о. Сахалин;
маркированный список организация высокоскоростного движения на направлении Москва - Санкт-Петербург;
маркированный список комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива;
маркированный список организация скоростного пассажирского движения на направлении Москва - Нижний Новгород.

К числу выделенных также отнесены важнейшие проекты по реконструкции искусственных сооружений, по созданию автоматизированных систем управления перевозочным процессом, внедрению ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, контроля и учета пассажиров, дальнейшему внедрению пригородного тактового движения и др.

Темпы исполнения годовых заданий 2007 г. в первом полугодии несколько опережали прошлогодние показатели и были предметом постоянного пристального внимания всех участников инвестиционного процесса, в первую очередь по причине традиционного затягивания договорной компании. В мае-июне в компании был предпринят ряд дополнительных мер по наращиванию темпов реализации инвестиционной программы 2007 г. и созданию условий для реализации годовых заданий. Принятыми мерами организационного и дисциплинарного порядка была закреплена тенденция нарастания темпов реализации инвестиционной программы по большинству составляющих ее проектов. Причастными департаментами обеспечивалось более строгое соблюдение сроков документооборота, утвержденных регламентами формирования и реализации инвестиционной программы, и обязательств, вытекающих из согласованных договоров.

По итогам работы компании за первое полугодие текущего года был подготовлен проект корректировки инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2007 г. с увеличением на 51 млрд. руб. за счет собственных средств, а также дополнительных поступлений целевых средств от внешних инвесторов в сумме 1,7 млрд. руб. Указанные средства предлагалось направить на следующие цели:
маркированный список обновление и развитие инфраструктуры - 23,7 млрд. руб.;
маркированный список обновление парка подвижного состава - 15 млрд. руб.;
маркированный список внесение в оплату уставных капиталов создаваемых дочерних обществ - 3,4 млрд. руб.;
маркированный список резерв на мероприятия, направленные на повышение капитализации ОАО «РЖД» (приобретение акций) - 10,4 млрд. руб.

Данная корректировка была рассмотрена и одобрена на заседаниях Правления и Совета директоров компании. В целом за 2007 г. инвестиционная программа ОАО «РЖД», финансируемая за счет всех источников, по оперативным данным, будет исполнена в сумме около 265 млрд. руб., в том числе за счет собственных средств компании - около 262 млрд. руб. Объем капитальных вложений, освоенных компанией за счет собственных источников отрасли, в сопоставимых ценах вырос в сравнении с 2006 г. на 37%. За счет внешних источников на программу капитальных вложений использовано около 3,5 млрд. руб. Привлеченные и бюджетные средства в первую очередь использованы для финансирования переустройства участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын в зоне затопления Бурейской ГЭС, реконструкции вокзальных комплексов пригородного и дальнего пассажирского сообщения, превентивных мероприятий программы безопасности движения и расходов по присоединению к путям общего пользования ведомственных подъездных путей.

В инвестиционной программе 2007 г., как и в 2006 г., сохранен акцент на решение проблем закупки и модернизации подвижного состава. В 2007 г. на железные дороги с учетом лизинга будет поставлено 342 локомотива, 895 пассажирских вагонов, более 20 тыс. грузовых вагонов, 760 вагонов электропоездов и рельсовых автобусов, а также произведена модернизация 258 локомотивов, 5160 грузовых вагонов, 189 пассажирских вагонов.

Оценивая ситуацию в целом, можно утверждать, что только принятие на всех уровнях руководства дополнительных неординарных мер позволило в последние месяцы повысить темпы реализации инвестиционной программы и выполнить большинство годовых показателей. Необходимо также отметить, что 15 ноября 2007 г. состоялось заседание Инвестиционной комиссии по инвестиционным проектам, претендующим на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, на которой был одобрен проект организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки с объемом государственного финансирования в размере 28 млрд. руб.

Приоритеты инвестиционной программы 2008 г. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2008 г. сформирована как портфель инвестиционных проектов с утвержденными бюджетами и сроками реализации. Базируется программа на основных положениях Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегической программы развития ОАО «РЖД» и соответствует программе структурной реформы на железнодорожном транспорте. В соответствии с данными документами развитие ОАО «РЖД» направлено на решение общегосударственных задач, оказание стимулирующего воздействия на ускорение экономического роста в стране и повышение эффективности деятельности компании. Соответственно, целевыми задачами ОАО «РЖД» являются:
маркированный список улучшение транспортной обеспеченности страны, освоение растущих потребностей экономики и общества в перевозках;
маркированный список обеспечение перевозками возрастающей подвижности населения как фактора социального развития страны;
маркированный список укрепление единого социально-экономического пространства страны на основе надежных и эффективных транспортных связей;
маркированный список повышение доходности и оптимизация издержек деятельности компании при снижении совокупных транспортных затрат в экономике.

Собственные средства компании, а также полученные за счет применения средств финансового рынка в совокупности позволят ОАО «РЖД» фактически удвоить величину инвестиционного бюджета на 2008-2010 гг., который прогнозируется на уровне 1,3 трлн. руб., и обеспечить решение большинства накопившихся в отрасли системных проблем.

Впервые в проект инвестиционной программы компании включены имеющие важное государственное значение проекты по реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань и по организации скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская. Проекты комплексной реконструкции участка Котельниково - Тихорецкая - Тимошевская - Крымская с обходом Краснодарского узла и участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород в ближайшее время также будут выдвинуты на получение государственной поддержки.

Реализация инвестиционной программы позволит не только обеспечить потребности экономики страны и населения в перевозках, но и решить имеющиеся в отрасли на сегодняшний день такие актуальные проблемы, как критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков, физическое и моральное старение технических средств.

Перспективная потребность в подвижном составе будет удовлетворена за счет поставок локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов нового поколения, отличающихся высокой экономичностью, лучшими техническими характеристиками, позволяющими снизить эксплуатационные расходы общества. Объемы инвестиций в обновление парка подвижного состава с учетом инвестиций создаваемой Первой грузовой компании определены в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

В целях освоения перспективных объемов перевозок приоритеты отданы комплексным проектам по развитию и обновлению инфраструктуры, позволяющим повысить пропускную и перерабатывающую способность железных дорог, имеющим приемлемые сроки окупаемости.

Если говорить о конкретных задачах, которые позволит решить реализация включенных в инвестиционную программу проектов, то в числе основных из них можно назвать следующие:
маркированный список организация скоростного пассажирского движения;
маркированный список организация движения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов;
маркированный список развитие пропускной способности существующей железнодорожной инфраструктуры;
маркированный список развитие подходов к портам и самих предпортовых станций;
маркированный список развитие крупнейших транспортных узлов;
маркированный список развитие железнодорожных участков в направлении пограничных переходов и непосредственно пограничных станций (основное место при этом занимает вопрос сообщения с Китаем по станции Забайкальск).

Повышение в перспективе привлекательности железнодорожного транспорта для потенциальных клиентов и эффективности пассажирских перевозок связано прежде всего с развитием скоростных и высокоскоростных перевозок, вводом в эксплуатацию принципиально нового подвижного состава и, соответственно, повышением качества обслуживания пассажиров. В инвестиционной программе и инвестиционном бюджете 2008-2010 гг. предусматривается продолжение реализации проектов по организации к 2010 г. полигона скоростного пассажирского движения на участках Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Санкт-Петербург - Бусловская. Кроме того, в 2008 г. инвестиционная программа предусматривает проведение проектно-изыскательских работ по строительству высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Ее сооружение позволит России войти в число государств, обладающих самой современной железнодорожной системой пассажирских сообщений.

Модернизация железнодорожной магистрали Центр - Юг для скоростного пассажирского движения кардинально повысит транспортную доступность российских черноморских курортов, в том числе привлекательность Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 г. Учитывая большую капиталоемкость проекта Москва - Адлер и наличие нескольких вариантов его реализации, в инвестиционном бюджете ОАО «РЖД» на 2007 г. предусмотрены средства на проведение изыскательских работ и обоснование инвестиций. По их результатам будет определен оптимальный вариант реализации проекта и необходимые объемы инвестиций.

Для организации движения тяжеловесных длинносоставных поездов предусматривается начиная с 2008 г. выполнение работ по подготовке инфраструктуры хозяйств (путевого, электроснабжения, СЦБ, связи и др.) для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками на всем протяжении маршрута. Подготовку инфраструктуры для обращения поездов повышенного веса планируется осуществлять путем ее поэтапного усиления в ходе работ по обновлению основных фондов, выработавших ресурс.

В инвестиционную программу включен проект «Реконструкция верхнего строения пути и комплексная реконструкция железнодорожного пути», направленный на полное обновление верхнего строения пути, усиление инженерных сооружений и создание условий для организации движения поездов повышенной массы и длины. Кроме того, увеличены объемы финансирования на реализацию мероприятий по обновлению и развитию инфраструктуры хозяйств электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики.

В рамках инвестпрограммы в 2008 г. будут завершены проекты по развитию транспортных коридоров Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел, Кузбасс - Северо-Запад. Именно на этих традиционно угольных маршрутах в первую очередь будет обеспечен беспрепятственный пропуск грузовых поездов весом до 6000 т и длиной в 71 условный вагон, что позволит увеличить грузопоток на направлениях вдвое и, как результат, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях. Это будет означать, что крупнейший угледобывающий российский регион станет центром протяженной сети грузовых коридоров и получит новый импульс к дальнейшему развитию.

Комплексная реализация этой части инвестиционной программы приведет к улучшению качественных показателей перевозочной работы. Увеличение скоростей движения пассажирских поездов будет обеспечено по итогам 2008-2010 гг. более чем на 4,5 тыс. км железных дорог, а для грузовых поездов - почти на 1,5 тыс. км. В среднем на 800 км ежегодно будет прирастать протяженность главных путей, способных обеспечивать пропуск поездов повышенной массы и длины.

В рамках решения задачи по усилению пропускной способности железных дорог также особо выделяются проекты, связанные с развитием подходов к морским портам, в том числе на Дальнем Востоке (Находкинский и Советско-Ванинский узел), в Мурманско-Беломорском регионе, на побережьях Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного морей.

Одной из важнейших задач, решаемых инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2008-2010 гг., будет комплексное развитие железнодорожных транспортных узлов. В их число вошли Санкт-Петербургский железнодорожный узел Октябрьской железной дороги, Череповецкий и Вологодский узлы Северной, Саратовский узел Приволжской, Свердловский, Пермский и Тюменский узлы Свердловской, Читинский узел Забайкальской железных дорог.

В целом сформированные проекты инвестиционной программы ОАО «РЖД» и инвестиционного бюджета компании на 2008-2010 гг. направлены на реализацию Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. и создание инфраструктурного базиса для ускорения развития экономики страны, выход на мировой уровень развития железнодорожного транспорта. Комплексное выполнение всех мероприятий, запланированных в рамках инвестиционного бюджета на 2008-2010 гг., позволит полностью освоить перспективный объем железнодорожных перевозок.