Российские железные дороги - участник
международного рынка
транспортно-логистических услуг

Б.М. Лапидус, старший вице-президент ОАО «РЖД»


Вернуться к содержанию рубрики

Версия для печати

Полиграфический вариант статьи
 

В рамках 23-го Германского логистического конгресса 19 октября 2006 г. в Берлине было подписано совместное заявление между Министерством транспорта РФ и Министерством транспорта, строительства и городского развития ФРГ об организации железнодорожно-паромного сообщения между портами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, российскими и германскими предприятиями.

Следующим важным этапом в развитии сотрудничества двух стран стала прошедшая в Москве 7-9 февраля 2007 г. Международная логистическая конференция «Возможности и тенденции развития рынка логистических услуг в России». Ее основная цель - обмен информацией и налаживание деловых контактов между российскими и зарубежными партнерами. Конференция была организована при поддержке Германской ассоциации логистики (BVL), Евро-Азиатской логистической ассоциации (EALA), Федерального союза немецких экономистов (BDI), Ассоциации восточных земель Общества немецких экономистов, Ассоциации российских экспедиторов, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В ее работе приняли участие около 300 делегатов, представляющих российские и немецкие компании и отраслевые ассоциации, работающие в сфере логистики.

Конференция стала площадкой для проведения дискуссий по вопросам привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере логистики и транспортных услуг и дала прекрасную возможность проинформировать потенциальных зарубежных инвесторов о содержании инвестиционных проектов и программ, поддерживаемых Министерством транспорта РФ. В рамках конференции были обсуждены основные экономические, финансовые, правовые и географические аспекты логистики в России, а участие в ее работе представителей федеральных и региональных органов власти и деловых кругов обеих стран позволило не только выявить насущные проблемы во взаимодействии сторон, но и наметить пути их решения, определить перспективные направления для развития дальнейшего сотрудничества.

С докладом о роли российских железных дорог на международном рынке транспортно-логистических услуг на конференции выступил старший вице-президент ОАО «РЖД» Б.М.Лапидус. Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант этого выступления.

За последние два года деловые контакты российских и германских предпринимателей в области транспорта получили существенную динамику.

ОАО «РЖД», являясь одной из крупнейших железнодорожных компаний мира, понимает свою особую ответственность за эффективное развитие транспортных связей на Евроазиатском континенте.

Устойчивое развитие российской экономики за последние годы, динамичный рост товарооборота со странами Евросоюза и Юго-Восточной Азии, а также растущая конкуренция на транспортном рынке ставят перед компанией новые задачи по удовлетворению потребностей рынка в транспортно-логистических услугах высокого уровня качества.

Это означает не только увеличение объемных показателей работы, но и расширение номенклатуры и повышение комплексности оказываемых транспортно-логистических услуг. При этом одна из ключевых системных задач - это способность всех участников логистического процесса, включая перевозчиков, экспедиторов, таможенные органы, стивидорные организации, работать в жестко увязанной экономическими инструментами технологии, что особенно актуально с учетом предстоящего вступления России в ВТО.

Особым фактором, влияющим на параметры развития российского рынка грузовых перевозок, является высокий, но до сих пор недостаточно реализованный транзитный потенциал транспортной системы России. Евроазиатские коридоры, формирующиеся с использованием инфраструктуры российских железных дорог, имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с альтернативными маршрутами, важнейшее среди которых - мощная инфраструктурная база, относящаяся по некоторым показателям к наиболее технически оснащенным железнодорожным линиям мира, имеющая резервы провозной способности для освоения дополнительных объемов транзитных перевозок.

В числе приоритетных целей стратегического развития ОАО «РЖД» - повышение глобальной конкурентоспособности компании и ее интеграция в Евроазиатскую транспортную систему. Поэтому уже сейчас ОАО «РЖД» не только готово стать транзитным мостом между Западной Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и государствами Центральной Азии, но и подчиняет этой задаче свои инвестиционные и организационные приоритеты.

Решение поставленных задач требует комплексного подхода, охватывающего различные направления деятельности, среди которых одним из наиболее важных является взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными партнерами, заинтересованными в развитии транспортного рынка.

Одним из наиболее приоритетных направлений является развитие контейнерных перевозок, перспективность которых, учитывая мировые тенденции контейнеризации грузов, не вызывает сомнений. Основные направления контейнерных перевозок по сети российских железных проходят по международному коридору «Запад-Восток», который обеспечивает транспортные связи между Западной Европой и странами Азии.

Проводя комплексную работу, направленную на повышение конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок, ОАО «РЖД» стремится охватить все возможные направления совершенствования технологии перевозочного процесса и повышения эффективности транспортировки контейнеров. В этой связи следует кратко остановиться на основных направлениях этой работы.

С июля 2006 г. начало свою деятельность открытое акционерное общество «Трансконтейнер» - дочернее общество ОАО «РЖД» - крупнейший в России оператор на рынке интермодальных перевозок. Компания обладает значительным парком подвижного состава (24 тыс. платформ и 51 тыс. крупнотоннажных контейнеров), сетью сухопутных контейнерных терминалов по всей стране (47 терминалов), собственным автотранспортом для доставки контейнеров.Увеличить

Стратегическим приоритетом является и позитивный опыт сотрудничества с Дальневосточным морским пароходством, итогом которого стало создание совместного предприятия - эффективно развивающейся компании «Русская Тройка», международного оператора интермодальных перевозок. В 2006 г. компанией было перевезено более 65 тыс. ДФЭ.

Более 300 скоростных блок-поездов «Русской Тройки» и «Трансконтейнера» с грузом компании Хёндэ проследовали от Находки до Таганрога со скоростью более 900 км/сут. с высокой точностью исполнения расписания. Компанией «Русская Тройка» организована доставка автокомплектующих Kia Motors на завод в Ижевске, а также перевозка комплектующих для сборки электроники компании LG на завод в Москве. Кроме того, производится продажа слотов в поездах маршрута Находка - Москва.Увеличить

В дальнейшем бизнес компании будет развиваться с увязкой в единую логистическую цепочку работы железных дорог, морских контейнеровозов, контейнерных терминалов на Дальнем Востоке и сухопутных железнодорожных портов по всей России, в том числе в Москве и Московской области. Это позволит предоставлять клиентам «сквозную» логистическую услугу, отвечающую современным требованиям рынка. В настоящее время идет прединвестиционная и проектная стадия этой крупной инвестиционной задачи.

В целом за последние семь лет объем контейнерных перевозок по сети российских железных дорог увеличился более чем в 3 раза. Чтобы эффективно конкурировать на столь привлекательном сегменте рынка, ОАО «РЖД» разрабатывается стратегия развития контейнерного бизнеса, предусматривающая в том числе: реализацию масштабной программы по сбалансированному развитию сети технологических терминальных комплексов для существенного повышения качества перевозок и технологии их обслуживания, принципиально новую организацию перевозок в блок-поездах по жесткому расписанию, новую технологию сборки контейнеропригодных грузов малых партий.

УвеличитьОптимизация управления перевозками позволила повысить скорость движения контейнерных и маршрутизированных поездов до 1000-1200 км/сут., что соответствует международным стандартам. Уже сегодня время перевозки контейнеров из портов Дальнего Востока до западных регионов России, что составляет почти 10 тыс. км, равна всего 11-12 дням (в отличие от 30-40 сут. морским маршрутом).

Безусловно, реализация этих мероприятий является лишь очередным шагом на пути комплексного совершенствования процесса перевозки грузов в рамках всей транспортной системы страны. И здесь участникам транспортного рынка важно проводить разностороннюю согласованную работу, направленную на ликвидацию недостатков каждого составляющего звена. Во-первых, это ускорение процесса переработки грузов в портах путем совершенствования взаимодействия железных дорог с портами и стивидорными компаниями.

Во-вторых, оптимизация таможенных процедур и повышение эффективности совместной работы железных дорог разных стран через внедрение электронного документооборота.

Увеличить

Кроме того, в качестве важного направления этой работы ОАО «РЖД» рассматривает развитие региональных транспортно-логистических центров. Реализация подобных проектов предполагает создание в крупных экономически развитых регионах России и соседних стран системы терминально-складских и распределительных центров, обеспечивающих эффективную стыковку автомобильного, речного, морского и железнодорожного транспорта. Региональное развитие транспортно-логистических центров с привлечением заинтересованных партнеров является необходимым инструментом повышения технической оснащенности транспортных коммуникаций как в рамках отдельных регионов, так и в целом Евроазиатской транспортной системы. Создание таких центров формирует основу для развития взаимовыгодных партнерских отношений между различными субъектами транспортного рынка, интегрирует усилия транспортных компаний при создании конкурентоспособных услуг по доставке грузов, способных удовлетворить требованиям современного рынка.

Отдельное и очень важное направление работы по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта на международном рынке - интенсификация сотрудничества железных дорог разных стран, направленная на развитие грузовых перевозок между Европой и Азией.

Примером могут служить разрабатываемые ОАО «РЖД» совместно с ДБ АГ проекты, которые заложили прочную основу долгосрочного выгодного партнерства железнодорожных компаний двух стран.

Прежде всего следует отметить результаты реализации совместного проекта «Евротранзит 2005» по организации демонстрационного грузового поезда по маршруту Берлин - Варшава - Минск - Москва, являющегося составной частью международного транспортного коридора № 2. Совместная работа железных дорог Германии, России, Польши и Беларусии в рамках проекта показала, что при использовании современных технологий время следования поезда Берлин - Москва может составлять менее 4 сут. вместо обычных 10 сут. Это событие является важным этапом для интеграции транспортных систем четырех стран и формирования эффективной континентальной транспортной системы.

В рамках продолжения этого проекта уже в ближайшее время начнет свою деятельность совместное предприятие железных дорог России, Германии, Белоруссии и Польши, основной функцией которого станет управление проектами по оптимизации перевозочного процесса на маршрутах международного транспортного коридора №2, использующих железнодорожную инфраструктуру четырех стран.

На сегодняшний день завершен важный этап в области гармонизации транспортного права между Россией и странами Евросоюза: 1 сентября 2006 г. вступила в действие унифицированная накладная ЦИМ/СМГС, разработанная совместной рабочей группой из представителей двух международных транспортных организаций ЦИТ и ОСЖД при участии специалистов российских железных дорог.

В сентябре 2006 г. была открыта железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга - Балтийск, а уже в марте 2007 г. линия будет продлена до порта Мукран в Германии, формируя новый мультимодальный маршрут движения грузов из Европы в Россию.

Важнейшее направление повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД» - это развитие логистической деятельности не только как дополнительного элемента сквозной транспортной услуги, но и как предмет самостоятельного эффективного бизнеса. Первые шаги компанией были сделаны в сотрудничестве с опытным участником международного логистического рынка - немецкими железными дорогами.

В мае 2007 г. будут завершены работы по созданию совместной логистической компании с китайскими железными дорогами, целью которой является формирование сквозных транспортно-логистических услуг по организации перевозок контейнеров с участием железнодорожного транспорта в сообщении между Европой, Россией и странами Восточной Азии. В рамках этого проекта планируется также совместное строительство терминально-складской инфраструктуры. Следует особо отметить, что к работе по развитию железнодорожных перевозок на направлении Европа - Россия - Китай активно подключились китайские железные дороги.

Эффективное развитие логистической деятельности должно неизменно сопровождаться расширением и модернизацией объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного движения растущих грузопотоков. В этой связи ОАО «РЖД» стремится к налаживанию тесного сотрудничества с другими крупными транспортными компаниями, администрациями регионов, крупными грузоотправителями и потенциальными инвесторами в рамках построения эффективно действующей транспортно-логистической системы России.

Являясь крупнейшим поставщиком транспортных услуг, надежным экономическим партнером и эффективно развивающейся компанией, ОАО «РЖД» стремится к системному развитию своей транспортно-логистической деятельности и открыто для тесного сотрудничества со всеми участниками транспортного рынка в целях повышения эффективности национальной транспортной системы.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования