Экономика

Реформирование структурных подразделений отделения


Г.М. Газиев, начальник Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги, кандидат технических наук

Снижение транспортных издержек за счет повышения эффективности работы предприятий, входящих в ОАО «РЖД», является основой обеспечения высокой конкурентоспособности транспортных услуг, предоставляемых компанией. Важную роль в решении этой задачи играют структурные подразделения - отделения железных дорог. Здесь в выполнении главной транспортной задачи - перевозки пассажиров и грузов объединяется деятельность основных составляющих инфраструктуры - станций, дистанций пути, автоматики и телемеханики, электроснабжения, локомотивных, вагонных депо и других линейных предприятий. Причем уровень менеджмента в отделениях железных дорог во многом определяет внедрение на таких предприятиях новых технологий и структурных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности работы как самих предприятий, так и отделений железных дорог в целом. В публикуемой статье рассматривается опыт реформирования структурных подразделений, накопленный на Махачкалинском отделении Северо-Кавказской железной дороги.

На Махачкалинском отделении Северо-Кавказской железной дороги в процессе реформирования осуществлен комплекс мер по совершенствованию управления и технологии работы линейных предприятий и в целом отделения. Существенно повышена роль аппарата отделения в организации слаженной работы всех элементов инфраструктуры. Этому во многом способствовала организация с помощью руководства Северо-Кавказской железной дороги и ОАО «РЖД» непрерывного обучения кадров всех уровней современным методам управления.

Рассмотрим более подробно методы управления и технологии, реализованные в последние годы на Махачкалинском отделении.

Участковый метод текущего содержания устройств путевого хозяйства. В 2003 г. на отделении был внедрен новый метод ведения путевого хозяйства, основанный на участковой системе структурного деления дистанций пути. Предварительно было осуществлено укрупнение дистанций - из трех существовавших дистанций пути были образованы две.

Действовавший на всех дистанциях отделения околоточный метод содержания пути предусматривал в качестве основного подразделения околоток, обслуживавший примерно 30-40 км пути, возглавлявшийся путевым дорожным мастером. В каждый околоток входило по три бригады в составе пяти-шести рабочих, которые обслуживали пути длиной примерно 10 км. Такое маломощное подразделение, как бригада, могло выполнять только мелкие работы. Трудно было ожидать их высокого качества.

При околоточной системе на двух дистанциях было 34 околотка и 96 бригад. В результате объединения этих околотков и бригад созданы девять укрупненных участков. Каждый участок стал обслуживать по три-четыре станции и главные пути протяженностью 70-80 км развернутой длины, 150-160 стрелочных переводов. В производственный эксплуатационный участок входят начальник участка, мастер по планово-предупредительной работе, мастер по проверке и контролю качества выполняемых работ и 50-70 монтеров пути. На участке имеются дрезина ДГКУ, автолетучка. Участки полностью оснащены малой механизацией и инструментом. Разработаны положение о производственном участке, а также технологические процессы производства путевых работ силами участка.

Содержание пути на каждом участке организуется на основе разрабатываемого ежемесячно графика выполнения путевых работ. Именно на них сосредоточиваются основные силы участков. Дорожные мастера с небольшой бригадой ведут контроль за состоянием пути и выполняют неотложные работы.

Теперь у руководства отделения железной дороги появилась возможность планово организовывать работы по содержанию пути, выполнять больший объем работы и, что весьма важно, контролировать выполнение работ. Появились возможности специализации работников, рационального разделения труда, повышения квалификации, а значит и повышения производительности труда.

В результате внедрения участкового метода улучшилось качество содержания пути, что выразилось в снижении балльной оценки с 94 до 50 баллов. Практически более чем в 10 раз уменьшилось количество случаев затруднений в эксплуатационной работе (с 45-50 в месяц до 3-5). Стали единичными случаи непредвиденных нарушений содержания пути с ограждением мест производства работ, брака в работе. За счет снижения общего штата дистанций пути примерно на 15% получен значительный экономический эффект.

Таким образом, внедрение участкового метода ведения путевого хозяйства повышает производительность труда, качество и контроль выполняемых работ и тем самым укрепляет безопасность движения поездов. Применение данного метода позволило получить годовой экономический эффект более 9 млн. руб.

Бригадный метод текущего содержания устройств СЦБ. В 2004 г. на отделении был внедрен бригадный метод текущего содержания устройств сигнализации, централизации и блокировки. Он в определенной степени аналогичен участковому методу содержания устройств путевого хозяйства, поскольку предусматривает создание бригад для выполнения плановых работ вместо индивидуального обслуживания устройств электромеханиками СЦБ.

В зону действия Махачкалинской дистанции СЦБ входят 469 км линий автоблокировки и 132 км полуавтоблокировки, 850 стрелок электрической централизации, 77 переездов с автоматической переездной сигнализацией (АПС), 40 устройств контроля схода подвижного состава с рельсов (КТСМ), 70 датчиков модернизированного комплекса технических средств контроля подвижного состава (УКПС).

Обслуживание этой сложной техники, которая постоянно модернизируется, требует новых подходов к ее техническому содержанию при тщательной подготовке к выполнению работ. Это возможно при организации специальных бригад технического обслуживания, работающих по заранее разработанным планам.

Всего на дистанции было организовано 16 комплексных бригад, каждая в составе 4-6 работников. За каждой бригадой закреплена автомашина УАЗ, которая оснащена полным комплектом необходимого инструмента. Возглавляет бригаду старший электромеханик (ШНС). Несколько бригад образуют участок во главе с начальником участка (ШЧУ).

Согласно оперативному плану работ начальники участков планируют и докладывают о выполнении работ бригадами диспетчеру СЦБ (ШЧД), который согласовывает все работы по выключению устройств, сроки их выполнения и своевременное завершение работ бригадами.

Объединение в бригаду нескольких работников позволяет обеспечить рациональное разделение труда и лучше использовать индивидуальные способности каждого специалиста. В результате повышается заинтересованность в труде и качество исполнения, сокращаются непроизводительные потери на подготовительные работы.

Наличие в бригаде 4-6 человек дает возможность выполнять работы любой трудоемкости. При этом в бригаде менее ощутимо отсутствие одного работника, например при болезни или нахождении в отпуске. Меньшее влияние на условия содержания устройств СЦБ оказывает и отвлечение членов бригад на участие в путевых работах в «окна».

Бригадный метод исключает нахождение работников дистанции на железнодорожных путях в «одно лицо», что крайне важно для обеспечения их личной безопасности. Общая потребность в инструменте и измерительных приборах при бригадном методе меньше, чем при индивидуальном. Лучше обеспечивается круглосуточный вызов из дома на объект одного из работников бригады в случае необходимости. В бригаде более эффективно используется принцип взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Бригадный метод предоставляет значительно больше возможностей для повышения квалификации каждого работника. Обслуживание комплекса устройств СЦБ, УКСПС, КТСМ способствует расширению сферы знаний, улучшению условий для обмена опытом. Появилась возможность выполнять силами бригад небольшие строительно-монтажные работы.

Особую пользу данный метод приносит молодым, еще неопытным работникам, так как при возникновении неисправностей в устройствах при устранении отказов участвуют как опытные специалисты, так и те, которым предстоит еще освоить выполнение сложных операций. Важно, что весь необходимый объем работ по содержанию устройств автоматики стал выполняться меньшим контингентом при безусловном обеспечении требований безопасности движения.

Экономический эффект от внедрения бригадного метода содержания устройств СЦБ составил около 900 тыс. руб. в год.

Бригадный метод текущего содержания устройств радиосвязи. Аналогичная форма организации работ - бригадный метод обслуживания устройств связи - была в 2006 г. внедрена в хозяйстве Махачкалинского регионального центра связи. Целью перехода на бригадный метод стало сокращение сроков и затрат на выполнение комплексных профилактических работ и срочных работ по устранению отказов объектов связи и радиосвязи. Средство достижения этой цели - объединение в составе комплексных бригад механиков радиосвязи и связи, кабельщиков-спайщиков, оснащение каждой бригады автотранспортом.

Особое внимание в работе бригад уделяется организации безотказной работы устройств, планированию работ по недопущению повторения неисправностей в работе, а также использованию передовых методов обслуживания устройств связи.

С внедрением бригадного метода в Махачкалинском региональном центре связи практически были исключены отказы в работе устройств связи и радио по вине работников центра. Бригадный метод позволил высвободить 22 человека с годовым экономическим эффектом 2,8 млн. руб.

Комплексный метод обслуживания устройств электроснабжения. В условиях снижения объемов поездной работы, которое имело место в середине 90-х годов, на Махачкалинской дистанции электроснабжения содержание тяговых подстанций, постов секционирования (ПС) и пунктов параллельного соединения (ППС) было переведено на обслуживание комплексными бригадами ремонтно-ревизионного цеха. Были созданы три бригады, одна из них обслуживала ПС и ППС, а две другие - оборудование тяговых подстанций. В состав каждой бригады вошли работники маслогруппы (три человека), групп высоковольтных испытаний (три человека), релейной защиты и автоматики (два человека), телеуправления и КИП (два человека).

Ремонтные работы на тяговых подстанциях выполняются одной из комплексных бригад в течение двух недель согласно плану производства работ. Те работы, которые не требуют высокой квалификации (покраска, текущий ремонт разъединителей и др.), выполняет вся бригада по одному или нескольким нарядам, а работы, требующие высокой квалификации, - релейщики по наладке защит, работники по ремонту и ревизии маслонаполненной аппаратуры, высоковольтники, телемеханики по наладке дистанционного управления и телемеханики. Бригады, не выезжающие на тяговую подстанцию, по плану работают по районам контактной сети, ПП и ППС.

Реорганизации цеховых подразделений дистанции предшествовала большая подготовительная работа: было важно не допустить ухудшения обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, обслуживающих устройства электроснабжения.

Использование комплексного метода повысило уровень организации ремонта и содержания тяговых подстанций, дало экономию эксплуатационных расходов и фонда оплаты труда. Штат обслуживаемого персонала приведен в соответствие с размерами движения поездов, повысилась производительность труда.

Важной составляющей повышения эффективности работы Махачкалинского отделения стала централизация управленческих кадров и менеджмента в аппарате отделения. На отделении были созданы объединенный отдел кадров, объединенный планово-экономический отдел и централизованная бухгалтерия. Сегодня это в полной мере соответствует проводимой ОАО «РЖД» политике повышения мотивации трудовой деятельности, более активного воздействия на персонал, а в конечном итоге - получения максимальной прибыли.

Объединенный отдел кадров. До реорганизации в штаты каждого структурного предприятия, а также отделов материально-технического снабжения, водоснабжения и водоотведения отделения входили работники кадровой службы - начальник отдела кадров или специалист по управлению персоналом и инженер по подготовке кадров. В штате самого отделения также был отдел кадров. В ходе проводимых преобразований на отделении был создан объединенный отдел управления персоналом. Он является структурным подразделением аппарата Махачкалинского отделения и подчиняется начальнику отделения, а по оперативным и методическим вопросам - службе управления персоналом Северо-Кавказской железной дороги.

В состав отдела входят начальник отдела, заместители начальника по общим вопросам и узлам Дербент и Кизляр, ведущие специалисты и специалисты 1-й категории по управлению персоналом, инспекторы по социальным вопросам, психолог.

Специалисты отдела подразделяются на два блока: управленческий - в аппарате отделения и линейные специалисты, рабочие места которых расположены на предприятиях. Управленческий блок под руководством заместителя начальника отдела ведет работу по подбору, контролю, приему и увольнению кадров, решает социальные вопросы и вопросы подготовки кадров, наград и др. Линейные специалисты отдела координируют кадровую работу в прикрепленных структурных подразделениях.

Основными задачами объединенного отдела являются:
маркированный список проведение на отделении единой государственной и отраслевой политики, направленной на качественное формирование и использование кадрового потенциала, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров;
маркированный список создание на отделении эффективной системы обеспечения трудовыми ресурсами на основе качественного подбора, расстановки и воспитания кадров при полном использовании возможностей современных средств электронно-вычислительной техники, научных разработок в области управления персоналом;
маркированный список организация работы отделов и структурных подразделений отделения по укомплектованию штата с учетом выполняемого объема работ;
маркированный список изучение и анализ причин текучести и сменяемости кадров массовых профессий, состояния трудовой дисциплины в структурных подразделениях отделения, разработка и осуществление совместно с отделами мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и закреплению кадров;
маркированный список организация переподготовки кадров в области экономики, финансов, новых направлений современной техники и прогрессивной технологии;
маркированный список реализация государственной и отраслевой политики в области образования;
маркированный список определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее восполнения.

Специалисты объединенного отдела работают на современном уровне менеджмента, используют специализированные машинные программы в области работы с кадрами - ЕКАСУТР и ВИСП. Постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходя курсы повышения квалификации с отрывом от производства в Ростовском государственном университете путей сообщения (РГУПС). Создание объединенного отдела позволило высвободить 13 работников кадровой службы с годовым экономическим эффектом 1,9 млн. руб.

Централизованная бухгалтерия. В составе отделения создана централизованная бухгалтерия. Она стала обслуживать входящие в состав отделения следующие линейные предприятия: Махачкалинскую и Кизлярскую дистанции пути, эксплуатационное вагонное депо Махачкала, локомотивное депо Дербент (ТЧ-27), махачкалинские дистанции централизации и блокировки и гражданских сооружений, подотдел станции Кизляр и саму станцию Кизляр, а также станции Махачкала и Дербент, подразделение военизированной охраны на станции Махачкала, восстановительные поезда на станциях Кизляр, Махачкала и Дербент, отдел материально-технического снабжения отделения и топливные склады на станциях Махачкала, Дербент и Кизляр.

При создании централизованной бухгалтерии самостоятельные бухгалтерии на линейных предприятиях были упразднены, а вместо них созданы учетно-контрольные группы, организационно входящие в состав централизованной бухгалтерии. На учетно-контрольные группы возложен контроль за правильностью отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций, оформление и сбор первичной документации. Обработка документов, составление бухгалтерской отчетности выполняются в централизованной бухгалтерии с использованием современных машинных программ. Движение основных и оборотных средств, эксплуатационные расходы, финансовые результаты и другие показатели учитываются по каждому предприятию раздельно.

Всего в централизованной бухгалтерии с филиалами на станциях Дербент и Кизляр работают 63 бухгалтера, которые распределены по следующим секторам: расчета с персоналом (11 человек), бухгалтерского учета (23 человека), учета основных средств, материальных ценностей и нематериальных активов (18 человек), налогового учета (3 человека), сводной отчетности и методологии (8 человек). Руководство централизованной бухгалтерией осуществляют главный бухгалтер отделения и его заместитель.

Создание централизованной бухгалтерии позволило обеспечить качественное ведение бухгалтерского и налогового учета в целом по отделению и осуществлять координацию финансовой деятельности структурных подразделений. В результате централизации бухгалтерских функций с перераспределением обязанностей среди бухгалтеров высвобождено около 80 единиц персонала с годовым эффектом 10,7 млн. руб.

Объединенный планово-экономический отдел. В целях повышения роли экономического блока в производственной деятельности отделения, внедрения передовых методов управления производственными процессами и обеспечения взаимозаменяемости специалистов смежных служб на отделении создан объединенный планово-экономический отдел. Он является структурным подразделением аппарата Махачкалинского отделения дороги и подчиняется его начальнику, а по оперативным вопросам - экономической службе управления Северо-Кавказской железной дороги.

До реорганизации на каждом структурном предприятии отделения согласно штатному расписанию были экономист, инженер по труду, техник и табельщик, в штате отделения - плановый отдел и отдел труда и заработной платы, в отделах отделения - грузовом и контейнерном - экономисты, в отделе перевозок - инженер по труду и технике безопасности.

Объединенный отдел включает в себя 25 специалистов, которые подразделяются на два блока - управленческий блок (ведущие экономисты, работающие в аппарате отделения) и блок линейных экономистов. Ведущие экономисты в отделении ведут работу по планированию, нормированию и анализу заработной платы по отделению. Линейный блок экономистов объединенного отдела координирует работу структурных предприятий, совмещая должности экономистов и инженеров по труду.

Основными задачами отдела являются:
маркированный список прогнозирование, планирование и анализ деятельности отделения дороги и его структурных подразделений;
маркированный список разработка квартальных, годовых, перспективных планов, мероприятий по повышению экономической эффективности работы отделения;
маркированный список поиск резервов улучшения финансового положения отделения;
маркированный список разработка мероприятий, руководящих и методических материалов по совершенствованию организации и оплаты труда на отделении, дифференциации заработной платы;
маркированный список разработка нормативов эксплуатационных расходов по элементам затрат, численности работающих, заданий по производительности труда с осуществлением прогноза выполнения за месяц, квартал, год;
маркированный список анализ фактических эксплуатационных расходов по элементам затрат, содержания контингента, производительности труда за отчетные периоды; совместно со структурными предприятиями разработка и представление на утверждение руководству отделения организационно-технических мероприятий по снижению расходов и увеличению доходов;
маркированный список разработка совместно с финансовым отделом и отделом технической политики проектов плана по капитальному ремонту;
маркированный список решение вопросов ценообразования;
маркированный список анализ и расчет заработной платы в соответствии с изменениями условий оплаты труда, контроль за правильным установлением тарифных ставок и должностных окладов;
маркированный список анализ использования рабочего времени (сверхурочные работы, простои, другие потери рабочего времени) по хозяйствам;
маркированный список взаимодействие с линейными подразделениями по вопросам нормирования труда, изысканию резервов повышения эффективности работы предприятия.

Экономисты и инженеры по труду работают по программам специализированной системы ЕКАСУФР и постоянно повышают свой профессиональный уровень.

Совершенствование организации планово-экономической работы позволило высвободить в целом по отделению 14 экономистов, инженеров по труду, техников с годовым фондом заработной платы 2 млн. руб.

На отделении постоянно идет работа по повышению эффективности его производственной деятельности. На всех станциях завершен перевод машинистов маневровых локомотивов на работу в «одно лицо». На локомотивах, работающих в вывозном движении, помощники машинистов выполняют обязанности составителей поездов. Им назначена доплата в размере 20% должностного оклада за фактически отработанное время. Это позволило высвободить 30 помощников машинистов и девять составителей поездов с годовым эффектом 3,5 млн. руб.

В условиях увеличения грузопотока важное значение для отделения имело изменение внутридорожного плана формирования поездов. По предложению наших специалистов на дороге было введено формирование поездов назначением Дербент - Астрахань с исключением переработки этого вагонопотока на станции Махачкала. Разработаны и осуществлены мероприятия по обеспечению гарантийного следования поездов по этому маршруту без технического обслуживания и смены локомотивной бригады. Экономический эффект составил до 98 млн. руб. в год.

В целом по всем рассмотренным мероприятиям годовой эффект превысил 150 млн. руб. Коллектив отделения продолжает совершенствовать структуру управления и организацию работы подразделений, наращивать пропуск грузо- и пассажиропотоков.

г. Махачкала