Виды аудита в деятельности транспортной корпорации

З.В. Чуприкова, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» МИИТа, кандидат экономических наук
А.В. Жаков, главный специалист Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

 
Версия для печати
 

Многочисленные виды деятельности, осуществляемые ОАО «РЖД», определяют и различные виды аудита, которые компания использует в своей работе. При этом виды аудита, проводимого на предприятиях железнодорожного транспорта, не ограничиваются рамками законодательства, представляя собой многоступенчатую систему контроля деятельности общества. Само слово «аудит» в переводе с латинского означает «слушание» и применяется в мировой практике для обозначения проверки, ревизии.

Первым видом аудита, проводимого в транспортной корпорации, является финансовый аудит, направленный на оценку достоверности финансовой информации. К этому виду аудита относятся обязательный аудит, выполняемый сторонними независимыми специалистами, и аудит, проводимый специалистами корпорации (внутренний).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Необходимость проведения обязательного аудита регламентируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Согласно этим нормативным документам, организационно-правовая форма (Открытое акционерное общества), большой объем выручки от реализации продукции и значительная сумма активов считаются такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц в целях защиты прав и законных интересов других лиц и государства, что достигается привлечением для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, договоры на оказание аудиторских услуг заключаются по итогам проведения открытого конкурса, на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Обязательный аудит ОАО «РЖД» за 2007 г. проводился аудиторской компанией БДО «ЮНИКОН» – по российским стандартам бухгалтерского учета и «Эрнст&Янг» – по МСФО.

Наряду с этим, в соответствии с нормами законодательства, существуют такие контролирующие органы, как ревизионные комиссии, функции которых сводятся именно к обеспечению внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Так, государство, являясь собственником ОАО «РЖД», формирует состав Ревизионной комиссии из представителей различных министерств и ведомств.

Внутренний аудит проводится специалистами организации (аудиторами, контролерами, ревизорами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная при проверке информация, как правило, предназначается для удовлетворения потребностей управленческого персонала. Организация, объемы, роль и функции внутреннего аудита определяются самим юридическим лицом (его руководителем, собственником) и зависят от выполняемых видов деятельности, показателей финансово-хозяйственной деятельности, принятой системы управления и др.

Деятельность по организации и проведению внутреннего аудита и финансового контроля на всех уровнях управления ОАО «РЖД» и во всех сферах его финансово-экономической деятельности осуществляет структурное подразделение Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль».

Кроме того, для организации в дочерних обществах ОАО «РЖД» единой системы внутреннего контроля советам директоров ДЗО рекомендовано создать комитеты по аудиту совета директоров и службы внутреннего контроля соответствующего дочернего общества ОАО «РЖД», а также обеспечить координацию создания системы внутреннего контроля в ДЗО холдинга.

Комитет по аудиту совета директоров дочернего общества ОАО «РЖД» является консультативно-совещательным органом. Он контролирует финансово-хозяйственную деятельность и наделяется следующими полномочиями:
маркированный список контролирует проведение конкурса по отбору внешнего аудитора и оказывает ему содействие в работе;
маркированный список рассматривает и обсуждает с внешним аудитором результаты ежегодной и промежуточной аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе пояснения генерального директора и других должностных лиц общества по итогам аудиторских проверок, а также информацию, представленную в аудиторских заключениях по результатам проверок, оценивает аудиторское заключение до вынесения его на рассмотрение общего собрания акционеров общества;
маркированный список совместно с внешним аудитором и главным бухгалтером общества готовит предложения о внесении изменений в учетную политику общества и обеспечивает их согласование с Бухгалтерской службой ОАО «РЖД»;
маркированный список подготавливает для совета директоров общества отчет о выявленных за отчетный период нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности общества и предложения по их устранению, профилактике и др.

Служба внутреннего контроля является структурным подразделением общества и создается в целях повышения эффективности внутреннего контроля и управления рисками, обеспечения органов управления достоверной и полной информацией о деятельности общества, а также выявления, предотвращения и ограничения возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц общества.

В свою очередь, ОАО «РЖД», обеспечивая надлежащий контроль за деятельностью своих ДЗО, создает при каждом из них ревизионную комиссию, членами которой зачастую становятся работники компании. Говоря об аудите в транспортной корпорации, нельзя не упомянуть о таком виде аудита, как операционный, используемый для проверки процедур и методов работы предприятия, оценки его производительности и эффективности, в том числе и для проверки выполнения бизнес–планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Такой аудит иногда называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации. Исходя из поставленных целей такой аудит может проводиться на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях как внешними, так и внутренними аудиторами.

В июне 2007 г. в ОАО «РЖД» была создана Комиссия по проведению аудита организационной структуры аппарата управления компании и органов управления железных дорог, деятельность которой направлена на повышение эффективности управления, оптимизацию функций и сокращение численности персонала департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД».

К виду операционного аудита относится и формируемая в транспортной корпорации система внутренних аудитов корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД», которая должна обеспечить выявление направлений для улучшения производственных и управленческих процессов. В рамках создания такой системы утверждается комплекс организационных стандартов, таких как СТО РЖД 01.05.501-2007 «Внутренние системные аудиты корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД». Основные положения», СТО РЖД 01.05.502-2007 «Внутренние аудиты процессов корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД». Основные положения».

Направлением операционного аудита можно считать также аудит в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» по проведению экспертизы проектов на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов железнодорожного транспорта открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Положение о его проведении было утверждено в октябре 2008 г. Согласно этому Положению предусматривается формирование соответствующих аудиторских комиссий, в которые включаются опытные специалисты структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД». Основными целями и задачами такого направления аудита являются:
маркированный список анализ эффективности экспертизы инвестиционных проектов, рассматриваемых структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД»;
маркированный список анализ полноты и достоверности материалов, рассматриваемых при проведении экспертизы структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД», а также объективности замечаний и предложений;
маркированный список выборочная проверка технических и технологических решений, а также экономических расчетов, достоверности и обоснованности выводов об экономической эффективности рассматриваемых инвестиционных проектов;
маркированный список получение достаточных и уместных аудиторских доказательств, позволяющих аудиторской комиссии с приемлемой уверенностью сделать выводы.

При этом полномочия и ответственность аудиторской комиссии и полномочия проверяемого филиала определены в строгом соответствии с нормами законодательства, а именно Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г.

В настоящее время понятие аудита используется и в более широком значении, когда под аудитом понимают выполняемую квалифицированным экспертом тщательную проверку соответствия хозяйственной деятельности предприятия или отдельных операций требованиям законодательства и иным нормативам. В этом случае здесь различают технический, экологический и прочие разновидности аудита.

В рамках деятельности ОАО «РЖД» реализация технического аудита возложена на соответствующее структурное подразделение – Центр технического аудита. Основные задачи деятельности Центра – это организация и проведение технического аудита систем менеджмента качества предприятий, реализация задач оценки технологических систем, инжиниринга качества на стратегически значимых предприятиях, обеспечение инспекционной деятельности, приемочный контроль продукции на предприятиях и т.д.

Центр технического аудита выполняет ряд контрольных и оценочных функций, в число которых входят:
маркированный список разработка основных положений и реализация политики ОАО «РЖД» в области качества продукции;
маркированный список подготовка предложений по совершенствованию системы мотивации предприятий к улучшению качества продукции;
маркированный список организация мероприятий по систематизации работы предприятий в области качества;
маркированный список разработка документов, регламентирующих проведение технического аудита систем менеджмента качества на предприятиях;
маркированный список определение необходимости проведения технического аудита, в том числе подготовка планов, заключений и отчетов о его проведении;
маркированный список формирование аудиторских групп, определение, внедрение, контроль и анализ программ аудита, осуществление мониторинга реализации программ аудита;
маркированный список осуществление аудита выборочного контроля качества поставляемых субпоставщиками предприятий особо важных и сложных технических систем.

Другим, принципиально новым направлением аудита в ОАО «РЖД» является социальный аудит, для проведения которого в июне 2008 г. была образована Рабочая группа. Основными задачами этого направления аудита являются оценка соответствия деятельности ОАО «РЖД» требованиям российского законодательства, международным нормативным документам в области социальной ответственности и устойчивого развития, а также подготовка корпоративного социального отчета ОАО «РЖД» согласно международному стандарту отчетности в сфере устойчивого развития GRI. В состав Рабочей группы входят представители всех ключевых департаментов Центрального аппарата ОАО «РЖД». Рабочая Группа организует и координирует работу по проведению социального аудита в центральном аппарате ОАО «РЖД» и его региональных подразделениях и подготовке корпоративного социального отчета.

Развивающимся направлением аудита является процедура Due diligence, что в переводе с английского означает «проверка должной добросовестности». Этот вид аудита представляет собой процедуру тщательного исследования, определяемую потребностями и интересами заказчика. Более адаптированно и четко ее смысл можно определить, как всестороннее исследование деятельности компании, ее финансового состояния, положения на рынке и перспектив.

Относительно процедуры Due diligence в России отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, обязывающий ее проводить или определяющий порядок и стандарты проведения.

Условная схема взаимосвязи видов аудита в транспортной корпорации

Для ОАО «РЖД», являющейся одной из крупнейших корпораций страны и ведущей активную инвестиционную политику, процедура Due diligence представляет собой эффективный инструмент изучения потенциального объекта инвестирования – предприятия, позволяющий точно оценить выгоды предстоящей операции, собрать полные, достоверные и объективные данные о положении предприятия на рынке, его финансовом состоянии, производственных мощностях, контрагентах и партнерах и, соответственно, избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые).

Процедура Due Diligence является комплексным анализом всей совокупности отношений внутри предприятия, его взаимодействия со средой, в которой оно ведет свою деятельность. Такое исследование можно условно разделить на несколько частей, которые хоть и отличаются друг от друга целями и методами проведения, но при этом крайне необходимы для целостности и всесторонности исследования деятельности и финансового состояния компании. Во-первых, это финансовый анализ (Financial Due Diligence), который оценивает способности предприятия приносить доход. Зачастую он проводится одновременно с обязательным аудитом предприятия, в ходе которого определяются правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность отчетности и другой документации и их соответствие нормативным актам.

Во-вторых, налоговый анализ предприятия (Tax Due Diligence), целью которого являются проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты предприятием налогов и сборов в бюджет, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, оптимизация системы налоговых платежей.

В-третьих, юридический анализ предприятия (Legal Due Diligence), который направлен на проверку деятельности предприятия на соответствие с нормативными актами в сфере гражданского, трудового права, а также обоснованности функционирования предприятия.

В-четвертых, это анализ воздействия на окружающую среду (Environmental Due Diligence), в рамках которого определяются и оцениваются риски, связанные с загрязнением окружающей среды и природоохранными действиями предприятия. И, наконец, анализ положения на рынке (Market Due Diligence), исследующий информацию о возможностях развития производства и технологий, потенциал и потребности рынка в данной сфере, перспективы предприятия. Анализ положения на рынке делится на два направления: внутренний анализ компании и анализ конкурентной среды. Помимо этого, существуют отдельные тематические направления Due diligence.

В реальной применяемой структуре процедуры Due Diligence выделяются следующие основные направления проверки:
маркированный список организационно-правовые аспекты, стратегия;
маркированный список корпоративная структура и внутригрупповые сделки, в том числе дочерние и зависимые общества, филиалы и представительства, инвестиции в партнерство, совместные предприятия, аффилированные структуры, внутригрупповые сделки купли/продажи и другие сделки между компаниями группы;
маркированный список продажи и маркетинг;
маркированный список финансовая политика;
маркированный список программа инвестиций, в том числе инвестиции в инфраструктуру, тяговый подвижной состав, сектор грузоперевозок, сектор пассажирских перевозок;
маркированный список управление рисками, в том числе страхование, кредитные и валютные риски, а также риски, связанные с неопределенностью оценок;
маркированный список финансовая информация, к которой относятся официальная отчетность и относящаяся к ней информация, независимые и внутренние аудиторские проверки, заключения и иная документация, бизнес-планы, финансовые и операционные планы и прогнозы, отчеты об оценке, результаты специальных исследований и аналогичная информация;
маркированный список резервы. Условные и будущие обязательства, обременения и ограничения;
маркированный список операционные процессы, к которым относятся системы управления, бюджетирования и финансового контроля на всех уровнях и по всем видам деятельности;
маркированный список управление персоналом;
маркированный список прочие договоры.

Таким образом, реформирование железнодорожного транспорта, в том числе создание и развитие дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», а также активная инвестиционная политика компании делают это направление аудита особенно актуальным, позволяя формировать взвешенную инвестиционную политику, совершенствовать систему управления финансами и рисками в своей деятельности.

Необходимо отметить, что все виды аудита взаимосвязаны, поскольку направлены на достижение единой цели – формирование требуемой достоверной информации для открытого взаимодействия с инвесторами, владельцами компании и прочими контрагентами в целях реализации перспективных проектов и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, выявления «узких мест» в работе компании, принятия своевременных управленческих решений и проведения комплекса стабилизационных мероприятий, а также поддержания стабильной работы компании и повышения ее финансовой устойчивости.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования