Экономика

Резервы экономии


В Смоленске прошло сетевое совещание, посвященное вопросам повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

Председательствующий на школе старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович обозначил основные направления в политике компании в области снижения энергопотребления. В частности, по подвижному составу намечено оснастить маневровые тепловозы ЧМЭ3 двумя дизелями мощностью 650 л.с. каждый вместо одного мощностью 1350. По оценкам специалистов, на таких локомотивах сокращается расход топлива на 10–20 %. Первый двухдизельный локомотив ЧМЭ3 уже начал эксплуатироваться на Московской дороге. А в следующем году планируется построить опытный образец маневрового тепловоза ТЭМ7 с двумя двигательными установками и в Брянске модернизировать двумя дизелями тепловоз ТЭМ2. Доля двухдизельных локомотивов в современном локомотивостроении, по словам В.А. Гапановича, в ближайшее время будет увеличиваться, что снизит энергозатраты.

Немаловажна работа по внедрению на грузовых локомотивах систем прогрева дизелей. Заметное сокращение расхода топлива при горячем простое локомотивов дает использование систем «Гольфстрим» и др. Снизит затраты на топливно-энергетические ресурсы и введение в эксплуатацию новых локомотивов ЭП1М(П), ЭП2К, 2ЭС5К, ТЭП70БС, 2ТЭ25К, 2ТЭ116У, ТЭМ18 и ТЭМ7А, обладающих улучшенными тягово-энергетическими характеристиками.

В перевозочном процессе особо следует уделить внимание внедрению энергооптимальных траекторий вождения грузовых поездов и систем автоведения. Например, при совмещении этих двух систем в пассажирском движении ожидается экономия 150–200 млн. кВт·ч электроэнергии. Системы автоведения УСАВП с регистраторами параметров движения РПДА уже показали свою эффективность. Так, средняя экономия электроэнергии на одну систему в пассажирском движении составляет 22 тыс. кВт·ч в год. Но наибольшего эффекта от применения данных систем удалось добиться на Октябрьской дороге на электровозах ЭП1 и ЭП1М, где годовая экономия электроэнергии на один электровоз превысила 42 тыс. кВт·ч.

Принято решение обеспечить все электровозы ЭП1, ЭП1М и ЭП1П системами автоведения. В текущем году по программе ресурсосбережения будет полностью оборудовано 243 электровоза. Дополнительно на сеть с Новочеркасского электровозостроительного завода в текущем году поступит 73 локомотива, оборудованного данной системой. И каждый электровоз будет с автоведением.

Большой потенциал сокращения расхода электроэнергии – в рекуперации, о чем свидетельствует опыт Куйбышевской и Западно-Сибирской дорог по эффективной организации обеспечения работоспособности и использования систем рекуперации. Интересен и опыт Восточно-Сибирской дороги по разработке совместно со специалистами ВНИИЖТа и ИрГУПСа и внедрению режимных карт вождения поездов с применением рекуперативного торможения.

Особое внимание следует уделять контролю за расходом электроэнергии и топлива. Повышение точности учета топливно-энергетических ресурсов системой ЕКИОММ в комплексе с автоматизированными системами управления локомотивами, диагностики состояния и регистрации параметров их работы АПК «Борт», РПРТ, приведение технических параметров локомотивов эксплуатируемого парка к паспортным значениям – все это пути снижения энергозатрат.

Так, системы РПРТ и АПК «Борт», как показал опыт эксплуатации, позволяют в год сэкономить на одну систему 4–7 т дизельного топлива. В текущем году будет внедрено 215 таких систем. В ближайшие годы ими будет оснащен весь маневровый парк тепловозов, начнется массовое оборудование магистральных локомотивов.

Добиться энергосбережения можно не только благодаря реализации технических решений, но и организационными, стимулирующими мерами, мотивирующими бережное отношение к ресурсам каждого участника перевозочного процесса.

Заместитель начальника Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД» Е.Н. Школьников ознакомил участников школы с организационно-функциональной схемой структуры управления планированием и потреблением топливно-энергетических ресурсов в холдинге ОАО «РЖД».

Участники сетевой школы затронули и многие другие вопросы. Большое внимание было уделено, в частности, системам контроля использования топлива, в том числе разработкам Уральского отделения ОАО «ВНИИЖТ», системе АПК «Борт» и ее роли в повышении топливной экономичности дизелей, совершенствованию методов нормирования ТЭР на тягу поездов и др.

Л.В. Руднева, спец. корр. журнала