Экономика

Инвестиционные проекты года. Опыт дорог


Январский номер журнала представляет наиболее крупные, интересные и эффективные инвестиционные проекты, реализованные в 2009 г. на железных дорогах страны.

Мировой финансово-экономический кризис, оказавший значительное влияние на экономическую ситуацию в стране, отразился и на развитии железнодорожной отрасли.

В условиях дефицита финансовых ресурсов открытое акционерное общество «Российские железные дороги» было вынуждено существенно сократить инвестиционную программу 2009 г., сконцентрировав ресурсы на приоритетных проектах.

В инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2009 г. были включены следующие приоритеты:
маркированный список олимпийские проекты;
маркированный список проекты по обновлению инфраструктуры (реконструкция верхнего строения пути, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электрификации и электроснабжения) и подвижного состава;
маркированный список остальные проекты по обновлению хозяйств (за исключением хозяйства перевозок), а также объекты по строительству и реконструкции искусственных сооружений;
маркированный список проекты по развитию инфраструктуры транспортных направлений и объекты, включенные в проект «Хозяйство перевозок»;
маркированный список прочие выделенные проекты.

Для их реализации компанией выделено 262,8 млрд. руб. При этом на собственные проекты направлено 215,5 млрд. руб. и остальная сумма - на проекты, связанные с подготовкой и проведением Олимпийских игр в г. Сочи. В число таких проектов вошли:
маркированный список совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»;
маркированный список железнодорожная линия Туапсе - Адлер;
маркированный список железнодорожная линия от Адлера до аэропорта г. Сочи;
маркированный список железнодорожные грузовые дворы Имеретинской низменности;
маркированный список пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста (реконструкция с целью их адаптации для использования лицами с ограниченными физическими возможностями);
маркированный список спальный корпус на 49 номеров негосударственного учреждения здравоохранения «Санаторий «Мыс Видный».

Проект строительства совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна является составной частью Транспортного плана обеспечения Олимпийских игр 2014 г. Основное назначение дороги - доставка участников спортивных состязаний и зрителей к олимпийским объектам, ледовым дворцам Олимпийского парка в Имеретинской долине и к стадионам в районе Красной Поляны.

За несколько лет, предшествующих олимпиаде, строительный комплекс ОАО «РЖД» должен спроектировать и построить 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями: Имеретинский курорт, Эсто-Садок, Альпика-Сервис и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое; 46 км автомобильной дороги Адлер - Альпика - Сервис, примерно 10 км соединительных дорог и развязок между существующей и новой автомагистралями, 26,5 км тоннелей, 35 км мостов и эстакад. Кроме того, планируется строительство второго главного пути от станции Сочи до Адлера протяженностью 30 км с двумя тоннелями.

В 2009 г. в соответствии с инвестиционной программой предусмотрено: завершение разработки проектно-сметной документации стадии «Проект»; строительство 10 технологических временных мостов, которые обеспечат доставку техники и технологического оборудования к местам строительства; прокладка 28 км временных дорог; возведение 20 производственных баз и вахтовых городков для размещения 10 тыс. рабочих; ввод в строй основной производственной базы ОАО «РЖД» для выпуска бетонной отделки тоннельных комплексов; проходка штолен тоннелей протяженностью 4,8 км.

На развитие железнодорожной инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр в 2009 г. израсходовано более 7 млрд. руб., а на строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - Красная Поляна - 40 млрд. руб.

В 2010 г. на продолжение ее строительства в соответствии с проектом инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» предусматривается выделить 60 млрд. руб. Источником для его реализации являются целевые средства федерального бюджета, получаемые ОАО «РЖД» путем взноса в уставный капитал компании. Кроме того, в 2009 г. завершены работы по строительству железнодорожных грузовых дворов в Имеретинской низменности.

Говоря о собственных проектах компании в 2009 г., следует отметить ритмичную реализацию таких инвестиционных проектов, как «Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива», «Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля», «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к бухте Козьмино для пропуска нефтяных маршрутов», «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла», «Строительство и реконструкция ИССО».

Как и прежде, в 2009 г. большое внимание уделялось обновлению подвижного состава. Так, были закуплены 355 локомотивов, 643 пассажирских вагона, 292 грузовых вагона и 695 вагонов моторвагонного подвижного состава. Кроме того, модернизированы 22,6 тыс. грузовых вагонов, 158 локомотивов, 110 пассажирских вагонов и 22 вагона моторвагонного подвижного состава. Общая стоимость вводимых в 2009 г. основных фондов составляет примерно 260 млрд. руб. При этом построены более 50 км новых железнодорожных линий, 87 км вторых и около 117 км станционных путей, реконструированы 167,2 км контактной сети, 1674 км верхнего строения пути. Введена в эксплуатацию вторая очередь совмещенного моста через реку Амур, что позволило увеличить пропускную способность дальневосточной части Транссиба в 1,6 раза, а также Лагар-Аульский тоннель на участке Архара - Хабаровск Дальневосточной железной дороги.

Построены мосты через реку Обь на 605-м километре линии Омск - Алтайская Западно-Сибирской железной дороги и реку Чуна на 124-м километре линии Тайшет - Лена Восточно-Сибирской дороги. Уложены второй путь на перегоне 338-й км - Кармыш участка Тобольск - Сургут Свердловской железной дороги и бесстыковой путь на участках Ага - Булак, разъезд 114 - Шахтерская, Борзя - разъезд 115, разъезд 83 - Даурия, Билютуй - Мациевская Забайкальской железной дороги.

Завершен первый этап реконструкции моторвагонного депо Металлострой для обслуживания высокоскоростных поездов на Октябрьской железной дороге. Построены вокзалы на станциях Ижевск Горьковской дороги и Ин Дальневосточной, а также ПТО на станции Сковородино Забайкальской железной дороги и др.

Для обеспечения перевозки нефтяных маршрутов реконструирован разъезд Хмыловский на Дальневосточной дороге. В рамках реализации проекта «Строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан» построена железнодорожная инфраструктура на участке Находка - Хмыловский.

Введены в эксплуатацию реконструированные станции Аксака и Дюанка, входящие в проект «Комплексная реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля». Открыто движение высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Москва - Санкт-Петербург, что позволило сократить время в пути до 3 ч 45 мин.

Проектом инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2010-2012 гг. на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры планируется выделить 855,4 млрд. руб., в том числе на олимпийские проекты - 225,3 млрд. руб. и собственные проекты компании - более 630 млрд. руб.

Необходимо подчеркнуть, что параметры инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2011-2012 гг. сформированы с ростом к планируемому объему инвестиционного бюджета на 2010 г. и носят индикативный характер.

В 2010 г. на инвестиционную программу ОАО «РЖД» предполагается выделить 270,5 млрд. руб., или 102,9% к 2009 г., в том числе на олимпийские проекты - 71,8 млрд. руб., собственные проекты компании - 198,7 млрд. руб. На обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры планируется израсходовать 154,5 млрд. руб., на обновление парка подвижного состава - 37,9 млрд. руб.

Существенное влияние на формирование параметров инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2010-2012 гг. так же как и в 2009 г., оказала сложившаяся в стране финансово-экономическая ситуация. Так, в проект инвестиционного бюджета на среднесрочную перспективу не внесено ни одного нового инвестиционного проекта по развитию транспортной инфраструктуры, а основная доля инвестиций сконцентрирована на продолжении реализации ранее начатых проектов. На более поздний срок перенесено и начало реализации проектов, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)».

Таким образом, реализация новых проектов, связанных с развитием сети, фактически отодвинута на 2016-2020 гг., а основные приоритеты инвестиционной программы связанны с обновлением инфраструктуры и подвижного состава.