«ТрансЖат-2006»

Б.С.Ицкович, спец. корр. журнала


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

 
В ряду признанных отраслевых семинаров, конференций, форумов надежно заняла свою нишу ежегодная международная конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» (ТрансЖАТ). В этом году она собралась в третий раз. И на всех трех форумах рассматриваются практические вопросы, намечаются пути дальнейшего движения и, что самое главное, принимаются конкретные рекомендации, зримо воплощающиеся в жизнь и обсуждающиеся на последующих конференциях.

Актуальных тем и проблем для обсуждения специалистами в области автоматики и телемеханики накопилось немало. Даже сегодня, когда уже несколько лет действует программа модернизации устройств, на сети железных дорог с превышением нормативного срока эксплуатируется более 93 тыс. стрелок электрической централизации (73 % их общего числа), около 26 тыс. км автоблокировки (41 %). Требуют замены более половины линейных пунктов диспетчерской централизации и диспетчерского контроля. Значителен износ технических средств в горочном хозяйстве, где нуждается в обновлении 38 % вагонных замедлителей и 49 % компрессорных установок. Без преувеличения можно утверждать, что в течение по меньшей мере последних десяти лет стабильное действие устройств обеспечивалось самоотверженными усилиями работников хозяйства СЦБ.

Естественно, что заменять устаревшие технические средства, построенные на основе принципов, которые разрабатывались в 1940–1950-х годах, следует новыми устройствами, использующими самую современную элементную базу. И проектировать эти устройства с учетом возможностей, которые эта элементная база предоставляет.

Такие технические средства создаются. На сеть железных дорог поступили релейно-процессорные и микропроцессорные средства автоматики и телемеханики. В их числе устройства электрической централизации Ebilock-950, разработанные компанией «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и отечественные системы разработки ОАО «Радиоавионика». Именно эта компания стала одним из организаторов конференции «ТрансЖАТ-2006».

Новые технические средства вводятся в эксплуатацию на всех железных дорогах. Поэтому собравшиеся в Таврическом дворце специалисты могли квалифицированно и всесторонне рассмотреть проблемы, возникающие в процессе внедрения прогрессивной техники. В работе конференции участвовало свыше 500 человек, представлявших все железные дороги и ведущие институты и КБ ОАО «РЖД», сотрудники департаментов, главные инженеры дорог, руководители служб и дистанций СЦБ, представители 54 организаций различной организационно-правовой формы, 16 зарубежных фирм.
 

Из трех конференций «ТрансЖАТ» две проходили в Санкт-Петербурге. И это не случайно. На магистрали С.-Петербург – Москва, лавном скоростном ходу страны, в первую очередь внедряются новые устройства. Она стала испытательным полигоном современной техники. Сейчас заканчивается модернизация автоблокировки с централизованным расположением аппаратуры АБТЦ на участке Рябово–Клин, в которой используются новые питающие устройства разработки ОАО «Радиоавионика» Ведется проектирование новых станций ЭЦ, внедряются новые средства диагностики. Создан дорожный центр мониторинга, оборудование которого позволяет видеть каждую сигнальную точку, рельсовую цепь, стрелку, оценивать состояние устройств, соответствие параметров работы каждого объекта. Практически все новое, о чем говорилось на конференции, демонстрировалось на выставочных стендах, внедряется на участке Москва – С.-Петербург и других участках Окотябрьской железной дороги, где идет модернизация устройств.

Вице-президент компании В.Н.Сазонов зачитал приветствие президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина. В нем, в частности, говорится: «Мы ставим перед собой амбициозные задачи – интегрировать российские железные дороги в мировую транспортную систему, увеличить капитализацию компании, повысить ее глобальную конкурентоспособность в интересах российской экономики. Решение стратегических задач, стоящих перед российскими железными дорогами, в значительной степени зависит от того, насколько целенаправленно и эффективно мы будем использовать достижения научно-технического прогресса во всех производственных и бизнес-процессах. Современные средства железнодорожной автоматики и телемеханики – важнейший элемент этой работы. Сегодня мы не мыслим без них организацию движения и безопасности перевозок».

Важная особенность работы конференции «ТрансЖАТ-2006» состояла в том, что на ней был сделан явный акцент на роль и место железнодорожной автоматики и телемеханики в решении общих стратегических задач, стоящих перед компанией. Не просто автоматизация ради автоматизации. В.Н. Сазонов подчеркнул, что важнейшей задачей транспортного комплекса страны является развитие экспорта транспортных услуг. Для ее решения необходимо расширять сотрудничество и интегрироваться как с государствами – участниками ЕврАзЭС, так и со странами дальнего зарубежья. И здесь, безусловно, свою роль должны сыграть средства автоматики и телемеханики, способные конкурировать на мировых рынках, обеспечивать комплексное решение проблем безопасности на основе внедрения микропроцессорной техники. Сегодня у нас есть для этого все предпосылки. Надо грамотно и системно подойти к реализации намеченных планов.

Программный доклад сделал начальник Департамента автоматики и телемеханики В.М. Кайнов. Он также отметил, что на конференции речь идет о всестороннем развитии компании, причем акцент делается на объединении усилий разработчиков, изготовителей и эксплуатационных подразделений ОАО «РЖД». А основная цель конференции – консолидация и обмен опытом, обсуждение актуальных проблем, повышение качества создания новых технических средств и передовых технологий.

Исходя из этих положений начальник департамента сформулировал основные направления развития хозяйства автоматики и телемеханики. К ним относятся:
маркированный список замена технических средств, выработавших свой ресурс, снижение темпов их физического и морального старения, а также приведение оснащенности устройствами автоматики железнодорожных линий и участков в соответствие с потребностью перевозок или категорийностью линий;
маркированный список повышение уровня технической оснащенности средствами железнодорожной автоматики основных транспортных коридоров на основе комплексного подхода к обеспечению безопасности движения, максимальной централизации управления и контроля за перевозочным процессом при сокращении эксплуатационных затрат;
маркированный список оборудование перегонов постоянно действующими устройствами для организации двустороннего движения, модернизация инфраструктуры для обеспечения движения поездов повышенного веса и длины;
маркированный список наращивание объемов внедрения отечественных микропроцессорных систем и устройств железнодорожной автоматики с расширенными функциональными возможностями.

Предусматриваемые мероприятия по обновлению и развитию хозяйства позволят повысить уровень безопасности движения поездов благодаря внедрению современных систем, обладающих функциями полного резервирования, диагностики, удаленного мониторинга, логического контроля действий оператора и обслуживающего персонала. Оптимизация управления движением поездов, повышение уровня его централизации позволят снизить эксплуатационные расходы по всем хозяйствам. Благодаря внедрению малолюдных и ресурсосберегающих технологий, реализуемых на основе использования современных аппаратно-программных средств и нового напольного оборудования, будут уменьшены эксплуатационные затраты на обслуживание средств железнодорожной автоматики и расходы на энергоснабжение.

На заседаниях секций и круглых столов были подробно рассмотрены практические аспекты решения проблем, стоящих перед хозяйством автоматики и телемеханики, подготовлены рекомендации. Речь шла и о том, что ежесуточно на сети дорог происходит более 100 отказов устройств СЦБ, а в отдельные сутки – до 150 отказов. При этом доля отказов, возникающих по вине работников хозяйства СЦБ, составляет 25 %. Поскольку ситуация требует принятия адекватных мер, департамент принял решение объявить 2006 г. годом качества. Определены конкретные рубежи – на основе наведения порядка в соблюдении технологической дисциплины на всех уровнях обеспечить снижение числа нарушений нормальной работы устройств, допущенных по вине работников хозяйства, не менее чем на 7 %.

По традиции в фойе Таврического дворца была развернута большая выставка. Фирмы и организации, поставляющие оборудование и технические решения, продемонстрировали функциональные возможности современных средств автоматики и телемеханики. В числе экспонентов и участников выставки следует, на наш взгляд, выделить Проектно-конструкторское технологическое бюро Департамента автоматики и телемеханики и дочернее общество ОАО «РЖД» «Объединенные электротехнические заводы (ЭЛТЕЗА)».

О необходимости создания в хозяйстве СЦБ собственного проектно-конструкторского бюро речь шла на первой конференции «ТрансЖАТ» в 2004 г. Спустя год, на второй конференции ПКТБ ЦШ уже было представлено в качестве действующей организации, имеющей статус структурного подразделения. В июле этого года ПКТБ стало полноценным филиалом ОАО «РЖД», развернувшим активную работу, организовавшим в ряде регионов собственные филиалы.

Что касается дочернего общества ОАО «РЖД» «ЭЛТЕЗА», работающего в новом правовом поле, то благодаря ему созданы реальные условия для развития конкуренции на рынке производства аппаратуры железнодорожной автоматики. Теперь все изготовители находятся в равных условиях конкурентной среды. «ЭЛТЕЗА» активно технологически перевооружается, решая задачу ускоренного освоения электротехническими заводами выпуска микропроцессорных систем и устройств, создания более современных технических средств, а также внедрения стандартов качества и сертификации всего спектра изготавливаемых изделий. Кроме этого, дочернее общество осваивает новые функции, включая комплексный подход к выполнению работ по капитальному ремонту устройств СЦБ на железных дорогах и техническому обслуживанию современных наиболее сложных типов аппаратуры на принципах аутсорсинга. Все эти мероприятия направлены на повышение качества и надежности работы устройств СЦБ.

И еще об одном аспекте организации работы конференции. В своем выступлении начальник департамента автоматики и телемеханики говорил о проблеме трудовых ресурсов. Отрасли и хозяйству не хватает высококвалифицированных специалистов, способных «быть на ты» с современной техникой. В докладе прозвучала мысль о том, что наступило время внедрения новых подходов к процессу специального образования в целом, о необходимости пересмотра стандартов в области образовательных программ и введении новых специальностей и специализаций в области автоматики и телемеханики.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования