15-е пленарное заседание Координационного совета по Транссибу

 


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 
Осенью нынешнего года прошло очередное 15-е пленарное заседание Координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТП). По приглашению АО Lietuvos Gelezinkeliai (Литовских железных дорог) оно состоялось в Вильнюсе. В его работе участвовали 230 руководителей и представителей правительственных органов, транспортных министерств, железных дорог, международных транспортных организаций, ассоциаций экспедиторов, портов и судоходных компаний, крупных экспедиторских фирм из 20 стран.

КСТП – некоммерческая транспортная ассоциация, зарегистрированная в 1997 г. в Санкт-Галлене (Швейцария). Учредителями Совета стали Министерство путей сообщения Российской Федерации, германские железные дороги, Ассоциация европейских Транссибирских операторов и Корейская ассоциация международных экспедиторов. Сегодня, по прошествии менее 10 лет, в рядах Совета насчитывается 136 членов.

Координационный совет создан для привлечения транзитных и внешнеторговых грузов на Транссибирский маршрут, а также для координации деятельности участников перевозок грузов по этому маршруту в международном сообщении. Цель такой координации – обеспечение высококачественной доставки грузов и развитие экономических отношений между странами Юго-Восточной Азии, Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии и Европы с использованием инфраструктуры российских железных дорог.

Транссиб – крупнейшая магистраль, обеспечивающая стабильность товарооборота по транспортному коридору Восток – Запад между азиатским и европейским континентами. Причем текущее состояние рынка характеризуется рядом благоприятных для Транссиба факторов, в том числе увеличением объема товарооборота между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы на 25 – 30 % и ускорением процесса контейнеризации грузов, предопределяющим рост транзитного контейнеропотока по Транссибирскому маршруту.

Генеральный секретарь КСТП Г.И.Бессонов охарактеризовал складывающуюся на Транссибе ситуацию. Анализ международного рынка контейнерных перевозок показывает, что годовой совокупный объем мирового рынка контейнерных перевозок в настоящее время составляет 37,7 млн. контейнеров (ДФЭ). При этом на тихоокеанский и европейский рынки приходится 14 млн. контейнеров. Из этого объема в северных провинциях Китая формируется грузовая база в объеме до 1,3 млн. контейнеров в год, в Японии и Южной Корее – около 3 млн. контейнеров.

Между тем транзитный потенциал Транссибирской магистрали составляет 300 тыс. контейнеров (ДФЭ) в год, а при использовании БАМа возможности перевозки вырастают до 1 млн. контейнеров в год. Однако этот потенциал реализуется далеко не полностью. За период с 1981 г. по настоящее время максимальный результат был достигнут в 2004 г., когда было перевезено 174 тыс. транзитных контейнеров (ДФЭ). Однако в 2006 г. показатели транзита вернулись к уровню 1990-х годов.

Несмотря на постоянный рост интереса к использованию Транссиба для перевозок внешнеторговых и транзитных грузов, имеются важные факторы, сдерживающие привлечение грузов на Транссиб. К ним, в частности, относятся неконкурентоспособность сквозной ставки, продолжительное время прохождения таможенных процедур. Несмотря на внедрение новых информационных технологий, в том числе программы ДИСПАРК, позволяющей в реальном режиме времени следить за продвижением контейнера, уровень информационной поддержки клиента еще недопустимо низок. И, наконец, слабой стороной Транссибирских перевозок является отсутствие единого правового и информационного пространства, вследствие чего становится крайне затруднительным обеспечение беспрепятственного транзита грузов при действии двух правовых систем – КОТИФ и СМГС.

Все члены Совета экономически заинтересованы в росте объемов перевозок по Транссибу. Поэтому разговор на пленарном заседании был деловым, направленным на разработку мер, способствующих такому росту.

Доклад от имени председателя КСТП, которым по уставу организации на постоянной основе является президент ОАО «РЖД», сделал вице-президент компании С.М.Бабаев. Он отметил, что в центре внимания Координационного совета постоянно находятся вопросы эффективного использования потенциала Транссиба за счет оснащения его современными техническими средствами и совершенствования технологии перевозок.

Для сохранения и усиления позиции железных дорог России, Транссибирского маршрута на международном рынке транспортных услуг и для увеличения доходов участников перевозок – членов КСТП – требуется разработать комплексные меры государственного характера в рамках Российской Федерации и транснациональные, направленные на придание Транссибирскому транспортному коридору статуса особой транспортной системы. Для реализации транспортного потенциала Транссиба необходима его дальнейшая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему.

Координационный совет совместно с ОАО «Трансконтейнер» и ЦФТО ОАО «РЖД» работает над привлечением дополнительных объемов грузов на Транссибирский маршрут посредством реализации ряда новых проектов, таких как перевозка комплектующих концерна Volkswagen из Чехии, Словакии и Германии на автосборочный завод в Калуге, компании KIA Motors – на автосборочный завод в г. Жилина (Словакия), грузов концерна «IKEA» из Китая в Россию и Европу и др.

Докладчик подчеркнул, что надежный путь наращивания объемов перевозок – повышение качества сервиса и конкурентоспособности перевозок. Опыт показывает, что для привлечения грузов на Транссибирский маршрут высокое качество сервиса играет не менее важную роль, чем уровень тарифа. Регулярность доставки грузов к месту назначения, особенно к многочисленным промышленным предприятиям, создаваемым сейчас крупными компаниями Германии, Японии, Южной Кореи и Китая на территории России и в странах Восточной Европы, имеет решающее значение для привлечения грузов на Транссибирский маршрут. Японские и южнокорейские грузовладельцы и экспедиторы утверждают, что при условии обеспечения регулярности и сохранности доставки грузов к месту назначения, а также при непременном соблюдении согласованных сроков они готовы использовать Транссиб, даже если тарифные ставки будут несколько выше фрахтовых ставок океанских судоходных компаний.

Необходимо поднять транссибирский сервис на уровень международных стандартов, совершенствуя технику и технологию перевозок и экспедиторских услуг в соответствии с требованиями рынка. Решая эти задачи, руководство ОАО «РЖД» реализует комплексную программу дальнейшего развития магистрали.

Так, на Транссибе успешно используются современные информационные технологии, обеспечивающие полный контроль проследования поездов и информирование клиентов в режиме реального времени о месте нахождения и следовании по всему маршруту, прибытии контейнера или груза в любой пункт России. Секретариат КСТП совместно с ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» и Ассоциацией операторов по международному электронному документообороту на железных дорогах Латвии (АЕD) работают над созданием специализированного информационного портала для Транссибирского маршрута, обеспечивающего электронный обмен информацией между участниками транспортного рынка.

В январе 2005 г. подписано и введено в действие Соглашение между Дальневосточным таможенным управлением Федеральной таможенной службы России и Дальневосточной железной дорогой об обмене данными по перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств. Это на 40 % сократило время обработки документов и документального таможенного оформления грузовых поездов на станции Находка-Восточная. Внедрена технология электронного декларирования грузов, благодаря чему время для досмотра грузов сокращено с трех дней до 1,5 ч.

С мая 2005 г. на Транссибе действует упрощенный порядок, согласно которому все контейнеры в контейнерном поезде следуют по одному транспортному документу. Эта таможенная практика применяется при перевозках комплектующих из Южной Кореи на автосборочный завод в Таганроге.

Внедрена усовершенствованная технология работы пунктов коммерческого осмотра (ПКО), которые оснащены современными средствами контроля состояния вагонов и контейнеров в поездах. Кроме того, в пути следования ведется постоянный мониторинг сохранности грузов.

Вагонный парк пополняется специализированными длиннобазными 80-футовыми платформами, предназначенными для перевозки двух 40-футовых контейнеров. Создан опытный образец новых типов платформ для транспортировки контейнеров в два яруса, что снизит себестоимость перевозок и повысит их эффективность.

Большое значение для развития перевозок грузов по Транссибирской магистрали имеет организация прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Российской Федерацией. В марте текущего года во Владивостоке состоялась первая трехсторонняя встреча глав железнодорожных администраций России, Северной и Южной Кореи и демонстрационная поездка по дальневосточному участку Транссиба, во время которой обсуждалось восстановление Транскорейской магистрали. В ходе переговоров была достигнута принципиальная договоренность о том, что реконструкция Транскорейской магистрали начнется с восстановления железнодорожного участка Хасан – Раджин (52 км).

Важным результатом стало согласование тремя сторонами маршрута Транскорейской магистрали, который будет проходить от Пусана через Сеул, далее по территории Северной Кореи через Кэсон – Пхенсан – Вонсан с выходом на Транссиб через погранпереход Туманган – Хасан.Кроме того, российской стороне доверено формирование финансового консорциума для привлечения инвестиций в данный проект. Соединение магистрали с Транссибом создаст самый короткий в мире транзитный коридор «Азия – Европа – Азия».

Транссибу противостоят альтернативные маршруты, и прежде всего – океанский маршрут, обладающий значительными ценовыми резервами. Поэтому важным условием для сохранения и наращивания объемов транзитных перевозок по магистрали является проведение всеми перевозчиками, грузоотправителями и экспедиторами разумной тарифной политики.

Введенные с 2006 г. ставки на перевозки контейнеров по Транссибу обеспечивают минимально допустимый уровень тарифа. Их дальнейшее снижение приведет к потерям ОАО «РЖД». Однако в целях восстановления транзита и привлечения грузов компания готова рассмотреть вопрос об уменьшении тарифов на перевозку транзитных контейнеров в круговом рейсе по маршруту Находка-Восточная – Брест и Находка-Восточная – Бусловская – Находка-Восточная при условии аналогичного подхода к этому и других перевозчиков.

Недопустимо, что цена перевозки контейнера морем из Кореи, Китая или Японии до порта Восточный почти такая же, как стоимость его транспортировки по железной дороге через всю Россию до Бреста или Финляндии. При этом не учитывается, что при сокращении срока доставки груза при перевозке по Транссибу сокращается оборот активов, что, безусловно, необходимо принимать во внимание при оценке конкурентоспособности тарифных ставок.

Наряду с проблемой тарифов почти все выступающие говорили о необходимости совершенствования информационного обеспечения участников перевозок. Поэтому в повестку дня 15-го пленарного заседания был включен вопрос о формировании единого информационного ресурса для информационного обеспечения контейнерных перевозок по Транссибирскому маршруту.

Выступивший по этому вопросу вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» И.А.Дубровин сравнил мультимодальную транспортную систему Транссибирского маршрута с моделью глобальной телекоммуникационной системы нескольких государств, которая также состоит из разрозненных элементов с различной технической базой и на которую возлагается та же задача по транспортировке, но только не грузов, а информации. По его мнению, сегодня Транссибирскому маршруту нужны не отдельные телекоммуникационные решения, пусть даже самые современные, использующиеся отдельно на железнодорожном, морском, автомобильном и даже речном транспорте, а единая телекоммуникационная транспортная сеть. Такая сеть станет основой единого информационного пространства для всех участников Транссибирского маршрута: от экспедиторов и перевозчиков до грузоотправителей и грузополучателей.

Для достижения наибольшего эффекта от внедрения единой информационной среды целесообразно создать специальный информационный портал, что позволит получить уникальную базу данных. Юридически значимый электронный документооборот позволит предложить всем участникам транспортного рынка новые информационные услуги. «Компания ТрансТелеКом» уже приступила к созданию первой очереди портала, которая позволит клиентам в электронном виде страховать грузы, а также оформлять документы по предварительному таможенному декларированию.

В решении, принятом по результатам работы пленарного заседания КСТП, отмечено, что Координационный совет поддерживает инициативу ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и Ассоциации операторов по международному электронному документообороту на железных дорогах (AED) по созданию специализированного информационного портала для Транссибирского маршрута. Участники заседания высоко оценили подписанное в июле этого года между «ТрансТелеКомом» и Министерством связи КНДР Соглашения о сотрудничестве при строительстве и совместной эксплуатации волоконно-оптической линии передачи на реконструируемом участке Транскорейской магистрали.

КСТП поручил ЗАО «Компания ТрансТелеКом» роль системного интегратора информационного портала Транссибирской магистрали и принял на себя обязательство оказать содействие в формировании единого информационного ресурса по обеспечению контейнерных перевозок в качестве пилотного проекта.

Одним из ключевых выступлений стал доклад генерального секретаря КСТП Г.И.Бессонова о проекте программы стратегического развития перевозок грузов по Транссибирскому маршруту до 2020 г. Основная цель Программы: создание благоприятных условий – ценовых, качественных, инфраструктурных, организационных и иных, повышение конкурентоспособности маршрута, максимальное использование потенциала Транссибирской магистрали, привлечение необходимых российских и иностранных инвестиций, обеспечение долгосрочной заинтересованности в использовании этого маршрута для перевозки транзитных грузов, привлечение на этой основе на Транссибирский маршрут транзитных грузов и увеличение доходов участников транссибирских перевозок.

Как отметил докладчик, создание условий для наращивания транзитных грузопотоков по Транссибирской магистрали даже в условиях динамичного увеличения спроса необходимо рассматривать как задачу комплексную – с позиций технологий и как глобальную – с учетом заинтересованности участников этого рынка. Использование потенциала Транссибирской магистрали не является сугубо коммерческим делом одного лишь ОАО «РЖД», которое обеспечивает функционирование ее инфраструктуры и постоянно предпринимает усилия по созданию благоприятных условий для перевозки грузов зарубежных отправителей.

Эксплуатация такого маршрута, являющегося, по своей сути, международным транспортным коридором, должна представлять собой интернациональную программу, проект, в котором оптимальным образом сопрягаются интересы всех участников. Такая программа должна носить стратегический характер, учитывать долгосрочные перспективы, включать в себя программу формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС и программу развития международных транспортных коридоров ОСЖД. Это проект комплексный, системный, учитывающий множественные составляющие, современное состояние дел, проблемы и прогнозируемые перспективы.

Стратегия развития грузовых перевозок по Транссибирскому маршруту – это путь от исходного состояния через анализ преимуществ и проблемных зон, возможностей и путей развития к переходному состоянию, от которого с помощью развития преимуществ и нейтрализации рисков, разработав план конкретных мероприятий, можно будет прийти к целевому состоянию – к Транссибу, полностью подтверждающему свое трансконтинентальное предназначение и реализующему всю свою мощь на благо всем участникам транссибирских перевозок.

По приглашению президента Ассоциации европейских транссибирских операторов г-на А.Вернера следующее 16-е пленарное заседание КСТП пройдет в 2007 г. в Санкт-Галлене.

Б.С.Ицкович, спец. корр. Журнала
Вильнюс - Москва

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования